Аннотация
Тема нашей исследовательской работы: «Звукоцветовые соответствия в русских скороговорках». Объектом нашего исследования являются русские скороговорки, предметом исследования будет выявление в них звукоцветовых соответствий. Цель исследования: выявить звукоцветовые соответствия в русских скороговорках. Задачи исследования:
1. Выявление звукоцветовых ассоциаций у учащихся 6А и 6 Б классов лицея №2;
2. Сравнение полученного результата с данными научных исследований;
3. Выявление звукоцветовых соответствий в русских скороговорках и их классификация по цветовой гамме.
Вопросу о звукоцветовых соответствиях посвящены исследования А. П. Журавлёва, Л. Н. Ледник, К. Сельчёнка, но литературы по этому вопросу, на наш взгляд, недостаточно. Актуальность предлагаемой исследовательской работы в привлечении внимания к данной проблеме как можно большего количества людей и в практическом применении полученных в результате исследования знаний – классификация скороговорок по цветовой гамме и составление комплектов для речевых разминок и рекомендаций для их использования в школьной практике.
Наша работа состоит из 4 частей: Введения, где мы говорим о целях, задачах и актуальности данного исследования, Главы 1, в которой мы рассказываем о данных эксперимента о выявлении звукоцветовых ассоциаций у учащихся 6 классов лицея и сравниваем полученные данные с данными научного эксперимента, Главы 2, посвящённой основным функциям скороговорок, Главы 3, где представлена классификация русских скороговорок по цветовой гамме на основе звукоцветовых соответствий и приведены данные о целительных свойствах скороговорок на основе исследования Л. Н. Ледник, Заключения, включающего выводы, к которым мы пришли в результате проведённого исследования. В Приложении к работе мы даём подборки скороговорок, классификацию которых провели самостоятельно на основе алгоритма звукоцветовых исследований Л. Н. Ледник «Цветовая основа звука») – это и является результатом нашего исследования (Приложения IV– VIII).
Данная работа может быть интересной и полезной для педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений, психологов и логопедов, учащихся и их родителей.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_npk.docx | 48.62 КБ |
cvet_i_zvuk.ppt | 606.5 КБ |
krasnye.doc | 31.5 КБ |
oranzh.doc | 23 КБ |
zhyoltye.doc | 24 КБ |
zelyonye.doc | 20 КБ |
golubyesinie_fiolet.docx | 17.15 КБ |
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ:
"ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО"
«Звукоцветовые соответствия в русских скороговорках»
Исследовательская работа
Авторы: Ковальчук Н. Д., Кульгина С. П.
Россия, г. Братск, МОУ «Лицей№2», 6класс.
Научный руководитель: Чемезова Т. Ф., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №2» г. Братска
г. Братск
2010 г.
Содержание
Глава 1. Выявление звукоцветовых соответствий у учащихся
Глава 2. Основные функции скороговорок
Глава 3. Классификация русских скороговорок по цветовой гамме
Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала, как флейта, звучать.
Я ловил соответствие звука и цвета,
И когда запевала свой гимн стрекоза,
Меж зеленых ладов проходя, как комета,
Я-то знал, что любая росинка - слеза.
Арсений Тарковский
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Известно о цветовом слухе композитора А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Большое внимание уделяется и звукоцветовым соответствиям в поэзии. Но так ли это на самом деле? Не плод ли это воображения утончённой души поэтов и музыкантов? Могут ли обычные люди уловить связь между звуком и цветом? Влияют ли звукоцветовые соответствия на жизнь человека? Нас заинтересовали эти вопросы, и мы решили узнать об этом подробнее. Тема нашей исследовательской работы: «Звукоцветовые соответствия в русских скороговорках». Мы выбрали объектом исследования скороговорки, потому что они нам близки, мы часто их проговариваем на уроках литературы для улучшения дикции. Предметом исследования будет выявление в них звукоцветовых соответствий.
Цель исследования: выявить звукоцветовые соответствия в русских скороговорках.
Задачи исследования:
1. Выявление звукоцветовых ассоциаций у учащихся 6А и 6 Б классов лицея №2;
2. Сравнение полученного результата с данными научных исследований;
3. Выявление звукоцветовых соответствий в русских скороговорках и их классификация по цветовой гамме.
Вопросу о звукоцветовых соответствиях посвящены исследования А. П. Журавлёва, Л. Н. Ледник, К. Сельчёнка, но литературы по этому вопросу, на наш взгляд, недостаточно. Актуальность предлагаемой исследовательской работы в привлечении внимания к данной проблеме как можно большего количества людей и в практическом применении полученных в результате исследования знаний – классификация скороговорок по цветовой гамме и составление комплектов для речевых разминок и рекомендаций для их использования в школьной практике.
Наша работа состоит из 4 частей: Введения, где мы говорим о целях, задачах и актуальности данного исследования, Главы 1, в которой мы рассказываем о данных эксперимента о выявлении звукоцветовых ассоциаций у учащихся 6 классов лицея и сравниваем полученные данные с данными научного эксперимента, Главы 2, посвящённой основным функциям скороговорок, Главы 3, где представлена классификация русских скороговорок по цветовой гамме на основе звукоцветовых соответствий и приведены данные о целительных свойствах скороговорок на основе исследования Л. Н. Ледник, Заключения, включающего выводы, к которым мы пришли в результате проведённого исследования. В Приложении к работе мы даём подборки скороговорок, классификацию которых провели самостоятельно на основе алгоритма звукоцветовых исследований Л. Н. Ледник «Цветовая основа звука») – это и является результатом нашего исследования (Приложения IV – VIII).
Для выявления звукоцветовых ассоциаций у учащихся мы провели эксперимент
(в нём приняли участие 54 человека):
На доске в строчку записали шесть основных гласных звуков русского языка:
[Э], [О], [Ы], [У], [И], [А] – и попросили учащихся написать , в какой из цветов, по их мнению, окрашен каждый из гласных. После этого мы обработали данные, проанализировали результаты эксперимента, представленные в таблицах (Приложения I и II).Затем мы сопоставили полученные данные с данными научных экспериментов известного лингвиста И. П. Журавлёва и убедились, что они в основном совпадают:
Гласный звук | Цвет, соответствующий звуку, по мнению учащихся | Цвет, соответствующий звуку, по данным экспериментов лингвиста И. П. Журавлёва лингвиста И. П. Журавлёва | Выводы |
[ А ] | ярко-красный, алый | ярко-красный | + |
[ О ] | жёлтый, оранжевый, цвет солнца | жёлтый, оранжевый, цвет солнца | + |
[ И ] | синий, голубой | синий, голубой | + |
[ У ] | сине-зелёный | сине-зелёный | + |
[ Э ] | жёлто-зелёный синий | жёлто-зелёный ------------------------ | + - |
[ Ы ] | чёрный | Чёрный, тёмный | + |
Таким образом, в результате эксперимента мы пришли к следующим выводам:
1. Большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом.
2. Полученные нами данные совпадают с данными научных экспериментов.
Следовательно, звукоцветовые соответствия на самом деле существуют.
Фоносемантикой – наукой, занимающейся изучением эмоциональной реакции человека на слово, как набор звуков, также подтверждена глубокая связь между детским восприятием звуков речи и цветовых оттенков.
Речевое развитие – это один из аспектов всестороннего развития личности. По мнению известного психолога Л. С. Выготского, улучшение речевых навыков «является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственного развития ребенка». При этом необходимо понимать, что важным является не только то, о чём мы говорим, но и то, как мы говорим. Психологи утверждают,7 что впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произносят, поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.
Принято считать, что очень полезными для развития хорошего произношения звуков речи могут быть скороговорки – искусственно придуманные фразы с подбором трудно произносимых звуков, которые ради забавы стараются произнести быстро, не запинаясь.
Изучая литературу по данному вопросу, мы открыли для себя, что скороговорки могут не только улучшить дикцию, но и помочь в исцелении, так как произносимые человеком слова реально влияют на его здоровье.
В ходе исследования мы узнали, что в индо-тибетской медицине каждой из семи основных чакр (энергофильтров, с помощью которых человек обменивается энергией с
вселенной) соответствуют благоприятные им определённые цвета и мантры (особые сочетания звуков, которые активно воздействуют на нервные центры человека, а через них – на процессы, идущие в организме).
Древние традиции утверждают, что в основе Творения Вселенной лежало пять изначальных звуков-ростков: А, У, Э, О, И, игра звучаний которых способна изменять ритм Бытия. Этот ритм присущ всем объектам, включая человеческое тело. Ритмические вибрации, возникающие при произнесении мантр, порождают различные состояния ума.
Известный психолог Владимир Никитин считает, что « теория звуков-ростков тесно связана со всей системой мировоззрения. Например, все слоги мантры "Ом мани падмэ хум" ("Спасение в нас самих") соотносятся с медитативными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие Просветления: ом - белый, ма - синий, ни - желтый, пад - зеленый, мэ - красный, хум - черный. Различные цвета соотносятся с различными проявлениями ума, со стихиями и силами Природы, а различные конфигурации рта при произнесении звуков и возникающие при этом вибрации также соответствуют стихиям, поэтому значимость голоса и дикции выходит далеко за пределы простого общения между людьми».7 В качестве мантр могут выступать и скороговорки, так как они небольшие по объёму и, как правило, сконцентрированы на произнесении определённых повторяющихся звуков, которым соответствует определённый цвет.
Психофизиологами также установлено, что первыми из всех факторов (цвет, запах, звук, вкус и т. д.), воздействующих на психику и эмоции человека, являются цвет и звук, которые имеют волновую природу. Каждый элемент вселенной имеет волновую природу, а, следовательно, и свою собственную частоту. Органы человека тоже имеют определенные частоты функционирования. Поэтому, воздействуя на них цветом или звуком, можно достичь эффекта резонанса, «настраивая» их на «полезную» частоту.
Таким образом, помимо игровой и логопедической функций скороговорки обладают ещё одной – целительной.
В статье Лидии Николаевны Ледник «Цветовая основа звука» мы нашли классификацию русских скороговорок по цветовой гамме5 и узнали, скороговорки какого цвета влияют на исцеление конкретных заболеваний. Например, «красные» скороговорки увеличивают кровяное давление, ритм дыхания, стимулируют работу мозга, эффективны при меланхолии и депрессии, «синие» скороговорки развивают воображение, эффективны при снятии психоэмоционального возбуждения, смягчают агрессию, ликвидируют состояние страха и тревоги; «голубые» – успокаивают, «зелёные» – избавляют от замкнутости и пассивности, «жёлтые» – стимулируют работу мозга, зрения, успокаивают психоневрозы, вызывают хорошее настроение и т.д. Приведём лишь некоторые из них:
1. «Красные» скороговорки (звуки А, Я + усиление цвета звуками Р, К, Ж, Х, Ш)
Красный — это цвет действия, он увеличивает мускульное напряжение, кровяное давление, ритм дыхания, стимулирует работу мозга, помогает поддерживать здоровый цвет кожи, эффективен при меланхолии, депрессии. В терапевтических целях подойдут следующие скороговорки:
1. Шакал шагал, шакал скакал.
2. Во мраке раки шумят в драке.
3. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!».
Ежедневное повторение этих скороговорок поможет избавиться от многих заболеваний и вызовет чувство безопасности и стабильности. Если у Вас важная деловая встреча, где Вы должны выглядеть бодро и проявить себя с лучшей стороны, повторите скороговорку про дерущихся раков, и Вы своего добьетесь.
2. «Оранжевые», или «Красно-желтые» скороговорки (звуки А, Я + звук О)
Оранжевый цвет улучшает пищеварение, ускоряет ток крови, вызывает радость, способствует лечению анемии. Соответствующие данному цвету скороговорки:
1. Фрол подол у кафтана порол, распарывал, распарывал и подол не распорол.
2. Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
3. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.
3. «Желтые» скороговорки (звук О, усиление звуками Л, Г)
Желтый цвет стимулирует зрение, работу мозга, успокаивает психоневрозы, вызывает хорошее настроение, бодрость. Эффективен, как восстанавливающее средство при умственном утомлении. Ликвидирует апатию и тревогу. Возвышает ум и утончает восприятия. В восточной медицине желтый цвет является цветом чакры Манипура, которой соответствуют печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, селезенка, желудок, тонкий кишечник, кровеносные сосуды, нервная система. Для профилактики этих органов полезны следующие скороговорки:
1. Около кола колокола, около ворот коловорот.
2. Во поле затопали кони.
3. Водовоз вёз воду из водопровода.
4. «Зеленые» скороговорки (звуки Е, Ё, усиление звуками Н, Д)
Зеленый цвет снижает кровяное давление, расширяет сосуды, облегчает невралгию, мигрень, уравновешивает, успокаивает, вселяет мужество, дисциплинирует ум и тело, помогает контролировать свои поступки. Смягчает эмоции, гармонизирует работу сердца. В восточной медицине зеленый цвет является цветом чакры Анахата, которой соответствуют сердце, легкие, циркулирующая кровеносная система.
1.Сеня вёз воз сена.
2. Тень – тень – потетень, весь день набекрень.
3. Слепень сел на пень, просидел весь день и улетел под плетень – где есть тень.
Эти скороговорки помогут при сердечнососудистых заболеваниях, артритах, респираторных заболеваниях, параличе, гипертонии, развеют грусть, избавят от замкнутости и пассивности.
5. «Голубые» скороговорки (звуки У+Ю, усиление звуками И, Й, Б, С)
Голубой цвет снижает мускульное напряжение, способствует замедлению пульса и ритма дыхания, успокаивает, оказывает болеутоляющее действие. Эффективен при бессоннице, рассеивает навязчивые мысли. Это - цвет Чистого Сознания, духовной бодрости и умственной трезвости. В восточной медицине голубой цвет является цветом чакры Вишудха, которой соответствуют бронхиальный, и голосовой аппараты, щитовидная и паращитовидная железы. Для голубого цвета приведем несколько эффективных скороговорок :
1. Люда мыла блюдо и всю посуду. И не била блюдо и всю посуду Люда.
2.Не клюй, курица, крупку, не кури, Кирилл, трубку.
3. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
4. Хвалю халву.
Они справятся с болью в горле, заболеваниями щитовидной железы, простудой. Помогут развить в себе коммуникабельность, экспрессивность, творческое начало. Кто сомневается в правдивости этой информации, заметим, что в любой поликлинике терапевты вам подтвердят, что при ангине боль в горле снимается протяжными звуками «У- у- у».
6. «Синие» скороговорки (звук И, усиление звуками У, Б, Д, В, С, Т)
Синий цвет близок по воздействию на человека к голубому. Он также эффективен при снятии психоэмоционального возбуждения, смягчает агрессию, ликвидирует состояния страха и тревоги. В восточной медицине синий цвет является цветом чакры Аджна, которой соответствуют нижний мозг, гипофиз, левый глаз, уши и нос.
Приведем примеры «синих» скороговорок:
1. Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.
2. У Дуси гуси ушли в нору и лузи.
3. Ест кискa суп из миски. Сытa кискa, пустa мискa.
Эти скороговорки – замечательное средство от головных болей, они развивают воображение и помогают при лечении насморка .
7. «Фиолетовые», или «Красно-синие» скороговорки (звуки И, У, Ю + звуки А, Я + усиление «темными» звуками Ы, Ш, Х, Ж) .
Фиолетовый цвет повышает функциональную устойчивость сердца, легких и кровеносных сосудов. Увеличивает выносливость тканей и органов, помогает при невралгиях, а также способствует росту целительных сил организма. Соответствующие скороговорки:
1. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
2. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
3. Кричал Архип, Архип осип. Не надо Архипу кричать до хрипу.
«Фиолетовые» скороговорки помогают достичь ясности ума и просветленности, снимают психозы и повышенное внутричерепное давление, а также могут использоваться для лечения церебральных опухолей.
8. «Красно - зеленые» скороговорки (звуки А, Я + звук Е)
Как видно из названия, «красно - зеленые» скороговорки сочетают в себе признаки «красных» и «зеленых» скороговорок. Они помогаю справиться с внезапной острой болью в сердце и головной болью. Для больных вегетососудистой дистонией это – настоящий подарок.
1. Ткёт ткач ткани на платье Тане.
2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
3. У черепахи для черепашонка четыре распашонки.
9. «Желтые - зеленые» скороговорки (звук О + звуки Е, Ё)
1.Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
2.Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
3. Перепёлка перепеленала перепелёнка в пять пелёнок. А перепелёнок плакал спросонок.
10. «Желтые - синие» скороговорки (звук О + звуки И, У)
1. Пришёл Прокоп– Кипит укроп. Ушёл Прокоп – Кипит укроп.
2. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
3. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – в капюшоне кукушонок смешон.
11. «Сине - зеленые» скороговорки (звуки И, У, Ю + звук Е)
1. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
2. Кисель кипел. Кисел кисель.
3. Пётр Петру пёк пироги.
Удивительно, что констатация такого простого факта, что Пётр Петру пёк пироги, помогает расслабиться, избавиться от волнений и тревог, восстановить работу сосудов и сердца. То есть, «сине - зеленые» скороговорки эффективно действуют на организм человека как «синие», так и «зеленые» их собратья.
Классификация скороговорок на основе алгоритма звукоцветовых исследований Л. Н. Ледник «Цветовая основа звука»)5
Данную классификацию мы использовали для анализа найденных нами скороговорок и составления новых комплектов разных по цветовой гамме скороговорок для проговаривания в классе в качестве речевой разминки. Мы проанализировали около 100 скороговорок и составили семь комплектов в соответствии с семью цветами радуги. (Приложения III – VII) Надеемся, что наша «чудесная семицветная дуга» поможет нам и нашим одноклассникам избавиться от недугов. Мы призываем всех чаще произносить скороговорки. Помните - "Спасение в нас самих".
Раньше мы считали, что скороговорки – это лишь один из эффективных и нескучных способов отработки звуков речи, однако в ходе исследования мы убедились, что звукоцветовые соответствия в русских скороговорках действительно существуют. И что самое интересное – благодаря этому, помимо логопедической и игровой функции скороговорки могут даже исцелять людей.
В статье Константина Сельчёнка «Тайны восточной медицины»3 приводятся данные, что во все времена одним из важнейших методов лечения древности было лечение цветом: «В Древней Индии лечение цветом употреблялось с незапамятных времен. Искусственных источников света тогда еще, разумеется, не было, и потому использовали солнечные лучи, помещая на их пути к телу человека цветные стекла или окрашенные ткани. Уже Авиценна прописывал своим пациентам воздействие определенными цветами в зависимости от характера заболеваний и состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой. Окна завешивали цветными шторами. Считалось эффективным даже облачение пациента в одежду определенного цвета». Это забытое открытие древности получило актуальность в наше время, что подтверждается и данными нашего исследования.
3. Ледник Л. Н. «Цветовая основа звука», СПб, 2004
7. http://www.mastergolosa.ru/dikciya
8. http://s5s.ru/Dikcia.htm
Таблица №1
Звук | Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов | Количество выборов |
[ А ] | ярко-красный, алый | 31 |
жёлтый | 9 | |
синий | 5 | |
оранжевый | 4 | |
другие цвета (1-2 выбора) | 5 |
Таблица №2
Звук | Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов | Количество выборов |
[О] | жёлтый, оранжевый, цвет солнца | 30 |
синий, цвет неба | 15 | |
белый | 7 | |
другие цвета (1-2 выбора) | 2 |
Приложение II
Таблица №3
Звук | Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов | Количество выборов |
[И] | синий розовый, красный | 20 13 |
зелёный | 9 | |
жёлтый | 9 | |
другие цвета (1-2 выбора) | 3 |
Таблица №4
Звук | Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов | Количество выборов |
[ У] | синий | 18 |
[ У] | зелёный | 11 |
жёлтый | 10 | |
красный | 5 | |
оранжевый | 4 | |
другие цвета (1-2 выбора) | 6 |
Приложение III.
Таблица №5
Звук | Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов | Количество выборов |
[ Э] | синий | 18 |
зелёный | 10 | |
жёлтый | 8 | |
оранжевый | 7 | |
серый | 5 | |
другие цвета (1-2 выбора) | 6 |
Таблица №6
Звук | Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов | Количество выборов |
[ Ы] | чёрный | 19 |
синий | 8 | |
красный | 7 | |
оранжевый | 4 | |
серый | 5 | |
другие цвета (1-2 выбора) | 11 |
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ:
"ИНТЕЛЛЕКТ И ТВОРЧЕСТВО"
«Звукоцветовые соответствия в русских скороговорках»
Исследовательская работа
г. Братск
2010 г.
Аннотация
Тема нашей исследовательской работы: «Звукоцветовые соответствия в русских скороговорках». Объектом нашего исследования являются русские скороговорки, предметом исследования будет выявление в них звукоцветовых соответствий. Цель исследования: выявить звукоцветовые соответствия в русских скороговорках. Задачи исследования:
1. Выявление звукоцветовых ассоциаций у учащихся 6А и 6 Б классов лицея №2;
2. Сравнение полученного результата с данными научных исследований;
3. Выявление звукоцветовых соответствий в русских скороговорках и их классификация по цветовой гамме.
Вопросу о звукоцветовых соответствиях посвящены исследования А. П. Журавлёва, Л. Н. Ледник, К. Сельчёнка, но литературы по этому вопросу, на наш взгляд, недостаточно. Актуальность предлагаемой исследовательской работы в привлечении внимания к данной проблеме как можно большего количества людей и в практическом применении полученных в результате исследования знаний – классификация скороговорок по цветовой гамме и составление комплектов для речевых разминок и рекомендаций для их использования в школьной практике.
Наша работа состоит из 4 частей: Введения, где мы говорим о целях, задачах и актуальности данного исследования, Главы 1, в которой мы рассказываем о данных эксперимента о выявлении звукоцветовых ассоциаций у учащихся 6 классов лицея и сравниваем полученные данные с данными научного эксперимента, Главы 2, посвящённой основным функциям скороговорок, Главы 3, где представлена классификация русских скороговорок по цветовой гамме на основе звукоцветовых соответствий и приведены данные о целительных свойствах скороговорок на основе исследования Л. Н. Ледник, Заключения, включающего выводы, к которым мы пришли в результате проведённого исследования. В Приложении к работе мы даём подборки скороговорок, классификацию которых провели самостоятельно на основе алгоритма звукоцветовых исследований Л. Н. Ледник «Цветовая основа звука») – это и является результатом нашего исследования (Приложения IV – VIII).
Данная работа может быть интересной и полезной для педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений, психологов и логопедов, учащихся и их родителей.
Слайд 1
Звук и цветСлайд 2
Исследовательская работа на тему «Звукоцветовые соответствия в русских скороговорках» Авторы: Ученицы 6 Б класса МОУ «Лицей №2» г. Братска Ковальчук Наталия Кульгина Софья Руководитель: Чемезова Т. Ф.
Слайд 3
Я учился траве, раскрывая тетрадь, И трава начинала, как флейта, звучать. Я ловил соответствие звука и цвета, И когда запевала свой гимн стрекоза, Меж зеленых ладов проходя, как комета, Я-то знал, что любая росинка – слеза. Арсений Тарковский
Слайд 4
Объект исследования Русские скороговорки
Слайд 5
Предмет исследования Установление звукоцветовых соответствий
Слайд 6
Цель исследования: Выявить звукоцветовые соответствия в русских скороговорках.
Слайд 7
Задачи исследования Выявление звукоцветовых ассоциаций у обучающихся 6 А и 6 Б классов лицея №2; Сравнение полученного результата с данными научных исследований; Классификация скороговорок по цветовой гамме.
Слайд 8
Ход эксперимента На доске в строчку пишутся шесть гласных звуков : [ Э ] , [ О ] , [ Ы ] , [ У ] , [ И ] , [ А ] . Задание информантам: Напишите, в какой из цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных. В эксперименте приняли участие 54 шестиклассника.
Слайд 9
Звук Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов Количество выборов [ А ] ярко-красный, алый 31 жёлтый 9 синий 5 оранжевый 4 другие цвета (1-2 выбора) 5 Результаты эксперимента
Слайд 10
Звук Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов Количество выборов [О] жёлтый, оранжевый, цвет солнца 30 синий, цвет неба 15 белый 7 другие цвета (1-2 выбора) 2 Результаты эксперимента
Слайд 11
Звук Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов Количество выборов [И] синий 20 розовый, красный 13 зелёный 9 жёлтый 9 другие цвета (1-2 выбора) 3 Результаты эксперимента
Слайд 12
Звук Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов Количество выборов [ У] синий 18 [ У] зелёный 11 жёлтый 10 красный 5 оранжевый 4 другие цвета (1-2 выбора) 6 Результаты эксперимента
Слайд 13
Звук Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов Количество выборов [ Э] синий 18 зелёный 10 жёлтый 8 оранжевый 7 серый 5 другие цвета (1-2 выбора) 6 Результаты эксперимента
Слайд 14
Звук Цвет, соответствующий звуку, по мнению информантов Количество выборов [ Ы] чёрный 19 синий 8 красный 7 оранжевый 4 серый 5 другие цвета (1-2 выбора) 11 Результаты эксперимента
Слайд 15
Гласный звук Цвет, соответствующий звуку, по мнению учащихся Цвет, соответствующий звуку, по данным экспериментов лингвиста И. П. Журавлёва Выводы [ А ] ярко-красный, алый ярко-красный + [ О ] жёлтый, оранжевый, цвет солнца светло-жёлтый + [ И ] синий, голубой синий, голубой + [ У ] сине-зелёный сине-зелёный + [ Э ] жёлто-зелёный синий жёлто-зелёный ------------------------ + _ [ Ы ] чёрный Чёрный, тёмный + Сравнительный анализ данных
Слайд 16
Вывод : Большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определенные связи между звуком и цветом. Полученные нами данные совпадают с данными научных экспериментов лингвиста И. П. Журавлёва. Следовательно, мы убедились, что звукоцветовые соответствия существуют.
Слайд 17
Фоносемантикой – наукой, занимающейся изучением эмоциональной реакции человека на слово, как набор звуков, подтверждена глубокая связь между детским восприятием звуков речи и цветовых оттенков.
Слайд 18
Скороговорка - искусственно придуманная фраза с подбором трудно произносимых звуков, которую ради забавы стараются произнести быстро, не запинаясь. (Новый толковый словарь русского языка)
Слайд 19
Психофизиологами установлено , что первым из всех факторов (цвет, запах, звук, вкус и т. д.), воздействующих на психику и эмоции человека, являются цвет и звук , которые имеют волновую природу. Каждый элемент вселенной имеет волновую природу, а, следовательно, и свою собственную частоту. Органы человека тоже имеют свои частоты функционирования. Поэтому, воздействуя на них цветом или звуком , можно достичь эффекта резонанса, «настраивая» их на «полезную» частоту.
Слайд 20
Классификация скороговорок (на основе звукоцветовых исследований Л. Н. Ледник « Цветовая основа звука » ) « Красные скороговорки» (звук А, Я + усиление цвета звуками Р, К, Ж, Х, Ш) «оранжевые» – (А, Я + О) «зелёные» – (Е, Ё + Н, Д) «жёлтые» – (О + Л, Г) «голубые» – (У, Ю + И, Й, Б, С) «синие» – (И + У, Б, Д, В, С, Т) «фиолетовые» –(И, У, Ю+А, Я+ Ш, Х, Ж) «красно–зелёные» – (А,Я + Е) «жёлто–зелёные» – (О + Е, Ё) «жёлто–синие» – (О + И, У) «сине–зелёные» – ( И, У, Ю + Е)
Слайд 21
Вывод: помимо логопедической и игровой функции, скороговорки могут реально помочь в исцелении: Например, «красные» скороговорки увеличивают кровяное давление, ритм дыхания, стимулируют работу мозга, эффективны при меланхолии и депрессии, « синие » скороговорки развивают воображение, эффективны при снятии психоэмоционального возбуждения, смягчают агрессию, ликвидируют состояние страха и тревоги; «г олубые » – успокаивают, « зел ё ные » – избавляют от замкнутости и пассивности, « ж ё лтые » – стимулируют работу мозга, зрения, успокаивают психоневрозы, вызывают хорошее настроение и т.д.
Слайд 22
« Красные » скороговорки (звуки А, Я + усиление цвета звуками Р, К, Ж, Х, Ш) 1. Шакал шагал, шакал скакал. 2. Во мраке раки шумят в драке. 3. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!».
Слайд 23
Соотношение количества безударных и ударных гласных звуков на каждую тысячу звуков разговорной речи : Таблица 1. А — 50, ударных А* — 50 О — 60, ударных О*+ Ё*— 40 И — 40 , ударных И* — 16 Е — 50 , ударных Е*+ Ё*— 40 У — 17 , ударных У* — 12 Ю — 4 , ударных Ю* — 2 Я — 13 , ударных Я* — 12 Ы — 17 , ударных Ы* — 6 Э — 4 , ударных Э* — 2, Где *Ударный звук с удвоенным количеством.
Слайд 24
Ресурсы: 1. Сельчёнок К. «Тайны восточной медицины», Минск, 1991 2. Журавлёв А. П. «Звук и смысл», Москва, «Просвещение», 1981 3. Журавлёв А. П. «Фонетическое значение», СПб, 1974 4. http://www.p-marketing.ru/publications/applied-marketing/marketing-consumer-durables/press/zvuk-tsvet 5. http://stihi.ru/2003/08/07-979
Слайд 25
БЛАГОдарим за внимание! «Скороговорьте» и будьте здоровы!
и
коП
Голубые скороговорки.
Люда мыла блюдо и всю посуду.
И не била блюдо и всю посуду Люда.
« Полили ли лилию? Видели ли Лидию?» - « Полили лилию. Видели Лидию.»
Не клюй, курица, крупку,
Не кури, Кирилл, трубку.
У осы не усы, не усищи, а усики.
У гуся усов ищи не ищи – не сыщешь.
На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
Юлька – Юленька – юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
- Попугай, попугай, попугай!
У зайки Бубы заболели зубы.
Синие скороговорки.
Ест киска суп из миски
Сыта киска, пуста миска.
В печурке: три чурки,
Три гуся, три утки.
У Дуси гуси ушли в нору и Лузи.
С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши и во ржи не души.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Валин валенок провалился в прогалинок.
Щипцы да клещи – вот наши вещи.
У Бори винт. У Вити бинт.
Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
Дед Данила делил дыню,
Дольку Диме, дольку Дине.
Фиолетовые скороговорки.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
Волки рыщут, пищу ищут.
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
Кричал Архип,
Архип осип.
Не надо Архипу
Кричать до хрипу.
Жутко жуку жить на суку.
Лепесток и цветок
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Сказка об осеннем ветре
Загадочная система из шести экзопланет
Рисуем ананас акварелью