Ученица, занимаясь краеведением, изучила степень популярности трамвая в г. Старый Оскол и Старооскльском районе.
Оказалось, что у горожан трамвай не очень популярен. Например, только каждый третий работник ОЭМК пользуется трамваем. Остальныые предпочитают автомобиль или автобус. Но зато трамвай очень популярен у жителей пригородных сел. По мнению юного исследователя, именно благодаря трамваю, в близьлежащих селах раскуплены все дома. Трамвай - удобен для проезда в город уже даже тем, что проезд в нем дешевле, чем в автобусе.
Вложение | Размер |
---|---|
tramvay_za_i_protiv_sharikova.doc | 99 КБ |
tramvay_sharikova_otechestvo.ppt | 260.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Знаменская школа»
Старооскольского городского округа, Белгородской области
Скоростной трамвай
Старого Оскола:
его настоящее и будущее, «плюсы» и «минусы»
Выполнила:
Шарикова Елена,
ученица 8 класса
Руководитель:
Кондратенко В.В.
учитель истории
Знаменка, 2011
Содержание
Введение………………………………………………………….3.
скоростного трамвая для Старого Оскола……………………..3
Заключение………………………………………………………9
Источники……………………………………………………….10
Приложения……………………………………………………..11
Введение
Скоростной трамвай – это современная транспортная система, обеспечивающая высокую безопасность и скорость движения вагонов (до 80 км/ч) благодаря обустройству трамвайной линии и подвижного состава по специальной технологии. В зарубежной литературе скоростной трамвай называют «легкорельсовым транспортом» в отличие от традиционного метрополитена и электропоездов, которые относят к категории «тяжелорельсовых». Помимо этого у трамвая есть очень важное преимущество перед другими видами транспорта: он не загрязняет окружающую среду, т.е. это экологически чистый вид транспорта. Поэтому, предмет исследования: Оскольский скоростной трамвай. Цель: изучить, как развивается этот вид транспорта в нашем, Оскольском, крае и какое у него будущее.
Отсюда задачи:
Словосочетание «скоростной трамвай» вызывает в сознании образ стремительного трамвайного вагона, однако подвижной состав является второстепенным фактором. Высокую скорость, главным образом, обеспечивает особая организация линии трамвая, включающая специальное обустройство путей и станций. Актуальность исследования в том, что сейчас много говорят и спорят об альтернативных источниках энергии, т.е. экологически чистых. Современные автомобили сильно загрязняют атмосферу продуктами сгорания топлива. А трамвай в этом отношении очень выгоден и удобен. Методы исследования: изучение источников, описание, сравнение, опрос.
скоростного трамвая для Старого Оскола
Скоростной трамвай давно стал одной из достопримечательностей Старого Оскола.
Технический проект внешних объектов и коммуникаций первой очереди Оскольского электрометаллургического комбината был разработан на основании Постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1975 года № 821 "О мероприятиях по строительству первой очереди Оскольского электрометаллургического комбината"[1]. В техническом проекте, выданном Государственным институтом по проектированию дорожно-транспортных сооружений "Гипрокоммундортранс" Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, сказано: "В 1973 году "Гипрокоммундортранс" разработал технико-экономическое обоснование выбора вида пассажирского транспорта для доставки трудящихся из города Старый Оскол до металлургического завода. Были рассмотрены два варианта: доставка трудящихся: поездами электрифицированной железной дороги, с подвозом к станциям автобусами и перевозка скоростным трамваем с размещением остановочных пунктов в пределах пешеходной доступности. Оказалось, что вариант со скоростным трамваем имеет преимущества по технико-экономическим показателям и по времени доставки трудящихся на завод. Этот вариант был утверждён генпроектировщиком - Гипромезом и положен в основу технического проекта линии к Оскольскому металлургическому заводу, законченному в июле 1975 года"[5].
В состав проекта входит пять томов пояснительных записок, сметы, заказные спецификации в заявочные ведомости, 198 чертежей. В комплекс сооружений скоростного трамвая входят: путь и контактная сеть - 21,9 км двойного пути, трамвайное депо на 200 вагонов, мастерские службы пути, тяговые подстанции - 10. Требуемые капиталовложения - 27,5 млн рублей, в том числе: строительно-монтажные работы - 19,5 млн рублей и приобретение подвижного состава - 4,7 млн рублей [5].
2. Строительство линии и «жизнь»
скоростного трамвая в Старом Осколе
В марте 1976 года начато строительство линии скоростного трамвая. В 1977 году в Старый Оскол начали поступать первые вагоны модели 71-605. Тогда же создано трамвайное депо, и на период строительства начальником был назначен Александр Яковлевич Арнольбик. Трамвайную линию строили с применением техники и специалистов с железной дороги. Линия берёт своё начало от трамвайного депо и идёт по проспекту Металлургов до конечной станции "Оскольский электрометаллургический комбинат". На линии есть промежуточные конечные станции - "БСИ" и "Городское кольцо" ("Проспект Металлургов"). Дальнейшего развития система не получила, оставшись на уровне 1981 года.
Регулярное движение трамваев по протяженной линии, связывающей город с металлургическим комбинатом, было открыто 4 января 1981 года.
Трамвайная линия имеет несколько пересечений с автомобильными дорогами, но в основном проходит по выделенному полотну. В районе конечной станции "ОЭМК" находится трамвайный путепровод над автомобильной дорогой. Последние 600 метров линия проходит по территории комбината. Существовали планы по дальнейшему развитию линии внутри комбината, но они не были реализованы.
Уже в 1983 году (третий год существования предприятия) в коллективе - 593 человека, средний возраст - 27 лет. За год обучено 198 человек. Организовано 15 бригад, в которые объединены 165 человек. С организацией бригад значительно повысилась производительность труда, ответственность работников за объём и качество технического обслуживания и ремонта, улучшилась трудовая и производственная дисциплина. Коллектив участвует в субботниках, сельхозработах, оказывает шефскую помощь совхозу "Ленинский", школе № 17. Создана художественная самодеятельность. Построен открытый спорткомплекс. Большое внимание уделяется охране труда и здоровью. Организовано диетпитание работников, горячее питание для водителей. Работает парилка с сухим паром. В этом году УСТ девять раз занимало призовые места, признано передовым коллективом ОЭМК, награждено переходящим Красным Знаменем. План перевозки выполнен на 103,4 процента. В августе с начала года перевезён 10-миллионный пассажир! Получено 32 трамвая, в парке 101 вагон, но в эксплуатации - 64, остальные на консервации и будут вводиться по мере увеличения пассажиропотока. В учебно-курсовом комбинате готовят специалистов для УСТ. Управлению присвоено звание «Передовой коллектив».
В 2003 году трамвайное хозяйство было акционировано. 49% акций ОАО "Скоростной трамвай" принадлежит городу, 51% - ОЭМК, который изначально и строил трамвай для подвоза своих работников к комбинату. Однако город в последнее время ОАО "Скоростной трамвай" полностью поддерживается комбинатом.
Какой процент работников ОЭМК пользуется для поездки на работу автобусами? А какой – трамваями? Я попыталась выяснить это и провела опрос городских и сельских жителей. В городе спрашивала людей на остановках трамвая и на рынке. В сельской местности – в селах Незнамово и Городище. Затем посмотрела материалы по данному вопросу в Интернет. И выяснила следующее: трамваем для доставки на работу пользуется только треть обслуживающего персонала ОЭМК. Объясняется это тем, что трамвай в Старом Осколе считается менее удобным видом транспорта. Но зато трамвай очень популярен у жителей пригородных сел: Незнамово, Городище, Озерки. Многие покупают там жилье и ездят трамваем на работу в Старый Оскол. Во многом благодаря этому, показатели объёма трамвайных перевозок растут с каждым годом. Так, в 1990 году скоростным трамваем было перевезено около 6,6 млн. чел. за год, а к 2000 году эта цифра выросла до 9,8 млн. чел. Сейчас трамвай перевозит свыше 11 млн. чел. в год. (Приложение № 1)
В настоящее время Старооскольский скоростной трамвай является одним из самых молодых в России. 30 лет он курсирует между городом и ОЭМК, перевозя, в среднем, около 10 миллионов человек в год [2] . У трамвая нет выходных: сотни, тысячи людей – работники комбината и его дочерних предприятий, жители города и окрестных сёл – каждый день едут по стальной колее. С 1981 по 2011 год перевезено 202,8 миллиона пассажиров. Сегодня старооскольцы не мыслят себя без этого удобного, экологически чистого, надёжного вида транспорта, работающего в любую погоду. На линию выходит 71 пассажирский вагон, общий пробег за 30 лет составил около 100 миллионов километров, трамвай обогнул экватор более двух тысяч раз!
Как уже отмечалось выше, трамвайная система Старого Оскола является скоростной. Всего 4 города Российской Федерации имеют подобные линии. Помимо Старого Оскола это Волгоград, Ижевск и Усть-Илимск [4]. .
3. Особенности Старооскольского Скоростного трамвая
В Старом Осколе действуют три трамвайных маршрута: 1, 2 и 3.
1 – Городское кольцо - "ОЭМК" (самый протяжённый: от станции "Городское кольцо" до "ОЭМК")
2 – Городское кольцо - БСИ (следует по трассе первого, оборачиваясь на станции "БСИ" и не доходя несколько остановок до станции "ОЭМК")
3 – Трамвайное депо - Городское кольцо (челнок), (соединяет трамвайное депо со станцией "Городское кольцо", работает только в дневное время, он самый короткий - всего 3 остановки).
Примечателен он тем, что на нём эксплуатируется челночная система из двух вагонов, сцепленных задними торцами друг к другу, причём посадка производится только в вагон, двери которого находятся справа по ходу движения.
Интервалы на маршрутах в часы "пик" составляют 5-10 минут. Время в пути на первом маршруте от конечной станции "Городское кольцо" до ОЭМК - около 40 минут. Скорость вагонов в черте города составляет около 55 км/ч, а за городом возрастает до 70 км/ч. Стоимость проезда между станциями, находящимися в городской черте и за чертой города несколько отличается. За более дальнюю поездку, вплоть до конечной станции "ОЭМК" придется заплатить несколько больше. В вагонах работают кондукторы. Помимо обычных билетов на трамвай продаются льготные талоны и проездные абонементы на месяц.
Имеются как регулируемые, так и нерегулируемые пересечения трамвайных линий с автодорогой. У крупных развязок в городской черте на проспекте Металлургов все регулируется светофорами. У трамвайного депо светофора нет, автомобилисты трамваи пропускают. За городом пересечения мелкие - в основном с однополосными автодорогами, светофор есть только у бара "Убля", расположенного у моста через одноименную речку в Незнамово
В Старом Осколе особое внимание уделено остановочным пунктам трамвая. Их можно назвать платформами по аналогии с железной дорогой. Они оборудованы навесами, уровень посадочных платформ совпадает с высотой нижней подножки трамваев. На некоторых платформах существуют подземные переходы, однако сейчас они не используются.
Сегодня в штате предприятия — 428 человек, в том числе 60 инженерно-технических работников и 368 рабочих, средний возраст — 42 года. На базе общества создаются группы по обучению различным профессиям молодых кадров, которые впоследствии трудоустраиваются на этом предприятии.
Подвижной состав в Старом Осколе представлен трамвайными вагонами Усть-Катавского завода. В депо числится около 60 вагонов моделей 71-605 и 71-605А и 10 вагонов моделей 71-619К и 71-619КТ. Первые трамваи 71-619К поступили в 2001 году, 2 вагона 71-619КТ пришли в марте 2009 года. Спецтехника представлена вагонами производства ВРТТЗ на базе модели 71-605, часть трамваев переоборудована в специальные силами депо. Других пассажирских вагонов, кроме усть-катавских, в Старом Осколе нет и не было. В 2001 году планировалось закупить вагоны производства завода "Уралтрансмаш", однако вместо них были приобретены 71-619К. Причина такого шага проста - для перехода на екатеринбургские вагоны пришлось бы переобучать водителей и ремонтный персонал депо, а также приобретать для парка новое оборудование.
Скоростной трамвай города Старый Оскол вытянут на 22 километра. Он обслуживает не только город и ОЭМК, но и пригородные села. Парадокс, но мне удалось установить, что большинство работников ОЭМК пользуется для поездки на работу автобусами и личным автомобильным транспортом. И лишь 1/3 - трамваями. Для этого я провела опрос. Спрашивала людей на автобусных остановках и на остановках трамвая на рынке, в Незнамово, в Городище, потом посмотрела материалы по данному вопросу в Интернет. В других городах России, трамвай очень популярен у рабочих предприятий. А в Старом Осколе трамваем для доставки на работу пользуется только треть обслуживающего персонала ОЭМК. Объясняется это тем, что трамвай в Старом Осколе считается менее удобным видом транспорта в сравнении с автобусом и автомобилем. В результате опроса я попутно установила, что трамвай очень популярен у жителей пригородных сел: Незнамово, Городище, Озерки. Для доставки на рынок и обратно – это очень удобный транспорт. Во многом благодаря этому, показатели объёма трамвайных перевозок растут с каждым годом. Так, в 1990 году скоростным трамваем было перевезено около 6,6 млн. чел. за год, а к 2000 году эта цифра выросла до 9,8 млн. чел. Сейчас трамвай перевозит свыше 11 млн. чел. в год. (Приложение № 2) Многие покупают в названных выше селах жилье, так как оно там дешевле, и ездят трамваем на работу в Старый Оскол, в том числе и на ОЭМК.
Мне очень интересно знать, как будет меняться ситуация с течением времени. Сейчас я учусь в 7 классе, а в 11 я, возможно, вернусь и к этому вопросу и посмотрю, как будет меняться ситуация.
В настоящее время Старооскольский скоростной трамвай является одним из самых молодых в России. 30 лет он курсирует между городом и ОЭМК, перевозя, в среднем, около 10 миллионов человек в год. У трамвая нет выходных: сотни, тысячи людей – работники комбината и его дочерних предприятий, жители города и окрестных сёл – каждый день едут по стальной колее. С 1981 по 2011 год перевезено 202,8 миллиона пассажиров. Сегодня старооскольцы не мыслят себя без этого удобного, экологически чистого, надёжного вида транспорта, работающего в любую погоду. На линию выходит 71 пассажирский вагон, общий пробег за 30 лет составил около 100 миллионов километров, трамвай обогнул экватор более двух тысяч раз!
Заключение
Сравнение «скоростного» и «традиционного» трамвая аналогично сравнению автомагистралей с обычными улицами: на улице все едут со скоростью потока, и только на автомагистрали хороший автомобиль покажет, на что способен. Наша система скоростного трамвая — это «трамвайные магистрали», исключающие задержки движения поездов и обеспечивающие высокие скорости движения.
Трассы скоростного трамвая проходят по поверхности. За счёт отказа от подземного расположения трамвайных линий, общее время поездки для пассажиров, зачастую, даже меньше, чем путь аналогичной протяженности другими видами транспорта, к тому же гораздо безопаснее.
И так:
Таким образом, следует вывод, что хотя трамвай является и экологически целесообразным и экономически выгодным видом транспорта, очень часто население Старого Оскола предпочитает ему автомобиль или автобус. Следовательно, дальнейшего развития скоростного трамвая в Старом Осколе в ближайшее время ожидать не следует.
Источники:
1. Постановление Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1975 года № 821 "О мероприятиях по строительству первой очереди Оскольского электрометаллургического комбината".
Интернетресурсы:
2. Транспортная система РФ. – Режим доступа: http://www.moscowlrt.ru.
3. Развитие системы скоростного трамвая в России. – Режим доступа: http://imagesyandsearch?text.
4. Будущее за скоростным трамваем. – Режим доступа: http://yandex.ru/text.
5. Трамвай Старого Оскола молодой и скоростной. – Режим доступа: http://www.omnibus.ru/arhivarius.
Приложение 1
Результаты опроса жителей Старого Оскола о популярности транспортных средств для доставки к месту работы (ОЭМК):
Приложение 1
Результаты опроса жителей Старого Оскола о популярности транспортных средств для доставки к месту работы (ОЭМК):
Слайд 1
Работу выполнила: Шарикова Елена ученица 7 класс МБОУ «Основная общеобразовательная Знаменская школа» Руководитель: Кондратенко В.В. Учитель истории "Скоростному трамваю" 30 летСлайд 2
Скоростной трамвай – это современная транспортная система, обеспечивающая высокую безопасность и скорость движения вагонов (до 80 км/ч)
Слайд 3
В марте 1976 года начато строительство линии скоростного трамвая.
Слайд 4
Линия берёт своё начало от трамвайного депо и идёт по проспекту Металлургов до конечной станции "Оскольский электрометаллургический комбинат".
Слайд 5
Парадокс, но большинство работников ОЭМК пользуется для поездки на работу автобусами и лишь 1/3 - трамваями.
Слайд 6
Сегодня в штате предприятия — 428 человек; в т. ч. 60 инженерно-технических работников и 368 рабочих; средний возраст — 42 года. Генеральный директор ОАО «Скоростной трамвай» Валерий Александрович Кондратюк Председатель Совета директоров ОАО «Скоростной трамвай» Василий Макарович Рассолов
Слайд 7
Планированное наращивание длины скоростных трамвайных линий в Старом Осколе пока не считается целесообразным. На данном этапе пассажиропотоки могут быть обслужены традиционным наземным городским транспортом.
Слайд 8
Спасибо за внимание С вами была Елена Шарикова
Сказка об одной Тайне
"Разделите так, как делили работу..."
Нарисуем попугая цветными карандашами
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Можно от Солнца уйти...