История нашей большой страны складывается из историй отдельных семей. Все великие события и трагедии истории, так или иначе, касаются каждой семьи. Работа посвящена изучению нарушению прав человека членов моей семьи в период коллективизации, социалистического строительства, культа личности Сталина. Работа была представлена на научно-практической коференции учащихся школ, лицеев г. Владивостока "Я-гражданин России"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 504.55 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60
г. Владивостока»
Главная трагедия истории XX века:
опыт анализа нарушения прав человека в семьях моих родственников
Выполнил: Ковалев Роман Игоревич, ученик 9 «В» класса МОУ СОШ №60
Руководитель: Ковалева Елена Геннадьевна, учитель истории и обществознания
Владивосток, 2011
Оглавление
Введение3
Основная часть
Глава 1. Права человека в советской концепции прав человека и теории естественного права5
Глава 2. Трагедии семей моих родственников как часть истории советской
эпохи
Глава 3. Нарушение прав моих родственников в контексте Всеобщей
декларации прав человека…………………………………………15
Заключение18
Список использованной литературы………………………………………...20
Приложения …………………………………………………………………..21
ВЕДЕНИЕ
История XX века состоит из множества событий, пережитых нашим народом: октябрьская революция, коллективизация, индустриализация, репрессии, Великая Отечественная война. Но объединяет их одна общая трагедия – нарушение прав человека. Эта тема привлекает внимание многих критиков. Она как одна из злободневных, не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, так как наша страна идет по пути к правовому государству и анализ сферы прав человека дает возможность судить об успешности этого процесса. Но для меня данная проблема актуальна и имеет очень ценное значение, так как я решил рассмотреть ее на примере семей моих близких родственников, переживших эту страшную драму советской истории.
Если исследовать основные положения Всеобщей декларации прав человека, то можно предположить, что в советскую эпоху, а, следовательно, и в отношении моих родственников нарушались, главным образом, естественные, неотъемлемые права, так называемые права первого поколения.
Цель данной работы: на основе идей естественного права, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека проанализировать главную трагедию истории XX века - нарушение прав человека на примере семей моих родственников. Объектом исследования являются естественные права и свободы человека, а предметом исследования – трагические судьбы моих родственников.
Задачами настоящей работы является:
Методы работы:
1
Изучение истории прав человека можно начать с Всеобщей декларации прав человека, Конституции России или трудов ученых эпохи Просвещения, но для меня эта трудная работа началась со знакомства с историей семей моих родственников. Трагедии, произошедшие с моими родными, заставили меня задуматься об их причинах. Вот мои размышления по этому поводу. Права человека в истории России прошли долгий путь признания: от их полного неприятия до утверждения высшей ценностью государства.
В Российской империи самодержец сам был и источником власти, и источником права. Все население считалось подданными империи, а, следовательно, самодержца. А в силу этого только государь наделял правами своих подданных, да и то только привилегированные сословия (духовенство, дворянство). Большинство же населения, принадлежавшее к крестьянскому сословию, было бесправным.
Придя к власти, большевики так же не утруждали себя обязанностью соблюдать закон. Непременным признаком диктатуры пролетариата являлась ее полнейшая “раскрепощенность”, что подтверждается словами Ленина: “Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами”. [1]
Принцип «право выше власти», ни каким образом не согласовался и с Конституцией 1918 года. В ее основе был заложен классовый принцип. Все провозглашаемые свободы закреплялись только за трудящимися, т. е. за рабочими и крестьянами. В отношении остальных слоев общества, причисляемых к эксплуататорским классам, декларировалось беспощадное подавление. Кроме того, в первой советской Конституции 1918 года вообще не было понятия «права человека», которое впервые упоминается лишь в Конституции СССР 1936 года.
Советская концепция прав человека сильно отличалась от западной. В нашей стране существование прав первого поколения (естественных прав) было невозможным. Творцы Советской Конституции стремились наполнить понятие “права человека” другим содержанием, подменив естественные права человека социально-экономическими: правом на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование. Государство (и только оно) должно обеспечить людей набором “благ”, причем социально-экономические права нужно обеспечивать в первую очередь, потому что они защищают от нужды. Зачем человеку свобода, если у него нет денег на еду?
Соблюдение и обеспечение прав человека не являлись целью государства. Наоборот, каждый советский человек был обязан пожертвовать своими личными правами и желаниями в пользу коллективных потребностей. Таким образом, за гражданами признавалась возможность реализовать свои права и свободы только в рамках социалистической идеологии. Тоталитарный режим заглушал любые проявления свободы и подавлял всякое инакомыслие, объявляя «врагом народа» тех, кто был не согласен с официальной точкой зрения. Таких лиц лишали гражданства и различных прав.
Согласно советской концепции, сфера прав человека считалась сугубо государственным делом. Поскольку государство давало права человеку, следовательно, могло их и отнять.
После Второй мировой войны формируется теория возрожденного естественного права. Естественные права исходят не от государства, а от самого человека, приобретаются с момента рождения и являются неотъемлемыми. Они – суть естества человека, поэтому их и называют естественными. Под влиянием этой теории идеалы прав человека нашли свое закрепление в документах ООН, Совета Европы, послевоенных конституциях многих государств.
Самый важный из этих документов - Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Это был первый документ, в котором права человека получили признание на международном уровне. Декларация вместила в себя не только права “первого поколения” – личные и политические права, но и появившиеся к тому времени права “второго поколения” – социальные, экономические и культурные.
Признание прав человека в нашей стране началось после распада СССР с появлением на карте мира независимой России. В Конституции России, принятой на референдуме в 1993 году, были закреплены все общепризнанные права и свободы человека. А человек и его права провозглашены высшей целью государства. С 1998 года, после ратификации Европейской Конвенции, российские граждане получили возможность пользоваться защитой Европейского суда по правам человека в Страсбурге в том случае, если такой защиты они не получили от своего государства. Так права человека получили надежную защиту на мировом уровне.
Таким образом, представление о правах человека в СССР противоречило теории естественного права. Основное различие заключалось в определении источника права и возвышении власти над законом. Ценность личности для государства была ничтожна. Подводя итог сказанному, отмечу, что именно забвение естественных прав человека, «произвол в законе» со стороны государства вылился в трагедию всего народа и, в частности, трагедию моих родственников.
2
История нашей большой страны складывается из историй отдельных семей. Все великие события и трагедии истории, так или иначе, касаются каждой семьи. Я узнал о трагической судьбе семей моих родственников от двоюродного дедушки - Кретова Виктора Николаевича и бабушки Спицыной Светланы Дмитриевны.
2.1
Дед моего двоюродного дедушки – Андрей Ермолаевич Кретов оказался в Алтайском крае во второй половине 19 века после отмены крепостного права, в селе Костин-Лог Мамонтовского района. Семья была большая – четверо сыновей с семьями. Как и подобает крестьянской семье, хозяйство было крепкое, трудились все от восхода и до заката. Когда на Алтае стала осуществляться коллективизация, в селе Костин-Лог начали создавать коммуну «Путь равенства». Андрей Ермолаевич и его сыновья - Николай, Герасим, Петр имели крепкое хозяйство, созданное свои собственным трудом, не желали менять жить крестьянина – единоличника на общественную [Приложение 1]. Идеи светлого будущего, связанного с жизнью в коммуне их не привлекали. Против таких единоличников - саботажников колхозного строя и было направлена политика ликвидация кулачества как класса. Широкое распространение раскулачивание зажиточных и кулацких хозяйств получило после принятия Политбюро ЦК ВКП(б) Постановления от 30 января 1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», согласно которому не только отменялась аренда земли и запрещалось применение наёмного труда, но и предлагалось конфисковать у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке сельхозпродукции, продовольственные, кормовые и семенные запасы, а также деньги.
Зимой 1930-1931 года по Алтаю прокатились «бабьи бунты» против выселения кулаков. Семья Андрея Ермолаевича и Агафьи Павловны Кретовых вместе с семьями своих детей - Николая, Герасима, Федосьи и Петра (5 семей, в них 13 человек) были объявлены кулаками, т.е. врагами Советской власти и подлежали лишению избирательных прав, раскулачиванию, т.е. лишению всего имущества и переселению в Томскую область. [Приложения 2, 3].
В собственность коммуны «Путь равенства» было передано все имущество семьи Кретовых. У семьи Николая Андреевича Кретова отобрали дом пятистенный, лошадь, корову, быка, три старые овечки, три маленьких ягненка, свинью, телегу, сани, подсолнухи, один пуд пшеницы, один пуд конопли, триер (технику для обработки зерна после молотилки). [ Приложение 4].
Основной причиной для раскулачивания послужил тот факт, что муж Федосьи (дочери деда Андрея) до женитьбы был работником в его семье. Признаки "кулацких" хозяйств определялись постановлением СНК СССР от 21 мая 1929 г.: систематическое применение наемного труда, сдача внаем сложных машин и т.д.
Так политика коллективизации в стране, вылилась в массовую трагедию всего народа, трагедию, которая называется – репрессии.
Отцу моего двоюродного дедушки Виктора, Николаю Андреевичу было 28 лет, его жене Анне 27, детям: Ивану-12 лет, Николаю-6 лет, Василию – 3 года, младшей Евдокии – 7 месяцев. При раскулачивании забрали все теплые вещи, весь инструмент, даже самовар и плюшевые шторы.
«По ухабистым дорогам повезли нас в Нижнюю Моховую. Ехали на санях неезжеными тропами по тайге, питались, чем придется, отогревались, разводя костер. Теплых вещей почти не было. В дороге от холода и болезней умерла младшая Евдокия», - вспоминает сын Николая Андреевича – Виктор.
Местом нового жительства была обозначена Томская область, Парбигский район, поселок Нижняя Моховая. Кругом была тайга, места необжитые. Это были строго охраняемые зоны, в которых жили и местные жители, и спецпереселенцы. Последним было предписано требование администрации: главе семьи регулярно отмечаться в милиции и отчитываться. В поселке спецпереселенцев была создана специальная сеть агентов для того, чтобы обеспечить выявление подготовки к бегствам. За одиночные побеги, в первый раз, накладывали арест до 30 суток, за повторные, с разоружением охраны, убийствами, пойманных беглецов оформляли как уголовников и дела передавали тройкам ОГПУ.
Виктор Николаевич рассказал мне, что первое время жили в землянках, вырытых с большим трудом (инструмента почти не было), в мёрзлой земле. Потом построили избушку с земляным полом и земляной крышей, с общими нарами, сбитыми из досок, на четырех столбах. Спали все 13 человек на этих нарах, согревая телами друг друга. Такой была кровать. А что уже говорить об одежде и пище! До глубокой осени ходили босиком. Зимой пара залатанной обуви была одна на двоих для Ивана и Николая. Василий из-за отсутствия обуви зимой отсиживался дома. Такой же самой, сплошь залатанной, была и одежка.
Приходилось не только жить в нечеловечески трудных условиях, но и работать от зари до зари за "палочку-трудодень" в постоянном страхе за себя и детей. Невыполнение нормы расценивалось как вредительство или саботаж. Сколько труда, сил, здоровья угроблено на раскорчевке, обработке полей. Копали, сеяли, снимали урожай, обрабатывали и сдавали все государству. Сами питались хлебом, если его так можно назвать. Это были древесные гнилушки, раздробленная крапива, которую дети Николая собирали в тайге, и мелкий картофель в "мундирах", сваренный и растолченный. Все это, сдобренное ржаной мукой, пеклось в печи. Вот такой был хлеб. Да и этого ели не вдоволь.
Бывшие кулаки трудились все поголовно: от мальца, который едва научился ходить, до дряхлого старичка и бессильной старушки.
Со временем в Нижней Моховой величайшим трудом появились «кретовские поля». Работали, как и прежде, от рассвета до заката, до красных мозолей на руках, рубахи гнили от пота.
Мой двоюродный дедушка Виктор Николаевич, от которого я узнал эту историю, родился в 1936 г. в поселке спецпереселенцев Нижне Моховой. Его отец – Николай, старший сын Андрея Ермолаевича. В книжке колхозника Виктора Николаевича есть запись о том, что он с 14 лет и до армии 4 года трудился в колхозе.
Пока члены большой семьи Кретовых трудились в колхозе, паспортов им не выдавали, чтобы они не смогли уехать в город. Рабочие руки тогда нужны были в деревне. Единственной возможностью порвать с сельским трудом, была демобилизация после армии в какой-либо город, или поступление в техникум или вуз в городе, что и сделали дети Николая Андреевича. Отсутствие паспортов у колхозников было названо с чьей-то легкой руки «вторым крепостным правом».
Виктор Николаевич в 1957г. после армии приехал в г. Артем и устроился работать на шахту им. Артема, где проработал по ноябрь 1997г., уволился в связи с закрытием шахты.
Младшая дочь Николая Андреевича - Александра после окончания 10-ти классов, поступила в финансовый техникум в Томске и таким образом уехала в город.
Самый младший сын Николая Андреевича, Валерий, которого в армию не взяли, и вовсе сбежал из колхоза. Трудиться добросовестно на общее благо он отказывался, часто прогуливал, за что его не раз разбирали на колхозном собрании. Об этом даже писали в районной газете «Путь колхозника». Валерий не раз обещал исправиться, но в итоге, чтобы не быть наказанным за тунеядство (по Конституции 1936 года человек не мог не трудиться), сбежал из колхоза в геологоразведовательную экспедицию, где ему помогли оформить паспорт. [ Приложение 5]. Так Василий отстоял свое право на свободу, сопротивляясь режиму.
Дети семьи кулака в годы Великой Отечественной Войны защищали Родину и отдали ей самое дорогое - жизнь. Иван Кретов (старший брат Виктора Николаевича) был призван в армию, когда немцы подошли к Москве. Тогда из Сибири были мобилизованы практически все, способные носить оружие. Иван погиб за месяц до Дня Победы, 9 апреля в Кёнигсберге. Другой сын Николая Андреевича, Николай Николаевич погиб, защищая Родину спустя месяц после призыва в армию.
Еще один сын Кретовых – Василий своим трудом ковал победу, работая в трудовой армии на заводах Томска. [Приложение 6]. Тяжкие испытания, выпавшие на моих родных, не сломили их. Отец семейства Кретовых – Андрей Ермолаевич прожил 88 лет, его сын Николай Андреевич, отец моего двоюродного дедушки – 95 лет. Оба отличались крепким сибирским здоровьем и оптимизмом.
2.2
В истории моей семьи есть еще одна не менее трагическая страница, связана она с судьбой отца моей прабабушки. Семья прабабушки, Татьяны Андреевны Киселёвой, родом из Воронежской области, из Приозерненского района [Приложение 7]. Приехала в г. Артем в 1940г. вслед за своим отцом, который был репрессирован по политической статье.
Прапрадед, Андрей Филатович Афанасьев, участник Первой мировой войны, дважды был ранен, находился у немцев в плену. В конце 30-х годов работал сторожем колхозном клубе. Однажды, когда на собрании колхозников зашел вопрос о хлебозаготовках, он выступил против «государственной спекуляции хлебом», сказав, что государство закупает хлеб у колхозников по одной цене, а продаёт в 5 раз дороже. Вот за это Андрей Филатович был объявлен «врагом народа» и без суда и следствия в 3-х дневный срок осужден тройкой ОГПУ за антисоветскую агитацию, направленную на дискредитацию политики и мероприятий ВКП (б), по ст. 58 к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
Андрей Филатович был лишен всех наград как участник первой мировой войны и сослан в лагерь политзаключенных, который находился в г. Артеме в районе 17-ого километра. Заключенные участвовали в строительстве шахты №6-6 бис [Приложение 8]. Хотя семья деда Андрея находилась рядом, но встречаться с родными было строго запрещено под угрозой расстрела. Перед войной лагерь был ликвидирован, и дальнейшая судьба Андрея Филатовича не известна. Есть предположения, что все заключенные этого лагеря были расстреляны как политически неблагонадежные, советская власть боялась их использовать даже на фронте, таким образом, избавилась от лишней обузы.
Дочь Андрея Филатовича, Татьяна Андреевна Киселева, является моей прабабушкой. На протяжении всей своей жизни она сохранила ненависть к коммунистам за то, что ее лишили отца, за то, что не давали верить в бога. Еще живя в Воронежской губернии, она была свидетелем, как большевики боролись с религией, закрывали церкви, а в храмах открывали клубы, срывали кресты, арестовывали попов. Ее мать тогда смогла сохранить несколько иконок и припрятать их от местных властей. Вот эти иконки и достались в наследство Татьяне Андреевне от матери. Они висели на кухоньке в красном углу в доме, в котором жила ее семья после переезда в город Артем. Своим детям Татьяна Андреевна запрещала вступать в пионеры и носить галстуки. Моя бабушка Светлана – ее дочь, рассказывала мне, как она прятала галстук в сумке, а выйдя во двор, где мама ее не видела, повязывала его на шею. [Приложение 9]. Не раз классная руководительница приходила к ним в дом и просила родителей не запрещать своим детям (а их было пятеро) состоять в пионерской организации. Но отец бабушки Светланы был категоричен: «Коммунисты – все болтуны и голодранцы, потому что работать не хотят». Он не желал видеть своих детей «достойными продолжателями дела Коммунистической партии».
В годы войны моя прабабушка, Татьяна Андреевна, помогала фронту. Так как она не работала на предприятии (у нее в семье было семь малолетних детей, двое из которых умерли в годы войны), то по заданию военкомата вязала шерстяные вещи для наших солдат. Ей давали шерсть (сырье), она из нее пряла пряжу, а затем вывязывала варежки и шарфы. Это была ее трудовая повинность, (по Конституции 1936 года труд был всеобщей обязанностью). Существовали и определенные нормы (30 пар в месяц), не выполнить которые она не имела права, за это в годы войны могли и осудить за тунеядство и уклонение от социалистического труда. В доме моей прабабушки еще долго хранилась ручная прялка, на которой она пряла пряжу.
Так трагическая история нашей страны отразилась в судьбах моих родственников. Беззаконие и произвол, чинимые властями искалечили судьбы многих сотен тысяч людей.
3
Всеобщая декларация прав человека – это международный правовой стандарт прав человека. Поэтому завершая свое исследование, считаю необходимым проанализировать главную трагедию XX века – нарушение прав человека с точки зрения международного права и выступить омбудсменом своих родственников.
В отношении моих родных в период коллективизации и социалистического строительства нарушались, в основном, права первого поколения, естественные неотъемлемые, неотчуждаемые права, не даруемые государством в принципе, а принадлежащие человеку от рождения.
При раскулачивании государство лишило семью Кретовых всего нажитого имущества, т.е. частной собственности, хотя во Всеобщей декларации записано: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими».[2] Это противоречит естественным и неотъемлемым правам человека.
Государство, осуществляя «ликвидацию кулачества как класса», обрекало раскулаченных переселенцев на нищенское, голодное существование в нечеловеческих условиях, нарушало право человека на достойную жизнь, на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния…»[3]
Члены семьи Кретовых как лица, эксплуатирующие труд батрака были лишены избирательных прав.
«Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном труде» - гласит Декларация,[4] а семья Кретовых, живя в поселке спецпереселенцев, находилась под постоянным контролем властей, за работой их следили десятники и бригадиры, отвечающие за учет направляющихся на работу.
Семья Кретовых не имела возможности реализовать право на свободный выбор работы, так как колхозники не имели паспортов.
Мой прапрадед Андрей Филатович пострадал от нарушения права на «свободу убеждений и на свободное выражение их».[5] Его лишили естественного и неотъемлемого «права на жизнь, осудив без суда и следствия, не доказав его виновность не предоставив права на защиту в ходе гласного судебного разбирательства».[6]
Советское государство нарушило права человека на свободу совести и религии в отношении моей прабабушки Татьяны Андреевны.
Эти вопиюще нарушение прав человека – тягчайшее преступление против человечества. Советское государство посмело отнять то, что оно, в принципе, должно гарантировать, охранять. Права человека носят всеобщий характер, они незыблемы и неотъемлемы. В этом случае нельзя не согласиться с Ремзи Кларком, бывшим Генеральным прокурором США, лауреатом премии ООН в области прав человека, утверждавшем, что «Право – это не то, что кто-то дает вам; право – это то, чего никто не может у вас отнять».[7]
«Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами!», - эти великие слова, сказанные еще в XVIII веке немецким философом Иммануилом Кантом, звучат как приговор и выражают величайшую боль и трагедию людей, незаконно обиженных государством. [8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История моей семьи – это драма советской истории, это трагедия, пережитая многими семьями.
В данной работе я выяснил, что это стало возможным из-за слабости правовых традиций в российской политической культуре: государство не признавало верховенства права, закона. Отрицая само понятие «права человека», власть не признавала естественные права, так называемые права первого поколения, подменяя их социально-экономическими, обеспечиваемые государством. Права человека не могут рассматриваться как «дар» государства. Государство может либо их обеспечить, и в этом главное предназначение правового государства, либо их ограничить, или даже уничтожить. В этом и состоит различие в понимании прав человека в СССР и в теории естественного права.
В отношении моих родственников нарушались права первого поколения. Главнейшим из них является право на жизнь и на все то, что служит ее сохранению - право на личную неприкосновенность, на достойный уровень жизни, на частную собственность, свободу передвижения, на свободный выбор способов жизнедеятельности, свободу мысли и свободу совести, свободу убеждений и судебную защиту, что полностью подтверждает выдвинутую мною гипотезу. Государство не всевластно по отношению к правам человека, ибо не оно дарует их людям. Напротив: задача государства – признавать и защищать эти права.
Все мои родные были законопослушными гражданами: честно трудились, преодолевая все трудности и невзгоды вместе со своей страной, защищали Родину, и когда это было необходимо, отдали ей самое дорогое – жизнь. Государство же, создавая законы, нарушало их в отношении своих граждан, обрекая их страдать, бояться, жить в страхе.
Знания о том, как страдал наш народ в советские времена от бесправия и несправедливости, помогут будущему поколению избежать ошибок прошлого. Нынешнее поколение должно знать и помнить, что пришлось пережить людям того времени.
Нужно ли было потратить время на изучение этой проблемы? С уверенностью можно сказать, что да. Я считаю, что каким бы незначительным ни казалось то или иное нарушение прав человека, оно заслуживает нашего пристального внимания и изучения, чтобы никогда не допустить ничего подобного в нашей жизни. Знания о том, как страдала моя семья от бесправия, побудили меня к дальнейшему изучению прав человека. Конечно, я уже не могу помочь моим бабушкам, дедам. Но сохранить память о них для своих детей я в силах. Свою дальнейшую деятельность я направлю на защиту прав несправедливо обиженных людей. Прежде всего, я хочу узнать причину смерти отца своего прапрадеда, погибшего в лагере политзаключенных.
История, которую я узнал о своих родственниках, сформировала моё уважение к предкам и уважение к себе как их потомку. Очень сложно быть потомком таких героических родственников, но я постараюсь сделать все, чтобы оставить после себя не менее значимый след в истории.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ксерокопия
Фрагмент генеалогического дерева семьи Кретовых Андрея Ермолаевича и Агафьи Павловна
Генеалогическое дерево составлено Василием Кретовым, проживающим в настоящее время в г. Северске, Томской области в 1997 году, когда он решил узнать о судьбах своих родственников. Ему удалось узнать о 80 родственниках, ведущих свое происхождение от Андрея Ермолаевича и Агафьи Павловны Кретовых.
(Из личного архива Кретова Василия Николаевича.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ксерокопия фотографии
Кретовы Николай Андреевич и его жена Анна Алексеевна –
родители Виктора Николаевича Кретова
Родители Виктора Николаевича Николай и Анна были раскулачены, как и семьи его братьев - Герасима, Петра и сестры - Федосьи и лишены избирательных прав вместе с семьями своих родителей - Андрея Ермолаевича и Агафьи Павловны (фотографий их не сохранилось)
(Из семейного архива Кретовых.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ксерокопия документа
Архивная справка о лишении избирательных прав, раскулачивании и выселении семьи Кретова Николая Андреевича
Документ дает информацию, на основании которой было произведено раскулачивание семьи Николая Андреевича Кретова и лишение всех членов его семьи избирательных прав. В документе содержатся сведения о составе семьи, хозяйстве и конфискованном имуществе.
(Документ из Центра хранения архивного фонда Алтайского края.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Ксерокопия документа
Постановление Мамонтовского РИКа на экспроприацию имущества гражданина с. Костин-Лог Кретова Николая Андреевича
В документе перечислено все имущество семьи Николая Андреевича Кретова – отца дедушки Виктора, переданное в собственность коммуны «Путь равенства», созданной в село Костин-Лог Красноярского края в 1930 году.
(Документ из Центра хранения архивного фонда Алтайского края.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Фотография статьи
Газетная статья о бездельнике Кретове Валерии.
Удостоверение лица, признанного жертвой политических репрессий – Кретова Виктора Николаевича
Сын Николая Андреевича Кретова - Валерий Кретов, не желая приобщаться к колхозной жизни, сбежал в геологоразведывательную экспедицию, чтобы согласно Конституции 1936 года не быть привлеченным к ответственности за тунеядство и уклонение от общественно-полезного труда.
(Из семейного архива Кретовых.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Ксерокопия фотографии
Семьи братьев Кретовых (1992 год)
Слева на право: Валерий Николаевич, Виктор Николаевич – мой двоюродный дедушка, Василий Николаевич, внизу (слева на право) – жены Валерия и Василия.
Фото сделано в 1992 году во время поездки Виктора Николаевича в Томск.
(Из семейного архива Кретовых.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Ксерокопия фотографии
Киселева Татьяна Андреевна – дочь репрессированного Афанасьева Андрея Филатовича
Татьяна Андреевна Киселева – дочь политического заключенного и моя прабабушка всю жизнь сохраняла в сердце ненависть к коммунистам за то, что ее лишили отца и не давали верить в бога.
(Из семейного архива Спицыных.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Ксерокопия фотографии
Шахта № 6-бис в районе 17-го км в городе Артеме, построенная руками политзаключенных
Эту шахту строил отец моей прабабушки Андрей Филатович, находясь в лагере политзаключенных на 17-ом км в городе Артеме.
(Из семейного архива Спицыных.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Ксерокопия фотографии
Семья Киселевой Татьяны Андреевны
Внизу слева (с куклой) – моя бабушка Светлана Дмитриевна, от которой я узнал о семье Киселевых-Афанасьевых, в центре с маленьким сыном Виктором – прабабушка Татьяна Андреевна Киселева, слева прадедушка – Дмитрий, а на заднем плане и справа – дочери Татьяны Андреевны: Анна, Мария, Людмила.
(Из семейного архива Спицыной Светланы Дмитриевны.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Ксерокопия документа
Справка о реабилитации Кретова Виктора Николаевича
Виктор Николаевич Кретов, обвиненный как член семьи бывшего кулака, находившегося на спецпоселении с родителями в Томской области с 1936 года был реабилитирован на основании Закона РСФСР « О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. по ст.3 пункту «В».
(Из личного архива Кретова Виктора Николаевича.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Фотография
Свидетельство Управление социальной защиты, выданное Кретову Виктору Николаевичу о признании жертвой политических репрессий
Документ Управления социальной защиты г. Артема дающий право на получение льгот, установленных государством.
(Из личного архива Кретова В.Н.)
[1] Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский/Полное собрание сочинений. Т.37 – М.: Государственное издательство политической литературы, 1963- с.245
[2] Всеобщая декларация прав человека. Ст. 17// Интернет ресурс: un.org
[3] Всеобщая декларация прав человека. Ст. 25// Интернет ресурс: un.org
[4] Там же – Ст. 4
[5] Там же - Ст. 19
[6] Там же – Ст.11
[7] Афоризмы о праве // Интернет ресурс: aforizmer.ru
[8] Боголюбов Л.Н. Обществознание 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, с.122
Зимняя сказка
Спасибо тебе, дедушка!
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Два петушка