Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим
Вложение | Размер |
---|---|
distancionnaya_konferenciya.doc | 92 КБ |
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Илинёва Д.А
Руководитель Степанцова Е.А
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 г.Вольска Саратовской области»
ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями (в начале 90–х годов XX века он стал считаться неким символом благосостояния), в том числе и мировая информационная сеть Интернет. Сейчас и компьютер, и Интернет считаются, пожалуй, простой необходимостью каждому человеку. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Компьютер подрастающему поколению, порой, даже заменяет друзей, родителей, школу...
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям может привести это влияние.
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX и начала XXI века . Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл и др.).
Объектом моей исследовательской работы выступает досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.
Предметом является организация досуга детей и подростков с целью предупреждения компьютерной зависимости.
Цели и задачи
Цель: определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора.
Задачи:
1. Изучение имеющейся литературы по данному вопросу.
2. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера.
4. Создание социального буклета «Компьютерная зависимость».
5. Распространение данного буклета
Исследуя данную проблему, я ставлю перед собой следующую цель: разработать проект программы воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков в средней общеобразовательной школе.
В процессе работы мной использованы следующие методы:
· Теоретические (анализ психолого – педагогической литературы)
· Эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование)
· Методы статистической обработки результатов
Гипотеза: Увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной.
Практическая значимость работы состоит в разработке социального буклета и проекта программы по профилактике компьютерной зависимости и создание социального буклета «Компьютерная зависимость»
Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.
Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости. Основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:
· беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подвленного до эйфорически-приподнятого, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;
· ухудшение памяти, внимания;
· снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;
· ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;
· уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;
· пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;
· появляющиеся изворотливость, лживость;
· неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;
· приступы депрессии, страха, тревоги.
Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая зависимость, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.
Ребенка привлекает в игре:
· Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
· Отсутствие ответственности;
· Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
· Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
· Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.
Единственным проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагогов, родителей организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
Я проводила анкетирование среди учащихся своей школы №11 г.Вольска Саратовской области. В опросе принимали участие обучающиеся 10 – 11-х классов, всего 35 человек. Из них 18 мальчиков и 17 девочек. Такой выборки оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения учащихся к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени подростка. Всё чаще живое общение заменяется общением в «сетях» и подражанием игровым героем. А ещё данное анкетирование выявило, что многие учащиеся имеют проблемы со здоровьем: снижение зрения, нарушение осанки, заболевания опорно-двигательного аппарата.
Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители.
В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
Литература
1. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. – СПб.: МСМХС, 1998.
3. «Компьюлента», 23 июня 2005.
4. Азарова Р. И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003. - № 10
5. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005
6. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.-№ 8
"Морская болезнь" у космонавтов
Прекрасная арфа
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Самодельный телефон
Сочинение