Проектная работа учащихся 5 го класса.
Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются...
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 187.75 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43 Г. ТОМСКА
Экология нашего микрорайона
с точки зрения математики.
Работу выполнили
обучающиеся 5 Г класса
Нероз Артем и Юрченко Даниил
под руководством Супрун М.А.,
учителя математики.
Томск -2011
Введение
В 1 кубическом метре воздуха проветриваемого помещения содержатся 300 000 частиц пыли, а в непроветриваемом помещении их в 1,5 раза больше. Сколько частиц пыли будет содержаться в кабинете математики, если его не проветривать? ( Длина кабинета - 8 м, ширина – 6 м, высота 3 м).
(Задача из учебника математики)
Наша школа находится в 30 метрах от проезжей части, где очень интенсивное движение транспорта. Множество машин (грузовых, легковых) и другого вида транспорта проходит за день по дороге. На переменах необходимо проветривать кабинеты.
Хочется узнать экологическое состояние воздуха, который поступает в открытые окна нашей школы.
По нашему мнению, исследование данной проблемы очень актуально, поэтому нами была поставлена следующая цель: изучить влияние автомобильного транспорта на окружающую среду около нашей школы. В этом исследовании нам большую помощь оказала математика – ведь недавно мы научились действиям с десятичными дробями……..
С их помощью нам удалось определить, что количество угарного газа выбрасываемого в атмосферу автомобильными двигателями велико.
Данную работу необходимо продолжить.
Если человек не будет задумываться об ответственности за окружающую среду, то может наступить экологический кризис.
В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями. Эти правила описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд ,
работавший в г.Самарканде в начале XV века.
В Европе такие дроби не знали, и только через
150 лет десятичные дроби были заново изобретены
фламандским инженером и ученым
Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой. Обычно он признается и их изобретателем.
Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться лишь с XVII века.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий
в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная.»
Сейчас на уроках математики мы изучаем десятичные дроби, и нам захотелось попробовать применить их на деле.
Многие из нас увлекаются автомобилями, их техническими характеристиками, тюнингом, не задумываясь о том, что окружающая среда подвергается сильному загрязнению от выбросов этих автомобилей.
Выбросы от автомобилей в городах опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне 60-90 см от поверхности земли. Особенно на участках автотрасс, где стоят светофоры.
Для того чтобы понять, как велико влияние транспорта на атмосферу возле нашей школы, мы решили рассчитать количество этих токсических продуктов.
Интересно же узнать, стоит ли нам открывать окна и проветривать кабинеты школы. Каким воздухом мы дышим при этом?
Ещё вождь народов Северо-Запада Америки Сиэтл говорил:
«Воздух драгоценен. В нем дух всего живого, которое он поддерживает. Мы должны хранить землю и воздух отдельно и свято, как место, куда можно прийти и попробовать вкус ветра, подслащенный луговыми цветами».
(десятичные дроби пригодились).
На дороге, у светофора, мы определили виды автомобилей и количество их, проезжающих по этому участку за 20 минут. В основном это - легковой,
грузовой транспорт и автобусы. Затем вычислили, сколько единиц транспорта проезжает за 1 час. Полученные данные занесли в таблицу.
Тип транспорта | За 20 минут, штук. | За 1 час, штук. | Общий путь км за 1 час. |
Легковые автомобили | 306 | 918 | 459 |
Грузовые автомобили | 22 | 66 | 33 |
Автобусы | 24 | 72 | 36 |
Итого | 352 | 1056 | 528 |
Всего через нашу школу за 1 час проехало 1056 автомобилей. Мы рассчитали их общий путь, считая, что каждый автомобиль проезжает 0,5 километра. Значит, все автомобили проехали 528 километров за 1 час.
Затем рассчитали, сколько топлива расходует автомобиль каждого вида для того, чтобы проехать 1 километр.
Тип транспорта | Средняя норма расхода топлива на 100 км, дм3 | Условный расход топлива на 1 км, дм3 |
Легковые автомобили | 11 – 13 | 0,11 – 0,13 |
Грузовые автомобили |
29 - 33 | 0,29 – 0,33 |
Автобус | 41 - 44 | 0,41 – 0,44 |
Рассчитаем количество топлива, расходуемого
на 1 километр пути всеми автомобилями.
Для этого умножаем длину пути на условный расход топлива.
Тип транспорта | Общий путь км. | Усл. расход топлива на 1 км, дм3 | Колич-во бензина, дм3 | Колич-во дизельн. топлива |
Легковые автомобили | 459 | 0,12 | 55,08 |
|
Грузовые автомобили | 33 | 0,32 | 10,56 | |
Автобусы | 36 | 0,42 | 15,12 | |
Общее количество | 528 | 70,20 | 10,56 |
Получаем, что для того чтобы 1056 автомобилей проехали мимо нашей школы, потребовалось более 80 литров топлива. Зная количество автомобилей можно рассчитать объём загрязняющих веществ.
Вид топлива | Количество топлива | Угарный газ(г) | Углеводороды | Диоксид азота |
Бензин | 70,2 | 42,12 | 7,02 | 2,01 |
Дизельное топливо | 10,56 | 1,06 | 0,32 | 0,42 |
Всего | 80,76 | 43,18 | 7,34 | 2,43 |
Зная количество автомобилей можно рассчитать объём загрязняющих веществ.
Для этого необходимо умножить количество автомобилей на число вредных выбросов.
Вид транспор та | Вид Горюче го | Кол-во транс- порта за 1 час, | Общий путь, пройденный за 1 час, км | Условный расход топлива, (л на 1 км) | Кол-во сжигаемого топлива | коэффи- циент, выброса | Кол-во выдел. вредн. Вещ-в г |
Легковые | бензин | 918 | 459 | 0,12 | 55,08 | 0,6 | 33,048 |
Грузовые | диз. топливо | 66 | 33 | 0,32 | 10,56 | 0,1 | 1,056 |
Автобусы | бензин | 72 | 36 | 0,42 | 15,12 | 0,6 | 9,072 |
итого | 1056 | 528 | 80,76 | 43,176 | |||
ПДК(предельно допустимое количество) | 0,028 |
Результаты, полученные в ходе обработки данных, свидетельствуют о том, что количество токсических продуктов, выбрасываемых в атмосферу
двигателями на много выше допустимого.
Научно-технический прогресс неуклонно совершенствует конструкции, технические характеристики автомобилей.
Важной задачей является создание новых экологически чистых машин.
Это – машины будущего.
Для уменьшения количества пыли и других вредных веществ выхлопных газов автомобилей необходимо больше сажать деревьев, кустарников вдоль автотрасс, разбивать зеленые газоны. Необходимо Госинспекции совместно с другими службами усилить контроль за выбросами автотранспорта.
«Берегите нашу планету, любите, охраняйте нашу природу, познавайте её во благо нашего здоровья».
1.Рыжов И. Н., Ягодин Г. А. Школьный экологический мониторинг. Учебное пособие. – Галактика, 2000.
2.Скибенко В. В. Регламентация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Учебное пособие. – МЭИ, 2001.
3. Энциклопедия «Всё обо всём. Машины» - М.: «Планета детства», «Издательство
Астрель», АСТ 2002
4. Энциклопедия «Всё обо всём. Математика» - М.: «Планета детства», «Издательство
Астрель», АСТ 2002
5.Интернет-сайты: http://www.skonline.ru.
Сверчок
Снегири и коты
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Самый главный и трудный вопрос
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году