Исследование видов памяти учащихся 5 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Соколовка
Зуевского района Кировской области»
Изучение уровней развития видов памяти у учащихся 5 класса
Работу выполнила:
ученица 10 класса
МОУ СОШ п. Соколовка
Стародумова Екатерина
Консультант: психолог
МОУ СОШ п.Соколовка
Зорина Людмила Витальевна
п. Соколовка, 2011 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I Обзор литературы………………………………………………………..6
1.1. Общее представление о памяти……………………………………………….6
1.2. Виды памяти…………………………………………………………………….8
Глава II Экспериментальное исследование различных видов памяти……….15
2.1. Методика исследований……………………………………………………….15
2.2.Исследование слуховой памяти……………………………………………….20
2.3. Исследование зрительной памяти…………………………………………….21
2.4. Исследование моторно-слуховой памяти……………………………………23
2.5. Исследование комбинированной памяти…………………………………….24
2.6. Исследование смысловой памяти и механической памяти…………………26
Глава III Результаты исследований……………………………………………..29
3.1. Результаты исследования слуховой, зрительной, моторно-слуховой, комбинированной памяти………………………………………………………….29
3.2. Результаты исследования смысловой и механической памяти…………….30
Заключение………………………………………………………………………...32
Библиографический список……………………………………………………..34
Приложение………………………………………………………………………..35
Введение
Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. Соответственно этому перед психологической наукой стоит ряд сложных проблем, входящих в раздел изучения процессов памяти [6].
Актуальность темы. С давних времен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своей памяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако, как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычно оканчивалась поражением для человека. Так было, начиная от первых пещерных поселений. Так есть и сегодня, потому что очень сложно возбудить те клетки коры мозга, которые когда-либо получили информацию, но с трудом дают возможность воспроизвести ее вновь [5].
У некоторых учащихся 5-6 классов наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания, а также неумение организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами [2, c.28].
Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие памяти, что является актуальной задачей [2, c.28].
. Реальная ситуация: мы не знаем, на каком уровне развития находятся различные виды памяти учащихся 5 класса.
Желаемая ситуация: выяснить, насколько развиты различные виды памяти у учащихся 5 класса при переходе их из начальной школы, так как увеличивается объем получаемой информации, учебная нагрузка, объем домашних заданий.
Нами было выявлено противоречие: у учащихся 5 класса развиты различные виды памяти, но мы не знаем уровень развития этих видов памяти.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявить, на каком уровне развиты различные виды памяти у учащихся 5 класса.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Изучение уровней развития видов памяти у учащихся 5 класса».
Объект исследования: память учащихся 5 класса.
Предмет исследования: уровень развития памяти у учащихся 5 класса.
Цель работы: Исследовать уровень развития различных видов памяти у учащихся 5 класса.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
Задачи:
Методы:
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ п. Соколовка. В эксперименте участвовали учащиеся 5 класса в количестве 16 человек (11 мальчиков, 5 девочек).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап – постановочный – выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка противоречия, проблемы, формулировка цели, задач исследования, предмета, объекта исследования.
Второй этап – собственно-исследовательский – обработка и систематизация материала, нахождение комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, оформление исследовательской работы.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 6 наименований, приложения. Работа включает таблицы (15), иллюстрирована рисунками (8). Общий объем работы 48 страницы компьютерного текста.
Глава I. Обзор литературы
1. Теоретическая часть
Память – отражение прошлого опыта мозгом, заключающемся в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении или узнавании того, что мы раньше воспринимали, заучивали, переживали или делали.
[3, с. 52].
Память – психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания [5].
Люди всех времен относились к памяти как к большой ценности. Греческая мифология рассматривала память как дар богов, которому покровительствовала Мнемозина – богиня памяти. Подчеркивая значение памяти в жизни человека, И. Сеченов заметил, что не будь у людей памяти, они бы чувствовали себя всю жизнь как новорожденные. Каждую секунду жизни они бы познавали окружающий мир заново. Замечено, что люди, известные всей планете своими профессиональными достижениями, обладали хорошей памятью [3, с.50].
Память человек использует постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой» [5].
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основные свойства мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее [5].
Любое ухудшение памяти вызывает у человека личные переживания. С памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, уровень своей работоспособности, возможность выполнять профессиональные обязанности [5].
Древние восточные учения установили, что всех людей по творческим способностям можно подразделить на два типа. По терминологии русского физиолога И.П.Павлова, занимавшегося исследованиями работы мозга, это тип мыслителей и тип художников. Мыслители хорошо запоминают логическую информацию, а художники — зрительную [5].
Современные исследования учеными работы головного мозга дают научное понимание явлений, на которые обратили внимание древние учителя Востока, и подтверждают их [5].
Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них обладает определенными функциями. В видении левого (логического) полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих применения логики. Таким образом, левое полушарие ведает рациональным, аналитическим, вербальным (логическим) мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита словесно-логическая память и его «ведет» левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу мыслителей. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, «целостному» восприятию действительности, без ее дробления. Таким образом, правое полушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита зрительная и слуховая образная память и его «ведет» правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников [5].
У разных людей превалируют различные виды памяти. Общепринято выделение видов памяти по длительности хранения информации. Обычно у художников хорошо развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у мыслителей, философов, политиков, дипломатов — словесно-логическая [5].
Эффективность памяти определяется ее воспроизведением. Для того чтобы обеспечить дальнейшее качественное воспроизведение, надо грамотно организовать процессы восприятия, записи, хранения информации. В чем же сложность этой задачи? Сложность состоит в том, что некоторые процессы памяти не поддаются прямому, непосредственному управлению [5].
1.2 Виды памяти
По критерию времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти:
* кратковременная;
* оперативная;
* долговременная;
* генетическая.
Кратковременная (рабочая) память – это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание [5].
Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30с [5].
Она является одним из наиболее важных, постоянно загруженных видов памяти человека. Через нее обязательно проходит вся информация, воспринимаемая человеком с помощью органов чувств. За то время, пока эта информация хранится в кратковременной памяти, человек успевает решить для себя несколько важных задач [5].
Во-первых, он может воспользоваться этой информацией непосредственно для удовлетворения своих актуальных потребностей [5].
Во-вторых, он может принять решение о том, нужна ли ему эта информация в течение времени, превышающего 25-30 секунд. Если это так, то за указанное время человек успевает перевести соответствующую информацию в оперативную память [5].
В-третьих, этого времени достаточно, чтобы принять решение, может ли данная информация понадобиться в будущем. Если она может оказаться необходимой, то ее нужно будет перевести в долговременную память [5].
Кратковременная память человека имеет определенную количественную характеристику – объем кратковременной памяти. Он определяется как максимальное число единиц информации, которое человек в состоянии сохранить в кратковременной памяти [5].
Средний объем кратковременной памяти взрослого человека равен величине 7±2 единицы (букв, слов или цифр) [1, c.189].
Оперативная память – избирательное сохранение и актуализация информации, необходимой только для достижения цели данной деятельности. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности [5].
Продуктивность оперативной памяти определяется способностью человека организовывать запоминаемый материал, создавать целостные комплексы – единицы оперативной памяти. Примерами использования различных блоков оперативных единиц служит чтение по буквам, слогам, целым словам или комплексам слов. Оперативная память функционирует на высоком уровне, если человек видит не частные, а общие свойства различных ситуаций, объединяет сходные элементы в более крупные блоки, перекодирует материал в единую систему [5].
Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами [1, c.187].
Объем долговременной памяти зависит от релевантности информации, т.е. от того, какой смысл информация имеет для данного индивида, для его ведущей деятельности [5].
Генетическая (биологическая) память – самый специфический вид памяти. Она связана с работой генетического аппарата и с механизмом наследственности. Через генетическую память от человека к человеку передается все то, что характеризует человеческий род в целом. Через данный вид памяти по наследству передается также элементарные врожденные психические явления и формы поведения, в том числе инстинкты, безусловные рефлексы [5].
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на:
* двигательную;
* эмоциональную;
* образную;
* словесно-логическую [5].
Двигательная (моторная) память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти [1, c.188].
Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок [1, с 188].
Образная память фиксирует средства и результаты действий восприятия, образного мышления и воображения, т.е. все виды образов
[4, с.180]. В этой связи в образной памяти выделяют следующие виды памяти:
* зрительная;
* слуховая;
* осязательная;
* обонятельная;
* вкусовая.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит[1, с 187].
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
[1, с.187].
Осязательная, обонятельная, вкусовая виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма
[1, с.188].
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их можно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления, т.е. по степени участия мышления в словесно-логической памяти выделяют:
* механическую память;
* логическую память [5].
Механической называют память, в которой процессы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания информации основываются исключительно на многократном, механическом, бездумном повторении соответствующего материала [5].
Здесь действуют следующие два закона. Первый закон: без повторения материала процессы памяти не работают. Второй закон: чем большее число раз повторяется материал, тем лучше он запоминается, дольше сохраняется, легче припоминается и быстрее узнается. Этот вид памяти имеется у детей с раннего возраста, и именно на данный вид памяти в основном опираются ее процессы в течение всего времени школьного обучения детей. С возрастом возможности механического запоминания материала ухудшаются, и где-то после 30-40 лет механическая память у человека перестает развиваться, а после 50-60 лет у большинства людей она начинает постепенно ухудшаться [5].
Логическая память – это сохранение мыслей, выраженных словами. Именно мыслей, а не самих слов. Этот вид памяти человек приобретает в процессе жизни. Именно этим видом памяти по преимуществу пользуются взрослые, занимающиеся умственным трудом [4,с.181].
В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от нее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения [5].
По характеру связи с целями деятельности различают:
* непроизвольную память;
* произвольную память.
Непроизвольная память – след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает [5].
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста [5].
Произвольная память – намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече[4, c.182].
Сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них [5].
Глава II. Экспериментальное исследование различных видов памяти
2. Практическая часть
2.1. Методика исследований
Для изучения особенностей памяти младших школьников спланируем и осуществим экспериментальное исследование. В рамках констатирующего эксперимента проведем диагностическое обследование, направленное на выявление преобладающих видов и типов памяти и уровня их развития у учащихся 5 класса.
Для проведения экспериментального исследования (констатирующего эксперимента) мы подобрали две тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти учащихся:
- преобладающий тип памяти;
- соотношение смысловой и механической памяти.
Тестовая методика № 1
Цель: выявление преобладающего типа памяти у учащихся 5 класса и его уровень.
Для запоминания на слух | При зрительном восприятии | При моторно-слуховом | При комбинированном |
Лист Ваза Море Дом Банк Гроза Книга Лес Мяч Шкаф | Свеча Ночь Бревно Вода Глаз Год Река Заря Гриб Чашка | Сено Шутка Слива Гусь Ягода Парта Жук Ветер Мед Заяц | Луна Капля Белка Поле Марка Сыр Труба Пол Торт Спица |
Для первого исследования преобладающего вида памяти:
Для второго исследования преобладающего вида памяти:
Для запоминания на слух | При зрительном восприятии | При моторно-слуховом | При комбинированном |
Дирижабль Лампа Яблоко Сапоги Гроза Утка Обруч Мельница Попугай Листок | Самолет Чайник Бабочка Ноги Бревно Свеча Пачка Журнал Машина Столб | Пароход Собака Парта Сапоги Сковорода Калач Роща Гриб Шутка Сено | Волк Бочка Коньки Самовар Пила Весло Загадка Прогулка Книга Трактор |
Ход выполнения задания
Испытуемым предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом 4 – 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученики записывают те слова, которые они запомнили. Через некоторое время испытуемым предлагается второй ряд слов, который они читают молча, а затем записывают (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва предлагается для запоминания третий ряд слов. Экспериментатор читает слова, а учащиеся шепотом повторяют их и «записывают» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывают те из них, которые запомнили. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а ученики одновременно следят по карточке и шепотом повторяют каждое слово (зрительно – моторно – слуховое запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.
Обработка и интерпретация результатов
О преобладающем типе памяти учащегося можно сделать вывод, подсчитав коэффициент памяти (С):
100%
где а – количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к 100%, тем лучше развит у ученика данный вид памяти.
100% | очень высокий уровень |
80 - 99% | высокий уровень |
60 - 79% | средний уровень |
40 - 59% | низкий уровень |
20 - 39% | очень низкий уровень |
Шкала нормативов (выводы об уровне развития)
(Например, ребёнок воспроизвёл 90% прочитанных ему слов, следовательно, у него высокий уровень развития слуховой памяти).
Тестовая методика № 2
Цель: выявить соотношение смысловой и механической памяти учащихся 5 класса
Материал к методике исследования логической и механической памяти
Для первого исследования логической и механической памяти
I ряд II ряд
Курица - яйцо Спички - кровать
Ножницы - резать Жук - кресло
Кукла - играть Синица - сестра
Лампа - вечер Рыба - пожар
Груша - компот Шляпа - пчела
Книга - читать Ботинки - самовар
Корова - молоко Лейка - трамвай
Ученик - школа Компас - клей
Паровоз - ехать Мухомор - диван
Ручка - писать Небо - рак
Лед - коньки Дерево - овца
Щетка - зубы Гребенка - ветер
Снег - зима Бусы - земля
Лошадь – сани Пила - журнал
Бабочка – муха График - туман
Для второго исследования логической и механической памяти
I ряд II ряд
Ботинки – сапоги Гроза – гриб
Кресло – кресло Книга – попугай
Бусы – кольцо Яблоко – столб
Карандаш – ручка Коньки – бабочка
Весна – солнце Ноги – калач
Ложка – посуда Телефон – пенал
Свеча – гореть Мышь – снег
Трактор – транспорт Портрет – туман
Лодка – весло Тетрадь – больница
Парта – ученик Телевизор - будильник
Ход выполнения задания
Для исследования были приготовлены два ряда слов: в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Испытуемым дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10 -15 секунд, а ученики записывают запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Кол-во слов первого ряда (а) | Кол-во запом- нившихся слов (б) | Коэффициент смысловой памяти 100% | Кол-во слов второго ряда (х) | Кол-во запом- нившихся слов (у) | Коэффициент механической памяти |
Обработка и интерпретация результатов
По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты
заносятся в таблицу.
Сопоставление результатов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала..
Шкала нормативов (выводы об уровне развития)
100% | очень высокий уровень |
80 - 99% | высокий уровень |
60 - 79% | средний уровень |
40 - 59% | низкий уровень |
20 - 39% | очень низкий уровень |
Результаты исследования
Результаты тестирования на констатирующем этапе эксперимента отразим последовательно в таблицах.
Методика № 1
Цель: выявление преобладающего типа памяти
2.2. Исследование слуховой памяти
При первом исследовании слуховой памяти:
см. приложение Таблица №1
При втором исследовании слуховой памяти:
см. приложение Таблица №2
Таблица № 3
Результаты исследования слуховой памяти
Испытуемые | Результат при первом исследовании | Результат при втором исследовании | Среднее значение |
1.Ворончихина Вика | 100% | 70% | 85% |
2.Галенков Миша | 100% | 100% | |
3.Дерендяев Ваня | 80% | 70% | 75% |
4.Жемчугов Стас | 70% | 70% | |
5.Завалин Родион | 100% | 70% | 85% |
6.Князева Аня | 100% | 80% | 90% |
7.Корепанов Миша | 80% | 70% | 75% |
8.Кощеева Ксюша | 100% | 50% | 75% |
9.Мокрецов Кирилл | 100% | 60% | 80% |
10.Мусихин Вася | 80% | 40% | 60% |
11.Мусихина Лиза | 100% | 60% | 80% |
12.Потехин Костя | 90% | 80% | 85% |
13.Скорняков Дима | 50% | 50% | |
14.Торопов Миша | 70% | 50% | 60% |
15.Шамкова Олеся | 100% | 50% | 75% |
16.Юмин Вадим | 100% | 50% | 75% |
Вывод: из таблицы мы видим, что очень высокий уровень развития памяти у одного учащегося, высокий уровень – 6 учащихся, средний уровень-
8 учащихся, низкий уровень у одного учащегося.
2.3. Исследование зрительной памяти
При первом исследовании зрительной памяти:
см. приложение Таблица №4
При втором исследовании зрительной памяти:
см. приложение Таблица №5
Таблица № 6
Результаты исследования зрительной памяти
Испытуемые | Результат при первом исследовании | Результат при втором исследовании | Среднее значение |
1.Ворончихина Вика | 80% | 70% | 75% |
2.Галенков Миша | 90% | 90% | |
3.Дерендяев Ваня | 60% | 70% | 65% |
4.Жемчугов Стас | 60% | 60% | |
5.Завалин Родион | 80% | 100% | 90% |
6.Князева Аня | 80% | 70% | 75% |
7.Корепанов Миша | 70% | 40% | 55% |
8.Кощеева Ксюша | 90% | 80% | 85% |
9.Мокрецов Кирилл | 90% | 80% | 85% |
10.Мусихин Вася | 60% | 60% | 60% |
11.Мусихина Лиза | 80% | 80% | 80% |
12.Потехин Костя | 80% | 80% | 80% |
13.Скорняков Дима | 40% | 40% | |
14.Торопов Миша | 60% | 70% | 65% |
15.Шамкова Олеся | 90% | 70% | 80% |
16.Юмин Вадим | 60% | 80% | 70% |
Рис.1
2.4. Исследование моторно-слуховой памяти
При первом исследовании моторно-слуховой памяти:
см. приложение Таблица № 7
При втором исследовании моторно-слуховой памяти:
см. приложение Таблица № 8
Таблица № 9
Результаты исследования моторно-слуховой памяти
Испытуемые | Результат при первом исследовании | Результат при втором исследовании | Среднее значение |
1.Ворончихина Вика | 90% | 70% | 80% |
2.Галенков Миша | 100% | 100% | |
3.Дерендяев Ваня | 60% | 50% | 55% |
4.Жемчугов Стас | 40% | 40% | |
5.Завалин Родион | 100% | 70% | 85% |
6.Князева Аня | 80% | 70% | 75% |
7.Корепанов Миша | 60% | 50% | 55% |
8.Кощеева Ксюша | 100% | 60% | 80% |
9.Мокрецов Кирилл | 90% | 50% | 70% |
10.Мусихин Вася | 50% | 40% | 45% |
11.Мусихина Лиза | 90% | 70% | 80% |
12.Потехин Костя | 50% | 70% | 60% |
13.Скорняков Дима | 30% | 30% | |
14.Торопов Миша | 50% | 90% | 70% |
15.Шамкова Олеся | 100% | 60% | 80% |
16.Юмин Вадим | 50% | 30% | 40% |
Рис.2
2.5. Исследование комбинированной памяти
При первом исследовании комбинированной памяти:
см. приложение Таблица № 10
При втором исследовании комбинированной памяти:
см. приложение Таблица № 11
Таблица № 12
Результаты исследования комбинированной памяти
Испытуемые | Результат при первом исследовании | Результат при втором исследовании | Среднее значение |
1.Ворончихина Вика | 90% | 100% | 95% |
2.Галенков Миша | 100% | 100% | |
3.Дерендяев Ваня | 90% | 70% | 80% |
4.Жемчугов Стас | 40% | 40% | |
5.Завалин Родион | 100% | 100% | 100% |
6.Князева Аня | 90% | 100% | 95% |
7.Корепанов Миша | 60% | 90% | 75% |
8.Кощеева Ксюша | 100% | 100% | 100% |
9.Мокрецов Кирилл | 60% | 80% | 70% |
10.Мусихин Вася | 70% | 90% | 80% |
11.Мусихина Лиза | 100% | 80% | 90% |
12.Потехин Костя | 90% | 90% | 90% |
13.Скорняков Дима | 40% | 40% | |
14.Торопов Миша | 90% | 70% | 80% |
15.Шамкова Олеся | 100% | 50% | 75% |
16.Юмин Вадим | 90% | 80% | 85% |
Рис.3
Методика № 2
Цель: выявление соотношения смысловой и механической памяти у учащихся.
2.6. Исследование смысловой и механической памяти
При первом исследовании смысловой и механической памяти:
см. приложение Таблица № 14
При втором исследовании смысловой и механической памяти:
см. приложение Таблица № 15
Таблица №16
Результаты исследования смысловой и механической памяти
Испытуемые | Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Резуль-тат при первом исслед. | Резуль- тат при втором исслед. | Среднее значе-ние | Резуль-тат при первом исслед. | Резуль- тат при втором исслед. | Среднее значе-ние | |
Ворончихи-на Вика | 100% | 90% | 95% | 40% | 100% | 70% |
Галенков Миша | 93% | 100% | 96,5% | 53% | 100% | 76,5% |
Дерендяев Ваня | 93% | 80% | 86,5% | 73% | 60% | 66,5% |
Жемчугов Стас | 60% | 50% | 55% | 0% | 60% | 60% |
Завалин Родион | 100% | 100% | 100% | 80% | 100% | 90% |
Князева Аня | 100% | 100% | 33% | 33% | ||
Корепанов Миша | 100% | 100% | 40% | 40% | ||
Кощеева Ксюша | 100% | 100% | 100% | 53% | 70% | 61,5% |
Мокрецов Кирилл | 100% | 100% | 40% | 40% | ||
Мусихин Вася | 53% | 60% | 56,5% | 0% | 40% | 40% |
Мусихина Лиза | 86% | 100% | 93% | 53% | 100% | 76,5% |
Потехин Костя | 100% | 100% | 80% | 80% | ||
Скорняков Дима | 100% | 100% | 70% | 70% | ||
Торопов Миша | 100% | 80% | 90% | 33% | 70% | 51,5% |
Шамкова Олеся | 100% | 100% | 100% | 60% | 60% | 60% |
Юмин Вадим | 93% | 100% | 96,5% | 13% | 100% | 56,5% |
Рис.5
Рис.6
Глава III. Результаты исследований
3.1. Результаты исследования слуховой, зрительной, моторно-слуховой, комбинированной памяти
Таблица № 13
Итоговая сводная таблица
Испытуемые | Слуховая % | Зрительная% | Моторно-слуховая % | Комбиниро- ванная % |
1.Ворончихина Вика | 85% | 75% | 80% | 95% |
2.Галенков Миша | 100% | 90% | 100% | 100% |
3.Дерендяев Ваня | 75% | 65% | 55% | 80% |
4.Жемчугов Стас | 70% | 60% | 40% | 40% |
5.Завалин Родион | 85% | 90% | 85% | 100% |
6.Князева Аня | 90% | 75% | 75% | 95% |
7.Корепанов Миша | 75% | 55% | 55% | 75% |
8.Кощеева Ксюша | 75% | 85% | 80% | 100% |
9.Мокрецов Кирилл | 80% | 85% | 70% | 70% |
10.Мусихин Вася | 60% | 60% | 45% | 80% |
11.Мусихина Лиза | 80% | 80% | 80% | 90% |
12.Потехин Костя | 85% | 80% | 60% | 90% |
13.Скорняков Дима | 50% | 40% | 30% | 40% |
14.Торопов Миша | 60% | 65% | 70% | 80% |
15.Шамкова Олеся | 75% | 80% | 80% | 75% |
16.Юмин Вадим | 75% | 70% | 40% | 85% |
Вывод: из представленной таблицы мы видим, что у 13 учащихся 5 класса преобладает комбинированный вид памяти, у одного учащегося преобладает зрительная память и у двух учащихся - слуховая.
Рис.4
3.2. Результаты исследования смысловой и механической памяти
Итоговая сводная таблица
Таблица № 17
Испытуемые | Объем смысловой памяти | Объем механической памяти |
1.Ворончихина Вика | 95% | 70% |
2.Галенков Миша | 96,5% | 76,5% |
3.Дерендяев Ваня | 86,5% | 66,5% |
4.Жемчугов Стас | 55% | 60% |
5.Завалин Родион | 100% | 90% |
6.Князева Аня | 100% | 33% |
7.Корепанов Миша | 100% | 40% |
8.Кощеева Ксюша | 100% | 61,5% |
9.Мокрецов Кирилл | 100% | 40% |
10.Мусихин Вася | 56,5% | 40% |
11.Мусихина Лиза | 93% | 76,5% |
12.Потехин Костя | 100% | 80% |
13.Скорняков Дима | 100% | 70% |
14.Торопов Миша | 90% | 51,5% |
15.Шамкова Олеся | 100% | 60% |
16.Юмин Вадим | 96,5% | 56,5% |
Вывод: мы видим из таблицы, что у испытуемых значительно доминирует смысловая память.
Рис.7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты:
1. Мы подобрали и изучили литературу о памяти.
2. Сформулировали общее представление о памяти, как о психическом процессе.
3. Охарактеризовали различные виды памяти.
4.Подобрали батарею методик на исследование памяти и провели экспериментальное исследование различных видов памяти.
5. Обобщили и предоставили результаты.
По данным двух методик можно сделать следующие выводы:
У учащихся 5 класса преобладает комбинированная память (13 учащихся из 16%; 81%), причем уровень развития этого вида памяти достаточно высокий: 100% у 3 учащихся, 80-99% - 8 учащихся.
Средний уровень (60-79%) развития комбинированной памяти у 3 учащихся.
Низкий уровень (40-59%) развития комбинированной памяти у 2 учащихся.
По данным второй методики можно сделать вывод о том, что у учеников класса преобладает смысловая память (15 учащихся, 94%). Уровень развития смысловой памяти следующий: высокий уровень (100%) – 8 учащихся, высокий уровень (80-99%) у 6 учащихся, низкий уровень (40-59%)- 2 учащихся.
Общие психолого-педагогические рекомендации:
Исходя из полученных данных, отметим, что не следует добиваться от ребенка точного заучивания материала, т.к. это приведет к механическому запоминанию информации, к большим затратам времени и волевых усилий, причём ребёнок быстро забудет информацию. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок воспринял материал с опорой на разные органы чувств, чтобы он понял материал, осмыслил его, в результате он с легкостью сможет воспроизвести информацию и надолго её запомнит. Конечно, механическую память тоже следует развивать (она обогащает словарный запас, помогает овладеть научными понятиями), но приоритет следует отдать словесно-логической памяти, т.к. это будет способствовать лучшей успеваемости, повышению эффективности и качества обучения.
3. Сонин Д. М. Беседы с учащимися по психологии. Учебное пособие для классных руководителей./Под ред. А.Е. Ситникова, В.И. Косолапова.- Киров, 1974 – 136 с.
4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
Интернет – ресурсы
(Реферат «Изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля»
№ 00104534).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Схема «Виды памяти» (рис.8)
Таблица № 1
Результаты при первом исследовании слуховой памяти
Испытуемые | а | в | с |
1.Ворончихина Вика | 10 | 10 | 100% |
2.Галенков Миша | 10 | 10 | 100% |
3.Дерендяев Ваня | 8 | 10 | 80% |
4.Жемчугов Стас | 7 | 10 | 70% |
5.Завалин Родион | 10 | 10 | 100% |
6.Князева Аня | 10 | 10 | 100% |
7.Корепанов Миша | 8 | 10 | 80% |
8.Кощеева Ксюша | 10 | 10 | 100% |
9.Мокрецов Кирилл | 10 | 10 | 100% |
10.Мусихин Вася | 8 | 10 | 80% |
11.Мусихина Лиза | 10 | 10 | 100% |
12.Потехин Костя | 9 | 10 | 90% |
13.Скорняков Дима | |||
14.Торопов Миша | 7 | 10 | 70% |
15.Шамкова Олеся | 10 | 10 | 100% |
16.Юмин Вадим | 10 | 10 | 100% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
Таблица № 2
Результаты при втором исследовании слуховой памяти
Испытуемые | а | в | с |
1.Ворончихина Вика | 7 | 10 | 70% |
2.Галенков Миша | |||
3.Дерендяев Ваня | 7 | 10 | 70% |
4.Жемчугов Стас | |||
5.Завалин Родион | 7 | 10 | 70% |
6.Князева Аня | 8 | 10 | 80% |
7.Корепанов Миша | 7 | 10 | 70% |
8.Кощеева Ксюша | 5 | 10 | 50% |
9.Мокрецов Кирилл | 6 | 10 | 60% |
10.Мусихин Вася | 4 | 10 | 40% |
11.Мусихина Лиза | 6 | 10 | 60% |
12.Потехин Костя | 8 | 10 | 80% |
13.Скорняков Дима | 5 | 10 | 50% |
14.Торопов Миша | 5 | 10 | 50% |
15.Шамкова Олеся | 5 | 10 | 50% |
16.Юмин Вадим | 5 | 10 | 50% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
Таблица № 4
Результаты при первом исследовании зрительной памяти
Испытуемые | а | в | с |
1.Ворончихина Вика | 8 | 10 | 80% |
2.Галенков Миша | 9 | 10 | 90% |
3.Дерендяев Ваня | 6 | 10 | 60% |
4.Жемчугов Стас | 6 | 10 | 60% |
5.Завалин Родион | 8 | 10 | 80% |
6.Князева Аня | 8 | 10 | 80% |
7.Корепанов Миша | 7 | 10 | 70% |
8.Кощеева Ксюша | 9 | 10 | 90% |
9.Мокрецов Кирилл | 9 | 10 | 90% |
10.Мусихин Вася | 6 | 10 | 60% |
11.Мусихина Лиза | 8 | 10 | 80% |
12.Потехин Костя | 8 | 10 | 80% |
13.Скорняков Дима | |||
14.Торопов Миша | 6 | 10 | 60% |
15.Шамкова Олеся | 9 | 10 | 90% |
16.Юмин Вадим | 6 | 10 | 60% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
Таблица № 5
Результаты при втором исследовании зрительной памяти
Испытуемые | а | в | с |
1.Ворончихина Вика | 7 | 10 | 70% |
2.Галенков Миша | |||
3.Дерендяев Ваня | 7 | 10 | 70% |
4.Жемчугов Стас | |||
5.Завалин Родион | 10 | 10 | 100% |
6.Князева Аня | 7 | 10 | 70% |
7.Корепанов Миша | 4 | 10 | 40% |
8.Кощеева Ксюша | 8 | 10 | 80% |
9.Мокрецов Кирилл | 8 | 10 | 80% |
10.Мусихин Вася | 6 | 10 | 60% |
11.Мусихина Лиза | 8 | 10 | 80% |
12.Потехин Костя | 8 | 10 | 80% |
13.Скорняков Дима | 4 | 10 | 40% |
14.Торопов Миша | 7 | 10 | 70% |
15.Шамкова Олеся | 7 | 10 | 70% |
16.Юмин Вадим | 8 | 10 | 80% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
Таблица № 7
Результаты при первом исследовании моторно-слуховой памяти
Испытуемые | а | в | с |
1.Ворончихина Вика | 9 | 10 | 90% |
2.Галенков Миша | 10 | 10 | 100% |
3.Дерендяев Ваня | 6 | 10 | 60% |
4.Жемчугов Стас | 4 | 10 | 40% |
5.Завалин Родион | 10 | 10 | 100% |
6.Князева Аня | 8 | 10 | 80% |
7.Корепанов Миша | 6 | 10 | 60% |
8.Кощеева Ксюша | 10 | 10 | 100% |
9.Мокрецов Кирилл | 9 | 10 | 90% |
10.Мусихин Вася | 5 | 10 | 50% |
11.Мусихина Лиза | 9 | 10 | 90% |
12.Потехин Костя | 5 | 10 | 50% |
13.Скорняков Дима | |||
14.Торопов Миша | 5 | 10 | 50% |
15.Шамкова Олеся | 10 | 10 | 100% |
16.Юмин Вадим | 5 | 10 | 50% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
Таблица № 8
Результаты при втором исследовании моторно–слуховой памяти
Испытуемые | а | в | с |
1.Ворончихина Вика | 7 | 10 | 70% |
2.Галенков Миша | |||
3.Дерендяев Ваня | 5 | 10 | 50% |
4.Жемчугов Стас | |||
5.Завалин Родион | 7 | 10 | 70% |
6.Князева Аня | 7 | 10 | 70% |
7.Корепанов Миша | 5 | 10 | 50% |
8.Кощеева Ксюша | 6 | 10 | 60% |
9.Мокрецов Кирилл | 5 | 10 | 50% |
10.Мусихин Вася | 4 | 10 | 40% |
11.Мусихина Лиза | 7 | 10 | 70% |
12.Потехин Костя | 7 | 10 | 70% |
13.Скорняков Дима | 3 | 10 | 30% |
14.Торопов Миша | 9 | 10 | 90% |
15.Шамкова Олеся | 6 | 10 | 60% |
16.Юмин Вадим | 3 | 10 | 30% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
Таблица № 10
Результаты при первом исследовании комбинированной памяти
Испытуемые | а | в | с |
1.Ворончихина Вика | 9 | 10 | 90% |
2.Галенков Миша | 10 | 10 | 100% |
3.Дерендяев Ваня | 9 | 10 | 90% |
4.Жемчугов Стас | 4 | 10 | 40% |
5.Завалин Родион | 10 | 10 | 100% |
6.Князева Аня | 9 | 10 | 90% |
7.Корепанов Миша | 6 | 10 | 60% |
8.Кощеева Ксюша | 10 | 10 | 100% |
9.Мокрецов Кирилл | 6 | 10 | 60% |
10.Мусихин Вася | 7 | 10 | 70% |
11.Мусихина Лиза | 10 | 10 | 100% |
12.Потехин Костя | 9 | 10 | 90% |
13.Скорняков Дима | |||
14.Торопов Миша | 9 | 10 | 90% |
15.Шамкова Олеся | 10 | 10 | 100% |
16.Юмин Вадим | 9 | 10 | 90% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
Таблица № 11
Результаты при втором исследовании комбинированной памяти
Испытуемые | а | в | с |
1.Ворончихина Вика | 10 | 10 | 100% |
2.Галенков Миша | |||
3.Дерендяев Ваня | 7 | 10 | 70% |
4.Жемчугов Стас | |||
5.Завалин Родион | 10 | 10 | 100% |
6.Князева Аня | 10 | 10 | 100% |
7.Корепанов Миша | 9 | 10 | 90% |
8.Кощеева Ксюша | 10 | 10 | 100% |
9.Мокрецов Кирилл | 8 | 10 | 80% |
10.Мусихин Вася | 9 | 10 | 90% |
11.Мусихина Лиза | 8 | 10 | 80% |
12.Потехин Костя | 9 | 10 | 90% |
13.Скорняков Дима | 4 | 10 | 40% |
14.Торопов Миша | 7 | 10 | 70% |
15.Шамкова Олеся | 5 | 10 | 50% |
16.Юмин Вадим | 8 | 10 | 80% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
Таблица № 14
Результаты при первом исследовании логической и механической памяти
Испытуемые | Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Кол-во слов в I ст. (а) | Запомни- вшиеся слова (b) | Коэф. С=(b/a)* *100% | Кол-во слов во II ст. (x) | Запомни- вшиеся слова (y) | Коэф. С=(y/x)* *100% | |
Ворончихи-на Вика | 15 | 15 | 100% | 15 | 6 | 40% |
Галенков Миша | 15 | 14 | 93% | 15 | 8 | 53% |
Дерендяев Ваня | 15 | 14 | 93% | 15 | 11 | 73% |
Жемчугов Стас | 15 | 9 | 60% | 15 | 0 | 0% |
Завалин Родион | 15 | 15 | 100% | 15 | 12 | 80% |
Князева Аня | 15 | 15 | 100% | 15 | 5 | 33% |
Корепанов Миша | ||||||
Кощеева Ксюша | 15 | 15 | 100% | 15 | 8 | 53% |
Мокрецов Кирилл | ||||||
Мусихин Вася | 15 | 8 | 53% | 15 | 0 | 0% |
Мусихина Лиза | 15 | 13 | 86% | 15 | 8 | 53% |
Потехин Костя | ||||||
Скорняков Дима | ||||||
Торопов Миша | 15 | 15 | 100% | 15 | 5 | 33% |
Шамкова Олеся | 15 | 15 | 100% | 15 | 9 | 60% |
Юмин Вадим | 15 | 14 | 93% | 15 | 2 | 13% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
Таблица № 15
Результаты при втором исследовании логической и механической памяти
Испытуемые | Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Кол-во слов в I ст. (а) | Запомни- вшиеся слова (b) | Коэф. С=(b/a)* *100% | Кол-во слов во II ст. (x) | Запомни- вшиеся слова (y) | Коэф. С=(y/x)* *100% | |
Ворончихи-на Вика | 10 | 9 | 90% | 10 | 10 | 100% |
Галенков Миша | 10 | 10 | 100% | 10 | 10 | 100% |
Дерендяев Ваня | 10 | 8 | 80% | 10 | 6 | 60% |
Жемчугов Стас | 10 | 5 | 50% | 10 | 6 | 60% |
Завалин Родион | 10 | 10 | 100% | 10 | 10 | 100% |
Князева Аня | ||||||
Корепанов Миша | 10 | 10 | 100% | 10 | 4 | 40% |
Кощеева Ксюша | 10 | 10 | 100% | 10 | 7 | 70% |
Мокрецов Кирилл | 10 | 10 | 100% | 10 | 4 | 40% |
Мусихин Вася | 10 | 6 | 60% | 10 | 4 | 40% |
Мусихина Лиза | 10 | 10 | 100% | 10 | 10 | 100% |
Потехин Костя | 10 | 10 | 100% | 10 | 8 | 80% |
Скорняков Дима | 10 | 10 | 100% | 10 | 7 | 70% |
Торопов Миша | 10 | 8 | 80% | 10 | 7 | 70% |
Шамкова Олеся | 10 | 10 | 100% | 10 | 6 | 60% |
Юмин Вадим | 10 | 10 | 100% | 10 | 10 | 100% |
Объём памяти: С=(а/в)*100%, где а - запомнившиеся слова, в - количество слов ряда.
ПАМЯТКИ
Правила тренировки памяти
1. Ставь цель запомнить надолго.
2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
3. Заучивай с желанием знать и помнить.
4. Тренируй внимание и наблюдательность.
5. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
6. Заучивай и повторяй небольшими частями – лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.
7. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после английского языка – литературу.
8. Короткие стихи учи целиком, длинные – разбивай на отрывки.
9. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
10. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.
Упражнения для тренировки памяти ученика дома (для родителей)
Упражнение 1.
Предложить ребенку закрыть глаза и по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2.
Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребенок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.
Упражнение 3.
Прочтите ребенку диктант из сборника или из учебника. В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу ребенка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно. После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.
Упражнение 4.
Прочитайте текст вслух один раз. Затем прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 5.
Нарисуйте на листочке бумаги рисунок, покажите его ребенку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.
Упражнение 6.
Для расширения объема восприятия предложите ребенку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырех букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научиться их схватывать за одно мгновение.
Упражнение 7.
Предложите ребенку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.
Пень Лето Стол Лес Клест | Дом Зима Поле Мама Пожар |
Упражнение 8.
Предложите ребенку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Слайд 1
Виды памятиСлайд 2
Память – отражение прошлого опыта мозгом, заключающемся в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении или узнавании того, что мы раньше воспринимали, заучивали, переживали или делали.
Слайд 3
Виды памяти подразделяют на:
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Соколовка» Зуевского района Кировской области Изучение уровней развития видов памяти у учащихся 5 класса Работу выполнила: ученица 10 класса МОУ СОШ п. Соколовка Стародумова Екатерина Консультант: психолог МОУ СОШ п.Соколовка Зорина Людмила ВитальевнаСлайд 2
Постановочный этап:
Слайд 3
Актуальность темы: Изучение уровня развития памяти является на сегодняшний день актуальной темой, т.к.: уровень развития памяти играет большую роль в жизни каждого человека. у учащихся 5-6 классов наблюдаются общие недостатки: неумение организовывать процесс запоминания, неумение выделять опорные пункты для усвоения материала, что способствует ухудшению успеваемости. ведущее значение для данного возраста приобретает развитие памяти.
Слайд 4
Противоречие: у учащихся 5 класса развиты различные виды памяти, но мы не знаем уровень развития этих видов памяти. Проблема исследования: выявить , на каком уровне развиты различные виды памяти у учащихся 5 класса.
Слайд 5
Цель работы: исследовать уровень развития различных видов памяти у учащихся 5 класса.
Слайд 6
Задачи: 1. Подобрать изучить специальную литературу о памяти; 2. Сформулировать общее представление о памяти, как о психическом процессе; 3. Дать характеристику всех видов памяти; 4. Подобрать батарею методик на исследование памяти и провести экспериментальное исследование различных видов памяти; 5. Обобщить и представить результаты исследования.
Слайд 7
Объект исследования: память младшего школьника. Предмет исследования: уровень развития памяти у учащихся 5 класса.
Слайд 8
Методы теоретические практические ● анализ ● эксперимент ● синтез ● тестирование ● сравнение ●статистические методы обработки данных
Слайд 9
Собственно-исследовательский этап:
Слайд 10
В теоретической части мы рассмотрели: ● Общее представление о памяти, как о психическом процессе ● Виды памяти
Слайд 11
В практической части: Для проведения исследования мы подобрали две тестовые методики, позволившие выявить следующие индивидуальные особенности памяти у учащихся: - преобладающий тип памяти; - соотношение смысловой и механической памяти.
Слайд 12
Результаты: 1. Мы подобрали и изучили литературу о памяти. 2. Сформулировали общее представление о памяти, как о психическом процессе. 3. Охарактеризовали различные виды памяти. 4. Подобрали батарею методик на исследование памяти и провели экспериментальное исследование различных видов памяти. 5. Обобщили и предоставили результаты. (презентация «Результаты изучения уровней развития видов памяти у учащихся 5 класса»).
Слайд 13
Вывод: У учащихся 5 класса преобладает комбинированная память (13 учащихся из 16; 81%), причем уровень развития этого вида памяти достаточно высокий: 100% у 3 учащихся, 80-99% - 8 учащихся.
Слайд 14
Средний уровень (60-79%) развития комбинированной памяти у 3 учащихся. Низкий уровень (40-59%) развития комбинированной памяти у 2 учащихся.
Слайд 15
По данным второй методики можно сделать вывод о том, что у учеников 5 класса преобладает смысловая память (15 учащихся, 94%). Уровень развития смысловой памяти следующий: высокий уровень (100%) – 8 учащихся, высокий уровень (80-99%) у 6 учащихся, низкий уровень (40-59%)- 2 учащихся.
Слайд 16
Библиографический список 1. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие высш . пед . учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение:Владос,1994.-576 с. 2. Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти: Пер. с болг ./Под ред. М. И. Самойлова; Предисл . Н. А. Тушмаловой .- М.: Мир, 1988 – 144 с. 3. Сонин Д. М. Беседы с учащимися по психологии. Учебное пособие для классных руководителей./Под ред. А.Е. Ситникова , В.И. Косолапова.- Киров, 1974 – 136 с. 4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для пед . уч-щ . – М.: Просвещение, 1988. – 336 с. Интернет – ресурсы 5. http://www.allbest.ru (Реферат «Изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля» № 00104534). 6. http://www.allbest.ru (Реферат «Развитие памяти школьников в процессе изучения языковой теории» № 00170752) .
Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Слайд 18
Благодарим за оказанную помощь в подготовке и в создании проекта: Зорину Людмилу Витальевну, психолога МОУ СОШ п. Соколовка Стародумову Оксану Вячеславовну, зав.фил. МОУ СОШ п.Соколовка в с.Коса
Слайд 1
Результаты изучения уровней развития памяти у учащихся 5 классаСлайд 2
Исследование слуховой памяти
Слайд 3
Исследование зрительной памяти
Слайд 4
Исследование моторно-слуховой памяти
Слайд 5
Исследование комбинированной памяти
Слайд 6
Результаты исследования слуховой, зрительной, моторно-слуховой, комбинированной памяти
Слайд 7
Исследование смысловой памяти
Слайд 8
Исследование механической памяти
Слайд 9
Результаты исследования смысловой и механической памяти
Голубая лягушка
Пейзаж
Самодельный телефон
Всему свой срок
Соленая снежинка