Творческая работа в форме презентации может быть использована на уроках истории, литературы, русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov.ppt | 2.34 МБ |
Слайд 1
"Неподражаемый, бессмертный Ломоносов..."Слайд 2
Имя М.В. Ломоносова пользуется всенародной любовью и глубоким уважением. Именно этому учёному суждено было сыграть особую роль в укреплении и распространении русского языка. «Повелитель многих языков, язык российский…велик перед всеми в Европе»,- с гордостью писал Ломоносов. Всё многообразие творческих и человеческих устремлений Михаила Васильевича наиболее полно отразилось в его поэзии. И хотя прошло уже больше двух веков со времени Ломоносова, его стихи не устарели. Недаром о лучших из них А.С.Пушкин сказал: «Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго ещё должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему».
Слайд 3
В Петербурге, в одном из старинных домов времён Петра Великого, в кабинете, заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и рассказывал Екатерине II о новой научной работе. Человек этот был тот самый мальчик, который когда- то бежал из родного дома тёмной ночью. Осенью 1711 года в глухой деревне близ устья Северной Двины, в семье простого крестьянина- помора родился сын. С малых лет он отличался силой, упорством и невероятной тягой к знаниям. В 19 лет в декабре 1730 года без разрешения отца и без гроша в кармане мальчик отправился с рыбным обозом в Москву учиться премудростям науки… Прошло много лет… А звали его Михаил Васильевич Ломоносов.
Слайд 4
Я дело стану петь, несведомое прежним!.. М.В.Ломоносов Обладая талантом, огромными знаниями, страстно желая изменить отношение к русскому языку, М.В.Ломоносов создаёт первую на русском языке «Российскую грамматику», в которой впервые представляет научную систему русского языка, создаёт свод грамматических правил, показывает, как следует пользоваться его богатейшими возможностями. Постепенно русский язык начинает освобождаться от влияния церковнославянского языка, языка религии и богослужения. Своими многочисленными научными трудами учёный способствует формированию научного языка.
Слайд 5
В 1757 М.В.Ломоносов излагает знаменитую теорию «трёх штилей»: «высокий» - церковно- славянские слова и русские, «средний» - русские слова с небольшой примесью церковно- славянских, «низкий» - русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно- славянских. Ёще раньше учёный составил «Письма о правилах русского стихотворства».
Слайд 6
Кадр из фильма реж. А.Прошкина «Михайло Ломоносов» Стих Ломоносова мощно вёл за собою, непонятной силою увлекал в выси, от которых захватывало дух, заставлял по- новому трепетать сердца,- ибо стих этот воплощал новый образ красоты, сознание нового человека. Один из современников поэта вспоминал о знакомстве с его поэзией: «Мы были удивлены таким ещё не бывалым в русском языке размером стихов…»
Слайд 7
Оды Ломоносова гремели на всю Россию, и не было равнодушных среди его читателей. Русские сердца бились учащённо при звуке ломоносовских ямбов.
Слайд 8
Московский университет (вид через р. Неглинку). Арх. М.Казаков. 1786-1793гг. Прекрасно понимая роль науки, просвещения в возвеличивании Отечества, его процветании, М.В.Ломоносов добился создания первого университета. Московский университет был учреждён во времена Елизаветы Петровны, в 1755 году. Сегодня Московский Государственный Университет носит имя М.В.Ломоносова и является одним из самых престижных высших учебных заведений России и мира.
Слайд 9
… Да, велико его значенье- Он, верный русскому уму, Завоевал нам Просвещенье… Ф.И.Тютчев Бюст М.В.Ломоносова. 1790-е гг. Неизвестный художник.
Слайд 10
Источники: 1. Ломоносов М.В. Стихотворения. – М, 1981. 2. Ломоносов М.В. Избранные произведения. – Ленинград, 1990. 3. Баландин Р.К. Великие русские люди. – М, 2002. 4. Школьная энциклопедия. История России XVIII – XIX вв. – М, 2003. 5. Коровина В.Я. Литература. Учебник- хрестоматия, 7 класс. М, 2004. 6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Р/Д, 2001. 7. ЦОР «Мировая художественная культура» 8. ЦОР «Литература, история, искусство, XIX век». 9. ЦОР «История Отечества, 882-1917». 10. ЦОР «Культурология», ч.1-2. 11. ЦОР «История России, XVII- XIX века». 12. ЦОР «Энциклопедия истории России, 862-1917».
Слайд 11
ученица 7 класса МОУ «СОШ № 13» с.Мирное Пожарова Дарья Автор работы
Рисуем "Осенний дождь"
Разноцветное дерево
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Сказочные цветы за 15 минут
Три загадки Солнца