в данной работе предсавлено краткое описание опытов и исследовательская работа учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
soltustik.doc | 71 КБ |
Солтүстік - Казақстан облысының білім басқармасы
Тайынша ауданының білім, дене тәрбиесі және спорт бөлімі
«Большой Изюм орта мектебі» ММ
Областной конкурс творческих проектов «Солнечный зайчик»
Участники проекта
Группа учащихся 1 А класса
Экологический проект «Цветок на подоконнике»
направление: исследовательское
руководитель: Пинчук В.Г.
учитель начальных классов
г. Петропавловск
2011 г.
Руководитель проекта
Пинчук В.Г. учитель начальных классов. 1 «А»
Участники проекта
География проекта
Сроки проекта
Актуальность проекта
Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен дорожить нашей планетой.
Все мы живем на планете Земля, и она у нас одна. Мы не можем выбрать себе другую планету, точно так же Земля не может выбрать себе других жителей.
Всем известно, что на нашей планете существуют экологические проблемы, которые можно решить совместными усилиями всех жителей нашей земли. И мы решили внести свой небольшой вклад для решения этих проблем.
Экономика области испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения.
Большую роль в экологическом образовании младших школьников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные учеником на уроках и занятиях дополнительного образования, должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка школы позволит детям и родителям под руководством педагогов – экологов изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.
Проект внутриклассного озеленения «Цветок на подоконнике» позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды.
Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, учеников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж школы и решает проблему по материальному обеспечению проекта.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашей школы, в настоящий момент она актуальна и значима. Сформировался коллектив педагогов единомышленников, родителей заинтересованных в положительном результате и детей увлечённых экологической темой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и от озеленения классного уголка перейти к озеленению школьного двора. Привлечь к этой работе большее количество учащихся и родителей.
Поэтому для осуществления данного проекта мы поставили для себя следующую цель.
Цель:
Из цели вытекают задачи:
Образовательные
Развивающая
Воспитательные
Методы
Виды деятельности
Вид проекта
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
На первом подготовительном этапе нам необходимо было выполнить следующее:
В ходе реализации проекта мы использовали следующие методы и формы работы:
Предварительная работа с педагогами предполагало проведение анкетирования педагогов по проблеме экологического воспитания школьников.
Предварительная работа с родителями: проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Проведение анкетирования. А так же родителям вместе с детьми дома необходимо было проанализировать дополнительную литературу по данному проекту. А так же выполнить провести с детьми беседу о цветах, показать и рассказать об имеющихся в доме цветах.
Предварительная работа с детьми заключалась в следующем:
Длительность подготовительного этапа: 2 недели
2 ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Входе данного этапа планируется получить ответы на следующие вопросы:
Поиск ответа на вопросы осуществлялся по средствам следующих форм и методов работы:
В процессе исследований дети познакомились с литературными произведениями о цветах: стихи, сказки, загадки.
Для дальнейшего исследования мы выбрали Пеларгонию, (латинское- Pelargonium в переводе с греческого аист).Пеларгония относится к семейству гераниевых. Родина пеларгонии Южная Африка. Насчитывается около 280 видов однолетних и многолетних травянистых растений, полукустарников и кустарников.
Пеларгония- это одно из самых распространенных растений. Пеларгонию, или герань можно встретить не только в коллекции опытного цветовода - любителя, но и на подоконнике у любой бабушки, которая, не особенно разбираясь, во что сажать и как правильно поливать, тем не менее, всегда радуется ежегодным душистым цветкам.
Пеларгония, пожалуй, – одно из самых распространенных растений на наших подоконниках. Пеларгонии – широко распространенные неприхотливые растения.
ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование № 1
Детям предлагается изучить особенности строения цветов, на примере пеларгонии. Учитель показывает детям цветок (объект исследования), растущий в горшке. Дети рассматривают цветок. Учитель отмечает строение цветка, показывая еще раз каждую часть цветка: корень, стебель, листья, распустившийся бутон цветка. Далее учитель задает вопрос детям: А все ли составные части растений мы отметили?
Дети отвечают: Нет. Мы не отметили корень.
Учитель: А где же корень?
Дети: В земле.
Учитель: Правильно в земле.
Далее детям предлагается нарисовать цветок. Объявляется конкурс на лучший рисунок. Рисунки помещаются в партфоллио учащихся. Данный конкурс выиграл рисунок Чумейко Алины.
Этим исследованием мы ответили на первый вопрос: Из чего же состоит цветок? Дети определили, что цветок состоит из корня, стебля, листьев и бутонов.
Исследование 2.
Детям предлагается исследовать листья цветка на ощупь. Для этого листочек нужно аккуратно погладить сначала с одной стороны, затем с другой. Необходимо определить какие они: гладкие, пушистые, шершавые, колючие, твердые, мягкие. В процессе выполнения самостоятельной работы учащиеся устанавливают, что листья пеларгонии зеленые, опушённые с обеих сторон, 5-7 лопастные, с широкими перистыми лопастями, с сильным приятным запахом. После исследования учащимся предлагается зарисовать лист пеларгонии. Рисунки так же вкладываются в партфоллио.
Этим исследованием мы ответили на вопрос листья какие они могут быть.
Исследование № 3
Детям предлагается исследовать листья на жилки. Для этого рассматриваем жилки, а затем пальчиком проводим по жилкам. Детям предлагается зарисовать контур листа и его жилки. Данные рисунки помещаем в личные папки детей.
Исследование № 4
Затем проводим опыт с целью подведения детей к выводу о необходимости влаги для роста цветов.
Содержание опыта: проращиваем семена пеларгонии в двух блюдцах с сухой и влажной ватой.
И наблюдаем за прорастанием семян. Дети делают вывод, что влага нужна для цветов потому, что семена в блюдце, котором была сухая вата семена не проросли, а в блюдце с мокрой ватой семена проросли. Результаты опыта заносятся в личные папки детей делаются аппликации «Капелька», означающая необходимость воды для роста цветов.
ИССЛЕДОВАНИЕ № 5
Далее проводим опыт с целью подведения детей к выводу о необходимости света для роста цветов.
Содержание опыта: берем за раннее посаженные два цветка пеларгонии. Поместим один горшок с цветком в темное, а другой в светлое место. Дети наблюдают за этими цветками. И в ходе опыта ребятами было установлено, что цветок тянется к свету. Дети рисуют рисунки. Далее эти же цветы помещаем одно в теплое, другое в холодное место. И пронаблюдав, делаем вывод что, тепло нужно для роста и развития растений. Результаты опыта так же заносятся в личные папки детей- дети рисуют солнышко, которое означает свет и тепло для цветов.
После проведения этих исследований детям предлагается ответить на вопрос: могут ли цветы прожить без тепла, света и воды? Дети делают вывод что, тепло, свет и вода очень важны для нормального роста и развития растения. Для закрепления этих знаний учитель читает рассказ «Одуванчик и ромашка»
Затем делаются аппликации: солнышко и капелька, которые, в свою очередь, означают тепло и воду.
ИССЛЕДОВАНИЕ № 7
Детям предлагается рассмотреть цветок в горшке. Учитель обращает внимание детей на то, что цветы растут в почве. Далее учитель рассказывает о необходимости почвы для цветка.
Затем детям показывают проращенный росток фиалки- он находится в банке с водой. Параллельно детям рассказывается о том, что в воде можно прорастить росток цветка, а затем посадить его в почву, обеспечив его влагой, теплом и светом для дальнейшего роста цветка. Детям предлагается посадить вместе с учителем посадить росток фиалки в почву, полить его, поставить в светлое и теплое место и осуществлять наблюдение за ростком.
Через неделю учащиеся отметили, что росток продолжает расти в почве. Дети рисуют схему: росток в банке-посадка ростка в почву- обеспечение ростку света, тепла и влаги- росток растет в почве.
Этим исследованием мы отвечаем на два поставленных ранее вопроса: для чего нужна почва цветам и растут ли цветы в воде?
ИССЛЕДОВАНИЕ 8
Детям предлагается поухаживать за цветами - удалить пыль с цветов, полить их. Перед этим учитель рассказывает детям о необходимости ухода за цветами: цветы дышат, в том числе и с помощью листьев, чистые цветы очень красивые.
Длительность исследования- 17 недель.
3 ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На заключительном этапе проводится анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. Можно о чем то спросить, прочитать, но есть в природе такое, что можно только почувствовать, пережить, пропустить через вою душу. Поэтому работая над данным проектом, дети еще раз смогли сами исследовать, экспериментировать и наблюдать за своим экспериментом, тем самым еще раз удостоверится, что растения очень важны для человека и окружающего мира. Что растения похожи на людей им так же для нормального роста и развития нужны свет, тепло, вода.
Затем проводится праздник «День цветов», где дети рассказывают рассказ или сказку о своем цветке. В ходе праздника родители вместе со своими детьми представят домашнее задание - выращенный цветок и рассказ о том, как он рос, как за цветком ухаживали.
Такой праздник можно проводить каждый год.
Длительность заключительного этапа – 2 недели.
Подарок
Лиса и волк
Мост из бумаги для Киры и Вики
Красочные картины Джастина Геффри
Любимое яичко