Актуальность работы состоит в том, что с внедрением компьютерных технологий в жизнь школы, возникла возможность ведения электронного школьного классного журнала, который автоматизирует процесс контроля над успеваемостью, дублирует записи школьного журнала, защищая его от искажений, даёт возможность контролировать накопляемость оценок по предметам.
За данную работу автор награждён Дипломом лауреата 43 региональной научно-рпактической конференции школьников и учащейся молодёжи Омской области.
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnyy_zhurnal-atribut_sovremennoy_shkoly.doc | 834 КБ |
Научное общество учащихся «Поиск»
МОУ «Горьковская средняя общеобразовательная школа №2»
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ –
АТРИБУТ СОВРЕМЕННОЙ
ШКОЛЫ
Козуля Вадим Витальевич, 10 класс
Руководитель: Швецов Сергей
Петрович, учитель физики
2011 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Стандартные классные журналы и дневники ………………….4
Глава 2. Электронное правительство в Российской Федерации ……….5
Глава 3. Создание компьютерной модели школьного классного журнала …………………………………………………………………….8
3.1 Электронный классный журнал............................................................8
3.2 Основные понятия моделирования …………………………………..9
3.3 Компьютерная модель школьного классного журнала…………….13
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………...16
Приложение……………………………………………………………….17-24
Умение выделять необходимую информацию и организовывать её в структуру — важнейшее качество человеческого интеллекта...
Введение
Тема данной работы выбрана не случайно. Её актуальность состоит в том, что с внедрением компьютерных технологий в жизнь школы, возникла возможность ведения электронного школьного классного журнала, который автоматизирует процесс контроля над успеваемостью, дублирует записи школьного журнала, защищая его от искажений, даёт возможность контролировать накопляемость оценок по предметам.
Думаю, что в скором будущем, на смену стандартным журналам (бумажный вариант) придут электронные журналы и дневники. Ученики больше не будут сжигать журналы, ставить в них пятёрки, не будут прятать дневники от родителей и учителей, вырывать в них листы. (Приложение1)
Цель работы: создать модель школьного классного журнала
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Стандартные классные журналы и дневники школьников
Стандартные журналы и дневники (бумажный вариант) остаются актуальными до сих пор.
Классный журнал – наиболее информативный документ, который позволяет определить уровень обученности школьников, профессиональную квалификацию педагогического состава. Классный журнал является государственным документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя. Устанавливаются три вида классных журналов: для 1- 4, 5 – 9 и 10 - 11 классов. Директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе обеспечивают хранение классных журналов и систематически осуществляют контроль над правильностью их ведения. Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется в каждом классе по форме, утвержденной министерством образования РФ.
Дневник - основной школьный документ обучающегося, подтверждающий принадлежность последнего к данному образовательному учреждению. Дневники ведутся со 2 по 11 классы.
Основное назначение дневника - информирование родителей и учащихся о:
• составе школьной администрации;
• педагогах, преподающих в классе;
• расписании звонков и уроков;
• расписании занятий кружков, секций, факультативов;
• заданиях на дом;
• текущей и итоговой успеваемости учащихся;
• пропущенных учебных занятиях и опозданиях;
• замечаниях и благодарностях. (Приложение 2)
Глава 2. Электронное правительство в Российской Федерации
«Мы оптимизируем систему оказания государственных и муниципальных услуг. Уже сегодня во многих регионах можно, не выходя из дома, подать электронное заявление на получение паспорта, узнать размер своих пенсионных накоплений. Поставить же на учет личный транспорт, пройти техосмотр, получить водительские права сегодня можно вне зависимости от места постоянной регистрации гражданина, но в пределах своего региона».(Из послания Федеральному Собранию Российской Федерации, 30 ноября 2010 г.)
Президент Российской Федерации Д. А. Медведев
В январе 2002 года постановлением Правительства РФ была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В мае 2008 года распоряжением Правительства РФ была одобрена «Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года». Концепция определяет основные приоритеты, направления и этапы формирования в Российской Федерации электронного правительства на период до 2010 года.
Приступить к формированию электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря достигнутому за последние два десятилетия уровню использования информационных технологий в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке, а также деятельности органов власти всех уровней. Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Наряду с этим, высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.
Определение электронного правительства
Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса. Сегодня практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. При этом запросы формируются на бумажном носителе. В этом же виде предоставляется необходимая информация. Это является анахронизмом в эпоху стремительного становления в мире информационного общества и экономической глобализации. Как констатировал президент Медведев, «сегодня практически все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к сети Интернет. Практически во всех государственных органах сформированы базы данных, но и только. У нас внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге».
Нынешнее вялотекущее состояние «Электронной России» было в значительной степени прогнозируемо и закономерно. Переломить ситуацию — задача не из легких, и то, что президент решил заострить на ней внимание, означает, по сути, только одно — тема, что называется, «дозрела». Цифровой разрыв между Россией и развитыми странами, несмотря на огромные инвестиции, не сокращается, а увеличивается. Как констатировал Дмитрий Медведев, по индексу развития « электронного правительства» в 2005 году Россия была на 56-м месте, а в 2007 году опустилась до 92-го. В рейтинге готовности стран к сетевому миру (есть и такой рейтинг!) мы тоже на «почетном» 72-м месте.
На первом этапе реализации программы (конец 2008 - начало 2009 года) в Интернете появятся только бланки заявок, то есть без личной явки в профильное ведомство не обойтись. На втором этапе (2009-2010 год) люди смогут подавать заявления через эти сайты, заполнив интерактивные формы и заверив заявление электронной подписью. На третьем этапе предусматривается широкое применение электронных (информационно-коммуникационных) технологий в процессах общественного производства, распределения и потребления общественных благ. (Приложение 3)
Бюджетные затраты на автоматизацию госуслуг в 2011/2012 г.г. составят 10,3 млрд. руб. ( использование ИКТ в образовании и науке – 1,8 млрд. руб.) (Приложение 4)
Российское общество вправе ожидать от программы создания электронного правительства практического социально-экономического результата. Такие ожидания основаны на том, что в числе целей построения в стране информационного общества и проведения административной реформы стоят радикальное сокращение очередей граждан за получением многочисленных бумажных документов и справок, а также связанных с очередями коррупционных проявлений. Поэтому результативность этой программы должна определяться не количеством поставленных программно-аппаратных комплексов, а позитивным социальным резонансом со стороны населения и предпринимательских структур вследствие введения процедур их дистанционного и безопасного электронного взаимодействия с органами власти в рамках предоставления государственных услуг с использованием открытой сети Интернет.
Повсеместное использование новых технологий, по мнению главы государства, позволит обеспечить равный доступ всех жителей к госуслугам, а главное – существенно улучшить качество услуг. Электронное правительство должно быть не ссылкой для получения бланка документа, а способом получения государственной услуги в электронном виде в полном объеме.
Глава 3. Создание компьютерной модели школьного классного журнала
3.1 Электронный классный журнал.
Одним из направлений реализации программы «Электронное правительство» станет введение так называемых «электронных журналов и дневников». Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко заверил президента, что уже с 2012 года российские школьники будут получать оценки на сайте своей школы. «Пока электронные журналы оценок с доступом родителей к оценкам через Интернет используются только в школах в крупных городах. Это ведь не такая сложная штука, потому как сайты есть почти у любой школы. Если есть сайт, то, соответственно, можно обеспечить к нему и доступ», — уточнил президент. Однако, Андрей Фурсенко признал, что при запуске системы электронных дневников необходимо решить проблему защиты личных данных.
- Я этой системой пользовался, даже применительно к личным целям, – объяснил свою заинтересованность Дмитрий Медведев. — Всегда приятно залезть, посмотреть на успехи своего ребенка. Или, наоборот, на двойки посмотреть. Поэтому нужно обязательно эту идею продолжить.
Электронный классный журнал – это новейшая система учета успеваемости для школ и других учебных заведений. Прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную рутину, а также удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой.
Зачем нужен Электронный журнал для школы
Преимущества использования Электронного журнала для родителей
Ученик также может пользоваться инструментами Электронного журнала
Электронный журнал не требует ничего, кроме доступа в Интернет. А это значит, что он доступен любому зарегистрированному пользователю с любого компьютера, подключенного к Интернету. Учителя могут работать с
ним из дома, а родители смотреть за успехами ребенка – прямо с работы. Это позволяет сэкономить массу времени. Это удобно!
3.2 Основные понятия моделирования
Понятие модели
Модель — это некоторое упрощенное подобие реального объекта, явления или процесса.
Модель — это такой материальный или мысленно представляемый объект, который замещает объект-оригинал с целью его исследования, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные черты и свойства оригинала.
Хорошо построенная модель, как правило, доступнее для исследования, чем реальный объект (например, такой, как экономика страны, Солнечная система и т.п.). Другое, не менее важное назначение модели состоит в том, что с её помощью выявляются наиболее существенные факторы, формирующие те или иные свойства объекта. Модель также позволяет учиться управлять объектом, что важно в тех случаях, когда экспериментировать с объектом бывает неудобно, трудно или невозможно (например, когда эксперимент имеет большую продолжительность или когда существует риск привести объект в нежелательное или необратимое состояние).
Таким образом, можно сделать вывод, что модель необходима для того, чтобы:
Структура — это определенный способ объединения элементов, составляющих единый сложный объект.
Система — это сложный объект, представляющий собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных в некоторую структуру.
Классификация моделей
1. Классификация по области использования:
Учебные: наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.
Опытные: уменьшенные или увеличенные копии исследуемого объекта для дальнейшего его изучения (модели корабля, автомобиля, самолета, гидростанции).
Научно-технические модели создают для исследования процессов и явлений (стенд для проверки телевизоров; синхротрон — ускоритель электронов и др.).
Игровые: военные, экономические, спортивные, деловые игры.
Имитационные: отражают реальность с той или иной степенью точности (испытание нового лекарственного средства в ряде опытах на мышах; эксперименты по внедрению в производство новой технологии).
2. Классификация с учетом фактора времени:
Статическая модель — модель объекта в данный момент времени.
Динамическая модель позволяет увидеть изменения объекта во времени.
3. Классификация по способу представления:
Материальная модель — это физическое подобие объекта. Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала (чучела птиц, муляжи животных, внутренних органов человеческого организма, географические и исторические карты, схема солнечной системы).
Информационная модель — это совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.
Любая информационная модель содержит лишь существенные сведения об объекте с учетом той цели, для которой она создается. Информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными.
Вербальная модель — информационная модель в мысленной или разговорной форме.
Знаковая модель — информационная модель, выраженная специальными знаками, т.е. средствами любого формального языка. Знаковые модели — это рисунки, тексты, графики, схемы, таблицы ...
Компьютерная модель — модель, реализованная средствами программной среды.
Прежде чем построить модель объекта (явления, процесса), необходимо выделить составляющие его элементы и связи между ними (провести системный анализ) и “перевести” полученную структуру в какую-либо заранее определенную форму — формализовать информацию.
Формализация — это процесс выделения и перевода внутренней структуры предмета, явления или процесса в определенную информационную структуру — форму.
Процесс построения модели называется моделированием.
Основные этапы моделирования
Человек издавна использует моделирование для исследования объектов, процессов, явлений в различных областях. Результаты этих исследований служат для определения и улучшения характеристик реальных объектов и процессов; для понимания сути явлений и выработки умения приспосабливаться или управлять ими; для конструирования новых объектов или модернизации старых. Моделирование помогает человеку принимать обоснованные и продуманные решения, предвидеть последствия своей деятельности.
В процессе построения модели, отталкиваясь от общей формулировки задачи, выделяют существенные части моделируемой системы, исследуют свойства этих объектов, находят связи между ними, проводят компьютерные эксперименты и анализируют результаты моделирования.
Моделирование — творческий процесс. Заключить его в формальные рамки очень трудно. В наиболее общем виде его можно представить поэтапно в следующем виде.
I этап. Постановка задачи
Под задачей в самом общем смысле понимается некая проблема, которую надо решить. Главное — определить объект моделирования и понять, что собой должен представлять результат.
По характеру постановки все задачи можно разделить на две основные группы. К первой группе можно отнести задачи, в которых требуется исследовать, как изменяется характеристика объекта при некотором воздействии на него. Такую постановку задачи принято называть “что будет, если...”. Вторая группа задач имеет такую обобщенную формулировку: какое надо произвести воздействие на объект, чтобы его параметры удовлетворяли некоторому заданному условию? Такая постановка задачи часто называется “как сделать, чтобы...”.
Цели моделирования определяются расчетными параметрами модели. Чаще всего это поиск ответа на вопрос, поставленный в формулировке задачи.
Далее переходят к описанию объекта или процесса. На этой стадии выявляются факторы, от которых зависит поведение модели. При моделировании в электронных таблицах учитывать можно только те параметры, которые имеют количественные характеристики.
Иногда задача может быть уже сформулирована в упрощенном виде, и в ней четко поставлены цели и определены параметры модели, которые надо учесть.
При анализе объекта необходимо ответить на следующий вопрос: можно ли исследуемый объект или процесс рассматривать как единое целое или же это система, состоящая из более простых объектов? Если это единое целое, то можно перейти к построению информационной модели. Если система — надо перейти к анализу объектов, ее составляющих, определить связи между ними.
II этап. Разработка модели
По результатам анализа объекта составляется информационная модель. В ней детально описываются все свойства объекта, их параметры, действия и взаимосвязи.
Далее информационная модель должна быть выражена в одной из знаковых форм. Учитывая, что модель создаётся в среде электронных таблиц, то информационную модель необходимо преобразовать в математическую. На основе информационной и математической моделей составляется компьютерная модель в форме таблиц, в которой выделяются три области данных: исходные данные, промежуточные расчеты, результаты. Исходные данные вводятся “вручную”. Расчеты, как промежуточные, так и окончательные, проводятся по формулам, записанным по правилам электронных таблиц.
III этап. Компьютерный эксперимент
Чтобы дать жизнь новым конструкторским разработкам, внедрить новые технические решения в производство или проверить новые идеи, нужен эксперимент. В недалеком прошлом такой эксперимент можно было провести либо в лабораторных условиях на специально создаваемых для него установках, либо на натуре, т.е. на настоящем образце изделия, подвергая его всяческим испытаниям. Это требует больших материальных затрат и времени. В помощь пришли компьютерные исследования моделей. При проведении компьютерного эксперимента проверяют правильность построения моделей. Изучают поведение модели при различных параметрах объекта. Каждый эксперимент сопровождается осмыслением результатов. Если результаты компьютерного эксперимента противоречат смыслу решаемой задачи, то ошибку надо искать в неправильно выбранной модели или в алгоритме и методе ее решения. После выявления и устранения ошибок компьютерный эксперимент повторяется.
IV этап. Анализ результатов моделирования
Заключительный этап моделирования — анализ модели. По полученным расчетным данным проверяется, насколько расчеты отвечают нашему представлению и целям моделирования. На этом этапе определяются рекомендации по совершенствованию принятой модели и, если возможно, объекта или процесса.
3.3 Компьютерная модель школьного классного журнала
(Приложение 5-8)
Постановка задачи
Объект моделирования: школьный классный журнал.
Цель моделирования – как сделать, чтобы параметры объекта удовлетворяли заданному условию:
- выставить итоговые оценки;
- вычислить количество пропущенных уроков;
- вычислить успеваемость и качество знаний;
- вычислить количество отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих;
- вычислить рейтинг (место) за год.
Разработка модели
Основными параметрами объекта моделирования являются: итоговые оценки, количество пропущенных уроков, успеваемость, качество знаний, рейтинг.
Исходные данные: список учащихся, текущие оценки, пропуски уроков
Использовать формулы, записанные по правилам электронных таблиц:
- рейтинг =ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ(F9:BU9;">0")>0;СУММ(F9:BU9)/СЧЁТЕСЛИ(F9:BU9;">0");0)
- место
=ЕСЛИ(C9=0;"";РАНГ(C9;C$9:C$36))
- пропуски за год
=СЧЁТЕСЛИ(F9:BU9;"н")
- оценка за четверть
=ЕСЛИ(СЧЁТЕСЛИ(F9:V9;">0")>0;СУММ(F9:V9)/СЧЁТЕСЛИ(F9:V9;">0");0)
- качество знаний
=(C39+C40)/$A$39
- успеваемость
=(C39+C40+C41)/$A$39
- количество отличников
=СЧЁТЕСЛИ(C$9:C$36;">=4,5")
- количество хорошистов
=СЧЁТЕСЛИ(C$9:C$36;">=3,5")-C39
- количество троечников
=СЧЁТЕСЛИ(C$9:C$36;">=2,5")-C40-C39
-количество неуспевающих
=СЧЁТЕСЛИ(C$9:C$36;">0")-C41-C40-C39
Скопировать формулы в соответствующие ячейки.
Компьютерный эксперимент
Ввести в компьютерную модель исходные данные.
Сравнить модель с журналом на соответствие условия (см. постановка задачи)
Анализ результатов
Полученная модель позволяет в зависимости от оценок и пропусков определять автоматически итоговые оценки, количество пропущенных уроков, успеваемость, качество знаний, рейтинг. Проведенный анализ показывает, что результаты компьютерного эксперимента не противоречат смыслу решаемой задачи.
Заключение
В результате работы были созданы модели электронного школьного классного журнала по физике 7-11 классы, информатике 8-11 классы. Продолжается работа по созданию журналов по другим предметам.
Журнал имеет дружественный, интуитивно понятный интерфейс, учителю нужно только поставить оценку и отметить отсутствующих. Всё остальное он сделает сам ( за год и за каждую четверть):
- выставит итоговые оценки;
- вычислит количество пропущенных уроков;
- вычислит успеваемость и качество знаний;
- вычислит количество отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих;
- вычислит рейтинг (место) за год.
Кроме того, в журнале проставлены даты проведения уроков и их количество по четвертям. Учитель может записывать темы проведённых уроков и домашнее задание.
Журнал доступен для учащихся и их родителей ( предусмотрена защита от искажений – пароль, созданы резервные копии). Учащиеся видят, какая у них будет оценка за четверть на данный момент.
Такая форма журнала носит характер «вечного». Нужно только удалить оценки, выбывших учащихся, добавить прибывших или на вновь созданном листе изменить нумерацию класса скопировать нужные данные и продолжать работу ( это на усмотрение учителя-предметника).
Практическая значимость работы: прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную рутину, а в перспективе - удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе (размещение журнала на сайте школы). Чтобы сохранить конфиденциальность, вместо фамилии и имени можно ввести различные символы и т.п., которые известны только ученику и его родителям.
Данная форма журнала помогает школе соответствовать требованиям по модернизации ИКТ.
Список литературы
Приложение 1
«Опять двойка»
Приложение 2
Школьный классный журнал в начале и конце учебного года
Дневник учащегося
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Ребята и утята
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Неньютоновская жидкость
Смекалка против Змея-Горыныча
Ёжикина Радость