В ходе выполнения работы автор попытался выяснить, когда появились первые письменные принадлежности, бумага.Ценно в работе то. что автор опросил своих дедушек и бакбушек, какими школьными принадлежностями они пользовались.Посетил краеведческий музей города Тулуна, и выяснил какие принадлежности были в школе 50 - 100 лет назад.В приложениях к работе автор в содружестве с родителями сочинил стихотворение и загадки о школьных принадлежностях.Защита работы сопровождается презентацией, которая есть на сайте.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnye_prinadlezhnosti_zapov_daniil.doc | 92 КБ |
zapov_daniil.ppt | 1.34 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
Исследовательская работа |
ученика 1 «Б» класса |
МОУ СОШ № 25 |
Запова Даниила |
Руководитель: учитель |
начальных классов |
Зайцева Ольга Михайловна |
VI научно – практическая конференция «За страницами учебника»
Тулун
2011
Содержание
страница | ||
1 | Введение | 3 |
1.1. | Обоснование выбранной темы | 3 |
1.2. | Цель исследования | 3 |
1.3 | Задачи | 3 |
1.4. | Методы исследования | 3 |
1.5. | Гипотеза | 3 |
1.6. | План действий | 3 |
2. | История появления пишущих принадлежностей | 4 |
3. | История появления бумаги | 6 |
4. | Какими принадлежностями пользовались мои бабушки и дедушки? | 7 |
5. | Сохраняя школьные принадлежности - сохраняем природу! | 8 |
Заключение | 10 | |
Список литературы | 11 | |
Приложения | 12 |
Введение
Обоснование работы:
Собирая школьный портфель или делая домашнее задание, я как-то задумался о том, что совсем ничего не знаю о своих верных помощниках - школьных принадлежностях. С виду они просты и привычны… Решил расспросить маму и свою учительницу. Они подсказали мне, где можно поискать материал и узнать о школьных принадлежностях. А Ольга Михайловна предложила еще провести исследование. Вот так и появилась моя работа, о которой я хочу рассказать вам и своим одноклассникам.
Гипотеза
Если школьники бережно относятся к своим школьным принадлежностям, то они содействуют сохранению природы.
Цель исследования:
Узнать, как появились школьные принадлежности, и провести анкетирование между одноклассниками, старшеклассниками о том, как они относятся к школьным принадлежностям.
Задачи:
Методы исследования:
- изучение и анализ справочной литературы;
- анкетирование;
- беседы с родными, одноклассниками и старшеклассниками;
- посещение краеведческого музея города Тулуна
План действий:
История пишущих принадлежностей начинается с историей человечества. Первыми средствами для изображения символов были рука, палка и камень. Рукой и палкой можно было рисовать на песке, а камнем – на скале.
Около 4000 лет до н.э. человек начал использовать смоченные глиняные дощечки. При этом инструментом для письма служила заточенная деревянная палочка, либо кость.
Значительно позже стали рисовать серебряной палочкой, а школьники писали свинцовой. Но свинцовая палочка оставляла след на бумаге серый, неясный. Да и держать в руке ее было неудобно. Поэтому ее вкладывали в кожаную трубочку, а когда палочка стиралась, кожу на конце приходилось срезать. Триста лет назад свинец заменили графитом. Графит – это минерал темно – серого или черного цвета, употребляемый для изготовления карандашей, искусственных алмазов и смазочных материалов.
Примерно в 1790 году независимо друг от друга австралийцы и французы изобрели грифель (стержень) для карандаша. Чтобы изготовить карандаш, необходим сибирский кедр. Благодаря нему карандаш не лохматится и не упрямится при заточке, а режется ровно и гладко. Сейчас на фабриках выпускают синтетические карандаши разных цветов. Возможно, в будущем они заменят деревянные.
История ручки не менее интересна. Первую на свете ручку придумали древние египтяне. Она была медной. В медном стерженьке пряталась тростинка, наполненная жидкостью – вроде нынешних чернил. Жидкость сочилась вниз по волокнам тростинки прямо к заостренному ее кончику. Проведешь им по папирусу – остается четкий след.
Прошли три тысячелетия, прежде чем ручка приняла современный вид. Три тысячи лет назад в Азии и Древней Месопотамии писали заостренной палочкой – клином, выдавливая изображения на сырой глине.
В Древней Руси берестяные грамоты царапали “писалом” – металлическим инструментом или костяным, закругленным с одного конца и заостренным с другого.
Когда придумали чернила, стали писать остро заточенными перьями птиц, чаще всего гусиными. Затем вместо гусиных начали использовать стальные перья, насаженные на деревянный стержень.
Перьев требовалось очень много! Только в Монголию из России отправляли в год 27 миллионов перьев! Гусиные перья просуществовали рекордно длительное время – до конца 18 века. Они же дали название складному ножу, которым поправляли перья. Нож назвали перочинным.
С конца 19 века химики всех стран пытались придумать состав пасты для шариковой ручки. Это удалось только в 1938 году венгерскому химику Йозифу Биро. Именно ему мы обязаны появлением самой удобной ручки на свете!
Главное в ней шарик, маленький, стальной, почти незаметный. Когда шариком водят по бумаге, он вращается и смазывается пастой то одним бочком, то другим и пишет, пишет, пишет, оставляя след. Все гениальное – просто.
В октябре 1945 года, после ярмарки в Нью-Йорке, шариковые ручки появились в широкой продаже. Примечателен тот факт, что поначалу шариковая авторучка была разрекламирована как «первая ручка, способная писать под водой!». День 29 октября 1945 года вошел в историю индустрии: 10000 ручек было продано в течение одного дня в магазине Джимбела в Нью-Йорке.
Вы, наверное, заметили, что слово “циркуль” созвучно со словом “цирк”. У цирка, как известно, арена круглая, ну а назначение циркуля – чертить круги. Каких только циркулей не было! Один из них, например, был найден во Франции при раскопках. Он пролежал в земле больше двух тысяч лет! Возможно, циркули существовали и намного раньше. Но как впервые получили ровный и круглый контур?
Сначала окружность делали с помощью нити: один ее конец закрепляли, а к другому прикрепляли кусочек мела или острую палочку. Крутишь натянутую нить вокруг закрепленного центра – получается круг. На смену нити пришла деревянная дощечка с отверстиями. Самый простой циркуль – “козья ножка”, без вставного карандаша он ни одну поверхность не нарисует. У циркуля - измерителя обе ножки с иголками, им удобно измерять с большой точностью, перенося их длину на одну линейку.
Все линейки прямолинейны, линейки – гладкие обструганные дощечки – пользовались еще древние египтяне при строительстве пирамид.
Деревянные линейки с делениями появились в 1792 году, по предложению Парижской академии наук за единицу длины принят метр.
Не всякое дерево брали для изготовления, использовалась в основном груша. Толщина линейки тоже была строго определена: 2 миллиметра. Именно эта толщина позволяла проводить самые ровные линии. Знающие люди выписывали себе линейки из Парижа.
Современные линейки изготовлены на высокоточных станках из самых разнообразных материалов – не только из дерева, но из пластмассы.
Известный английский философ Джозеф Пристли придумал в 1770 году приспособление, без которого теперь не обходится ни один школьник – это ластик.
Часто его называют резинкой, ведь его сделали из резины – каучука. В наши дни ластики его добывают из самой обыкновенной картошки, опилок и нефти, так намного дешевле. Так что ластики бывают картофельные, нефтяные, опилочные. Правда, сначала из картофеля получают спирт, а потом на химическом заводе вырабатывают искусственный каучук. А чтобы ластик хорошо стирал, к каучуку примешивают мел. Так, что если не хотите, чтобы в тетрадях протирались дырки, обращаться надо с ними аккуратнее.
Чтобы было, где писать,
В школе нам нужна тетрадь.
У нее обложка синяя,
На любой странице линия,
Чтоб помочь ученику
Ровно провести строку.
А на чем писали в древности? В Китае и некоторых других странах
Юго – Восточной Азии, писали на бамбуковых дощечках, а в Древнем Вавилоне для этого использовали глиняные дощечки. Из мягкой глины делали плитки. На поверхности плитки заостренной палочкой выдавливали значки, похожие на клинья. Такое письмо называют “клинописью”.
В Древней Индии писали на пальмовых листьях, в Египте использовали папирус.
Европейцы же в качестве писчего материала использовали пергамент -выделанные шкуры животных, чаще всего бизона. По сравнению с папирусом пергамен был более удобным: его можно сгибать как угодно.
Наши далекие предки, жители Великого Новгорода и других северных городов, писали на бересте – верхнем слое коры.
Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. Однако в Китае бумагу начали выпускать еще раньше. Просто Цай Лунь, будучи образованным человеком, обобщил, усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги.
Бумага состоит из коротких растительных волокон, а ведь растительные волокна можно добыть не только из коры шелковицы, можно использовать старую негодную льняную или хлопчатобумажную ткань – обрезки материи, тряпье. Ведь длинные волокна ткани совсем просто превратить - в короткие.
Сегодня бумагу делают на огромных бумажных комбинатах. Бумагоделательная машина такая большая, в ней соединены несколько машин сразу: одна трясет сетку с бумажной кашицей, чтобы волокна лучше переплелись, другая отжимает из бумаги воду, третья утюжит, гладит бумагу горячим валиком, чтобы она совсем сухая и гладкая. Вот и получаются целые рулоны бумаги!
В России изготовлять бумагу начали позже при Иване Грозном в 16 веке. А царь Петр I. запретил использовать заграничную бумагу и велел построить несколько бумажных предприятий под Москвой и Петербургом.
А вот первые фломастеры появились в 60-е годы 20 века в Японии. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер» ("flowmaster" от англ. flow – стекать).
Рассказав историю появления письменных принадлежностей, я не мог не расспросить своих дедушку и бабушку, а чем же писали они? Вот что они мне рассказали.
Бабушка училась в сельской школе в посёлке Баракшин. Портфель и школьную форму специально для школы не покупали, шили сами. Школьное платье было из бязи, а портфель из холщевой ткани в форме обычной сумки на одной лямке. Ручек в то время в селе не было, писали перьями и чернилами. Самым престижным считалось перо с шариком на конце. Карандаши, циркуль и тетради были похожи на современные. Ластик был из грубой шершавой резины и легко мог сделать дыру в тетради. Пенала у многих детей и вовсе не было, а у кого был, то чаще всего деревянный изготовленный в ручную. Чернильница была из фарфора, её очень берегли, чтобы не разбить. Чернила варили сами из сажи. Клей тоже готовили самостоятельно из крахмала, муки и воды. Школьные доски изготавливались из дерева и были окрашены в черный цвет, писали на них мелом. Школьные принадлежности деда не отличались от бабушкиных, хотя дед учился на Украине, а бабушка в Сибири.
Бабушка и дед рассказали, что одного пера им хватало на несколько лет, а сумку-портфель носили до окончания школы. Это значит, они очень берегли свои школьные принадлежности и дорожили ими.
По совету мамы, мы отправились в краеведческий музей. Чтобы выяснить, а чем писали в Тулуне 1-2 века назад.
В краеведческом музее я нашел те школьные принадлежности, о которых мне рассказывали мои дед и бабушка. Посидел за школьной партой, даже попробовал писать по школьной доске. Современная доска лучше, она гладкая и буквы получаются ровными и красивыми. Подержал в руках чернильницу (тяжелая) и перо. Обратил внимание на то, что в каждой тетрадке лежала промокашка. Ей удаляли излишки чернил, чтобы не размазать буквы. А еще в нашем музее сохранились портфели из дерматина. Дерматиновый портфель легкий, с двумя разделами внутри.
А еще я узнал, что для изготовления 1 т бумаги необходимо 10 деревьев, что из 1 дерева получается 2857 тетрадей. Каждый год мы теряем по всему миру 13 миллионов гектаров леса. Причина - бумага. С 1950 года потребление бумаги по всему миру увеличилось в семь раз. В настоящее время почти каждое второе поваленное дерево идет на изготовление бумаги.
Древесина - универсальный материал, чтобы добыть 100 тонн руды или угля нужно израсходовать 4 кубометра деревянной стойки и строительных материалов. На каждый 100 квартирный кирпичный дом уходит эшелон древесины. Древесина – основное сырье при изготовлении бочек, спичек, шахтного крепления, до 40% древесины используется для изготовления бумаги. При химической обработке из древесины получают каучук, смолы, сахара, клеи, масла, бумагу, целлюлозу, лекарство и различные химикаты.
1 гектар леса за год очищает 18 миллионов кубических метров воздуха от углекислого газа, поглощает 64 тонны других газов и пыли, выделяя кислород, на деревьях оседает пыли больше, чем на оконном стекле в 60 раз.
Да, большой и трудный путь проделали наши школьные принадлежности, прежде чем попасть в пенал, а я даже и не подозревал про это. Необходимо быть более внимательными при работе с ними, не бросать и не ломать их.
Для того чтобы узнать как относятся школьники разного возраста к письменным принадлежностям я провел анкетирование. В анкете были такие вопросы:
1.Какой предмет (может несколько) из школьных принадлежностей является для вас самым необходимым в ежедневном использовании?
2.Имеет ли значение для Вас стоимость, мода, по отношению к школьным принадлежностям или Вы выбираете для себя удобные, практичные канцелярские принадлежности?
А) имеет значение престиж и мода
Б) выбираю удобные практичные вещи.
3. Сколько ручек, простых карандашей и резинок требуется Вам за 1 учебный год?
4.Бережете ли вы школьные принадлежности?
5. Как вы считаете, изменяться ли школьные принадлежности в будущем, если изменятся, то как?
Результаты анкетирования находятся в таблице 1. (приложение 1.)
На основании анкетирования можно сделать такие выводы:
1.Из 83 опрошенных ребят 1, 2, 5 и 7 классов 80 % (67 человек) отдают предпочтение ручке; карандаш стоит на втором месте, его выбрало 48 % (40 человек). Следующими в этом списке стали тетрадь и дневник. Совсем мало голосов было отдано пеналу, ластику, линейке.
2. Основная масса детей 80% (67 человек) считают, что школьные принадлежности должны быть удобными и практичными.
3.В среднем в год ребята используют 12-15 ручек, 8 карандашей, 3 ластика. В старших классах ребята указали большее количество принадлежностей, чем в начальных.
4. 94% опрошенных школьников берегут свои школьные принадлежности, тем самым ребята сохраняют природу!
5. 84 % учащихся считают, что школьные принадлежности изменятся в будущем. Очень интересные есть предположения: ручка, которая машинально будет убирать ошибки. Ручка, в которой будет весь комплекс школьных принадлежностей. Ручка, которая никогда не теряется. Ручка-подсказка и многое другое.
Ну что ж! Будем ждать и мы чудо-ручку, ведь нам детям жить в век новых технологий.
В современное стремительное время люди стараются работать не только точно, но и быстро, поэтому часто пользуются компьютерной техникой. Действительно, мышь заменит, и карандаш, и ручку, и ластик, а монитор компьютера – тетрадь и альбом.
Но как приятно пофантазировать, порисовать, достав из пенала любимые вещички!
Хочу прочесть Вам стихотворение о школьных принадлежностях, которое я придумал с мамой.
Эти очень всем знакомые,
Ручки, книжки и пенал
Путь проделали особенный!
Прежде, чем ты их узнал!
От далеких предков ручка к нам пробиралась сквозь века.
Если бы не Йозеф Биро - не дошла б наверняка!
Не было б наверно ластика, не было б карандаша,
Мы без них совсем не знали бы, как жизнь бывает хороша.
Нам Цай Лунь секрет особенный о бумаге подсказал,
Технологию такую до него никто не знал!
Много сделали ученые и для Вас и для меня!
А историю открытий передали нам века!
И если довелось нам люди, творенья предков увидать!
Давайте же труды их будем беречь, хранить и уважать!
Эти загадки про школьные принадлежности я придумал с мамой.
Я модная девица,
Девица –мастерица.
Любую прямую легко нарисую
Работаю лежа, на кого я похожа?
Из пластика бываю – цветная и простая,
Исчерчена в полоску – кто же я такая?
( линейка)
Не машинка вовсе я, но стирать умею
Только после стирки, немножечко чернею.
В школе без меня нельзя,
Каждому я нужен!
Как зовут меня друзья?
Кто со мною дружен?
(ластик)
Когда-то палкой я была,
Попозже чуть – пером,
Теперь я современная
И ты со мной знаком!
В медном носике друзья
Шарик я ношу не зря,
Крутится он влево вправо
Оставляя след чернявый.
(ручка)
Вы со мной не пропадете
На любом нужна уроке.
Как по полю по строке
ездит конь в моем листе.
Оставляет конь следы
Их читать умеешь ты!
(тетрадь) |
Одной ногою обопрётся В тетрадный белый лист На ней покрутится немного Весёлый наш артист Шаг сделает одной ногой- И круг получится большой. К себе приставит ближе ножку. И выйдет круг, похож на крошку!
|
Слайд 1
Школьные принадлежности Исследовательская работа ученика 1 «Б» класса МОУ СОШ № 25 Запова ДаниилаСлайд 2
Гипотеза: Если школьники бережно относятся к своим школьным принадлежностям, то они содействуют сохранению природы. Цель исследования: Узнать, как появились школьные принадлежности, и провести анкетирование между одноклассниками, старшеклассниками и учителями о том, как они относятся к школьным принадлежностям. Задачи: Изучить литературу для получения интересующей информации Провести анкетирование Расспросить своих одноклассников Методы исследования: - изучение и анализ справочной литературы; - анкетирование; - беседы с родными, одноклассниками, старшеклассниками и учителями; - посещение краеведческого музея города Тулуна
Слайд 4
Первую на свете ручку придумали древние египтяне. Прошли три тысячелетия, прежде чем ручка приняла современный вид. В Древней Руси берестяные грамоты царапали “писалом”
Слайд 5
С конца 19 века химики всех стран пытались придумать состав пасты для шариковой ручки. Это удалось только в 1938 году венгерскому химику Йозифу Биро. Именно ему мы обязаны появлением самой удобной ручки на свете! День 29 октября 1945 года вошел в историю индустрии: 10000 ручек было продано в течение одного дня в магазине Джимбела в Нью-Йорке. Деревянные линейки с делениями появились в 1792 году. Известный английский философ Джозеф Пристли придумал в 1770 году приспособление, без которого теперь не обходится ни один школьник – это ластик.
Слайд 6
А на чем писали в древности? В Китае на бамбуковых дощечках. В Древнем Вавилоне на глиняных дощечках. В Древней Индии на пальмовых листьях. В Египте использовали папирус. Европейцы использовали пергамент - выделанные шкуры животных, чаще всего бизона. Жители Великого Новгорода и других северных городов на бересте.
Слайд 7
Изготовление бумаги обычно связывают с именем китайца Цай Луня и относят к 105 году нашей эры. В России изготовлять бумагу начали позже при Иване Грозном в 16 веке. А вот первые фломастеры появились в 60-е годы 20 века в Японии. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер» ("flowmaster" от англ. flow – стекать).
Слайд 10
Для изготовления 1 т бумаги необходимо 10 деревьев, из 1 дерева получается 2857 тетрадей. Каждый год мы теряем по всему миру 13 миллионов гектаров леса. Причина - бумага. В настоящее время почти каждое второе поваленное дерево идет на изготовление бумаги.
Слайд 11
1.Из 83 опрошенных ребят 1, 2, 5 и 7 классов 80 % (67 человек) отдают предпочтение ручке; карандаш стоит на втором месте, его выбрало 48 % (40 человек ) 2. Основная масса детей 80% (67 человек) считают, что школьные принадлежности должны быть удобными и практичными. 3.В среднем в год ребята используют 12-15 ручек, 8 карандашей, 3 ластика. 4. 94% опрошенных школьников берегут свои школьные принадлежности, тем самым ребята сохраняют природу! 5. 84 % учащихся считают, что школьные принадлежности изменятся в будущем.
Слайд 12
Эти очень всем знакомые, Ручки, книжки и пенал Путь проделали особенный! Прежде, чем ты их узнал! От далеких предков ручка к нам пробилась сквозь века. Если бы не Иосиф Биро - не дошла б наверняка! Не было б наверно ластика, не было б карандаша, Мы без них совсем не знали бы, как жизнь бывает хороша. Нам Цай Лунь секрет особенный о бумаге подсказал, Технологию такую до него никто не знал! Много сделали ученые и для Вас и для меня! А историю открытий передали нам века! И если довелось нам люди, творения предков увидать! Давайте же труды их будем беречь, хранить и уважать!
Слайд 13
Спасибо за внимание!!!
Девчата
Музыка космоса
Свинья под дубом
Две снежинки
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое