Цвет - один из элементов, при помощи которых создается языческая модель мироустройства.Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение и в «Слове о полку Игореве».
Хроматические или ахроматические цвета преобладают в «Слове о полку Игореве», как они влияют на восприятие текста во взаимосвязи с природой? На этот вопрос попытаюсь ответить в данной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
slovo.zip | 366.33 КБ |
Взгляд на повесть «Слово о Полку Игореве» через призму цвета во взаимосвязи с природой.
Ментальное пространство человека организуется при посредстве многих важных элементов, одним из которых является цвет. Безусловно, анализ цветовой семантики помогает проникнуть в философско-мировоззренческую концепцию художника слова. Поэтому «в лингвистике и литературоведении, активно продолжаются исследования, посвященные реконструкции индивидуально-авторских представлений о мире, зафиксированных в цветовых номинациях в рамках текста.
Цвет — один из элементов, при помощи которых создается языческая модель мироустройства. Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение и в «Слове о полку Игореве».
Анализируя семантику цвета «Слова…», нельзя было не коснуться красок природы.
В «Слове о полку Игореве» многообразен лик природы, неотделимый и неотрывный от всей отчей земли. Ощущение первозданного мира – едва тронутого рукой человека – проникнуто все произведение; без окружающего сущего невозможно движение сюжета. Солнце, вода, ветер, степь, лес, молнии такие же полноправные герои «Слова …», как и воины, князья, дружины, пахари, жены, «мифические существа». Каждый сюжетный ход в поэме сопровожден одновременным откликом природы. Она радуется, негодует, ликует, предвещает победу или поражение, никнет от жалости, она - скорбна и нежна, гневна и элегична. Она - поет, шепчет, бьет грозой, заливается птахой… Трудно назвать еще другое произведение, где бы в таком нерасторжимом единстве выступал мир природы и человека в цвете.
Цель работы:
дать ответ: хроматические или ахроматические цвета преобладают в «Слове о полку Игореве», как они влияют на восприятие текста во взаимосвязи с природой.
В соответствии с поставленной целью предлагается решение следующих задач:
- выяснить, каким был цвет в восприятии древних славян;
-доказать, что автор наиболее часто в «Слове…» использует ахроматические цвета;
- выявить роль хроматических цветов в описании природы;
- определить, является ли цвет ведущим средством выражения картины мира в индивидуально-авторском аспекте.
Гипотеза:
Если исключить из «Слова…» ахроматические и хроматические цвета, то нарушится целостное восприятие авторского замысла.
Древние славяне видели мир серо-бело-черным, то есть в описаниях картины мира в древнерусских произведениях использовались в основном ахроматические цвета (белый, черный и их смесь - серый).
Белый цвет символизировал чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном.
В «Слове о полку Игореве» все доброе окрашено в светлые тона и ярко освещено. Белый цвет – цвет добра и радости. С белым цветом, ассоциируется и цвет лебедей – «стадо лебедей», «лебеди распуганы».
1. «А Игорь князь поскакал
Горностаем к тростнику
И белым гоголем на воду.»
2. «Встала обида в войсках Даждьбожьего
внука,
вступила девою на землю Трояню,
восплескала лебедиными крылами
на синем море у Дона.»
Черный цвет, как правило, символизировал несчастье, горе, траур, гибель. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещало смерть.
В «Слове…» все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Это цвет зловещих сил, злобы и печали. Ассоциируются с черным, серым цветом и птицы, звери, имеющие соответствующую окраску – вороны, галки, сороки, волки. Половцы – «черные тучи» и «черные вороны», «серые вороны», «серые волки».
1. «Этой ночью с вечера одевают меня - говорит-,
черным покрывалом.
на кровати тисовой….»
2. « Черна земля под копытами костьми
была засеяна и кровью полита:
горем взошли они по Русской земле.»
3. «…волки грозу подымают по оврагам…»
4. «…стаи галок летят к Дону великому…»
5. «Тогда по русской земле
редко пахари кричали,
но часто вороны граяли,
трупы между собой разделяя.
А галки свою речь говорили –
хотели лететь на кормление…»
На страницах «Слова …» мы видим, как происходит борьба света, солнца, золотой зари с тьмой, с черным, с разной густоты мраком.
Но в «Слове о полку Игореве» достаточно хроматических красок, которые придают произведению яркость, живость, образность.
При подсчёте цветовой гаммы в «Слове…» мною было выявлено, что хроматические цвета в тексте встречаются 45 раз, а ахроматические –54.
Итак, остановимся на хроматических цветах.
Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью.
В «Слове о полку Игореве» красный цвет используется не только как сам цвет, а и в значении позитивной оценки - «красивый, прекрасный». Слово кровь, воспринимается современным читателем в предметности слова кровь, то есть читатель видит цвет – красный. Предметное слово, став прилагательным-определением, одновременно обозначает «пропитанный кровью», и «красный от крови».
1. «На другой день спозаранок
кровавые зори свет возвещают;»
2. « Если его опутаем красной девицей,
не будет у нас ни соколенка,
ни красной девицы…»
Зеленый - цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой - и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).
В «Слове…» в зеленый цвет окрашены трава, деревья, когда происходят радостные события.
«О Донец! Немало тебе величия,
Что лелеял князя на волнах,
Постилал ему зеленую траву
На своих серебряных берегах, одевал его теплыми туманами
Под сенью зеленого дерева…»
Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.
В «Слове…» много золотого цвета, передающего власть, силу, богатство – «златое ожерелье», «злато слово». С желтым, золотым ассоциируется солнце, которое то - меркнет, то вновь ярко сияет. Солнце это и символ княжеской власти.
1. «…это ведь два сокола слетели
с отчего престола злата…»
2. «Куда, тур, поскачешь,
своим златым шлемом посвечивая»
3. «Но уже, о князь Игорь,
померк солнца свет…»
Багряный цвет, а также серебряный, жемчужный, так же как и золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора «Слова…». «Белая хоругвь на красном (червленом) древке», «червленые щиты русских воинов», «серебряная седина», «золотое стремя» и «золотой княжеский стол», «жемчужная душа» – все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.
1. «…оба багряные столба погасли,
и с ними два молодых месяца-
Олег и Святослав…»
2. «Уже Сула не течет серебряными
струями…»
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. У славянских народов синий служит цветом печали, горя, ассоциируется с бесовским миром.
У автора же «Слова…» синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «синее вино с горем смешанное». Синий цвет тоже означает зловещее предзнаменование, печаль, горе.
1. «… понесли меня вороны к синему морю…»
2. «… объятый синей мглой, добыл он счастье,
с трех попыток отворил ворота Новгорода,…»
Часто используются в «Слове о полку Игореве» цветообозначения, которые можно разделить на:
– постоянные: красные девы, синее море, синий Дон, черный ворон, черна земля, серый волк, сизый орел, каленые стрелы, зеленая трава, светлое солнце, черленый щит, черленый стяг, черные тучи и др.;
– украшающие: терем златоверхий, струи серебристые, столпы багряные, злат стремень, златые шеломы и др.;
– метафорические: злато слово, жемчужная душа, кровавая заря, кровавая трава, серебряные берега, синие молнии, синее вино и др.
Мы убедились в том, что ахроматические и хроматические цвета в «Слове о полку Игореве» взаимосвязаны с природой, и перед глазами читателей возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга. Картины природы в цвете выражают эмоции автора и придают произведению большую детальность и ценность. Проследим это на примере произведения, как цвета (ахроматические и хроматические) усиливают восприятие происходящего, борьбу света и тьмы, добра и зла.
Автор «Слова о полку Игореве» одухотворяет природу, заставляет её отзываться на все происходящее среди людей, при этом он использует ахроматическую и хроматическую цветовую гамму. Животные, деревья, трава, цветы, вся природа и даже городские стены щедро наделяются им человеческим чувствами, способностью различать добро и зло, сочувствовать первому и ненавидеть второе, они предупреждают русских о несчастьях, переживают с ними горе и радости. Это слияние природы и цвета усиливает значительность и драматизм происходящего.
Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развертываются основные действия похода. Безлесая пустошь – бескрайняя зеленая стихия, великая и таинственная. Незнаемое поле - подобно океану. Идущую по дороге рать в степи встречают ревом грозы, воем волков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы брешут на красные щиты. Ночью степь оглашают щекотом соловьи, утром дружину будит говор галок. Круглые сутки степь звучит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа – «дружелюбная к «своим» - пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Издалека видны меняющиеся краски – «кровавые зори свет возвещают», « черные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами… Войско углубляется в Незнаемое поле, и начнется бранная страда. Печально-отрешенный вид вечерней и ночной степи утром меняется – она само действие: « земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает, стяги говорят…»
В пору бегства Игоря – при всем драматизме повествования – наш взгляд все-таки останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву на песчаных берегах, где в тростниковых зарослях кишмя кишат лебеди, гоголи, утки, носятся чайки. Все отмечено острой живописной выразительностью, напряженным динамизмом. Поэт острым всевидящим глазом приметил степное бездорожье – ковыль, опьянявший ароматными запахами, переплетался с низкорослым кустарником, образуя непролазные чащобы. Недаром половцы бегут к Дону – «неготовыми дорогами». Вполне понятно, что по таким путям было невозможно продвигаться бесшумно – телеги издают скрип, напоминающий крики испуганных лебедей. После несчастного сражения Игоря мы видим Деву Обиду, расплескивающую лебедиными (белыми) крылами синее море, символизирующую горе, пришедшее на Русскую землю.
В произведении рисуются картины, последовательно развивающие сюжет и показывающие состояние героев, их страсти, надежды, борьбу, горечь. Каждая краска не только светится, но имеет смысл.
Вслед за радостным рассветом дня победы наступает горестное утро, когда половецкое поле было обильно полито русской кровью. Вид неба – как многое тогда говорил он человеку! – не только предельно насыщен резко контрастными красками, он напряженно тревожен, скорее страшен:
«На другой день спозаранок
Кровавые зори свет возвещают;
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
А в них трепещут синие молнии.»
Четыре солнца – это, конечно, четыре князя. Небесным светилам здесь отведена чисто символическая роль, зато все остальные детали предельно достоверны: кровавые зори, молнии, трепещущие в синих тучах…Черные тучи, идущие с моря, не просто фон для развертывания сюжета, - они входят в движение сюжета. Тучи движутся, затмевая славу солнц-князей. Символы и реальность переплетаются, образуя единый метафорический сплав.
Живописная картина во сне Святослава, когда бояре истолковывают значение увиденного князем сна, говорят, что два солнца померкло, багряные столпы погасли и в море погрузились…
«Темно было в третий день:
два солнца померкли, оба багряные столба погасли,
и с ними два молодых месяца –
Олег и Святослав –
тьмою заволоклись
и в море погрузились»
Зрительно представляем эту картину, как багряные столпы, погружаются в глубину морскую, и гаснущие за ними молодые месяцы, когда тьма свет покрыла. Несколькими штрихами создается неотразимо-впечатляющая сцена кончины мира. Нет ангелов, сеющих смерть, но фантасмагория, носящая космический характер, заставляет вспомнить о столкновении воинства небесного с силами тьмы.
Солнце, автор «Слова…» показал нам так, как воспринимали его герои в предчувствии горя, в пору бедствий и в радости.
«Солнце ему тьмою путь заступало;
Ночь стонами грозы птиц пробудила.»
Солнце закрывается тьмою в преддверии беды, но Игорь не захотел внять этому знамению.
«Солнце светит на небе,-
а Игорь князь в Русской земле;
…Села рады, грады веселы.»
А здесь светлое солнце в единстве с радостью людей.
В разговоре с Солнцем Ярославна обращается, что всем тепло и прекрасно оно, но чьи горячие лучи оказались губительными для Игорева войска. В самом деле, в трехдневном бою дружины Игоря и Всеволода перенесли невыносимую жару, не было воды.
Если Солнце – могучее, скорее, милостивое божество, то образ Ветра или Ветров носит, пожалуй, враждебный характер. После того как Русская земля оказалась за холмом, первое, что встречает в поле «Олегово храброе гнездо», - это ветры, внуки Стрибога, которые веют с моря стрелами на Игоревы полки.
«Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами
На храбрые полки Игоревы
Земля гудит,
Руки мутно текут,
Пыль поля прикрывает»
Чувство тревоги, предстоящей беды усиливается словами «мутно», «пыль» так как перед глазами читателя возникают темные краски, хотя нет конкретного указания на цвет.
Единственное не окрашенное чувственным отношением – в разговоре Игоря с Донцом – упоминание ветра в смысле воздуха. В остальных случаях ветер – неуправляемая стихия – не приносит героям ничего хорошего.
Заметное место в «Слове…» отведено воде, волнам, струям, рекам – большим и малым озерам, болотным топям, водоплавающей дичи, морю, речным и морским берегам. Отношение к воде совсем иное, чем к ветру. Вода может обратить человека в животное; отогнать нечистые силы; возвратить молодость и зрение; залить огонь и утопить врагов,- отношение к ней полно манящей колдовской силы. Вода могущественна, но надо уметь её скрытой силой пользоваться, иначе - беда. Заветная цель Игоря – «испити шеломом Дону», то есть победить!
Реки различаются не только силой, но и дружелюбием или враждебностью к героям. Каяла - река, текущая в половецком пространстве, - на её дно после поражения Игоря погрузилось русское золото, то есть богатство. Даже само название реки, несомненно, связано с горечью, болью поражения, с несчастьем. Среди рек выделен Днепр, картина которого выделена, верно, и в географическом и в историческом плане:
« Ты пробил еси каменныя горы
сквозь землю Половецкую,
Ты лелеялъ еси на себе Святославли
насады до плъку Кобякова».
За этими словами – ревущие днепровские пороги и воинская цепочка быстрых ладей, несущихся навстречу опасности. Дунай же рисуется как воспоминание дорогое, историческое, но все-таки далекое.
Вспомним диалог Донца с Игорем в эпизоде бегства князя, смысл которого в противопоставлении доброй и приветливой реки другой реке – недоброй, злой и коварной. Донец, спасает Игоря, лелея князя на волнах, стеля ему зеленую траву на песчаных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленых деревьев. Все на привольном речном просторе готово служить беглецу, все стремится беречь его от опасности. Донец стережет Игоря гоголем на воде, чайками на струях, утками в воздухе. Как бы обладает живыми и привлекательными чертами. Поэтому автор не зря усилил описание травы, деревьев хроматическим цветом – зеленым, который несет успокоение, надежду.
Доброму Донцу противостоит река Стугна, жадно пожирающая чужие ручьи и потоки, расширяющаяся к устью. Автор лаконично воспроизводит летописный рассказ о гибели юноши-князя Ростислава, переплавлявшегося через Стугну вместе с Владимиром Мономахом. Как и князь, Игорь, Мономах и Ростислав спасались от погони. Но если Донец помог Игорю, то Стугна, показав свою «худу струю» затворила на дне возле берега злосчастного юношу Ростислава.
Кроме рек, озер в «Слове…» присутствует и морская стихия, сине море, рождающее смерчи, посылающее на землю грозы. Именно перед упоминаем моря говорится о том, что «въстала обида… вступила девою», а затем это загадочное существо плещет лебедиными крылами на синем море, чтобы потом появиться у самого Дона.
Добро и зло, свет и тьма - они никогда не смешиваются, являя собой резкие противоположности, поэтому добро и свет несут в себе оттенки хроматического цвета, а зло и тьма – ахроматического.
Древнерусская литература не знает другого произведения, в котором так подробно, точно и красочно был воспроизведен мир природы. Все окружающее обладает теми же свойствами, как и человек. В человеке есть все, что есть во Вселенной, нет очерченных границ, их разделяющих.
Природа в «Слове…» живет нераздельной жизнью с героями, действует в сюжете, создает фон и пространство, показывает движение во времени. Во взгляде автора «Слова…» мы угадываем и любование родными просторами, и доподлинное знание природы - от степной травы, перелетных птах, диковинных зверей до могучих рек и синих морей, смерчей и гроз. Автор глядит на мир, на природу (поля, реки, горы, цветы, деревья, птиц, зверей) то взглядом поэта-живописца, то охотника, то воина, то философа-политика, но всё это происходит через призму цвета.
Итак, наши предположения подтвердились: в повести «Слово о полку Игореве» автор наиболее часто использует номинации ахроматических цветов. Кроме ахроматических, в тексте употребляются обозначения других цветов, хроматических, однако они как бы приглушены в своих оттенках, спрятаны в предметах и лицах.
Признак цвета слит с другими свойствами предмета. Это не просто цвет, а многозначный символ, благодаря которому «Слово о полку Игореве» остаётся неизменно живым и современным. Верится, что новые поколения людей будут вновь и вновь обращаться к нему и восхищаться им.
Список литературы.
1.Колесов В.В. Свет и цвет в «Слове о полку Игореве». /
В кн.: « Слово о полку Игореве».800 лет: Сборник. – М.:
Советский писатель, 1986.
2. «Повесть о походе Игоревом, Игоря, сына
Святославова, внука Олегова.» / В кн.: « Слово о полку Игореве».
– М.: Детгиз, 1961.
3.Прокофьева Л.П. « Звуко-цветовая ассоциативность:
универсальное, национальное, индивидуальное». – Саратов.
Изд-во Саратовского медицинского ун-та, 2007.
4.Сулименко Н.Е. Текст и аспекты его лексического
анализа: Учебное пособие. СПб.: Издательство политехнического университета, 2007.
Оглавление Стр.
1.Вступление. 1-2
2.Основная часть:
а) цвет в восприятии древних славян; 2-3
б) ахроматические цвета и их роль в «Слове о полку Игореве »; 3-5
в) соотношение ахроматических и хроматических красок в поэме;
г) значение хроматических цветов в произведении;
д) описания природы в «Слове…» через призму цвета; 7-12
3.Заключение 12
4.Список литературы 13
Управление образования администрации г. Благовещенска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Научно-практическая конференция школьников «Шаги в науку»
Исследовательская работа по литературе
«Взгляд на повесть «Слово о Полку Игореве» через призму цвета
во взаимосвязи с природой»
Выполнила: Паршина Анастасия
ученица 10 А класса
Руководитель: Бигун Татьяна Павловна
учитель русского языка и
литературы
первой квалификационной категории
Как нарисовать лимон акварелью
Ералаш
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?