В ходе выполнения работы автор попыталась выяснить, как ее родной город Тулун и родственники в частности помогли стране победить фашистскую Германию. Проект посвящен 65-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.
Порядок знакомства:
Введение
Обоснование выбранной темы
Цель исследования
Задачи
Методы исследования
Из книг земляков - о Тулуне в военные годы
Мои прадедушки в годы войны
Архив – хранилище памяти человеческой
Заключение
Список литературы
Приложения
Вложение | Размер |
---|---|
tulun_i_moi_rodstvenniki_vo_vremya_vov_petrova_tanya.doc | 973.5 КБ |
Министерство Просвещения Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
прогимназия № 5 «Гармония»
Исследовательская работа |
ученицы 4 «Б» класса |
МОУ прогимназии № 5 «Гармония» |
Петровой Татьяны |
Руководитель: учитель |
начальных классов |
Зайцева Ольга Михайловна |
Тулун
2010
Содержание
страница | ||
1 | Введение | 3 |
1.1. | Обоснование выбранной темы | 3 |
1.2. | Цель исследования | 3 |
1.3 | Задачи | 3 |
1.4. | Методы исследования | 3 |
2. | Из книг земляков - о Тулуне в военные годы | 4 |
3. | Мои прадедушки в годы войны | 6 |
4. | Архив – хранилище памяти человеческой | 8 |
5. | Заключение | 10 |
6. | Список литературы | 11 |
7. | Приложения | 12 |
Обоснование работы:
Этот год для России – юбилейный, исполняется 65 лет со дня Победы над фашистской Германией. На уроках чтения мы изучали произведения о войне. На заключительном уроке Ольга Михайловна предложила нам приготовить материал о родственниках наших семей, которые защищали Родину, помогали в тылу в годы войны. После этого я решила написать не только о своей семье, но и узнать о том, что в это время происходило в моем родном городе Тулуне.
Цель исследования:
Узнать, как мой родной город Тулун и мои родственники, в годы войны помогали стране победить над фашистской Германией.
Задачи:
Методы исследования:
- изучение архивных документов;
- анализ литературы;
- беседы с родными.
9 мая – особенный праздник года. Особенный потому, что он – единственный из всех дат красного календаря, самый светлый, самый радостный и в то же время очень скорбный праздник на земле. Он рождён Великой Победой над фашизмом в Великой Отечественной войне. И никогда не уйдёт из памяти людской то тревожное время.
Всего за годы войны из Тулуна и Тулунского района было призвано более семнадцати тысяч человек, из которых более пяти тысяч не вернулись.
Не менее значимой и тяжелой была работа в тылу. Труженики города и села всю свою жизнь подчинили нуждам фронта. Мужчины ушли на фронт, их заменили жёны и дети. Теперь, через много лет, даже трудно представить, что пришлось преодолеть в тылу.
Это они женщины сеяли, убирали, таскали мешки с хлебом – отдавали всё до единого зернышка фронту. Валили зимой лес, вывозили его на лошадях по ледовым дорогам. Стояли у станков. Управляли автомобилями, паровозами. Голодали, мерзли, недосыпали. Растили детей и получали похоронки. Женщины и девушки работали кочегарами, машинистами, комбайнёрами, трактористами, электриками, станочниками и т.д. Например, на тулунском лесозаводе 15-летняя Лёля Калинина заменила своего брата Ивана Калинина. В 1941 году он ушёл на фронт. Сначала Лёля работала на подсобных работах, а когда открылись курсы электромонтёров, она первая изъявила желание учиться. Училась «отлично» и через несколько месяцев стала лучшим электриком тулунского лесокомбината.
В годы войны в полную силу работал лесопильно-деревообрабатывающий комбинат - ЛДК. Осенью 1941 года ЛДК получил заказ на изготовление лыж. Заказ потребовал некоторого переоборудования цехов, а также постройки новых, как, например, просмолочного. Местные породы деревьев для лыж не годились, и из Хабаровского края в Тулун стала поступать болванка из ясеня. К 23 февраля 1942 года комбинат отгрузил фронту сверх плана большой крытый вагон лыж.
В первые же месяцы стали изготавливать ящики для упаковки оружия, патронов, мин, снарядов.
В 1943 году на всех фронтах началось наступление войск, и понадобился брус для восстановления взорванных противником мостов. Нужны были и шпалы для ремонта железнодорожных путей. Комбинат получил заказ на выпуск необходимых фронту изделий, и в работу включился шпалозавод.
Потребовался и материал для обшивы вагонов, так как переброска заводов, перевозка вооружения, эвакуация населения требовала увеличения вагонного парка страны – комбинат начинает выпускать специальную дощечку, которую называли «вагонкой». В те же годы ЛДК выпускает так называемый «хлебный щит», чтобы закрывать дверные проёмы в вагонах, в которых перевозили зерно.
В годы войны тулунчане не только трудятся, но и посылают подарки воинам на фронт. Трудящиеся послали на фронт за годы войны 4716 посылок.
Отправляли всё, что могло пригодиться фронту: продукты, предметы быта (мыло, бритвенные принадлежности, нитки, иголки, носовые платки и т.д.), полушубки, валенки, тёплые носки, варежки, свитера, шапки. Девушки вышивали кисеты, вкладывая в рукоделие всю теплоту и нежность своего сердца.
Школьники вносили в фонд обороны деньги, заработанные на сельскохозяйственных работах, вырученные от продажи грибов и ягод, металлолома, сданного на приёмные пункты. Школьники вместе со взрослыми сдавали лекарственное сырьё в аптеки. Учащиеся Шерагульской средней школы, собравшие в 1942 году около двух тонн брусники, на сумму 2672 рубля, голубицы 590 кг, на сумму 890 рублей, внесли эти деньги в фонд обороны.
Также тулунчане собирали средства на строительство самолётов и танков. Школьники поддержали инициативу своих отцов, старших братьев по созданию мощного фонда вооружения. На средства сибиряков были построены 3 танковые колонны.
Только коллектив Тулунской селекционной станции перечислил на танковую колонну «Иркутский колхозник» 95 тысяч рублей, что составляет больше двухмесячного фонда заработной платы. Были и личные вклады – председатель сельхозартели «18 партсъезда» Уваров внёс 10 тысяч рублей.
С первых дней войны в Восточной Сибири была развёрнута широкая сеть госпиталей для лечения раненых.
Раненых было столько, что не хватало мест для их размещения, поэтому везли даже в такие далёкие от фронта небольшие городки, как наш Тулун.
В Иркутской области под госпитали было занято 18 школ, в т.ч. в Тулуне здание школы №2 (госпиталь сформирован в июле 1941 года, расформирован 10 октября 1942 года), здание школы № 19 (сформирован 30 октября 1941 года, расформирован 29 октября 1945 года).
Тулунчане проявляли заботу о раненых и больных этих госпиталей: собирали вещи, постельные принадлежности, посуду, сделали немало мебели, оборудовали комнату отдыха, приносили раненым шахматы, шашки, книги, газеты, помогали писать письма, дежурили у коек тяжелораненых. Проявляли заботу о питании раненых и больных. Во многих школах Тулунского района выращивали свиней, овец и другой домашний скот для госпиталей.
Мой прадедушка Петров Иван Данилович (стоит справа) родился в селе Норы Зиминского района. В семье было шестеро детей, отец Данил Петрович работал мельником. Его арестовали в 1943 году как «врага народа» за то, что он принес с мельницы домой мешочек мучной пыли, так как был сильный голод. Иван Данилович в это время учился в | |
железнодорожном училище и был призван в армию. Было ему тогда всего 17 лет. Он окончил курсы радистов, был начальником радиорубки подвижной радиостанции. Его забрасывали в тыл врага на самолете, чтобы забирать раненых у партизан. Их самолет сбили немцы. Прадедушка был контужен, считался без вести пропавшим. Иван Данилович прошёл всю войну, участвовал в боях в Венгрии Заканчивал войну на востоке в боях с Японией. Рассказывал, что они стояли на сопке, его друг увидел, что шевелится ковыль, и успел оттолкнуть Ивана Даниловича. Это полз самурай, он метнул штык-нож и ранил прадедушку, он лечился в госпитале. Дослуживал в Чите начальником радиоузла аэропорта. Прадедушка был очень грамотным, занимался самообразованием. Преподавал политэкономию при штабе в Чите. В 1947 году, когда его отца реабилитировали посмертно, прадедушка вступил в партию. Он был очень принципиальным и честным человеком. Имеет награды: «За отвагу», медаль «За победу над Японией», юбилейные награды. |
Демобилизовался Иван Данилович в 1949 году. Работал в г. Зима начальником аэропорта. В 1951 году устроился на Храмцовский угольный разрез машинистом экскаватора. В 1969 году принят переводом на Азейский угольный разрез в связи с закрытием Храмцовского, где и проработал до пенсии. Вырастил вместе со своей женой Надеждой Николаевной четверых детей, в том числе и моего дедушку Петрова Александра Ивановича.
Эта фотография сделана 28 февраля 1946 года. На ней Иван Данилович со своим сослуживцем. Брат моего прадедушки Петров Георгий Данилович погиб под Ленинградом, возил снаряды по «дороге жизни», похоронен в братской могиле. В селе Царицыно есть мемориал памяти защитникам Ленинграда, на нем выбита фамилия Георгия Даниловича.
Эта фотография сделана в г. Тяонянь 1 октября 1945 года. Мой прадедушка Краснов Николай Иннокентьевич также участвовал в Великой Отечественной Войне. Он воевал на востоке с Японией. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Японией», медалью Жукова и юбилейными наградами. |
Следующим этапом нашей работы стало посещение архивного отдела города Тулуна. Интересно, то, что написано в книгах о Тулуне, которые мы изучили, но может, мы найдем что-то такое, чего нет в книгах и просто интересно прикоснуться к документам тех лет. Светлана Ивановна Андреенко, начальник архивного отдела, любезно представила нам документы военных лет и ксерокопии документов, которые хранятся в архивном отделе города Тулуна и Иркутска.
После того, как мы их полистали, а потом подробно изучили, они не оставили меня равнодушной. Потому что в них маленькая частичка истории моей родины. А самое главное в них видно, как тяжело было людям во время войны. Не жалея своих сил на предприятиях работали старики, подростки и женщины.
В то время многие не доедали, это мы увидели вот в этом документе, где было разрешено некоторым организациям оставить 10% продовольственно-денежного фонда для оказании помощи на местах.(приложение1)
Но, несмотря, ни на что мои земляки собирали подарки и посылки на фронт. В основном отправляли пряники, конфеты, водку, табак, карандаши, бумагу, конверты, нитки, иголки. А в одной описи я увидела - 10 листов бумаги, после этого начинаешь понимать, как сложно было жить в то время.
(приложение 2)
Все организации, которые работали в то время должны были отправлять на фронт тёплые вещи: варежки, шарфы, носки. (приложение 3)
В одном документе находим, что не так просто было собирать эти вещи:
«За не выполнение задания Горкома ВКП(б) по сбору теплых вещей для Красной Армии секретаря парткома станции Тулун т. Иванченко предупредить и предложить выполнить задание горкома ВКП(б) к 20 марта.
Обязать т. Иванченко для быстрейшего выполнения задания мобилизовать весь партийно-комсомольский актив, который раскрепить по предприятиям транспорта. Повести партийно-комсомольские и рабочие собрания с вопросом о сборе теплых вещей для героической красной армии, добиться сдачи имеющейся шерсти у рабочих и служащих, отчисления средств от зарплаты»
На это распоряжение в докладной « …Иванченко говорил, что носков – рукавиц нет и взять негде, я ему предложил выкупить в магазине …, на что он согласился, но, несмотря на, то, что обещал выкупить, а воз и ныне там…»(приложение 4)
Не смотря на сложности военного времени, проявлялась забота о семьях военнослужащих и детях фронтовиков, читаю следующие строки:
«Зав.военным отделом ГК ВКП(б) т.Дорфман и зав. Отделом Гособеспечения Горисполкома т.Гагарину обследовать семьи военнослужащих, в которых имеются учащиеся школ и остронуждающимся оказать материальную помощь, выделив для этого из детского фонда 40 пальто и 30 пар унтов.» Кроме этого имеются документы, в которых говорится о создании продовольственно - денежного фонда помощи семьям военнослужащих и инвалидам отечественной войны. В наименование фондов входило: картофель, капуста, разные овощи и деньги (сумма начисления однодневного заработка). В этом же документе узнаем, что силами организаций города собрано: картофеля – 81 т, капусты – 16 т., овощей – 10 т, денег – 95800 рублей. (приложение 5)
Особенно было интересно посмотреть, что происходило в школах того времени. И вот находим, что и школа живет по законам военного времени, уделяется большое внимание организации и ремонту спортплощадок, тира, приобретение и изготовление спортинвентаря, а также организации секций шахматно-шашечной, гимнастической, рукопашного боя и спортивных игр.
«Предложить директору средней школы т.Калинину, педучилища т. Кировой к 01.04.44 г. организовать кружки по изучению военных специальностей:
По средней школе – кружок радистов с количеством 25 ч.;
Кружок ручных пулеметчиков - 25 ч.
По педучилищу – кружок телеграфистов – 30 ч;
Кружок снайперов – 25 ч. Дл чего договориться с Райвоенкомом
т. Коноваленко о выделении опытных командиров для обучения и руководства этими кружками»
А с другого документа стало понятно, что были ребята, которые отстали в обучении из-за того, что ушли работать, и для них появляется вечерняя школа. Учителям уделяется большое внимание «Поручить председателю Горисполкома т. Склокину наладить» нормальное снабжение школ топливом, обеспечить школы и квартиры учителей - электросветом к 31.12.1943г. Просить Облторготдел спустить наряд на керосин для обеспечения учителей, не имеющих электроосветительной сети. Обязать начальника лесокомбината т. Дегтярева обеспечить электросветом школу № 20 к 31.12.43г. (приложение 6)
В апреле 1944 года по принято решения исполкома тулунского городского совета депутатов об открытии начальной школы по обучению польских детей и присвоить наименование «Средняя школа № 8 для польских детей», здесь написано «..обязать директора лесозавода тов. Дегтярева освободить от жильцов полностью барак № 2 и передать его в распоряжение ГОРОНО, для размещения вновь организованной школы, интерната и детского сада»
Заключение
Много написано в этих документах, не на одну исследовательскую работу хватит. А я поняла, что на фронте было тяжело и, наверное, страшно но, и в тылу не легче. И только благодаря неразрывной связи фронта и тыла в Великую Отечественную войну русские люди смогли выстоять и одержать нелегкую победу.
Список литературы
1. О. Карамайкина. «Судьба солдата – судьба страны» г. Тулун, 2006 г.
2. Н. Зарубин. «Пока жива память» г. Красноярск, 2007 г.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Новый снимок Юпитера
Швейня
Рождественский венок
Ах эта снежная зима