В исследовательской работе выдвигается гипотеза и на основе исторических документов
обосновывается версия названия Бобреневского монастыря не по прозвищу Дмитрия Боброка-Волынского, а по имени предка Андрея Кобылы, Андрея Гавриловича Бобрыни (Бобрухи).
Вложение | Размер |
---|---|
istor-cerk.konk_4.docx | 74.31 КБ |
Оглавление
Введение с. 1- 4
Основная часть с. 4-11
Выводы с. 11- 12
Заключение с. 12 - 13
Список использованной литературы с. 14- 15
Предмет исследования.
Монастыри России... Как много связано с ними в жизни русского человека. Ведь все основные события христианина протекали в церкви - там его крестили, затем венчали и, наконец, отпевали.
Монастыри являются не просто учреждениями для отправления культовых надобностей верующих, но «духовно-историческими центрами», издревле составляли как бы камни в основании здания русского государства. Известно, что в годы своего создания, развития и функционирования русское государство вело многочисленные войны с иноземными захватчиками, отстаивая независимость. Находясь в союзе с государством, церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы. Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители конкретными действиями оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу.
630 лет назад Дмитрий Донской собрал войско под Коломной, чтобы освободить народ от Мамаева ига. По образному выражению известного историка Льва Гумилева, «на Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские».
Перед битвой Святой Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, испытывая старые воинские приметы, сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет два Димитрия: Донской и Волынец, в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка.
Битва пришлась на праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 г. На следующий год, в 1381 г. у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородице-Рождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев — по семейному прозвищу Боброка-Волынца - Бобреня, и Обетный — в знак того, что монастырь заложен по обету.
Гипотеза
Попытаться обосновать версию названия Бобреневского монастыря не по прозвищу Дмитрия Боброка-Волынского, а по имени предка Андрея Кобылы, Андрея Гавриловича Бобрыни (Бобрухи).
1. Самостоятельное исследование выдвинутой мной гипотезы о происхождении названия Бобреневского монастыря.
2. Восстановление духовной части отечественного историко-культурного наследия.
Задачи
1.Дать краткое описание Бобреневского монастыря.
2.Проанализировать краеведческую литературу по исследуемой проблеме.
3.Выдвинуть и доказать свою версию названия монастыря.
4.Привлечение внимания общественности к проблемам сохранения
культурного наследия нашего Отечества (через освещение нашей деятельности в СМИ).
Методы
1.Краеведческо-исследовательская деятельность: анализ опубликованных источников.
2.Камеральная деятельность.
3.Обобщение литературных источников.
4.Метод комплексного источниковедения
5.Наблюдение, сравнение.
7.Методология работы базируется на таких принципах как научность, системность (рассмотрение объекта исследования как развивающейся целостной системы), историзм (видение за артефактами реалий объективной действительности прошлого).
Актуальность работы
Во первых, актуальность работы определяется исключительным историко- культурным значением. Куликовская битва стала не только ключевым историческим пунктом в освобождении русского народа от монголо-татарского ига, но и «олицетворением становления нации». Это было ошеломляющее событие для всех, оно пробудило целые пласты национального чувства, содействовало будущему становлению мощи российского государства.
Во вторых, надо отметить государственное значение монастырей, которые служили делу военной защиты Руси от врагов. Обладая людскими, материальными, духовными ресурсами, они становились как бы "волноломами" на пути движения вражеских полчищ, заряжали народ той духовной энергией, которая не допускала бы окончательного поражения.
В третьих, зачем в современном обществе нужны знания культурно-исторических традиций? Ведь сейчас совсем иное время и другие законы. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство ответственности.
Научная новизна исследования. Цель, задачи и методика, которые были обозначены, во многом определяют и то новое, что вносит данная работа. Существует много источников, характеризующих версию происхождения названия монастыря в память виновника окончательного поражения Мамая, воеводы Дмитрия Михайловича Боброка. Мы взяли на себя ответственность попытаться доказать другое происхождение названия. Исходя из вышеизложенного совершенно очевидно, что разработки и результаты исследования могут быть использованы в области краеведения, истории.
Источники работы. Основной источниковой базой работы служат материалы коломенского писателя и краеведа Романа Словацкого, отчеты, об археологических работах на территории района представленные в фондах Археологического центра г. Коломны. Публикации А.Б. Мазурова (1991-2001 гг.), С.И. Самошина (1992 г.). В качестве дополнительных источников привлекались труды С.Б.Веселовского «Ономастикон», А.П.Шикмана, этимологический словарь, словарь топонимов.
Основная часть
1.Краткое описание возникновения Бобреневского, Богородице-Рождественского, обетного монастыря
Выйдя из Пятницких ворот Коломенского кремля, мы повернем вниз, к понтонной переправе через Москву-реку и двинемся на север, то увидим Бобренев монастырь, стоящий на возвышенном месте, а сзади крутой берег Москвы-реки, на котором расположились постройки коломенского Кремля. Они очень похожи друг на друга, только монастырь меньше по размерам. И человек ощущает себя в странном пространстве зазеркалья, как бы между двумя зеркальными стенами огромного храма, над которыми на невиданной высоте простирается лазурный купол неба. (Приложение 1)
Историческое предание свидетельствует об основании монастыря в XIV веке на вклад героя Куликовой битвы, сподвижника великого князя Димитрия Донского - Дмитрия Михайловича Боброка Волынца.
В августе 1380 г. Москва провожала свои рати, предводимые князем Дмитрием Иоанновичем, против безбожного Мамая. « Сборным пунктом, на 15 августа, для соединения с Московской ратью прочих удельных князей России, была Коломна, откуда войско с великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским, в сообществе друга его и советника воеводы Дмитрия Михайловича Волынец-Боброка и двух рослых богатырей, схимонахов обители преподобного Сергия, Ослабя и Пересвета, 20 августа выступило к устью реки Лопасни, 6 сентября достигло Дона, в ночь 7 сентября переправилось за Дон. 8 сентября, в день Рождества Пресвятыя Богородицы, произошла страшная Куликовская битва и когда после нескольких часов сражения великий князь Дмитрий Иоаннович, изнемогая от ран, должен был оставить поле битвы, тогда русское войско, не видя в рядах своих великого князя, упало духом и стало отступать, а неприятель, увлекшись преследованием русских и считая себя уже победителем, не обратил внимания на то, что он обойдён был в тыл воеводою Дмитрием Боброком, которым и довершено было полное поражение неприятеля3».
В 1381 году, в одной версте от Коломны по Егорьевской дороге около озера, Дмитрием Донским по обету заложен был мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием его «Бобреневым». (Приложение 1,2)
Богородице-Рождественский собор монастыря был хорошо виден из Кремля. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно; ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой. (Приложение 3)
Монастырь имел значение стратегического сторожевого пункта, чтобы подавать в Кремль сигнал о приближении врага огнем или набатным звоном. В этом случае коломчане успевали развести наплавной Бобреневский «живой» мост и подготовиться к обороне.
2. Выдвижение и доказательство версии другого происхождения названия монастыря
В большинстве источников существует традиционная версия происхождения названия монастыря по имени Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского.
Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский (Волынец) (2-я пол. XIV в.), московский воевода, крупный полководец, герой Куликовской битвы. Сын литовского князя Кориата (Михаила) Гедеминовича. Боброк приехал в Северо-Восточную Русь с Волыни и поступил на службу к князю Дмитрию Константиновичу Суздальскому, а затем перешел служить к Дмитрию Ивановичу Московскому, на сестре которого он был женат. Боброк руководил московским войском в походах на Олега Рязанского, волжских булгар, Великое Литовское княжество. Во время Куликовской битвы умело командовал вместе с князем Владимиром Андреевичем Серпуховским Засадным полком, решившим исход сражения. Его мудрость и бесстрашие были отмечены в «Задонщине» и в «Сказании о Мамаевом побоище».
Некоторые ученые считают, что от имени Боброк нельзя произвести название Бобренев. Невозможно трансформировать Боброк/-ово в Бобрен/-ево. Вместе с тем, по источникам XV в. известен некий Андрей Гаврилович Бобрыня или Бобруха. Его предок, Андрей Кобыла, был известным московским боярином и держал владения в Коломенском уезде.
Вот эту версию постараемся доказать в своей исследовательской работе. После нашествия Батыя, во второй половине XIII века, начинается заметный рост провинциальных городов юго-восточной Руси: Москвы, Коломны, Можайска, Зарайска, Серпухова. Эти города становятся центрами удельных княжеств, меняя традиционную систему меж княжеских отношений.
В период развития Московского княжества в конце XIII-XIV веков формируется землевладение московских князей. Правитель княжества воспринимался в качестве собственника подвластной ему земли. Постепенно князья жаловали часть земель боярам за службу. XIV-XVвека, стали эпохой бурного развития частных вотчин. Князь и бояре захватили огромные земельные владения, щедро наделяя ими с предоставлением различных льгот своих наиболее верных соратников и слуг5.
Одновременно неуклонный рост и усиление Московского княжества в XIV-XV века делало привлекательной службу для феодалов других земель. В данный период на службу в Москву приходят бояре из тверской, черниговской, новгородской земель (их называли «прусами»). Здесь они получают вотчины, благо еще свободных земель в распоряжении московских князей было достаточно. Боярская вотчина становится одной из важнейших форм землевладения. В первой половине XIV века формируются вотчины Андрея Кобылы, ставшего родоначальником нескольких знатных фамилий, к которому восходит российский и императорский дом Романовых. Андрей Кобыла прибыл на службу в Москву, вероятно из Новгорода4. Вот что пишется в родословной Андрея Ивановича Кобылы: «У Кобылы 5 сынов: Семен Жеребец, Александр Елка, третий Василий Вантей (Ивантей), четвертый Гаврила Гавша, пятый Федор Кошка5»
С другой стороны XIV и XV столетия – время быстрого роста количества монастырей, что характеризуется быстрым взлетом религиозности. Связано это было с последствиями монгольского нашествия. Русские люди воспринимали события этого времени как наказание за грехи. Сбросить иго можно было, лишь получив прощение за грехи, покаявшись. Лишь после этого «помилует Бог Русскую землю» и свершится освобождение. Покаяние невозможно без усиленного внимания к душе человеческой, к церковной жизни. Особую роль в покаянии отводили людям святой жизни – монахам. С середины XIV века разворачивается активное монастырское строительство. Появление новых монастырей вело к развитию их землевладения. Вотчины в монастырь жаловали великие князья, заинтересованные в поддержке своей политики, а также заботившиеся о своей душе. На «помин души» вкладывали в монастыри часть своих вотчин и бояре. Коломна, входившая в десятку крупнейших городов Московского княжества, обладала более 40 храмами и 4 монастырями14.
По мере расширения территории Московского княжества усиливалась защита Подмосковья. Помимо городов-крепостей возникали монастыри-крепости, как военные объекты, имеющие оборонительное значение. Ведь именно в XIV-XV веках Русь страдала от разрушительных и кровавых набегов, которые заставляли князей заботиться о защите и обороне своих территорий, особенно ее южных и юго-восточных границ. Коломенские волости входили в состав береговой службы, который именовался «поясом Пресвятой Богородицы8».
Таким образом, постараемся объединить вышеизложенные идеи: в XIII-XVI веках развивается княжеское хозяйство в Коломенском уделе и происходит оформление отраслей дворцового хозяйства (конюшенного, стольничего, сокольничего) которыми управляли «путные бояре» (речь пойдет об Андрее Кобыле и его потомках) и начинается активное монастырское строительство.
У Андрея Кобылы по родословцам было пять сыновей, которые позднее становятся родоначальниками многих боярских и дворянских фамилий (если быть точными, то 17-ти дворянских домов):
«А у 4 Андреева сына Кобылина, у Гаврилы Гавши, сынъ Борисъ и Андрей.
У Бориса сынъ Андрей. А у Андрея сынъ Федоръ Боборыка19».
Андрей Гаврилович Бобрыня или Бобруха (Боборыка) или Бобрыня Андрей Гаврилович Кобылин управлял землями близ монастыря, продолжая дело своих предков. По прозвищу «Бобрыня» и назвали существующий монастырь.
Впоследствии Боборыкины - древнейший русский дворянский род, происходящий от Андрея Ивановича Кобылы.
Боборы́ка (фонетические варианты Бобары́ка, Баборы́ка, Бабары́ка, Бобори́ка, Бобари́ка, Бабори́ка, Бабари́ка; формы Боборы́к, Бобары́к, Баборы́к, Бабары́к, Бабари́к)17 — русское полное прозвищное мужское личное имя. Первое письменное упоминание зафиксировано во второй половине XV века. Фёдор Андреевич Бобарыка Гавшин-Кобылин — упоминается во второй половине XV века.
Обратимся к истории рода Андрея Кобылы. Интересен тот факт, что сам Андрей имел странное прозвище Кобыла, и у детей его имеются как лошадиные, так и бытовые прозвища. Удивляет, что названные имена и прозвища совпадают с названиями сел и деревень нашего края и других уделов Московского княжества. «А у Семена Жеребца 4 сына: большой Григорий Лодыга, а другой Игнатий, а третий Фома, а четвертый Александр»; по прозвищу Семена Жеребца в Богородском уезде было селение Жеребцово, а по имени его детей в Гуслицкой волости и по ныне стоят деревни Игнатово, Фомино. В Коломенской волости тоже существует, и по сей день село Игнатьево. А «у второго сына Александра Елки – дети Федор Колыч Большой, другой Иван Хлудин». Рядом с Девичьим полем на берегу Оки раскинулось Большое Колычево, недалеко от монастыря есть село Елино, а по прозвищу Ивана Хлудова в Егорьевском уезде с XVIII века числились многочисленные купцы Хлудовы. Один из представителей рода текстильных промышленников Давид Иванович Хлудов был известным благотворителем, в том числе и Бобреневского монастыря13. Именно благодаря его стараниям Бобренев монастырь возрождался в прежнем блеске. Посетив обитель около 1850 г., Д. И. Хлудов был удручен бедственным состоянием обители. Богослужения тогда совершались лишь в Богородице-Рождественским соборе, а Входо-Иерусалимская церковь пришла в такую ветхость, что там было опасно находиться. И вот в середине XIX века начинаются хлопоты о возобновлении монастыря, как самостоятельной обители.
У третьего сына Андрея Кобылы детей не было. У четвертого сына Андрея у Гаврилы Гавши два сына – Борис и Андрей. Деревня Гавшино стояла близ города Дмитрова, а в Москве был Гавшин двор. У пятого сына Андрея, у Федора Кошки дети – Большой Иван, другой Федор, другой Александр по прозвищу Беззубец, по его прозвищу названа деревня Беззубово, которая стоит на известном Касимовском тракте (дороге). Существует еще ряд деревень названия, которых совпадают с прозвищами рода Андрея Кобылы: Андреевка, Андреевское, Пруссы («прусы»,так называли выходцев из других земель), Афанасьево.
Таким образом, по всей видимости, род Андрея Кобылы находился на службе у Московских князей. Как говорилось выше, земля была княжеская, но Кобыла его дети и внуки ведали каким-то княжеским хозяйством. Судя по именам и прозвищам, они занимались охраной, разведением конских стад Московских князей. Это были видимо служилые люди князей и княгинь, т.к. помимо земельных владений у каждого были свои стада. У каждого великого князя на случай войны имелись значительные стада — коневые, жеребцовые и кобылиные. Иван Калита в своем завещании 1339 года писал: «А что я дал сыну своему Семену стадце, а другое Ивану, а иными стадами моими поделятся с княгиней моей». В завещании князя Семена Ивановича от 1353 года сказано: «А из конь моих из ездовых, велел дати своей княгине 50 конь. И из стад моих княгине стадо Коломенское…». Как видим, отсюда могли произойти прозвища служивых людей, кто ведал охраной, размножением стад. Случайных ассоциаций быть не могло. Еще Гоголь говорил, дадут прозвище, как паспорт дадут. Андрей Иванович начал свою службу при князе Иване Калите, стал боярином. Его дети тоже выбились в число знатных людей. В последующем его внуки становятся казначеями и воеводами князей Московских.
Обратимся теперь к Андрею Гавриловичу Бобрыне или Бобрухе (Боборыке). По всей видимости, земли рядом с монастырем находились под его управлением. И от прозвища Бобрыня (Бобруха) получило название село, расположенное рядом с монастырем. Конечно же, оно претерпело изменения. Предполагаю, что первоначально монастырь назывался «Бобрынинский», возможно «Бобрыневский», затем «Бобреневский. Если обратиться к русскому языку то, в старо- и церковнославянской азбуках буква «Ы» носит название «ѥры» (ст.-сл.) или «еры́» смысл которого неизвестен, но явно родственное названиям букв «еръ». Следовательно, постепенно буква «Ы», в названии была изменена на букву «Е»13.
В период развития монастырей в Древней Руси можно увидеть определенную зависимость между политическим устройством исследуемых территорий и монастырским строительством. Где существовала сильная княжеская власть, обители создавались преимущественно на княжеские средства, но возникают обители, связанные очень тесно с кругами боярства. Возможно Андрей Гаврилович завещал село, расположенное в 1,5 км. от города, монастырю.
Таким образом, Бобреневский монастырь был заложен при Дмитрии Донском.
Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики, характерной для рубежа XIV–XV вв8. Судя по посвящению главного монастырского храма Рождеству Богородицы, он, вероятно, действительно был основан в память о Куликовской битве. В 1969–1970 г. г. при исследовании современного Богородице-Рождественского собора М. Х. Алешковским и Б. Л. Альтшуллером были найдены фундаменты древнего храма (скорее всего он был деревянным). Его датировали второй половиной XIV в. Это позволяет предполагать, что найден храм, в закладке которого, действительно принимал участие сам Димитрий Донской.
А уже с XV века история Бобреневского монастыря становится на прочную документальную основу. Об этом свидетельствуют записи «Палеи Толковой» 1406 (1451)г., писцовых книг 1577-1578 гг. К этому времени монастырь владел землями, пустошами, сельцами (около 12 пунктов). Нужно отметить, что потомки Андрея Ивановича Кобылы были наместниками в Коломенском уделе: вершили суд, собирали дань, являлись воеводами на «берегу» (береговая служба): Игнатий Семенович Жеребцов, Константин Александрович Беззубцев, Яков Захарьевич Кошка, Федор Иванович Беззубцев, были окольничими потомки Гаврилы Гавши, а именно Федор Андреевич Боборыка (4 колено), Никита Михайлович Боборыка (6 колено), Федор Васильевич Боборыка (8 колено)8. В дальнейшем род Боборыкиных из боярского переходит в дворянский, имеющий свой родовой герб, внесенный в Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи (Приложение 4).
Выводы
Суммируем наши выводы. Коломна, благодаря строительству сети монастырей, крепостей, создании общегосударственной системы обороны «пояса Пресвятой Богородицы» может считаться одной из крупнейших крепостей юго-восточной части Московского княжества. Бобреневский монастырь, находящийся вне пределов городской территории, вместе с Богоявленским Старо-Голутвинским монастырем являлись форпостами на пути захватчиков. В то время обитель являлась «сторожем» на подступах к Коломне и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.
Строительство Бобреневского монастыря в XIV веке, возможно, было лишь при организующей роли сильной княжеской власти, обладавшей крупными внутренними ресурсами. А возможности московских князей были большими.
Из вышесказанного можно точно утверждать, что основателем монастыря являлся Великий князь Дмитрий Донской. Куликовская победа стала одним из камней в фундаменте Российской империи.
Свержение татарского ига, объединение княжеств в единое государство способствовало укреплению церкви как феодальной организации. Бобреневский монастырь, как и подобные ему представлял собой земледельческий поселок, хотя и не похожий на обычные крестьянские хозяйства. Монахи расчищали лес, заводили пашню, разводили огороды и сенокосы. Возле созданных монастырей образовывались села, деревни.
Проанализировав краеведческую литературу, литературные источники по данной теме, удалось доказать выдвинутую гипотезу, название Бобреневского монастыря происходит от потомка Андрея Кобылы.
Бобрыня Андрей Гаврилович Кобылин [см. Кобыла], начало XV в. как записано в «Ономастиконе» С.Б.Веселовского « Древнерусские имена, прозвища и фамилии»2 являлся владельцем села, расположенного рядом с монастырем. Следовательно, название Бобреневского монастыря происходит от потомка (по вышеназванным причинам) Андрея Кобылы - Андрея Гавриловича Бобрыни (потомки Бобарыка, Бобарыкины: Федор Андреевич Бобарыка Гав-. шин-Кобылин [см.Гавгпа, Кобыла], вторая половина XV в.; от него - Бобарыкины).
Воевода же Дмитрий Михайлович Боброк Волынский является родоначальником другой династии – Волынских (Приложение 4).
Заключение
Моя исследовательская работа не претендует на научное исследование. Она связана со знаменательной датой 2010 года – 630-летием Куликовской битвы. Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Эта битва является символом свободы, символом национального самосознания, символом единения.
Выдвинутая мною проблема и ее решение основывается на проработке данных письменных и литературных источников, данных археологических раскопок. Помощь в нашей работе оказали специалисты Коломенского археологического центра, предоставившие информацию о раскопках на территории монастыря. С моим научным руководителем, мы посещали обитель, беседовали с настоятелем монастыря.
Символично также и то, что учащиеся нашей школы ежегодно участвуют во Всероссийской акции «Я Помню! Я Горжусь!» под девизом «Зеленая дубрава».
Мы высаживаем молодые дубки на том месте, где находился засадный полк Дмитрия Боброка, который и довершил полное поражение неприятеля (Приложение 5).
Свою исследовательскую работу планирую разместить на школьном сайте, выступить перед учащимися школы.
Моя работа первый шаг в этом направлении. История Бобреневского монастыря хранит много реликвий и святынь. Духовной нитью связан Феодоровский образ (Приложение 3) и династия Романовых, общественное служение – медицинская помощь и просвещение, благотворительная деятельность. Возможно, эти темы будут будущими исследованиями по историко- церковному краеведению.
Список использованной литературы
1.Бычков Г.И., Девятериков А.Н. Коломенский край (страницы истории). – М.; Советский спорт, 1995. – 128с.: ил.
2.Веселовский С.Б., Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М.: Наука, 1974
3.Военный энциклопедический словарь. М., 1986.
4.История и культура Подмосковья: проблемы изучения и преподавания: Сборник материалов Второй областной научно-практической конференции (Коломна 2005 г.) – Коломна: 2005, – 280 с.
5.История и культура Подмосковья: проблемы изучения: Сборник материалов III Областной научно-практической конференции - Коломна, 2007 г.
6.Коломенская церковь: Исторические очерки / Под общей ред. Г.И.Бычкова. – М.; Советский спорт, 2001.- 128с.: ил.
7.Маевский И. В. Очерки по истории Коломенского края. Коломна. – М.; 2004. – 256 с.
8.Мазуров А.Б. Средневековая Коломна в XIV - первой половине XVI в. М.: Александрия, 2001. – 386 с.: ил.
9. Мазуров А.Б. Оборонительные сооружения Коломны XIV-XV вв. //Археологические памятники Москва и Подмосковья. Ч. 3. М.: - 2000. (Труды музея истории Москвы. Вып. 10).
10. Мазуров А. Б. Археология Коломны, М.: 1994.
11. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь, М.: 1966. – 200 с.
12.Печёнкин А.И. , Тайны русского алфавита, М.: АСТ, 2005 – 576 с.
13Славацкий Р., Бобренев. Благовестник, Коломна, 1994.
14.Сойкин П.П., Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи, (Репр. изд. СПб., 1994).. С.-Петербург.. 1994 .
15.Тороповцев А.П. История Московской земли /- М.; Эксмо, 2007. – 656 с.: ил.
16.Шикман А.П., Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
17.Этимологический словарь славянских языков. /интернетресурсы
18.Ярхо В., Портят ли деньги человека.// История № 10 2005 г.
19.Интернетресурсы
Архивные материалы
1. Отчет А.Б. Мазурова за 1995 г. /Коломенский археологический центр
2. Отчет археологических раскопок по Коломенскому району. /Коломенский археологический центр
Рисуем белые грибы пастелью
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Цветущая сакура
Мастер-класс "Корзиночка"