Данный проект исследует особенности и ритуальный смысл татуировки в различных культурах. полную версию с презентацией см. http://ifolder.ru/26190290
Вложение | Размер |
---|---|
Тутуировка как часть ритуальной культуры реферат.doc | 396 КБ |
Государственное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №878
Южного административного округа г. Москвы
Реферат-проект
по предмету:
«Мировая художественная культура»
на тему:
«Татуировка как часть ритуальной культуры»
Выполнила: ученица 11 класса «Б»
школы №878
Ваньчкова Татьяна Олеговна
Преподаватель: Курбатовская Надежда Константиновна
Москва 2007
Содержание
1. Введение
Слово "тату", "tattoo" или "tatu" стало употребляться в Европе после путешествия капитана Кука на Таити. Это слово восходит с таитянским словом "tatau" и маркезанским "ta-tu" и означало оно «рана», «знак».
В сознании человека татуировки неизменно связаны с тайной, опасностью и приключениями. За этими ассоциациями — тысячелетняя история, окружившая тату мистическим ореолом и навсегда причислившая людей со знаками на теле к некоему кругу посвященных. И хотя в наш рациональный век сакральный смысл татуировки практически исчез, она остается бесконечно желанной и будоражит воображение.
В той или иной форме татуировки существовали у многих народов мира со времен каменного века и упоминаются множеством авторов с глубокой древности до наших дней. Играя важную роль в жизни тех, кто практиковал нательные рисунки, тату выполняло самые разные функции.
Татуировки указывали на высокое происхождение и безродность, были привилегией власть имущих и клеймом рабов, служили наградой за отвагу в бою и наказанием за преступление, с их помощью устрашали врагов и привлекали внимание противоположного пола. Тату символизировало преданность вере и оскорбляло религиозные чувства, являлось залогом любви и отметиной изгоев, было знаком индивидуальности и свидетельствовало о принадлежности к определенной группе.
Но почему именно татуировки? Многие задавались этим вопросом, однако ответ на него остается загадкой. Вся история тату — это древняя летопись иррационального. В том, как игла прокалывает кожу, навсегда изменяя тело, есть манящая грубая чувственность, необъяснимая притягательность, нечто лежащая за гранью понимания — в сфере ощущений и интуиции.
Почему не исчезла татуировка? Насколько глубок её смысл и почему люди и по сей день украшают свое несмываемым рисунком - татуировкой? На эти вопросы я постараюсь ответить в своем реферате.
2.История татуировки: 4тату-тысячелетия
Трудно сказать, когда именно человек впервые нанес рисунок на свою кожу. Но доподлинно известно, что история татуировки насчитывает не менее 4 000 лет. Самые древние татуировки найдены при раскопках египетских пирамид. Мумиям около четырех тысяч лет, но рисунки на высохшей коже хорошо различимы. Однако, появилась татуировка гораздо раньше - при первобытнообщинном строе. Она служила не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, указывала социальную принадлежность ее обладателя, а кроме того, наделялась определенной магической силой.
Причины возникновения обычая татуировки тоже не совсем ясны. По одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми Каменного Века.
Раны и кровоподтеки сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Происходило это в конце Ледникового периода...
Глубоки исторические корни, тату-география не менее внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - разные племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и, конечно, жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти ,- и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.
Лицо - всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести- его голову отрезали и хранили , как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным.
Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко. Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей.
Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. А некоторых местах ситуация с женскими тату доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.
Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю- “Апо-Кезио” всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое- горьким и т.д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и “Апо-Кезио”.
Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия тату использовалась не только "дикарями". В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.
Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе- дугообразную, а за третье- еще одну.
В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - "собака". В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных , затрудняя им побег и облегчая их опознание.
И греки, и римляне использовали тату для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой "D" метили дезертиров, в Германии- выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое...
А ведь в древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян. Праславяне, наши предки, для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями-пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.
К сожалению, с распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Тем более, что в Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена." Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры отправлялись в дальние страны обращать в свою веру "дикие" племена, моряки с их кораблей обзаводились там шикарными татуировками на память о путешествиях.
Печально известный капитан Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово "tattoo", но и "Великого Омаи", сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией- первой живой тату - галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы.
Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия...
Но, хотя обыватели и любили поглазеть на разукрашеных циркачей, сами они отнюдь не спешили татуироваться. Это была привилегия моряков, горняков, литейщиков и других подобных "профсоюзов", использовавших татуировку как символ братства, солидарности, верности традициям.
Современная популярность тату на Западе многим обязана именно им. Вместе с тем, они же в ответе за творческий застой в западной татуировке XIX-начала XX века.
Скудное воображение и сомнительный художественный вкус основных заказчиков привели к ограничению тату-"репертуара" морской тематикой, пошловатой сентиментальщиной и банальными афоризмами. Как ни печально, факт остается фактом - цивилизация низвела древнее искусство до уровня дешевого ширпотреба. Отсутствие спроса на достойную продукцию расхолаживало татуировщиков, лишало стимула к творчеству и новым стилистическим разработкам.
А ведь именно тогда, в 1891 году, американец О'Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Но даже технический прогресс не сдвинул дело с мертвой точки. Всю первую половину XX века и Европа и Америка ходили со стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.
И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 50 - 60-х годов появилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур - Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев, - создавая захватывающие гибриды, новые стили, школы и направления.
Так начался новый, современный этап тысячелетней тату - истории, который, несомненно, заслуживает отдельного подробного рассказа.
(информация с сайта www.new-ethnic.ru)
3. Татуирование- классификация ритуальной практики
Татуирование - одна из самых старых художественных форм всех народов, берущая свое начало где-то в процессе пещерной живописи. Заострите палку, случайно обожженную при пожаре, случайно проткните этим приспособлением вашу кожу - и вот вы уже имеете новую технологию для новой формы искусства.
Но древний человек не осознавал практику татуировки однозначно как одну лишь форму искусства. Из-за трех главных факторов; Боль, Постоянство, и выпуск священной силы жизни( Кровь); ранние люди придавали татуированию мистическое или магическое значение. Татуирование, или нанесение травм для того, чтобы обратить внимание богов, или с целью получения магической мощи тотемического животного - эта практика имела самое широкое распространение во всем мире. Также татуирование использовалось, чтобы символизировать изобилие земли и женщин, сохранение жизни после смерти, священность руководства и других культурных факторов.
ПЕРЕХОД В МИР ДУХА. Древние люди обычно полагают, что дух - точная копия человеческого тела. Это соответствует многим современным оккультным понятиям астрального тела. В обоих случаях, духа или астрального тела, это позволяло использовать надлежащие татуировки как обряд перехода в мире духов. Племена Борнео, особенно Кайаны, полагают, что их татуировки не только сопровождают их в надлежащий мир духа, но и могут также использоваться как дальнейшая помощь, для получения некоторых выгодных положений в мире духа. Одни из самых древних найденных археологами "образцов" - рисунки на коже мумий египетских фараонов и жрецов, живших в 2000-х годах до н.э. В те времена магический и отличительный смысл тату-символов был главенствующим, как украшение они не использовались. Татуировка - это средство подготовки для перехода в мир иной, своеобразная охранная грамота для тела и духа. Народности Пенджаба, покрывающие свое тело татуировкой , верят, что после смерти их души – "миниатюрный мужчина или женщина" в телесной оболочке, покрытой татуировкой с тем же рисунком, который украшал тело при жизни, – вознесутся на небо. На Гаити татурировка - символ перехода в царство мертвых, к духам предков. Татуаж всего тела делает человека как бы своим среди духов и позволяет жрецу путешествовать туда и возвращаться обратно.
РИТУАЛЬНЫЕ ТАТУИРОВКИ. Самый сложный и загадочный тип тату. Дело в том, что ритуальные тату не предназначены для посторонних глаз. Это знаки для богов и духов. Тайные знаки должны обеспечить их хозяину защиту и покровительство высших сил. Это своеобразный пропуск на небо, знак причастности человека к магической силе.
КЛАНОВАЯ ТАТУИРОВКА. Маркировки Клана - другой базовый аспект ритуального татуирования. Мало того, что этот вид татуирования помогал признавать ваших друзей и соплеменников быстро, даже в безумии сражения, но, что более важно, люди с клановыми татуировками были связаны даже после смерти. Семейные и брачные татуировки использовались почти таким же манером, что и клановые. Татуировки Брака были особенно популярны, они делались для страховки и помощи в посмертной встрече супругов в загробном мире, даже если разница между смертями продолжительна. Древние брачные обряды у Айнов гласят, что женщина, кто не имеет правильно выполненной татуировки, совершает большой грех и, когда она умирает, то попадает прямо в ад.
МОКО – ПЛЕМЕННАЯ ТАТУИРОВКА. В начале нашего столетия татуировщики впервые обратились к орнаментам племенной татуировки -так появился и поныне популярный язык "трайбл". По всей вероятности, татуировка в Полинезии столь же стара, как и сама ее культура. Процедура нанесения рисунков на островах Тихого Океана издревле почиталась как священнодействие. Поэтому украшать тела соплеменников могли только жрецы. Художник-жрец пользовался всеобщим уважением и получал за свои старания ценные подарки. Для него выстраивался специальный дом, разделенный на кабины, в которых пациенты иной раз задерживались на несколько недель и даже месяцев-до полного завершения шедевра. И все это время вокруг дома "шамана" не прерывались молитвы и песнопения. В них пелось, что "мастера высших прекрасных рисунков" сделают чудную татуировку только тем, кто хорошо заплатит, а остальным "такой красоты не иметь вовек". Для выполнения рисунков полинезийцы использовали растительные шипы, кости рыб или альбатроса, акульи зубы или обломки морских ракушек.
Изобилие и изысканность нательных рисунков считалось знаками благородного происхождения, так что покрывать узорами все тело имели право лишь вожди и их ближайшие родственники. Тех же, кто устрашался болезненного обряда, ждало жестокое наказание на том свете.
Женщины тоже шли на страдания ради красоты. "Мы просто обязаны иметь на своих губах несколько линий, - были убеждены прекрасные островитянки, - поскольку когда мы состаримся, наши губы сморщатся и мы станем очень некрасивыми". И действительно, без рисунка в уголках рта новозеландку никто бы не взял замуж. Один из вождей маори, коренного населения Новой Зеландии, разбогател на продаже европейцам голов своих подданных, покрытых татуировками.
Новозеландский исследователь А. Коуэн представлял маори как "выдающихся скульпторов лица во всей истории человечества". "Моко", по его мнению, было достойно внимания потому, что вы поднялось при помощи специальных небольших долот, которые оставляли на лице резаные раны, а не посредством применения техники накалывания, к которой маори прибегали при татуировании иных частей тела. В способе выполнения "Моко" (кроме жителей Маркизских островов, оно не было известно ни одному из полинезийских народов) можно усмотреть аналогии с техникой резьбы по дереву. Знаками, воплощенными на ягодицах и бедрах людей, чаше всего были мотивы спирали и иные изломанные линии, находившиеся в тесной связи с узорами, широко применявшимися в резьбе по дереву. Полинезийцы покрывали татуировкой все тело, в то время как среди маори для тату отводились лишь определенные части тела, распространенность татуировки по коже была ограничена. У мужчин татуировка делалась на лице и области от пояса до колен, у женщин - только на лице. Однако иные женщины маори носили и мужские татуировки "Моко". Классический тип "Моко" имел следующие мотивы:
+ спиральные узоры на подбородке, называемые пу-кауваэ;
+ серии параллельных закругленных линий от подбородка до ноздрей (ререпехи);
+ две большие укрупненные спирали на шеке (пае-пае);
+ спирали на носу, называемые ререпи и понги-анга;
+ серии лучеобразно расходящихся от носа искривленных линий, они шли над бровями и опускались к ушам (тивхана).
Рисунок на верхней части лба называли пухо-ро, а в нижней - тити. Богатый орнамент "Моко" состоял главным образом из спирали, волн, лент и меандр, создающих композицию. Характерной чертой "Моко" было симметричное расположение мотивов.
Помимо нижних частей тела, мужчины татуировали также грудь и запястья, что помогало определить занимаемую в общественной иерархии позицию. Случалось, что татуировкой украшали интимные места и даже язык.
Некоторые исследователи татуировки маори подчеркивали зависимость степени старательности в выполнении "Моко" от общественного ранга его обладателя. Наиболее сложные и технически доработанные татуировки были у лиц высокого происхождения. Полное же отсутствие "Моко" на лице лишало члена племени прав и возможности выполнять различные общественные функции и фактически низводило его до положения раба. Таких мужчин часто называли папа-теа, что означало "пустое лицо". Именно благодаря "Моко", вытатуированному рисунку на лице, этот народ стал известен во всем мире. Как-то один европейский художник попытался нарисовать старого маори. Когда он закончил, все были удивлены сходством картины с оригиналом. Только сам туземец остался недоволен: он взял холст и на обратной стороне изобразил орнамент: свое "Моко". "Вот так я выгляжу, - пояснил полинезиец, - а твоя мазня бессмысленна".
И тем не менее, несмотря на мастерство, которого достигли полинезийские жрецы, по сути они оставались лишь искусными ремесленниками, связанными традиционными мотивами своего.
КЕЛЬТСТКИЙ СТИЛЬ. Кельтский стиль татуировки, несмотря на свою популярность на сегодняшний день, представляет такую же загадку, как и скифский, из-за проблем идентификации корней. Вроде бы все ясно - огромное количество дошедших до наших дней элементов дизайнов, стилизованных предметов быта, сказок... Но если попытаться cопоставить древнюю кельтскую космогонию с растительной своей основой, и, огромный объем "звериных мотивов", то голова пойдет кругом от несостыковок. Причина даже не в наличиях инородных деталей, а в сменах их преобладания. Так называемая "плетенка" была известна на всей территории Евразии с древних времен, но кельтский культурный ореол всегда держался особняком благодаря своим особенным "древесным" предпочтениям, что и проявилось в особых элементах орнаментов (узлах и плетениях). А дальше? Дальше фокусник пришел, и звали его Юлий Цезарь, благодаря которому "кельтская ярмарка" свернулась практически на всей территории Европы. Но откуда же взялись звери в растительных плетениях, ведь римляне проповедовали греческий реализм в искусстве? Вопрос возможно решается просто, если учесть, что половину древней Англии контролировал сарматский корпус, пришедший в составе римских войск. Вот тут-то и встретились скифы и кельты в полной боевой раскраске. Но не надо сбрасывать со счетов и мощную "прокладку" из готских и славянских племен, выступивших на исторической арене с сольными номерами. Индоарийские викинги, осевшие на севере Франции, впитали как губка местные обычаи, и, спустя некоторое время вернули долг с процентами во время Нормандского завоевания Англии, последнего очага чисто кельтского творчества. Дальнейшее творчество было совместным так-же как и его название - Кельтско-романский стиль. Ну а славянские племена получили в нагрузку с крещением Руси модернизированные мотивы своего прошлого под названием Византийского стиля. Так что рассматривать, в отличие от полинезийских и индейских мотивов, кельтский стиль, как нечто отдельное, не представляется возможным.
ПАМЯТНЫЕ ТАТУИРОВКИ. Морякам татуировка напоминала о былых походах и о погибших друзьях. Срезанная с плеча товарища картинка служила своего рода "похоронкой" для семьи умершего. Здесь все зависит от степени сентиментальности владельца.
Современные люди продолжают практику татуирования , представляющую собой поддерживание связей с умершими родственниками и любимыми, даже если это делается на уровне подсознания. Вы можете видеть могильные камни с именами супругов, надписями имен родителей, детей и друзей, затонувшие суда на спасшихся моряках, символы памяти о сражениях на возвращающихся домой солдатах.
Все это - современные примеры продолжения древней практики.
ИНИЦИАЦИЯ ПОЛОВОЗРЕЛОСТИ. Практика татуировки распространяется с древних времен и на детское население планеты, как обряд посвящения перехода ребенка в взрослую жизнь. Основной мотив этого ритуала таков: девочка, не испытавшая боль от татуирования, не достигнув брачного возраста, никогда не будет способна иметь дело с болью деторождения. Если мальчик не мог справится с болью, полученной от нанесения татуировок при достижении половой зрелости, он рискует стать плохим воином, и такой мальчик мог легко стать изгоем в племени.
ТОТЕМИЗМ. Начиная с рассвета татуирования, люди отмечали себя знаками тотемистических животных. На внешнем уровне значения они пробовали получить силы и способности животного тотема. На более внутреннем и мистическом уровне животные тотема подразумеваются как опекуны людей, и что предъявитель тотемных знаков имеет близкие и таинственные отношения с этим животным духом. Сила татуировки животного тотема часто удваиваются как маркировки группы или клан. Стилизованные драконы, тигры и татуировки орла часто подсознательно падают под эту категорию.
ЛЮБОВНЫЕ ТАТУИРОВКИ. Памятные знаки любви - все еще очень используемая тема как магическая татуировка. Имена девочек или имена дружков, с сердцами и розами, и т.д., являются современными призывами для поддержания этих отношений. Хотя примитивные знаки любви были часто намного большим комплексом, чем это значение. Так, для Бирманской "татуировки любви" использовались ярко-красные пигменты, смешанные с магическим наркотическим препаратом, который был получен из таких вещей, как кожа форели и определенного вида ящерицы, с некоторыми травами и растительными компонентами. Маг-татуировщик нуждался лишь только в татуировании маленького треугольника, состоящего из нескольких точек. Бирманские (и некоторые индийские) девочки-подростки всегда татуировались таковыми мотивами с той стороны своего тела, которая всегда закрывается одеждой, так, чтобы никто не думал, что они - старые девицы, которые ищут мужа.
ТАТУИРОВКА СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ. Некоторые примитивные племена используют татуирование как обряд социального статуса. Маори Новой Зеландии используют тату прежде всего для этой цели. Моко-лицевые мотивы Маори увеличивали свой престиж и переход от одного социального статуса к другому. На своем самом высоком уровне дизайны Моко объявляли священность лидера.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТАТУИРОВКА. Татуирование для оздоровительных целей было широко распространенной практикой в Восточном и Южном Tихом океане. Когда-то тибетцы узнали о татуировке от своих южных соседей, Шаней. Тибетцы быстро решили, что татуирование священных мантр на подвижных частях тела было родственным мантрам в ступах и мантрам-флагам, которые создавали тот же самый эффект, как пение мантр, когда мантра приводится в движение голосом.
Этот вид татуировки помогал достигать как внутреннего, так и внешнего баланса и гармонии. Тибетцы также использовали татуировку на некоторых точках, связанных с медицинской практикой иглоукалывания , использовали лекарственные травы в пигменте и пытались таки образом получить некоторые медицинские эффекты.
В 1970х годах Ричард Тилер, известный как Преподобный Релитор, восстанавливал ритуал тибетского татуирования в Нью-Йорке. Преподобный был связан с докторами Далаи Ламы и практиковал медицинской пигментацией полученной от них. К сожалению, Преподобный скончался в 1983 году.
Другая общая практика оздоровительного татуирования была практика нанесения изображения бога на заболевшего человека для борьбы с заболеванием. В Индии Бог Обезьян ( Хануман) может быть татуирован на месте переломанного плеча, чтобы уменьшить боль. Татуировка женщин племени Айнов отмечает их как племенное женское божество, так и то, чтобы злые демоны болезни принимали их за богиню, и были бы обращены в бегство.
Еще одно ответвление оздоровительного татуирования - нанесение изображений для предохранения младенцев. Маорийские девочки татуировали губы и подбородок по этой причине. Когда зрение старой Айнской леди приходит в негодность, она может заново татуировать свой рот и руки для лучшего зрения.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ТАТУИРОВКИ. С приходом Христианской и Мусульманской эры началось торможение широкого распространения татуирования в Европе и Центральном Востоке. Эта проблема, очевидно, была основана на религиозной конкуренции. Несмотря на это ритуальное татуирование являлось торговой маркой более ранних религий в Палестине. К сожалению, когда ранние Иудеи просто пробовали запретить маркирование своих конкурентов, они обрекли искусство татуирование на запрет в течении почти двух тысячелетий, посредством двух более молодых и более мощных религий.
Это редакция против татуирования получил поддержку Рима и в мире Ислама, потому что Ветхий Завет уважается и Христианами, и Мусульманами.
Но даже это мощное запрещение полностью не могло уничтожать татуирование в евразийском мире. Практика сохранялась внутри этих религий посредством паломников. В средневековье, когда человек оставлял свою европейскую деревню для паломничестве в Святую Землю, никто не знал, где он действительно прошел. Единственным способом доказать, что он был в Святой Земле, было то, чтобы возвратиться с татуировкой от Коптских священников, которые занимались этим искусством вне городских стен Иерусалима.
Большинство паломников получало простую татуировку в виде креста, но некоторые возвращались с изображениями Георгия-Победоносца, Богоматери с младенцем Иисусом, или св. Петра и кричащего петуха.
Дизайны сохранялись на деревянных дощечках, и татуирование было грубым, но это было единственное доступное доказательство, что паломник фактически посетил Святую Землю.
Мусульманские паломники, посещающие Мекку и Медину, также делали юбилейные татуировки. Эти Мусульманские паломники полагали, что при посмертном кремировании они будут очищены огнем перед входом в рай.
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАТУИРОВКА. XX век открыл новый вид коммерческой татуировки “Brand name tattoo”. Приверженцы этого вида тату наносят на тело логотипы различных фирм. Harley-Davidson является лидером по количеству ее упоминания на теле человека.
ТАТУ – НАКАЗАНИЕ. Порой, татуировкой клеймили провинившихся граждан, в японском местечке Чукудзен, периода Эдо (1603-1867гг) за первое преступление наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну.
ТАТУ-ТАЛИСМАН – ОБЕРЕГ. С древних времен татуировка наделялись магическими свойствами, как впрочем, и сегодня, если мы создаем символ, вкладывая в него определенную семантику, мы, таким образом, создаем поле.
МОРСКАЯ ТАТУИРОВКА. Моряки были первые, кто возвратил татуирование Европе. Они же были одними из последних людей, которые хранили мистическую идеалогию татуирования. С 1600х годов до Второй Мировой войны моряки татуировали петуха на одной ноге и свинью на другой как оберег против потопления.
Во времена В.О.В. этот дизайн получил наибольшее распространение.
Когда моряк проходил более пяти тысяч морских миль под килем, он имел полное право на татуирования голубой чайки на груди. Когда он удваивал расстояние, то получал вторую. Татуирование бельевой веревки и девушки в чулках символизировало третий круиз.
Когда моряк пересекал экватор, он мог получить Нептуна на ногу. Татуированый мотив азиатской девочки подразумевал, что его владелец был в Гонолулу. Также, если моряк пересек международную демаркационную линию суточного времени, то он зарабатывал право носить на себе дракона.
Perpetuum Tattoo. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТАТУИРОВКА.Под термином “художественная татуировка” подразумеваются все виды татуировок, наносимых на тело человека, кроме перманентного макияжа и тату, наносимых с косметическими целями (скрыть пигментные пятна, шрамы и т. п.) Художественная татуировка несет в себе отпечаток вкуса владельца, стиля, образа его жизни и духа времени.
ПОРТРЕТНЫЕ ТАТУИРОВКИ. Выполняются такие татуировки, как правило, в стиле реализм.
СТИЛЬ ФЭНТАЗИ. Темами для татуировок, выполненных в данном стиле, являются картины художников, работающих в стиле Fantasy, таких как Джулия Бэлл, Борис Валеджо и другие.
БИОМЕХАНИКА. Основной мотив для биомеханической татуировки, как видно из названия, — это игра плоти и механизмов.
NEW SCHOOL TATTOO. Основы стиля New School (“кибер-панка”) — это стилизация орнаментальных сюжетов различных этнических направлений и слияние ее с биомеханикой.
ЭПИЛОГ. Вне спектра жизни моряков, уголовников и военных, ритуальная практика татуирования имела пониженный интерес, начиная с 1850х годов. В конце 1800х годов даже племена Борнео начали торговать дизайнами между собой, пока значения их не были утеряны. В конце 1960х татуирование ради искусства стало весьма популярным, и этот культурный аспект практики повышается до сих пор.
Это значительно улучшило артистическое качество татуирования в прошлые тридцать лет, но, к сожалению, ритуальное татуирование в настоящее время почти утеряно.
(информация с сайта www.tatu-pirsing.ru)
4. Культурный статус татуировки
Хотя с точки зрения психиатрии татуировка чаще относится к психопатично-индивидуальной среде, в большинстве случаев явление татуировки сопровождает массовые события и изменения в обществе. Несмотря на то, что есть всего лишь несколько изданий по этой тематике, на научном психологическом уровне татуировка еще не разбиралась, существуют лишь категоричные высказывания нескольких "светил" типа Ламброзо и Лихачева , оценивающие этот феномен как атрибут асоциальной тенденции.
Пытаясь отыскать причины татуирования в недрах социальных процессов, ученые психиатры забыли всего одну лишь вещь - общество успело развиться от первобытно-общинного строя к тому, что мы имеем сейчас, но татуировка как была, так и осталась со всем букетом своих различных аспектов и значений. Посему оставим таковые высказывания на совести высказывающихся и попробуем отследить татуировку в социуме.
Начать этот обзор придется с констатации факта , что татуировка всего лишь способ нанесения изображения, а вот использование этого способа применительно к людям может быть различным. И как ни странно, многие врачи-психиатры, чиновники и социологи, представители религиозных культов, заявляющие о том, что татуировка - это грубая антисанитарная практика, достойная только преступников и дикарей, сами того не осознавая, выступают в роли реабилитаторов того самого "прогрессивного сообщества", которое использовало древнюю ритуальную практику татуировки в своих неблаговидных целях, низведя ее до практики маркировки преступников, чтобы потом же и обвинить татуированных в дикарстве и ассоциальности.
Начнем по пунктам:
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЗАПРЕТЫ
Древнейший запрет на ношение татуировки был зафиксирован в Библии. В послании к Левитам говорилось о том, чтобы не наносить на тело надрезов и знаков и не сбривать волос с висков(19:28), Изначально можно уследить некие несовпадения в воззвании к иудеям, практиковавшими не только татуирование, но и более существенное принудительно-обязательное обрезание крайней плоти у младенцев. Оставляем решать читателю, что является более существенным; сознательное нанесение изображений в соответствии с древней практикой или насильственная (а иначе не назовешь, так как у детей обычно ничего не спрашивают) практика, характерная для мусульман и иудеев.
Обращаясь к этой записи, Римский папа Адриан в 787году запретил повсеместную практику татуировки. Но, несмотря на запрет, татуировка получила массовое распространение в среде пилигримов, посещающих святые места. Мотивами для таких татуировок послужило изображение креста и монастырей, священных мест и времени путешествий. Несмотря на культивацию церковью практики татуировки как греховной, татуированные пилигримы имели достаточную пользу от ношения таковых изображений, помогающих им найти общий язык в многоязыковой толпе паломников.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПРАКТИКА ДЕМОНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ТАТУИРОВАНИЯ В АНГЛИИ
Позднее, в средние века, мы можем зафиксировать запреты татуировки во времена норманнского вторжения в Англию, и вполне возможно, что победители просто хотели выделится среди татуированного местного населения островов, так как мы обладаем сведениями о семейной геральдической практике татуировки у англов, датчан ,норвежцев и саксов.Но и здесь форпостом гонений выступала церковь.
КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ТРАДИЦИЯ МАРКИРОВКИ ПРЕСТУПНИКОВ
Негативизация практики нанесения изображения на тело была постоянной, но во времена Величайших географических открытий эти цели получили дополнительный стимул для осуществления. Татуировка местных "дикарей" стала аргументацией в пользу их примитивности, что в совокупности с непонятными мировоззрением и обрядами автохонтов, автоматически ставило их на один уровень с животными в глазах прогрессивных европейских завоевателей.
МАРКИРОВКА ПРЕСТУПНИКОВ И РАБОВ
Конкистадоры, встретившие татуированное население центральной Америки, сразу записали практику татуирования в ранг "дикарств" и атрибутов примитивности племен майя и ацтеков, несмотря на то, что эти цивилизации во многих отношениях превосходили "продвинутых" в области культуры испанцев. Но, как ни странно, переняв "дикарство" от индейцев, испанцы нашли древней тотемической практике более прогрессивное применение - татуирование в виде наказания матросов и маркировки рабов в колониях Нового Света.
Эта практика позднее будет реанимирована в постыдном виде, когда заключенные концентрационных лагерей и в Германии и в России подвергнутся насильной маркировке.
Перенесясь из Испании времен инквизиции в азиатский Китай, мы можем узреть ту же самую картину, но здесь государство, взяв на вооружение этническую практику соседних кочевников и местных племен, возводит таутуирование в ранг официального наказания для сврего же собственного населения. Не отстают от своего восточного соседа еще две крупнейшие евроазиатские державы; Турция и Россия - в первой тамговому клеймению подвергаются рабы и гребцы на галерах, во второй во времена Иоана Грозного реанимируются наказания в виде клеймения на лбу буквы "В", уродуются в виде наказания лица (отрезаются носы или рвутся ноздри). И только к середине 19-столения во всех странах (за исключением Китая) практика насильной маркировка преступников сходит на нет, видимо, по причине перехода от рабовладельческого строя к более прогрессивной форме взаимоугнетения.
ВАРВАРСТВО ТАТУИРОВАННЫХ И ЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Об этом термине (варварство), применяемом христианскими миссионерами всех конфессий к татуированному местному населению "вновь открываемых земель", можно писать много, но мы ограничимся всего лишь несколькими вопросами: были ли культурные показатели миссионеров и переселенцев выше "благородных дикарей" островов Океании, обеих Америк , Сибири и Африки ?
Правомочно ли насильно внедрять инородные поведенческие установки на других территориях, при условии, что сами носители "истины в последней инстанции" не всегда им соответствуют. Чем закончилось подобное "окультуривание", история может дать вполне конкретный ответ - деградацией, истреблением и геноцидом автономного населения , лишенного своих культурных корней.
ВОЕННЫЕ ТРАДИЦИИ
Другой религиозный аспект татуировки дошел до наших дней в виде конфрантационной практики на территории Балкан, где этнические стили татуировки у боснийцев и хорват получили новую окраску во времена мусульманского вторжения в Европу.
Враждующие стороны , совершая взаимные набеги , оставляли религиозные маркировки на женском населении Балкан, подчеркивая их религиозную и этническую принадлежность. Поскольку реальное значение ритуальной практики татуирования утрачено, мы можем только догадываться о причинах столь массового явления. Мусульманские вожди имели отдельную практику татуирования своего гарема - обряд , корнями уходящий в древнетюркское прошлое.
Этим могла объяснятся ответная практика нанесения славянскими католиками на лица и руки символики, состоящую из религиозной и этнической орнаментологии и символизма.
ТАТУИРОВКА И АССОЦИАЛЬНОСТЬ
В исследованиях медицинских функционеров можно найти сотни статей относительно дерматологии и нескольких рассеянных слов относительно риска для подростков, но ничего иного. Повсюду , в большинстве стран мира, маркировка кожи идентифицировала социальный класс, брачную пригодность, красоту, профессиональные навыки и ремесла. В любом из этих случаев татуировка носила положительный индивидуально клановый культурный статус, но современное общество, начиная с эпохи средневековья, использовало нанесение татуировки как статус рабства или криминала.
Отдельной графой можно занести двусмысленное использование татуированных людей для показа их на ярмарках и в цирках. Но и здесь стоит задать себе вопрос: кто культивирует негативное отношение к татуировке - желающие заработать на диковинках дельцов и аферисты, подобные принцу Георгу, выдающие себя за невинно пострадавших от дикарств туземцев, или же все остальные татуированные, свято блюдущие социальный статус своих изображений?
В 70 годы прошлого столетия социум начал очередной этап демонизации татуировки, и связано это с молодежными движениями анархистского толка и хиппи , требовавших для себя никак не меньше, чем свободы от этого самого социума. И опять же, в попытке осадить бунтарский дух государства всех стран, люди начали культивировать негативный имидж для тату в фильмах, где главные злодеи имели незаменимый атрибут- татуировки.
Но мы-то знаем, какие именно цели преследовали чинуши, и остается лишь с удовольствием констатировать факт того, что как и во многих других случаях, эффект антипропаганды был абсолютно противоположен!!!
Утверждение что татуировка это признак отдельных маргинальных элементов, можно отсмотреть на старых видео- и киносъемках времен Вудстока и убедиться, что когда маргиналов несколько сотен тысяч, то значит проблемы не у этих людей, а наоборот - у государств, создавших таковые условия, когда люди были поставлены перед вопросом самоопределения. Выбор нам известен.
ЭПИЛОГ
Если взять весь спектр тату культуры и сравнить его с тем самым государственным процессом демонизации тату,то выводы очевидны. Единственным трудно оспоримым фактом, приводимым психиатрами и чиновниками, остается действительно имеющийся в наличии тюремный аспект татуировки и псевдоассоциальность татуированных современного сообщества.
Разбирая психологические причины бодимодификации, невозможно не обратить внимание на высказывания многочисленных светил психоанализа типа Чарлза Ламброзо, заявившим что склонность к татуированию имеют исключительно представители человечества, имеющие склонность к насилию или другие психопатические отклонения.
Ну что ж...разберем в примерах - возьмем за образчик Альберта Энштейна и маньяка Чикатило. Начинаем сравнивать - один татуированный гений (с безусловно нестандартной психикой), другой - нетатуированный маньяк .Или же многочисленные коронованные особы начала века , музыкальные деятели и все те, кто просто решил подчеркнуть свою индивидуальность. Они тоже имеют психические отклонения?
Единственным реальным отклонением для этих людей можно признать только более выраженное по отношению к другим ЭГО, индивидуальности и всего того, за что в отдельных случаях принято награждать различными регалиями. Утверждение же, что вышеприведенные примеры единичны ,не представляют собой реальной аргументации, так как исключения в среде татуированных тоже не правило, а количество маньяков и маргиналов не может быть измеряно татуированным населением.
Так в чем проблема? В наличии криминального аспекта татуировки? Но кто-нибудь из психиатров задавался себе вопросом что эта практика имеет не криминальное прошлое с тысячелетним стажем? Кто-нибудь из психиатров способен отличить профессионально выполненную работу с определенной смысловой нагрузкой? Кто-нибудь вообще способен читать по телам и оценить тот вклад, который внесло государство в негативизацию процесса?
Думается, что нет - хотя тема для изучения именно для социологов и психологов достаточно интересная, хотя бы для того, что бы не вешать ярлыки, а просто взять и тщательно изучить материалы, связанные с культурой татуировки.
(информация с сайта www.tatoosalon.ru)
5. На родных просторах
На территории России татуировка прошла все возможные фазы развития, но ее обособленность и закрытость советского периода сформировала особенные своеобразные стили и традиции. Дело в том, что представляя из себя огромный этнический котел, территория Евразии тысячелетиями ковала и формировала единую культуру, вбиравшую в себя, как губка, многочисленные разноэтнические вкрапления вместе с их традициями и особенностями. В результате в начале двадцать первого века мы имеем некий конгломерат нательной живописи, состоящий из различных вливаний различных же культур и социальных групп, и чтобы разобраться в этой каше, необходимо поделить все время существования татуировочной практики на несколько периодов.
ТАТУИРОВКА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА
Археологический материал позволяет узнать о древней татуировке следующее: советскими археологами были найдены древнейшие в мире печатки для татуировки тела с ромбическо-ковровым орнаментом эпохи неолита, воспроизводящим естественный узор дентина мамонтова бивня, и статуэтки, покрытые таким узором, кстати, элементы такого узора постоянно присутствуют в русской вышивке. Такой же орнамент и статуэтки, им покрытые, а также штампы-печати (пинтандеры), пригодные для древнего бодиарта, были найдены на территории проживания праславянских племен (территория Триполья- Кукутени) и датируются временем энеолита.
Энеолитическая трипольская культура оставила после себя, помимо статуэток, многочисленную керамическую посуду, по которой можно судить о мировоззрении древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Сходные с ними, но со своими особенностями, керамические вещи были найдены и в Средней Азии.Что можно сказать о мотивах наносимых на тело? В основном это сакральные символы, связанные с тематикой плодородия и солнечными культами.
СКИФОСАКСКИЙ ПЕРИОД
Следующий этап связан с “великим переселением народов” и кочевыми скифосакскими племенами, о которых еще М.В.Ломоносов сказал, “что из всех прародителей народа русского, скифы не последними были”. Татуировочная практика железного века подтверждена и историческими сведениями (собщения Геродота, Страбона и Иордана) и археологическими находками Евразии (алтайские мумии и сходные с ними мумии Тарима).
Дальнейший ход развития татуировки проследить трудно, и основные сведения о ней приходятся на азиатскую часть СНГ (сообщения и находки гуннского и кырыгизского периода Алтая). Основа мотивов кочевых племен имеет корни в тотемистической практике шаманизма, выраженной через уникальный "звериный стиль", который распространялся от фракийских племен на Балканах до Дальнего Востока и Китая.
ТАТУИРОВКА В СИБИРИ
Татуировочные традиции народов Сибири намного древнее, чем сходная практика кочевых индоиранцев, поэтому имеет определенный смысл освещать ее отдельно. Палеазитаские племена двух континентов (Евразии и Северной Америки) имеют одни корни и одни и те же традиции, что отразилось на идентичной практике татуирования со времен палеолита у чукчей и алеутов.
Мотивы и обрядовая практика этих племен имеют много общего и можно определенно заявить об использовании одних и тех же символов для татуирования. Позднее, во времена великого переселения народов, палеазиатская практика сыграла немаловажную роль в формировании тюркских и финноугорских традиций, дошедших до наших дней через сообщения о упомянутых выше гуннов и кырыгызов (по сообщениям "красящих свои груди и шеи). Отдельной темой и мотивами для татуирования стала тамговая руническая татуировка, служившая идентификационным целям в среде хантов, манси и отдельных тунгусских племен.
МОНГОЛОСЛАВЯНСКИЙ ПЕРИОД
На момент выделения славянских племен из общей массы индоевропейцев существовало несколько очагов татуировочной практики:
- гето- скифский (западнославянский очаг, на который оказывали влияние иллирийцы, трибаллы, фракийцы и скифы),
- скифосакский (центральноазиатский очаг, в формировании которого участвовали массагеты и финноугры)
- и палазиатский (в котором формировалась тюркско-монгольская практика татуирования).
Все три очага были взаимосвязаны в период великих походов на Запад сначала Атиллы, затем многочисленных немоноэтничных кочевых племен, окончившимся только в период формирования Монгольской империи.
Последняя, зацементировала за триста лет общие корни настолько,
что выделение каких-либо этнических корней татуировочной практики на территории Киевской Руси и Московского царства невозможно и по сей день. Мы можем лишь отметить, что практика татуирования на момент сложения Киевской Руси уже перешла из фазы этнической в социальную, дошедшую до начала ренессанса искусства татуировки в 19-веке, в двух взаимоисключающих формах - идентификации рода и в виде практики наказания преступников.
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД
В период формирования Российской империи и ее внешней экспансии бодимодификация имела свои проявления в виде гербовых татуировок знати и в виде наказания (речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников), реанимированном в екатирининский период, Видимо, страсть императрицы ко всему китайскому (а это именно ей мы обязаны "русско-китайскому" стилю в искусстве - палеху) распространялась не только на искусство. Китай в свою очередь ввел позорную практику клеймения-татуирования в ранг общегосударственного наказания - он так и назывался "си-шен", то есть татуировать-сослать. Отдельный период освоения внешних колони ,как и во всем мире дал дополнительный стимул к развитию татуирования.
ПЕРИОД МОРСКИХ ОТКРЫТИЙ
Морские открытия островов Полинезии, зафиксированные в отчетах капитанов Крузенштерна и Коцебу, открыли миру новейшие дизайны и красоту татуированного населения Маршаллских островов.
Интерес к татуировке возрастал пропорционально возвращающемуся количеству татуированных моряков. Даже граф Толстой (американец), участвовавший в одной из таких экспедиций, вернулся из нее густо татуированный.
Отдельно моментом можно отметить пространный труд, вышедший в конце 17 века в России -"Несчастные путешествия Василия Баранщикова". В сем опусе автор описывал свои злоключения и путешествия в Новый свет, где был насильно татуирован всеми, к кому бы он ни попадал.
Возможно, эта история и была правдоподобна, но совпадала она по времени с начинавшейся эпохой "балаганной татуировки", где различные аферисты выставляли свои татуированные тела, снабженными зверскими историями о далеких странах и их диких обычаях. Так или иначе, но к концу 19 столетия татуирование вошло в моду настолько, что Большая Энциклопедия не смогла не упомянуть этого факта на своих страницах, зафиксировав, "что татуирование в наши дни является спортом и увлечением в высших слоях общества".
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД И НЕГОТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
Менее освещаемая, но более мощная уголовная стилистика татуировки сохранилась до наших дней и является конгломератом интернациональных символов и знаков наряду с четко выраженной религиозной тематикой.
Эта стилистика является на данный момент, возможно, единственно понятным языком знаков на территории бывшего СНГ, тогда как о смысле этнических изображений можно только догадываться. Отдельный период в истории советской татуировки занимает время Великой Отечественной войны. Эти изображения можно классифицировать как памятные и патриотические, а также армейские (в основном морские).
Следующий этап популярности татуировки приходится на конец 70х - начало 80х годов. Он связан с развитием молодежных движений футбольных болельщиков в крупных городах Союза. К середине 80х в Москве и Ленинграде появляются первые цветные декоративно-музыкальные образцы татуировок.
Дальнейший взлет популярности идет параллельно с развитием субкультуры и молодежными неформальными движениями, приведших к массовой популярности татуировки уже к середине 90х годов. Концентрация внимания населения на творческом аспекте татуировки в конечном счете привела к формированию зачатков российской татукультуры, что способствовало открытию первых профессиональных студий в Москве и проведению 1 Международной конвенции.
(информация с сайта www.tatu-pirsing.ru)
6. Татуировки наркоманов: содержание и функции
Татуировка (на современном жаргоне - тату) - нанесение на тело рисунков путем введения под кожу красящих веществ. Производится накалыванием иглами (деревянной, костяной, металлической), а также с помощью специальных машинок.
Предполагают, что родина татуировок - Таити и другие острова Полинезии, откуда ее импортировал известный мореплаватель Р. Кук, впоследствии съеденный нецивилизованными аборигенами. Татуировка во времени восходит к периоду первобытно-общинного и раннеклассового общества. Она была первоначально знаком племени, рода, социальной принадлежности, ритуального посвящения юношей во взрослых мужчин и т. д. Самые древние, дошедшие до нас татуировки найдены на останках человека, жившего в Италии около 5ЗОО лет назад. Характерно, что татуировки наносятся у народов со светлой кожей, у темнокожих вместо нее используется нанесение порезов с последующим рельефным рубцеванием.
Распространение татуировки в Европе относится к ХIII веку в среде балаганных и цирковых артистов, демонстрировавших перед публикой причудливо разрисованные тела.
Дальнейшее распространение татуировок также связано с профессиональными факторами. Они получают признание, например, у моряков с их традиционными якорьками корабликами, наядами и т. п. На бытовом уровне, независимо от профессии, накалывают инициалы, имена любимых и многое другое.
В среде наркозависимых подростков татуировка получила развитие относительно недавно - 20-25 лет назад. Если иметь в виду ее функции и содержание, то здесь много общего с жаргоном. Так, татуировка тоже играет ограничительно - барьерную, коммуникативную и другие аналогичные роли. Всерьёз признавать эстетические функции и содержание татуировки наркоманов не приходится из-за их скудности и однообразия.
Как и жаргон, татуировка характеризует, отражает предметы, действия и явления, специфические для наркозависимых. Наиболее частым, естественно, является изображение шприца в отдельности или в сочетании с женскими фигурами или бабочками. К предметным татуировкам относится также инъекционная игла, указывающая на место введения наркотика.
Наркозависимость как таковую означает рисунок сказочного джинна в образе старичка в чалме, почему-то вылетающего из бутылки. Равноценное значение имеет татуировка в виде гномика со шприцом или без него, а также паук в паутине с крестом на спине. Характерными являются и сюжеты, изображающие череп, пронзенный кинжалом или шприцом. Может быть и татуировка цифр, обозначающих статьи Уголовного кодекса, наказывающие за изготовление, распространение и сбыт наркотиков.
Есть символы, обозначающие состояние наркотического опьянения, например, состояние эйфории обозначает бабочка с крыльями.
Виды употребляемых наркотиков тоже имеют соответствующие татуировки. Для опиатной группы веществ типично изображение цветка мака со стеблем в виде шприца или инъекционной иглы. Встречается также рисунок маковой головки, макового цветка, обвитого колючей проволокой, и другие сюжеты, связанные с цветком мака. Препараты марихуаны (конопли) отмечаются восточным полумесяцем со звёздочками, изображением поля в виде прямоугольников с точечной наколкой.
В настоящее время, в связи с модой в молодежной среде, нанесение татуировки связано с риском заражения СПИД и тяжелыми формами гепатита, поскольку 90% лиц, зараженных СПИД, являются наркоманами. Характерно, что татуировки, связанные с употреблением наркотиков, в подавляющем большинстве случаев, не выставляются на всеобщее обозрение, а наносятся на части тела, обычно прикрытые одеждой.
Важным является и то обстоятельство, что в отличие от жаргона, который всегда используется ради бахвальства, татуировки у наркозависимых лиц носят преимущественно отличительный характер, отражающий истинное положение вещей. С другой стороны, именно это обстоятельство позволяет заинтересованным лицам отличить наркозависимых подростков от здоровых.
7. Краски и пигменты для татуировок
Вы можете использовать эту статью либо для того, чтобы пугать ипохондриков, далеких от татуирования, или для серьезной подготовки самостоятельно задавать правильные вопросы профессиональным татуировщикам, с целью достичь наибольшей большей гарантии самого безопасного татуирования, или как введение к подготовке ваших собственных красок.
Каков Состав краски?
Короткий ответ на вопрос: Вы не можете быть на 100 % уверены, что знаете его!
Изготовители красок и пигментов не обязаны указывать содержание. Профессионал, который смешивает собственные краски из сухого пигмента, с наибольшей вероятностью будет знать их состав.
Однако эта информация является составляющей собственности (т.е. коммерческим секретом), так что Вы можете получить или не получить ответы на вопросы.
Большинство из красок татуировки - не тушь. Они составлены из пигментов, которые разбавлены специальной жидкостью. Вопреки популярному поверью, современные пигменты обычно не растительные. Сегодняшние пигменты это прежде всего металлические соли. Однако некоторые пигменты содержат пластиковые добавки. Пигмент обеспечивает цвет татуировки. Цель жидкости - дезинфицирование, равномерное смешание пигмента.
Химия пигмента
Самые древние пигменты получались от использования полезных ископаемых и углерода(черный цвет). Сегодняшние пигменты включают оригинальные минеральные пигменты, современные индустриальные органические пигменты, несколько пигментов на основе растений и некоторые пигменты на основе пластмассы. Аллергические реакции, келлоиды, фототоксичные реакции (то есть реакция от облучения светом, особенно солнечным), и другие неблагоприятные эффекты, в принципе возможны со множеством пигментов.
Пигменты на основе пластмассы имеют очень яркий цвет, но много людей уже сообщили о реакциях на них (обычно это зуд и раздражение). Есть также пигменты, которые светятся в темноте или в ультрафиолетовом свете. Эти пигменты печально известны - некоторые из них могут быть относительно безопасны, но другие радиоактивны или токсичны.
Разбавитель
Краска для татуирования состоит из пигмента и разбавителя. Разбавитель может быть отдельным веществом или составным. Цель разбавителя состоит в том, чтобы равномерно распределить пигмент в жидкой матрице и тем самым противодействовать образованию комков, равномерно распределяя пигмент в слоях кожи, и росту патогенов. Среди наиболее безопасных и чаще используемых компонентов жидкого разбавителя: этиловый спирт (этанол), очищенная вода, листерин, гликоль пропилена, глицерин. Гликоль пропилена и глицерин обеспечивает длительное хранение пигмента. Медицинский гликоль пропилена и глицерин часто доступны в аптеках.
Токсичность краски
Несмотря на то, что реакции на краску у людей носит единичные случаи (в основном у аллергиков), необходимо знать о том, что в некоторых красках могут использоваться другие вещества, включая денатураты (ядовиты и могут жечь кожу), другие спиртовые экваваленты (метиловый спирт или метанол и изопропиловый спирт также используется, хотя они и токсичны , этиленовый гликоль (антифриз, который является токсичным), альдегиды, типа формальдегидов, глютеральдегидов (очень токсичен), различные сурфактанты.
Есть много других веществ которые могут быть обнаружены в красках. Татуировщик всегда имеет выбор между смешиванием своих собственных красок (смешивая сухой сыпучий пигмент и разбавляя его) или покупкой готовых разбавленных пигментов. Множество разбавленных пигментов казалось бы должны быть более безопасными, чем кустарно смешанная краска, однако всем известно, что чаще всего химические компоненты промышленной краски не раскрываются, так что любые химические ингредиенты могут присутствовать в составе краски.
Лучший совет: удостовериться что поставщик красок имеет длинную историю безопасности своего товара, так как медики предупреждают, что некоторые из химикалий являются мутагенами, канцерогенными веществами, тератогенами, токсинами, или участвуют в других реакциях в организме, некоторые из которых не могут обнаружиться в течении десятилетия. Даже если Вы имеете качественные пигменты и используете рекомендованные, есть другая, менее очевидная потенциальная опасность для здоровья:
Спирт\Алкоголь делает кожу более водопроницаемой. Это означает, что алкоголь, используемый в красках или дезинфицирующий поверхность кожи, позволяет большему количеству химикалий, попадать в кровеносную систему. Другой интересный факт относительно алкоголя - то, что это известно как "проводник".
На биомедицинском языке это означает синергистическое взаимодействие алкоголя с мутагенами, теретогенами и канцерогенными веществами, усиливая их воздействие на организм. Если любые опасные вещества присутствуют в чернилах, алкоголь помогает проникновению их в тело и затем увеличивает шанс, что они могут помочь мутациям или развитию кожного заболевания, не только на участке татуировки, но и по всему телу.
Человек, который смешивает краску, должен понимать надлежащие методы стерилизации. Это включает знание об использовании высокотемпературной и холодной стерилизации и понимание о потребности стерилизации различных материалов. Сухие или смешанные пигменты никогда не должны быть стерилизованы при высокой температуре, так как высокая температура может вызвать химические замены в молекулах пигмента, иногда производя токсичные вещества.
8. Отрывок из энциклопедии "Человек и Земля" Элизе Реклю. Перевод П. Ю. Шмидта. Брокгауз-Ефрон,1906
Татуировка
Первобытный человек применял искусство и к своей собственной персоне. Существуют племена, которые не носят одежды, но никогда еще не приходилось встречать племен, которые бы не украшали свое тело; если вообще и имеются представители человечества, которые живут в одиночку, изолированно и не стараются себя украсить, то, несомненно, таких людей можно найти разве лишь в среде каких-нибудь злодеев или людей, во всем отчаявшихся.
В обычной жизни, как в прежние времена, так и теперь, человек постоянно старается нравиться другим или, по крайней мере, любуется самим собой. Человек по природе своей не располагает такими вспомогательными ресурсами, какими обладают звери, птицы и пресмыкающиеся, у которых в течении периода любви вырастают украшающие их перья или появляется яркая окраска. Ему недостаточно ярких взоров, обаятельных улыбок, чувства своей силы и здоровья: ему необходимы еще особые прически и внешние украшения.
Действительно, первобытные люди нисколько не меньше заботятся об украшении своей персоны, чем самые отъявленные фаты цивилизованного общества; нередко им случается проводить целые часы при создании своей сложной прически, и они гораздо сильнее увлекаются модой в выборе перьев, булавок, стекляшек и материй для украшения своего тела, чем охотой и войной. С каким наивным благоговением поворачивается во все стороны дикарь, чтобы показать все то великолепие красок, ярких и кричащих, которыми он изукрасил свои члены!
Жирная земля, различные сорта глины, охры, а в тропических областях, особенно в Южной Америке, красящие плоды, например, генипа и руку, являются между объектами торговли одними из наиболее ценных. Украшения и узоры на теле различаются не только сообразно с материалами, доставляемыми различными странами, но также и сообразно с формой прически и цветом лица; сами художники, опытные в кокетстве, умеют согласовать ту или другую окраску и производимый ею эффект со всеми этими условиями.
Ко внешним средствам, служащим для того, чтобы делать себя более красивыми или, в других случаях, более страшными, первобытные люди присоединяли и до сих пор присоединяют во многих странах производство на теле неизгладимых отметин, делание рубцов и надрезов, удаление частей тела, татуировку и раскрашивание тела. Желание нравиться или устрашать было не единственной причиной производимых страданий и иногда даже мук, претерпеваемых человеком при подобных операциях.
Большинство племен и любой представитель каждого из них старались также отметить чем-либо свою индивидуальность, указать свое происхождение, похвалиться своими славными деяниями, удовлетворить своему тщеславию и утвердить свою славу на веки в памяти людей. У культурного человека наших дней имеется его паспорт и его документы, человек прежних времен выставлял все свои титулы пред лицом всех на своем собственном теле. Очень часто в подобных случаях отличия, к которым стремился человек, вели к уменьшению красоты, к обезображиванию его.
Подобно тому, как цивилизованный человек иногда бахвалится своими пороками и преступлениями, так и дикарь хвастается своими руками, на которых не хватает пальцев, челюстями с выбитыми зубами, губами, которые растянуты кольцами, или рубцами на своем лбу. Иногда и другие причины побуждают человека обезображивать себя: носящие траур жертвуют добровольно частью своего тела в честь друга или родственника, отошедшего в вечность, либо с той целью, чтобы последовать за ним хотя бы одною частью своего “я”, либо для того, чтобы сделать себе благосклонным дух усопшего, витающий над его очагом.
Bce эти многочисленные причины ведут к одной и той же цели. Так, амулеты, предназначенные для того, чтобы защищать обладателей их от колдовства, являются в то же время и драгоценными украшениями: например, коралловое колье элегантной красавицы дает ей не только верную защиту от злых духов, но и выгодно оттеняет белизну ее шеи и красоту ее плеча. Татуировка, в своей первобытной форме очень грубая, сделалась затем одним из наиболее утонченных искусств; она развивалась, однако лишь в странах, население которых может, прогрессируя в области умственного развития и техники, обходиться без одежды.
Возникает вопрос, почему татуировка достигла особого совершенства на этих океанических островах, обладающих небольшими размерами и лишенных, вследствие того, густого населения, в среде которого могла бы возникнуть настоящая школа этого искусства? Нетрудно заметить, однако, что район прежнего распространения татуировки ограничивался исключительно тропическими областями Полинезии, где плодовые деревья, многочисленные съедобные растения и обилие рыбы доставляют богатое пропитание человеку, и где художнику-татуировщику, следовательно; можно было производить свою кропотливую работу целыми долгими днями: среди прекрасной и обильной плодами земными природы, дававшей человеку силу, красоту и ловкость, у него было также и много досуга, художник-татуировщик, равно как и его пациент, не были принуждены усиленно работать для поддержания своего существования, они могли не особенно заботиться о завтрашнем дне, и татуировка могла продолжаться в течении долгих дней.
Эта продолжительная и болезненная операция угрожала иногда жизни во многих странах, особенно в Океании, нельзя было сделаться полноправным мужчиной или женщиной иначе, как этой ценою: ничья нечистая рука, т.е, рука не татуированная, не могла подавать пищу при трапезой, никто, оставаясь в своем первоначальном естественном виде, не мог заслужить уважения.
Татуировка сделалась для человека символом свободы. И действительно, маорисы и обитатели Маркизских островов, покрытые великолепной татуировкой, представляют прекрасное зрелище гордой наготы: все тело изукрашено у них на своем красном фоне синими полосами, красиво изогнутыми и расположенными сообразно с рельефом туловища; в одних местах эти полосы усиливают, в других ослабляют контуры, придавая благородную грацию и удивительную красоту телу, - человек получает как бы совершенно новую и особую анатомию, которая поражает неподготовленный глаз.
У японцев, которые, без сомнения, пришли с островов Океании, татуировка, видоизменившаяся сообразно с общим характером национальной живописи, получила совершенно другое направление, чем у полинезийцев: она совершенно лишена симметрии, гармонирующей с формами тела, или, правильнее, она подчиняет себе геометрически план строения человеческого тела и выдвигает вперед целостность рисунка; нататуированные изображения японцев поражают неожиданностью сюжетов - то свободно извиваются драконы, то просвечивают сквозь цветущие ветви деревьев птицы или женские лица.
Татуировка, почти исчезнувшая в нашем современном обществе или, по крайней мере, тщательно скрываемая под платьем, была прежде настоящим одеянием соответствовала верованиям человека и подчинялась влиянию моды лишь от поколения к поколению. Само собою разумеется, что она должна была потерять все свое значение в человеческом обществе с того времени, как установился обычай пользоваться одеждой, легко меняемою, сообразно с колебаниями температуры, сообразно с занятиями, с капризами и наклонностями данного лица.
Узоры, нататуированные на теле, делались для того, чтобы быть видимыми, вызывать удивление, любовь или страх; вполне естественно, что не стоило более подвергать себя страданию и опасности для выполнения на или изображений, которые все равно должны были оставаться скрытыми под одеждой. Потому, роковым образом, татуировку должны были оставить еще с доисторических времен племена, которые переняли привычку кутаться в меха, в плащи, платье и обувь.
Она могла удержаться лишь как пережиток старины и сохранилась, действительно, только в качестве нататуированных знаков, удостоверяющих принадлежность к касте или к обществу, если члены его не желают, чтобы все знали о их соглашении между собою, или в качестве паспорта, по которому могут узнать далеко живущие друзья, или, наконец, в качестве символического изображения какого-либо объекта, данного под влиянием гнева или любви; таким образом, татуировка сохранилась, например, до наших дней у босняков католической веры и у пилигримов из Лорегто 1), быть может, потому, что у них в состав татуировки входит всегда изображение креста 2). Происхождение этого обычая, однако, гораздо древнее христианской веры и связано с культом природы; татуируются никак не позже весеннего солнцестояния и лишь по достижении половой зрелости. Татуировка теперь потеряла свой прежний характер искусства, уважаемого всеми, сделалась тайным, даже иногда презираемым занятием, - естественно, что она при этом ухудшилась и мало-помалу приняла первичные зачаточные формы. Теперь она уже не то, что в былые дни, - она не является историей расы и олицетворением ее идеалов 3). Если кто-нибудь из носящих татуировку членов общества совершал деяния, противные чести, то ее уничтожали, ставя на ней метку измены. Одежда, которая заменила собою украшения, нататуированные на коже, в значительной степени служила тем же самым целям: она также должна была украшать человека, удовлетворять его личное тщеславие и вызывать общее удивление. Большинство моралистов, однако, следуя предрассудкам современности и перенося их на прошедшее, видят главною причиною появления всевозможных одеяний, которые носит человек, чувство стыда 4); они принимают легенду Библии, по которой первая чета людей жила в раю в полной наготе и оделась в листья тотчас после грехопадения, когда попробовала плода от древа познания добра и зла 5)......
1) Еапсо TFerri, “Notes manuscrites”. 2) Giro Truhelka, “Les Restes illyriens en Bosnie”. - 3) Watke. Ansrand, 1873, Jso 4. - 4) Schurtz. “Grundziige einer Philosophie der Tracht”, pp. 9 -10. - 5) Книга Бытия. Ill, 2, 7.
Большая Российская энциклопедия,1906
Татуирование
Обычай введения в кожу механическим способом, путем выкалывания или выцарапывания острым орудием: иглой, костью или стержнем, известных веществ, как уголь, сажа или тушь, чтобы получить таким образом неизгладимые рисунки. Обычай этот, так же, как и раскрашивание тела, существовал и еще существует у многих, как цивилизованных, так и диких народов. У последних Т., связанное с жестокой болью, производится часто с наступлением половой зрелости. Например, на острове Нукуро татуировка считается столь необходимым условием для вступления в брак, что детей, рожденных от нетатуированных матерей, беспощадно убивают.
У некоторых народов Т. связано с религиозными понятиями, у других различные рисунки служат знаками отличия власти или выполнения военных подвигов. Народы с темной кожей, как негры, меланезийцы и австралийцы употребляют Т. шрамами, которое рельефное, нежели краски, выступает на их коже. В Южном Океане: новозеландцы, американцы и африканцы татуируются геометрическими фигурами и арабесками; японцы и малайцы фигурами.
В настоящее время, благодаря влиянию миссионеров Т. выходит из употребления в Южном Океане, зато в Индокитае, Лаосе и др. еще процветает. В Японии Т. с недавних пор запрещено. По свидетельству Геродота, Страбона и Плиния Т. было распространено в Европе между фракийцами, дакийцами, сарматами. Затем Т. практиковалось у ассириан и у евреев, хотя у последних и было запрещено. У египтян Т. употреблялось как заклинание против известных болезней. В наше время Т. вошло в моду в виде спорта у золотой молодежи во Франции и в Англии.
См. Wuttke, „Die Entstehung der Schrift" (Лейпц., 1872); La-cassagne, „Les Tatouages" (Пар., 1881); loest, „Tattowieren, Narbenzeichnen und Korperbemalen" (Берл., 1887); Robley, „Moko; Maori tattooing" (Лонд., 1896). 1893); „Berattelse om Nordamerikas Foren-ta Stater 1784 af frih. S. G. Hermelms" (1894).
Большой Советский Энциклопедический словарь,1921
Приводить полный текст аннотации в данном издании не имеет смысла, так как он полностью калькирован с предыдущего раздела, за исключением последнего абзаца, который дословно гласит, что "татуирование в начале века является увлечением разлагающейся буржуазии и деклассированных элементов".
Примечательно, что во всех изданиях Большой Советской энциклопедии слово "татуировка" отсутствует, по известным нам причинам (демонизация практики государством тоталитарного типа).
Энциклопедия "Британика",1997
Татуировка
Перманентное маркирование или дизайн, нанесенный на тело через введение пигмента в кожу.
Иногда этот термин также свободно применяется к методу шрамирования. Практика татуирования осуществлялась в большинстве частей света, хотя этот способ достаточно редко среди населения с самым темным цветом кожи и отсутствует в большинстве областей Китая (по крайней мере в недавних столетиях). Татуированные дизайны, по представлениям различных народов, обеспечивают волшебную защиту против болезни или неудачи, или служат идентификации разряд , статус, или членство в группе. Художественное оформление - возможно наиболее общий повод для татуирования.
Если некоторые знаки на коже "Ледяного человека", мумифицированное человеческий тело, датирующееся приблизительно 3300 до н.э., являются татуировками, то они представляют самое раннее известное свидетельство практики. Татуировки также были найдены на Египетских и нубийских мумиях, датирующихся приблизительно 2000 до н.э. Их использование упомянуто античными авторами относительно Фракийцев, Греков, Галлов, древних Германцев, и древних Англичан; Католики татуировали преступников и рабов. После появление Христианства, татуирование запрещалось в Европе, но сохранилось в Ближнем Востоке и в других частях мира. На американских континентах, много индейских племен обычно татуировали или тело или лицо, или эти части тела вместе.
Обычная техника была простым вкалыванием, но некоторые племена Калифорнии , племена Арктики и Субарктики, большинство Эскимосов, и некоторые народы восточной Сибири, использовали "процарапывание", сделанного через прошивание иглой с нитью покрытой пигментом (обычно сажа) в кожном покрове. В Полинезии, Микронезии, и частях Малайзии, пигмент был вкалываем в кожу специальным оборудованием , через технику, подобной миниатюрному вбиванию. В дизайнах моко, тип маорийского татуирования из Новой Зеландии, мелкие цветные углубления в сложных криволинейных проектах были произведены на лице, через удары миниатюрной костью, пропарывая кожу. В Японии, набором игл на деревянной ручке воплощали в татуировке очень сложные многокрасочные проекты, в многих случаях, охватывающие большую часть тела. Бирманское татуирование делалось медным подобием ручки, с пунктом разреза и весом на верхнем конце. Иногда пигмент втирался в ножевые порезы, например, в Тунисе и среди Айнов Японии и Игбо [Ибо] Нигерии, или кожа была проколота шипами, индейцы Пима Аризоны и Сенойи Малайзии.
Татуирование был повторно обнаружено Европейцами, когда их исследования привели их в контакт с Американскими индейцами и Жителями Полинезии. Само слово "Татуировка"было производным в Английском и других Европейских языках с наречий Острова Tаити, где это слово было сначала зафиксировано Джеймсом Куком ,в экспедиции 1769года. Татуированные индейцы и жители Полинезии, а также более поздние татуированные за границей европейцы, привлекли огромный интерес на выставках, ярмарках, цирках в Европе и Соединенных Штатах в 18-ом и 19-ого столетии. Стимулированные Полинезийскими и Японскими примерами, татуировочные студии, где специализированные "профессора" делали проекты на Европейских и Американских моряках, появлялись в портовых городах во всем мире.
Первое электрическое орудие татуирования было патентовано в Соединенных Штатах в 1891. Соединенные Штаты стал центром влияния в дизайнах татуировки, особенно с распространением листовых образцов Американских татуировщиков. Навигационные, военные, патриотические, романтичные, и религиозные мотивы теперь подобны в стиле и примерах во всем мире; характерные национальные стили ранних годов 20-ого столетия вообще исчезали в современном обществе.
В 19-ом столетии, освобожденные Американские преступники и Британские армейские дезертиры были идентифицированы татуировками, заключенные Сибирских тюрем и Нацистских концентрационных лагерей были тоже маркированы.В 20 столетии, многие члены уличных банд и участники банд мотоциклистов часто идентифицируют себя татуированием. В течение последнего 19-ого столетия, татуирование имело короткую моду среди обоих полов в Английском высшем свете. Интерем к татуированию снизился в многих не-западных культурах, но Европейское, Американское, и Японское татуирование подверглось возобновлению интереса в 1990-ых.
Татуирование мужчин и женщин стало фешенебельным, наряду с возрождением внимания за уходом тела. Хотя имеются религиозные возражения к этой практике (" Вы не должны делать никакие надрезы на вашей плоти в память о мертвых или татуировать себя любыми знаками " [Leviticus 19:28]). Риски здоровья при татуировании включают аллергическую реакцию на пигменты и, когда татуировки применяются при меньше чем антисанитарных условиях, распространено вирусное заболевание типа гепатита B и СПИД. Методы удаления татуировки включают дермабразию, пересадку кожи , пластическую операционную хирургию и лазерную операционную хирургию. Все такие методы могут оставлять шрамы.
9. Заключение
Татуировка принадлежит к числу наиболее древних искусств. Она не исчезла, несмотря на многовековую критику и осуждение со стороны различных институтов, в большей или меньшей степени воплощающих общественное мнение. Очевидно, есть серьезные аргументы, благодаря которым это явление не только выдержало испытание временем, но и прошло процесс изменения, приспособившись к потребностям и вкусам практически всех слоев общества. Это доказывает, что татуировка является чем-то более значительным, нежели проявлением атавизма. Тем более она не является исключительно меткой «преступности», поскольку, как свидетельствует история, татуировку наносили на свое тело не только преступники. Да и зародилась она в глубокой древности совсем не для того, чтобы кого-то заклеймить.
По мнению исследователей, татуировка возникла семь тысяч лет тому назад и цель ее нанесения на кожу человека за это время не изменилась: с помощью знаков, надписей, сложных композиций на коже создается определенное визуальное высказывание. Рисунок накалывается либо выцарапывается, в образовавшиеся ранки вводится краситель.
Для каких целей использовалась татуировка в те и более близкие к нам времена? Прежде всего надо отметить, что на протяжении столетий татуировка не только использовалась с целью украшения тела либо в качестве элемента устрашения, но выполняла и существенную общественную функцию, подчеркивая принадлежность к профессиональной, религиозной, преступной группе либо к какому-то племени. Татуировка служила и для убедительного выражения престижа, общественного положения и для того, чтобы увековечить героические поступки.
Так сложилось, что с момента своего возникновения татуировка может носить религиозный, косметический, эротический, эстетический и магический характер, что использовалось во время различных обрядов, целью которых было ввести молодого человека в число полноправных членов племени, а также применяется для терапевтических целей.
Как утверждают психологи, исследовавшие эту проблему, татуировка дает некоторым людям шанс почувствовать себя иными, неповторимыми в безликой толпе.
Опасно ли это повальное увлечение современной молодежи? Можно прочитать и услышать предупреждающие суровые статьи, клеймящие татуировку, пирсинг, предрекающие молодым людям целый букет инфекционных заболеваний – воспаления, венерические заболевания, СПИД, гепатит В и С, аллергии.
И пирсинг, и татуировка и татуаж к медицине имеют косвенное отношение. Невозможно подсчитать, сколько женщин и девушек прокололи уши под сережки за всю историю, в том числе за последнее столетие. То же самое можно сказать о татуировках. Заразиться чем угодно можно где угодно. Возможностей много. Дом отдыха, больница, столовая, поликлиника, собственная квартира – везде при определенном стечении обстоятельств можно подхватить перечисленные и длинный список других заболеваний.
Очевидно, что инструменты перед работой дезинфицируют, а расходные материалы (иглы, насадки, колпачки для краски, перчатки и т.д.) использовать только одноразовые.
Все работы связанные с тату, тату-макияжем, пирсингом можно производить только в специально подготовленных процедурных кабинетах имеющих лицензию на проведение таких работ.
То, что в древние времена носили лишь избранные, в наше время стало абсолютной модой, доступной людям любого возраста. Так позвольте себе красоту, украсьте свое тело, и вы не только будете восхищать, но и с успехом продемонстрируете свою собственную индивидуальность и творчество.
Сегодня у человека есть выбор – поддаться ли веянию моды, чтобы затем сожалеть о содеянном, что порой доводит до сведения татуировки, процедуры очень болезненной и оставляющей на месте рисунка несимпатичные шрамы и рубцы, или, однажды взвесив все "за" и "против", поступить с должной долей ответственности перед своим мировоззрением, своей совестью и своим будущим.
Горячо - холодно
Твёрдое - мягкое
Два петушка
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Девчата