Проект Анна Мальцевой "Иван Леонидов: поиски пространства во времени" занял 2 место на городском конкурсе исследовательских проектов по МХК в Москве. Работа посвящена замечательному архитектору ХХ века, а театрализованная защита построена как полилог зодчих И.Леонидова, Леду и Витрувия. Полную версия см. http://ifolder.ru/26149034
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий защиты проекта.doc | 38.5 КБ |
Современник: Историю мы, конечно, проходим. Но – мимо.…. Большинство рассуждает так: «Ну, было там что-то.… С кем-то.… Сто лет назад.… А нам-то сейчас до этого какое дело?» Ну и, как итог – мягко говоря, весьма слабое знание истории.… А история-это не только прошлое, это понимание настоящего, а в некоторых случаях взгляд в будущее.
Музыка 18 века.
Леду:-Я зодчий 18 века Никола Леду провозглашаю: Зодчество- это мысль , идея. Она может не быть воплощена при нашей жизни, но временем будет услышана и реализована после нашей смерти.
Витрувий:- Что ты говоришь? Я, Витрувий сформулировал три принципа архитектуры: польза, прочность, красота. Кому нужна красота идеи , если нет пользы и прочности. Именно прочность- это знак времени,уровень его развития.
Леду: Глупости! Я проектировал свой дом смотрителя вовсе не думая, что он будет когда-либо воплощен в жизнь. Я был поглощен идеей совершенного здания. Именно сфера завладела моими мыслями- самая совершенная форма! А воплощение. Оно в принципе невозможно! И это прекрасно!.
Современник: Ошбаетесь, господин Леду. Ваш замысел будет реализован!
1967 год. Международная выставка в Монреале. Павильон Соединенных штатов Америки. Правда в ХХ века архитекторы Америки пойдут дальше. Они выполнят сферу прозрачной!
Витрувий: Но это лишь один пример того, как вне воплощения, вне материала ценна мысль. Тебе ,Леду, посчастивилось!
Современник: Леду- это не один поставивший идею выше воплощения. Архитектура знает иные примеры. Вам, уважаемые Витрувий и Леду, посчастливилось. Вы стали известны и знамениты при жизни, и только часть ваших идей осталась на бумаге.ХХ век был трагичнее для многих.. Начало XX века – время возникновения авангарда, в том числе и в России. Одним из течений авангарда является футуризм. Именно будущее завладело умами художника.А взгляд в будущее всегда сопряжен с бунтом.
Книгой времени
тысячелистой
революции дни не воспеты.
На улицы, футуристы,
барабанщики и поэты!
Бунтовали против привычных канонов и форм поэты, художники, архитекторы. Сфера искусства часто рассматривалась как синтез разных его видов, и авторы пробовали себя в разных областях: архитектуре и дизайне, живописи и поэзии, искусстве плаката и декоративном искусстве. Новое должно было захватить все области человеческой жизни.
Именно тогда возникло огромное количество разнообразных творческих объединений практически во всех видах искусства: ЛЕФ, ОСА, АХРР, АСНОВА, ОБЭРИУ и др. У всех них была общая черта: стремление к чему-то новому, радикально отличающемуся от старого.
Идея, которая владела зодчими- конструирование нового мира. Это, конечно, было связано с развитием техники, индустриализацией страны. То, что люди не жили сегодняшним днем, а искали идеал будущего, затронуло все виды творчества и ярко проявилось в архитектуре. Перечень имен и блеск идей в архитектуре:………… Среди них одно, почти неизвестное широкой публике- Иван Леонидов.
Мы разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон.
Леду: Мы тоже искали идеал будущего. Я хотел бы вспомнить слова Дени Дидро. Он писал: «Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать какое-либо великое правило жизни, должно поучать зрителя, иначе оно будет немо». Искусство моей эпохи Просвещения должно было «говорить», и архитектура также стала «говорящей», чтобы донести до зрителя «послание», содержащееся в художественном произведении. Именно тогда мы стали понимать формы как знаки: куб - символ правосудия, шар - символ общественной морали и т. п. .
Витрувий: Вас, вероятно, тогда не все понимали, считая что впереди идут не символ, а «польза, прочность и красота». Но ведь красота может быть символом И хотя вся Ваша символика мне иногда кажется бредом, но ведь и формы Рима- также символичны, правда, они шли от религии. Триумфальная арка- это знак алтаря Януса, призванного очистить воина от скверны войны.
Леду: А я так старался уйти от античности и всего того, что нанесло время на ордер: все эти изыски, утонченности и пышность. Строгая геометрия- вот что рационально и стройно. Круг, квадрат - вот азбука, которую авторы должны употреблять в своих лучших произведениях. Я разрабатывал новые жилища для кустарей и крестьян, я так жаждал разрушения трущоб.
Современник: Именно так у Леонидова и других конструктивистов. Они тоже мечтали о всеобщей гармонии. Вот его блестящая утопия- город Солнца. Леонидов- Кампанелла в архитектуре.
Витрувий: Позвольте, форма новая, но идея… Уж не Вы ли , Леду, разрабатывали идею «Лучезарного города» .В нем были и Ваша любимая геометрия, и символ, и космизм форм. Но известно ли вам, что государство, да и город как его часть начинается с дорог, их простой и примитивной прочности.
Современник: У Андрея Вознесенского есть мысль о том, что все построенное должно быть сохранено для потомков: и блеск идей, и лаконичность воплощений, и, наверное, ошибки: иначе можно пытаться восстановить невосстановимое, разрушая то новое, что также вошло в перечень выдающихся сооружений архитектуры. Однако сохранить идею не менее важно. Именно идея - это тот багаж, с которым настоящее совершает переход в будущее.
Витрувий: Идея может быть и полезной и красивой, но прочной…? Хотя ордер вполне рационален. Да и верно выражение: «Основное в архитектуре, которая есть творчество в реальном пространстве, - есть мысль (как решение)».
Современник:Да эти слова принадлежат выдающемуся архитектору-конструктивисту Кринскому, современнику Ивана Леонидова. Леонидов. Человек, имя которого мало что говорит современному обывателю. В школьных учебниках ему посвящены одна-две сухих строчки. И это в лучшем случае. Может быть, это правильно? Сколько разрушено из построенного, а тут и построено то не было. Но ведь Идеи и Мысли живут самостоятельной жизнью. Идеи, не претворенные в жизнь.
Леду: Вот мой рисунок. Правый глаз человека, смотрящего со сцены в зрительный зал. Это торжество «визуального» подхода к архитектуре. Глаз зрителя видит формы, но этот глаз есть и Око истины, и тогда архитектура предстает как истинная наука. А там ,где правит бал наука, так Идея всегда первая. Именно ей, идее принадлежит пальма первенства. И тут уже неважно было воплощение или нет.
Современник: Передо мной архитектурные проекты Ивана Леонидова. Из них воплощены лишь два: санаторная лестница в Кисловодстке и фонтан в Пятигорске. А Центросоюз, проект, выигранный в конкурсе Иофаном, проект Магнитогорска, воплощенный в 60-е М. Посохиным в Новой Арбате, …. Они не существуют материально. Четкие вертикали и горизонтали, белизной прорезавшие поверхность черной доски. Красота индустриального, исключительно городского многоярусного пространства… Вспоминается классическое:
Я разом смазал карту будня,
Плеснувши воду из стакана,
И указал на блюде студня
Косые скулы океана,
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ,
А Вы ноктюрн сыграть смогли бы
На флейтах водосточных труб?
Современник. Послесловие. Изучив предложенную тему, я для себя открыла и характер эпохи, в которой могли появиться мечты об обществе всеобщего счастья, и мне стали понятны многие и многие моменты в жизни людей начала ХХ века: ожидание чуда, возможного только при помощи разума, масштабного промышленного развития (именно поэтому все проекты И. Леонидова пронизывает идея индустриального строительства, господство вертикали и протяженность горизонтального пути.) Словно высота духа России парит над широтой ее необъятных просторов..
А для меня лично имя Леонидова останется как часть большого школьного дела - проекта «Зодчие ХХ века - веку ХХI» под знаком которого прошел класс десятый и одиннадцатый, последний в школе, давший ощущение того, что изучать прошлое надо прикасаясь к тем культурным ценностям, которые вошли в список мирового наследия не только будучи запечатленными в материале, но и оставшись на уровне идеи.
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Осенняя паутина
Две лягушки
Музыка космоса