Выбор профессионального пути. Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решения, нам, совсем молодым людям, уже приходится определяться в столь важном вопросе. Взрослые люди – родители, педагоги, психологи – много делают для того, чтобы помочь нам в выборе дела по душе, предостеречь от возможных ошибок. Даже знания особенностей своего характера и способностей может порой оказаться недостаточно для правильного выбора.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_problemy_professionalnogo_vybora.doc | 111 КБ |
problemy_professionalnogo_vybora.ppt | 37.5 КБ |
Вторая школьная научно-практическая конференция
Парнинская средняя общеобразовательная школа №5
Тема теоретического исследования по психологии:
«Проблема профессионального выбора»
Авторы работы: учащиеся 10 класса
Парнинской СОШ №5
Бугаева Анжела Игоревна
Дубинина София Анатольевна
Руководитель:
Фролова Ольга Ивановна
преподаватель психологии
Парнинской СОШ №5
с. Парная
2008-2009 уч.г.
Счастлив тот, кто бегом бежит на работу и с работы
житейская мудрость
Выбор профессионального пути. Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решения, нам, совсем молодым людям, уже приходится определяться в столь важном вопросе. Взрослые люди – родители, педагоги, психологи – много делают для того, чтобы помочь нам в выборе дела по душе, предостеречь от возможных ошибок. Даже знания особенностей своего характера и способностей может порой оказаться недостаточно для правильного выбора.
Мы - учащиеся 10 класса, подруги – Анжела Бугаева и София Дубинина. Нам обеим в этом учебном году предстоит решить несколько проблемных вопросов:
- Какую профессию выбрать по окончании школы?
- Какие при этом необходимо сдавать экзамены?
- Какие профильные предметы выбрать для более глубокого изучения в 10 классе?
Перед нами встала проблема профессионального выбора. Мы решили провести исследование по психологии. То, что эта проблема актуальна, у нас вопросов не вызвало. Практически у каждого человека есть желание заняться таким делом, которое, кроме морального удовлетворения, способно принести признание. Как правило, это различные виды творческого труда: научного, технического, сценического, литературного, музыкального, художественно-изобразительного. При прочих равных условиях человек, обладающий развитыми социальными потребностями и творческими способностями, выберет для себя, наверное, такие виды деятельности, которые в состоянии принести ему и материальное, и моральное, и творческое, и социально-психологическое удовлетворение.
Современная жизнь такова, что довольно часто нам приходится взвешивать реальные шансы на успех, соотносить свои способности с имеющимися возможностями и на этой основе принимать решение, например, выбирать профессию.
Объектом нашего исследования стал раздел практической психологии в рамках элективного курса «Познай себя».
Предметом исследования стало изучение своих задатков и способностей с целью правильного профессионального выбора.
Задатки – это то, что человеку дано от природы, или то, что он уже приобрел в жизни. На основе задатков у человека могут сформироваться способности более высокого уровня.
Своевременное выявление задатков необходимо для того, чтобы вовремя определить склонности человека и, опираясь на них, также своевременно предпринять нужные шаги для того, чтобы как можно быстрее превратить существующие задатки в развитые способности.
Для чего нужно знать способности человека?
Во-первых, для того чтобы вовремя самоопределиться в выборе будущей профессии, т.е. избрать для себя такой вид или такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют имеющимся способностям. Профессиональная конкуренция в современных видах человеческой деятельности достаточно высока, и выдержать ее легче людям, наиболее подготовленным к жизни и к конкурентной борьбе. Это не в последнюю очередь зависит от способностей.
При наличии нужных способностей человек может добиться значительных успехов в данном виде деятельности даже и в том случае, если его жизненная судьба в целом зависит не только от способностей, но и от складывающихся обстоятельств жизни.
Если человек выбирает для себя работу, к выполнению которой он не имеет способностей, то даже при поддержке со стороны, когда близкие и знакомые помогают продвигаться по служебной лестнице, он рано или поздно потерпит фиаско, по крайней мере, в современном, основанном на свободной конкуренции обществе. Он просто не выдержит соревнований с более способными и профессионально лучше подготовленными (благодаря своим способностям) конкурентами. Вряд ли в наше время можно, не имея способностей, рассчитывать на успех в таких сложных видах деятельности, как бизнес, техника, литература, искусство, науки и многое другое.
Переоценка способностей ведет к возникновению труднопреодолимых жизненных проблем, так же как и незнание или недооценка способностей могут иметь отрицательные последствия.
Цель исследования:
Изучить свои способности, интересы для определения подходящей профессии с целью выбора профильных предметов для изучения в 10 классе и сдачи экзаменов в 11 классе.
Задачи исследования:
Цель определена, задачи поставлены – в путь!
Как опытные исследователи – мы выдвинули несколько общих гипотез (а вдруг нашими результатами воспользуются те, кто решает подобную проблему) и способов их решений.
Гипотеза 1:
Допустим – я знаю, кем хочу быть, тогда:
- ищу информацию об учебном заведении, которое готовит эту профессию;
- знакомлюсь с информацией об учебном заведении и нужными экзаменами;
- определяюсь с выбором предметов для изучения и сдачи.
Гипотеза 2:
Допустим - я не знаю, кем хочу быть, тогда:
- выясняю наиболее значимые для меня школьные предметы, интересующие меня занятия, любимые увлечения в свободное от учебы время;
- тестирование с целью определения своих задатков и способностей, профиля интересов;
- определиться с выбором и следовать инструкции первой гипотезы, либо обратиться за консультацией к психологу для получения нужной информации.
Гипотеза 3:
Допустим – я знаю, кем хочу быть, но не знаю, смогу ли я? тогда:
- поиск полной информации о профессии и учебном заведении;
- встречи с человеком этой профессии;
- экскурсия (в учебное заведение, на предприятие, ярмарка профессий и др.).
Гипотеза 4:
Допустим – будущая профессия мне нравится, информация есть, но знания по предметам низкие, тогда:
- работа по повышению своих ученических компетентностей;
- поиск репетитора (при финансовых возможностях родителей);
- консультация с учителями-предметниками по возникшим вопросам;
- самостоятельное углубленное изучение предметов.
Гипотеза 5:
Допустим – мои родители сказали: ты будешь…! тогда:
- психологическая консультация с родителями (если ты уговоришь их встретиться с психологом);
- убеждение с использованием веских аргументов из тестирования (или как придумаешь сам);
- поиск авторитетного лица, которое сможет убедить родителей.
Этапы исследовательской работы:
Нам наиболее подошла гипотеза 2: Допустим - я не знаю, кем хочу быть. Мы стали проводить исследование по выработанной схеме (смотри выше - гипотеза 2):
I. Ответили на вопросы анкеты:
№ | Вопросы анкеты | Ответы Анжелы | Ответы Софии |
1 | Что мне интересно больше всего? | Общаться с друзьями, петь, танцевать, готовить, заниматься спортом, рисовать. | Петь, танцевать, вышивать, вязать, плести из бисера, общаться с друзьями. |
2 | Чем больше всего я хочу заниматься? | Танцами, вокалом, организатором праздников. | Танцевать |
3 | Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? | Танцую, меняю свою внешность. | Вышиваю. |
4 | От чего зависят твои отметки в школе? | Алгебра - я понимаю этот предмет. География - нравится. Физкультура - я физически развита и мне нравится активный образ жизни. | Мои лучшие отметки в школе зависят от моей подготовленности к уроку и от настроения. |
5 | Какой из всех изученных предметов в школе тебе хочется узнать глубже? | География, психология и рисование. | Биологию, особенно человека. |
6 | Чем я горжусь в себе? | Спортивными достижениями, артистическими способностями, талантом рисования, юмором. | Своим великодушием и умением быстро влиться в коллектив. |
7 | Проблема. | Профессий много и я не знаю, кем мне быть. Выбрать ту профессию, которая будет интересна мне, и приносить пользу другим людям. | Проблема в том, что я не знаю, что мне сдавать (какие экзамены). Я не знаю куда пойти учиться, потому что не знаю, какие профессии подходят к моим интересам. |
Вывод: анкета для нас пока никакой информации не дала и мы решили пройти психологическое тестирование (под руководством психолога, конечно).
II. Результаты психологического тестирования:
Мышление. Познавательные способности. Таблица 1
испытуемый | самооценка | Кор. проба | Память на образы | кр.-черн. табл. | па- мять на числа | зак-ть числ. ряда | слож. ана- логии | выде- ление сущ. призн. (N>3) | колич. отн-я ( N>10) | |||
я | Р | Д | Кл | |||||||||
София | 10 | 8,5 | 7,5 | 7,0 | Внимание устойчивое; распределение и концентрация в N; объем средний. | 4 | - | 4 | 2 | 5 | 10 Способна выделять существенные признаки. Видит главное, рассуждает последовательно | - |
Анжела | 8,0 | 6,5 | 8,0 | 7,0 | Внимание устойчивое, но появляется легкое утомление, которое затем исчезает. Концентрация N, продуктив- ность (v)-средний. | - | - | 2 | 5 | 11 | 7 Способна выделять существенные признаки. Видит главное, рассуждает последовательно | - |
Свойства личности. Таблица 2
испытуемый | Тип личности | Тип темперамента | «Я» - позиции | «Художник-Мыслитель» ведущ.полу шарие | Решитель- ность | КОС | |||||||||
М | С | П | Х | С | Ф | М | Р | В | Д | П | Л | Кк | Ко | ||
София | 8 | 17 | 11 | 9 | 17 | 11 | 8 | 50 | 60 | 37 | 29 | 38 | 22 достаточно решительна | 3 сред | 2 ниже сред. |
Анжела | 7 | 17 | 12 | 15 | 20 | 7 | 3 | 40 | 55 | 46 | 26 | 33 | 25 достаточно решительна | 5 выс | 5 выс. |
Профиль интересов, проф.предрасположенность. Таблица 3
испытуемый | ДДО | Графический профиль интересов | Жизненные ценности | ||||||||||||||||||
Ч-П | Ч-Т | Ч-Ч | Ч-З | Ч-Х.О | Техника | Музыка | Сцена | Наука | Интеллект лект | спорт | Лит-ра | Худ.спос. | труд | общение | познание | общ.деят. | нравст-ть | воля | дел.кач. | матер.цен. | |
София | 6 | 1 | 5 | 2 | 6 | 2,3 3,0 | 3,6 4,0 | 2,8 3,3 | 3,4 3,6 | 3,2 4,2 | 3,5 3,5 | 3,2 4,2 | 4,0 4,7 | 5,2 | 5,1 | 4,6 | 4,1 | 3,8 | 5,1 | 5,2 | 5,2 |
Анжела | 5 7 | 2 2 | 5 5 | 1 0 | 7 5 | 5,0 5,0 | 3,2 2,5 | 4,2 4,4 | 4,2 3,2 | 3,9 3,3 | 3,6 4,1 | 3,8 4,4 | 4,5 4,5 | 5,8 | 5,9 | 5,4 | 5,4 | 5,4 | 6,4 | 5,3 | 5,2 |
Выводы:
Таблицы с результатами тестов мы получили, тщательно заполнили, но цифры из таблиц нам совсем ничего не говорят – идем к психологу на консультацию с результатами тестов и анкеты.
III. Рекомендации психолога:
Психологическое консультирование обычно проводится индивидуально, но мы решили консультацию провести совместную, потому, что в этом вопросе у нас нет друг от друга секретов. Каждый из нас с помощью психолога составил собственный психологический портрет личности. Вас же мы хотим познакомить только с теми рекомендациями, которые касаются нашего исследования, а именно: по результатам теста ДДО (опросник Климова «Я предпочту») для Анжелы наиболее характерны классы профессий: «человек-природа», «человек-человек», «человек-художественный образ»; для Софии – то же самое (у нас многие результаты различных тестов почти совпали, вот почему мы, оказывается, дружим!). Нам объяснили, почему мы не запоминаем числа, отчего Анжела – организатор и затейник, а София – исполнитель. Нам предложили типы профессий, которые соответствуют именно этим классам:
Типы профессий | Классы профессий | ||
Гностические (распознать, определить) | Преобразующие (обработать, обслужить) | Изыскательские (изобрести, придумать) | |
«Человек-Природа» | учетчики, приемщики | полеводы, каменотесы | селекционеры |
«Человек-Человек» | инспекторы, следователи, учителя | медсестры, врачи, продавцы, работники по кадрам, руководители всех уровней | работники научной организации труда |
«Человек –Художественный образ» | контролеры-приемщики малярных работ | маляры, художники | дизайнеры, модельеры |
Необходимые личные качества | склонность к практическому влиянию на окружающую среду, интерес к процессу и результату, активность и работоспособность | интерес к новому, способность легко отказываться от привычного образа мышления, искать новые варианты | интерес к свойствам объектов, выраженная познавательная активность, устойчивость внимания, наблюдательность. |
София определилась сразу – ей понравилась профессия врача.
Анжела сомневается, кем же ей хочется быть? Сразу несколько профессий нравятся ей – врач, психолог, следователь или хореограф, как быть дальше?
Вывод:
Исследование Софии:
Гипотеза 2 рассмотрена и решена, переходит к рассмотрению гипотезы 1: Допустим – я знаю, кем хочу быть, тогда:
Схема исследования | Результат решения проблемы |
1. Ищу информацию об учебном заведении, которое готовит эту профессию | Получена информация о Красноярской Государственной медицинской академии в г.Красноярске (через Интернет). |
2. Знакомлюсь с информацией об учебном заведении и нужными экзаменами; | На лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах вступительные испытания проводятся по биологии (письменно), химии (письменно), русскому языку и литературе (письменно - сочинение); профильный предмет – биология. |
3. Определяюсь с выбором предметов для изучения и сдачи | Биология, химия, русский язык и литература. |
София решила свою проблему, ее исследование закончено.
Исследование Анжелы:
Несколько профессий нравятся Анжеле одновременно: врач, психолог, следователь или хореограф? Психолог задает уточняющие вопросы, касающиеся будничной стороны этих профессий, которые часто остаются в тени и не афишируются:
- Допустим, выбрана профессия следователя, согласны ли вы семье уделять совсем незначительное внимание, т.к. следователи могут работать в вечернее, ночное время и без выходных? (Ответ отрицательный).
- Допустим, вы выбрали профессию хореографа, захочется ли вам ежедневно только танцевать или обучать танцам? (Ответ отрицательный).
- Допустим, вы выбрали профессию врача, в какой области медицины вы бы хотели работать? Боитесь ли вы крови, ран, неприятных запахов и др.? (Ответ неопределенный)
- Допустим, вы выбрали профессию психолога, но знаете ли Вы, что психолог не только проводит тестирование, беседует с людьми, но еще и часами просчитывает результаты тестирования? А если вам не нравится работать с числами и знаками, такая работа вам просто наскучит. (Ответ неопределенный).
Вывод:
Анжела с выбором профессии еще не определилась.
Рекомендации психолога Анжеле:
Для выбора профессии в любом возрасте, в том числе и в первый раз, необходимо иметь (Ли и Лейбовиц «Практическая концепция»):
Для того, чтобы Анжеле определиться с выбором, школьным психологом ей предложена
Схема профессионального планирования,
разработанная Е.А.Климовым:
1.Главная цель (кем я буду? чего достигну? какой трудовой вклад внесу в общенародное дело?).
2. Цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учиться? первая работа, дальнейшие перспективы).
3. Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т.д.).
4. Возможные внешние препятствия.
5. Свои возможности.
6. Запасные варианты.
Перспективы плана:
1.Реалистичность перспективы – способность личности разделять реальность и фантазии, концентрировать усилия на том, что имеет основания для реализации в будущем.
2. Перспектива должна обладать качеством оптимистичности – соотношением положительных и отрицательных прогнозов относительно своего будущего, а также степенью уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки. Оптимистичность перспективы тесно связана с реальными достижениями и с социальной интегрированностью личности.
3. Дифференцированность перспективы характеризуется степенью разделения будущего на последовательные этапы.
Предложена схема планирования этапов своего профессионального пути, над которой Анжеле еще придется подумать (и наверное не одной, а вместе со своими родителями).
Этапы планирования профессионального пути:
№ | Этапы планирования | Вопросы для изучения | Деятельность |
1 | Сбор информации | Что необходимо сделать? | Сбор и оценка информации |
2 | Концептуализация | Что возможно? | Моделирование и визуализация |
3 | Дизайн | Что реально? | Выработка стратегии |
4 | Претворение в жизнь | Какие шаги необходимо предпринять? | Планирование действий |
5 | Оценка (формирование нового плана) | Что необходимо дополнить или изменить? | Оценка и выработка нового плана |
Вывод:
Планирование профессии – это непрерывный процесс: даже не меняя рабочего места, человек всегда развивается – получает дополнительную квалификацию, осваивает новые методы работы, меняет свою роль от ученика до наставника, от подмастерья до мастера.
Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. «Практическая психология», М.,Владос, 1998.
2. Обозов Н.Н. «Возрастная психология: юность, зрелость», С.-П., 2001.
3. Чернявская А.П. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации», М., Владос, 2001.
Слайд 1
Проблемы профессионального выбора Теоретическое исследование по психологииСлайд 2
Авторы исследовательской работы: Учащиеся 9 класса МОУ Парнинской средней общеобразовательной школы №5 Анжела Бугаева София Дубинина
Слайд 3
Научный руководитель исследования: Ольга Ивановна Фролова преподаватель психологии МОУ Парнинской СОШ №5
Слайд 4
Проблема исследования: Какую профессию выбрать по окончании школы? Какие при этом необходимо сдавать экзамены? Какие профильные предметы выбрать для более глубокого изучения в 10 классе?
Слайд 5
Объект исследования : раздел практической психологии в рамках элективного курса «Познай себя». Предмет исследования : изучение своих задатков и способностей с целью правильного профессионального выбора.
Слайд 6
Для чего нужно знать задатки и способности? Задатки – то, что человеку дано от природы, или то, что он уже приобрел в жизни. На основе задатков формируются способности более высокого уровня. Способности – индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности. Развитие способностей базируется на природных особенностях индивида – задатках.
Слайд 7
Цель исследовательской работы: Изучить свои способности, интересы для определения подходящей профессии с целью выбора профильных предметов для изучения в 10 классе и сдачи экзаменов в 11 классе.
Слайд 8
Задачи исследования: Изучить свои способности, интересы, склонности, задатки. Психологическая консультация с психологом по полученным результатам с целью рекомендации профессионального выбора. Поиск необходимой информации об интересующих профессиях. Поиск соответствующих учебных заведений и информации о вступительных экзаменах. Выбор профессии, учебного заведения, экзаменов для сдачи в школе.
Слайд 9
Гипотезы исследования: Гипотеза 1: Допустим – я знаю, кем хочу быть, тогда… Гипотеза 2: Допустим – я не знаю, кем хочу быть, тогда… Гипотеза 3: Допустим – я знаю, кем хочу быть, но не знаю, смогу ли я? тогда… Гипотеза 4: Допустим – будущая профессия мне нравится, информация есть, но знания по предметам низкие, тогда… Гипотеза 5: Допустим – мои родители сказали: ты будешь…! тогда…
Слайд 10
Гипотеза 1: Допустим – я знаю, кем хочу быть, тогда… Ищу информацию об учебном заведении, которое готовит эту профессию; Знакомлюсь с информацией об учебном заведении и нужными экзаменами; Определяюсь с выбором предметов для изучении и сдачи.
Слайд 11
Гипотеза 2: Допустим – я не знаю, кем хочу быть, тогда… Выясняю наиболее значимые для меня школьные предметы, любимые занятия, увлечения в свободное время; Тестирование с целью определения своих задатков и способностей, профиля интересов; Определиться с выбором и следовать инструкциям гипотезы 1, либо обратиться за консультацией к психологу .
Слайд 12
Гипотеза 3: Допустим – я знаю, кем хочу быть, но не знаю, смогу ли я? тогда… Поиск полной информации о профессии и учебном заведении; Встречи с людьми этой профессии; Экскурсия (в учебное заведение, на предприятие, ярмарка профессий и др.).
Слайд 13
Гипотеза 4: Допустим – будущая профессия мне нравится, информация есть, но знания по предметам низкие, тогда… Работа по повышению своих ученических компетентностей; Поиск репетитора (при финансовых возможностях родителей); Консультации с учителями-предметниками по возникшим вопросам; Самостоятельное углубленное изучение предметов.
Слайд 14
Гипотеза 5: Допустим – мои родители сказали: ты будешь…! тогда… Психологическая консультация с родителями (если уговоришь их встретиться с психологом); Убеждение родителей с использованием веских аргументов из тестирования (или как придумаешь сам); Поиск авторитетного лица, которое сможет убедить родителей.
Слайд 15
Вопросы анкеты: Что мне интересно больше всего? Чем больше всего я хочу заниматься? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? От чего зависят мои отметки в школе? Какой из всех изученных предметов в школе мне бы хотелось узнать глубже? Чем я горжусь в себе? Мои проблемы.
Слайд 16
Психологическое тестирование: Самооценка Виды памяти Логическое мышление Тип личности Тип темперамента «Я» - позиции КОС ДДО Графический профиль интересов Жизненные ценности Ведущее полушарие Решительность
Слайд 17
Рекомендации психолога по результатам анкеты и тестирования: София ВРАЧ! Анжела:
У меня в портфеле
Три коробки с орехами
Самодельный телефон
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью