Актуальностьпроблемы видеоэкологии в том, что наука до сих пор не разработала нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Стремительное изменение визуальной среды вступает в противоречие с возможностями зрения.
Целью данной работыявляется исследование особенностей видеоэкологии на примере города Рубцовска.Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Определение психофизиологического состояния испытуемых, на основе психофизиологических особенностей цвета по методике Люшера;
2. Определение коэффициента агрессивности и психологической комфортности современных архитектурных зданий;
Объектомисследования является видеоэкологическое загрязнение городской среды
Предметомисследования является урбанизированные архитектурные сооружения
Методы исследования: анкетирование, статистический анализ, корреляционный анализ, фотографирование.Для Рубцовска, как и для других городов России, характерно строительство многоэтажных домов, с целью решения жилищной проблемы. Эти дома создают гомогенные видимые поля, наносящие ущерб зрению человека. Архитектура города в эстетическом плане несет отрицательный характер так, как зданий с разнообразием зрительных элементов не так много, а если они и существуют, то не вносят разнообразие. В Рубцовске мало зданий с настенной живописью, при помощи которых удалось бы избавиться от гомогенных полей.
В отличие от крупных городов для Рубцовска не характерна цепь агрессивных видимых полей, что улучшает эстетичность города и снижает нагрузку с глаз горожан.
В городе становится больше некрасивых зданий и уменьшается число красивых. Большое число одинаковых элементов создает агрессивные видимые поля, которые являются сильным зрительным негативным раздражителем. Отсутствие элементов порождает гомогенные поля, которые также не могут радовать глаз. Специалисты, ответственные за формирование городской среды, должны хорошо знать обо всех этих фактах.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 270 КБ |
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи
МОУ «Лицей «Эрудит»
г.Рубцовска
Исследовательская работа в номинации: Экология и здоровье
На тему: «Психофизиологическая визуализация
города Рубцовска, Алтайского края»
Выполнила:
Дьяковская Екатерина Эдуардовна,
МОУ «Лицей «Эрудит», 11 класс
руководитель:
Бобровская Елена Васильевна
учитель биологии
г. Рубцовск, 2010
Содержание:
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Орган зрения.........................................................................................5
1.1 Значение зрения...............................................................................................5
1.2 Глаз....................................................................................................................5
1.3. Роль движения глаз в процессе зрительного восприятия.............................6
Глава 2. Визуальна среда.....................................................................................9
2.1 Гомогенные визуальные поля.........................................................................9
2.2 Гомогенная визуальная среда в городе...........................................................9
2.3 Зрение в гомогенной среде города.................................................................11
2.4 Причины ухудшения визуальной среды города...........................................12
2.5 Социальные последствия противоестественной визуальной среды города……………………………………………………………………………..14
2.6 Зрение в гомогенных полях............................................................................14
2.7. Формирование комфортной визуальной среды в городе...........................15
Глава 3. Агрессивные визуальные поля.........................................................18
3.1 Агрессивные поля в городе............................................................................18
3.2 Зрение в агрессивном поле.............................................................................18
Глава 4. Методы и материалы исследования...........................................….20
4.1. Выбор цвета на основе психофизиологических личностных характеристик испытуемых..................................................................................20
4.2. Выявление коэффициента агрессивности современных архитектурных зданий.....................................................................................................................21
Глава 5. Результаты диагностик......................................................................22
5.1. Результаты диагностики по тесту Люшера..................................................22
5.2.Результаты диагностики по выявлению коэффициента агрессивности
современных архитектурных зданий...................................................................26
Выводы..................................................................................................................25
Заключение...........................................................................................................26
Приложения..........................................................................................................28
Список литературы.............................................................................................41
Введение
Проблема экологии человека приобрела для многих стран социальную и экономическую значимость. В настоящее время она является областью особого внимания ученых, общественности и парламентариев. Однако, когда речь идет об экологических проблемах, обычно говорится о плохом воздухе, загрязненной воде, повышенном шуме и радиации и не упоминается о не менее важном экологическом факторе - постоянной видимой среде и ее состоянии. А между тем данные науки свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, было названо "видеоэкологией"[1].Это важное научное направление, входящее в сферу интересов экологов, психологов, физиологов, врачей, архитекторов, художников.
Видеоэкология (от латин. video— видеть, греч. ойкос и логос - экология)— область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Специалисты считают, что так называемые агрессивные визуальные поля (голые стены, сплошные стены из окон, глухие заборы, монотонный пейзаж стандартизированной застройки и т. п.) создают угрозу физическому механизму зрения. Термин предложил в 1989 г. русский физиолог Василий Антонович Филин, который является родоначальником науки видеоэкологии.[2]
Видеоэкология является подотраслью экологии — науки о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Видеоэкология связана с такими науками, как экология, биология, физиология, архитектура, офтальмология, психология, а также со строительными технологиями, дизайном, математикой.
В местах обитания человека произошло ухудшение визуальной среды, являющейся одним из важных компонентов его жизни. "Загрязнены" города, жилые и производственные помещения, транспорт, производственные процессы. "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные («голые» поверхности) и агрессивные визуальные (поверхности, содержащие множество одинаковых, равномерно распределённых видимых элементов) поля, а также изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью и к ухудшению нравственности. Визуальная среда для городских жителей стала иной и в силу характера их труда. Люди работают в помещении, т.е. в замкнутом пространстве: в цехах заводов и фабрик, в школах, институтах. В их интерьерах много новых материалов, отличных от природных: полированные стенки, пластик, линолеум, кафель, пленки, стекло, гофрированный алюминий, сетки, решетки и т.п. Те же самые материалы формируют визуальную среду и в частных квартирах. К числу факторов, постоянно меняющих визуальную среду человека, следует отнести работу новой осветительной техники: ламп дневного света, импульсных ламп, лазерных источников. В концертном зале и в театре осветительная техника по своей дороговизне и сложности превосходит звуковую технику. Для управления осветительной аппаратурой используются компьютеры и сложное программное обеспечение. Аналогичная осветительная техника широко используется в городах, где много рекламных табло с бегущей строкой и быстрой сменой кадров. Все это в конечном итоге повышает нагрузку на нервную систему. Существенным образом изменило визуальную среду современного человека массовое внедрение в его жизнь транспортных средств разного назначения. Водитель автомобиля получает дополнительную зрительную нагрузку, когда смотрит на перемещающиеся объекты, убегающий асфальт, мелькающие деревья, столбы, дома, несущиеся навстречу автомашины, сигнальные огни. Аналогичную картину видит человек, находящийся в качестве пассажира в автобусе, троллейбусе, поезде, на корабле и в самолете. Люди стали более подвижны, и в силу этого в поле их зрения попадает все больше перемещающихся объектов.
Актуальность проблемы видеоэкологии в том, что наука до сих пор не разработала нормативные документы по формированию визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Стремительное изменение визуальной среды вступает в противоречие с возможностями зрения.
Целью данной работы является исследование особенностей видеоэкологии на примере города Рубцовска.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Определение психофизиологического состояния испытуемых, на основе психофизиологических особенностей цвета по методике Люшера;
2. Определение коэффициента агрессивности и психологической комфортности современных архитектурных зданий;
Объектом исследования является видеоэкологическое загрязнение городской среды
Предметом исследования является урбанизированные архитектурные сооружения
Методы исследования: анкетирование, статистический анализ, корреляционный анализ, фотографирование.
Глава 1
Орган зрения
1.1.Значение зрения
Среди раздражений, воспринимаемых нами из внешней среды, особенно важное значение имеют зрительные. Благодаря зрению мы, как и животные, различаем окружающие нас предметы, вовремя замечаем опасность. Но для человека зрение приобретает особое значение, не свойственное никаким другим организмам. Оно играет огромную роль во всех видах трудовой деятельности людей. Ведь каждому известно, какая долгая, упорная работа нужна для того, чтобы дать возможность слепому приобщиться к общественному труду.
В течение многих тысячелетий накапливает человечество огромный опыт, развиваются наука, искусство. Весь этот опыт передается последующим поколениям через книги, через письменную речь, которая воспринимается нами при помощи зрения. Разнообразные красоты природы, произведения живописи, ваяния, архитектуры, кинематографии тоже воспринимаются зрением и развивают в нас чувство прекрасного.
1.2. Глаз
1.2. 1.Строение глаза
Глаз - самый активный из органов чувств; он никогда не стоит на месте, постоянно перемещаясь в двух основных плоскостях: горизонтальной (вправо - влево) и вертикальной (вверх - вниз). Такая активность достигается прежде всего природой глазодвигательного аппарата и в особенности работой его нервных центров, а также свойствами мышц глаза, которые являются самыми быстродействующими организме (рис. 1)[3].
В немалой степени активности глаза способствуют его шарообразная форма минимальное трение: глаз практически "плавает" в орбите, из-за чего он свободно перемещается и осуществляет быстрый анализ окружающего пространства. Необходимость в этом объясняется прежде всего тем, что глаз человека ясно видит окружающие предметы очень малым участком сетчатки (всего 0,4мм в диаметре), который получил название центральной ямки (fovea centralis) (рис. 2)[4]. При довольно большом размере поля зрения (около 1800) размеры центральной ямки составляют 1,5-2,00 т. е. почти в 100 раз меньше.
В области центральной ямки острота зрения максимальна. Она резко падает к периферическим участкам сетчатки (рис. 3)[5]. Глядя на данный рисунок, можно сказать, что мы видим ясно "макушкой Эйфелевой башни". При неподвижных глазах мы видели бы ясно только половину лица встречного человека с расстояния 3 м, а всего человека можно было бы видеть только с расстояния 48м. Совершенно очевидно, что при неподвижных глазах человеку трудно было бы ориентироваться на улице. Таким образом, основной вид движений глаза связан "помещением" объекта в область ясного видения. Существуют и другие виды движений: компенсаторные - при повороте головы, конвергентно-дивергентные движения.
1.3. Роль движения глаз в процессе зрительного восприятия
1.3.1. Зрение и движение глаз
При рассматривании любых предметов глаза двигаются. Движение глаз очень важно для успешной работы системы распознавания зрительных образов. Известно, что глаз - самый активный из органов чувств. Он никогда не стоит на месте, двигаясь относительно координат головы горизонтально, вертикально и вокруг своей оси. Глазные движения осуществляют 6 мышц, прикрепленных к глазному яблоку. Это две косые и четыре прямые мышцы -наружная, внутренняя, верхняя и нижняя. Движение осуществляется одновременно и содружественно.
Активности глаза способствуют его шарообразная форма и минимальное трение: глаз практически «плавает» в орбите, из-за чего он свободно перемещается и осуществляет быстрый анализ окружающего пространства.
Основной вид движений глаза связан с «помещением» объекта в область ясного видения. Необходимость в этом объясняется, прежде всего, тем, что глаз человека ясно видит окружающие предметы очень малым участком сетчатки, который получил название центральной ямки. При довольно большом размере поля зрения (около 180°) размеры центральной ямки составляют 1,5 - 2,0°, т.е. почти в 100 раз меньше. В области центральной ямки острота зрения максимальна. Она резко падает к периферическим участкам сетчатки. При неподвижных глазах мы видели бы ясно только половину лица встречного человека с расстояния 3 м, а всего человека можно было бы видеть только с расстояния 48 м. Совершенно очевидно, что при неподвижных глазах человеку трудно было бы ориентироваться на улице.
Существуют и другие виды движений: компенсаторные - при повороте головы, конвергентно-дивергентные движения, фузионные, торсионные.
1.3.2. Автоматая сакад
Перемещения глаза, в основном, достигаются двумя видами движений: медленными и быстрыми. Быстрые движения глаз на записи имеют вид вертикальных прямых тонких линий, которые в литературе получили название саккады (от старинного французского слова, переводимого как "хлопок паруса"). Саккады правого и левого глаза совершенно синхронны и одинаковой амплитуды. Ориентированы саккады также в одном направлении. Наличие такого большого количества саккад означает, что зрительная ось глаза, меняет свое направление через каждые полсекунды. Исходя из этого, можно утверждать, что глаз постоянно сканирует окружающее пространство.
Автоматия саккад - это свойство глазодвигательного аппарата человека совершать быстрые движения глаз непроизвольно в определенном ритме в бодрствующем состоянии при наличии и отсутствии зрительных объектов и во время парадоксальной стадии сна.
Характер следования саккад обусловлен деятельностью центральной нервной системы, соответствующие структуры которой способны генерировать сигнал по типу автоматии, т.е. способны к ритмогенезу. Каждому человеку присущ собственный паттерн следования саккад, который определяется тремя параметрами: интервалом между саккад ами, их амплитудой и ориентацией[6]. Наибольшее число саккад следует через 0,2-0,6 секунды, амплитуда саккад изменяется в большом диапазоне от 2 угл. мин. до 15 угл. град., ориентированы саккады практически во всех направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), но обычно их больше в горизонтальной плоскости. В зависимости от внешних и внутренних условий параметры саккад модулируются. К примеру, при фиксации неподвижной точки амплитуда минимизируется (2-15 угл. мин.), а при фиксации в темноте, когда нет зрительных объектов, она увеличивается в 2-3 раза, при зрительном восприятии окружающей среды до 86% саккад имеют амплитуду до 15 угл. град. Интервал между саккадами изменяется в меньшей степени. В норме саккады равномерно ориентированы в одну и другую сторону.
Итак, до наших работ возникновение саккадических движений глаз рассматривалось как детерминированный процесс, обусловленный некими побудительными причинами. Мы же впервые привели доказательства в пользу концепции об автоматии саккад (Филин, 1987). В данном случае генератором саккад является саккадический центр, обладающий свойством ритмогенеза. Благодаря этому саккады глаз следуют в определенном ритме и имеют характерный паттерн. При этом параметры саккад модулируются в зависимости от внешних и внутренних условий, а паттерн саккад претерпевает изменения под влиянием неблагоприятных факторов окружающей видимой среды.
Наиболее веским доказательством в пользу концепции об автоматии саккад является наличие саккад у всех испытуемых, независимо от возраста и состояния организма. Большая часть интервалов между саккадами находится в диапазоне 0,2 - 0,6 с. Это, так называемый, рабочий режим автоматии саккад, который был у испытуемых с нормальным зрением, у слабовидящих, у слепых, при косоглазии и при патологии мозга (всего 410 человек). Более того, кривые распределения интервалов между саккадами при разных условиях были близкими во всем диапазоне, а именно, при фиксации реальной и мнимой точки в темноте, во время сна взрослых и новорожденных, при свободном рассматривании картины. Все кривые имели одномодальное распределение с максимумом в области 0,2 - 0,6 с[7]. Следовательно, саккадическая система работает как единое образование, генерирующее примерно одинаковое число саккад в единицу времени; в зависимости от внешних и внутренних условий, меняется ориентация и амплитуда саккад. Или, говоря техническим языком, параметры автоматии саккад модулируются конкретной ситуацией.
1.3.3. Функционная роль автоматии саккад
Роль автоматии саккад станет более понятной, если принять во внимание тот факт, что органы чувств гораздо восприимчивее к динамическим процессам, чем к статическим. Благодаря автоматии саккад практически полностью исключается статичность восприятия внешнего мира даже при полной неподвижности окружающего пространства и самого субъекта[8].
В естественных условиях благодаря автоматии саккад on- и off- системы работают в собственном режиме, что в итоге и обеспечивает постоянный афферентный поток, достаточный для надежного восприятия всех нюансов видимой картины. Одновременно это создает гарантию непрерывности зрительного восприятия. В патологии, у людей с неподвижностью глазного яблока, по-видимому, нет такой гарантии, хотя и сохраняется функция зрения. Автоматия саккад, будучи активным механизмом, совершенствует зрительный аппарат в процессе онтогенеза и создает условия консолидации сенсорного и двигательного аппаратов в единую функциональную систему, которая уже к концу первого года жизни достигает у ребенка большого совершенства. Образно говоря, автоматия саккад "шлифует" орган зрения, превращая его в итоге в совершеннейшую сенсорную систему.
Глава 2
Визуальная среда
Визуальная среда - это все то, что окружает человека в его повседневной жизни, или все то, человек воспринимает через орган зрения.
Это естественная среда - леса, поля, горы, водоемы, облака и искусственная среда - производственные и жилые помещения: офисы, магазины, транспорт - автобусы, автомобили, поезда, самолеты, подводные лодки и космические корабли. Иными словами все то, на что мы смотрим глазами.
За последние 50 лет произошло резкое ухудшение визуальной среды в местах обитания человека. Особенно большие изменения произошли в городах, где появилось множество гомогенных и агрессивных визуальных полей.
Всю видимую среду можно условно поделить на две части: естественную и искусственную. Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения, так как природа «лепила» глаз «под себя». Совсем другое дело — искусственная среда. Она все больше отличается от природной и во многих случаях находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека. Такая среда породила еще одну проблему экологии человека - проблему видеоэкологии.
2.1 Гомогенные визуальные поля
Гомогенные визуальные поля - это видимые поля в окружающем пространстве, на которых либо отсутствуют зрительные детали вообще, либо количество их резко снижено.
В городских условиях гомогенные визуальные поля образуются торцами зданий, заборами, крышами, асфальтовыми дорогами. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей и стекла большого размера, ДСП, пленок, линолеума, фанеры, пластика.
В окружении гомогенных полей глаз не может полноценно работать, так как в такой среде глазу не за что зацепиться после очередной саккады. В этом случае саккады резко увеличиваются по амплитуде, то есть глаза работают не в экономном режиме, что неизбежно ведет к ощущению дискомфорта.
2.2 Гомогенная визуальная среда в городе
Говоря о визуальной среде городов, следует напомнить, что в ближайшем будущем половина населения земного шара будет жить в городах. К концу века горожан будет 51%, через 30 лет - 60%. Безудержная урбанизация отторгает человека от естественной природы и помещает его в каменные джунгли, порождая при этом огромное число социальных (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция) и экологических проблем (скученность населения, загрязнение воды, воздуха, повышенный шум, пробки на автомагистралях)[9]. О проблеме урбанизации хорошо сказал греческий архитектор К.Докшадис: "Серьезной ошибкой является забвение той простой истины, что город должен создаваться для человека. О самой раковине заботятся больше, чем о живущем в нем организме. И кончится все это тем, что раковина задушит моллюска".
Крупнопанельное домостроение в России составляет около 60% объема строительства, оно стало массовым и в настоящее время является определяющим фактором в создании облика наших городов. Сам по себе этот факт воспринимается как положительное событие, потому что благодаря такому подходу удается решать жилищную проблему. Но повсеместное применение этого способа возведения зданий существенно меняет облик нашего города, и проблема визуальной среды становится все более острой. В городской среде возникает много гомогенных видимых полей, которые, в частности, создают торцы зданий[10]. При взгляде на голую стену глазу совершенно не за что "зацепиться" после очередной саккады. Если человек смотрит на такую поверхность всего лишь 3 секунды, то за это время возникает 6-9 саккад и все они приходятся на голую стенку, где нет элементов для фиксации взгляда. Подобную ситуацию можно сравнить с ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой твердую почву. Так и глаз за 3 секунды около десяти раз "проваливается в бездну". Легко себе представить, насколько неприятна эта ситуация, которая неизбежно ведет к ощущению дискомфорта. В градостроительной практике есть примеры настенной живописи[11], с помощью которой удается избавиться от гомогенных полей, но она еще не получила широкого распространения. В актуальности проблемы видеоэкологии можно наглядно убедиться при сопоставлении двух зданий из разных эпох[12]. Как сильно они отличаются. Сравним два здания различных эпох. Визуальное поле, созданное старинным зданием, является благоприятным для глаза. Здесь есть все для полноценной его работы: и разнообразие зрительных элементов (колонна, кривые линии, лепнина). Кроме того, в эстетическом плане здание хранит в себе некую тайну, которая и является сущностью красоты. Современное же сооружение лишено тайны, оно ясно с первого взгляда и даже с первой саккады, так как вместо разнообразного декора глаз видит огромную гомогенную плоскость, а вместо силуэта - прямую, как струна, линию[13]. Различия в облике современного и старинного здания:
1) в насыщенности элементами - малое их число в современном здании и большое в старинном; 2) в структуре элементов - множество прямых линий и прямых углов в современном здании, и много острых углов и кривых линий в старинном
здании;
3) в размерах плоскостей - одна большая плоскость в современном и много плоскостей в старинном здании;
4) в силуэте зданий - упрощенный силуэт в современном здании, вместо которого просто прямая линия без единого элемента, и сложный и разнообразный силуэт в старинном.
В итоге на современное здание смотреть не хочется, а от старинного глаз не оторвешь. Здесь будет уместно еще раз процитировать П.А.Вяземского:
Пред картиной этой чудной
Цепенеют глаз и ум –
И, тревоги многолюдной
Позабыв поток и шум,
Ты душой уединишься!
Весь ты зренье и любовь,
Ты глядишь и заглядишься,
И глядеть все хочешь вновь...
("Венеция")
Прекрасные слова нашел поэт, увидев Венецию, - "цепенеет глаз". Это, по нашему мнению, не что иное, как "цепляться глазом" за что-то и успокаиваться. Глазу крайне необходимо зафиксировать на какое-то время взор и минимизировать амплитуду саккад. Поэту удалось раскрыть суть физиологического и психологического явления. Каждая его строчка проникнута глубоким смыслом: "Ты душой уединишься!". Это крайне необходимо горожанину, вынужденному длительное время пребывать в каменных джунглях. Голые стены многоэтажных домов не могут создать условия для такого уединения.
Для Рубцовска, как и для других городов России, характерно строительство многоэтажных домов, с целью решения жилищной проблемы. Эти дома создают гомогенные видимые поля, наносящие ущерб зрению человека. Архитектура города в эстетическом плане несет отрицательный характер так, как зданий с разнообразием зрительных элементов не так много, а если они и существуют, то не вносят разнообразие. В Рубцовске мало зданий с настенной живописью, при помощи которых удалось бы избавиться от гомогенных полей.
2.3 Зрение в гомогенной среде
1. В гомогенной среде не может полноценно работать автоматия саккад, так как очередной саккады глаз не находит детали для осуществления фиксации. Это ведет к резкому увеличению амплитуды саккадических движений глаз, но и такой режим не приводит к желаемому результату. Длительная работа в этом режиме вначале ведет к ощупдению дискомфорта, а потом — к нарушению автоматии саккад, что в свою очередь нарушает зрительные восприятия и ограничивает человека в выборе профессии.
2. В гомогенной среде не могут полноценно работать системы включения и выключения рецепторов (on- и off-системы), которые в обычной ситуации срабатывают только на перепад освещенности. В гомогенной среде такого перепада физически не может быть, так как до саккады и после нее взор остается в рамках однородного видимого поля. В итоге после очередной саккады в мозг поступает недостаточно информации, то есть после совершения действия — саккады — нет подтверждения этому действию. В результате зрительная система оказывается как бы в заблуждении, что неизбежно ведет к неприятным ощущениям. С другой стороны, недостаточность сенсорного сигнала уменьшает силу обратной связи между сенсорным и двигательным аппаратами, которые в норме работают как единое целое.
3. В гомогенной среде не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз, так как импульсом к слиянию двух изображений правого и левого глаза является несовпадение их контуров, а оно-то как раз и отсутствует в гомогенном поле.
4. В гомогенной среде не могут полноценно работать и другие механизмы зрения, в частности аппарат аккомодации, регуляция размера зрачка.
5. В гомогенной среде не срабатывают должным образом нервные клетки мозга.
Это значит, что при взгляде на торец здания, на большую стеклянную плоскость, на голую дверь, на киоск, не имеющий зрительных деталей, на полированный шкаф нервные клетки мозга, никак не отреагируют. Это ведет к ощущению «зрительного голода», длительное пребывание горожан в однообразной видимой среде ведет к выраженному психологическому дискомфорту.
Таким образом, можно утверждать, что декор зданий имеет функциональное значение, и тот, кто первый сказал «об архитектурных излишествах», нанес всем нам большой вред. Пострадала не только эстетическая сторона, но и нависла угроза над фундаментальными процессами зрения. Человек оказывается жертвой своего собственного творчества, в погоне за новыми строительными материалами он упустил самого себя. Его проекты из стекла и бетона задуманы с очевидным пренебрежением к видеоэкологии, и в силу этого они обречены на неудачу. Для своего оптимального развития человек должен иметь благоприятную среду, соответствующую физиологическим нормам.
2.4 Причины ухудшения визуальной среды города
Существует ряд причин ухудшения визуальной среды города
1. Революционные взгляды в обществе. Конец XIX и начало XX веков характеризовались мощным революционным движением, охватившим всю Европу. Оно коснулось не только общественного уклада, но всех сторон жизни человека, в том числе и города. Известный французский архитектор Ле Корбюзье в 1930 г. провозгласил: «Революция в архитектуре уже свершилась, пришло время великих дел»
2. Быстрый рост городов. Характерной чертой общего развития второй половины XX в. явилась повсеместная урбанизация. Быстрый рост городов опережал творческий потенциал архитекторов, а в 30 % случаев строили люди без архитектурного образования. В такой ситуации было уже не до дворцов. Повсеместная нехватка жилья диктовала свои условия, снижала требования к архитектуре, потому что в большинстве случаев люди дворцов. Повсеместная нехватка жилья диктовала свои условия, снижала требования к архитектуре, потому что в большинстве случаев люди довольствовались тем, что есть. При этом строительная индустрия навязывала свои правила игры: строители часто отказывались от сложных проектов, требующих индивидуального подхода, и охотно брались за большие объемы работ с унифицированными конструкциями. Естественно, визуальная среда города в таких условиях не могла не пострадать, и она стремительно ухудшилась.
3. Быстрый рост строительной индустрии. Быстрый рост городов диктовал и быстрый рост производства строительных материалов. В конце 40-х годов прошлого века началось бурное увеличение числа автоматизированных производственный линий. Они позволили в огромных количествах выпускать строительные материалы: кирпич, блоки, плитки, стекло, изделия из металла и дерева. Одновременно появились новые материалы: профильный кирпич, шифер, ДСП, гофрированный металл, гофрированное и армированное стекло, дырчатые плиты, гипсокартон и т. п.
4. Художественная позиция архитекторов. Наш опыт дает нам право утверждать, что никто не мог бы заставить архитекторов строить так, как они строили, если бы это не соответствовало их художественной позиции. Долгое время архитекторы руководствовались "триадой Витрувия" — польза, прочность, красота (firmitas, utilitas, venustas). Однако уже во второй половине XIX в. ценность красоты становится необязательной.
5. Запоздалое появление видеоэкологии. Есть основания полагать, что столь масштабных ухудшений визуальной среды городов удалось бы избежать, если бы видеоэкология как наука заявила о себе раньше и вовремя указала на негативные последствия в формировании городской среды. Однако произошло явное отставание; индустриальное строительство зародилось в начале XX в., а видеоэкология появилась ближе к концу века (Филин, 1989). Следовательно, длительное время архитекторам никто не препятствовал в реализации их планов. Вопрос о закономерностях зрительного восприятия в большинстве случаев не возникал должным образом. Оперируя нередко только эстетическими критериями, которыми в силу их субъективности можно было легче манипулировать, создатели нового проекта добивались реализации своего детища.
2.5 Социальные последствия противоестественной визуальной среды города
1. Близорукость является самым распространенным дефектом зрения. Для многих стран она стала настоящим социальным бедствием. В городских условиях близорукость встречается в 1.5-2 раза чаще, чем в сельской местности. Мы склонны видеть ее в существенных различиях визуальной среды городских и сельских школьников. У сельских школьников визуальная среда в суммарном её выражении ближе к естественной, чего нельзя сказать об урбанизированной визуальной среде, которая не только отличается от природной, но в большинстве случаев является противоестественной.
2. Психические заболевания. По данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний.
3. Агрессивность человечества. По утверждению академика Д. Лихачёва (1993), наблюдается рост агрессивности человечества, в основе чего, по его мнению, лежит бездуховность людей. Бездуховность, конечно же, является источником многих пороков человека. Вместе с тем хорошо известен факт, что окружающая среда оказывает большое влияние на поведение человека. В агрессивной видимой среде он чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений — хулиганства, пьянства, сквернословия.
2.6 Зрение в гомогенных нолях
В заключение следует перечислить механизмы зрительного восприятия, которые не могут полноценно работать в гомогенной среде.
1. В гомогенной среде не может полноценно работать автоматия саккад, так как после очередной саккады глаз не находит детали для осуществления фиксации. Это ведет к резкому увеличению амплитуды саккадических движений глаз, но и такой режим не приводит к желаемому результату. Длительная работа в этом режиме вначале ведет к ощущению дискомфорта, а потом - к нарушению автоматии саккад.
2. В гомогенной среде не могут полноценно работать системы включения и выключения рецепторов (on- и off-системы), которые в обычной ситуации срабатывают только на перепад освещенности. В гомогенной среде такого; перепада физически не может быть, так как до саккады и после нее взор остается в рамках однородного видимого поля. В итоге после очередной саккады в мозг поступает недостаточно информации, то есть после совершения действия - саккады - нет подтверждения этому действию. В результате зрительная система оказывается как бы в заблуждении, что неизбежно ведет к неприятным ощущениям. С другой стороны, недостаточность сенсорного сигнала уменьшает силу обратной связи между сенсорным и двигательным аппаратами, которые в норме работают как единое целое.
3. В гомогенной среде не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз, так как импульсом к слиянию двух изображений правого и левого глаз является несовпадение их контуров, а оно-то как раз и отсутствует в гомогенном поле.
4. В гомогенной среде не могут полноценно работать и другие механизмы зрения, в частности аппарат аккомодации, регуляция размера зрачка.
5. Далее, в гомогенной среде не срабатывают должным образом нервные клетки мозга. Вот что по этому поводу пишет лауреат Нобелевской премии Д. Хьюбелл: "Большинство корковых клеток плохо отвечают на диффузное освещение и хорошо - на линии с нужной ориентацией.
Таким образом, можно утверждать, что декор зданий имеет функциональное значение, и тот, кто первый сказал "об архитектурных излишествах", нанес всем нам большой вред. Пострадала не только эстетическая сторона, но и нависла угроза над фундаментальными процессами зрения. А это значит, что нельзя увлекаться чрезмерным остеклением зданий во всех климатических зонах, нельзя применять большие панели, ДСП, пленки, так как это ведет к гомогенизации видимой среды в местах обитания человека. Человек оказывается жертвой своего собственного творчества, в погоне за новыми строительными материалами он упустил самого себя. Его проекты из стекла и бетона задуманы с очевидным пренебрежением к видеоэкологии, и в силу этого они обречены на неудачу. Для своего оптимального развития человек должен иметь особую среду, соответствующую физиологическим нормам.
2.7.Формирование комфортной визуальной среды в городе
2.7.1. Природоподобие архитектурных форм- способ формирования
комфортной среды города.
Типы архитектурных форм гармоничного, красивого города должны быть "очаровательно разнообразны" и гармонично сочетаться с ландшафтами. Возможно, природоподобие форм зданий является одним из наиболее простых способов достижения гармонии с ландшафтом. Подобие форм зданий и окружающих холмов, деревьев и т.д. не только позволяет зданиям органично сливаться с ландшафтом, но и дает возможность получить. • неожиданные архитектурно выразительные фасады: например, здание оперы в Сиднее или построенный недавно храм в Индии в форме цветка лотоса и т.д.
2.7.2. Колористика города»
Цвет является одним из мощных факторов, формирующих комфортную визуальную среду. За счет использования широкой цветовой гаммы можно обогатить визуальную среду и насытить её зрительными элементами. Общая идея колористики заключается в том, что информационная макросреда участвует в формировании регионального (национального) характера; структура характера человека диагносцируется по предпочтению и служит основанием для цветотерапии; цветотерапевтическое воздействие оказывает микросреда, влияя на деятельность и производительность труда; в свою очередь, деятельность вырабатывает язык цветов и цветовые каноны искусства. Цветоэкология, как составная часть информационной экологии, обеспечивает взаимосвязь и гармонию естественной и искусственной макросреды, а также макросреды с микросредой, чтобы цвет служил всем людям и каждому человеку, обеспечивая необходимое информационное питание, комфорт и красоту. Чтобы интересно, полезно и приятно было смотреть вокруг, чтобы ничего не кричало, не отвлекало, не навязывало себя, не пряталось, не вызывало отрицательных эмоций. Таким образом, ставится задача регулирования цветового равновесия между природой и обществом, чтобы не причинять вреда и первой и второму.
В последнее время в колористике усилился социально-психологический аспект цветовосприятия, выражаемый в языке цветов. В нашей многонациональной стране, обладающей широчайшим диапазоном географических условий, осознание региональной специфики и внедрение методов ее учета в архитектурное пректирование особенно необходимо. В таком подходе к обоснованию цветовой стратегии остро нуждается градостроительство в экстремальных климатических условиях - на крайнем Севере, в Сибири и Средней Азии.
В ряду региональных факторов можно выделить две основные их группы - природные и социально-культурные. Для колористики наиболее существенными характеристиками природных условий являются: световой климат, состояние атмосферы, температуро-влажностный режим, многоцветие природного окружениям также естественные строительные материалы. Под социально-культурными предпосылками подразумеваются: социально-экономические особенности местного населения, традиции и современные тенденции цветовой культуры региона. Например, скупые краски монгольского пейзажа заставляют жителей этой страны создавать свой искусственный цветовой мир: замысловатый ,полный глубокого смысла орнамент и яркие цвета в архитектуре храмов. Северные народы, живущие в богатой гамме серо-голубых тонов хроматизируют ее.
Каждая культура имеет свою систему цветовых символов, свой язык цвета, по-своему выражающий содержание произведений архитектуры и других искусств. Символический характер носила полихромия в архитектуре древних времен - Египта, Вавилона, Индии, Китая. В архитектуре азиатских стран символизм цвета доминировал и в дальнейшем. У мусульманских же народов контрастные цветовые палитры трактуются как неразрывные части единого целого. Главное, чем западная христианская цветовая символика отличалась от восточной - оппозиционность значений цвета.
Надо отдать должное церкви: она давно оценила значение управления средой, являясь неиссякаемым источником информации - формы, цвета, семантика интерьеров и экстерьеров. Яркие цветовые акценты размещались обычно в основных декоративно-пластических узлах: на ставнях окон, под фасадом крыши, на колоннах, куполах. Обилие внешней и внутренней позолоты православных храмов создает представление трансцедентальности, объединяющей пространство и время. Другой способ цветовой отделки, своего рода прототип первого, предполагал интенсивный цветовой фон. Как правило, красно-коричневый кирпич контрастировал с белокаменными резными деталями. Стремление русских к многоцветию выражалось в применении насыщенной окраски стен в голубой, зелено-голубой, оранжевые цвета в сочетании с белой колоннадой, лепными украшениями и обильной позолотой деталей. Виртуозная декоративность форм содействовала созданию большого разнообразия визуального поля и, безусловно, создавала комфортную среду.
Грамотно подобранный цвет способен снять зрительное напряжение, облегчить процесс различения цветов, оптимизировать условия для зрительной работы, в частности, обеспечить надежную фиксацию после саккады.
Проблема восприятия цветопространства городской среды является сложной и неоднозначной. Воздействие цвета на человека проявляется - при уровнях: психофизиологическом, психологическом, социальном. Цвет может изменить физическое самочувствие, настроение, повлиять на субъективную эстетическую сферу личности.
Цвет в архитектуре города призван выполнять ряд важнейших функций: он ориентирует человека в пространстве и во времени, придает значение отдельным компонентам среды, создает психофизиологический комфорт, формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство.
Процесс восприятия в значительной мере коррелирован с многоуровневыми функциями цвета в архитектуре. В зависимости от избирательной установки личности или от перцептивной задачи, восприятие может быть:
- ориентировочным. Цветоформа выделяется из окружения. Происходит распознавание с помощью цвета. В этот случае он рассматривается как естественная окраска предмета;
- регламентирующим. Цвет может накладывать определенные ограничения на поведение, диктовать предпочтения. Тогда он является носителем определенной социальной функции;
- художественным, дающим эмоционально-духовную оценку объекта, позволяющим осмыслить его как символ, метафору. Здесь можно говорить о знаково-символической функции света. Так, например, в древнерусской традиции белый цвет считался символом чистоты и веры, красный — красоты и радости, черный означал траур.
В современном урбанизированном обществе нарушены многие тонкие связи. Среда потеряла разноцветие - важнейший элемент полноценной работы глаз и эмоциональных переживаний человека. Тем не менее, система символов, предметов культуры, язык, природные условия мощно, хотя и не всегда осознанно, воздействует на человека.
Глава 3
Агрессивные визуальные поля
Агрессивные визуальные поля - это поля, состоящие из множества одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на некоей поверхности.
Многоэтажный жилой дом с большим количеством окон как образует агрессивное визуальное поле (количество одинаковых элементов), на котором глазу трудно определить, на какое окно он смотрит, так как все окна совершенно одинаковые.
3.1 Агрессивные поля в городе
Современная архитектура в большинстве случаев создает своим видом агрессивную видимую среду в городе. Это присуще всем многоэтажным зданиям, где на огромной стене рассредоточено большое число окон. Глядя на общественное здание с проезжей части улицы или с противоположной ее стороны, мы видим одновременно большое количество одинаковых окон. Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ[14]. В практике нашего градостроительства страны есть целые улицы, представляющие собой непрерывную цепь агрессивных видимых полей. Долго смотреть на "стену-сетку" любоваться ею невозможно, так как глазу после саккады не на чем остановиться, какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их числа глаз физически не может.
В отличие от крупных городов для Рубцовска не характерна цепь агрессивных видимых полей, что улучшает эстетичность города и снижает нагрузку с глаз горожан.
3.2 Зрение в агрессивном поле
Орган зрения является основным сенсорным каналом, через который человек получает около 80 % информации об окружающей среде. В агрессивной среде этот мощный канал связи практически перестает работать. Это происходит из-за того, что человек, окруженный множеством одинаковых видимых объектов (например, окон на стене многоэтажного здания), не может четко выделить тот объект, на который он смотрит. Образно говоря, зрение на время как бы «отключается». В естественной же среде, к примеру в лесу, глаз всегда «точно знает», куда он смотрит и что видит. Идентификация объекта, фиксируемого глазом в конкретный момент, и является основной функцией зрения. В процессе зрительного восприятия окружающих предметов человек смотрит двумя глазами. Это функция бинокулярного зрения, благодаря которой достигается объемное видение предметов и глубина их протяженности. Основная задача бинокулярного аппарата получить единый зрительный образ путем слияния в зрительных центрах мозга двух изображений, приходящих от правого и левого глаз. Для того чтобы такое слияние произошло, оба глаза должны смотреть на один предмет, что достигается путем поворота глаз или, как говорят специалисты, путем конвергенции глаз. Именно конвергенция не всегда срабатывает при зрительном восприятии агрессивного поля. К примеру, при рассматривании дома, на стене которого огромное число одинаковых окон, нередко возникает необычная ситуация: правый глаз смотрит на одно окно, левый — на другое, а в зрительных центрах мозга происходит слияние в единый зрительный образ —- в одно единственное окно. В то же самое время зрительные центры мозга «знают», что глаза не конвергируют на одно окно, их зрительные оси находятся параллельно и по существу не должно было бы быть единого окна, а оно, вопреки всему, есть. Это происходит в считанные секунды и тем не менее для выяснения истинной ситуации мозг вынужден перебирать множество вариантов.
Глава 4
Методы и материалы исследования
Для изучения особенностей зрительного восприятия урбанизированных пространств была использована методика определения воздействия агрессивных, гомогенных и комфортных полей на психофизиологический комфорт, разработанная Филиным В. А с последующей пятибалльной оценкой.
Для повышения точности оценок предлагаемых тестов необходимо было подобрать испытуемых не имеющих отклонений по психофизиологическим характеристикам
Для этой цели была использована методика «восьмицветового теста Люшера», разработанная М. Люшером.
4.1. «Выбор цвета на основе психофизиологических личностных характеристик испытуемых»
Люшер М. предложил разложить перед испытуемым восемь цветных карточек на одинаковом расстоянии друг от друга. Испытуемому предлагается проранжировать цвета в порядке предпочтения, при этом ориентироваться на цвет как таковой, не связывая его с какими-либо вещами. Это необходимо для того, чтобы сигнальное значение определенного цвета совпадало с возможностями и ведущей установкой его организма, т.е. именно этот цвет будет оценен как наиболее приятный.
Данный тест основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим определенным образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого.
М. Люшер. предположил, что предпочтения одних цветов другим определенным образом связаны с психофизиологическими личностными характеристиками испытуемого. Это и было заложено в основу тестирования.
В выбранной методике тест Люшера[15] определяет отношение испытуемого к четырем основным и четырем дополнительным цветам. К основным цветам относятся: №1 - синий; № 2 - зеленый ; № 3 - красный; № 4 - желтый. К дополнительным цветам относятся: № 5 - фиолетовый; № 6 -коричневый; № 7 - черный; № 0 - серый.
Каждый цвет имеет свои символические значения. Основные цвета сиволизируют психологические потребности (удовлетворенность, привязанность, потребность в "самоутверждении и т. д.). Дополнительные цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.
В качестве нормы цветовых предпочтений Люшером была принята следующая последовательность цветов: №3, №4, №2, №5, №1, №6, №0, №7. Эта последовательность является эталоном психофизиологического благополучия.
Смысл диагностики заключен в том, чтобы определить коэффициенты агрессивности современных архитектурных зданий и на основе этого выявить влияние архитектурных форм зданий урбанизированного пространства на психофизиологический комфорт человека. В числе других была поставлена задача определения изменений коэффициента агрессивности при окрашивании данных зданий, а также выявление влияния цвета как психофизиологической характеристики на формирование комфортной городской среды.
На основе психофизиологического тестирования была проведена оценка комфортности зрительного восприятия отдельных зданий современной архитектуры (9 тестов)[16] по черно-белым снимкам по пятибальной шкале (1 -очень плохо, 5 -очень хорошо). Затем испытуемым предлагалось оценить эти же здания но по цветным снимкам по тому же принципу.
После этого рассчитывался коэффициент агрессивности каждого теста по формуле:
Кагр=(1/Р)*100, где Р - среднее число баллов.
Испытуемые давали оценку психологической комфортности зданий по пятибалльной шкале: 0 - психологически дискомфортно, 5 - психологически комфортно.
Глава 5
Результаты диагностик
5.1. Результаты диагностики по тесту Люшера
В диагностике приняли участие 40 человек (17-18 лет) Им предлагалось разложить 8 цветов в порядке предпочтения, при этом оценивать цвет как таковой, не связывая его с какими-либо вещами. В качестве нормы цветовых предпочтений Люшером была принята следующая последовательность цветов: №3, №4, №2, №5, №1, №69 №0, №7. Эта последовательность является эталоном психофизиологического благополучия.
Рис 1. Выявление психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия человека
В результате диагностики было выявлено, что 5% (2 человека) испытуемых поставили на первую и вторую позиции дополнительные цвета, 2% (1 человек) испытуемых - на первые три позиции, и еще 2% (1 человек ) на второе и на третье место поставили также дополнительные цвета. На первую позицию из дополнительных цветов поставили 10% (4человека). На второе место 17,5% (7 человек) испытуемых поставили также дополнительный цвет. Первое и на третье место 7,5% (3 человека). На третье место 19% (4 человека). Итого у 55% (22 человека) испытуемых не совпадала последовательность расположения цветов. Это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия человека,
30% (12 человек) испытуемых на первые четыре позиции поставили основные цвета, это говорит о том, что у данных испытуемых нет отклонений психофизиологических состояний от нормы.
Данный метод определяет психофизиологическое состояние человека и поэтому его советуют использовать в серии методик для повышения надежности полученных результатов.
Результаты диагностики помогли нам определить группу наиболее психологически и физиологически благополучных людей, и группу с наличием какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия человека.
5.2. Результаты диагностики по выявлению коэффициента агрессивности современных архитектурных зданий
В эксперименте приняли участие 40 человек в возрасте 17-18 лет, не имеющие, в большинстве, случаев нарушения со стороны органов зрения и отличающиеся по профессиональному признаку, по темпераменту, а также по месту проживания. В результате, были выявлены степени агрессивности данных архитектурных зданий, и изменения этой характеристики с помощью цвета.
Коэффициент агрессивности каждой фотографии рассчитывается по формуле:
Кагр=(1/Р)*100, где Р - среднее число баллов.
Результаты диагностики представлены также в таблице № 1[17]
Рис2. Сравнение коэффициента агрессивности архитектурных зданий по цветной и черно-белой фотографии
В результате проведенной работы выяснилось, что при оценке черно-белых снимков наиболее благоприятным воздействием обладал тест №5 (спортивный комплекс «Юбилейный») (1^=30%).
Среднюю оценку привлекательности получили здания «Банка ВТБ» (Кагр=31%), «ТЦ Мария-Pa» (Кагр=31%), «Жилой дом на проспекте Ленина» (Кагр=32%).
Наиболее агрессивными из предложенных тестов являются «Жилой дом частного сектора» (Кагр=39%), «Жилой дом» (Кагр=43%) «Здание администрации г. Рубцовска» (Кагр=44%), «Жилой дом на проспекте Рубцовский» (Кагр=60%). Данные здания представляют собой типичный пример агрессивной визуальной среды.
Наибольшей привлекательностью обладает тест № 2 «Жилой дом на проспекте Ленина » (Кагр=28%), а также тест № 5«3дание спортивного комплекса «Юбилейный» (Кагр=28,8%)
Данный комплекс хотелось бы особенно выделить, т.к. при оценке черно-белого теста значение Кагр=30%, а при оценке цветного теста оно улучшилось до Кагр =28,8%. Данное изменение значения коэффициента агрессивности является доказательством влияния цвета как психофизиологической характеристики на формирование комфортной городской среды.
У теста №8 «Администрация города Рубцовска» значение коэффициента агрессивности ухудшилось и стало равным 44% и 49% соответственно. В данном случае подбор цвета для окраски здания был произведен неудачно, т.к. коричневый цвет придает огромным гомогенным плоскостям холодность, безжизненность.
Тест Люшера выявил 2 группы:
1. Группа с нормальным психофизиологическим восприятием
2. Группа, имеющая психофизиологическое отклонение
Рис. 3. Сравнение коэффициента агрессивности архитектурных зданий по цветной и черно-белой фотографии группы с нормальным психофизиологическим восприятием
По результатам диагностики среди цветных фотографий Наименее агрессивным является тест № 5 « Спортивный комплекс « Юбилейный» (Кагр=25%) Наиболее агрессивным является тест №6 (Кагр=61%) « Жилой дом на проспекте Рубцовский». Это же здание обладает наименьшей привлекательностью на цветной фотографии и имеет такой же коэффициент. Наибольшей привлекательностью среди предложенных фотографий имеет тест № 5 «Спортивный комплекс «Юбилейный».
Рис. 4 Сравнение коэффициента агрессивности архитектурных зданий по цветной и черно-белой фотографии группы, имеющей психофизиологическое отклонение
Наибольшей агрессивностью среди черно-белых фотографий обладает тест № 6 «Жилой дом на проспекте Рубцовский» (Кагр=60%). Наименьшей агрессивностью обладает тест № 4 «ТЦ Мария - РА» (Кагр=12%). Наибольшей привлекательностью среди цветных фотографий обладает тест №7 «Жилой дом частного сектора» (Кагр=14%). Наименьшей привлекательностью обладает тест №1 «Жилой дом на проспекте Ленина» (Кагр=44%)
На основе данных психофизиологического влияния архитектурных форм можно сказать, что данные эксперимента наглядно показывают влияние современных силуэтов архитектурных зданий на психофизиологический комфорт человека и подтверждают негативное влияние агрессивных и гомогенных визуальных полей.
Результаты оценки черно-белых и цветных зданий показали, что цвет является мощным психофизиологическим фактором формирования визуальной среды. Формирование комфортности с помощью цвета определяется правильным рациональным подбором цветовой гаммы для каждого отдельного здания и комплекса зданий в целом.
Заключение
Визуальная среда - один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в жизнь человека. И касается это не только плохого воздуха, загрязненной воды и повышенной радиации, о которых много и часто говорят в связи с экологическими проблемами. Резко изменилась видимая среда человека, ее цветовая гамма, структура окружающего пространства. Господство темно-серого цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов - все это имеет очень важное значение для жизнедеятельности человека, в частности для его зрения. И если к естественной природной среде глаза человека эволюционно приспособились за многие миллионы лет, то в городской среде он оказался сравнительно недавно, по существу только в XX веке. Естественно за это время не смогли перестроится основные механизмы зрительного восприятия. А ведь постоянное видимое поле, его насыщенность зрительными элементами оказывают воздействие на состояние человека, действуют так же, как любой другой экологический фактор.
Информативность зрительного восприятия зависит как от физических факторов внешней среды (например, гомогенности или агрессивности видимого поля), так и от психофизиологических факторов эволюционно и экологически обусловленных (таких как механизм саккад).
При монотонности или гомогенности окружающей среды исчезает информативность визуальной среды, что приводит к нарушению нервных процессов в ЦНС, дискомфорту и агрессивности. К сожалению многие современные архитекторы, дизайнеры, колористы и производители текстильной промышленности не учитывают особенности зрительного восприятия.
Архитектура - это долговечный, дорогостоящий и материалоемкий пласт культуры, в котором материализованы гигантские физические и интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть напрасными. Прежде всего объекты архитектуры должны радовать глаз. Они должны положительно воздействовать в эмоциональном и нравственном отношении на человека, который находится под их влиянием всю жизнь и, конечно, они не должны наносить ущерб здоровью горожанина.
Одновременно должны быть разработаны методические рекомендации по допустимым нормам агрессивных и гомогенных полей в городской среде.
Таким образом, уделяя внимание проблемам окружающей среды, мы должны учитывать не только экономические и экологические, но и эстетические аспекты данной проблемы, включающие в себя формирование окружающей нас видимой среды.
Для Рубцовска, как и для других городов России, характерно строительство многоэтажных домов, с целью решения жилищной проблемы. Эти дома создают гомогенные видимые поля, наносящие ущерб зрению человека. Архитектура города в эстетическом плане несет отрицательный характер так, как зданий с разнообразием зрительных элементов не так много, а если они и существуют, то не вносят разнообразие. В Рубцовске мало зданий с настенной живописью, при помощи которых удалось бы избавиться от гомогенных полей.
В отличие от крупных городов для Рубцовска не характерна цепь агрессивных видимых полей, что улучшает эстетичность города и снижает нагрузку с глаз горожан.
В городе становится больше некрасивых зданий и уменьшается число красивых. Большое число одинаковых элементов создает агрессивные видимые поля, которые являются сильным зрительным негативным раздражителем. Отсутствие элементов порождает гомогенные поля, которые также не могут радовать глаз. Специалисты, ответственные за формирование городской среды, должны хорошо знать обо всех этих фактах.
Список литературы
1. Комлев Н.Г «Словарь иностранных слов», 2006
2. Петришин О. Л. «Человек» Москва «Просвещение», 1978
3. Собчик Л. Н. "Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера. Практическое руководство. - СПб. Речь,2007
4. Филин В.А. Автоматия саккад. М.: Изд-во МГУ. 2002.
5. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. Москва. ТАСС-реклама, 1997.
[1] Филин, 1989
[2] Комлев Н.Г «Словарь иностранных слов», 2006
[3] См. приложение № 1
[4] См. приложение №2
[5] См.приложение №3
[6] См. приложение №4
[7] Филин В.А., 1990
[8] Лебедев А.Н., 1980; Подвигин Н.Ф., 1979; Подвигай Н.Ф., Макаров Ф.Н., Шелепин Ю.Е, 1986.
[9] Лемешев М.Я., 1991,1994;ЛукьянчиковН.Н., 1995; Ягодин Г.А., Третьякова Л.Г., 1990
[10] См. приложение № 5
[11] См. приложение № 6
[12] См. приложение №7
[13] См. приложение №7
[14] См. приложение №8
[15] См. Приложение № 9
[16] См. Приложение № 10
[17] См. Приложение № 11
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Чья проталина?
Акварельные гвоздики
Новогодние гирлянды
Позвольте, я вам помогу