Исследовательская работа даёт возможность больше узнать о жизни голубей. В работе описаны изученные учеником породы голубей, способы их размножения. Правила кормления.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 153 КБ |
Научно –практическая конференция
г.Пензы
Секция « Начальная школа»
Направление « Что было до нас?»
Тема: «МАТРЕШКА В ПРОШЛОМ
И НАСТОЯЩЕМ»
Автор:Масленникова Анастасия,.
учащаяся 4 «А» класса
МОУ СОШ № 35
Научный руководитель:
Артюхина Надежда Александровна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №35
Помощник:
Масленникова Юлия Васильевна
2010 г.
Научно-практическая работа на тему:
«МАТРЕШКА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ»
Учащейся 4 «А» класса: Масленниковой Анастасии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
города Пензы
Научный руководитель: учитель начальных классов МОУ СОШ №35 Артюхина Н.А.
Родительница: Масленникова Ю.В.
Когда я была маленькой , я каждое лето приезжала к бабушке и играла с очень интересной игрушкой- матрёшкой. Она была старая, кое-где облупилась краска, бока были в мелких трещинках. Я ее очень полюбила за красоту и загадочность. Всегда удивлялась, как так могло быть, что из одной игрушки появлялись еще четыре. С этой игрушкой мы встречались и в детском садике,когда собирали и разбирали эту куклу; и в школе на уроках развития речи и изобразительного искусства .Я захотела узнать побольше об этой игрушке и поделилась своими мыслями с учительницей и мамой. Они посоветовала мне обратиться к специальной литературе. Из неё я узнала много интересных фактов о появлении матрёшки в России, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки,об её особенностях, а также о том, какая она была в прошлом и какая сейчас в настоящем.
И вот я решила побольше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.
Тема моего исследования: Матрешка в прошлом и настоящем и посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – Матрешке.
Моя цель- изучение роли матрёшки в русской культуре, прошлой и современной.
Для этого мне придется ответить на ряд вопросов:
Моя гипотеза состоит в том, что, во-первых, матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребёнка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает малыша правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
Во-вторых, матрешка - наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, потому что она оригинальна и необычна.
«Кроме незатейливой красоты эта кукла обладает чем-то необъяснимо притягивающим к себе больше, чем яркие краски», которыми создается роспись. Может это от той энергетики, что заключена в нашей матрешке. Суть русской матрешки заключается в дружбе да любови! А об этом мечтает каждый на Земле. Ну а если еще связать ее с той землей, откуда она ушла в мир уже не игрушкой, а символом. И мериновский яр, и проселки, и омуты Керженца, – все в ней, в этой незатейливой игрушке. И ты вдруг представляешь матрешку, как один из образов России, символ русского народного искусства.
К методам, которые я использовала при исследовании, можно отнести следующие: анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме; анализ собранных иллюстраций, фотографий и рисунков матрешек; анализ видов и стилей росписи матрешек; анализ представлений о деревянной кукле у моих одноклассников класса на основе анкетирования. Проводя свое исследование, мне хотелось бы выяснить какая она была в прошлом и какая сейчас в нашем настоящем, современном мире, знают ли о матрешке мои сверстники, установить какую пользу может принести матрешка детям и взрослым, а так же узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России, чем же матрешка пленила не только русский народ, но и завоевала весь мир?
1. Кто такая «матрешка»? Понятие
Начиная работу, в первую очередь я задала себе вопрос: что же такое «матрешка»?
Определение слова «матрешка» я стала искать в словаре. В словаре Даля о матрешке никаких сведений не нашлось. Зато в словаре Ожегова дано значение этого слова как
«полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего разм
Еще одно определение этого слова было найдено в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой (Толково - словообразовательный).
МАТРЁШКА ж. - Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. // Одна из таких кукол.
2. перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу.
Сравнив эти определения, я сделала вывод, что они, в общем, дают одинаковое толкование этого слова, деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера. И определила объект нашего исследования следующим образом:
Матрешка – токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. В быту чаще всего игрушка изображающая девочку, в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей.
Действительно, в игрушке есть что-то особенное, необыкновенное. Матрешка сегодня – одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом. Ее увозят как сувенир во все страны мира, поэтому русская матрешка и стала великой путешественницей.
Я заметила, что мы все говорим матрешка да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен,Интересно, я перебрала множество имен, которыми можно было бы назвать игрушку - и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подошло.
Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие – что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать. А третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри.
Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от обра за птицы — древнейшего символа добра и благополучия. «Лебе душка», «пава», «утушка», «голубка» — эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии, подчерки вая пластическую сторону образа. Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линий женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. ( Приложение 1)
Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры
2. Происхождение русской матрешки
А откуда появилась эта деревянная красавица матрёшка?
История эта очень древняя и в то же время молодая. И главных действующих лиц зовут по-разному. И появились они, кто говорит - в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзэн, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему – Даруму. Так фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев. «Дарума символизирует мудрость, спокойствие, просветление. Помогает ощутить момент радости жизни здесь и сейчас» - написано на вкладыше к этой фигурке.
Но японские божки множились. Одни отвечали за успех в деле, другие – за хороший урожай, третьи защищали праведных. Йоги говорили, что у человека пять тел и, значит, каждому телу должен быть свой покровитель. Учение Ошо считало, что тел семь: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нарванное.Так что божки продавались уже в комплекте.
И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию.
Изучая происхождение матрешки, для получения полного объема информации мне пришлось обратиться к разным источникам. По книге Н.Н. Алексахина "Матрешка" и другим материалам я узнала, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Мне было удивительно, что родная наша мат решка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье – имеет японского родственника, который стал предшественником и прооб разом русской матрешки.
Старичок Фукуруму появился в России. Ему предстояло стать родственником нашей матрешки. Как это произошло? Анализируя информационный материал, я узнала, что
по одной версии:
В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке.
В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал создателем первой русской матрешки. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина “ Детское воспитание ” из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя.
Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Это говорит о том, что первоначально матрешка задумывалась, как игрушка и никто даже не подозревал какое будущее ей уготовано.
Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. П. Звездочкину уроженцу Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
Если сравнить первую матрешку с ее поздними сестрами, то можно заметить, что выглядела она очень скромной. Но я думаю, что автор так и задумывал. Ведь автор создавал образ де ревенской девушки, одетой в национальный русский костюм: платок, сарафан, передник. Образ этой игрушки был близок народу. В руках первая матрешка держала черного петуха. Тоже очень интересная де таль. У более поздних будут узелки, самовары, бублики, букеты. А вот у этой смешной девочки была живая птица!
У нашей первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см.
Первая матрешка была восьмиместной – внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее – мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка – спеленатый младенец. Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед со бой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот. Разнообразит вереницу фигурка косоворотке с хворостиной. И, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Я считаю важным моментом то, что первая русская матрёшка улыбалась! За ней последовали матрёшки - надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки и даже потупившие взор богомолки... А самая первая улыбалась. Да так задорно, что в ответ ей улыбался и весь мир! В 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили ее столетие.
По другим сведениям неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом. В любом случае, ни Василий Звездочкин, ни Сергей Малютин, создавая свою Матрену, и не подозревали, что создают шедевр, прославившийся на 100 лет вперед во всем мире как русский народный сувенир. Матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится.
« Матрёшка – это тепло и уют в доме»
Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, — просто «точеная игрушка».
Русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью.
Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. Первый этап – выбор дерева. Древесина должна быть сухой и легко поддаваться рукам мастера. После ошкуривания начинается процесс вытачивания деревянной формы.
Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, «белье», мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Затем следую щая кукла, уже складная, и так до самой большой. Сначала вытачивает голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова.
После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника. Когда смотришь на некраше ные «слепые» фигурки, трудно поверить, что это и есть будущие красавицы. Но поставьте рядом, и вы заметите, какие они разные!
По-моему мнению, это еще один интересный момент, ведь матрешка еще не расписана, а уже привлекает глаз. Кажется, и форма ее незатейлива, рук и ног нет, а мы уже видим и осадку головы, и осанку, и даже как бы поступь. В чем дело? Может оттого, что в работу эту каждый мастер вкладывает душу. И наполняется игрушка той энергетикой, которой так богата широкая русская душа.
В нашей городе нет музея игрушек,но есть музей народного творчества, где 2 года назад были выставлены интересные мартёшки, сделанные учителем коррекционной школы №30(тогда она была школой №21, обучающая детей –инвалидов) Моисеевой Евгенией Валентиновной, моей мамой Масленниковой Ю.В. и детьми школы.Это современные матрёшки-у которых разрисовано было только лицо, а весь наряд сделан из материала, бусин,различных лент и украшений, пайеток и др. Такие красивые они! (Приложение 4)
А как представляют матрёшек сейчас мои сверстники? Для ответа на вопрос, я использовала иллюстрации матрешек своих друзей и одноклассников, которые помогли мне в моей исследовательской работе. Работы получились различные. Матрёшки больше похожи всё таки на традиционные (в платочках, украшенные узорами платья), хотя встретились и несколько нетрадиционных ( Матрёшка-Снегурочка,Принцесса).
К нетрадиционным можно отнести и матрешки – пеналы, матрешки – сундучки, матрешки - магниты, матрешки "Ванька-встанька". Кстати игрушка "Ванька-встанька" произошла от матрешки. Первая неваляшка из древесно-бумажных масс была придумана в 1958 г. в Научно-исследовательском институте игрушек в Сергиевом Посаде.
Ещё я бы выделила к нетрадиционным мартёшек-зверей, героев сказок. На мой взгляд, было бы даже странно их называть матрешками, так как они не похожи на эту куклу в ее традиционном понимании, ведь кому придет в голову назвать кошку или пингвина матрешкой, пусть, даже если это будет игрушка. Я думаю, мастера использовали к ним слово «матрешка», как понятие «деревянная игрушка, которая содержит в себе несколько меньших размером игрушек». Ведь действительно они тоже с сюрпризом. И это сюрприз вдвойне. В одной фигурке оказывается другая, но здесь мы не можем предположить, а кто это будет. Причем ожидание чуда повторяется вновь и вновь, до самой маленькой фигурки.
Все это были предметы, которые выполнены в форме матрешки.
Рассматривая особенности традиционных матрешек, я заметила, что они отличаются друг от друга формой. Одна из них широкая, толстобокая, приземистая, слегка сужающаяся книзу; другая - несколько вытянутая с резко сужающейся нижней частью; третья - более вытянутая с узкой уплощенной вверху головкой.
Чтобы разобраться с этим вопросом обратилась к собранной информации.
Анализируя публикации по данной теме, я заметила, что названия видов матрешек зависит от места ее изготовления. А ведь, хорошо принятая народом, Матрешка получила большое распространение. Ее стали создавать в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск), в Нижегородской губернии (ныне Горьковская область), а после Великой Октябрьской революции и в г. Семенове (Горьковская область), в селах Семеновского района Мериново и Полхов-Майдан, в г. Калинине, в г. Уфе Башкирской АССР, в г. Йошкар-Оле Марийской АССР, в г. Нолинске Кировской области, в городах Жлобине и Бресте.
Я выделила только несколько видов матрешек, создание которых существуют с давних пор. Это загорская, семеновская и мериновская, полхов-майданская, вятская, тверская. Именно поэтому матрешки отличались друг от друга, ведь мастера каждого центра кустарного производства игрушек имели свою технологию изготовления и росписи матрешки.
Я хотела бы высказать своё мнение относительно лиц этих деревянных кукол. У меня была мысль, что, рисуя лицо матрешки, художнику хотелось запечатлеть черты родных ему людей. Но, внимательно вглядываясь в каждое творение, прихожу к выводу, что, скорее всего в нем обобщенно выражены черты русской красоты: круглый очерк, яркий румянец, черные брови, огромные глаза и маленький ротик. Но, не смотря на ограниченные «портретные» средства выражения, лица у матрешек бесконечно разные.
Разглядывая иллюстрации матрешек, я проникаюсь уважением к труду мастеров, ведь действительно, каждая матрешка – это произведение искусства. Как ими не любоваться, не восторгаться!
Матрешка вдохновляла и вдохновляет русский народ на создание загадок, частушек, песен, стихотворений, на создание различных образов.А сколько танцев с прекрасными и разнообразными костюмами матрёшки. (Приложение 2)
По итогам проведенного анкетирования я сделала вывод, что из 60-ти опрошенных человек, все знают о матрешках, у многих она была или есть. И только люди самого старшего возраста не могли иметь такую игрушку, так как она стоила дорого и местные умельцы мастерили более простые игрушки, подобные матрешке, например, огурчик.
Если в советское время матрешку поставили на промышленный поток, то сейчас в эпоху колоссального развития высоких технологий и практически полной механизации различных процессов особенно начинает цениться ручной труд. Стали появляться авторские работы.
Вещи, созданные человеческими руками, хранят особое тепло. Наши русские сувениры привлекают к себе столько внимания и так популярны во всем мире именно благодаря этому. Ведь настоящий русский сувенир – результат ручного труда народных умельцев.
В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране.
В создании современных игрушек – матрёшек присутствуют два главных направления – это игрушка-сувенир и развивающая детская игрушка.
Возродился и классический образец матрёшки с многочисленной семьёй. Появились женихи и невесты, бояре и боярышни, цыганки, богатыри в кольчугах и шлемах.
Новым для искусства русской матрёшки стало обращение к традициям иконописи. Отдельные художники используют росписи «под хохлому», «под Гжель», «под Жостово» или «Палех».
Современные художники не обошли своим вниманием и детскую тематику, ведь матрёшка – это прежде всего игрушка. Изготавливают не только именно матрёшек, но и другие игрушки, по принципу матрёшек. Например, серия «Пингвины». Внутри большого пингвина сидят несколько маленьких пингвинят. Эта игрушка предназначена для обучения дошкольников счёту, при этом развиваются ещё и пальчики. Пирамидка «Стаканчики» так же предназначена для обучения детей счёту, для развития воображения, фантазии. Разбирая и собирая её, ребёнок строит башни, сравнивает их по цвету, высоте.
Я поняла, что русская расписная матрёшка представляет собой уникальное явление в современном художественном мире. Недаром она привлекает пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом. Роспись матрёшки как бы вбирает в себя всё яркое, свежее, актуальное, связанное с обновлением и возрождением России. Игрушка, созданная много лет назад и сейчас остается одной из любимых игрушек.
4. Русская матрешка в мире моих сверстников
4.1 Результаты творческой работы сверстников
Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной. Своими знаниями и впечатлениями я поделилась с одноклассниками. Ведь знания, которыми ты владеешь, нельзя держать закрытыми в сундуке, лучше ими поделиться.
Ребята тоже не остались в стороне и активно мне помогали в выполении рисунков матрёшки. За дело взялись многие ребята из класса и друзья. Они рисовали матрешку, а потом ее расписывали по-своему желанию. Рисовала и я. И может быть, наши матрешки не были такими красавицами, как матрешки с иллюстрации, но нам они были дороги, ведь мы вложили в них тепло своих рук, желание творить и познавать новое.(Приложение 3)
Вот когда начинаешь понимать чувства мастеров, изготавлявших свою, авторскую матрешку!
4.2 Результаты анкетирования, проводившегося среди обучающихся моего класса и взрослых
Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих одноклассников, их родителей, взрослых. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте матрешки в их жизни.
Рассмотрим результаты данного этапа исследования.
Для анкетирования мы взяли шесть вопросов. Всего в опросе участвовало 32 человека (19 детей и 13 взрослых –родителей, знакомых) в возрасте от 8 до 50 лет. Вот так распределились ответы на заданные вопросы.
1. Знаете ли вы деревянную игрушку – Матрешку?
Ответы опрашиваемых: 1). Да – 31 человек,среди детей и взрослых, а 1 человек-нет (Антонов Влад).
Этот ответ можно было предугадать. А Владу я показала матрёшку и рассказала об этой чудо-кукле.Поэтому меня заинтересовал другой вопрос.
2. Есть ли у вас эта игрушка дома?
Ответы: 1). Да. – Так ответило 9 человек нашего класса из опрашиваемых,
2). Нет. – 10 человек.
Сначала меня удивил такой ответ. Ведь матрешка – известная и популярная кукла России и мира. Я решила обойти все магазины и киоски нашего города, чтобы найти в продаже матрешку. Мои усилия были не напрасны. В наших магазинах такой сувенир встречается, но не часто и найти его можно в специальных магазинах, сувенирных лавках Но я думаю, этот факт не говорит, что матрешка мало популярна в нашем городе. После размышлений, я пришла к выводу, что матрешка пользуется большим спросом в городах и тех местах, где развит туризм. Ведь именно здесь собираются гости из разных мест России и зарубежных стран. Спрашивая: «Есть у вас или когда-нибудь была в вашем доме матрешка?», я заметила, чем старше возраст моего собеседника, тем чаще слышу в ответ: «Да, была». И вновь спросила себя: «Почему так?». «В начале XX века матрешку делали кустари, в советское время ее поставили на промышленный поток». Думаю, что эти игрушки в скором времени заполнят прилавки магазинов не только больших городов, но и сельских местностей.
3. Нравиться ли вам матрешка?
Ответы: 1). Да, очень. – 18 человек
2). Да. – 9 человек
3). Ничего особенного. – 5человек
4. Чем она вам нравиться?
На этот вопрос участники анкеты давали самые разные ответы. Ответы детей и взрослых во многом совпадали.
1). Очень красивая, оригинальная. – 12 человек
2). С ней можно поиграть. – 6 человек
3). Это игрушка с секретом, в ней много других таких же. – 7 человека
4). Она веселая. – 1 человека
5). Она старинная-1 человек
6). Не знаю (затрудняюсь ответить). – 1 человек
7). Не ответили – 4 человека
По результатам ответов можно сделать вывод, что и взрослые и дети в первую очередь обратили внимание на внешний вид матрешки. Я с ними согласна, потому что, глядя на иллюстрации деревянных кукол трудно отвести глаз от необыкновенной красоты, колорита красок, диковиной росписи.
5. Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?
1). Это игрушка, с ней можно поиграть. – 10 человек
2). По матрешке можно изучать историю нашей страны. – 1 человека
3). Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время. – 3 человека
4). Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать.- 3 человек
5). Не ответили. – 1 человека
6). Не знаю (затрудняюсь с ответом). – 1 человека
Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в матрешке дети и взрослые, как оценивают ее предназначение.
Ответы на этот вопрос отличаются, в зависимости от возраста опрашиваемых. Так одноклассники на первое место поставили матрешку, как игрушку. Ведь в нашем возрасте все любят играть.
Родители и взрослые отметили другие особенности матрешки.
1). Это произведение искусства. – 6 человек
2). Изделие имеет воспитательное и обучающее применение. – 3человек
3). Матрешка – сувенир. – 2 человека
4). Способствует развитию творчества у детей. – 1 человек
5). Можно заниматься коллекционированием. – 1 человек
6). Не ответили. – 0 человек
Как мы видим из ответов взрослых, для них это одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства. Очевидно, созданные мастерами рукотворные изделия дороги сегодня для наших родителей как носители духовных ценностей, как хранители истории своей страны в настоящем. На второе место они выдвинули матрешку, как игрушку. Ведь с помощью игрушки мы открываем для себя мир, постигает новое. На третьем месте матрешка оказалась, как сувенир, который увозят туристы в разные уголки нашей страны и во все страны мира.
Ответы: 1). Да. – Так ответило 22 человека
2). Нет. – 10 человек.
Вот и ответ-матрёшка и в наши дни, как в прошлом,так и в наши дни остаётся любимой и обожаемой игрушкой и сувениром.
Итак, мы видим, что матрешка не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее. По словам Людмилы Соловьевой, директора Музея матрешки и автора популярной книги "Матрешка" именно сейчас в жизни русского символа самый интересный период.
Заключение
В заключении я задаю себе вопросы: «Чем для меня была полезна эта работа?» «Чему она научила?»
Во-первых, я узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Для ответа на многие вопросы мне понадобились разные источники информации, поэтому я училась работать с источниками. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получалось, это не страшно, ведь я только учусь.
Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, при этом рассматривая их со всех сторон. Хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности. Я делаю первые шаги, поэтому было сложно собирать свои мысли воедино, делать соответствующие выводы.
Итак, о русской Матрешке я узнала очень много. Не только откуда пришла она в нашу страну, с какими событиями это было связано, какие Матрешки первыми появились на Руси, по каким правилам ее изготавливают и расписывают,какая она была в прошлом и какая сейчас в настоящем, но и многое другое.
Но главное я поняла, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.
В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. «Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки». Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства.
Литература:
1. Иллюстрации матрешек. Сайт Эстония. Полигон. http://www.polygon.ee/portal
2.Trud.ru № 186 за 16.10.2002
3. С. Газарян "Прекрасное - своими руками".
4. Н.Н. Алексахин "Матрешка", - М.: ООО "Издательство "Народное образование", 1998г.
5.Русская Цивилизация - www.rustrana.ru
Информационно-аналитический и энциклопедический портал. /19.4.2005/ - История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». Головина Ольга
6. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru
Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"
7. Сотникова Ирина. «Кто придумал матрёшку». Сайт «Русские напёрстки»: thimble.h11.ru.
8. Выставка "Матрешка и народный костюм" открылась в Москве http://www.wek.ru/articles/obsh/27518/
9. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г.
10. История матрешки. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка", изданной ООО "Издательство "Народное образование" в 1998 году, а также публикациям в периодической
печати разных лет. http://luch.tver.ru/
11. Савенкова А. И. Творческий проект, или как провести самостоятельное исследование: [Создание творческих проектов младшими школьниками] // Школьные технологии, 1998, №4, с.144–148.
12. Матрёшке -100! Елена КОЗЛОВА, журнал «Ваш Досуг», N46 (187) 16-23 ноября 2000 года. Электронная версия статьи на сайте ma333.narod.ru.
13. Л.Н. Соловьев. Русская матрешка. М.: Интербук, 2003.
14. Баженова А., Славян родные имена: Словарь исторических родокоренных имён и прозваний славян и русов за два тысячелетия. М.: ООО «Издательство Ладога-100», 2006. – стр. 539.
15. Журнал «Начальная школа» №1, 1994., №9, 2002.
16. Материалы из Интернета http://go.mail.ru/search_images.
17. Фоторгафии из личного архива.
Приложение 1
Русская женщина МАТРЁНА.
Приложение 2
Народные танцы «МАТРЁШКИ» МАТРЁШКА-моя сестрёнка Лена
Приложение 3
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Вот так начиналась работа над МАТРЁШКОЙ.
Вот такие работы получились.
Моя МАТРЁШКА Я с учительницей Надеждой
Александровной
Приложение 4
Матрёшки с выставки «Музея народного творчества»
нарисованные моей мамой Масленниковой Ю.В.
и оформленные учителем школы № 30 Моисеевой Е.В.
Сочные помидорки
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Повезло! Стихи о счастливой семье
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись