Призёр районного конкурса "Права человека - глазами ребёнка", Участник областного конкурса.
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebyonka_Vaskov.doc | 107 КБ |
Управление образования Коломенского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение Сосново-Борская средняя общеобразовательная школа
Московская область
Коломенский район
Г. Коломна-1, городок
Т. 617-84-97
Проблема насилия в семье
Работу выполнил: Васьков Савва Вадимович
ученик 9 класса
г. Коломна, городок
д. 74, кв. 9, т. 623-04-30
e-mail:SaWesT95@mail.ru
Руководитель работы: Головерса Галина Аиатольневна, учитель истории и обществознанияг.
Коломна – 1
2011 год
План:
I. Введение
II. Проблема насилия в семье.
1. Что такое насилие в семье?
2. Черты насилия в семье.
III. Опрос студентами граждан по теме: «Насилие в семье».
1. Вывод опроса.
IV. Общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми.
1. Предпосылки проведения этой кампании.
2. Цели кампании.
3. Ее направления.
V. Конвенция о правах ребенка.
VI. Заключение
Почему для своей работы я выбрал тему «Проблема насилия в семье»? В последнее время все чаще с экранов телевизоров, с газетных полос, с приемников и т.д. мы слышим о жестоком обращении с детьми. Например, совсем недавно, я прочитал статью в газете от 22 декабря 2010 года «Ненужные дети» (См. приложение). В ней описывается, как 19-летняя мать издевалась над своим малышом. В голове не укладывается все прочитанное, ведь она совсем недавно сама была ребенком…
Насилие расползается по миру, захлестывает его. Семья, отношения родителей и детей, мужчины и женщины – те клеточки общества, в которых тоже рождаются жестокость и ненависть, а это значит, что насилие имеет глубокие и разветвленные корни. Проблема насилия в семье недостаточно изучается в современной России, хотя случаи тяжелых избиений детей уже не являются редкостью и регулярно становятся темой новостных репортажей. Многие отечественные социологи ссылаются на зарубежный опыт в изучении этой проблемы и попытках ее решения, но серьезного масштабного, в рамках всей страны, исследования не проводится. А ведь проблема домашнего насилия в последние годы встает достаточно остро и требует внимательного изучения.
Что такое насилие в семье?
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни. Например:
- жестокое обращение с детьми;
- насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
насилие в отношении престарелых.
В обществе существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия. Стереотипизация этой проблемы начинается с представлений о внешнем виде и социальном положении женщин, подвергающихся насилию. Насилие существует во всех социальных группах, независимо от уровня дохода, образования, положения в обществе.
Из брошюры "Практические методы оказания помощи жертвам насилия" (по программе правовых инициатив для стран Центральной и Восточной Европы Американской ассоциации юристов):
Насилие в семье есть реальное действие или угроза физического, сексуального, психологического или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.
Как правило, насилие в семье характеризуется следующими чертами:
Если уже имело место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.
Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.
При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.
Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов.
Студенты одного из российских колледжей провели опрос по теме насилия в семье. В опросе приняли участие 120 студентов всех отделений дневной формы обучения со 2-го по 4-й курсы. Возраст респондентов составил от 17 до 26 лет. Среди них респондентов мужского пола оказалось 12 человек. Для анализа результатов опроса были выделены группы по полу, возрасту, семейному положению и наличию детей. По обозначенным показателям опрос являлся вполне репрезентативным, представляя существующую половозрастную структуру обучающихся дневных отделений колледжа. Основную категорию опрашиваемых – 85 человек (70,8%) - составили незамужние девушки от 17 до 19 лет, не имеющие детей.
По мнению большинства опрошенных, проблема насилия в семье в России является актуальной. Каковы же причины насилия в семье? Большинство респондентов главной причиной считают психологическую несовместимость членов семьи и низкий культурный уровень населения. На последнем месте – материальные проблемы в семье.
Многие из опрошенных сказали, что проявления насилия вовсе не зависит от достатка семьи. Небольшое число респондентов считают, что это происходит в семьях с низким достатком, то есть проблема насилия сопровождает другие проблемы.
Большинство считают, что чаще всего от насилия в семье страдают дети, на втором месте – жена.
Насилие в семье не является традиционной особенностью российского народа, как единогласно ответили опрошенные студенты.
Под семейным насилием понимается физическое и психическое воздействие в равной степени. Большинство респондентов отрицают факт насилия в своих семьях, но 36 человек (30%) отметили, что иногда факты насилия в их семье присутствуют.
Какие меры борьбы с насилием будут эффективны? Наиболее результативной мерой была признана уголовная ответственность, на втором месте – активная работа социальных органов.
На вопрос «Имеют ли родители право наказывать своих детей?» почти все студенты ответили утвердительно. Однако, по их мнению, наказание не предусматривает насилия над ребенком, но некоторые будущие родители и женщины, имеющие своих детей, сказали, что будут наказывать своих детей только мерами психологического воздействия.
Многие считают, что родители имеют право наказывать своих детей только до тех пор, пока ребенку не исполнится 18 лет, и он не станет совершеннолетним.
За какие поступки нужно наказывать своих детей? При условии, что один респондент мог выбрать несколько вариантов ответов, голоса распределились следующим образом:
воровство- 99 человек (82,5%)
употребление алкоголя, наркотиков – 97 (80,8%)
обман – 90 (75%)
грубость в общении со старшими – 89 (74%)
курение – 78 (65%)
непослушание – 74 (61,6%)
драки – 57 (47,5%)
баловство – 28 (23,3%)
невыполнение домашних обязанностей – 27 (22,5%)
неуспеваемость в учебе – 25 (20,8%)
Некоторые также добавляли, что будут наказывать за неуважение к старшим. Также было отмечено, что в качестве наказания не должно применяться насилие.
Большинство респондентов считают, что наказывать детей необходимо для того, чтобы они не повторяли свой проступок, а также для того, чтобы ребенок учился на своих ошибках, «вырос нормальным человеком» и понимал, что нужно, а чего не нужно делать.
Таким образом, респонденты достаточно рационально подошли к исследуемому вопросу: наиболее негативное отношение у них к проступкам, ведущим к самым серьезным последствиям и связанным с преступлениями.
На вопрос: «По какой причине Вы могли бы терпеть насилие со стороны своего супруга?» многие девушки ответили, что не стали бы терпеть его вовсе (ушли бы от супруга, развелись). Небольшое количество респондентов ответило, что готовы терпеть насилие. Во-первых, ради детей; во-вторых, из-за большой любви; в-третьих, из-за страха потерять детей при разводе; на четвертом месте такая причина, как стремление сохранить семью. Назывались и другие причины: боязнь остаться одной, материальные причины, страх перед осуждением со стороны общества, а также сила привычки.
Многие будущие мамы еще не решили, будут ли наказывать своих детей. Женщины, имеющие одного и более детей, единогласно дали утвердительный ответ и считают эту ситуацию нормой. Однако они добавляли, что наказание будет носить психологическую форму и скорее это будет не наказание, а внушение, воспитание.
В целом, делая выводы, можно сказать, что большинство опрошенных студентов колледжа признают наличие проблемы насилия в современной российской семье, но не признаются в том, что являлись жертвой домашнего насилия.
В 2010 году в России проходила Общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми. Она долгосрочная. Вы что-то знаете, слышали об этой компании? (См. приложение)
Организаторами проведения этой кампании - Министерство здравоохранения и социального развития России и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (этот фонд создан Минздравсоцразвитием в 2008 году).
Как у любой программы такого уровня (а она общенациональная), у этой кампании есть свои предпосылки проведения, цели, направления, целевая аудитория, программа.
Что же стало предпосылкой проведения этой кампании?
Цифры статистики говорят о том, что в 2008 году в России было совершено 126 тысяч преступлений в отношении детей, в результате чего почти 2 тысячи детей погибли.
В прошлом году Институт социологии по заказу Фонда поддержки детей провел общероссийское исследование «Семья и родительство в современной России». В результате этого исследования выяснилось, что 52 % (больше половины) современных родителей прибегают к физическому насилию в воспитательных целях; 38 % мужчин и 24 % женщин не считают себя в полной мере ответственными родителями».
Поэтому в августе 2009 года Совет при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике поручил Фонду поддержки детей совместно с Минздравсоцразвитием и субъектами Российской Федерации провести в 2010 году такую кампанию.
Цель кампании – сказать нет! любому проявлению жестокости по отношению к детям. Кампания ведёт свою работу в трёх направлениях: ответственное родительство, детский телефон доверия и совершенствование законодательства.
Что касается первого направления кампании, то уже создан, существует сайт, который называется «Я – родитель». На этом сайте размещена информация для родителей: тесты для родителей (пройдя тест, вы можете узнать насколько вы ответственный родитель, каков ваш стиль воспитания, как вы можете улучшить отношения с ребенком, над чем вам стоит задуматься), консультации психологов (вы можете задать любой вопрос, касающийся воспитания ребенка, а профессиональные психологи ответят на них), а также есть информация о конкурсах и акциях, в которых может поучаствовать и победить любой родитель.
Говоря о втором направлении кампании, нужно сказать, что в сентябре 2010года начал свою работу детский телефон доверия с единым общероссийским телефонным номером: 8-800-2000-122. Для получения консультативно-психологической помощи звонок осуществляется бесплатно и анонимно со стационарного или мобильного телефона.
Эта кампания направлена прежде всего на работу с детьми, родителями, а также на работу с сотрудниками учреждений для детей открытого и закрытого типа, т.е. с учреждениями, которые ведут работу с детьми.
Разработан и уже находится в действии план мероприятий кампании. Он поделен на 4 блока: работа со СМИ, с широкими слоями населения и специалистами, развитие служб, оказывающих помощь детям и семьям, и совершенствование законодательства.
Весь план этих мероприятий и информацию о кампании вообще вы можете найти на сайте Фонда помощи детям в разделе «Общенациональная информационная кампания» и на сайте «Я – родитель» в разделе «О кампании».
На этих сайтах также есть информация о уже проведённых мероприятиях кампании.
Одно из таких мероприятий - конкурс плакатов. Я хочу показать работы, которые стали победителями в этом конкурсе (некоторые плакаты уже висят в вагонах московского метро). (См. приложение)
В рамках этой программы созданы два видеоролика. Первый короткий ролик – это социальная телевизионная реклама. Он называется «Мальчик вокруг» (есть аналогичный ролик «Девочка вокруг»). Второй ролик – клип Валерии, который называется «По дороге любви». Этот клип посвящен проблеме сексуального рабства несовершеннолетних и был создан в прошлом году в преддверии Международного дня защиты детей.
Человечество осознало необходимость принять международные акты, обеспечивающие права и интересы детей, только в середине XX в.
20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций единогласно была принята Конвенция о правах ребенка. В 1990 г. она была ратифицирована нашей страной. Конвенция является самым полным документом, в котором права ребенка обладают силой норм международного правам ребенка в Конвенции посвящено 40 статей. Их принято делить на несколько групп.
1. Основные права: на жизнь, имя, гражданство и др.
2. Права, призванные обеспечить детям нормальную семейную жизнь.
3. Права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести, религии и др.
4. Права, сохраняющие здоровье и содействующие физическому развитию детей.
5. Права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в частности право на образование.
6. Права, защищающие ребенка в необычных, опасных ситуациях: на войне, в заключении и др.
Проблема насилия в семье. Я счастливый человек, потому что на себе не испытал семейного насилия. И очень хочется надеяться, что в нашей стране будет делаться все необходимое для преодоления этой проблемы. И, конечно, немаловажную роль должны сыграть все мы, живущие в России! Да здравствует счастливое детство без насилия!
Использованная литература:
1. Адзиев Х.Г., Гасанов Н.Н. Семья как институт гражданского общества// Социально-гуманитарные знания.- 2006.- №6.
2. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России ХХI века. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции.- М.: Грааль, 2000.
3. Лысова А.В. Насилие в семье – объект социальной политики в США// Социс, 2005 № 12.
4. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних// Социс.- 2006.- № 1.
5. Мачинская Н.А. Дети в современном обществе// Альманах Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева.- 2004.- № 4.
6. Никитин А.Ф. Права ребенка. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы: Пособие для учащихся общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с.
7. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье/ Сост. и ред. О.М. Здравомысловой. – М.: Едиториал УРСС.- 2003.
8.Холостова Е.И. Социальная работа с семьей// Альманах Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева.- 2004- № 4.
9.Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие для студентов вузов.- М., 2004.
10. http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm
Госпожа Метелица
Кактусы из сада камней
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Твёрдое - мягкое