Выступление на научных чтениях с темой "Могут ли животные думать?
Вложение | Размер |
---|---|
Mogut_li_zhivotnye_dumat.docx | 43.84 КБ |
Mogut_li_zhivotnye_dumat_3_klass_Alekseeva_Nadezhda.rar | 2.91 МБ |
II Городской открытый конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников
«Что? Откуда? Почему?»
Номинация: «Сокровища земли»
Название работы: « Могут ли животные думать?»
Автор работы: Алексеева Надежда Евгеньевна
Место выполнения работы: г.Ставрополь,
МОУ лицей №15, 3 класс
Научный руководитель: Романовская Елена
Алексеевна, учитель начальных классов.
Ставрополь,2010
Оглавление
I Введение: 3 стр.
1.Актуальность темы
2.Цели и задачи
II Основная часть 4 стр.
1.Наука «зоопсихология»
2.Рефлексы животных
3.Элементарное мышление
III Заключение 7 стр.
IV Библиографический список 8 стр.
V Приложение (презентация)
Введение
На вопрос о том, думают ли животные, в раз личные эпохи давались различные ответы, и каждый от вет, соответственно, характеризовал эпоху.
Предки современных народов тысячелетия тому назад были уверены, что животные думают. Более того, они по лагали, что животные умнее человека. Древние греки счи тали змею помощницей бога врачевания Асклепия. По мне нию древних римлян, птица ибис при помощи своего длинного клюва и длинной шеи умела ставить себе клиз му, а бегемот после чрезмерного насыщения мог делать себе кровопускание острым тростником; этим лечебным приемам якобы и научились у них люди. Оружие людей, живших в условиях первобытного строя, было слабее естественного оружия животных, звери были сильнее, проворнее и умнее. Животные, таким образом, казались стоящими выше человека, и представления о них в зна чительной степени расходились с действительностью.
Эти взгляды на животных, сохранившиеся даже во вре мена древних евреев, греков и римлян, сложились у людей в течение многих тысячелетий. По мере развития челове ческого общества, прогресса в производстве и технике из менились место и роль человека в природе, а также его представления о животных.
Старые взгляды некоторое время еще сохранялись как суеверия. Однако ореол почитания животных, основанного на страхе, исчез.
Естественнонаучные представления о животных, соот ветствующие действительности, создавались постепенно. Медленно разрушались старые антинаучные взгляды на природу. Постепенно складываются представления о том, что в природе берут верх закономерности материального мира. Формируется естественнонаучное мировоззрение.
Вопрос о том «Думают ли животные?» волновал ученых с давних времен. Этот интерес обусловлен поиском истоков мышления животных и остается актуальным на сегодняшний день.
Цель исследования:
Узнать насколько зачатки мышления животных отражаются в уровне их развития в обычной для них среде обитания.
Меня этот вопрос заинтересовал давно. И с помощью родителей и учителя стала углубленно изучать материал по этой теме. Перед собой я поставила вопросы, на которые мне надо было найти ответы:
Исходя из этого, я поставила перед собой следующие задачи:
Основная часть
«Могут ли животные думать? Есть ли у них разум? Разумны ли животные?» Вот вопрос, который с незапамятных времен волнует человека. И сегодня загадки психики животных интересует не только ученых, но и всех, любящих природу.
Я познакомилась с наукой «зоопсихология» – изучающей способности животных вести себя в соответствии с той или иной обстановкой. Только по их поведению мы можем судить, о чем они думают и думают вообще. Психологические возможности животных усложнились в процессе эволюционного развития, результат его - это элементарное мышление – обнаруживается уже у рептилий и достигает наивысшего развития у млекопитающихся. Изучены основные элементы высшей нервной деятельности животных. Среди них самый древний и простой – безусловный рефлекс, т.е. врожденная реакция животного на стимулы среды. Простейший безусловный рефлекс- сосательный.
Страх высоты тоже безусловный рефлекс. Котенок в нерешительности застыл у края «пропасти». Ему еще не пришлось познакомиться с высотой, но он уже знает, что это опасно. На самом деле опасности нет, «пропасть» закрыта стеклом, но этого котенок пока не может сообразить.
Еще один пример. В случае тревоги, беспокойства детеныш обезьяны прячется» у тела матери, уцепившись за ее шерсть. В лаборатории из двух предложенных «матерей» обезьянка выбирает макет, обтянутый мягкой ворсистой тканью, и большую часть времени проводит около него, несмотря на то, что кормит ее проволочная «мать».
Более сложной формой врожденного поведения является инстинкт. Например, дальневосточные лососи проплывают сотни и тысячи километров к местам нереста, чтобы отложить икру в реках, где родились сами. Лосось ориентируется по магнитным полям.Но генетическая программа не могла вместить всех навыков животным, необходимых в жизни.. Эволюция пошла по другому пути: в наследственную программу были заложены не только врожденные навыки, но и способность приобретать их – обучаться.
Самый простой способ обучения – условный рефлекс. Он приобретается с опытом. Впервые подробно условные рефлексы изучил русский физиолог И.П.Павлов. Он показал, что безразличный раннее раздражитель (например, звонок), многократно повторяясь в сочетании с безусловным раздражителем (пища) становится для животного значимым, закрепляется. Возникает условный рефлекс.
В опытах американского ученого Б.Скиннера голуби, чтобы получить корм, довольно быстро обучились нажимать рычаг, кнопку или педаль.
Возможности обучения животных широко используются в цирке. Очевидно, каждый не раз видел выступления четвероногих артистов и поражался их способности понимать различные команды дрессировщика. Однако некоторые животные зачастую без всякой дрессировки способны понять нас.Большую роль в приобретении различных навыков играет групповое обучение. Подражая более опытным особям, молодые животные учатся действовать согласованно, решительно и целенаправленно .Более сложный элемент психической деятельности – сигнальная преемственность, прямое обучение. Например, обучение детей родителями.
Самым сложным и главным элементом психологии животного является мышление. А есть ли оно у животных? Есть, говорят ученые, но оно имеет у них весьма примитивный и предметный характер.Самый низкий уровень мышления у простейших. Они способны лишь к двигательным реакциям в ответ на раздражители (свет, температура, влага), активно избегая при этом неблагоприятные для себя. Например, двигаясь в лабиринте, дождевой червь быстро запоминает коридор, в котором его ожидает слабый удар током, и больше туда не заползает.В начале опыта дождевых червей помещали на площадку (1). Когда площадку ярко освещали, червь начинал двигаться, стремясь найти более удобное место. На развилке коридора он мог поворачивать влево или вправо. К левому коридору было подключено электрическое поле, а правый коридор приводил червя в затемненную и влажную камеру, где он чувствовал себя превосходно. В процессе многократного преодоления лабиринта и "принятия решения" о выборе коридора при разветвлении червь постепенно обучался поворачивать только в правый коридор. Другими словами, не имея никакой первоначальной информации об особенностях среды обитания, червь в процессе взаимодействия с окружающим миром вырабатывал целесообразный способ поведения в нем. Внезапное изменение среды делало поведение обученного червя нецелесообразным. Но через некоторое число безуспешных попыток найти в правом коридоре уютную камеру для отдыха червь впервые поворачивал в левый коридор. Шло переучивание. И снова наступала его адаптация к изменившейся среде
Весьма сложную задачу способен решить осьминог. Среди морских беспозвоночных выделяется своими «умственными способностями». Провели опыт и лакомую добычу заключили в прозрачный ящик. Близко, но не достать. Животное тщательно обследует ящик в поисках входа и в конце концов находит его.
Следующий уровень, когда животное уже воспринимает форму предмета, способно устанавливать связи между раздражителями. Благодаря этому, многие животные могут жить сложно организованными семьями. Типичный пример тому – муравейники.
Еще сложнее организована семья пчел. Здесь происходит еще передача сложной информации между ее членами. Своим танцем пчела разведчик объясняет другим пчелам дорогу к корму.
Подлинного расцвета достигают способности к обучению у позвоночных животных. Приобретаемые ими навыки - это та база, на которой строятся элементарные процессы мышления. Чрезвычайно усложняются брачные отношения. Как это похоже на объятие! Но это бой. Бой не на жизнь, а на смерть. Турниры между самцами способствуют отбору лучших особей для продолжения рода. Отношения между самцами выяснены, теперь можно поухаживать за дамой. Брачный танец аквариумных бойцовых рыбок просто великолепен.
Высокой степени развития достигает поведение родителей по уходу за детьми. Забота о потомстве выражается также в воспитании, кормлении, согревании, в защите. Мальки тропической рыбки тиляпии всегда находят надежное убежище от врагов во рту у родителей.
Многое из своего опыта может передать мудрая и опытная мать несмышленому детенышу. Благодаря этому новым смыслом наполняется такая форма жизни, как стая(стадо, колония). Члены его всегда смогут рассчитывать на взаимовыручку, что оказалось эффективным средством в борьбе за существование. Стая также отлично приспособлена для миграций на большие расстояния.
Другое эволюционное приобретение – так называемо комфортное поведение: расчесывание шерсти друг другу, поглаживание, удаление паразитов и так далее.
Приобретенность в новой информации становится у позвоночных настолько большой, что у животных возникает четко выраженная ориентировочно-исследовательская деятельность. Интерес к своему изображению в зеркале проявляют все: от рыб до млекопитающихся. Обезьяны, кроме того, предпочитают смотреть кинофильмы, предпочитая сюжеты о своих сородичах.
Исследовательская и игровая активность направлена на любые новые объекты. Новые знания и навыки помогают в повседневной жизни. Вряд ли в природе синицы могли бы познакомиться с кефиром, а тем более со способом вскрывать бутылки с этим продуктом. Об элементарных процессах мышления говорят и зачатки орудийной деятельности. Посмотрите, как ловко орудует палочкой эта птичка, чтобы достать спрятавшегося в щель червяка. Используют животные в качестве «орудий труда» и камни. Каланы, например, ловко разбивают камнями твердые панцири морских ежей. Элементы абстрактного мышления демонстрируют обезьяны. Эта шимпанзе долго искала жердь потолще и подлиннее. Затем поднесла ее к стене и только тут стал понятен ее замысел: перелезть через стену и удрать. Элементарным мышлением объясняется и терпеливость слона, которому удаляют зуб. Он понимает, что надо немного потерпеть и наступит облегчение.
Заключение
Все попытки ученых научить животных разговаривать не увенчались успехом. Но вот опыты американских ученых: обезьян научили языку жестов. С помощью жестов они могут строить целые фразы, объясняясь с человеком на равных.
Может быть, завтра у животных будут найдены новые черты психики, еще более приближающие их к человеку. И тогда нам придется пересмотреть ответ на вопрос: о чем думают животные?
Мышление – это самое сложное проявление человеческой психики. Оно состоит в обобщенном и опосредованном отражении действительности и обеспечивает способность решать новые, неожиданно возникшие задачи в непредвиденных ситуациях. О том, что у животных многих видов также существуют зачатки мышления, говорят некоторые наблюдения в природе, а главное – данные многочисленных экспериментов, которые проводят в лабораторных условиях c использованием многочисленных методических приемов и стандартных тестов. Однако, остается открытым вопрос – насколько адекватны данные, полученные в лабораторных условиях, и отражают ли они действительный уровень развития, доступный животным в обычной для них среде обитания? В связи с этим, в рамках данного исследования была предпринята попытка оценить уровень развития мышления у животных, находящихся в их естественной среде обитания.
Полученные наблюдения, изучение литературы помогли мне сделать вывод: «Да, животные думают, но не так как люди!» Но, несмотря на внешнюю сложность и кажущуюся «разумность» поведения животных в природе, их способность к мышлению находится на низком уровне и выражена слабо. В основе большинства внешне сложных форм их поведения, вероятно, находятся инстинкты и индивидуальный опыт, приобретаемый животными в процессе жизнедеятельности.
Библиографический список
1.Журнал «Юный натуралист» 11/1980
2.http://bufodo.apus.ru/
3.Карой Акош «думают ли животные?»
4.З.А.Зорина. Зоопсихология
5.К.Э.Фабри. Основы зоопсихологии
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Браво, Феликс!
Красочные картины Джастина Геффри
Просто так
Комментарии
Проектная деятельность в начальной школе