Учебно-исследовательсая работа КАК РАСПИСЫВАЮТ ИКОНЫ
Групповая работа 3 а класс МОУ ОЛЕНИНСКАЯ СОШ Оленино Тверская область руководитель Емельянова Т В
Вложение | Размер |
---|---|
kak_raspisyvayut_ikony.docx | 19 КБ |
kak_raspisyvayut_ikony.ppt | 1.81 МБ |
Учебно-исследовательская работа.
Как расписывают иконы.
Работу выполнили: Молодиков Александр
Орлов Денис
Евстигнеева Елизавета
Алиев Владислав
Учащиеся 3А класса
Руководитель: Емельянова Т. В
Цель работы: изучить как расписывают иконы.
Задачи:
- узнать особенности росписи икон;
- изучить основные этапы росписи икон.
Гипотеза: если тщательно изучить технику росписи икон, то тогда будет понятна их нерукотворная вечная красота.
Методы:
Предмет исследования: роспись икон.
Объект исследования: икона.
Работа художников в православном храме начинается по благословению священника. Он руководит созданием программы росписи – то есть выбирает сюжеты, объединенные в цикл, и определяет их расположение внутри храма.
6) Выбор доски и ее подготовка к нанесению грунта.
Сначала надо выбрать доску. Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение отдается липе, ольхе и кипарису.
7) Наклеивание паволоки
Другим материалом при подготовке доски является паволока. Это название связано с понятием «наволакивания», «паволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью. Паволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт).
8) Нанесение левкаса (грунта).
После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовить левкас – специальный грунт, поскольку красочный слой не может держаться на деревянном щите без грунтовой основы. Для этого в уже готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел. Емкость, в которой делается левкас, должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел.
Левкас бывает разной консистенции, некоторые иконописцы делают левкас жидким и наносят кистью, некоторые наоборот – густым, желеобразным и левкасят поверхность иконы мастихином (тонкой стальной пластиной, напоминающей по форме нож или лопаточку. Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс.
9) Нанесение рисунка и усиление его цветом.
Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка. Способы нанесения рисунка на левкас разнообразны. Раньше рисунок «знаменил» мастер, делая сначала легкий набросок углем, Пример прориси иконы Спаса Нерукотворного, а затем детально прорисовывая его на доске кистью черной краской. Талантливые иконописцы сразу наносили рисунок кистью на доску, настолько велики были у них знание своего дела и опыт. Иногда они творчески созидали рисунок заново. Ученики пользовались в этом деле так называемыми «переводами», или «прорисями». Прорись - это контурный рисунок с уже написанной иконы (признанной соответствующей церковным канонам
10) Золочение.
Золочение - чрезвычайно тонкая и трудная работа, требующая максимальной собранности и внимания от иконописца. Некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой во избежание оседания пыли на икону, так как даже малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить.
11) Приготовление красок
Прежде чем приступить к следующим этапам создания иконы, необходимо подготовить эмульсии и краски.
Средневековые иконы славятся своими немеркнущими, словно горящими красками, не подвластными разрушающему воздействию времени. Это одно из их свойств, которое не перестает привлекать к ним всеобщий интерес. лавным, конечно, является использование темперных красок, состоящих из особых пигментов и желтковой эмульсии. Безусловно, очень важным является умение составлять смеси из пигментов, а также особый способ наслаивания самих красок, при непреложном соблюдении основного условия - наносить каждый последующий слой после полного высыхания предыдущего, не позволяя свежим, не застывшим краскам смешиваться на поверхности иконы.
12) В настоящее время в иконописи используются как натуральные природные пигменты, так и темпера, продающаяся в художественных салонах. С натуральными пигментами работать сложнее, но они придают иконе неповторимое свечение.
Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво (квас, столовый винный уксус), в пропорциях 1 желток - полскорлупы пива.
13) Далее на матовом стекле курантом (каменным пестиком для растирания красок) перетираются все пигменты.
Стекло и курант можно сделать самим, для этого стекло просто шкурится грубой наждачной бумагой, а курант изготавливается из предварительно обточенного бруска мрамора, к которому приклеивается деревянная ручка. На стекло высыпается немного пигмента, добавляется эмульсия и растирается до однообразной массы. Пигменты перетираются на матовом стекле курантом. Затем готовая краска аккуратно переливается в баночки.
14) Роспись и олифление иконы.
После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов:
1. Раскрытие иконы (закладка основных тонов);
2. Роспись;
15) 3. Пробела - высветление одежд, зданий, горок и пр.;
4. Охрение - высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.);
5. Нанесение ассиста или инакопи (лучей и бликов, написанных золотом или серебром)
16) На этом создание иконы считается завершенным. Икона ставится на просушку,так чтобы на нее не садилась пыль. Первоначальное — поверхностное просыхание пленки олифы происходит за 2 – 3 дня, полное – не ранее чем через месяц.
17) Иконы до сих пор поражают своей красотой и вечностью, так как расписаны с любовью и тщательно продуманной поэтапной техникой.
Слайд 1
МОУ Оленинская СОШ Учебно-исследовательская работа. Как расписывают иконы. Работу выполнили: Молодиков Александр Орлов Денис Евстигнеева Елизавета Алиев Владислав Учащиеся 3А класса Руководитель: Емельянова Т. В . 20011 год олениноСлайд 2
Актуальность: в последние годы можно заметить усиление интереса к иконе, к технике выполнения росписи икон. Цель работы: изучить как расписывают иконы. Задачи: - узнать особенности росписи икон; - изучить основные этапы росписи икон .
Слайд 3
Гипотеза: если тщательно изучить технику росписи икон, то тогда будет понятна их нерукотворная вечная красота. Методы: подбор литературы; поиск информации в энциклопедиях, сети интернета; Предмет исследования: роспись икон. Объект исследования: икона.
Слайд 4
Слово икона – греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.
Слайд 5
Иконопись – это древнее искусство создания священных изображений, посредников между миром земным и миром Божественным. Написание иконы требует предельной самоотдачи, – ведь целью художника-иконописца является отражение духовного смысла иконы посредством ее красоты и каноничности. Икона расписывается по определённым законам. Работа художников в православном храме начинается по благословению священника. Он руководит созданием программы росписи – то есть выбирает сюжеты, объединенные в цикл, и определяет их расположение внутри храма.
Слайд 6
Выбор доски и ее подготовка к нанесению грунта. Сначала надо выбрать доску. Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение отдается липе, ольхе и кипарису.
Слайд 7
Наклеивание паволоки Другим материалом при подготовке доски является паволока. Это название связано с понятием «наволакивания», «паволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью. Паволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт).
Слайд 8
Нанесение левкаса (грунта). После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовить левкас – специальный грунт, поскольку красочный слой не может держаться на деревянном щите без грунтовой основы. Для этого в уже готовый клей в определенных пропорциях добавляется мел. Емкость, в которой делается левкас, должна стоять на водяной бане, чтобы левкас нагрелся, но не закипел. Левкас бывает разной консистенции, некоторые иконописцы делают левкас жидким и наносят кистью, некоторые наоборот – густым, желеобразным и левкасят поверхность иконы мастихином (тонкой стальной пластиной, напоминающей по форме нож или лопаточку. Когда грунт станет теплым, можно начинать процесс.
Слайд 9
Нанесение рисунка и усиление его цветом. Когда поверхность левкаса готова, приступают к нанесению рисунка. Способы нанесения рисунка на левкас разнообразны. Раньше рисунок «знаменил» мастер, делая сначала легкий набросок углем, Пример прориси иконы Спаса Нерукотворного, а затем детально прорисовывая его на доске кистью черной краской. Талантливые иконописцы сразу наносили рисунок кистью на доску, настолько велики были у них знание своего дела и опыт. Иногда они творчески созидали рисунок заново. Ученики пользовались в этом деле так называемыми «переводами», или «прорисями». Прорись - это контурный рисунок с уже написанной иконы (признанной соответствующей церковным канонам).
Слайд 10
Золочение. Золочение - чрезвычайно тонкая и трудная работа, требующая максимальной собранности и внимания от иконописца. Некоторые мастера на время золочения поливают пол мастерской водой во избежание оседания пыли на икону, так как даже малейший волосок, пылинка, попавшие под позолоту, легко могут ее испортить.
Слайд 11
Приготовление красок Прежде чем приступить к следующим этапам создания иконы, необходимо подготовить эмульсии и краски. Средневековые иконы славятся своими немеркнущими, словно горящими красками, не подвластными разрушающему воздействию времени. Это одно из их свойств, которое не перестает привлекать к ним всеобщий интерес. лавным, конечно, является использование темперных красок, состоящих из особых пигментов и желтковой эмульсии. Безусловно, очень важным является умение составлять смеси из пигментов, а также особый способ наслаивания самих красок, при непреложном соблюдении основного условия - наносить каждый последующий слой после полного высыхания предыдущего, не позволяя свежим, не застывшим краскам смешиваться на поверхности иконы.
Слайд 12
В настоящее время в иконописи используются как натуральные природные пигменты, так и темпера, продающаяся в художественных салонах. С натуральными пигментами работать сложнее, но они придают иконе неповторимое свечение. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво (квас, столовый винный уксус), в пропорциях 1 желток - полскорлупы пива.
Слайд 13
Далее на матовом стекле курантом (каменным пестиком для растирания красок) перетираются все пигменты. Стекло и курант можно сделать самим, для этого стекло просто шкурится грубой наждачной бумагой, а курант изготавливается из предварительно обточенного бруска мрамора, к которому приклеивается деревянная ручка. На стекло высыпается немного пигмента, добавляется эмульсия и растирается до однообразной массы. Пигменты перетираются на матовом стекле курантом. Затем готовая краска аккуратно переливается в баночки.
Слайд 14
Роспись и олифление иконы. После нанесения на грунт прориси, золочения нимбов или фона процесс написания иконы разделяется на несколько последовательных этапов: 1. Раскрытие иконы (закладка основных тонов); 2. Роспись;
Слайд 15
3. Пробела - высветление одежд, зданий, горок и пр.; 4. Охрение - высветление ликов и волос с последующей их обработкой (подрумянкой, притенениями и пр.); 5. Нанесение ассиста или инакопи (лучей и бликов, написанных золотом или серебром)
Слайд 16
На этом создание иконы считается завершенным. Икона ставится на просушку,так чтобы на нее не садилась пыль. Первоначальное — поверхностное просыхание пленки олифы происходит за 2 – 3 дня, полное – не ранее чем через месяц.
Слайд 17
Иконы до сих пор поражают своей красотой и вечностью, так как расписаны с любовью и тщательно продуманной поэтапной техникой .
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Мать-и-мачеха
Сторож
Фильм "Золушка"
Попробуем на вкус солёность моря?
Комментарии
Спасибо большое, Татьяна