творческая работа по истории краеведческого музея г.Хвалынска.
Вложение | Размер |
---|---|
Pichienko_F.G.rar | 2.24 МБ |
Волга известна каскадом гидроэлектростанций, но не менее она известна и ценна « каскадом музеев». Это художественные и краеведческие музеи Рыбинска, Ярославля, Нижнего Новгорода, Плёса, Самары, Астрахани, Саратова. И среди них находится и наш Хвалынский краеведческий музей, один из старейших музеев Поволжья. Хвалынский краеведческий музей имеет исключительные по своему значению коллекции, некоторые из которых уже в начале прошлого века становятся известны в Москве и Санкт – Петербурге.
Наряду с именами основателя и первых руководителей нашего музея – М.Радищева, К.Гросса, В.Орехова – стоит и имя Фёдора Григорьевича Пичиенко, возглавлявшего более 20 лет краеведческий музей и много сделавшего полезного для него. Многим жителям Хвалынска он был известен не только как директор музея, но и как журналист, исследователь - краевед, лектор и художник.
Ф.Г.Пичиенко родился в 1916 году в с.Селитренном Харабалинского уезда Астараханской губернии.В 1933-1935гг он учился в Астраханском художественном училище у известного художника П.А. Власова, часто бывал у него дома, подолгу разговаривал с ним. Стены квартиры художника были увешены картинами, среди которых внимание молодого художника привлекла небольшая акварель – «Домик с верандой утопает в саду, за домом высокое дерево в синеве. А на первом плане сидит под зонтиком художник, пишет этюд. Акварель можно было назвать «Художник на этюдах»»[1].
Фёдор Григорьевич спросил художника, где написан этот этюд. И П.А.Власов рассказал ему, что в конце 19 века в его студии учился И.А.Елатонцев, родом из Хвалынска. И.А.Елатонцев пригласил его поехать летом на этюды в этот маленький, никому неизвестный городок. Здесь П.А.Власов и написал этот небольшой этюд, на котором изображён молодой художник И.Елатонцев. Так впервые Ф.Г.Пичиенко познакомился с нашим городом.
А в 1937 году Ф.Г. Пичиенко приезжает в г.Хвалынск и начинает работать в школах города и района, преподаёт рисование, часто бывает в краеведческом музее у хвалынского художника В.Ф.Орехова, который там работал научным сотрудником.Уже тогда он интересовался историей города, фондами художественного отдела музея.
В 1963 году Фёдор Григорьевич приходит на работу в музей. Недолгое время он работает научным сотрудником, затем становится директором краеведческого музея.
Почему его привлекла музейная работа? В его воспоминаниях мы находим ответ на этот вопрос: Маленький городок с его тишиной, особым уютом, навсегда покорил меня… Хвалынск – любовь на всю жизнь».
«Директорство Ф.Г.Пичиенко было временем «собирания камней», разбросанных с 1940-х годов его предшествениками».[2]Музей стал не только хранилищем документов истории, но и научно – исследовательским учреждением. Сам Фёдор Григорьевич и сотрудники музея занимались не только сбором материалов истории родного края, но и вели исследовательскую работу. Были собраны и исследованы документы советского периода: о первых шагах советской власти, о событиях Гражданской войны на территории Хвалынского уезда, о коллективизации, об участии жителей Хвалынска в Великой Отечественной войне, о послевоенном развитии нашего края.
Краеведческий музей в это время много сотрудничает с Саратовским государственным университетом им. Н.Г.Чернышевского. Фёдор Григорьевич приглашал саратовских учёных – археологов, биологов, палеонтологов, геологов, проводивших целый ряд экспедиций в Хвалынском районе.Особенно известны археологические экспедиции В.Г.Миронова, изучавщего древнюю историю хвалынской земли более четверти лет с 1963 года.Данные различных археологических экспедиций показывают, что наша земля была заселена и непрерывно осваивалась , начиная с эпохи неандертальцев. И сам Ф.Г. Пичиенко с сотрудниками музея отправлялся в экспедиции по родному краю. Возвращались с новыми находками, гербарными образцами, предметами быта прошлых эпох, археологическми находками.
Ф.Г. Пичиенко увлечённо занимается научно – исследовательской деятельностью. Работает в нескольких направлениях. Его заинтересовала тема Гражданской войны, а именно установление советской власти в Хвалынском уезде. Он много встречается с участниками тех событий, работает в центральных архивах страны, собирая материал по интересуещей его теме.
Но наверное, что его больше всего интересовало – это живопись. Фёдор Григорьевич делает всё возможное, чтобы пополнять фонды художественного отдела музея.
Ещё до его прихода на работу в музей, в Хвалынске 1 мая 1960 г была открыта картинная галерея. Для неё местные власти передали музею здание, ранее принадлежавшее Радищевым.
« В краеведческом музее накопилось с десяток полотен, Министерство культуры РСФСР передало партию картин из своих фондов, Саратовский государственный музей им. А.Н.Радищева прислал выставку – передвижку. Всего в семи небольших залах было собрано до сотни произведений живописи, графики, скульптуры… Весть об открытии на родине К.С. Петрова – Водкина дошла до художественой общественности Москвы. Первым откликнулся народный художник СССР В.А.Фаворский. В дар галерее он прислал свои две работы: «портрет Кутузова» и «портрет Ф.М.Достоевского».[3]Будучи сам художником, Фёдор Григорьевич пользуется своими связями с художниками Астрахани, Саратова, Москвы. Ездил по мастерским и всегда возвращался с картинами. «Он наполнил фонды раритетами: произведениями известных мастеров – С.Чуйкова, Кукрыниксов, А.Летунова, К.Редько, Б.Неменского, Н.Ромадина,Б.Пророкова, Ю.Пименова и других. Он добился присвоения картинной галереи имени Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина в 1964 году, тогда ещё «опального» художника. Фёдор Григорьевич был одним из тех, кто верил в бессмертное имя Кузьмы Сергеевича и пропагандировал его творчество, выступал не только перед хвалынской аудиторией, но и был участником первой конференции «К.С.Петров – Водкин – художник и литератор в Музее литературы в 1979 г в Москве, выступал с докладом и был очень тепло встречен аудиторией»[4].
Видимо тогда у Ф.Г. Пичиенко зародилась мысль создать на родине К.С.Петрова – Водкина мемориальный музей, тем более сохранился дом родителей художника. В начале 1980-х годов он начал переписку с дочерью художника – Дунаевой Еленой Кузьминичной, которая поддержала начинания Фёдора Григорьевича. И дом – музей К.С.Петрова – Водкина был создан, но спустя 15 лет.
Картинная галерея же стала центром художественной жизни города. Здесь постоянно проводились и проводятся выставки местных художников, художников Саратова, Балаково, Самары, Москвы и других.
Во время руководства музеем, Ф.Г.Пичиенко добился и строительства нового здания краеведческого музея. Помощь в этом была оказана высокопоставленным земляком, главным идеологом СССР, М.А. Сусловым. «В 1977 г… построили за рекордно короткий срок самое современое по тем временам здание и передали музею. Здание было создано фирмой «Жилстрой» Саратовгоссторя под руководством заслуженного строителя РСФСР начальника управления Н.Л.Стряпчева, незаслуженно забытого. Здание создавалось как пантеон известному руководителю государства и экспозиции эпохи развитого социализма. За два года до этого в Березовском карьере Пугачёвского района был обнаружен пласт мраморного оникса…. Вот таким камнем отделано роскошное фойе нового здания музея. Сейчас в этом здании создан прекрасный отдел природы, построенный по новейшему диорамному принципу экспозиции.»[5]
Ф.Г. Пичиенко приехал в Хвалынск, когда были ещё живы художники И.А.Елатонцев, В.Ф.Орехов, Л.А.Радищев, о которых он оставил очень интересные воспоминания. И так получилось, как вспоминал Фёдор Григорьевич, с первым с кем он познакомился, был И.А.Елатонцев. «Неназойливо я стал навещать тихого, робкого художника, в котором притягивала меня будто скрытая большая культура. Иногда я приносил ему показать свои тоже редкие этюды, выслушивал очень тактичные замечания. Бывало он без всяких скидок, просто поругивал за небрежное отношение к натуре, к рисунку, ошибки в живописи. Я не обижался, приходил вновь…. Из многих встреч, начиная с 1937года и до его кончины зимнее промозглое время 1950 года, и сложились мои воспоминания об этом удивительно скромном, умном человеке».[6]
Также Ф.Г.Пичиенко познакомился и с В.Ф. Ореховым . «Фавн, загадка для окружающих, улыбка сквозь обвислые моржовые усы, тепло светлых глаз. Таким он остался в моей памяти…. Осенью 1944года судьба столкнула меня с … удивительным, не от мира сего, человеком ( Л.А.Радищевым). С тех пор храню его маленькую акварель».[7]
Фёдор Григорьевич не просто вспоминает этих художников, но и исследует их творчество, подробно описывает их жизнь, занятия, увлечения. А это бесценный материал для истории изобразительного искусства нашего края.
Ф.Г.Пичиенко и сам был хорошим художником. Принимал участие в выставках самодеятельных художников, например в Саратове в 1970 году. Занятий живописью и рисованием он не бросал никогда: в свободную минуту не упускал возможности взяться за кисть или карандаш.
После ухода на пенсию в 1986 году серьёзно взялся за живопись. Большинство картин писал в акварельной технике, которая считается сложной техникой при всей кажущейся её доступности. При этом Фёдор Григорьевич использовал эту технику когда писал по мокрому листу – пятно краски расползается и надо уметь подчинить его своему замыслу.
« В таких акварелях, как «На пруду», «Зима в Черемшанах», «Перед дождём», Фёдору Григорьевичу удалость «обуздать» акварель, здесь он живописует, даёт возможность краске «выговориться» во всю возможную силу»8.
Как истинный астраханец, Фёдор Григорьевич был влюблён в Волгу. И поэтому много её рисовал. Старался запечетлеть Волгу, когда свежий ветер поднимает воду и образуются волны с белячками, когда солнце спрячется за облаками и у реки появляется суровый вид, то показывает бескрайние просторы Волги – матушки.( Пейзажи «Осень на пляже», Пляж. Хвалынск», «У причала»). Также у художника есть пезажи, на которых изображены улицы и окрестности Хвалынска.
И чем бы не занимался Фёдор Григорьевич, всегда он оставался самим собой, имел свою точку зрения на происходившие события, сам принимал активное участие в жизни города, страны. Он сумел создать сплочённый коллектив единомышленников вокруг себя. Ф.Г.Пичиенко был неповторимым человеком, очень энергичным, ответственным, а самое главное – любящим наш город и музей и сделавшим их известными на всю страну.
Надо отметить, что город без музея - ущербный город, ещё в большей мере, чем город без театра или кинематографа. Это город – слепой к эстетическим ценностям, глухой к прошлому. Благодаря основателям нашего краеведческого музея, руководителям, в том числе и Ф.Г.Пичиенко, к Хвалынску и его жителям эти слова не применимы.
Список использованной литературы
3.Хвалынские художники. Воспоминания Ф.Г.Пичиенко.- Фонды краеведческого музея г. Хвалынска
4.В.И. Бородина. «Искусство быть нужным ( к 90-летию Ф.Г.Пичиенко)» - сайт: Новости Радищевского музея; 2.03.2006
5.В.И.Бородина. К 90-летию со дня рождения Ф.Г.Пичиенко.- сайт Хвалынск – Сити. 2006г
6.Фонд Ф.Г. Пичиенко – Хвалынский краеведческий музей.
Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №2 г.Хвалынска Саратовской области
К биографии Ф.Г.Пичиенко – директора краеведческого музея г.Хвалынска
Работу выполнила
Колесникова Анна,
Ученица 8 класса
МОУ СОШ №2
г.Хвалынска
руководитель:
Панкратова Л.В.,
Учитель истории
МОУ СОШ №2
г.Хвалынска
Хвалынск
2009
[1] Хвалынские художники. Воспоминания Ф.Г.Пичиенко.- Фонды музея.- с.2
[2] В.И. Бородина. «Искусство быть нужным ( к 90-летию Ф.Г.Пичиенко)» - сайт: Новости Радищевского музея; 2.03.2006
[3] Ф.Г.Пичиенко. Город Хвалынск. – Саратов:Приволжское книжное издательство; 1977. – с79
[4] В.И. Бородина. «Искусство быть нужным ( к 90-летию Ф.Г.Пичиенко)» - сайт: Новости Радищевского музея; 2.03.2006
[5] В.А.Непочатых. Хвалынск.- Саратов: Приволжское книжное издательство; 2000 – с.154
[6] Хвалынские художники. Воспоминания Ф.Г.Пичиенко.- Фонды музея.- с.5
[7] Хвалынские художники. Воспоминания Ф.Г.Пичиенко.- Фонды музея.- с.9, 23
8.В.И.Бородина. К 90-летию со дня рождения Ф.Г.Пичиенко.- сайт Хвалынск – Сити,. 2006г
Эта весёлая планета
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Невидимое письмо
Любимое яичко
Кто самый сильный?