История ненецкого народа самобытна и уникальна. Ненцы ведут кочевой образ жизни, который напрямую связан с их традиционным занятием – оленеводством. Чтобы познакомиться поближе с этой удивительной культурой, я решила исследовать традиционные занятия ненецких девочек моего возраста. Постепенно изучая эту тему я остановилась на самом интересном – традиционной ненецкой кукле нгухуко или нгуху.
Меня заинтересовало, знают ли мои одноклассники в какие куклы играли сверстницы – тундровички, как они выглядят, можно ли ненецкую куклу переодевать. Такие вопросы я задала ребятам 1-4 классов нашей школы. Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что ребята мало что знают об истории ненецкой куклы.
Обоснование выбора темы:
· Ненецкая национальная игрушка помогает понять характер этого народа, его историческое прошлое.
· Все традиционные игры и национальные игрушки – это большая радость для детей.
· Сегодня мы с интересом вглядываемся в традиции и предметы быта малочисленных народов Севера.
· Окунуться в атмосферу старого времени – это крайне увлекательное путешествие. Совершить такое путешествие нам помогают старые книги, старая утварь, национальный костюм и конечно же старая игрушка.
· Радость от самодельной куклы хочется вернуть…
Кроме того, очень часть по телевизору и из уст взрослого поколения мы дети слышим, что «происходящие изменения в культурах народов Севера приводят к исчезновению многих традиций». И мне кажется, что очень важно сохранить традиционный процесс воспитания детей с помощью игр. Говорят, «то, что ребенок усваивает в детстве, сохраняется на всю жизнь».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 347.5 КБ |
![]() | 2.68 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Ненецкая кукла – нгухуко.
Трофимова Кристина,
ученица 3 «Б» класса
МОУ СОШ № 3
г. Салехард, ЯНАО
Руководитель: Гизатулина Начия Аминовна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3
г. Салехард, ЯНАО
г. Салехард
2010/2011 учебный год
Содержание
Введение
«Быт. Верования, воззрения народа в пленительной миниатюрной форме, но ярко и наглядно проходят в играх детей»
Харузина В. Н.
Моя родина город Салехард, столица Ямало-Ненецкого автономного округа. Наш округ – это северная земля, которая славится богатыми недрами, разнообразными животными, и, конечно же, историей. Коренным населением нашего округа принято считать традиционные народы ненцы, ханты, манси, селькупов. Самым большим по численности народ, проживающий на нашей земле, является народ ненцев, в честь него и был назван наш округ.
История ненецкого народа самобытна и уникальна. Ненцы ведут кочевой образ жизни, который напрямую связан с их традиционным занятием – оленеводством. Чтобы познакомиться поближе с этой удивительной культурой, я решила исследовать традиционные занятия ненецких девочек моего возраста. Постепенно изучая эту тему я остановилась на самом интересном – традиционной ненецкой кукле нгухуко или нгуху.
Меня заинтересовало, знают ли мои одноклассники в какие куклы играли сверстницы – тундровички, как они выглядят, можно ли ненецкую куклу переодевать. Такие вопросы я задала ребятам 1-4 классов нашей школы. Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что ребята мало что знают об истории ненецкой куклы. Мне захотелось рассказать об этом сверстникам.
Цель: проанализировать роль ненецкой куклы в воспитании детей.
Задачи: 1. Рассмотреть историю детской самодельной куклы;
2. Рассмотреть историю возникновения куклы нгухуко;
3. Создать презентацию «Знакомьтесь - нгухуко».
4. Сшить ненецкую куклу.
Обоснование выбора темы:
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время происходит изменение культуры народов Севера, исчезают многие национальные традиции. И мне кажется, что очень важно сохранить традиционный процесс воспитания детей с помощью игр. Говорят, «то, что ребенок усваивает в детстве, сохраняется на всю жизнь».
Я выдвинула гипотезу, что через куклу из поколения в поколение передается духовная сила, национальное богатство, талант и культура целого народа.
Этапы исследования
Результаты представления исследований
Данная исследовательская работа ориентирована на изучение соответствующей литературы, посещение музеев, выставочных залов, встречи с коллекционерами ненецких кукол, наблюдение, сбора, систематизации и анализа полученных результатов, выводы.
В результате самостоятельных действий была решена поставленная проблема, оформлены результаты и проведена презентация полученных результатов.
Основная часть
А вы знаете, откуда и как появились знакомые всем нам с детства игрушки?
С самых первых дней нашего рождения нас окружали множество игрушек, заботливо купленных для нас родителями. Нас развлекали сначала погремушки, по мере взросления им на смену пришли другие игрушки: куклы, машинки, кубики, мягкие игрушки.
И никто не задумывается, что первоначально игрушки в древности имели совершенно другое, чем игра, предназначение.
Игрушки в виде погремушки и трещотки в начальную пору своего возникновения являлись своего рода амулетом, предохраняющим детей от злых духов. А злые духи, как считалось, не любили громких, звенящих и трещащих звуков. У многих народов даже нашивали на одежду детей специальные бубенчики.
Кукла, пожалуй, самая древняя после погремушки, игрушка. Первоначально у куклы отсутствовали ноги – они ей просто были совершенно не нужны. Глаз тоже не было – но уже совершенно по другой причине: они были небезопасны.
Со дня своего рождения куклы служили людям божками. Их лепили из глины, изготавливали из камня или дерева, а потом молили о помощи. В зависимости от того, помогал божок или нет, то его благодарили или наказывали.
Если божок оказывался трудолюбив и делал то, о чем его просили, то ему выражали признательность – для этого у божка намазывали рот пищей, то есть кормили.
Если же божок был лентяй – его выбрасывали (кому нужен такой нерадивый бог!)
Выброшенных божков в качестве игрушек подбирали дети. Но так как в отвергнутых богах могла еще оставаться магическая сила и они могли отомстить за то, что их выкинули и обидеть ребенка, то им стирали лица: что они могли сделать без лица? И божки превращались в игрушки.
Постепенно игрушки в виде кукол сами стали оберегами для детей. Их даже вешали над люльками детей, чтобы игрушки защищали дитё от злых духов. У кукол также отсутствовало лицо для того, чтобы духи не могли в них вселиться.
Кроме того в наряде игрушки обязательно присутствовал красный цвет. Красный цвет по поверью охранял от сглаза и травм. Узор на наряде тоже не был случайным - он тоже служил для оберега.
Тряпичная кукла была характерной принадлежностью детского быта у самых разных народов. Уникальные экземпляры мягких кукол IV, VI, VII вв. н. э. найдены в египетских гробницах романского периода, которые хранятся в Британском музее Лондона. Кукла ясно отражает черты национального художественно-образного мышления.
Кукла – первая игрушка, которая оживает для ребенка, становится для него одушевленным персонажем: другом, советчиком, помощником, учителем, а иногда и врагом. Каждая кукла имеет свой голос, характер, привычки. Изучая куклу и процесс игры можно наблюдать за многими элементами культуры, скрытыми в обыденной жизни.
2.Общие черты в создании русской и ненецкой куклы
Особое место в системе игрушек всех народов занимают тряпичные куклы. Даже в самых бедных семьях такие куклы имелись обязательно.
Много лет прошло с тех пор, как крестьянская девочка из рассказа А.Н.Толстого смастерила свою нехитрую игрушку. Самодельная кукла – закрутка из сена была очень привлекательна простотой изготовления и доступностью материала. Соломенная куколка – игрушка с сюрпризом. Если куклу слегка потрясти на подносе или, поставив на стол, постучать кулаком по его поверхности, фигурка начинает двигаться, поворачиваться, как бы танцевать. Сколько радости доставляли эти простые и одновременно такие забавные поделки крестьянской детворе, для которой покупные игрушки были недоступны. Однако соломенные куклы были недолговечны.
Совсем другое дело тряпичная кукла. Принцип изготовления русской и ненецкой куклы очень похож. Разница состоит лишь в том, что основой в изготовлении русской куклы является закручивание двух лоскутков светлой однотонной ткани, полученную основу затем «наряжают», а основа ненецкой куклы – это клюв птицы и суконная основа.
Сохранившиеся старинные куклы на тканевой основе поражают тщательностью исполнения: в мельчайших подробностях выполнены детали одежды, головные уборы, украшения, прически, национальный костюм.
В традиционной культуре, согласно древним поверьям, кукла способна творить добро или зло. В русской культуре, как и в ненецкой, игровым куклам намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.
Наряжали куклу с особым старанием, знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки.
Куклы получались разными и одновременно похожими друг на друга.
3.История возникновения куклы нгухуко.
Куклы ненцев, ханты, селькупов и коми-зырян имеют между собой черты сходства, но у каждой есть и свои отличительные особенности. На примере куклы хочется проследить некоторые черты в традиционной культуре ненцев.
В Ямало – Ненецком окружном музейно-выставочном комплексе им.
И.С. Шемановского собрана небольшая, но удивительно яркая коллекция национальных игрушек северных ненцев, среди которых есть кукла нгухуко
История создания кукол нгухуко напрямую связана с духовными представлениями северных народов.
У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка, рассказала Нина Михайловна Егерь. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша.
Из беседы с методистом окружного Дома ремёсел Людмилой Николаевной Салиндер, я узнала, что своей матерью-прародительницей ненецкие народы считали птицу. Поэтому брали для изготовления кукол клюв водоплавающей птицы, потому что она чувствует себя хорошо во всех трёх стихиях: летает в воздухе, ходит по земле, плавает по воде. В древности ненцы считали, что птицы связаны с великими духами: они думали, что осенью птицы улетают к ним, а весной возвращаются. Считалось, что так они ограждают своих детей от зла и различных напастей.
Традиционный уклад жизнедеятельности ненцев напрямую связан с оленями, а именно с их постоянным движением по тундре. В таких условиях дети растут постоянно в дороге, и их образ жизни «уходящая вперед дорога». Агриш ведет мужчина и за ним следует женщина. Так, мальчики, подражая отцу, начиная с 4-5 лет, все свое основное время проводят на улице с оленями, играя в подвижные игры.
Обязанности женщины – это создание теплого места – дома, куда бы мог прийти уставший муж на отдых и где бы росли малые дети. Подражая образу матери, девочки играют в дом и семью, и именно их основными игрушками становятся куклы нгухуко.
Нухуко или нгуху – название традиционной ненецкой куклы-игрушки. В переводе с ненецкого языка значит «игрушка». Ее внешний вид приковывает внимание, и это не случайно, ведь она выполнена из костяной пластины клюва и ткани. Условно ее строение делится на две части: голову и туловище.
Головой куклы служит верхняя пластина клюва водоплавающей птицы (гуся, утки ). Клюв водоплавающей птицы может быть с куском меха снятым с лобной части птицы, а может и без него. Клюв является «неизменной» основой куклы. От его размера зависит будущее куклы. Маленькие клювы используют для создания кукол-детей (4-5 см), большие (чаще всего гусиные) для создания кукол-мужчин (13-14 см), а средние (утиные, 8-12 см) для кукол-женщин. И маленькие тундровички в зависимости от того, какой птице принадлежит клюв, определяют пол самодельной куклы: если это клюв гуся – это кукла - мужчина, если клюв утки – это кукла- женщина. Так же при создании куклы обращают внимание на окрас клюва. Яркие клювы – это основы для создания праздничной, нарядной куклы.
Туловище куклы представляет собой продолговатый кусочек сукна или драпа, высотой 10-15 см, имеет вид правильной вытянутой трапеции, расширяющейся к низу. Основа туловища делается из двух частей: передней и задней полочек, которые одновременно являются одеждой нгухуко. (Фото 1)
Передняя полочка это лицевая сторона одежды куклы и чаще всего она украшается продольными полосами. Полосы вырезаются из сукна (шириной 3-4 см), разного цвета (чаще всего красного, желтого, синего, зеленого). Обычно используют нечетное количество полос: 3, 5, 7 и т.д. Пришиваются полосы с двух сторон к передней полочке, нитками по цвету полосы. Дополнительно костюм куклы может быть декорирован бисером, нашитым на боковые полосы. Иногда простые полосы заменяются полосами, состоящие из орнамента в виде треугольников или зайчих ушек.
Задняя полочка спина куклы со всех сторон примерно на 3 мм больше передней и может быть вырезана из материала другого цвета. Между собой, полочки сшивают по низу, бокам и плечам, оставляя отверстие сверху.
В полученное на туловище отверстие вставляют голову (клюв) и закрепляют ее, ушивая ворот, также иногда делают несколько дополнительных стежков по костяной пластине и основе. Для укрепления ворота кукле вырезают цветной воротник прямоугольной формы из сукна или меха, которым горизонтально обворачивают клюв, вставленный вовнутрь костюма.
Очень многое символизирует цвет лицевой стороны одежды куклы. Кукла молодой женщины имеет яркий костюм. Кукла пожилой женщины костюм из приглушенных тонов. Синие, темно-зеленые, черные цвета преобладают в костюмах мужчин. Очень редко костюм (основу) шьют из белого или светлого материала. Это объясняется тем, что белые цвета символизируют у данного народа цвета высших божеств и духов, которым делаются приклады из светлых материалов.
У кукол – женщин и носик изящнее и головку украшают нарядные косы, сделанные опять же из сукна и украшенные бисером. (Фото 5)
Ложных кос может быть от 2 до 4. По наличию ложных кос и украшений из бисера, можно определить, что кукла нгухуко является девушкой, женщиной, напротив, у кукол нгухуко мужчин подобные украшения отсутствуют.
Можно выделить два варианта ложных кос. Первый вариант: суконные косы с бисером. Основой таких кос является прямоугольная полоса материала, чаще всего из сукна, длиной 10-12 см и шириной 1 см. Полосу сворачивают пополам и посередине изгибают уголком, так чтобы два конца полосы спускались вниз в одной плоскости, параллельно друг другу или под углом. Лицевая сторона кос украшается вертикальными и горизонтальными бисерными нитками, а также бусами и металлическими подвесками. Крепятся такие косы за счет «центрального уголка», полученного при сгибании полосы, за который косы пришиваются к вороту одежды со спины куклы.
Второй вариант: ложные косы из бисера. Для бисерных кос используют сухожильную нитку (сейчас леску) и, начиная с узелка нитки, всегда набирают косу из 5 (и более) цветов бисера. Примерив к одежде и определившись с длинной косы, ее пришивают к вороту со спины, отступив немного от первой косы, чаще всего на эту же нитку собирают другую косу, заканчивая работу завязыванием узелка. Так же делают бисерные косы при помощи одной бисерной ленты, которую сгибают пополам и пришивают к вороту, сверху оставляя небольшую петлю. Такие бисерные косы украшаются еще 2-3 поперечными (горизонтальными) бисерными полосами.
Наряды куклы нгухуко очень просты, но в тоже время каждая кукла именно по своей одежде и набору украшений индивидуальна и несет на себе отпечаток своей мастерицы. (Фото 3)
Девочек с 5-6 лет матери готовят к роли хозяйки. Шестилетним девочкам матери дарят меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками, для рукоделия. В этих сумочках хранятся все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, наперсток, иглы. (Фото 2)
Старшие женщины показывают, как правильно разминать шкурки, выкраивать и подбирать кусочки кожи для аппликации, нанизывать бисер. Первыми самостоятельными изделиями девочек становятся одежда для кукол, матерчатые игольницы и несложные украшения из бисера. В дальнейшем юные мастерицы шьют для своих любимцев миниатюрные меховые ягушки и шапки-капоры, для мужчин – гусей и малицы, причем соблюдая все тонкости настоящей одежды. Своеобразные уроки на будущее.
Первых кукол дочерям делают матери или старшие сестры, затем под их руководством девочки самостоятельно мастерят игрушки. Люди стойбища судят об умениях будущей невесты по ее детским игрушкам. (Фото 4)
У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей.
3.Кукольное хозяйство.
В тундре куклы-нгухуко есть в каждом чуме, где есть девочки. Таких кукол у ненецкой девочки собирается целое семейство: папа, мама, бабушка, дедушка и дети. Это традиционный, стандартный набор для игры. Также имеется кукольный гардероб и целое кукольное хозяйство.
Все кукольное хозяйство создается своими руками девочек. Ведь на Ямале женщины-хозяйки пользуются большим уважением. Особенно высоко ценится женское умение шить, так как хорошая одежда, в условиях Севера, очень нужна человеку. Например, в сказках говорится: «Богатырь гордится, если у него есть рукодельница-дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, от иглы следа нет».
Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям украшения замши и меховой одежды. Они отделывают платья разноцветными тряпочками и лентами, украшают одежду и обувь узорами из цветного бисера.
У куклы и ее семьи есть маленький чум, нарты и олени, причем олени могут быть из разного материала: дерева, камней, костей, оленьих копыт. Конечно же, у кукол есть и посуда: чашки из сухих рыбьих позвонков, которые обычно хранятся в спичечной коробке, играющей роль низкого ненецкого стола. Посуду для кукол изготавливают также из бересты. У кукол есть и различные миниатюрные нарты, выстроганные специально отцом или старшими братьями. Такое кукольное хозяйство мне удалось увидеть у Валентины Нёлёковны Няруй.
Чум кукол состоит из 20 и более тонких длинных палочек (30-50 см), каркас чума покрывается как и в повседневной жизни зимой нюками, а летом брезентом. Во внутрь кукольного чума вешается тряпичный полог отделяющий спальные места кукол-хозяев и защищая их от комаров в летнее время. Словом, у нгухуко есть целое хозяйство, как у настоящих ненцев: кукольная лодка «калданка», маленькая сеть для рыбы, нарты, хореи, тынзяны, упряжь. Играя в куклы, дети изображают эпизоды реальной жизни. Взрослые, наблюдая за ними, ненавязчиво корректируют их действия, прививая правила поведения, принятые в той или иной ситуации. Научившись строить кукольный дом, дети начинают на улице строить «игровой чум». Это маленький дом (чум) для игры детей. Его каркас сооружают из коротких шестов и хореев, накидывают на него шкуры или куски брезента, приносят туда свои куклы, мешочки для рукоделия и играют там целый день. В игровом чуме есть и доски для пола, и посуда. И постельные принадлежности – все, как в настоящем чуме. На ночь чум для игр разбирают, так как у ненцев существует поверье, что в нем могут поселиться злые духи.
Заключение
Первый мир, который строит в своей жизни человек и в котором он сам распределяет роли – это мир куклы – нгухуко. Детские игры, несмотря на их простоту, выполняют важные ритуальные функции по сохранению традиций и подготовке ребенка к его будущей семейной жизни и трудовой деятельности.
Так, кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек. Матери обучают детей основам национального искусства. Они дают девочкам для игры лоскутки с образцами орнаментов и показывают, как их сделать. При этом мать объясняет дочери значение орнаментов, учит видеть в них черты птиц и зверей, попутно вспоминает и подходящую пословицу или сказку. Угадывание образов животных в орнаменте, в украшении собственных игрушек превращает работу в игру, воспитывающую у девочек художественный вкус.
Кроме того, через обращения и игру с куклой закладываются основы духовной культуры. Существует поверье, что как сложится жизнь куколки у девочки, так впоследствии может сложиться ее собственная жизнь. Поэтому девочки своих кукол берегут. Иногда игрушка становится личным талисманом или оберегом и сопровождает свою хозяйку до старости.
«К сожалению, сейчас в современных ненецких семьях преобладают куклы, купленные в магазинах. И мало кто из коренных жителей, живущих в городе или посёлке имеет национальные куколки.» - сообщила мне Валентина Нёлёковна Няруй. И я решила опросить 16 ненецких семей (это семьи наших учеников, методистов ЦСН ОЦНК, ИУУ), с целью уточнить, есть ли у них национальные ненецкие куклы – нгухуко. И каково было мое удивление, что только в 6 семьях есть эти куклы, и дети знают об их истории (см. рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма «Соотношение ненецких семей, использующих в воспитании своих детей национальную куклу – нгухуко»
Диаграмма показывает, что количество ненецких семей, знающих национальные традиции куклы нгухуко, а так же правила изготовления куклы нгухуко составляет 23,5% от общего числа опрошенных семей, что на 25% меньше количества семей, которые не используют в воспитании своих детей национальные традиции куклы нгухуко.
Это исследование даёт подтверждение тому, что, действительно, в настоящее время происходят изменения национальной культуры народов Севера, наблюдается исчезновение национальных традиций.
В процессе исследовательской работы над темой мне доставило большую радость общение с Еленой Григорьевной Сусой, посещение и осмотр частных коллекций кукол-нгухуко. Такая коллекция кукол есть у Нины Михайловны Егерь, преподавателя родного языка и литературы Салехардского многопрофильного колледжа, Ее коллекция насчитывает 150 национальных кукол: здесь есть куклы народов коми, ханты и, конечно же, куклы-нгухуко. Каждая кукла представляет произведение искусств, ни одна кукла не похожа друг на друга: у каждой куклы свой характер, своя душа. Салиндер Лариса Николаевна рассказала и показала мне, как создается кукла и я, с ее помощью, сшила свою первую куклу – нгухуко.
Я самостоятельно сшила свою первую куклу. И пусть эта кукла не является произведением искусства, но у меня появились определенные навыки, свои маленькие секреты. Использование разнообразных подсобных материалов создало возможность для развития личного творчества, фантазии, поиска нового. Я поняла, что можно своими руками создавать красивые и неповторимые вещи.
Полки магазинов радуют нас огромным количеством разнообразных кукол. Этими куклами любуются, их коллекционируют, украшают свои квартиры. Но самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками. Пусть она будет не так красива, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной заполняется сердце. В этом чувствуется то, что мы называем душой.
Работа над этим проектом способствовала изучению традиции ненецкого народа в воспитании подрастающего поколения через национальную куклу-нгухуко.
Гипотеза, что через куклу из поколения в поколение передается духовная сила и национальное богатство, мудрость, талант и культура целого народа получила своё подтверждение.
Список литературы
2. Няруй В. Н., Сэрпиво Т. Л. Ненцы. Уроки предков. Т: Изд-во ИПОС СО РАН, 2007.
3. Рейсон-Правдин А.Н. Игра и игрушка народов обского Севера /Советская этнография, 1949. №3. с. 131
4. Сусой Е. Г. Из глубины веков. Т: Изд-во ИПОС СО РАН, 1994
5. Хомич Л. В. Ненцы. М: Дрофа, 2003 г.
Список информаторов
1.Егерь Нина Михайловна, преподаватель родного языка ЯМК, коллекционер национальных кукол.
2. Салиндер Лариса Николаевна, ведущий методист ГУК «Окружной Дом ремёсел».
3. Сусой Елена Григорьена, директор музея – квартиры Л. В. Лапцуя
4. Ромейко Ирина Владимировна, научный сотрудник МВК им. Шемановского
Приложение
Словарь
Агриш – обоз оленьих упряжек.
Гусь – верхняя мужская одежда без разреза спереди.
Калданка – мансийская лодка, выдолбленная из дерева.
Малица – верхняя одежда из шкур с капюшоном и рукавицами.
Нарты - сани в оленьей или собачьей упряжке у народов Сибири
Нгухуко - ненецкая кукла.
Нгухуко – ненец. «игрушка»
Нюк – меховое покрытие чума.
Стойбище - поселение кочевых народов Севера
Туесок – ведерко из бересты.
Тынзян – аркан из узких ремней.
Хорей – шест, которым погоняют оленей при езде.
Чум – это жилище в форме конуса, покрытое оленьими шкурами или берестой.
Ягушка – меховая женская шуба.
Анкета
а). да
б). нет
в). не знаю
2. Из чего сделана ненецкая кукла?
а). дерево
б). ткань
в). мех
3. Похожа ли ненецкая куколка на современную куклу?
а). да
б). нет
в). не знаю
4. Можно ли переодевать ненецкую куколку?
а). да
б). нет
в). не знаю
Фотографии
Фото 1
Ненецкие куколки
Экспонаты ГУ «ЯНОМВК им. И.С.Шемановского» г. Салехард.
Фото 2
Женская сумочка
В ней девочка хранит свои куклы.
Фото 3
Женская ягушка и мужская малица для кукол
Экспонаты ГУ «ЯНОМВК им. И.С.Шемановского» г. Салехард.
Фото 4
Ненецкая кукла – женщина в зимней ягушке с люлькой.
Экспонаты ГУ «ЯНОМВК им. И.С.Шемановского» г. Салехард.
Фото 5
Ненецкая кукла
Экспонаты ГУ «ЯНОМВК им. И.С.Шемановского» г. Салехард.
Фото 6
Семья
Экспонаты ГУ «ЯНОМВК им. И.С.Шемановского» г. Салехард.
Фото 7
Егерь Н. М. знакомит с коллекцией кукол.
Фото 9
Егерь Н. М. и я
Фото 10
Салиндер Л. Н. рассказывает о пошиве куклы.
Фото 11
Салиндер Л. Н. даёт мастер - класс
Фото 12
Салиндер Л. Н. даёт мастер - класс
Фото 13
С Е. Г. Сусой
Фото 14
В музее – квартире Л. В. Лапцуя
Слайд 1
Трофимова Кристина, ученица 3 «Б» класса МОУ СОШ № 3 г. Салехард, ЯНАО Руководитель: Гизатулина Начия Аминовна , учитель начальных классовСлайд 2
Ненецкая кукла – нгухуко
Слайд 4
Цель: изучить игровую деятельность ненецких девочек и значение в ней куклы из далекого прошлого и до наших дней. Задача: пробудить интерес у моих сверстников к ненецкой кукле.
Слайд 5
Домашний (семейный) дух — покровитель хэхэ Божок народа ханты
Слайд 6
В музее – квартире Л. В. Лапцуя Встреча с Е. Г. Сусой
Слайд 7
Егерь Нина Михайловна - коллекционер кукол
Слайд 8
Мастер – класс проводит Салиндер Лариса Николаевна
Слайд 10
Нухуко или нгуху – название традиционной ненецкой куклы-игрушки. Нухуко " – в переводе с ненецкого значит "игрушка«. Ее внешний вид приковывает внимание, и это не случайно, ведь она выполнена из костяной пластины клюва и ткани. Условно ее строение делится на две части: голову и туловище. Женщина нгухуко Экспонат ГУ «ЯНОМВК им. И. С. Шемановского » Клювы водоплавающих птиц
Слайд 13
Мужчина нгухуко Экспонат ГУ «ЯНОМВК им. И. С. Шемановского » Дети нгухуко Экспонат ГУ «ЯНОМВК им. И. С. Шемановского » Бабушка нгухуко Экспонат ГУ «ЯНОМВК им. И. С. Шемановского »
Слайд 15
Одежда для кукол Экспонаты ГУ «ЯНОМВК им. И. С. Шемановского » Хозяйство куклы Экспозиция музея – квартиры Л. В. Лапцуя
Слайд 16
У детского чумика
Слайд 19
http://www.nsu.ru/education/etno/ugry/ugr16.jpg http://www.gublibrary.ru/pub/narody/nency/narody_yamala.htm#rel Фотографии экспонатов из архива ГУ «ЯНОМВК им. И. С. Шемановского » Личные фотографии и видеозапись
Крутильный маятник своими руками
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Ель
«Течет река Волга»
Как нарисовать черёмуху