Она выяснила, что подростки подвергаются воздействию инфразвука, который отрицательно влияет на организм. Она познакомила одноклассников с мерами профилактики вредного влияния инфразвука.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 116.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волоконовская средняя общеобразовательная школа №1
Волоконовского района Белгородской области»
Исследовательская работа на тему:
«ВЛИЯНИЕ ИНФРАЗВУКА НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА»
Выполнила:
Степаненко Евгения Сергеевна,
ученица 8 «В» класса
Руководитель:
Вартанян М.А., учитель
физики МОУ «Волоконовская
СОШ №1»
Волоконовка, 2011г.
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………………3 стр.
II. Основная часть…………………………………………………………4 – 9 стр.
III. Заключение…………………………………....................................9 - 10 стр.
IV. Список литературы……………………………………………………. 11 стр.
V. Приложения……………………………………………….……………12 – 13 стр.
I. ВВЕДЕНИЕ
Идея заняться исследованием инфразвука возникла совершено случайно. Однажды во время проведения недели наук в школе на уроке физики по теме «Инфразвук» старшеклассница рассказала интересную историю о том, как американский физик Р. Вуд (он прослыл среди коллег большим оригиналом и весельчаком) принес в театр специальный аппарат, изучающий инфразвуковые волны, и, включив его, направил на сцену. Никакого звука никто не услышал, однако с актрисой случилась истерика.
После урока появилась куча вопросов, связанных с инфразвуком, ответы на которые решила найти сама. И я сразу же принялась за исследование.
Объект исследования:
Одноклассники, с которыми проводилось анкетирование, тестирование и выяснялось влияние на них инфразвука.
Методы исследования:
Изучение научной литературы, анкетирование, тестирование, социологический опрос.
Цель исследования:
Выяснить, подвергаются ли подростки воздействию инфразвука. И, если да, то каков результат его влияния на наши организмы. Довести до сведения учащихся результаты исследований и познакомить с мерами профилактики.
Задачи исследования:
Проблема заключается в том, что большинство людей не знают о вредном влиянии инфразвука на организм. И так как инфразвук лежит ниже полосы слышимых частот, человек не видит, не слышит, не ощущает и поэтому не придает значения опасному влиянию инфразвука. Но, по мнению ученых, именно инфразвуками, неслышимо проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются нервные заболевания жителей больших населенных пунктов.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Инфразвук – область колебаний с частотами, лежащие ниже полосы слышимых частот – 20 Гц.
Характерной особенностью инфразвука в отличие от слышимого и ультразвукового диапазона является большая длина волны и малая частота колебаний (например, при частоте 7 Гц длина волны равна 48,5 м).
Инфразвуковые волны мало поглощаются воздухом, могут свободно огибать препятствия, в результате чего способны распространяться на большие расстояния. Отмеченные особенности инфразвука затрудняют борьбу с ним, поскольку традиционные методы борьбы с шумом с помощью звукоизоляции и звукопоглощения малоэффективны.
Инфрашумы воспринимаются человеком, главным образом, как физическая нагрузка: возникает утомлением, головная боль, головокружение. Инфразвук силой свыше 150 децибел совершенно непереносим человеком; при 180 децибелах наступает смерть вследствие разрыва легочных альвеол.
Вредное воздействие инфразвука на организм человека усугубляется при совпадении частоты инфразвуковых колебаний с собственной частотой того или иного органа. Резонансные частоты для человека находятся в диапазоне 4-15 Гц. Инфразвук частотой до 10 Гц вызывает резонансные явления со стороны крупных внутренних органов – желудка, печени, сердца, легких.
Длительное воздействие инфразвука 4-10Гц может вызвать, например, хронический гастрит, колит, сохраняющиеся длительное время после прекращения его воздействия.
Инфразвук с частой 7 Гц совпадает с α-ритмом биотоков мозга, что вызывает нервно-психические явления, такие как чувство тревоги и страха.
При воздействии на человека повышенных уровней инфразвука наблюдаются затруднения дыхания, связанных, по-видимому, с вибрацией грудной клетки, с резонансными явлениями; тошнота вследствие раздражения рецепторов различных органов; расстройства терморегуляции, выражающие в возникновении озноба и ознобоподобного дрожания; нарушения зрительного восприятия; многообразные вегетативные реакции, вызванные нарушением функционирования гипоталамуса и другие. Частота различных симптомов, наблюдающихся при кратковременном воздействии инфразвука высокого уровня (120-135 децибел).
Что является источником инфразвука? Инфразвук издается различным оборудованием и возникает при:
В современном производстве и на транспорте источниками инфразвука являются компрессоры, промышленные вентиляционные установки и системы кондиционирования воздуха, турбины, доменные и мартеновские печи, тяжелые машины с вращающимися частями, двигатели самолетов и вертолетов, реактивные двигатели космических ракет, дизельные двигатели судов и подводных лодок и др. Источниками инфразвука служат и наземные средства транспорта. Например, в кабинах движущихся легковых автомобилей уровни инфразвука достигают 100 дБ в диапазоне частот 9-16 Гц при закрытом окне и 110-120 дБ в диапазоне от 2-16 Гц при открытом окне. Максимальные уровни инфразвука в компрессорных, мартеновских цехах, на предприятиях металлургической промышленности (вблизи доменных и сталеплавильных печей) составляют 82-133 дБ со среднегеометрическими частотами 2,4,8 и 16 Гц.
Не стоит отвергать влияние инфразвука на организм подростка.
Во-первых, инфразвук может распространяться на большие расстояния вследствие незначительного поглощения в атмосфере и способности огибать препятствия. Большие длины волн, свойственные инфразвуку, определяют их выраженную дифракционную способность, а значительные величины амплитуды колебаний позволяют им воздействовать на человека на значительных расстояниях от источника. А во-вторых, есть источники и поближе. Я и большинство моих одноклассников каждый день по нескольку часов слушаем очень популярную сейчас клубную и рок-музыку, насыщенную многократно усиленными низкими частотами барабанов, бас-гитар, спутниками которой обязательно является инфразвук.
Ход исследования
Для выяснения характера воздействия на моих одноклассников инфразвука я разделила класс на две группы. Первая - контрольная группа. В состав этой группы вошли одноклассники, которые не посещают дискотеки, а если слушают музыку, то негромкую и немного времени.
Вторая - опытная группа. В состав этой группы вошли учащиеся, которые слушают музыку каждый день по 2-3 часа (по дороге в школу и обратно, в свободное время дома, а также при регулярном посещении дискотек). В обе группы вошли по 5 мальчиков и 5 девочек, в возрасте 14-15 лет.
В начале исследования были проведены опрос и тестирование (см. Приложение I).
Результаты тестирования показали, что ребята из контрольной группы предпочитают слушать спокойную музыку с лирическим содержанием, лишь два человека иногда слушают классическую музыку. 70% учащихся из опытной группы слушают рок, 30% - поп-музыку. Все участники первой группы слушают музыку с умеренной громкостью не более 30 минут в день. Участники же из второй группы "заполняют" все свободное время, даже перемены между уроками в школе (т.е. несколько часов в день), причем громкость звучания слушаемого ими рока - "по максимуму", как выражаются они, так что "колонки подпрыгивают". И что же чувствуют ребята во время и после прослушивания музыки? Ребята из опытной группы откровенно сознались, что у них вибрируют внутренние органы (и это им нравится), они испытывают давление на барабанные перепонки, заложенность ушей. У 60% одноклассников из этой группы после прослушивания музыки наблюдается чувство тревоги и страха, у 80% - усталость и слабость, у 40% - головокружение. Результаты влияния инфразвука во время и после прослушивания музыки (полученные в результате тестирования и анкетирования) приведены в диаграммах (см. Приложение III).
Участники контрольной группы единогласно выбрали ответ г) в четвертом вопросе и ответ б) - в пятом. И, конечно же, они считают, что именно музыка благотворно влияет на них. Причиной плохого самочувствия 60% одноклассников (из опытной группы) считают заболевание, 40% винят большие нагрузки в школе.
Анкетирование было предложено только второй группе, т.к. ребята первой группы не ходят на дискотеки. Неделя исследования была выбрана таким образом, что ребята посетили три дискотеки в неделю (в пятницу – школьный вечер с танцами, в субботу и воскресенье – дискотеки) (см. Приложение II).
Анализ результатов анкетирования показал, что учащиеся посетили все три дискотеки и находились во время каждой по 3-4 часа (на школьной - 2 часа). Вечером после дискотеки настроение меняется. Сначала приподнятое, веселое, с приятным легким головокружением. Потом, прямо противоположное: наступает грусть, уныние, часто - нервозность. Большинство участников исследования отмечают, что долгое время не могут уснуть, у некоторых иногда - бессонница или снятся кошмарные сны. Одноклассники опытной группы так же признаются, что в течение первых двух дней проявляется чувство усталости, головная боль, тошнота, головокружение.
Наблюдения за участниками эксперимента показали контрастное поведение, хотя до начала эксперимента, пока не было деления на группы, такой разницы в поведении не замечали, то есть на этом, просто, не заострялось внимание. Теперь явно видно, что ребята из контрольной группы спокойные, сдержанные, на замечания учителей реагируют адекватно, в общении с одноклассниками предупредительны, дружелюбны.
Учащиеся же из опытной группы ведут себя прямо противоположно: они раздражительны, вспыльчивы, не сдержаны; эти качества они проявляют как в общении с одноклассниками, так и с учителями.
Очень тревожит то, что никто из опрошенных не видит никакого вреда в прослушивании громкой музыки часами, танцами под музыку в стиле рок, громкость которой превышает все допустимые границы.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании анализов тестирования, анкетирования и опроса подростков можно сделать вывод, что они подвергаются воздействию инфразвука в общественных помещениях (в том числе и в школе), в жилых домах, при езде в автобусе, в автомобиле. Но максимальное влияние на свой организм подростки получают на дискотеках и при прослушивании громкой музыки низкой тональности. Они добровольно вредят своему здоровью, потому что плохо осведомлены о вредном действии неслышимых волн на человека, а особенно на растущий организм школьника. Влияние на лицо, симптомы уже наблюдаются. Все мы: и взрослые, и дети должны кричать, бить тревогу о том, что невидимый и неслышимый враг «инфразвук» подбирается к нам со всех сторон, действует на нас, вредит нашему здоровью. Но самое главное – вести с ним борьбу.
Что могут сделать взрослые для того, чтобы оградить нас от влияния инфразвука, который находит нас на улицах, в школах и в наших домах? Наверное, для организации защиты от инфразвука необходимо применять комплексный подход, включающий конструктивные меры снижения инфразвука в источнике образования, планировочные решения, организационные, медицинские меры профилактики.
К основным мероприятиям по борьбе с инфразвуком можно отнести:
Хочется обратить внимание, что все приведенные методы борьбы нацелены на то, чтобы преобразовать колебания низкой частоты в колебания более высокой частоты, тем самым превратить инфразвук в звук слышимого диапазона.
А что в силах нам, детям, чтобы устранить или хотя бы уменьшить влияние инфразвука, по крайней мере, на свой организм. Во-первых, слушать не очень громкую музыку, а главное, чтобы тональность звуков не лежала на границе слышимых и не слышимых волн, т.к. в этом случае музыка обязательно будет сопровождаться излучением инфразвука. Рекомендую слушать классическую музыку, она очень благотворно влияет на психику и здоровье вообще, успокаивает, помогает погрузиться в свои мысли и помечтать. Во-вторых, не посещать те дискотеки, на которых звучит низкочастотная и, можно сказать низкопробная музыка. Поговорить с организаторами дискотек, осведомить их о вредном влиянии инфразвуковых волн, которыми наводнен рок и клубная музыка. Аналогичную работу провести и в школе, т.к. на школьных дискотеках звучит музыка подобного рода.
Давайте же не останемся равнодушными к поднятой проблеме, а примем необходимые меры в борьбе с вездесущим, невидимым врагом. Пусть каждый сделает все, что в его силах и тогда станет лучше мне, тебе и другим, а значит – обществу, частью которого мы являемся.
Список литературы.
Приложение I
Тест
(Разрешается выбирать несколько ответов)
1. Какой стиль в музыке ты предпочитаешь?
а) рок; б) классический; в) поп; г) «клубняк»
2. Какое количество времени ты посвящаешь прослушиванию музыки?
а) 10-30 минут; б) 30-60 минут; в) 1-2 часа; г) более 2 часов.
3. Как громко она звучит?
а) тихо; б) умеренно; в) громко; г) очень громко, дребезжат стекла.
4. Что ты чувствуешь во время прослушивания музыки?
а) ощущение давления на барабанные перепонки;
б) наслаждение;
в) ощущение вибрации тела, внутренних органов;
г) сухость во рту, кожный зуд.
5. Какие ощущения ты испытываешь после прослушивания музыки?
а) головокружение;
б) усталость, слабость;
в) чувство тревоги и страха;
г) чувство радости, приподнятое настроение.
6. Как ты считаешь, чем вызвано твое состояние?
а) у меня какое-то хроническое заболевание;
б) я устал(а) от больших нагрузок в школе;
в) я подолгу слушаю музыку и это отрицательно влияет на мое здоровье и настроение;
г) я слушал(а) спокойную, негромкую музыку, которая благотворно действует на меня.
Приложение II.
Анкета
1. Как часто вы посещаете дискотеку? (Укажите количество раз в неделю).
2. Сколько времени вы находитесь в танцевальном зале?
3. Как вы чувствуете себя в тот же вечер?
4. Как вы засыпаете и спите после дискотеки?
5. Как вы чувствуете себя спустя 1-2 дня после посещения дискотеки?
6. Знаете ли вы о причинах вашего плохого сна и самочувствия после?
Приложение III.
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Новый снимок Юпитера
Весенние чудеса
Хитрость Дидоны
Весенняя гроза