Исследовательская работа ученицы 10 класса, представленная на научно-практическую конференцию "Интеллектуалы 21 века". Результат: 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
Kozhiteeva_Yu.rar | 2.2 МБ |
III муниципальная научно-практическая конференция
«Интеллектуалы XXI века»
Человек и морфинизм. Трагедия врача наркомана. (По рассказу М.А.Булгакова «Морфий»)
Исследовательская работа
Автор работы:
Кожитеева Юлия,
ученица 10 «А» класса
МОУ «Гимназия №2»
Руководитель:
Маврина Наталья Александровна
Балаково 2011
План
1. История создания рассказа «Морфий».
2. Духовное падение личности в рассказе М.А.Булгакова.
Почему именно рассказ «Морфий» привлек мое внимание? На мой взгляд, именно этот рассказ М.А.Булгакова особенно актуален сегодня, когда нам угрожает беда. Эта беда – наркомания. Она распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год шестерых. Наркомания – непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам. Сейчас возраст наркоманов становится все ниже и ниже, и 20% от всего числа наркозависящих- это школьники. Поэтому, я считаю, что рассказ «Морфий» мог бы стать духовным ориентиром для молодого поколения. Рассказ М.А. Булгакова – это рассказ-предупреждение тем молодым людям, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя. По существу, этот рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая, присутствует уже на первых страницах рассказа, сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.
Итак, объект исследования: рассказ М.А.Булгакова «Морфий».
Цель исследования: рассмотреть духовное падение личности врача-наркомана Полякова в рассказе М.А.Булгакова. Понять, что толкает его, врача, на такой путь, почему он начинает принимать наркотики и к чему они приводят его.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: в рассказе М.А. Булгакова поставлен вопрос о смысле и целях человеческой жизни. Этот вопрос в большей или меньшей степени волнует каждого человека. Также можно предположить, что писатель не только затрагивает эту проблему, но и подсказывает читателям ее решение, и это делает рассказ притягательным.
Рассказ «Морфий» написан М.А.Булгаковым в 1927 г. Он входит в сборник рассказов «Записки юного врача». Впервые был напечатан в журнале «Медицинский работник», 1927, № 45-47. 9, 17 и 23 декабря. В 1978 г., в урезанном виде, "Морфий" появился в "Литературной России" (№ 19).
Рассказ имеет определенный нравственный стержень, который выделяет его из всего цикла, возможно, это объясняется тем, что этот рассказ отчасти автобиографичен, ведь сам Михаил Афанасьевич столкнулся с этим недугом (употребление наркотиков). Но Булгаков не по собственной прихоти стал морфинистом, а лишь по страшному стечению обстоятельств, когда спасал жизнь умирающему ребенку. Первая жена Булгакова, Т.Н.Лаппа, потом писала об этом: «Как-то, когда мы жили в Никольском, привезли мальчика, больного дифтеритом. Михаил осмотрел его и решил отсосать пленки трубкой. Ему показалось, что при этом кое-что попало и ему. Тогда он решил ввести себе противодифтеритную сыворотку. Начался у него страшный зуд, который долго не прекращался, и Михаил попросил ввести ему морфий. После принятия морфия ему стало легче, и он, боясь повторения зуда, попросил повторить инъекцию. Так постепенно он стал привыкать к морфию...»[1]. Потом он стал регулярно принимать морфий, и поначалу, как казалось, тот оказывал на него благотворное влияние, у него появлялись силы и большая работоспособность, но потом началось привыкание и постепенное разрушение организма. Именно все это Булгаков и описал в одном из своих особенно точных психологических рассказов - в «Морфии». Стоит отметить, что в данной ситуации нет ничего особенного, когда врач становится наркоманом. Наркозависимость медицинского персонала легко объяснялась, тем более в то время, когда не было особого учета наркотических средств, и доступ к наркотикам был открыт. Хотя врачи и понимают всю тяжесть последствий, которые могут их ожидать, но они полагаются на себя, считая, что контролируют ситуацию и что в любое время смогут бросить. Эта же мысль находит отражение в рассказе. Доктор Поляков пишет: «Действительно, morphium hidrochloricum грозная штука. Привычка к нему создается очень быстро. Но маленькая привычка ведь не есть морфинизм?..»[2]
Булгаков страдал морфинизмом и после перевода в Вяземскую городскую земскую больницу в сентябре 1917г. Как вспоминала Т.Н.Лаппа, одной из причин отъезда в Вязьму стало то, что окружающие уже заметили болезнь: «Потом он сам уже начал доставать (морфий) ездить куда-то. И остальные уже заметили. Он видит, здесь, (в Никольском) уже больше оставаться нельзя. Надо сматываться отсюда. Он пошел – его не отпускают. Он говорит: «Я не могу там больше, я болен», - и все такое. А тут как раз в Вязьме врач требовался, и его перевели туда»[3]. Очевидно, морфинизм Булгакова не был только следствием несчастного случая с трахеотомией, но и проистекал из общей унылой атмосферы жизни в Никольском. Молодой врач, привыкший к городским развлечениям и удобствам, тяжело и болезненно переносил вынужденный сельский быт. Наркотик давал забвение и даже ощущение творческого подъема, рождал сладкие грезы, создавал иллюзию отключени от действительности. С Вязьмой связывались надежды на перемену образа жизни, однако это оказался, по определению Т.Н.Лаппа, «такой захолустный город».
Но Михаил Афанасьевич, пристрастившись к морфию, чуть было не склонил свою первую жену к этому же. Но, к счастью, ее организм не воспринял морфий. Булгаков впрыснул ей морфий после того как у нее начались страшные боли под ложечкой. Интересно, что эта же причина и описывается в рассказе. «Вчера ночью интересная вещь произошла. Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу. Все-таки наша медицина — сомнительная наука, должен заметить. Отчего у человека, у которого нет абсолютно никакого заболевания желудка или кишечника, у которого прекрасная печень и почки, у которого кишечник функционирует совершенно нормально, могут ночью сделаться такие боли, что он станет кататься по постели?
Со стоном добрался до кухни, где ночует кухарка с мужем своим, Власом. Власа отправил к Анне Кирилловне. Та ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий»[4].
В 1917 году Булгаков перевелся в Вязьму. По сравнению с Никольским, Вязьма показалась ему раем, что собственно тоже отразилось в его рассказе: «Начавшаяся вьюга подхватила меня, как клочок изорванной газеты, и перенесла с глухого участка в уездный город. Велика штука, подумаешь, уездный город? Но если кто-нибудь подобно мне просидел в снегу зимой, в строгих и бедных лесах летом полтора года, не отлучаясь ни на один день, если кто-нибудь разрывал бандероль на газете от прошлой недели с таким сердечным биением, точно счастливый любовник голубой конверт, ежели кто-нибудь ездил на роды за восемнадцать верст в санях, запряженных гуськом, тот, надо полагать, поймет меня.
Уютнейшая вещь керосиновая лампа, но я за электричество!
И вот я увидел их вновь, наконец, обольстительные электрические лампочки! Главная улица городка, хорошо укатанная крестьянскими санями, улица, на которой, чаруя взор, висели — вывеска с сапогами, золотой крендель, красные флаги, изображение молодого человека со свиными и наглыми глазками и с абсолютно неестественной прической, означавшей, что за стеклянными дверями помещается местный Базиль, за тридцать копеек бравшийся вас брить во всякое время, за исключением дней праздничных коими изобилует отечество мое».[5]
Таким образом, он описывает перемены в жизни еще одного героя рассказа «Морфий» Владимира Михайловича Бомгарда, которому Поляков и оставит свой дневник.
В Вязьме оказалось проще доставать морфий, чем в Никольском. Вожделенное средство ему доставала жена, которую он заставлял ходить по аптекам. Восторг Булгакова в связи с переездом в Вязьму (20 сентября 1917 г.) не разделяла Т. Н. Лаппа, ибо все ее мысли были направлены к одному — болезни мужа. Вот позднейшие воспоминания, записанные Л. Паршиным незадолго перед ее смертью: «Вязьма — такой захолустный город. Дали нам там комнату. Как только проснулись — «иди, ищи аптеку». Я пошла, нашла аптеку, приношу ему. Кончилось это — опять надо. Очень быстро он его использовал. Ну, печать у него есть — «иди в другую аптеку, ищи». И вот я в Вязьме так искала, где-то на краю города еще аптека какая-то. Чуть ли не три часа ходила. А он прямо на улице стоит, меня ждет. Он тогда такой страшный был... Вот, помните, его снимок перед смертью? Вот такое у него лицо было. Такой он был жалкий, такой несчастный. И одно меня просил: «Ты только не отдавай меня в больницу»[6]. Михаил Афанасьевич умолял об одном: чтобы жена не отдавала его в больницу, потому что больница бы не смогла ему помочь. Помочь может только близкий человек, которым оказалась его первая жена. Именно она смогла спасти его и вытащить из этой пропасти. Она была с мужем все самые тяжелые минуты его болезни, она терпела все перепады его настроения, раздражительность и т.д… Нужно отметить, что прототипом Татьяны Николаевны в рассказе является фельдшерица Анна Кирилловна, которая стала тайной женой самого Полякова. «Анна К. стала моей тайной женой. Иначе быть не могло никак. Мы заключены на необитаемый остров»[7]
В итоге Булгакову все-таки удается справиться с этой болезнью, он вылечивается не без помощи своих близких и в первую очередь жены. По воспоминания первой жены Булгакова: « Господи, сколько я его уговаривала, увещевала, развлекала… Хотела все бросить и уехать. Но как посмотрю на него, какой он – как же я его оставлю? Кому он нужен? Да, это ужасная полоса была»[8].
Некоторые критики и исследователи творчества Булгакова отмечают, что морфий помог раскрыться таланту Булгакова, он дал необходимый опыт, образность мышления и чуткость души. Другими словами, морфий убил Булгакова как врача, но подарил нам замечательного писателя. И этим словам есть косвенное подтверждение в самом рассказе: «Если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфием»[9],- это признание доктора Полякова, но оно свидетельствует о прямо противоположной позиции самого автора, потому что жизненный опыт Булгакову давал не столько морфий, сколько каждодневная, изнуряющая работа.
Рассказ М.А.Булгакова «Морфий» написан в форме дневниковых записей доктора Полякова. Своим рассказом М.А.Булгаков утверждает, что наркомания – прямая дорога к смерти. Как же автор достигает полного раскрытия своего идейного замысла?
Булгаков использовал особую композицию: рассказ в рассказе. Центральный эпизод нам передается через дневниковые записи, которые представляют собой бессвязные записки, что является показателем болезненного состояния человека.
Завязкой рассказа является первое письмо Сережи Полякова, в котором он пишет, что с ним случилась беда, просит помощи и надеется на спасение. Это письмо – исповедь доктора, прочитав которую мы начинаем понимать трагедию отдельной и единственной человеческой жизни, которая так бессмысленно и бесполезно загублена. Но, выполняя долг врача, каясь в содеянном, доктор Поляков предостерегает других («будьте осторожны..»). Образ Полякова является ключевым в рассказе. Именно на его примере и рассматривается вопрос о духовном падении личности врача-наркомана.
Повествование происходит от имени доктора Владимира Михайловича Бомгарда, который раньше работал на отдаленном фельдшерском участке в Горелове, а затем волею судьбы перебрался на должность педиатра в больницу уездного города. Его очень радовало новое место, общение с коллективом и город, но когда доктор почти стал забывать свой участок, оттуда неожиданно приходит письмо, написанное рукой его старого знакомого Сергея Полякова. Этот несчастный, занявший место Бомгарда в Горелове, сам тяжело заболел. Он просил помощи у коллеги, и в его мольбе звучало отчаяние. Владимир Михайлович чрезвычайно озадачился этим письмом, он не мог понять, отчего Поляков не пишет о самой болезни, ее симптомах, однако же решил прийти на помощь больному. Но не успел выехать в Горелов, так как среди ночи пришла весть о том, что врач застрелился. Полякова доставили из Горелова в хирургическое отделение больницы, в который выполнял свои обязанности Бомгард. Но все оказалось напрасно: от полученный раны он скончался. В руки Бомгарда попал завещанный ему дневник самоубийцы, и доктор с жалостью и страхом стал читать его, осознавая, что Поляков стал жертвой наркомании.
Обычно причины для принятия наркотиков могут быть самыми разнообразными, начиная от простого желания выделиться до глубоких психологических травм. В случае, описанном в рассказе, причиной заболевания оказалось сочетание личных и социальных причин.
Первой причиной можно обозначить то, что от Полякова ушла горячо любимая им жена. «…конечно, недостойно, доктор Поляков. Да и гимназически - глупо с площадной бранью обрушиваться на женщину за то, что она ушла! Не хочет жить - ушла. И конец. Как все просто, в сущности. Оперная певица сошлась с молодым врачом, пожила год и ушла. Убить ее? Убить? Ах, как все глупо, пусто. Безнадежно! Не хочу думать. Не хочу...»[10]. Как видим, доктор не может справиться с этой утратой. Он хочет спрятаться и не думать об этом, и в связи с этим появляется вторая причина. Пытаясь сбежать от самого себя, Сергей Поляков уезжает в глухую провинцию и там замыкается в себе, не хочет никого видеть и полностью отрезает себя от внешнего мира. «И слава богу: чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я никаких людей не увижу, кроме больных и крестьян».[11] Такие перемены в жизни врача не могли не отразиться на его психическом состоянии. А нервные расстройства в свою очередь вызвали физические недомогания, что и привело к первой инъекции морфия. Из-за нестерпимых болей в желудке фельдшерица, Анна Кирилловна, была вынуждена впрыснуть ему морфий для обезболивания. Таким образом, и был сделан шаг в пропасть, из которой доктору Полякову уже не суждено было выбраться.
За первым уколом последовал второй, который Поляков уже сам сделал себе. После инъекции Сергей ощутил то обманчивое облегчение, уверенность в себе, своих силах, и спокойный сон пришел к нему после многих бессонных ночей. После еще нескольких инъекций он стал забывать жену, которая разбила ему сердце. «Но вот уже полмесяца, как я ни разу не возвращался мыслью к обманувшей меня женщине. Я очень горжусь этим. Я - мужчина».[12]
Можно сказать, что морфий помог Сергею забыться, отвлечься от своих проблем, он стал забывать обо всех своих неурядицах и печалях. После приема морфия у него «начиналось необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности», он пытается оправдать свою уже тягу к морфию и тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств. Но это самообман. Процесс самоуничтожения уже начался, болезнь прогрессирует, она, как водный поток, увлекает и несет человека все дальше и дальше к окончательной гибели, так как у него поражены воля и ум, способность бороться за свою жизнь. И заверения доктора в том, что он – мужчина сильный, волевой, способный в любой момент распроститься с морфием, - пустой звук!
Неудивительно и то, что с этих пор самым близким для него человеком становится та самая фельдшерица, Анна Кирилловна. Она была одинокой женщиной, муж ее пропал без вести на войне. «...По правде говоря, эта женщина - единственно верный, настоящий мой человек. И, в сущности, она и должна быть моей женой. Ту я забыл. Забыл. И все-таки спасибо за это морфию...».[13] Анна продолжает делать ему инъекции морфия, хотя сама прекрасно понимает, чем это грозит. Но Сергей убеждает ее, что ему хватит силы воли справиться с собой и бросить, и она не может ему не подчиниться.
Но дальше состояние Полякова становится все хуже и хуже, у него наступает стадия более глубокого привыкания. Он становится все более раздражительным, и все время находится в наркотическом опьянении. Как пишет сам Поляков, на его работе это никак не отражается. Но если подумать, на что способен человек, находящийся в наркотическом опьянении? Поляков все чаще и чаще срывается на крик. В одной из сцен М.А.Булгаков описывает ссору Анны Кирилловны и Полякова:
«Ночью у меня была ссора с Анной К.
- Я не буду больше приготовлять раствор.
Я стал ее уговаривать.
- Глупости, Аннуся. Что я, маленький, что ли?
- Не буду. Вы погибнете.
- Ну, как хотите. Поймите, что у меня боли в груди!
- Лечитесь.
- Где?
- Уезжайте в отпуск. Морфием не лечатся. (Потом думала и добавила). Я простить себе не могу, что приготовила вам тогда вторую склянку.
- Да что я, морфинист, что ли?
- Да, вы становитесь морфинистом.
- Так вы не пойдете?
- Нет.
Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав».[14]
Как видно из отрывка, Поляков продолжает отрицать свою болезнь, он не принимает ее всерьез и даже злится на слова Анны Кирилловны. Хотя возможно, он и начинает признавать свою болезнь, но не может собраться с силами, чтобы начать лечиться. Именно в этом случае поддержка близких и родственников особенно важна, но Анне Кирилловне не хватает решительности на принятие серьезных мер, она так и не может пойти против Сергея. Она понимает, что спасти его уже практически невозможно, поэтому ее слова звучат как приговор: «- Я не сержусь на вас. Нет. Я теперь уже знаю, что вы пропали. Уж знаю. И я себя проклинаю за то, что я тогда сделала вам впрыскивание».[15]
Спустя некоторое время доктору не хватает одного морфия, и он переходит на более тяжелый наркотик кокаин, как он сам называет его «черт в склянке». Поляков начинает понимать всю тяжесть совершенного им поступка, но он уже не может вернуться к нормальной жизни. Он пытается бросить, но начинается ломка, и он не выдерживает. «Не тоскливое состояние, а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя... в теле нет клеточки, которая бы не жаждала... Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!»
И тут Полякова начинают одолевать страхи, он боится, что кто-то еще узнает о его зависимости, он испытывает глубокий стыд. Эти чувства еще больше разрушают психику. Он предпринимает попытку лечения в психиатрической больнице, но не выдерживает и в итоге сбегает. После позорного побега из психиатрической лечебницы в Москве (это его сознательный и свободный выбор («не лечиться!») недолечившийся доктор Поляков окончательно обрекает себя на медленную и мучительную смерть, и этот процесс становится уже необратимым.
Симптомы распада человеческой личности страшны и убедительны:
Ситуация, в которой оказался доктор Поляков, безвыходная. Он обречен, он погибает, сломленный злым наркотиком. Он дошел до умопомрачительной дозы и стал рабом морфия.
Острота физических страданий и нравственных мук достигли огромных размеров. Потеряна естественная радость жизни: разрушена врачебная карьера («он лежит дома, в больницу не ходит»), произошел полнейший распад его личности (сила воли, разум отсутствуют, профессиональные знания исчезают, теплые связи со всеми людьми, даже которые его любят, стараются спасти, уничтожены, здоровье потеряно). Это действительно труп, и сам он приходит к трагическому выводу: это мученье, а не жизнь!
К доктору приходит запоздалое сожаление, отчаяние, раскаяние (он плачет по ночам, но он бессилен вернуть прошлое и понимает, что возврата к прежней жизни нет, потому к нему приходит решение – умереть («позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь, такую – нет! Нельзя!»).
На этом заканчивается повествование, страшное, трагическое, о гибели прекрасного человека и врача.
Самое пагубное влияние наркотики оказывают на неокрепшие души молодых, подростков, которые, порой из любопытства, для «кайфа» пробуют «травку», а то и другие нарковещества. Работа над рассказом М.Булгакова «Морфий» привела меня к мысли исследовать отношение моих сверстников к наркотикам и к людям, употребляющим их. В связи с этим мной был проведен опрос учеников 10-11классов. Всего в опросе приняло участие 40 человек. Результаты показали, что:
В ходе исследования выяснено, что отношение учащихся к данному вопросу неоднозначно. Мои сверстники считают, что главными причинами обращения человека к наркотику являются проблемы личного характера, желание получить удовольствие, слабохарактерность и плохая компания.
В жизни каждого человека есть все: взлеты, падения, успехи и неудачи - без них невозможно представить свою жизнь. Начиная работу, я выдвинула гипотезу, что в рассказе М.Булгакова поставлен вопрос о смысле и целях человеческой жизни. Этот вопрос в большей или меньшей степени волнует каждого человека. Мы живём во время роста наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения. В большинстве случаев жертвой этих социальных бед являются молодые люди. Психологические травмы, ущерб здоровью и даже смерть – вот последствия безответственного образа жизни.
Булгаков утверждает, что наркомания – прямая дорога к смерти.
Причина, по которой человек встает на этот путь саморазрушения, в нем самом. Никто его не заставляет, не принуждает. Герой рассказа «Морфий» быстро поддавался унынию, скуке. Поляков не старался каким-то образом разнообразить свою жизнь. Не боролся. Забыл, для чего он это место занимает. Потерял смысл жизни. Не подумал, что он нужен больным.
Нужны ли такие произведения о таких людях? Может не стоит рассказывать о таких мрачных страницах человеческого бытия?
В рассказе М.Булгаков пишет: «По-моему, нужны. Теперь, когда прошло десять лет,— жалость и страх, вызванные записями, ушли. Это естественно, но, перечитав эти записки теперь, когда тело Полякова давно истлело, а память о нем совершенно исчезла, я сохранил к ним интерес. Может быть, они нужны? Беру на себя смелость решить это утвердительно».
Выбирая свой жизненный путь, каждый должен помнить, что цели, которые он перед собой ставит, должны быть благородными. Человек сам решает, как прожить свою жизнь, что оставить после себя: дом, дерево, книгу, детей, добрую память или пустыню, неприязнь, зло. Ведь после смерти жизнь продолжается в его творениях, делах, поступках.
Наркомания – это страшная беда. Человек, употребляющий наркотики, словно «сам стреляет в себя». И пусть печальная история доктора Полякова послужит нам всем уроком, как и судьба самого Булгакова, который одержал величайшую победу над собой, над тяжелым недугом, и уже тем самым может быть поставлен в ряд выдающихся личностей, способных преодолеть непреодолимое. Публикуя «Морфий», писатель проявил высочайший гуманизм, так как с точки зрения житейской ему бы лучше смолчать. Но М.Булгаков думал не о себе, а о тех, кто мог вступить на гибельный путь нравственного вырождения. И голос Булгакова должен быть услышан нами, молодыми, за кем будущее России.
[1] Комментарии В.И.Лосева/ Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1. с 41
[2] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1. с23
[3] Б.Соколов «Булгаковская энциклопедия» М.: Лонид: Миф, 1998г с. 358
[4] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с16
[5] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с3
[6] Варламов А.Н. «Михаил Булгаков»/ («Жизнь замечательных людей»: сер. биогр.; вып.1150) с.73
[7] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с18
[8] Б.Соколов «Булгаковская энциклопедия» М.: Лонид: Миф, 1998г с. 358
[9] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с19
[10] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с15
[11] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с14
[12] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с18
[13] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с24
[14] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с22
[15] Булгаков М.А. Записки юного врача. Морфий/ собрание сочинений в пяти томах. М.: "Худ. лит.", 1989. Т. 1.с23
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Рисуем подснежники гуашью
Лиса-охотница
Фильм "Золушка"
Самый главный и трудный вопрос