На уроках литературного чтения и русского языка мы обращаемся к произведениям наших северных писателей и поэтов: С.Писахова, Б.Шергина, Ф Абрамова, Н.Рубцова и др. Часто в них встречаются слова, значение которых нам непонятно, так как они не употребляются в обычной речи. Их объяснение мы находим с помощью словарей, например, «Архангельская область. Словарь – справочник для младших школьников». Но меня заинтересовал «Словарь областного Архангельского наречия», особенно слова нашего Шенкурского района. Работа с этим словарем и стала темой моей исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
Issledovatelskaya_rabota_Po-shenkurski_maltovat.doc | 668 КБ |
III районная
учебно-исследовательская конференция
«Я - исследователь»
«По-шенкурски малтовать»
Липович Юлия Александровна,
ученица 4 класса
Шелашской нач. школы,
структурного подразделения
МОУ «Устьпаденьгская ООШ»
Научный руководитель –
Черныш Наталья Валентиновна,
учитель нач. классов
МОУ «Устьпаденьгская ООШ»
г. Шенкурск
2011
Оглавление.
I. Введение
II. Основная часть
Глава 1
1.1.Диалекты и литературный язык.
1.2.Словарь областного Архангельского наречия..
1.3.Диалектные слова Шенкурского уезда конца 19 века..
Глава 2 «Хлебы пекчи – не подолом трести»
2.1.Старинная кухонная утварь необходимая для выпечки хлеба.
2.2.Виды традиционной северной выпечки
III. Заключение
Введение.
На уроках литературного чтения и русского языка мы обращаемся к произведениям наших северных писателей и поэтов: С.Писахова, Б.Шергина, Ф Абрамова, Н.Рубцова и др. Часто в них встречаются слова, значение которых нам непонятно, так как они не употребляются в обычной речи. Их объяснение мы находим с помощью словарей, например, «Архангельская область. Словарь – справочник для младших школьников». Но меня заинтересовал «Словарь областного Архангельского наречия», особенно слова нашего Шенкурского района. Работа с этим словарем и стала темой моей исследовательской работы.
Глава 1.
Каждый национальный язык включает литературный язык и территориальные диалекты. Литературным, или «стандартным», называют язык повседневного общения, официально-деловых документов, школьного обучения, письменности, науки, культуры, художественной литературы. Его отличительная черта – нормированность, т. е. наличие правил (мы их учим в школе из года в год), соблюдение которых обязательно для всех членов общества. Они закреплены в грамматиках, справочниках и словарях современного русского языка. В диалектах тоже действуют свои языковые законы. Однако они не осознаются отчетливо носителями говоров – сельскими жителями, тем более не имеют письменного воплощения в виде правил. Русским диалектам свойственна только устная форма существования, в отличие от литературного языка, обладающего и устной и письменной формой.
Говор, или диалект, – одно из основных понятий диалектологии. Диалект – самая маленькая территориальная разновидность языка. На нем говорят жители одной или нескольких деревень. Сфера применения говора уже, чем сфера применения литературного языка, который является средством общения для всех, говорящих по-русски.
Как относиться к диалектам? Литературный язык и диалекты постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга. Воздействие литературного языка на говоры, конечно, сильнее, чем говоров на литературный язык. Его влияние распространяется через школьное обучение, телевидение, радио. Постепенно говоры разрушаются, утрачивают свои характерные черты. Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни.
В нашей стране долгое время господствовало пренебрежительное отношение к местным говорам как к явлению, с которым необходимо бороться. Но так было не всегда. На середину XIX в. в России приходится пик общественного интереса к народной речи. В это время вышли в свет «Опыт областного великорусского словаря» (1852 г.), где впервые были специально собраны диалектные слова, и «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля в 4 томах (1863–1866 гг.), также включающий большое число диалектных слов. Материалы для этих словарей активно помогали собирать любители российской словесности. Журналы, губернские ведомости того времени из номера в номер публиковали различного рода этнографические зарисовки, диалектные описания, словарики местных речений.
Противоположное отношение к говорам наблюдается в 30-е гг. нашего века. В эпоху ломки деревни – период коллективизации – провозглашалось уничтожение старых способов ведения хозяйства, семейного уклада, культуры крестьянства, т. е. всех проявлений материальной и духовной жизни деревни. В обществе распространилось отрицательное отношение к говорам. Для самих крестьян деревня превратилась в место, откуда надо было бежать, чтобы спастись, забыть все, что с ней связано, в том числе и язык. Целое поколение сельских жителей, сознательно отказавшись от своего языка, в то же время не сумело воспринять новую для них языковую систему – литературный язык – и овладеть ею. Все это привело к падению языковой культуры в обществе.
Уважительное и бережное отношение к диалектам свойственно многим народам. Для нас интересен и поучителен опыт стран Западной Европы: Австрии, Германии, Швейцарии, Франции. Например, в школах ряда французских провинций введен факультатив по родному диалекту, отметка за который ставится в аттестат. В Германии и Швейцарии вообще принято литературно-диалектное двуязычие и постоянное общение на диалекте в семье. В России начала XIX в. образованные люди, приезжая из деревни в столицу, говорили на литературном языке, а дома, в своих поместьях, общаясь с соседями и крестьянами, нередко пользовались местным диалектом.
Сейчас людям, говорящим на диалекте, присуще неоднозначное отношение к своему языку. В их сознании родной говор оценивается двояко: 1) через сравнение с другими, соседними диалектами и 2) через сравнение с литературным языком. Возникающее противопоставление «свое» (свой диалект) – «чужое» имеет разный смысл. В первом случае, когда «чужое» – другой говор, оно часто осознается как что-то плохое, нелепое, над чем можно посмеяться, а «свое» – как правильное, чистое. Во втором случае «свое» оценивается как плохое, «серое», неправильное, а «чужое» – литературный язык – как хорошее. Такое отношение к литературному языку вполне оправдано и понятно: тем самым осознается его культурная ценность.
Но должен ли человек стыдиться языка своей «малой родины», забывать его, изгонять из своей жизни? Конечно, нет. Диалектные слова полностью ушли из речи школьников, но знакомиться с ними надо.
Диалектные, или областные словари – это разновидность толковых словарей, которые объединяют слова, свойственные определенному району, описывают лексику одного или группы говоров. В полные диалектные словари помещается вся лексика говора, а также включаются слова, общие для диалекта и литературного языка.
Первые диалектные словари Архангельской губернии были опубликованы в конце XIX - начале XX века. К настоящему времени создано несколько различных словарей, описывающих диалектную лексику Поморья с разных сторон.
Изучением поморского говора занимались И. С. Меркурьев, Ольга Герасимовна Гецова, доцент кафедры русского языка Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Наиболее интересным изданием является "Словарь областного Архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении" Александра Иосифовича Подвысоцкого,
Книга издана в 1885 году Императорской академией наук. Удостоена Ломоносовской премии Академии наук еще до его издания (1881). Содержит более 7000 слов. Это был первый в России полный словарь по одному областному наречию. Особая его ценность состоит в том, что материал взят из первоисточника – из уст народа.
В книге широко представлена бытовая лексика, даны описания тех или иных сторон жизни северян. Большое внимание автор уделил описанию устройства рыболовных снастей, судов и лодок, охотничьих орудий, предметов быта - утвари, одежды, обуви, пищи. Столь же обстоятельны описания объектов духовной культуры - верований, обычаев, обрядности. Чтобы представить в словаре сложную систему народных мировоззрений на природу и людей, Александр Иосифович Подвысоцкий прибегал к расширенным словарным статьям обобщающего типа, которые подкреплял частыми лексикографическими статьями, дополнявшими основные.
Богатая иллюстративность материала привлекает к словарю внимание не только лингвистов, но и этнографов и историков. По образцу словаря А. И. Подвысоцкого позднее составлялись другие областные словари (например, «Словарь областного олонецкого наречия» Г. И. Куликовского). Традиции научной методики А. И. Подвысоцкого использованы составителями многотомного «Архангельского областного словаря» под редакцией О. Г. Гецовой (1-й том вышел в издательстве МГУ в 1980).
Исходя из темы моего исследования, из словаря областного Архангельского наречия я выбрала слова с пометкой (Шенк.), то есть наиболее характерные для Шенкурского уезда. Таких слов оказалось около 600. Из 543 слов я создала словарь диалектных слов Шенкурского уезда.
№ | Слово | Значение |
1 | А Андрец | Сарай для хранения соломы и мякины |
2 | Б Бабочка | бабенка |
3 | Бабушка | Детская игрушка; в переносном значении: безделица, мелочь, ничего не стоящая вещь |
4 | баглень | Яма после вырванного буреломом дерева с корнем |
5. | бадражный | Затейливый , беспокойный |
6. | бажать | Усиленно просить, ублажать |
7. | барабошить | Бормотать, невнятно говорить |
8. | баран | Птица бекас барашек |
9. | батман | Связка луку или чесноку в 120 головок, сплетенных между собой так, что 30 головок составляют длину, а 4 ширину связки |
10 | бедняться | Прикидываться бедным, несчастным |
11 | белижна | Белое пятно на темной одежде |
12 | белыш | Яичный белок |
13 | бельница | Засеваемый льном участок земли |
14 | белянка | Белый гриб |
15 | бережина | Парное молоко |
16 | бесперечь | Беспрестанно |
17 | бессудь | Ловкий, наглый плут, увертывающийся от суда и наказания |
18 | Блуга, блужава | Бродячее, не держащееся своего двора животное |
19 | богоданная | Свекровь, также крестная мать |
20 | болтун | Неплодное, без зародыша яйцо |
21 | боязко | Страшно, опасливо |
22 | брекоток | Бряцанье |
23 | брюжжать | Неотступно, назойливо просить |
24 | брюковник | Начиненный рубленною репою, брюквою пирог |
25 | буево | Церковный погост |
26 | бурсак | Густое, темное дождевое или снеговое облако |
27 | бус | Морось, самый мелкий дождь или туман |
28 | бутырка | Деревня в Шенкурском уезде. О тамошних девушках говорят: по девишникам ходить да кумачники кроить – бутырчанки |
29 | бухарка | Шапка вроде обтяжного колпака из собачьего меха или из пыжика, с длинными висящими по сторонам концами и тем же мехом подбитая изнутри |
30 | В В жом | Говорится о затруднительном положении, если кому-то приходится трудно, жутко. |
31 | ваган | Общее название жителей селений по р.Ваге в Шенкурском уезде |
32 | валющий | Завалящий, брошенный, ни к чему негодный |
33 | Вандыши(шут) | Глаза |
34 | везбить | Вышивать узоры на сорочке (обыкновенно красной или синей пряжей) |
35 | Веко, вечко | Крышка от туеса, лукошка |
36 | Вересчанка, Отыкушка, Отульник | Большая сетяная верша для ловли рыбы в озере |
37 | вержа | Струя кругами по воде от брошенного камня |
38 | весень | Первые весенние цветы в поле |
39 | веснотка | Веснушка |
40 | вечеровать | Препровождать вечернее время ( одному или в обществе) |
41 | вещевременнец | Жаворонок |
42 | взадь | Назад, обратно |
43 | взбутенить | Поколотить, побить, вздуть |
44 | Воде, воде-ка | Вот где |
45 | волвенница | Гриб волнуха |
46 | волокчи | Волокти |
47 | волох | Глиняная крышка у горшка |
48 | Вонькая дудка | Растение дягиль |
49 | ворогуша | лихорадка |
50 | Воротовой котел | Котел, в котором варят пиво |
51 | восяк | Изгородь у покосов |
52 | вслезить | Опечалить, удручить горем |
53 | вывод | Желоб на смолокуренном заводе, по которому смола стекает в бочки |
54 | выдень | Будничный, рабочий день |
55 | выкладчик | Краснобай, рассказчик |
56 | выкрайня | Примыкающая к сенокосному лугу полоса пашни, также: добавленная к пашне полоса новины |
57 | выхвоить | Выложить, заложить что-либо ветвями хвойного дерева |
58 | вях | Растение цикута |
59 | Г Галить (о детях) | Кричать, плакать, капризничать |
60 | галить | Проказничать |
61 | гасник | Втягиваемая в верхний край крестьянских портов тесьма или шнурок с завязываемыми впереди концами |
62 | Гача (ругат.) | Неряха |
63 | гдепеть | Куда уж, где уж. |
64 | глазина | Глубокая лужа на моховом болоте |
65 | глуздать | Быть сонливым, клониться ко сну |
66 | говедина | Говядина |
67 | голбец | Деревянная, вроде полатей, приделка к печи, под которою устраивается ход в подполье |
68 | горушка | Ледяная горка для катания |
69 | гоять | Холить, ласкать, нежить |
70 | грабить | Грести граблями |
71 | грибник | Пирог с грибами |
72 | гробня | Провал, пещера |
73 | гумага | бумага |
74 | гуньё | Старая рухлядь, тряпье, обноски |
75 | Д двойни | 1)Две летние комнаты, изба и горница, устраиваемые зажиточными крестьянами по лицевой стороне домав связи между собою 2) Вилы о двух концах |
76 | Дебелая стена | Внутренняя капитальная, из цельных бревен, стена в крестьянской избе. |
77 | паужна | Участок сенокосного луга, достающийся на долю крестьянского десятка при ежегодном разделе лугов |
78 | Дельщик, дельник | Деловой человек, мастер своего дела |
79 | дертье | Сосновая дрань, которой кроют бани и другие мелкие постройки в крестьянских дворах |
80 | дивно | Много, долго, далеко |
81 | дикой | Застенчивый, боящийся людей |
82 | добрить | Нежить, холить |
83 | догнуть | Донять |
84 | доживало | Расточительный человек, мот |
85 | досемес | До сих мест |
86 | досяпор | До сих пор |
87 | доэтуль | До этого места, до сих пор |
88 | дрожжалка | Лихорадка |
89 | дрожжало | Студень |
90 | дубец | Древко у молотильного цепа |
91 | Е едун | Песчаная почва земли |
92 | едь | Еда, также – время еды |
93 | ересно | Волшебство, колдовство |
94 | есвяной | Имеющий хороший аппетит, прожорливый |
95 | Ж Жаровица, жаровина | Клюква |
96 | жегальница | Ящерица |
97 | Жерновой зуб | Коренной зуб |
98 | Жито житник | ячмень ячменный хлеб |
99 | жом | Тиски |
100 | жох | Битка (в игре в бабки), когда ляжет овальной стороной вверх |
101 | жохом | Натощак |
102 | З За умаленьем | Мало, немного |
103 | Забить (след, тропу) | Проложить, протоптать |
104 | завариха | Выкладываемая на сковороду с маслом каша из заваренной в кипятке ячменной муки |
105 | заветь | Часть руки между кистью и локтем |
106 | завозня | Сарай для хранения телег, саней и других предметов в хозяйстве |
107 | Завойлочить (о нитках) | Запутать |
108 | завороха | Всякое важное, хлопотливое, касающееся всего общества дело или мероприятие |
109 | загибеня | Пирог с загнутыми краями |
110 | загоза | Желчь |
111 | загребной | Заграбленный, незаконно присвоенный |
112 | задворня | Крайний, ближайший к полю или выгону конец улицы |
113 | Заенька. Игра в заеньку | Хороводная игра, изображающая сватовство |
114 | заживной | Дюжий, сильный, здоровый, крепкий |
115 | зажигать | Задевать, затрогивать кого-либо, заводить, начинать ссору |
116 | зазуба | Задира, задорный человек |
117 | залазь | Отверстие для влезания куда-нибудь |
118 | Заложить ухом | Забыть о чем-нибудь |
119 | заманной | Заманчивый, приятный |
120 | замереть | Говорится о листьях на деревьях, когда они засыхают от мороза |
121 | Замора (заморенная) | Отощавшая лошадь или рогатая скотина |
125 | замочь | Дождливая, мокрая погода |
126 | заплеск | Выбрасываемый водою на отлогий берег реки сор |
127 | запоручить | Просватать |
128 | запрежье | Упряжь |
129 | засидок | Засидевшаяся в девках, особенно если младшая сестра вышла замуж |
130 | засочка | Сдирание коры с подготовляемого к смолокурению дерева |
131 | застрех | Водосточный желоб у кровли |
132 | затопище | Количество дров на одну топку |
133 | заховать | Присвоить, захватить, завладеть незаконно |
134 | заход | Хлев |
135 | защека | Озерцо среди болота |
136 | Земляной медведко | Крот |
137 | змазной | Миловидный, пригожий, смазливый |
138 | знаткой | знахарь |
139 | зобенка | Плетенная из лучины корзина |
140 | зубить | Твердить одно и то же, упорно стоять на своем |
141 | Зырило (ругат.) | Пьяница |
142 | зырить | Кричать, горланить |
143 | И Игра в мышки | Игра в горелки |
144 | ижденный | Ежедневный |
145 | Извек | Испокон века |
146 | издюжить | Осилить, одолеть |
147 | изерьга | Серьга |
148 | иззаранья | Спозаранку |
149 | измереть | Исчахнуть, исхудать |
150 | изобиходить | Украсить, убрать дом или комнаты |
151 | исада | Поросшее мелким ивняком луговое место |
152 | ископоть | Пыль из-под конских копыт |
153 | искосинка | Отрезанный наискось кусок ткани |
154 | испохабить | Испортить |
155 | Исть, ись | Есть |
156 | ищо | Ещё |
157 | К кабыть | Как будто |
158 | калиться | Испражняться |
159 | катца | Рукоятка у молотила |
160 | каян | Птица синица |
161 | квасница | Бочка для хранения квасу |
162 | квашеночка | Шайка |
163 | кехтать | Есть, уплетать, уписывать |
164 | кирпичи | Бубновая масть в картах |
165 | кислица | Красная смородина |
166 | кислушка | Щавель |
167 | кибала | Холщовая шапочка, носимая замужними крестьянками на голове под платком |
168 | Кладкая курица | Хорошо несущаяся курица |
169 | Клевить, кливить | Дразнить, раздразнить ребенка |
170 | клестец | Ручной жернов |
171 | клочье | 1) Болотные кочки 2) Перепутавшиеся корни растений на болоте |
172 | клыктать | Всхлипывать при плаче |
173 | ключик | Пузырек на воде |
174 | кожерина | Звериная шкура |
175 | козлуха | Коза |
176 | козлушка | Козочка |
177 | коло | Около |
178 | Колотить зубом | Болтать, пустословить |
179 | комбата | Комната |
180 | конурять | Подслушивать, подглядывать |
181 | кореха | Большой из толстых брусьев треугольник, которым, впрягая в лошадей, расчищают дорогу от снежных заносов |
182 | Коржавище (ругат.) | Урод, безобазный человек |
183 | котейко | Ласкат. От слова кот |
184 | котычить | Щекотать |
185 | Котландерец (ругат.) | Плут, пройдоха |
186 | край | Конец, гибель |
187 | Криво прямо | Кое-как, ка-нибудь |
188 | кровениться | Окровавливаться, обливаться кровью |
189 | крутило | Живой, проворный, непоседливый человек |
190 | куделица | Начинающаяся с Михайлова дня (8 ноября) пора, когда крестьянкизанимаются пряжей льна |
191 | Куим, куимой | Заика |
192 | куклема | Белка в период времени, когда красный цвет становится серым |
193 | кусье | Собират. от слова кусок |
194 | Л лава | Брод через реку |
195 | лантеха | (шут.) толстуха, очень полная женщина |
196 | Лапан (насмеш.) | Имеющий большие ступни ног |
197 | левко | Левша |
198 | лесина | Высокое дерево |
199 | липовка | Свитая из липового лыка веревка |
200 | лист | Стекло в оконной раме |
201 | лихо | Лень, неохота, также: дремлется, спать хочется |
202 | лукно | Всякая деревянная посуда с обручами |
203 | Лупыши (насм.) | Глаза |
204 | лухмяга | Добрый, сострадательный человек |
205 | любой | любимец, любимый |
206 | ляга | Наполненное водой углубление в земле |
207 | М манатья | Старая, поношенная одежда |
208 | марсапь | Кусок чего-либо съестного, которым запасаются, уходя из дому |
209 | маята | Хлопоты, беспокойство |
210 | медовица | Посуда для хранения меда |
211 | межак | Сосед, живущий рядом, межа в межу. |
212 | меледить | Говорится, если у кого потемнеет, затуманит в глазах |
213 | менух | Меняла |
214 | метик | Сосновый, смешанный с еловым лес на пне |
215 | метище | Рыболовная с крупными ячеями сеть |
216 | Мещуй. Губница | Кушанье из вареной брусники с мукой |
217 | митузить | Смотреть полузажмуренными глазами или зажмуривать один глаз |
218 | могута | Сила, мощь, крепость |
219 | модеть | Портиться, киснуть |
220 | молодица | Невестка |
221 | мост | Пол в сенях крестьянского дома, а также и самые сени |
222 | муравьищо | Муравейник |
223 | мутехвостничать | Ссорить, сплетничать, мутить |
224 | мучник | Большая деревянная чашка, в которой месят тесто на хлеб |
225 | Мучница. мученка | Кисель из ячменной муки |
226 | мысел | Догадливость, сметка |
227 | мыша | Мышь |
228 | мялка | Обжора |
229 | Мятиковый лес | Малорослый лес |
230 | мячище | Игра в мяч |
231 | Н На голо | Сплошь |
232 | надживотник | Пояс, опояска |
233 | Назвище. назовь | Название |
234 | нали | Даже |
235 | налызнуть | Надоесть |
236 | Намелиться | Попасть на мель |
237 | Намякаться | Плотно наесться |
238 | нарозно | Врозь, поодиночке |
239 | наспичник | Вешаемое на гвоздь полотенце для вытирания рук |
240 | настлань | Настилка |
241 | натодель | Нарочно |
243 | Не с цела | Не сполна |
244 | невдолги | Вскоре, в скором времени |
245 | небольшись | Малость, немного, небольшое количество |
246 | невнарок | Ненарочно, нечаянно |
247 | нежить | Неуживчивый, сварливый человек |
248 | некурей | Недалекий, небольшого ума человека |
249 | необиходной | Нечистый, неопрятный, грязный |
250 | неработь | Неработающий, ленивый человек |
251 | нескраю | Неосновательно, не так, как следует |
252 | нестись | Идти с подарком, с задариванием |
253 | неум | Безумие, сумасшествие |
254 | нехлюдок | Неуклюжий, неловкий человек. |
255 | нынь | Нынче, теперь |
256 | О обабок | Гриб масленик |
257 | обезвекнуть | Обессилеть |
258 | облаять | Обругать |
259 | обоконок | Ставень окна |
260 | оболчка | Верхняя одежда |
261 | обороть | Побороть |
262 | обрадеть | Обрадоваться |
263 | образованье | Благословенье образом жениха и невесты при рукобитьи |
264 | обрать | Оторвать, отвалить |
265 | обронить | Утратить, пропустить |
266 | обряжаться | Управляться с работой |
267 | Обум, наобум | Напрасно, безуспешно, без толку. |
268 | обшаститься | Поскользнуться |
269 | обым | Объятие |
270 | овинники | Употребляемые для топки овинов длиннополенные дрова |
271 | огоревать | Оплакать горе |
272 | огрубить | Оговорить, обесславить |
273 | оденой | Жирный(о мясе) |
274 | однодумно | Несомненно, верно, положительно |
275 | озабыть | Позабыть, забыть |
276 | озадок | Задняя, со двора, сторона крестьянского дома |
277 | озверить | Раздражить, привести в исступление |
278 | оздороветь | Выздороветь |
279 | озябно | Свежо, холодно |
280 | одонье | Сено в нижней части зарода, считаемое лучшим по качеству |
281 | Окоёмный, окоем | Ругательное выражение в смысле : дурак,болван, олух |
282 | окраек | Край чего-либо |
283 | окутерник | Полотенце |
284 | омяк | Растение цикута |
285 | ондрец | Сарай для хранения соломы |
286 | опара | Кисло-сладкое тесто |
287 | опахтанье | Остающаяся после битья масла сыворотка |
288 | опостен | Возле, рядом |
289 | опуск | Остановка, перерыв |
290 | орга | Покрытое плесенью озерцо |
291 | осередыш | Песчаная мель посреди реки |
292 | осинник | Гриб волнуха |
293 | оставье | Наследство |
294 | отворотень | Откладной воротник |
295 | отопки | Старые, истоптанные башмаки |
296 | отплод | Плод супружеской жизни, дети, наследники |
297 | очудить | Удивить,изумить |
298 | ощоулник | Насмешник |
299 | П падчеруха | Падчерица |
300 | пазгать | Делать что-либо без старания, кое-как, небрежно |
301 | паить | Иметь удачу |
302 | паличье | Собират. от слова палка |
303 | палючий | жгучий |
304 | памятух | Помнящий наочно свидетель, очевидец |
305 | парка | Пареная репа |
306 | парун | Зной , жара |
307 | пасынок | Меньшее из двух сросшихся деревьев |
308 | павжин | Третья выть в продолжение дня у крестьян |
309 | пахташ | Сдобная оладья (приготовляют в заговенье Великого поста) |
310 | пахтус | Ком сбитого из сметаны масла |
311 | пекчи | Печь, напечь ( о выпечке) |
312 | перво | Сперва, сначала |
313 | передница | Передняя часть телеги, где сидит возчик |
314 | перелаз | Одно или два бревна, положенные на козлах через ручей или речку |
315 | перемота | Путаница в разматываемой пряже |
316 | пермень | Табакерка из бересты |
317 | петаться | Силиться, усиливаться. Отсюда – петки – усилие, напряжение |
318 | петровщина | Установленный обычаем сбор в Петров пост масла, яиц, сметаны в пользу церковных причетов |
319 | печель | печаль |
320 | пивка | Берестяный ковш для питья |
321 | пихало | Орудие для выгребания из печиположенного для просушки зернового хлеба |
322 | плясня | Пляска |
323 | побочины | Бока у саней |
324 | повесло | Горсть льняной кудели. Сколько можно захватить руками |
325 | повыка | Привычка, повадка |
326 | погодок | Дитя годового возраста |
327 | поост | кладбище |
328 | подгрохотница | Высевки, остающиеся при просеивании зернового хлеба через большое решето |
329 | подержок | Подержанная поношенная вещь |
330 | подзебелица | Поле, вспаханное поздней осенью уже к снегу |
331 | подквасье | Осаживающаяся в квасе гуща |
332 | подлавечье | Место под лавками вдоль стены в избе |
333 | Пожилой(сущ.) | Даваемый работнику при отходе от хозяина каравай |
334 | поки | пока |
335 | поленить | Разрубать дерево на поленья |
336 | поленница | Костер дров, также дорога, по котрой ездят в лес за дровами |
337 | полица | Полка из доски |
338 | Положить весло | Сломать весло при гребле |
339 | Полозить сено | Красть сено |
340 | полоротой | Разиня, недалкий, глуповатый человек |
341 | полудновать | Отдыхать в полдень после работы |
342 | полуречье | Намек, иносказание |
343 | полуста | Полсотни, пятьдесят |
344 | полценок | Бесценок, низкая цена |
345 | польник | Белая куропатка |
346 | помах | Прыжок, скачок |
347 | поодинке | поодиночке |
348 | попалой | Толковый, дельный |
349 | попереться | Отречься, отпереться |
350 | порезь | Сено с примесью болотной, жесткой травы |
351 | пореть | Полнеть, жиреть, набирать вес |
352 | порозно | Порозь, отдельно |
353 | порхлой | сыпучий |
354 | посечься | Пораниться, порезаться |
355 | пословной | послушный |
356 | потаковка | Деревянный с ручкою ковш для черпанья пива |
357 | потеряха | Потеря, пропажа |
358 | потча | Речной или озерный залив |
359 | Похожая пора | Непоздняя пора дня, когда еще не прекратилось жизненное движение |
360 | появ | Всход растения |
361 | правность | Правота, справедливость |
362 | преснец | Пресная на молоке ячменная лепешка |
363 | пресница | прялка |
364 | придверничать | Прислуживаться, подделываться |
365 | призарить | очаровать |
366 | прикось | Лукавство, неправота, нечестное направление |
367 | природь | Дальняя за третье колено родня |
368 | прислон | Убежище в лесу от непогоды |
369 | присталь | Усталость, изнеможение |
370 | пристенок | Цветная нашивка на той части подушки, где завязывают наволочку |
371 | притин | Высшая на небе точка возвышения солнца |
372 | прифурник | Весельчак, забавник, проказник |
373 | пришаль | Глуповатый, придурковатый человек |
374 | продух | Слух, молва, подозрение |
375 | прождык | Проведенное в ожидании время |
377 | Простина прямуха | Простой, чистосередечный человек |
378 | проходка | Прогулка пешком |
379 | прошка | Нюхательный табак |
380 | пшонник | Каравай с начинкою из пшена |
381 | пяскотня | Хлопоты, возня, беспокойство |
382 | Р Ражовой | Красивый, бодрый, свежий |
383 | разгаять | Растворить, распахнуть настежь |
384 | ральчик | ларчик |
385 | расщеп | Летучая мышь |
386 | резунья | Жесткая болотная трава |
387 | репница | Похлебка из репы с солодом на квасе |
388 | рехтей | Мешковатый, неповоротливый человек |
389 | ржанина | Ржаная солома |
390 | ручевина | Болотистое место по направлению подземного ручья |
391 | рыжечник | Начиненный рыжиками пирог |
392 | Рямок ремок рямки | Лохмотье, отрепье |
393 | С садера | Густой, на кочковатом болоте лес |
394 | самка | Каждое из бревен, образующих в избе потолок |
395 | Сантрапал (ругат.) | нахал |
396 | сачкать | Выпрашивать, выманивать |
397 | свалок | Всякий болезненный нарост на теле; также – нарост на дереве |
398 | свойчатой | Ласковый, общительный |
399 | святьё | Время Зимних святок |
400 | сгибень | Продолговатый в виде пирога каравай с загнутыми краями |
401 | сгреметь | Закричать, заорать в гневе |
402 | сдело | Успех, удача |
403 | семибатькович | Незаконнорожденный |
404 | семиблюдка | Пир, угощение с большим количеством блюд |
405 | Сенная изба | Устраиваемая на отдаленных сенокосах изба для работающих |
406 | сетище | Трещина на глиняной посуде |
407 | сидулька | Всякое сидалище, на чем сидят |
408 | силом | насильно |
409 | скакунок | кузнечик |
410 | сколить | Спорить, ругаться |
411 | скопажной | Чесоточный, имеющий чесотку |
412 | Скосок срезок | Отрезанный в половину длины или ширины ломоть хлеба |
413 | скоробкой | Хрупкий, ломкий, рассыпчатый |
414 | скупяй | Скупой человек |
415 | славнуха | Неукоризненного поведения уважаемая женщина |
416 | слаша | Брюква |
417 | Слимить, слимостить | Украсть,стащить |
418 | слука | Привязанность, приверженность |
418 | слыгать | Сочинять, выдумывать |
419 | смышлеватый | смышленный |
420 | собака | Вывешиваемая на дворе для замораживания кисть рябиновых ягод |
421 | сопчка | Одинокое дерево на горе или холме |
422 | сосняга | Сосновый лес |
423 | спетить | Стащить, украсть |
424 | спище | Зимнее логово медведя |
425 | Стамоглазой., стамой | Упрямый, непослушный |
426 | статуха | Стать, приличие, пристойность |
427 | стежить | Стегать, сечь |
428 | Стол да скатерть | Выражение, означающее чье-либо гостеприимство |
429 | стрелец | Охотник с ружьем |
430 | стрелище | Расстояние, на которм выстрел может дойти до цели |
431 | Строгаль (насм.) | Щеголь, франт притом распутный человек |
432 | ступка | Капустная кочерыга |
434 | ступни | Женские башмаки |
435 | стык | Угловой на завороте ограды кол |
436 | сунонь | погода |
437 | суседко | домовой |
438 | Сухие дни | Постные дни |
439 | сушина | Сухое дерево |
440 | сушмень | Сухая, просохшая весной дорога |
441 | схватчивой | Догадливый, умный, способный |
442 | Съезжий праздник | Храмовый праздник, на который съезжались крестьяне из окрестных сел |
443 | Сытой (о Животных) | Тучный,жирный, откормленный |
444 | Т таборнать | Кричать, вопить, реветь |
445 | тальник | Незамерзаемое зимой озеро |
446 | таранить | Проводить плугом борозду межу |
447 | Татарские очи (ругат.) | Плут, обманщик |
448 | тверезной | трезвый |
449 | тележница | Удобопроезжая для телеги дорога |
450 | тельпаш | Годовалый теленок |
451 | теплово | Плата с проезжающих за ночлег зимою на постоялом дворе |
452 | теребить | Очищать лен от костицы |
453 | тожно | В то время, тогда |
454 | тойда | туда |
455 | толкунцы | Появляющиеся во множестве в теплые вечера мошка и другие летающие насекомые |
456 | топерече | теперь |
457 | торить | Наставлять, внушать |
458 | Точить щеками | Болтать, сплетничать |
459 | трафляться | Случаться, бывать, попадаться |
460 | трепало | Деревянная с ручкою лопатка для выбивания костицы |
461 | треста | тростник |
462 | троегодник | Трехлетняя лошадь |
463 | тройни | Вилы о трех спицах |
464 | труболет | трубочист |
465 | трудоноша | Кожаная сумочка, в которой крестьяне носят огниво, кремень и трут |
466 | трунье | Тряпье, ветошь, старый одежный хлам |
467 | трясенка | Изрубленная и смешанная с сеном солома для зимнего корма скота |
468 | турать | Заботиться, иметь попечение |
469 | тюкнуть | Рубнуть топором |
470 | тюльпа | Насмешливо-ругательное слово в смысле: пентюх, болван |
471 | тяпушка | Ржааня, намазанная сверху постным маслом лепешка |
472 | У уваливать | Уходить, убираться |
473 | уедно | сытно |
474 | ужище | Свитая из березовых прутьев веревка, на которой привязывают лошадей на пастбище |
475 | ужотко | После, впоследствии |
476 | Узел связать | Заблудиться, идя в лесу, если, вышедши из известногопункта, снова в него попадешь |
477 | улус | Длинная, но узкая полоса земли |
478 | усильчивый | Усиленный, усиливающийся |
479 | уситься | Мохнатиться, ворситься, шерститься |
480 | ускороной | Безотлагательный, не терпящий промедления |
481 | устаток | усталость |
482 | утлой | Болезненный,хилый, также имеющий телесный недостаток, калека |
483 | утых | Отдых, перерыв |
484 | ухожье | Отдаленный от жилья участок леса |
485 | Ф Фатюй (насм.) | Недогадливый человек, вахлак |
486 | Х хазить | Сорить деньгами, мотать |
467 | хабина | Речной залив |
488 | халуй | Подводный, на дне реки торчащий камень |
489 | хапать | Хватать, красть |
490 | хвошник | Хвощ, покрытая хвощем местность |
491 | хинькать | хныкать |
492 | хлопот | сверчок |
494 | хлыктать | Икать |
495 | хобот | Окольный путь, крюк |
496 | хотенить | Иметь охоту, хотеть |
497 | Хребтина, хребёт | Дощечка у граблей с приделанными к ней деревянными спицами |
498 | Христов прикрыш Христов укрой | Растение лютик |
499 | хрушкой | крупный |
500 | Ц цеж | Выпаренный из брусники и подслащенный патокою или медом сок |
501 | Цепенка | Ведро на цепи или веревке, которым набирают воду из колодца |
502 | Цесарская воронка | Птица удод, потатйка |
504 | цилиснуть | Ударить, треснуть, хватить |
505 | Ч чаповица | Идущая наискось о переднего копыла до верха загнутого полоза палка у саней |
506 | частовник | Лесная чаща |
507 | чащевитой лес | Густой лес |
508 | челобить | просьба |
509 | челпак | Растворенный на молоке хлеб продолговатой формы, который пекут только к Пасхе рли по случаю свадьбы |
510 | черёво | Изгиб реки |
511 | черень | Рукоять косы |
512 | череп | Кровля в избе |
513 | черква | церковь |
514 | чесноковик | Деревянная с крышкой ступка для толчения и хранения чесноку |
515 | чечениться | Стыдиться, конфузиться |
516 | чечолка | Тараторка, болтунья, которая много и быстро говорит |
517 | чивье | Рукоятка ( у шила, ложки, ножа |
518 | чильма | Моховое болото, топкий торфяник |
519 | чунки | Употребляемые для катания с горок и для ручной перевозки небольших тяжестей саночки |
520 | чухаться | Знаться с кем-либо, бвть знакомым |
521 | Ш Шаньга, шанёжка | Ватрушка из пшеничной, житней, ячменной муки, покрываемая сверху рыбою, сыром, сметаной или вареньем |
522 | шарчать | Скребстись, царапать |
523 | шатило | Бродящая, сбежавшая со двора лошадь или другое домашнее животное |
524 | шаять | тлеть |
525 | Шенкурск | Уездный городок Архангельской губернии Шенкурск городок – Москвы уголок |
526 | шипица | заноза |
527 | шоломя | Неведомая, неизвестная, Бог знает где находящаяся местность |
528 | шомуша | Перегородка, отделяющая печь от остальной избы |
529 | шубай | Женская, крытая шелковою или бумажной материей, кофта на меху |
530 | шубницы | Рукавица из овчины или иного меха |
531 | шурга | метель |
532 | Щ Щаник штеник | Горшок, в котором варят щи |
533 | Щелкать | переговариваться, перекидываться словами |
534 | Щеть | Жерди и коля огородного тына |
535 | Э этойда | Этим местом, этим путем |
536 | этуда | Тем местом, тем путем |
537 | Ю юк | Стук, хлопанье, громкий звук |
538 | юковка | Завязанная во что-либо небольшая ноша, узелок |
539 | юныш | юноша |
540 | Я ягушка | ягненок |
541 | Язвик, езвик | барсук |
542 | язычиться | Переговариваться взаимно колкостями, взаимно язвиться |
543 | яишник | Пирог с яйцами |
Для презентации этого словаря я подобрала иллюстрации к группе слов «Животные»
541 | Язвик, езвик | барсук |
409 | скакунок | кузнечик |
385 | расщеп | Летучая мышь |
345 | польник | Белая куропатка |
227 | мыша | Мышь |
160 | каян | Птица синица |
136 | Земляной медведко | Крот |
96 | жегальница | Ящерица |
41 | вещевременнец | Жаворонок |
8. | баран | Птица бекас барашек |
Также меня заинтересовали слова, характеризующие как положительные, так и отрицательные качества человека.
И отрицательные качества.
Глава 2. «Хлебы пекчи - не подолом трести»
Со словарем диалектных слов Шенкурского уезда я познакомила свою бабушку Никитину Л.Н.., детство и юность которой прошли в д.Петровская Шенкурского района. Многие слова бабушка действительно помнит и знает. Но больше всего бабушке запомнилось, как раньше в каждой избе хозяйки сами пекли хлеб, пироги. У неё сохранились даже некоторые старинные вещи, которые нужны, чтобы испечь хлеб. По рассказам бабушки и по материалам, подобранным научным руководителем, я узнала , что по старинной пословице «Хлебы пекчи - не подолом трести»
Городским жителям давно уже стало привычно, что хлеб \"покупают\". А ведь хлеб наш насущный — пекут. И в старину на Руси это умели делать все. В каждой простой избе или княжеском тереме выпекались пшеничные и ржаные караваи. Хлеб удовлетворяет 1/3 суточной потребности в пище организма человека. Он богат углеводами, в нем много белка, витаминов и минеральных веществ. Однако в медицинской литературе стали все чаще появляться мнения о вредности хлеоа. И вот уже целые семьи отказываются от употребления хлеба в рационе питания. На православных такая пропаганда конечно вряд ли подействует. Пшеница, вино и елей благословлены и полезны. Другое дело, что во всем следует соблюдать меру. Наибольшей питательной ценностью обладает хлеб, испеченный из муки грубого помола.
Употребление в пищу дикорастущих хлебных злаков в виде целых сырых зерен возникло в самый ранний период человеческой истории. В дальнейшем научились дробить зерна, а затем додумались поджаривать его с последующим дроблением. С изобретением каменной зернотерки в пище человека появился печеный хлеб в виде пресных лепешек, которые выпекали на раскаленных камнях.
Хлеб выпекают из ржаной, пшеничной, ячменной муки. Для выпечки формового хлеба тесто закладывают в специальные формы. Для выпечки подового хлеба его выкладывают на противень и придают ему соответствующую форму. Подовым он называется по исторической традиции, так как в старину для изготовления хлеба, тесто клали на лопату и ставили на под печи.
Вместе с бабушкой я выяснила, что в старину для выпечки хлеба у хозяйки были жернова, для перемола муки, сито и нонча (большая деревянная емкость, чаще всего выдолбленная из цельного куска дерева) для просеивания муки после помола, квашня, в которой замешивалось тесто с помощью мутовки, помело, чтобы очистить под печи, деревянная печная лопата (садник), чтобы посадить хлеб в печь и вынуть его.
Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было священное.
При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное.
С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.
Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху – мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.
Но если все-таки приключалась такая незадача, что дежа «портилась», то в этом случае прибегали к особым обрядам для того, чтобы восстановить ее былые свойства. Например, окурив освященными травами, кадку переворачивали вверх дном, ставили на порог, втыкали нож и лили сверху кипяток из ложки определенное количество раз. Другой способ заключался в том, что хозяйка трижды ударяла по дну квашни, после чего громко заявляла, обращаясь к ней: «Буду бить снова, если не исправишься!». Таковая угроза признавалась действенной для того, чтобы «приструнить» кадушку.
Как видим, в отношении сакрального предмета применялись физические меры воздействия. Но были и другие. Полагали, что верным средством, обеспечивающим «послушание» дежи, является вынос ее на ночь во двор на Похвальной неделе, то есть пятой в Великий пост. В это время квашня будто бы не может удержаться от того, чтобы похвалиться Господу, что у нее имеется хлеб, и как только она «объявит» о том, так сразу и обретет утраченные качества
«Именинным» для квашни днем был Великий четверг на Страстной неделе, когда проводился ритуал ее «очищения». Помыв кадушку и натерев солью, чесноком или луком, накрывали ее крышкой или переворачивали, «подпоясывали» красным женским кушаком или полотенцем, или хмелем, накрывали чистой скатертью, на которую клали хлеб и соль, выносили во двор и оставляли на восточной стороне до восхода солнца.
Этому действу придавался символический смысл, который в одних местах понимался как то, что квашня таким образом «исповедуется», в других – что «говеет», в третьих – что «отдыхает», в четвертых – что «торгует» или «идет на базар» и т.д. Но, как бы ни трактовалось значение, оно в любом случае предусматривало осознанное поведение хлебной кадушки.
Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.
Для прекращения града, закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.
Раньше слово мутовка было известно каждому ребёнку, а теперь разве что какой-нибудь отличник вспомнит его из курса биологии. Исчезли из бытового употребления мутовки, и исчезло из повседневного языка это слово. Так что же такое сосновая мутовка? Это часть ствола с расходящимися от него в разные стороны ветвями, причём веточки эти расположены на одном уровне по кругу. Каждый год нарастает по одной мутовке, так что по их числу можно определить возраст дерева (правда, с возрастом нижние мутовки отмирают и зарастают, поэтому такой способ годится только для молодых деревьев).
Люди издавна используют эту особенность — из куска ствола с ветвями, расположенными мутовкой, выходят отличные инструменты для взбивания … чего угодно — теста, яичных белков, муссов, овощей (для приготовления пюре) ... а кроме того, — цементного, известкового или глинистого растворов и вообще всего, что необходимо взбить или размешать до однородной консистенции. Эти инструменты так и называются — мутовки. А ещё — рогатки, рогульки... Раньше набор таких рогулек разного размера хозяйки использовали так, как в наше время используют насадки для миксера, и надо сказать, что инструмент этот ненамного уступает по скорости современным электрическим миксерам, если умеючи с ним обращаться: мутовку ставят вертикально и быстро вращают между ладонями. Электрические миксеры по сути своей — те же мутовки, только вращают их не ладони, а электромотор.
Для того, чтобы сделать себе мутовку, совсем не нужно губить молодую сосёнку, можно просто поискать что-нибудь подходящее в лесной подстилке. К тому же, пролежавшую в ней хотя бы год древесину часто очень здорово украшают личинки жуков-короедов — их ходы напоминают гравировку, узоры которой похожи то на древние письмена, то на карты неизвестных земель (этих жуков так и называют — топографы), то на узорочье народных рукоделий. А кроме того, на землю обычно падают уже сухие ветки, поэтому смола не помешает сразу же попробовать новообретённые мутовки в деле. Их нужно только почистить от коры и немного пошлифовать наждачной бумагой, ну и конечно, аккуратно подрезать веточки до нужной длины: те, что потолще, можно оставить более длинными, а тоненькие обрезать покороче, чтобы не обломились при работе.В старые времена у хорошей хозяйки было в работе до 5 мутовок:: большая для хлебного теста, поменьше - для крутого белого теста или овощного пюре, ещё меньше - для жидкого теста, муссов и т.п. А самая маленькая с семью веточками - только для взбивания белков, и её ни для чего другого не используют.
Помело. «Под полом, под середой, сидит баба с бородой», — загадывает одна старинная народная загадка. Таинственная баба с бородой, о которой идет речь в загадке, — помело. Оно неизменно находится при духовой русской печи и предназначено для очистки шестка и пода Чаще всего под в печи подметали перед тем, как печь пироги. Помело предназначалось исключительно для печи. Употреблять его для каких-то других целей строго запрещалось. Нельзя его также было заменять чем-то подобным, например веником для подметания пола, метлой или банным веником. Это равносильно тому, что мести дворовой метлой обеденный стол. Если такое кощунство замечалось за хозяйкой, то она теряла уважение соседей. Считалось, что хозяйка, которая не делает различия между полом и подом, не только нарушает элементарные правила гигиены, но оскорбляет священный дух очага. По суеверным представлениям, сунуться в печь с метлой может только колдунья. Именно на метле в урочный час она вылетает через трубу, чтобы попасть на шабаш.
Согласно поверьям, священный огонь печного очага мог и сам наказать неряшливую хозяйку. В старину по этому поводу рассказывали молодухам такую поучительную историю. Как-то встретились два огня: один огонь из печи, у которой стряпала неряха, а другой из печи чистоплотной и аккуратной хозяюшки. Огонь из печи неряхи стал жаловаться своему соседу на то, что, когда он к концу топки переселяется в каленые угли, их метут не печным по мелом, а грязным веником, кое-как спихнут в горнушку, где и золой-то как следует не укроют, а случается, что и совсем из печи выметут. Пригрозил огонь спалить избу неряхи. Но неряха услышала разговор двух огней, перепугалась, завела специальное помело и стала держать его у печи. Как протопит печь, то, прежде чем сажать в нее хлеба, выметет начисто помелом, смоченным в чистой воде, а угли в горнушку сметет, золой, как одеялом, прикроет, да еще и перекрестит. Как уже говорилось, отправляясь к невесте, сваты прихватывали с собой помело, связанное с кочергой. Помело в этой символической связке лишний раз напоминало о чистоте, которую обязана будет поддерживать будущая хозяйка. Хотя обычное печное помело и оказывалось на виду во время церемонии сватовства, но настоящим почетом оно пользовалось раз в году, а именно в четверг на Страстной неделе (за два дня до Пасхи), в Великий четверок. Считалось, что в этот день происходит обновление и очищение крестьянского хозяйства от всякой скверны. Когда наступал Великий четверок, все в доме вставали до первых петухов и начинали чистить и приводить все в порядок. Хозяйка протапливала печь, в последний раз подметала под старым помелом и сажала в нее хлеб. Между тем парни, девушки и подростки отправлялись в лес за сосновым и пихтовым лапником. Заодно вместе с лапником срезали несколько веток можжевельника. Если же можжевельник встретить в лесу не удавалось, то на обратном пути где-нибудь на задворках срывали несколько веток колючего чертополоха. Принесенные домой ветки можжевельника и чертополоха разделяли на две части. Одну часть (большую) сжигали в печи на шестке, слегка прикрыв вьюшку, чтобы ароматный дым проник во все уголки избы. Считалось, что можжевеловый дым не только очищает воздух, но и отпугивает нечистую силу. Из оставшегося можжевельника и чертополоха вязали небольшие пучки, подтыкая их за косяки избяных и сенных дверей, а также под матицу. А один пучок обязательно вешали на печку или где-нибудь рядом с ней. Но основным оберегом было все же печное помело, связанное из сосновых и пихтовых веток. По поверью, новое помело, изготовленное в Великий четверок, очищает печь и охраняет ее от всяческих повреждений. Всем хорошо сосновое и пихтовое помело — густое, упругое, да только хвоя быстро начинает осыпаться. Поэтому, чтобы продлить срок его службы, помело держали около печи в небольшой кадушке с чистой водой. Время от времени воду меняли и бросали в нее прямо из печи раскаленный уголек.
Хлебная лопата. В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам — пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как свидетельствует народная сказка про Лутонюшку, была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправил наш герой в пылающую русскую печь дочку злой колдуньи. Хлебную лопату делали из целого куска дерева, точнее, липового, осинового или ольхового кряжа толщиной не менее 25 см Сложность изготовления лопаты состояла в том, что не так-то просто подыскать ствол такой толщины с прямослойной древесиной и минимальным количеством сучков. Но если все же более-менее подходящий ствол подобрать удавалось, с него снимали кору и с помощью клиньев из твердой древесины (дуба, березы, клена) раскалывали пополам, получая две плахи Из каждой плахи вытесывали по одной доске. Доску гладко остругивали и чертили на ней контуры будущей лопаты Причем контуры старались расположить так, чтобы сучковатые участки древесины при последующей обработке по возможности удалялись. Затем из доски, строго придерживаясь нанесенных контуров, вытесывали черновую заготовку лопаты. На следующем этапе скругляли по всей длине черенок и стесывали до намеченной толщины полотно лопаты. Завершали работу чистовой обработкой всех поверхностей, которые циклевали, скоблили осколками оконного стекла и зачищали шлифовальной шкуркой.
Также бабушка рассказала мне, что ещё пекли хозяйки в наших Шенкурских деревнях.
Прежде всего это шаньги. Шаньга слово языка коми, перешедшее в русский Круглый пирог, похожий на ватрушку, где используют "намазку" из картофеля, творога и др. Шаньги - изделие, распространенное от Карелии до Оби, в регионе, населенном народами финно-угорской группы (с XVII в. проникает в Западную Сибирь вместе с архангелогородскими и сольвычегодскими колонистами). Шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с соленой рыбой, со щами, с чаем - они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям. После выпечки их смазывают топленым маслом. Хорошо выпекаются как в русской печи, так и в современной городской духовке Упоминаются шаньги и в различных литературных произведениях : "Пил свой утренний чай, к которому от хозяйки полагались и домашние крендельки, и сибирские шаньги, и еще какая-то лакомая стряпня." Мамин-Сибиряк, "Без особенных прав". "Кабы был это Илейка Муромец Так на одну долонь посадила, А другой долонью тяпнула, Стяпнула его бы в шаньгу кислую!" Былина "Камское побоище" Архангельский мужик Ломоносов на примере самого слова "шаньга" учил в своей книге русской грамматике: "шаньга, шаньгу, шаньге, шаньгой...".Да и англичанин Ричард Джеймс в начале семнадцатого века увидел наши шанежки именно в Архангельске.
Рыбники - традиционные русские рыбные пироги, популярные на севере России: Архангельской, Новгородской губерниях, на студеном Мурмане. Само собой, в Сибири и на Дальнем Востоке. Любили их всегда и в Первопрестольной, и в Питере-граде. Но готовили везде со своей особинкой. Потчевали рыбными пирогами и на свадьбах, и на поминках. С удовольствием вкушали их, и поморы посреди волн холодных, и крестьяне в прокопченной горнице, и бояре в золоченых хоромах. Кстати, из всех старинных русских блюд, пожалуй, только в рыбниках осталась традиция запекания целого куска рыбы
Грибник, губник - пирог с грибами В деревнях губниками часто называли пирожки и с другими начинками: капустой, яйцами, луком.
Ягодники - открытые пироги с различной ягодной намазкой из брусники, малины, черники, смородины и клюквы. Ягодная начинка иногда загущалась крахмалом.
Заключение.
В ходе своего исследования я научилась лучше работать со словарями, узнала много новых слов, которые раньше были обычными в нашей местности, а теперь только наши бабушки помнят их малую часть. Мне было интересно беседовать с бабушкой, узнать, каким было её детство. Оказывается, сколько сил и умения надо было приложить в старину, чтобы на столе появился обычный для нас хлеб.
Есть в осени первоначальной...
Рисуем осенние листья
Пока бьют часы
Нарисуем попугая цветными карандашами
"Портрет". Н.В. Гоголь