Данная исследовательская работа содержит теоретический и практический материал исследования употребления слов - паразитов учениками школы. Представлены некоторых стратегий в искоренении употребления таких слов. Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
Вложение | Размер |
---|---|
Issledovatelskaya_rabota_Chetvyorkina_Alina_Slova_-_parazity.zip | 106.34 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Секция лингвистика
Употребление слов – паразитов в речи школьников МОУ «СОШ № 16» и способы искоренения их
5 класса МОУ «СОШ № 16»
г. Губкина Белгородской области
Четвёркиной Алиной Александровной
Научный руководитель -
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 16»
Г. Губкина Белгородской области
Четвёркина Марина Анатольевна
Губкин , 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...................................... 3
1.Слова - паразиты и причины их употребления……………………………………………………… 4
2. Классификация речевых паразитов………………………………………………………..…………..5
3. Слова – паразиты в художественной литературе…………………………………………………….6
4.Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников
МОУ «СОШ № 16»…………………………………………………………………..………..…………..6
5.Способы избавления от слов – паразитов……………………………………………….………..……7
Заключение………………………………………………………………………………….……………..9
Список использованной литературы……………………………………………………..………………9
Приложение
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
Введение
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?
По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.
Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: речь учащихся МОУ «СОШ № 16».
Предмет исследования: употребление слов-паразитов.
Цель исследования: доказать, что в речи учащихся школы достаточно
часто употребляются слова-паразиты и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Гипотеза: верно ли, что большинство школьников в своей речи употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас.
Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов - паразитов в речи.
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.
Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.
1. Слова-паразиты и причины их употребления
Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие.
Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.
В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.
Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит видите ли, ну как вам сказать и другие.
Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Проанализировав различную литературу, можно сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.
Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:
1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. мода на некоторые слова.
2. Классификация речевых паразитов
Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, отмечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.
Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».
Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.
Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
Слова - паразиты могут быть разными частями речи.
Слова - паразиты как части речи
№ | Группа | Слова – паразиты |
1. | Звуки | э-э-э, мэ-э-э, |
2. | Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3. | Вводные единицы | Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4. | Местоимения, местоименные наречия | Это, это самое, как его, там |
5. | Переход из одной части речи в другую | Блин, черт |
6. | Модальные слова | Конечно, наверное, вероятно, кажется |
В художественных произведениях слова - паразиты часто употребляются для создания характеристики того или иного персонажа. И, конечно, в речи автора сорных слов быть не должно. Приведем примеры:
1. Одной из отличительных черт рассказов А.П.Чехова являются яркие, разнообразные характеры героев. Чаще всего объекты насмешек – малограмотные чиновники. Чтобы ярче показать их характеры, в речи отрицательных героев автор часто использует слова-паразиты. Пример тому образ Ивана Прохорыча Гауптвахтова в рассказе «Забыл!!».
2. Другим примером может служить речь контр - адмирала из рассказа «Свадьба с генералом» А.П.Чехова.
3. Перенасыщен сорняками рассказ малокультурного почтмейстера из «Повести о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя. (Приложение 1)
4. Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников
МОУ «СОШ № 16»
На одном из уроков литературы в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся 8 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Учитель русского языка пытается отучить учеников начинать ответ с «ну» или «значит», пригрозив ставить оценку на бал ниже, если свой ответ начнут с этих слов. Восьмиклассникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают сами ученики об употреблении таких слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова – паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов – паразитов» и исследование «Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп».
В анкетировании принимали участие 25 учеников 8 класса МОУ «СОШ № 16».
втором и третьем местах по частоте употребления – вот и типа;
паразитами в речи, чаще всего предлагают (23%) следить за речью, 12 % предлагают читать больше книг. (Приложение 2)
На основании полученных в опросе словах – паразитах составлен частотный словарь. Так, слово ну упомянули в своих ответах 17 раз, слово вот – 15, а слова блин, там, а-а-а – по 3 раз. Слово но написали 1 раза. (Приложение 3)
эксперимент «Частота употребления слов – паразитов», который проведён в школе. Записана речь четырех учеников 6 класса и выделены в ней слова-паразиты. Из 140 слов – 23 слова - паразита, что составляет 16 % от общего количества сказанных слов. Так, слово «ну» было употреблено 10 раз. Слова «вот» и «так» по 2 раза. (Приложение 4)
В исследовании принимали участие 66 учеников МОУ «СОШ № 16».
Из результатов исследования следует, что:
них не обращают внимание ученики 8 и 11 классов;
5.Способы избавления от слов - паразитов
Ю. Дараган в работе «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи» представляет некоторые стратегии для снижения риска появления слов - паразитов в речи: это редукция (отказ от «рискованной» вербализации), апелляция к собеседнику, попытка изменить структуру текста и обеспечение паузы для подбора слов в рамках той же структуры.
1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!». Не в силах подобрать слова для детального изложения своих мыслей, говорящий пытается выйти из положения, снижая объем передаваемой информации.
Структурная редукция
• Переход на более высокий уровень обобщения (генерализация).
• Упрощение/сокращение текста.
Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).
Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.
Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления.
2. Апелляция - Девиз: «Ну попробуй сам догадаться!». Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».
3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны». В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.
4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался». Говорящий может объявить о необходимости подумать.
Кроме того, психологи также рекомендуют выполнять специальные упражнения, чтобы вывести употребление «паразитов» в область осознанного поведения. Потому что с тем, что осознано, бороться намного проще:
1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы».
2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».
Итак, какие же способы избавления от слов - паразитов следует рекомендовать школьникам:
излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
речь на диктофон, а потом выявлять слова – паразиты);
например, слово «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» - «если можно так сказать»
Заключение
В ходе данного исследования было выявлено, что 92,4% учеников достаточно часто
употребляют слова-паразиты, 68,8 % школьников даже не замечают их в своей речи.
Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «типа», «как бы», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи.
При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты и составлен частотный словарь. Выпущен буклет – памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов».
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Давайте беречь наш язык!
Список литературы
|
|
|
|
|
|
|
|
Госпожа Метелица
Одна беседа. Лев Кассиль
Горка
Растрёпанный воробей
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"