Проект "Радуга толерантности"
Вложение | Размер |
---|---|
MOUO_Krasnoufimskiy_okrug.doc | 106.5 КБ |
proekt.ppt | 1021.5 КБ |
МОУО Красноуфимский округ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Саранинская средняя общеобразовательная школа
Радуга толерантности
Предмет психология
Выполнила
Торгашова Ксения
учащаяся 9 класса
Руководитель
Калинина Е.Г.
педагог - психолог
высшая квал. кат
Сарана, 2011
Оглавление
2.1 Историческое происхождение понятия «толерантность».
2.2. Карта толерантности.
2.3. Многогранность значения толерантности.
2.4. Определения толерантности
Практическая часть
Приложение
Введение
Чувствовать, думать, любить, как другие,
Сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить – "Они не такие",
Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение,
Взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения,
Это и многое есть толерантность.
Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в обращении к школьникам в 2009-20010 учебном году одобрил предложение о проведении 1 сентября уроков толерантности. В частности он отметил: "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране... Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу".
Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентнообразной средой проживания ( вернее было бы сказать – выживания), разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и преступностью.
В современном мире и современном образовании одной из самых актуальных проблем является проблема формирования толерантности у подрастающего поколения и распространение идей толерантности во всех сферах жизни и деятельности человека.
В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Проведя исследование, я выяснила, что в школе обучается дети разных национальностей: русские - 89,8%, азербайджанцы – 6%,, марийцы – 1,8%, татары – 0,6%, белорусы – о,6%, украинцы-0,6%, узбеки -0,6%.
Для того, чтобы понять насколько актуальна эта тема в моем классе, мы предложили ответить ребятам в прошлом учебном году на несколько вопросов.
Проведя анкету, мы получили такой результат:
1.В школе проходит акция «Милосердие»
А)это тебя не интересует -50%
Б), пытаешься помочь, чем можешь, ветеранам -50%
2.Ты противостоишь насилию….
А) насилием - 20%
Б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет -80%
3. Один товарищ тебя предал…
А) ты мстишь ему – 80%
Б) ты пытаешься объясниться с ним - 20%
4. Видишь, когда сильный обижает слабого…
А) равнодушно проходишь мимо -50%
Б) вмешиваешься – 50%
5. Ты не согласен с кем –то…
А) ты не дашь ему говорить - 60%
Б)ты все – таки слушаешь его - 40%
6. Учитель ждет ответа учащегося ….
А) кричишь с места -50%
Б) даешь возможность ответить другому - 50%
7. У тебя в классе беженец из других республик….
А) ты не общаешься с ним - 60%
Б) помогаешь ему влиться в коллектив -40%
Ответы на вопросы анкеты нам показали уровень сформированности толерантных качеств учащихся в классе.
Анализируя результаты, мы увидели, что если бы в классе были дети из других республик, то 60% учащихся не стали бы с ними общаться, 50% учащихся прошли бы мимо, видя как сильный обижает слабого, а также мы отметили, что имеются отдельные случаи проявления нетерпимости по отношению к окружающим.
Далее мы проанализировали модель толерантного и интолерантного классов, в которых представ лены формы поведения учащихся
Толерантный класс | Интолерантный класс |
Умение внимательно слушать и слышать | Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение |
Стремление разобраться, расспрашивание | Игнорирование |
Совет, предложение | Отстранение |
Похвала, согласие | Обзывание |
Подбадривание | Обвинение, упреки |
Благожелательность | Осуждение, критика |
Утешение | Морализирование |
Уважение | Угрозы |
Эмпатия | Предостережение, предупреждение |
Поддержка | Приказ, указание |
Исходя из этого анализа, и результатов анкеты была сформулирована проблема, поставлены цели и задачи моего проекта.
Проблема: недостаточный уровень представлений о понятии «толерантность» и сформированности толерантного поведения учащихся .
Цель: ознакомление с историческим происхождением понятия «толерантность» и его многогранностью.
Задачи.
2. Исследовать уровень сформированности толерантных черт учащихся класса .
3. Познакомиться с творческими работами учащихся школы по данной теме.
4. Создать учебное пособие для учащихся по теме «толерантность».
Основные этапы работы над проектом:
1. Формулирование целей и задач проекта
7. Составление буклетов и презентации.
II. Теоретическая часть
2.1 Историческое происхождение понятия «толерантность»
Появление понятия “толерантность” связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность, как принцип согласия, проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые XVII–XVIII веков – Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо – выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости. Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.
В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами.
Более 70 лет назад (XX век) по фашистской Германии прокатилась волна еврейских погромов, получивших название "Хрустальная ночь". Те страшные события положили начало Холокосту - одному из самых кошмарных преступлений против толерантности в истории человечества.
Холокост в переводе с греческого означает «всесожжение», этим словом называют процесс уничтожения евреев Европы в период национал - социализма в Германии. Говоря о Холокосте, можно квалифицировать эту катастрофу европейского еврейства как проявление самой жестокой интолерантности по религиозному и национально-расовому признакам. От этого события положено начало этому историческому событию.
В память об этом в 1996 году члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции приняли Декларацию принципов толерантности в которой четко определили этот термин и провозгласили 16 ноября Международным днем толерантности.
С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Декларацию подписали представители более чем 185 стран.
Помимо исторического освещения вопроса мы готовы рассказать об интересных формах существования толерантности в мире. Нам стало известно, что музей толерантности существует в Америке. В его залах, существует много экспонатов, посвященных терпимому отношению к людям. Например, рисунки, плакаты и постеры.
В музее есть даже зал, посвященный отдельной личности. Ею является Жозефин Бейкер. Это знаменитая черная артистка 20-х годов прошлого века. Она родилась в 1906 году в Америке. Ее отец был евреем, а мать – чернокожей американкой.
Она усыновила 12 детей разных национальностей и разного вероисповедания. Поэтому близкие называли их «семьей –радугой».
Жозефин Бейкер была ярым борцом с расизмом
В 2006 году во всем мире праздновали столетие со дня рождения Жозефин Бейкер. В честь этой даты одна многодетная мать – скульптор из Франции создала памятник. На этом памятнике изображена Жозефин Бейкер с ребенком, у которого не видно лица, чтобы не выделять какого одного из ее приемных детей. Зато рядом отпечатки 12 пар маленьких ножек, ее усыновленных детей.
В музее толерантности существует еще один памятник. Это Бронзовая скульптура «Дети Киндертранспорта», созданная как дань памяти о 10 000 еврейских детях, спасенных англичанами во время перед второй мировой войной.
Этот памятник создал Франк Майслер. Автор проект сейчас очень известный скульптор, но в своем детстве он сам пережил Киндертранспорт.
Киндертранспорт - это немецкое слово, обозначающее транспортировку детей. На русский язык и другие языки оно не переводится, потому, обозначает уникальную операцию по спасению детей из Германии, Австрии, Чехословакии и Польши, большинство из которых были еврейского происхождения, хотя небольшой процент составляли дети других национальностей.
Киндертранспорт существовал именно в годы Холокоста.
ЮНЕСКО учреждён и особый приз, который вручается за толерантность и ненасилие. Это статуэтка, созданная японской «француженкой» Тошими Ишии, или просто Тоши. Статуэтка представляет собой фигурку женщины, начинающейся в вихревом движении ног - платья и уходящую ввысь сплетёнными в жгут бесконечными руками.
2.2. Карта толерантности
Работая со словарями и Интернетом, я узнала что означает данное понятие у разных народов.
В русском языке в словаре Ожегова
Толерантность (терпимость) – это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения и взгляды тобою не разделяются. Пример Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
В английском языке – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещи;
Во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
В китайском – проявление великодушия в отношении других;
В арабском – прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В персидском – терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.
Можно сделать вывод, что на всех языках толерантность имеет один и тот же смысл – умение принимать людей такими, какие они есть не зависимо от их расовой и национальной принадлежности.
2.3. Многогранность значения толерантности.
Толерантность позволяет приобретать друзей
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.
Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребенок, неповторим и значим.
Быть толерантным – означает уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательными к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.
Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.
Толерантность – путь к миру
Почему в мире по–прежнему происходят войны? Почему столько людей страдают и умирают? Почему столько детей становятся сиротами? Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать на других, уничтожать их и забирать у них то, чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы...
Однако после войны побежденный чувствует себя униженным и стремится отомстить. Если бы вместо войны можно было обсуждать проблемы, вести переговоры, то не было бы ни победителей, ни побежденных. Выиграл бы каждый! Проявлять толерантность – это противодействовать мирными средствами угрозе насилия. Это означает оставаться сильным для того, чтобы защищать слабых.
Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, заботясь о будущих поколениях! Это означает проявлять солидарность, чтобы вместе бороться с насилием, бедностью и нетерпимостью!
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, чтобы строить мирное будущее.
Толерантность проявляется прежде всего дома
В семье нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других! Возможно, потому, что они нам напоминают наши недостатки? Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются или мы становимся завистливыми... А может быть, мы боимся оказаться менее любимыми? Стремясь быть более сильными, мы становимся интолерантными, и, вместо того чтобы стать лучше, мы оказываемся в одиночестве!
Как нам стать толерантными? Прежде всего нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки. Вы скажете, это сложно? Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку, как ребенок, который учится ходить! Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.
Вместе с тем проявлять толерантность не означает соглашаться со всем, чем угодно! Насилию и несправедливости нужно противостоять мирными средствами, лучше объясниться друг с другом, а не драться, объединяться с другими с тем, чтобы стать сильнее, и использовать свою силу для защиты более слабых.
Проявлять толерантность дома – значит, проявлять толерантность и в остальном.
Определения толерантности:
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться к друг другу терпимо.
Практическая часть.
Моя работа по данной теме началась в прошлом учебном году.
Какая же работа проводится в нашей школе по данной теме?
Ежегодно в школе проходят недели психологии, уроки милосердия, классные часы, посвященные дружбе, сотрудничеству. На уроках географии, истории и обществознания мы изучаем темы, связанные с вопросами толерантности.
Учащимися создаются творческие проекты, коллажи. Мы делаем рисунки, коллажи, сочиняем стихи и рассказы. Собранный мною материал творческих работ можно посмотреть в приложении.
После опроса учащихся на вопросы анкеты по формированию толерантных качеств подростка в этом учебном году, получены следующие результаты:
А) объявить ему байкот – 10%
Б) не обращать на это внимания – 50%
В) постараться изменить отношение к новичку – 40%
2. Ваш товарищ резко изменил имидж и вам это не понравилось. Вы будете стремиться:
А) «уколоть» его – 10%
Б) игнорировать его – 30%
В) терпимо относиться к нему – 60%
3. Как вы относитесь к человеку, религия которого отличается от вашей?
А) мне хочется унизить и оскорбить его веру- 0%
Б) каждый человек имеет право на свой выбор – 80%
В) с уважением отношусь к любой религии – 20%
4. Как вы относитесь к однокласснику из неблагополучной семьи?
А) стараюсь не общать ся ним – 0%
Б) не замечаю его – 10%
В) стараюсь поддержать его – 90%
5. Что такое толерантность? Что значит быть толерантным?
Ответы ребят « Это доброта и уважение к другому человеку», «Быть толерантным – быть добрым и отзывчивым», «»умение понимать другого человека и принимать его таким, как он есть» и т. д.
Можно сделать вывод, что одноклассники понимают, что означает понятие «толерантность», стали более толерантными. На вопрос «Как вы относитесь к человеку, религия которого отличается от вашей?» - 80% учащихся ответили, что каждый имеет право на свой выбор. А на вопрос «Как вы относитесь к однокласснику из неблагополучной семьи?» - 90% учащихся постараются поддержать его.
Подобрала правила сотрудничества:
Проявляй уважение к другим людям.
Не спорь, а старайся понять другого человека.
Умей правильно изложить свои мысли.
Не применяй силу для доказательства своей правоты.
Придет мириться тот, кто мудрее и смелее.
Заключение: Считаю, что данная тема актуальна и необходимо в классе и в школе продолжить работу по формированию толерантного отношения к окружающему миру, как осознанной жизненной позиции личности в учебной и внеклассной деятельности.
Список литературы:
1. Безюлеева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение.-М.: Вербум-М,2003.
2. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. -С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6
.3. Фонель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем.- М.: Генезис,2006.
4. Интернет, словари.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Андрей Усачёв
Гном и звезда
У речки стоял удивительный домик,
В том домике жил удивительный гномик,
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном,
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
- Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться народ.
- Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом,
Живёт в этом доме обычнейший гном,
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Если дружно все живут.
И теплом сердец согреты
Школа, быт наш и уют.
К лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь,
Толерантность не забудь.
Это выдержка, воля, терпение.
Толерантность – это СМЕХ
Ну – ка вместе, ну – ка дружно
Скажем: «Всех нас ждет успех!» (Горбунова Катя 4 класс)
Пословицы и поговорки о сотрудничестве:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познается в беде.
Сам себя губит, кто других не любит.
Всякий человек в деле познается.
Где хотенье, там уменье.
Артель дружбою крепка.
Одна пчела меду не натаскает.
Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
Где лад, там и клад.
В согласном стаде и волк не страшен.
Согласье крепче каменных стен.
Терпение
Терпение и труд все перетрут.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Жизнь дана на добрые дела.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
И готово, да бестолково.
Языком говори, а рукам воли не давай.
Терпение дает умение.
Научись терпеть в малом, вытерпишь в большом.
Конфликт
Не рой яму другому – сам упадешь.
Высказывания великих людей:
"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)
"Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание". (Л.Толстой)
"...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)
"Сострадание правит миром". (Древнеиндийская пословица)
"Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством". (Конфуций)
"Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства". (Л.Толстой)
"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)
"Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С.Смайлс)
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л.Толстой)
"Кто ищет зла, к тому оно приходит". (Соломон)
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери)
.
15
Разлука
Акварельные гвоздики
Кактусы из сада камней
На берегу Байкала
Иван Васильевич меняет профессию