Данный материал создан для использования на уроках русскогго языка. Здесь представлены задания в занимательной форме. Они помогают учителю заинтересовать учащихся, создать творческую атмосферу.
Вложение | Размер |
---|---|
Zhurnal_s_zanimatelnymi_zadaniyami_po_russkomu_yazyku.zip | 2.84 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
г. Наро-Фоминска
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по русскому языку
на тему: «Художественный журнал с занимательными заданиями
по русскому языку»
ВЫПОЛНИЛ(и): КОВАЛЬ АНГЕЛИНА
учащиеся 3-А класса и творческая группа 3-А класса
Руководитель: КУЗНЕЦОВА
(учитель нач. кл.) НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
Наро-Фоминск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………...3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….....9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………...11
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего проекта «Художественный журнал с занимательными заданиями по русскому языку». Не секрет, что очень часто дети боятся и не любят русский язык. Эти отрицательные эмоции являются плохими помощниками в таком важном и трудном деле, как изучение русского языка. Поэтому главной нашей целью было подобрать задания, которые будут интересны всем учащимся начальной школы. Таким образом, мы выделили следующие задачи:
Для решения этих задач мы использовали различные источники: учебник по русскому языку, книги с занимательными играми из домашней библиотеки, помощь и советы взрослых и интернет-источники.
В начале нашего исследования мы решили узнать отношение ребят нашего класса к различным видам головоломок. Для этого провели анкетирование в классе по следующим вопросам: Отгадываешь ли ты дома головоломки? Если да, то какие? Составляешь ли ты сам головоломки? Если да, то какие? В анкетировании приняли участие 20 человек. В результате исследования мы установили, что: любят отгадывать головоломки – 19 человек, из них кроссворды – 17; ребусы – 10; шарады – 1; пятнашки – 1; головоломки со спичками – 7; головоломки с монетами – 3; загадки – 16; играть в шахматы – 2; в шашки – 2; проходить лабиринты – 14 человек; сами составляют головоломки – 15 человек, из них кроссворды – 9; загадки – 7; головоломки – 2; ребусы – 4; лабиринты – 6 человек.
Это анкетирование показало, что ребята нашего класса любят головоломки отгадывать и составлять. Поэтому мы считаем данную тему актуальной.
ВИДЫ ГОЛОВОЛОМОК
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
И. А. Крылов
Головоломки очень популярны, как, впрочем, и все игры. И далеко не всегда более сложная игра – более интересная. Часто миллионы людей с неугасаемым интересом играют в самые простые игры, и именно эти игры больше всего ценят, именно они входят в историю и прославляют своих создателей.
Что такое сказка
Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. Фольклорные сказки происходят из тотемических мифов первобытнообщинного общества.
Сказки передавались путем устного народного пересказа и в литературной форме. Историю сказки особенно трудно проследить, потому что только литературные формы сказок сохранились. Однако, наличие литературных работ по крайней мере указывает, что сказки существовали в течение многих тысяч лет, хотя возможно не были признанным жанром. Название "сказка" было впервые использовано знаменитой сказочницей Мадам д’Онуа.
Древние сказки были предназначены как для аудитории взрослых, так и для детей. Братья Гримм назвали свое собрание сочинений «Детские и Домашние Сказки», и связь с детьми становилась со временем еще более сильной.
Откуда появились загадки
Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка – это средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Человек начал создавать загадки в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над предметами, явлениями, действиями. Загадка развивала наблюдательность, мышление.
Загадки существуют с давних времен. А почему спросите вы? И какой от них прок? Все вполне объяснимо. Загадки являются признаком мудрости и ума. Вспомните сказки. Во многих сказках всех народов мира существуют загадки. Сказочные герои разгадывают загадки. Это является признаком большого ума и мудрости. А мудрость и ум всегда в почете.
Всё о ребусах
Ребус - загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Для того, чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять какой знак что изображает.
У ребусов очень интересная история. Когда нам нужно кому-нибудь сообщить наши мысли, то мы выражаем их словами, устно или письменно. Но так было не всегда.
Давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Смысл этого письма был таков: “Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыпем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну.”
Сначала предметы, а потом рисунки заменяли письмо. Надо было написать “олень” – рисовали оленя. Надо было написать “охота” – рисовали охотника и зверя.
Сейчас в таких письмах надобности нет, но в играх-головоломках, которые называются ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков широко применяется.
Какие бывают кроссворды
Кроссворд (англ. Crossword — пересечение слов, крестословица) — самая распространённая в мире игра со словами. При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III–IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх. Кроссворд, в современном понимании этого слова, появился совсем недавно, около века назад.
Сканворд (скандинавский кроссворд) — это один из самых популярных видов кроссворда. Определения слов даются в квадратиках прямо внутри сетки, а слова-ответы вписывают по направлениям, указанным стрелками.
Японский кроссворд — особый вид головоломки, в котором нужно, базируясь на кодовых числах-подсказках, разгадать не слова, а зашифрованную картинку.
Венгерский кроссворд, или филворд. При разгадывании венгерских кроссвордов нужно вписывать ответы в сетку с расставленными буквами. Точнее, не вписывать, а вычеркивать.
Чайнворд — родитель линейного кроссворда; вид кроссвордов, удобных для составления, но неудобных для разгадывания. Сеткой в нем служат линейные клеточки (квадратики), вычерченные в любой геометрической форме.
Кейворд (ключворд) — буквы в кейворде заменены числами; одинаковым буквам соотвествуют одинаковые числа, разным буквам — разные. Необходимо определить это соотвествие и получить сетку с согласовывающимися между собой словами. В качестве подсказки может быть открыто какое-то слово либо буквы.
Челнок — клеточное поле с вынесенными за его пределы указательными стрелками. Значения слов, как по горизонтали, так и по вертикали даются последовательно, а сетка заполняется в соответствии с направлениями стрелок.
Американский (крисс-кросс) — рядом с сеткой кроссворда находятся слова, которые нужно вписать в сетку, иногда дается подсказка — в сетку уже вписаны некоторые слова или буквы.
Эстонский кроссворд — слова в этом кроссворде разделены не блоками, а утолщенными сторонами клеток, в которых расположены буквы. Данные кроссворды выглядят очень плотными.
Что означает слово шарада
Еще одна разновидность игр со словами называется «шарада». Слово «шарада» произошло от французского «charade» - слово, которое нужно найти. Это последнее слово-отгадка разбито на части, имеющие, самостоятельное значение. Каждая часть главного слова зашифрована обычно также стихотворными строчками.
Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Сохранилась публикация той поры с ответом "глад + кость = гладкость". В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала "Иллюстрация" ("моль + ер = Мольер"; "пол + тина = полтина" и др.).
Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.
Различные головоломки
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Большую популярность получили следующие виды головоломок:
Одним из самых интересных и красивых видов головоломок являются деревянные узлы. Как правило, это несколько деревянных брусков различной конфигурации, которые имеют выступы и пазы. Прикрепляясь, друг к другу, они в собранном виде выглядят как прочная целостная конструкция. Часто она имеет красивую правильную форму. Кстати, порой разобрать такую конструкцию бывает также сложно, как и собрать. Особенно сложно отделить первую деталь.
Еще один вид интереснейших головоломок – лабиринты. В классическом варианте они представляют собой плоские картинки, которые имеют множество переплетающихся желобков. Задача – прокатить по ним шарик, и достигнуть обозначенной цели. Однако в современном мире головоломок, этот вид претерпел сильные изменения. Сейчас существуют лабиринты, которые вообще не имеют шариков. Вместо них используются, например, колесики с зубчиками. В других роль желобков выполняют маленькие дырочки, по которым и следует перемещать различные фигурки.
И наконец, самыми удивительными из всех существующих головоломок, считаются «шкатулки с секретом». С виду это обычная, ничем не выделяющаяся из других, шкатулка. Необходимо разгадать секрет, который и станет ключиком от замочка. Многие любители головоломок решают такие задачки с большим удовольствием, хотя в исходной конструкции даже намека нет на то, с чего следует начинать. Иногда внутрь шкатулки помещают сюрприз, который можно даже рассмотреть в щелочку или отверстие. Способов решения таких головоломок великое множество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения материалов проекта мы выяснили, что занимательный материал - необходим для создания интереса и для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.
Изучив данный материал, мы подобрали заинтересовавшие нас занимательные упражнения и на их основе создали сборник различных головоломок по русскому языку.
Мы хотим вам представить художественный журнал класса по русскому языку для умников и умниц под названием «Весёлая переменка».
Данный журнал состоит из кроссвордов, игровых заданий, викторин, стихотворных текстов, с которыми дети могут познакомиться на уроках русского языка в начальной школе или во время внеурочной деятельности.
Предлагаемый вашему вниманию художественный журнал содержит весёлые, поучительно-развлекательные с добрым юмором стихотворные тексты, игры и задания, несущие в себе заряд положительных эмоций. Выполнение таких заданий, заинтересует детей и снимет у них излишнюю напряженность, тревожность, процесс изучения русского языка станет наиболее интересным и увлекательным.
Но все эти игровые моменты не умаляют грамматической ценности предложенных заданий. Все игры насыщены орфограммами.
Особую группу составляют кроссворды, «коварная» викторина, путаница, составлялочка, с «ловушками», требующими особых знаний и умений. Такие задания помогут выработать повышенную грамматическую зоркость и чуткость. Этот занимательный материал можно будет использовать как для обучения, так и для различных творческих заданий.
Предлагаемый вам журнал может стать хорошим дополнением к школьным урокам русского языка. А также удачно подойдут эти материалы для домашних занятий с детьми в учебном году и на каникулах. В такой занимательной форме дополнительные занятия будут более желанными для детей.
Для удобства использования журнала мы выполнили его, как в печатном виде, так и в электронном.
Работая над этим проектом, все ребята были увлечены и заинтересованы. А главное нам было интересно использовать данные материалы на наших уроках русского языка. В будущем мы хотим попробовать создание художественного журнала и по другим предметам.
Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3
Самый богатый воробей на свете
Л. Нечаев. Яма
Как нарисовать черёмуху
Иван Васильевич меняет профессию
Усатый нянь