Работа по народным промыслом Российской Федерации, таким как: Дымковая игрушка, Жостовская роспись, Хохлома, Городецкая роспись, Уральский малахит, Матрешка, Финифть, Тульский самовар, Палехская миниатюра и Гжель.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"МБОУ СОШ № 56"
Итоговый проект на тему:
«Народные промыслы России»
Выполнил:
ученик 9А класса
Плужников Алексей
Руководитель:
Бокова О.И.
Новокузнецк,2025г.
Содержание
1. Введение
Россия огромная многонациональная страна, важно помнить о нашем наследии. Каждый регион России богат своей историей, традициями и обычаями.
Народные промыслы – особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов. Из сырья, которым богаты отдельные земли, местные мастера создавали по-особенному украшенные изделия.
Актуальность заключается в том, что мы мало знаем о своей истории, культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают. Сегодня в нашей стране большое внимание уделяется изучению и возрождение народных ремёсел.
Цель работы – показать разнообразие народных промыслов России через историю их возникновения и культуру народов, проживающих в данной местности.
Задачи:
Дымковая игрушка
Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – "дымковская" или "кировская" игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.
Дымковскую игрушку делают из ярко-красной глины, которую перемешивают с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и заканчивают лепку. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжигают при температуре 700—900°C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).
Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект "Раскрасим город в Дымку" получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов.
Жостовская роспись
Жостовская роспись — это русский народный художественный промысел по росписи кованых металлических подносов, возникший в 1825 году в деревне Жостово, Московской области. Этот промысел не только сохраняет традиции, но и развивается, адаптируясь к современным условиям.
Интересно, что процесс создания жостовского подноса состоит из нескольких этапов. Сначала мастер подготавливает металлическую заготовку, затем грунтует и шлифует поверхность. После этого наносится черный фон (или другой выбранный цвет), и только потом начинается сама роспись. Художники используют масляные краски и специальные кисти, чтобы создать объемные и реалистичные цветочные композиции.
Основным мотивом жостовской росписи до наших дней остается цветочный букет. По краю поднос обычно украшают ажурным растительным орнаментом. Традиционно роспись выполняют на черном фоне, но возможны и другие варианты, например, красный, синий и зеленый.
Сами подносы изначально ковали вручную. За почти 200 лет существования промысла мастера придумали около 150 разных форм таких изделий. В наши дни 32 из этих форм изготавливают на фабрике с помощью пресса, а остальные — по-прежнему вручную, с помощью ножниц по металлу и специальных молотков.
Жостовские подносы — это не просто предметы быта, а настоящие произведения искусства, которые могут стать украшением любого интерьера. Они также являются важной частью культурного наследия России, символизируя мастерство и творческий дух русских умельцев.
Хохлома
Словом «хохлома» называют декоративную роспись деревянной мебели или посуды золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне. Существует два основных типа росписи: «верховая» — красным и черным на золотистом фоне, и «под фон» — золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.
Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название.
Во второй половине XIX века возрос интерес к хохломе как к искусству. И в 1853 году ее представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а затем в Петербурге и Нижнем Новгороде. Кроме того, в моду вошел «русский стиль», и хохломскими изделиями начали пользоваться даже члены царской семьи. Так, в 1882 году императрица Мария Федоровна наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами с дарственной надписью «За свое искусство и представленные государю императору вещи». В 1889 году на Всемирной выставке в Париже хохлома получила Гран-при.
В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах — городе Семенове, где с 1920-х годов находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», и в деревне Семино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
Городецкая роспись
Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Этот промысел стал одним из самых ярких и узнаваемых символов русской народной культуры, сочетая в себе яркость красок, выразительность образов и глубокую связь с традициями поволжского края.
Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, добавляя яркие акценты, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу, став самостоятельным видом искусства. Мастера начали использовать насыщенные цвета: синий, красный, желтый, зеленый, а также белый и черный для контуров и деталей.
Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие. Эти сцены отражали повседневную жизнь и праздничные традиции русских крестьян. Часто в росписи встречались изображения птиц, коней, цветочные орнаменты и растительные мотивы, которые символизировали благополучие, радость и гармонию с природой. Особенностью городецкой росписи является ее декоративность и условность: фигуры людей и животных изображались с долей наивности и простоты, что придавало работам особое очарование.
Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.
Сегодня городецкая роспись продолжает жить и радовать ценителей народного искусства. Современные мастера бережно сохраняют традиции, создавая уникальные изделия: шкатулки, разделочные доски, посуду, мебель и даже декоративные панно. Городецкая роспись стала не только частью культурного наследия России, но и источником вдохновения для новых поколений художников и мастеров.
Уральский малахит
Уральский малахит — это уникальный природный минерал, который стал символом русского камнерезного искусства и ювелирного мастерства. Его история тесно связана с развитием горного дела на Урале, а также с культурным наследием России.
Самородки не большого размера находились людьми до 18-х веков. Но когда Россия начала разработку залежей малахита в Уральском регионе, то популярность его резко возросла. Нашими добытчиками были найдены минералы с весом несколько сот тонн. Минерал самого большого размера, который весил целых 250 тысяч килограмм, был найден в 35 году 19 века. Первое крупное малахитовое месторождение, открытое в 1740-х годах, послужило стартом для истории промысла: умельцы начали активно создавать украшения из малахита: бусы, сережки, подвески, колечки. Тогда его часто комбинировали с ценными камнями.
Уральский малахит использовался для отделки знаменитых архитектурных объектов, таких как Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Зимний дворец. Из него изготавливали колонны, вазы, столешницы и другие декоративные элементы.
Добыча малахитовых руд происходит во многих странах. Среди современников лидирующие позиции по поставкам занимает Республика Конго. Но в чем, же секрет популярности камней с Урала? В их неповторимом узоре в виде хаотичных колец. Малахит из Конго имеет ровные полосы. Минералы сравнимые по красе с уральскими находками очень редки. Редко похожие самородки находят в Алтайском крае. Практически в каждом уральском городе есть хоть одна мастерская, где работают мастера камнерезы.
Уральские камнерезы продолжают работать с малахитом, создавая уникальные украшения и предметы интерьера. В таких городах, как Екатеринбург, Нижний Тагил и Челябинск, до сих пор сохранились традиции камнерезного искусства.
Матрёшка
Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.
В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.
Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.
Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Финифть
Финифть ценилась на Руси наравне с золотом и серебром. У народа были популярны расписные миниатюры на эмали и иконки, знать покупала ювелирные украшения, трубки, табакерки и изысканные предметы интерьера. Читайте, как с веками менялись сюжеты росписи, в каких городах процветал драгоценный промысел и как в Академии художеств появился класс по финифти.
Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг. Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.
Финифть изготавливали в мастерских Киева и Москвы, но как массовый промысел она распространилась на севере страны. В XVII веке производство эмалей наладили мастера из города Усолье (сегодня — Сольвычегодск), а затем ремесло пришло в Вологду. Усольские художники нашли свой стиль: они изображали на белом фоне растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей. Но главным узнаваемым мотивом вологодской и усольской финифти стал узор «тюльпан», его наносили тонкими кисточками и небольшими штрихами. В мифологических сюжетах встречались персонажи славянского фольклора и северных сказаний: изображали птицу Сирин, лебедей, оленей и львов.
Тульский самовар
Тульский самовар — один из символов России, так красочно описанный во многих произведениях. Казалось бы: подобный предмет быта могли изобрести только в нашей стране. На самом деле еще древние римляне пили чай из аутепса, который имел абсолютно схожий принцип действия с самоваром.
Настоящий тульский самовар должен был выполнять ряд функций. Поскольку климат в России славился своей суровостью, то в холодное время года люди согревались горячими напитками. Самовар помог решить эту проблему: он хорошо держал тепло. Поэтому не только давал возможность длительное время наслаждаться теплым чаем, но и частично обогревал помещение.
В производстве использовались только качественные металлы. Первые аксессуары изготавливались из чистой меди и мельхиора. И только спустя некоторое время, для удешевления стоимости, начали применять латунь. В истории известны случаи использования самоваров из чистого серебра и даже золота. Считалось, что чем тяжелее этот предмет, тем он лучше и дороже.
Сегодня на самом знаменитом тульском заводе "Штамп" продолжают выпускать уникальные самовары. Каждый желающий может выбрать себе модель "под старину", с именной гравировкой, с росписью или даже самый эксклюзивный вариант.
Палехская роспись
Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.
В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.
Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.
После революции 1917 года, когда иконопись как вид искусства оказалась под запретом, мастера Палеха столкнулись с необходимостью искать новые пути для применения своих навыков. В 1924 году была создана Артель древней живописи, которая стала отправной точкой для развития палехской росписи в новом формате. Художники начали переносить традиции иконописи на светские сюжеты, создавая миниатюры на шкатулках, брошах, панно и других предметах декоративно-прикладного искусства.
Палехская роспись быстро завоевала популярность не только в России, но и за рубежом. Уже в 1925 году работы палехских мастеров были представлены на Всемирной выставке в Париже, где получили высокую оценку и признание.
Гжель
Гжель — это традиционный русский промысел, особый вид росписи по керамике. Для создания гжели, как правило, используют белые и синие краски.
Изначально Гжелью называлась деревня недалеко от Москвы. Впервые это название появилось в списке владений князя Ивана Калиты в XIV веке.
В конце XVII века по указу царя Алексея Михайловича в Гжели стали делать аптекарские и алхимические сосуды по государственным заказам. А в 1740-х химик Дмитрий Виноградов создал из местной глины первые русские фарфоровые изделия.
Бело-голубая роспись появилась на гжельских предприятиях в начале XIX века. Раньше местные изделия расписывали разноцветными красками, но в 1800-х годах технология изменилась. На гжельских мануфактурах стали производить фаянсовые изделия. Для новой продукции использовали другую глазурь и технику обжига. Расписывать посуду и статуэтки решили кобальтом — синей краской, которая легко переносила высокие температуры.
В XIX веке в деревнях «гжельского куста» возникли многочисленные фарфоровые предприятия — заводы Кузнецовых, братьев Барминых, Сазоновых. Посуду на них производили на новом оборудовании большими партиями. Из-за этого почти все небольшие ремесленные мастерские закрылись.
Вновь народный промысел начал развиваться только в советское время. Тогда в Гжели открылся специализированный керамический техникум. Затем возникла и артель, где изготавливали фарфоровые и фаянсовые изделия. Возрождать промысел помогали искусствовед Александр Салтыков и художник Наталия Бессарабова.
Сегодня в Гжели действует сразу несколько предприятий, где производят не только посуду и статуэтки, но и керамическую плитку, часы, люстры и телефонные аппараты.
3. Заключение
Народные промыслы России являются неотъемлемой частью национальной культуры. В них содержится богатый исторический опыт эстетического восприятия мира, направленный на будущее, и прочные традиции, отражающие разнообразие культурных особенностей различных народов Российской Федерации.
В результате работы, я обогатила свои знания о культуре народов, об особенностях народных промыслов, их разновидностях. Цель моей работы достигнута. Думаю, данный материал поможет и другим ученикам, которые интересуются историей и развитием народного творчества, а также учителю географии в проведении тематических уроков, т.к. я собрал важную и интересную информацию по данной теме.
4. Список используемых ресурсов
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
"Портрет". Н.В. Гоголь
Городецкая роспись
Астрономический календарь. Май, 2019
Осенняя паутина