Туристско-краеведческое движение связано с поисково-исследовательской и собирательской деятельности и способствует воспитанию уважения к истокам, национальным традициям, местной культуре, природному достоянию, позволяет шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Уникальность и эффективность комплекса туристско-краеведческой и экскурсионной работы заключается в многовариантности аспектов воздействия на индивида и общедоступных, демократических форм участия его в различных видах деятельности.
Реализация программы туристско-краеведческой и экскурсионной работы предусматривает различные формы работы с детским коллективом: создание экологической тропы, проведение на ней систематических наблюдений, экскурсии по городу, организация музея, выполнение практических заданий и творческих работ, комплексные полевые исследования состояния природных комплексов, участие в посильной природоохранной деятельности.
Туристско-краеведческая работа в детском саду – это одна из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада, усиления ее патриотической направленности. Она позволяет приблизить обучение ребенка к реальной жизни, познакомить его с объектами ближайшего природного и социального окружения, создать запоминающийся образ Родины. Большая Родина всегда начинается с малой – с семьи, двора, детского сада, леса и речки расположенных рядом.
Занятия по туристско-краеведческой деятельности я провожу как в ДОУ, так и на свежем воздухе, они дают определенную физическую нагрузку, оказывают содействие физическому развитию ребенка, закаляют организм, учат ориентироваться, приучают к самообслуживанию, развивают наблюдательность, формируют моральные качества : как личностные, так и коллективные - содействуют трудовому, экологическому, эстетическому воспитанию, вооружают детей новыми знаниями.
И именно туристско-краеведческая деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины.
Основная форма познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы : рисунки, аппликации, лепка, конструирование. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс туристско-краеведческой деятельности.
Прежде всего - это объяснение и изучение. Здесь мы работаем по разделам: Например: раздел: «Детский сад» - мы изучили название, адрес детского сада, а затем произвели прогулку по его территории, изучая каждый его уголок. Всё это сопровождалось игрой «Найди предмет», т. е. ребята ориентировались на участке по плану и по знакам, выполняя различные задания.
В преддверии главного праздника нашей страны, 8 мая мы с ребятами отправились к вечному огню. По дороге к памятнику-обелиску павшим в Великой Отечественной войне, мы с детьми пели военные песни. Дети у памятника-обелиска павшим в Великой Отечественной войне отдали дань уважения всем солдатам, не вернувшимся с войны, всем, кто погиб в боях и не дожил до сегодняшнего дня. Дети возложили яркие цветы и поклонились солдатам погибшим в Великой Отечественной войне.
Туристско-краеведческая деятельность с детьми обладает широким и комплексным развивающим потенциалом. Во время прогулок, экскурсий, дети попадают в природную ситуацию, где направляемая мной деятельность, помогает им в развитии активной жизненной позиции, выработке навыков и привычек общественного поведения.
Большое - маленькое
«Течет река Волга»
Корзина с еловыми шишками
Повезло! Стихи о счастливой семье
Алые паруса