Екатерининский дворец – композиционный центр царскосельского дворцово-паркового ансамбля – дал название парку, появившемуся здесь в начале XVIII века. Парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада, распланированного голландскими мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом в 1720-х годах, и пейзажного английского парка, разбитого к югу от дворца в 1770-х годах под руководством Василия Ивановича Неелова и садового мастера Иоганна Буша. На территории площадью более ста гектаров расположены Екатерининский дворец и множество павильонов, памятников и мостов, возведённых в разнообразных архитектурных стилях.
В 1710 году Пётр I подарил своей супруге Екатерине Алексеевне финское поместье – Саарскую мызу, где вскоре началось строительство загородного дворца. В середине 1750-х годов архитектор Франческо Бартоломео Растрелли перестроил его для императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра и Екатерины.
Следуя античным образцам, архитектор Чарлз Камерон возвёл для Екатерины II в 1780-х годах павильон «Холодая баня» – двухэтажное здание, в нижнем этаже которого располагались купальный зал, тёплая ванная и русская парная, а в верхнем – шесть богато отделанных помещений для отдыха, получившие название «Агатовых комнат».
Галерея, задуманная Екатериной II для прогулок и философских бесед, была построена Чарлзом Камероном в 1784 году. Её верхний ярус украшают бронзовые бюсты кумиров императрицы. С Камероновой галереи открывается прекрасный вид на Екатерининский парк.
Павильон «Верхняя ванна» (называвшийся в XVIII веке «Мыльня их высочеств») построен в 1777 – 1779 годах архитекторами Василием Ивановичем и Ильёй Васильевичем Неёловыми.
Павильон «Нижняя ванна» (называвшийся в XVIII веке «Кавалерская мыльня») построен в 1777 – 1779 годах по проекту Ильи Васильевича Неёлова и предназначался для придворных. Десять помещений группировались вокруг центрального зала с бассейном. После реставрации в павильоне развёрнута экспозиция, воссоздающая баню для придворных особ.
Павильон «Эрмитаж» воздвигнут по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1748 – 1756 годах. Интерьеры украшены резьбой, зеркалами в золочёных рамах и живописью на мифологические сюжеты. В центральном зале размещаются пять подъёмных столов.
Эрмитажная кухня, выстроенная во второй половине 1770-х годов архитектором Василием Ивановичем Неёловым в неоготическом стиле, в XVIII веке служила не только кухней, но и воротами для въезда в Екатерининский парк, поэтому павильон нередко называли Красными воротами.
Монументальные чугунные ворота сооружены по проекту Василия Петровича Стасова в 1817 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Слова «Любезным моим сослуживцам» принадлежат императору Александру I. В 1828 году к воротам была пристроена решётка, украшенная античными щитами с изображениями Медузы Горгоны и военной арматуры.
Павильон «Грот» начали возводить по проекту Франческо Бартоломео Растрелли при императрице Елизавете Петровне. Строительство завершилось в 1760-х годах, а внутренняя отделка была исполнена по чертежам Антонио Ринальди в 1780-х годах.
Комплекс на берегу Большого пруда построен в 1773 году Василием Ивановичем Неёловым. Центральный корпус служил хранилищем лодок, на которых катались по пруду; позже здесь располагалась императорская коллекция гребных судов. В боковых Птичниках содержатся водоплавающие птицы.
Расположенный на острове Большого пруда «Зал для концертов и придворных обедов» не раз менял свой облик согласно проектам Саввы Ивановича Чевакинского, Франческо Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги и Василия Петровича Стасова. Сегодня Зал используется в летнее время для проведения концертов. Паромная переправа воссоздана в 1996 году.
Колонна воздвигнута в 1774 – 1778 годах по проекту Антонио Ринальди в честь морских побед в Русско-турецкой войне 1768 – 1774 годах. Она вытесана из бело-розового олонецкого мрамора, украшена рострами и увенчана орлом, попирающим полумесяц. По трём сторонам пьедестала помещены бронзовые барельефы, изображающие морские баталии.
Мраморный мост представляет собой колоннаду на гранитном основании, с лестницами с двух сторон. Образцом при его сооружении стал проект Андреа Палладио. Мост собран в Царском Селе в 1774 году из гранитных и мраморных деталей, вытесанных на Екатеринбургской гранильной фабрике.
Автором своеобразного мемориала Русско-турецкой войны 1828 – 1829 годов был Ипполит Антонович Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Внутренние помещения, предназначенные для отдыха, решены в «мавританском» стиле.
Павильон возведён Чарлзом Камероном в 1782 – 1783 годах на месте предыдущего, построенного Василием Ивановичем Неёловым в 1770 – 1772 годах. У подножия Пирамиды, с противоположной от входа стороны, похоронены любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес.
В 1780-м году были установлены Готические ворота, отлитые в Екатеринбурге по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Рисунок ворот архитектор заимствовал из английского альбома, посвящённого готической архитектуре.
Построенная по проекту Юрия Матвеевича Фельтена в 1771 году Башня-руина является своеобразным символом падения Оттоманской Порты. Башня напоминает развалины крепостного сооружения, с верхней площадки которого открывается великолепный вид на пейзажный парк.
Орловские (Гатчинские) ворота были воздвигнуты архитектором Антонио Ринальди в 1777 – 1782 годах на границе Екатерининского парка, у выезда на дорогу в Гатчину, бывшее имение графа Орлова. Ворота стали прижизненным монументом фавориту Екатерины II в ознаменование успеха возглавленной им борьбы с эпидемией чумы в Москве в 1771 году.
Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя» или «Девушка с кувшином», – единственная скульптура, исполненная специально для Екатерининского парка. Статуя создана скульптором Павлом Петровичем Соколовым в 1810 – 1816 годах на сюжет басни Жана де Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».
В 1780-х годах Джакомо Кваренги построил павильон, который по желанию Екатерины II стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом. В отделке интерьеров использованы римские мозаики I – II века нашей эры.
Рядом с Концертным залом располагается Кухня-руина, сооружённая Джакомо Кваренги в 1780-х годах. При оформлении фасадов архитектор использовал подлинные фрагменты античной архитектуры – мраморные капители, часть карниза и фриза, имитируя разрушенный памятник древности.
Экзотически павильон, сооружённый по проекту Юрия Матвеевича Фельтена в 1778 – 1786 годах, увенчан «китайской» кровлей и вышкой с флюгером в виде «китайского» знамени. При вращении на ветру флюгер издаёт громкий скрип – отсюда название беседки «Скрипучая».
Строительство павильона «Вечерний зал» началось в 1796 году по проекту Петра Васильевича Неёлова, а завершилось лишь в 1810-х годах под руководством Луиджи Руски. Облик Вечернего зала характерен для архитектуры классицизма. Павильон, реставрированный в 2008 году, используется как концертный зал.
В 1865 году по распоряжению Александра II, Александр Фомич Видов спланировал перед южным фасадом Зубовского флигеля интимный Собственный садик, в центре которого был установлен фонтан с бассейном, между дорожками насажены цветники. Композицию садика завершала Пергола – веранда в итальянском стиле.
Здание Дежурной конюшни построено в 124 году по проекту архитектора Василия Петровича Стасова и Смарагда Логиновича Шустова. В настоящее время здесь открыта постоянная экспозиция «Придворный экипаж XVIII – XIX веков», на которой представлены экипажи русских и западноевропейских мастеров.
Александровский дворец – один из блистательных образцов архитектуры классицизма. Дворец более столетия являлся любимым домом для нескольких поколений императорской семьи Романовых. Самый значительный отпечаток на судьбу этого дворца наложила эпоха последнего российского императора Николая II, с 1905 года избравшего его местом постоянного жительства.
Комплекс был сооружён в 1821 – 1827 годах по проекту архитектора Адама Адамовича Менеласа для детей императора Николая I, которые занимались здесь военными и гимнастическими упражнениями. На верхнем этаже Башни находилась мастерская придворного живописца Александра Ивановича Зауервейда, который давал императорским детям уроки рисования и живописи. И сегодня в Белой башне сотрудники музея проводят разнообразные занятия и мастер-классы для детей.
Государева Ратная палата, заложенная 03.05.1913 года, была задумана как пантеон воинской славы Отечества – музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующих успехи России в войнах с неприятелем с древних времён. В августе 2014 года в здании Ратной палаты открыт первый в современной России музей, посвящённый Первой мировой войне.
Комплекс Императорской фермы был возведён Адамом Адамовичем Менеласом в 1818 – 1828 годах и состоял из Павильона высочайшего присутствия, Молочни, Коровника, сараев для мериносов. Ферма была учреждена не только для обслуживания императорского двора, на неё возлагалась задача отбора лучших пород скота для всего российского животноводства. В настоящее время проводятся работы по реставрации и приспособлению исторического комплекса для современного использования.
В 1825 – 1828 годах на окраине Александровского парк появился павильон «Шапель» (от французского chapelle – капелла) в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем. Здание Шапели пострадало в годы войны. В настоящее время проводятся ремонтно-реставрационные работы.
В центре бывшего Зверинца, на месте охотничьего павильона «Монбижу», в 1819 году по проекту Адама Адамовича Менеласа началось строительство павильона «Арсенал». В павильоне хранилась коллекция оружия. Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям. Осенью 2016 года музей-заповедник «Царское Село» завершил масштабные реставрационные работы и павильон «Арсенал» открылся для посетителей. Здесь размещена новая экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия».
Кто грамотней?
Сторож
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
«Течет река Волга»
Плавает ли канцелярская скрепка?