рисование в подготовительной к школе группе "Кукла в национальном костюме"
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 180.7 КБ |
Конспект занятия по рисованию на тему «Кукла в национальном костюме» в подготовительной к школе группе
ВоспитательМБДОУ ДС50 Харя Тамара Васильевна
Цель: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить детей с разными видами национальной одежды, традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
– Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение и форму, пропорции частей тела.
– Учить изображать характерные особенности национального костюма.
– Закреплять навыки в технике работы карандашом. Продолжать учить рисовать контур простым карандашом.
Развивающие:
– Формировать эстетический вкус, творческое воображение, мелкую моторику рук.
– Расширять кругозор, развивать любознательность.
Воспитательные:
– Воспитывать интерес к культуре разных народов.
– Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Словарная работа: сарафан, кокошник, рубаха-косоворотка, шаровары, картуз, оберег, вышивка.
Материал: картинки с изображением людей в национальных костюмах, куклы в русских национальных костюмах и картинки на ТВ с изображением деталей и орнаментов русской народной одежды, листы и простые карандаши на каждого ребенка, ластики.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, 4 ноября мы с вами отмечали День народного единства и говорили о том, что мы живем в самой большой стране – в России. В нашей стране живут люди разных национальностей, которые имеют свои традиции, обычаи и костюмы. Предлагаю вам пройти на выставку и попробовать по костюмам угадать национальность.
(Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Не смотря на все различия, все мы живем в России и главный язык – русский, а все мы россияне и всем нам нужно жить дружно.
Раздается стук в дверь, воспитатель заходит вместе с куклами, одетыми в русский национальный костюм.
Воспитатель (другим голосом): Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон.
Воспитатель: Какие странные гости к нам пожаловала. И одеты чудно и здороваются по-особенному. А прибыли наши гостьи Иван да Марья из Древней Руси. На нем рубаха, а на ней сарафан расписной. Включается музыка.
– В старые времена наши прабабушки носили белую рубаху, поверх нее расписной сарафан, а на сарафан надевали передник. Передник – это фартук, украшенный разными узорами. На голову женщины надевали кокошник – это женский головной убор, который украшен золотым шитьем, бисером и жемчугом. А волосы заплетены в косу и украшены лентами. На ногах у них были сапоги с острым носом и каблуком.
– Прадедушки носили рубаху-косоворотку, подпоясанную поясом и шаровары. Рубаха-косоворотка называлась так, потому что застегивалась сбоку, косо. А шаровары – это штаны с широкими штанинами. На ногах у них были черные длинные сапоги.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится одежда на Марье? Она одета не в простое платье, на ней русский национальный костюм. Посмотрите, какой яркий, красный сарафан на ней, под ним белая рубаха, а на голове кокошник.
– Посмотрите какие красивые узоры-символы. Как вы думаете для чего они? (для красоты).
– По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их ловкость. Узоры на подоле и переде сарафана оберегали сердце. Вышивали обычно волнистые линии, крестики, круги.
– Например, на что похож вот этот знак? (солнце) Правильно солнце.
– А что солнышко дарит? (тепло). И обозначает этот знак плодородие, счастье, благополучие.
– На что похож этот знак? (ручеек). Бежит, журчит, несет радость.
– Другой знак – это засеянное поле и обозначает достаток.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отблагодарить наших гостей Ивана да Марью и сделать им подарок, нарисовав их.
– Но прежде, чем мы начнем рисовать, предлагаю вам сделать пальчиковую гимнастику:
Это чья рубашка? (сжимают и разжимают пальчики)
Белые горошины? (показать пальцами «горошины»)
Бабушка старалась,
Шила для Алёшеньки (делают движения, напоминающие шитьё иглой)
Это чей сарафан
С белыми ромашками? (сжимают и разжимают пальчики)
Бабушка старалась,
Шила для Наташеньки. (делают движения, напоминающие шитьё иглой)
– Как вы думаете с чего мы начнем рисовать?
– Сначала надо решить, кого из них вы хотите нарисовать.
– Рисовать мы начнем с фигуру человека. И для этого сделаем набросок простым карандашом. Берем в руки карандаш, кладем лист перед собой вертикально, выпрямляем спинки и приступаем.
– Изображение будет у нас почти на весь лист, поэтому изображаем вверху, в середине листа голову нашей куклы в форме овала. Сильно на карандаш не нажимаем, чтобы не пришлось сильно и упорно стирать, и не портить наш рисунок.
– Далее изображаем шею, плечи, руки с пальцами, туловище и ноги.
– Делаем туловище овальным и дорисовываем лямки сарафана у Марьи.
– Прорисовываем рукава рубахи в форме овала и шаровары у Ивана.
– Прорисовываем сарафан.
– Рисуем кокошник или картуз кепку, прорисовываем шею и убираем лишние линии, которые нам уже не нужны.
– Рисуем волосы, которые проглядываются из кокошника и косы с ленточкой. Сапоги на ногах у Ивана, а у Марьи они проглядываются из-за сарафана.
– А теперь прорисовываем лицо нашим куклам. Это и уши, и глаза, и нос, рот.
Воспитатель: Ребята, после того как вы сделали набросок простым карандашом, что будем делать дальше?
– Дальше мы будем украшать наряд нашей куклы. Это мы продолжим делать на следующем занятии или сегодня вечером.
– Ребята, скажите. Что вы сегодня делали на занятии?
– В каком костюме к вам приходили гости? (в русском национальном костюме)
– Из чего состоит русский национальный костюм у Марьи? (рубаха, сарафан, кокошник, сапоги)
– Из чего состоит русский национальный костюм у Ивана? (рубаха, шаровары, картуз кепка, сапоги)
– Вы хорошо поработали, на следующем занятии мы продолжим нашу работу и подарим рисунки Ивану да Марье.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Сказочные цветы за 15 минут
Сила слова
Домик зимней ночью
Юрий Алексеевич Гагарин
Комментарии
Я всегда с интересом
Я всегда с интересом наблюдала за детьми, которые рисовали сказочных героинь в национальных костюмах.Надо отдать должное наставникам, что они смогли заинтересовать деток заняться именно этим видом искусства,потому что это - история, пусть даже в картинках.
Какая интересная работа!
Какая интересная работа!
Интересно увидеть опыт коллег
Интересно увидеть опыт коллег по ознакомлению с русским народным творчеством, так как также веду работу с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой народов Восточной Сибирь, народным творчеством.
Кукла в национальном костюме
Главное заинтересовать в этом деле деток