Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_istoriya_krasnoy_ploshchadi.docx | 876.17 КБ |
Удивительная история Красной площади
Красная площадь – сердце столицы России, Москвы, арена многих важных событий российской истории. Её основание было заложено в конце XV века. Первоначально она называлась Торг, в XVI веке – Троицкая площадь, а со второй половины XVII века – Красная (красивая). Её длина составляет 330 м, ширина – 75 м.
Красная площадь первоначально была задумана как «модель» крестного пути Иисуса Христа на Голгофу. Чтобы не совершать паломничества в далёкую Святую землю, Палестину, на Руси решили воссоздать Голгофу в центре Москвы.
Все названия на Красной площади носят евангельский характер: на месте нынешних ворот рядом с Историческим музеем стояли Воскресенские ворота в Воскресенском проезде неподалёку от Воскресенского монастыря. Эти названия должны были напоминать о самом величественном событии в истории мира – воскресении Иисуса Христа. «Христос воскрес из мёртвых, Первенец из умерших» (Библия, 1 Кор. 15:20).
Красная площадь окружена важными историческими и культурными зданиями: на западной стороне стоит Московский Кремль, на восточной – бывшие Верхние и Средние торговые ряды (ГУМ), на севере – Исторический музей и Казанский собор, на юге – храм Василия Блаженного. Рядом с храмом расположены памятник Минину и Пожарскому и Лобное место. На площади находится мавзолей Владимира Ильича Ленина, а рядом с ним – Некрополь у Кремлёвской стены, где захоронены политические и военные деятели СССР и некоторые иностранные коммунисты–революционеры.
Спасская башня
Из 20 башен Московского кремля Спасская башня с курантами считается главной. Спасской она названа в честь Спасителя Иисуса Христа: [Бог] «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию стали наследниками вечной жизни» (Библия, Тит. 3:5–7).
Спасская башня была построена в XV веке и первоначально называлась «Фроловская», по имени церкви Фрола и Лавра, к которой вела дорога из Кремля через ворота этой башни. Спасской башней её стали называть в середине XVII века в знак благодарности Богу за чудесное избавление Москвы от чумы. В Библии болезнь проказы считалась прообразом греха. Исцеление от него и прощение дарует вера во Христа. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление – в лучах Его» (Библия, Мал. 4:2).
Примерно в это же время на Спасскую башню водрузили позолоченного царского двуглавого орла из меди – герб Российского государства. В 1935 году орла сняли и переплавили, а вместо него установили пятиконечную рубиновую звезду. Весит звезда около одной тонны. Внутри неё круглосуточно горит лампа мощностью 5 000 Вт. Благодаря специальным подшипникам, установленным в основании звезды, она вращается как флюгер. Спасская башня по высоте имеет 10 этажей. До рубиновой звезды высота 67,3 м, вместе со звездой составляет 71 м. Длина крыльев звезды 3,75 м.
На Спасской башне установлены главные часы страны – Кремлёвские куранты. Первые часы были водружены в XV веке, в дальнейшем они неоднократно реставрировались и заменялись. Современные куранты появились в 1852 году – полностью механические часы с гиревым приводом, которые работают уже 150 лет в одном режиме. Высота механизма часов составляет 3 м, вес – 25 тонн. В нём несколько тысяч деталей. Маятник часов весит 32 кг. Стрелки часов приводятся в действие тремя гирями весом от 160 до 224 кг. Принято считать, что в полночь 31 декабря удары возвещают наступление Нового года, на самом деле новый час, день и год наступают за 20 секунд до первого удара колокола – с началом перезвона курантов.
Часы напоминают о времени. «Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать» (Библия, Еккл. 3:1–2). «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Библия, Еф. 5:15–16).
До 1917 года куранты на Спасской башне исполняли неофициальный гимн Российской империи «Коль славен наш Господь в Сионе». Этот гимн композитора Д. С. Бортнянского на слова поэта М. М. Хераскова знают и поют во всём мире. Он написан по мотивам псалма 47: «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли – гора Сион; на северной стороне её – город великого Царя» (Библия, Пс. 47:2–3).
В Спасской башне расположены главные ворота Московского Кремля – Спасские ворота. Они служили для царей и императоров торжественным въездом в Кремль. Именно у этих ворот происходили встречи с иностранными послами. Отсюда уходили на войну царские полки. К Спасским воротам было особое благоговейное отношение: перед входом мужчины обязаны были снять головной убор, а проезжать верхом через них запрещалось. Святыми ворота почитались, потому что на башне и со стороны Кремля, и со стороны Красной площади были размещены иконы Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного. Спас – это Спаситель Христос. Перед иконами висел фонарь, который должен был постоянно гореть, напоминая слова Иисуса Христа: «Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Библия, Ин. 8:12).
Надвратная икона Христа на Спасской башне была обнаружена и восстановлена в 2010 году. Спаситель Христос изображён на ней в полный рост. Правой рукой Он благословляет весь род человеческий, в левой – держит Евангелие, раскрытое на словах: «Придите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» – «Придите ко Мне, все измученные и обременённые, и Я успокою вас» (Библия, Мф. 11:28). Слово «евангелие» в переводе с греческого языка, на котором оно впервые было написано, означает «добрая новость». Когда воины во главе с полководцем или главнокомандующим возвращались домой, одержав победу над врагом, народ встречал их радостными криками «евангелиум» («добрая новость», «победа»). Такую победу совершил Главнокомандующий над всеми людьми – Христос на кресте. Он победил смерть: «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?.. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (Библия, 1 Кор. 15:55, 57).
Лобное место
Название «Лобное место» произошло от слова «лоб», то есть «череп» – так переводится слово «голгофа». На Голгофе был распят Христос. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев – одного по правую, а другого по левую сторону» (Библия, Лк. 23:33). Первоначально Лобное место имело вид деревянного помоста, с которого оглашались царские указы. Это место напоминало о Голгофе, где принял мученическую смерть истинный Царь и Страдалец, «Муж скорбей», Иисус Христос.
И неслучайно Лобное место находится вне Кремля, за Кремлёвской стеной. «Как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, то и Иисус, чтобы освятить людей кровью Своей, пострадал вне врат» (Библия, Евр. 13:11–12).
В Вербное воскресенье на Красной площади совершалась одна из наиболее пышных процессий: Шествие на осляти. Этот торжественный праздник символизировал признание Христа Мессией и Царём. В тот памятный день Вербного воскресенья народ с ликованием приветствовал Иисуса: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!» (Библия, Лк. 19:38). Праздник Вербного воскресенья также символизировал вход Сына Человеческого в Небесный Иерусалим, то есть в рай. Первым туда вошёл Спаситель Христос, за Ним – все верующие в Него. «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мной, – да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Библия, Ин. 17:24).
В празднике участвовали царь, патриарх и многочисленная знать. Из Успенского собора через Спасские ворота царь вёл под уздцы коня, на котором сидел патриарх, символизирующий Иисуса Христа, а все люди вокруг устилали дорогу ветвями вербы. Когда за неделю до крестных страданий Христос въехал на ослике в Иерусалим, то «многие… постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге» (Библия, Мк. 11:8).
Шествие останавливалось у Лобного места, где патриарх начинал молебен. Служба шла не в храме, а на открытом пространстве. «Храма же я не видел в нём (в Небесном Иерусалиме), ибо Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец» (Библия, Откр. 21:22). Вся Красная площадь и молящийся народ становились огромным открытым храмом, роль купола выполняло небо, а храм Василия Блаженного становился Божьим престолом. «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля» (Библия, Откр. 20:11). Вход в этот «небесный храм» начинался со Спасских ворот, расположенных с восточной стороны Кремля. Вход в Иерусалимский храм находился на востоке.
Москва, как Иерусалим, на обложке Библии 1663 года.
На титульном листе Библии царя Алексея Михайловича Романова был выгравирован план Москвы, а над ним написано: «Восстани, восстани, Иресулиме, и облецыся в крепость мышцы твоея» (совр. рус. яз. «Восстань, восстань, Иерусалим, облекись крепостью, мышца Господня»). Надпись была расположена на лентах, находящихся в зеркальном отражении друг ко другу. Интересно, что Москва на этой странице не упомянута, а называется Иерусалимом.
Кремль символизировал земной Иерусалим, а Красная площадь – небесный, описанный в последней книге Нового Завета, Откровении. Успенский собор в Кремле, расположенный недалеко от Лобного места – прообраз храма Гроба Господня в Иерусалиме. «На том месте, где Он (Христос) распят, был сад, и в саду гробница новая, в которой ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гробница была близко» (Библия, Ин. 19:41–42).
Храм Василия Блаженного
Рядом с Лобным местом стоит главный храм Красной площади и всей Москвы, который в XVII–XVIII вв. называли Новым Иерусалимом (Иерусалимский) по названию одного из приделов храма, а также потому что в Вербное воскресенье к нему совершалось из Успенского собора шествие патриарха на осляти. «И привели ослёнка к Иисусу… Иисус сел на него... И вошёл Иисус в Иерусалим» (Библия, Мк. 11:7, 11).
Он состоит из девяти самостоятельных церквей, поставленных на едином основании. Храм символизирует собой апокалиптический Небесный Иерусалим, упомянутый в Библии, в Откровении Иоанна Богослова. Восемь куполов окружают девятый, главный купол храма. Расположенные таким образом луковичные главы образуют фигуру из двух квадратов, в которой угадывается восьмиконечная звезда. Само число восемь имеет символическое значение: день воскресения Христа (по древнееврейскому календарю это был восьмой день); будущее Царство Небесное, «восьмое Царство», связанное с апокалиптическим числом семь – с концом мира, Вторым пришествием Христа. Звезда также напоминает Вифлеемскую звезду, ту самую, указывавшую место нахождения Младенца Христа. План внутренней галереи храма напоминает крест и имеет двенадцать „углов“, напоминающих двенадцать врат в стенах Небесного Иерусалима. «И увидел я новое небо и новую землю… Великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога... Город расположен четырёхугольником... А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины» (Библия, Откр. 21:1, 10, 16, 21).
Первоначально на храме Василия Блаженного было 25 куполов: 24 вокруг центрального купола. Его цвет отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главами – символическое выражение апокалиптического образа небесного престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и в белых одеждах. «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидящих двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Библия, Откр. 4:4). Собор был реконструирован во второй половине XVIII века Екатериной II: были снесены 16 маленьких глав вокруг башен, а купола раскрашены так, какими мы видим их сегодня.
Этот храм был построен по указу Ивана Грозного в XVI веке (1555–1561) в честь покорения Казанского ханства и назван Покровским собором. В 1552 году, 1-го октября, в праздник Покрова Божией матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.
Однако народ дал этому храму имя Василия Блаженного, в память о юродивом, который не боялся говорить правду даже самому царю: «Руки твои по локоть в крови, и плачет над твоею головой ангел-хранитель от безысходности, ибо искупить грехи царя нет никакой надежды».
Это отражает глубокую истину, что главными в мире являются не цари, завоёвывающие и покоряющие народы, а те, кто говорит им правду. Как сказано в Евангелии: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Библия, Мф. 5:10). Иисус Христос назвал Себя Правдой: «Я – путь, и истина (правда), и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Библия, Ин. 14:6). Покоривший многие народы Наполеон в конце концов потерял свою власть и славу. Сосланный на остров Святой Елены, где у него было время подумать о своей жизни и победах, он обратился ко Христу. Его покорил этот бедный плотник из Назарета, который без оружия и власти завоевал больше людей, чем он со всей своей силой и могуществом.
Историк Филипп Шафф писал: «Иисус Христос без денег и оружия завоевал больше людей, чем Александр Македонский, Цезарь, Наполеон и другие. Не имея образования и не зная наук, Он пролил больше света на дела человеческие и Божьи, чем все философы и учёные, вместе взятые. Не учась ораторскому искусству, Он говорил о жизни так, как никто до Него не говорил; и ни один оратор, ни один поэт не имел такого успеха, как Он. Не написав ни одной строки, Он привёл в движение больше карандашей и дал больше тем для проповедей, молитв, дискуссий, произведений искусств, научных трудов и хвалебных песнопений, чем вся когорта великих людей с древних времён и до наших дней. Рождённый в яслях и распятый, как преступник, Он теперь вершит судьбами цивилизованного мира и управляет духовной жизнью людей, составляющих одну треть земного шара».
«Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки Тот же» (Библия, Евр. 13:8). «В Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Библия, Кол. 2:9).
Казанский собор
Красная Площадь начинается Воскресенскими воротами, с левой стороны которых стоит Казанский собор – символ небесного воинства, сражающегося со зверем и его лжепророком – воинством сатаны. Предводителем небесного воинства является Христос – «Царь царей и Господь господствующих». «Я взглянул: и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить… И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаной… и ангелы его низвержены с ним… Настало спасение, и сила, и Царство Бога нашего и власть Христа Его» (Библия, Откр. 6:2; 12:9–10).
Полное название этого храма – Собор Казанской иконы Божьей матери. Первое упоминание о нём относится к 1625 году. Первоначально это была деревянная церковь, возведённая на средства князя Дмитрия Пожарского. После пожара 1635 года на её месте был построен каменный храм в память избавления Москвы от поляков в 1612 году. В 1936 году храм был уничтожен, восстановлен в 1990–1993 гг.
Сочетание красного, белого и золотого цветов Казанского собора имеют определённый смысл: золото – символ Бога, красный цвет – крови Христовой, искупившей грехи человечества, а белый – символ чистоты и святости невесты Иисуса Христа – Церкви Божьей.
В Апокалипсисе сражение небесного войска с антихристом и победа над дьяволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Так и композиция Красной площади от входа через Воскресенские ворота начинается Казанским собором (небесным сражением) и разворачивается в направлении к Лобному месту (Голгофе), символу победы Христа. Завершается Красная площадь храмом Василия Блаженного (Небесным Иерусалимом). «И увидел я новое небо и новую землю… Святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста… И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло… Вот, творю всё новое» (Библия, Откр. 21:1–2, 4–5).
Красная площадь начинается Воскресенскими воротами, непосредственно перед которыми в граните мостовой сегодня встроена металлическая звезда, памятный знак «Нулевой километр России». Отсюда якобы берёт своё начало страна. Твоё духовное начало и все последующие за ним благословения начинаются с принятия Христа: Его рождения, смерти и воскресения из мёртвых.
«Я – Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой» (Библия, Откр. 21:6). Христос пригласил всех в Своё Царство: «Я – воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Библия, Ин. 11:25). «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Библия, Ин. 6:40).
«Исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Библия, Мк. 1:15).
Чайковский П.И. "Детский альбом"
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Нарисуем попугая цветными карандашами