Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gibkost_myshleniya_064707.docx | 759 КБ |
prezentatsiya_gibkost_myshleniya_063655.pptx | 2.81 МБ |
klassnyy_chas_gibkost_myshleniya_042728.pptx | 1.94 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Павинская средняя общеобразовательная школа
Индивидуальный проект
по теме «Гибкость мышления и способы его развития»
Выполнила:
Попова Полина, 9А класс
Руководитель: Ивкова Л.П.,
педагог-психолог
2022-2023 г.
Оглавление.
I.Введение………………………………………………………………………………………………………………………………..3
II. Основная часть
1. Гибкость мышления и его роль в жизни человека………………………………………………………………………..................4
1.1. Сущность понятия «гибкость мышления»………………………………………………………………………………………...4
1.2. Проявление гибкости мышления…………………………………………………………………………………………………...5
1.3. Роль гибкости мышления в жизни человека………………………………………………………………………………………7
2. Практическая часть.
2.1. Исследование особенностей гибкости мышления………………………………………………………………………………...8
2.2. Рекомендации по развитию гибкости мышления………………………………………………………………………………..11
2.3. Упражнения для развития гибкости мышления………………………………………………………………………………….12
III. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………...14
IV. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….....15
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………16
I. Введение.
«Высшей степенью мудрости человечества является умение приспосабливаться к любым обстоятельствам».
Дени Дидро
Ускорение темпа жизни, значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий в сфере образовательной деятельности требуют от современного школьника гибкого реагирования на постоянно изменяющиеся условия учебной среды.
Поэтому, наиболее значимой и актуальной проблемой умственного развития школьников, на сегодня, является проблема развития гибкости мышления, его активности, самостоятельности. Развитие гибкости мышления у учащихся, способствует развитию креативного мышления, тем самым ребенок учиться видеть различные свойства объектов, в том числе и противоречивые. Гибкое мышление у школьников, способно к многоуровневому познанию и всестороннему пониманию изучаемых дисциплин в школе.
Цель исследования: изучение проблемы развития гибкости мышления, его активности и его способов развития, в том числе, у учащихся 4-х классов, выпускников начальной школы и у учащихся 9-х классов, выпускников основной школы МОУ Павинская СОШ.
Задачи:
Объект исследования: учащиеся 4-х классов и 9-х классов МОУ Павинская СОШ.
Предмет исследования: гибкость мышления у учащихся 4-х классов и 9-х классов.
Гипотеза: Гибкость мышления возрастает в первые три года обучения в школе, и уменьшается в последующие годы обучения, при условии недостаточной работы над его развитием.
Методы исследования:
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
II. Основная часть.
1. Гибкость мышления и его роль в жизни человека.
1.1. Сущность понятия «гибкость мышления».
Одним из важнейших человеческих качеств, а возможно и самым важным, является мышление. Именно благодаря своему мышлению человек способен решать стоящие перед ним задачи и справляться с возникающими у него проблемами.
Мышление бывает разным. Оно может быть логическим, аналитическим, критическим, абстрактным, творческим и так далее. И в частности, оно может быть гибким. Это очень полезный вид мышления. Чем гибче мышление человека, тем проще ему жить в этом мире. Ведь от того, насколько у человека гибкий ум, зависит его умение приспосабливаться к любым абсолютно условиям и извлекать выгоду даже из самых неблагоприятных ситуаций. Если вы посмотрите на успешных людей, то увидите, что они все в той или иной мере обладают очень хорошей гибкостью мышления, что делает их невероятно эффективными и даже можно сказать, живучими.
Таким образом, гибкостью мышления называется способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения. Гибкость ума - это способность видеть ситуацию в развитии: раскладывать ее на составляющие, перераспределять, взглянуть на проблему (задачу) под иным углом и суметь спрогнозировать всевозможные варианты исхода того или иного события.
Проблема развития детского мышления давно привлекла внимание психологов, педагогов.
Американский психолог Дж. Гилфорд, впервые ввел понятие о двух видах мышления: конвергентном и дивергентном. Конвергентное мышление (инертное, ригидное) развивается в задачах, имеющих жесткую структуру и предполагающих единственно правильный ответ.
Дивергентное или креативное, творческое мышление, позволяет видеть различные аспекты проблемы, находить разнообразные связи элементов действительности, различные пути решения определенной задачи. В качестве основных факторов Дж. Гилфорд выделял гибкость, беглость, оригинальность. Им же был сделан вывод о соотношении уровня процессов креативности и интеллекта.
Еще один известный американский психолог, Е Торренс отмечал, что дивергентное мышление - важный элемент творческой деятельности. Оно лежит в основе креативности, а факторы дивергентного мышления могут служить критериями для выявления оценки креативности.
Проведя изучение креативного мышления, Е. Торренс получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает впервые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, если креативное мышление продолжает развиваться.
Российский психологи, в том числе Н.А. Менчинская отмечают, что, гибкое, креативное мышление также влияет на личностные качества и способы адаптации школьников. В процессе развития мыслительной деятельности у ребенка формируется два вида мыслительной деятельности. Первый, когда ребенок с помощью взрослого решает предлагаемые ему ситуации; второй, когда ребенок старается самостоятельно найти решение любой задачи. Именно самостоятельность в мышлении развивает его гибкость. Поэтому основным в развитии мышления ребенка является развитие гибкости мышления.
1.2. Проявление гибкости мышления.
Важно знать, как гибкость мышления выражается у человека. Наличие разумного подхода к жизни обязательно отражается на образе мыслей. Умение ясно видеть ситуацию, прогнозировать ее развитие тоже относится к данному понятию. Рассмотрим подробнее признаки наличия гибкости мышления.
1. Альтернатива.
Способность выбирать между несколькими имеющимися вариантами, как правило, присуща людям с высоким развитием мышления. Ведь нужно не просто принять решение, но и обосновать его правильность перед собственной совестью, увидеть дополнительные возможности. Для того, чтобы справиться с какой-то сложной ситуацией, нужно поискать ответ внутри себя, определить значимые перспективы и возможности.
Необходимость делать выбор помогает принимать на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления в этом случае необходима для того, чтобы иметь возможность выбирать между разными вариантами. Люди, как правило, учатся этому, исходя из личного индивидуального опыта. Любое развитие невозможно без гибкости мышления.
2. Творческий подход. Гибкость мышления представляет собой такое понятие, которое на самом деле согласуется с творческим подходом. Креативность часто становится проявлением нестандартного взгляда на вещи. Индивидуальная гибкость во взглядах в той или иной степени присуща всем, но не каждый действительно обращает на нее внимание.
Дело в том, что человек не всегда оказывается в силах принять на себя ответственность за происходящее. Гибкость мышления во многом определяет то, насколько человек чувствует себя способным влиять на свою жизнь в целом, определять имеющиеся ближайшие и дальние перспективы.
3. Переключение внимания. Когда человек долго концентрируется на какой-то мысли, то у него возникает состояние сосредоточенности. Постоянное прокручивание в голове какой-то ситуации иногда помогает быстрее найти ответ, прийти к оптимальному решению. Иногда индивидуальное видение проблемы переворачивает сознание, и мы начинаем стремиться к конкретному результату. Окончательный выбор полностью зависит от самой личности, ее мировоззрения и системы внутренних убеждений.
Но слишком долгое сосредоточение на проблеме нередко приводит к апатии, сильной погруженности в предмет переживаний. Всякое новое начинание требует от личности душевных сил, настойчивости и терпения. Такой подход позволяет оградиться от дополнительных переживаний, от того, чтобы начать чувствовать себя неудачником. Люди, которые действительно работают над своим характером, имеют возможность изменить неудовлетворительные обстоятельства своей жизни.
4. Принятие ответственности. Не всякая личность способна действительно отвечать за свои поступки. Причиной для этого являются факторы, способствующие формированию душевной расслабленности, безответственности. Просто личность привыкает к тому, чтобы стараться не обращать внимания на то, что с ней происходит.
Так становится легче жить, поскольку не надо прилагать никаких усилий для важных действий. Это все равно, что постоянно убегать от своих чувств, так и не успев их обнаружить и осознать. Истинное принятие всегда подразумевает полную ответственность за происходящее. Умение признавать свои ошибки демонстрирует гибкость мышления.
Люди постепенно перестают замечать, насколько ограничивают сами себя в принятии решений. Мышление как психический познавательный процесс позволяет анализировать каждую отдельно взятую ситуацию, извлекать определенную выгоду.
5. Принятие чужой точки зрения. Пожалуй, это самое сложное для человека. Люди так устроены, что в большинстве случаев считают правыми себя, а не оппонента. Такое мировоззрение продиктовано естественной внутренней природой каждого из нас. Это происходит потому, что срабатывают механизмы внутренней защиты. Они призваны для того, чтобы помочь личности избежать всяческих неприятностей, которые только могут возникнуть.
Только подлинное мышление действительно способно привести к благу. Понятие гибкости здесь является определяющим и весьма значимым. Настоящее развитие невозможно без уступок. Оно начинается тогда, когда личность начинает осознавать потребности окружающих, а не только замечает собственные желания.
Гибкость мышления на самом деле позволяет увидеть каждую ситуацию изнутри, обратиться к истокам любой проблемы. Когда мы принимаем чужую точку зрения, то не просто уступаем собеседнику. В этот момент мы демонстрируем миру, насколько для нас является значительным истинное принятие и уважение.
1.3. Роль гибкости мышления в жизни человека.
Сегодня развитие гибкости мышления - это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека. Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде.
Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты.
Человек, не обладающий гибкостью ума, не может мыслить объективно, и в большинстве случаях со страхом воспринимает происходящее вокруг него. Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях. Гибкость мышления помогает людям находить разные решения той или иной проблемы, для творческой личности гибкий ум - это неиссякаемый источник новых идей.
Такое качество как гибкость ума необходимо как современному бизнесмену, так и матерому управленцу. Оно поможет найти нестандартные решения в сложных ситуациях, увидеть любую ситуацию в выгодном свете, принять рациональное, оптимально верное и оригинальное решение. Успешное предпринимательство в наше время уже невозможно без умения нестандартно и оперативно мыслить.
Умение гибко мыслить помогает людям избежать открытой конфронтации в конфликтных ситуациях. Гибкость ума, сговорчивость и дипломатичность в любой спорной ситуации (например, при ведении переговоров) способны настроить оппонентов на миролюбивый лад.
Таким образом, можно сделать вывод, что гибкость мышления чрезвычайно важное качество. Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликт.
2. Практическая часть.
2.1. Исследование особенностей гибкости мышления.
В исследовании особенностей гибкости мышления приняли участие учащиеся 4-х и 9-х классов МОУ Павинская СОШ.
Для проведения исследования я использовала:
Анкета №1 «Диагностика интеллектуального развития». Методика Л.Ф.Тихомировой.
Цель: выявить уровень логического мышления, внимания, памяти учащихся 4-х классов.
Краткая характеристика субтестов:
I субтест «Осведомленность» направлен на выявление кругозора.
II субтест «Исключение понятий» направлен на сформированность логического действия классификации, способности к абстрагированию, гибкости мышления
III субтест «Обобщение» направлен на сформированность обобщающих. Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение.
IV субтест «Аналогии» направлен на сформированность логического действия «умозаключения», гибкости мышления.
V субтест «Числовые ряды» направлен на оценку умения находить правила, по которым построены ряды чисел. Учащийся должен восстановить и продолжить ряд с учетом заложенного в нем правила
Анализ полученных данных в ходе диагностики гибкости мышления у участников показал следующие результаты:
Анкета №1 «Диагностика интеллектуального развития и гибкости мышления». Методика Л.Ф.Тихомировой.
Класс | Уровни интеллектуального развития и гибкости мышления (кол-во уч-ся, %) | ||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Сниженный | Низкий | |
4 «А» 15 уч. | --- (0%) | 8 (53%) | 6 (40%) | 1 (7%) | ----- (0%) |
4 «Б» 16 уч. | --- (0%) | 5 (31%) | 8 (50%) | 3 (19%) | ----- (0%) |
Всего из 31 уч. | --- (0%) | 13 (42%) | 14 (45%) | 4 (13%) | ----- (0%) |
Результаты теста по выявлению уровня интеллектуального развития и готовности к переходу в среднее звено учащихся 4-х классов показали, что 42 % показали высокий уровень интеллектуального развития, 45 % показали средний уровень интеллектуального развития. Низкий уровень, в классах не выявлен.
Данные результаты свидетельствуют о высоком уровне гибкости мышления у четвероклассников. Так как, в анкете присутствуют такие признаки наличия гибкости мышления, как альтернатива, творческий подход, переключение внимания (27 из 31 учащегося, что составляет 87%)
Для проведения исследования я также использовала:
Анкету№2 «Гибкость мышления». Методика А.С. Лачинса.
Цель: выявить уровень пластичности (гибкости) мышления учащихся 9-х классов.
Анализ полученных данных в ходе диагностики гибкости мышления у участников показал следующие результаты:
Анкета №2. «Исследование гибкости мышления у учащихся 9-х классов.
Коэффициент креативной гибкости мышления в пределах от 0,5 до 1 | Коэффициент креативной гибкости мышления в пределах меньше 0,5 | |
9 «А» (12 ч) | 5 (42%) | 7 (58%) |
9 «Б» (14 ч) | 6 (43%) | 8 (57%) |
Всего (26 ч) | 11 (42%) | 15 (58%) |
Результаты теста по выявлению коэффициента гибкости и креативности мышления у учащихся 9-х классов показали, что только 42 % показали высокий уровень коэффициента гибкости и креативности мышления, в 4-х классах – 87%. Сниженная гибкость мышления наблюдается у 58 % учащихся 9-х классов.
Таким образом, в начале своего исследования, я, опираясь на труды российских и зарубежных ученых, предположила, что гибкость мышления возрастает в первые три года обучения в школе, и уменьшается в последующие годы обучения, при условии недостаточной работы над его развитием. В результате своего исследования я доказала, что моя гипотеза оказалась верна.
Следовательно, можно предположить, что данная категория выпускников иногда может демонстрировать в новых ситуациях трудности в нахождении вариативных путей решения проблем, но уже в знакомой ситуации может ориентироваться достаточно успешно.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости развития гибкости мышления у учащихся 9-х классов, как способа позитивной социализации в современных реалиях. В решении этого вопроса по развитию гибкости мышления могут помочь следующие рекомендации.
2.2. Рекомендации по развитию гибкости мышления.
Из книги Роберта Грина, «33 стратегии войны» — «Важно уяснить, что великие полководцы, талантливые тактики и стратеги смогли проявить себя не потому, что больше всех знали, а потому, что в случае надобности умели, отбросив предвзятость сконцентрироваться исключительно на том, что происходило вокруг них здесь и сейчас.
Ведь только тогда вспыхивают творческие искорки и возникают креативные и оригинальные решения. Жизненный опыт и теоретические знания хороши до поры до времени: сколько бы вы заранее не думали, пытаясь предугадать ситуацию, это не подготовит вас к череде бесконечных возможностей, к хаосу реальностей жизни, и не научит искусству импровизации».
Чтобы развить гибкость мышления важно уметь в определенных ситуациях выкинуть из головы все умные советы, вычитанные в книжках, формулы и методы, содержащиеся в советах успешных людей, и пробовать разрабатывать собственные стратегии.
Анализировать победы и неудачи (как свои, так и чужие), а также извлекать из них определенные уроки дело важное, но не менее важно развивать способность размышлять над событиями, происходящими в настоящем.
Если представить человеческие ум в виде реки, а гибкость мышления в виде быстрого течения и свежей воды, то воспоминания об удачном или неудачном опыте прошлых лет, предвзятость и навязчивые мысли, будут теми валунами, которые тормозят течение воды, превращая реку в затхлое болото.
Чтобы восстановить быстрое и естественное течение ваших мыслей и развить гибкость ума используйте несколько тактических приемов:
Во-первых, следует внимательно следить за появлением ограничивающих стереотипов.
Во-вторых, стоит серьезно отнестись к пересмотру некоторых своих принципов и убеждений. Изучение истории, и знакомство с различными теориями может расширить кругозор, сделать вас умнее, только боритесь с окаменевшими догмами внутри себя и с внутренним голосом, то и дело требующим приклониться перед авторитетами. Расчистите в своем сознании для нового опыта необходимое пространство.
В-третьих, забудьте о прошлых победах и поражениях. Успех окрыляет и в то же время делает нас ленивыми, ведь нет ничего сложного, раз за разом выполнять те действия, которые привели к успеху. А воспоминания о неудачах неизбежно ведут к потере самооценки, самоуверенности и сужают горизонты.
Так, что на каждую ситуацию, проблему или задачу надо научиться смотреть свежим взглядом — это одно из основных правил развития гибкости мышления. А поможет вам вытеснить из сознания последние события и избавиться от воспоминаний прошлого— внимание к деталям и мелочам настоящего момента.
Первое, с чего можно начать развитие гибкости ума, — тренировать память, внимание, быстроту мыслительных реакций. Для этого существуют специальные методы и упражнения.
2.3. Методы развития гибкости (креативного) мышления.
Развить гибкость мышления можно только осознанно и в основном в ситуациях поиска решений и выбора действий, которые, кстати, могут касаться совершенно обычных вещей. Суть заключается в выборе непривычных действий и исключении автоматизма при принятии решения.
Существует большое количество различных методик по развитию гибкости мышления:
Рассмотрим более подробно методику «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Эдвард де Боно - британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Был сторонником преподавания мышления как предмета в школе.
Методика «Шесть шляп мышления» это простой и удобный инструмент, чтобы научить ребенка:
Почему именно шляпы?
Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных:
Правила использования метода
Алгоритм работы с методом
- по желанию
- с помощью жеребьевки
- с помощью случайного или намеренного разделения на группы по особенностям мышления
Методику «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно я апробировала во время проведения классного часа в 4А классе.
III. Заключение.
Целью моей работы было изучение проблемы развития гибкости мышления, его активности и его способов развития, в том числе, у учащихся 4-х классов, выпускников начальной школы и у учащихся 9-х классов, выпускников основной школы МОУ Павинская СОШ.
Теоретический анализ литературных источников показал, что гибкость мышления чрезвычайно важное качество. Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Сегодня развитие гибкости мышления - это не столько развлечение для умников и умниц, сколько вопрос выживания для любого человека. Если внимательно посмотреть на эволюционные процессы, протекавшие на планете, то можно заметить, что в живых оставались виды, обладавшие наибольшей гибкостью и умением приспосабливаться к меняющейся внешней среде. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты. Гибкость ума, сговорчивость и дипломатичность в любой спорной ситуации (например, при ведении переговоров) способны настроить оппонентов на миролюбивый лад. Также гибкость мышление хороший помощник в процессе обучения и в исследовательской деятельности.
Анализ полученных результатов в ходе исследования особенностей гибкости мышления у учащихся 4-х классов, выпускников начальной школы и у учащихся 9-х классов, выпускников основной школы на данный момент доказывает, что гибкость мышления возрастает в первые три года обучения в школе, и уменьшается в последующие годы обучения, при условии недостаточной работы над его развитием.
Отсюда, важный вывод: само по себе развитие гибкости мышления не происходит, его нужно развивать и тренировать. Развитие гибкости мышления полностью зависит от самого человека. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно. Именно поэтому нужно применять специальные упражнения регулярно.
Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях.
Таким образом, цель и задачи исследование достигнуты, гипотеза подтверждена. Развить гибкость ума можно, надо только знать, как это сделать и проявить настойчивость в достижении цели.
IV. Список литературы.
Приложение. Методики исследования гибкости мышления.
Анкета №1 «Диагностика интеллектуального развития». Методика Л.Ф.Тихомировой.
ЦЕЛЬ: выявить уровень гибкости мышления, логического мышления, внимания, памяти учащихся общеобразовательных учреждений.
Краткая характеристика субтестов:
I субтест «Осведомленность» направлен на выявление кругозора. Задача учащегося — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления.
II субтест «Исключение понятий» направлен на сформированность логического действия классификации, способности к абстрагированию. При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли учащийся отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация.
III субтест «Обобщение» направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию — обобщение). Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов может быть точным, когда указываются родовое понятие и видовое отличие, или правильным.
IV субтест «Аналогии» направлен на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения учащемуся необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли учащийся устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.
V субтест «Числовые ряды» направлен на оценку умения находить правила, по которым построены ряды чисел. Учащийся должен восстановить и продолжить ряд с учетом заложенного в нем правила.
Выделяют пять уровней интеллектуального развития:
Баллы | Уровень интеллектуального развития |
47 - 50 | I – очень высокий |
40 - 46 | II – высокий |
30 - 39 | III – средний |
20 - 29 | IV – сниженный |
0 - 19 | V – низкий |
Качественные характеристики уровней интеллектуального развития учащихся
I уровень - очень высокий уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения весьма благоприятный. Высокий показатель кратковременной памяти, вербально-логических операций, преобладание произвольного внимания и словесно-образной памяти Задания выполняет самостоятельно, не нуждаясь во внешних стимулах. Умеет ставить цель деятельности, намечает план её выполнения, выбирает адекватные средства.
II уровень - высокий уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения благоприятный. Внимание сосредоточенное, присутствует волевое управление вниманием, задания выполняет без помощи взрослого. Большой объём кратковременной памяти, достаточно высокий уровень словесно-образной памяти. Умеет планировать свою деятельность. Уровень вербально-логического мышления выше среднего.
Ш уровень – средний уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения условно благоприятный. Преобладает произвольное внимание. Намечает план действий, но выполняет его при стимулирующей помощи взрослого, волевое усилие присутствует не всегда. В ходе работы часто отвлекается, процесс переключения внимания часто замедленный, осуществляется при неоднократном повторении цели деятельности со стороны взрослого. Недостаточная активность, самостоятельность, при выполнении заданий нуждается в направляющей помощи взрослого. Трудности преодолевает только при психологической поддержке. Память моторная, словесно-логическая, эмоциональная. Объём кратковременной памяти близок к средним показателям данной возрастной группы. Умеет сопоставлять, сравнивать, абстрагировать, но задания выполняет с организующей и направляющей помощью взрослого.
Анкету№2 «Гибкость мышления». Методика А.С. Лачинса. Тест предназначен для выявления пластичности – ригидности мышления. Оснащение: лист бумаги, ручка, секундомер.
Инструкция. Вам предлагается написать фразу «В поле уже таял снег» четырьмя разными способами.
Способ 1. После команды «Начали!» напишите данную фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».
Способ 2. После команды «Начали!» напишите эту фразу печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».
Способ 3. После команды «Начали!» напишите эту фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!», следующим образом: первая и все нечетные буквы должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные – маленькими и печатными.
Способ 4. После команды «Начали!» напишите фразу своим привычным почерком, но при этом повторяйте каждую букву по два раза. Работайте как можно быстрее до команды «Стоп!».
Обработка и анализ данных
1. Подсчитывается количество написанных букв в каждом задании: М1, М2, М3, М4.
2. Вычисляется среднее значение для трех заданий:
3. Определяется коэффициент креативной гибкости:
Если Кгиб лежит в пределах от 0,5 до 1, значит, испытуемый обладает пластичным мышлением, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на изменение входной ситуации, способен принимать адекватные решения. Значение Кгиб меньше 0,5 свидетельствует о ригидности мышления, т. е. низком уровне креативной гибкости. Испытуемый не способен быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации, испытывает затруднения в изменении субъективной программы деятельности.
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение Павинская средняя общеобразовательная школа Индивидуальный проект по теме «Гибкость мышления и способы его развития» Выполнила: Попова Полина, 9А класс Руководитель: Ивкова Л.П., педагог-психологСлайд 2
Оглавление. I . Введение. II . Основная часть. Гибкость мышления и его роль в жизни человека. 1.1. Сущность понятия «гибкость мышления». 1.2. Проявление гибкости мышления. 1.3. Роль гибкости мышления в жизни человека. 2. Практическая часть. 2.1. Исследование особенностей гибкости мышления 2.2. Рекомендации по развитию гибкости мышления. 2.3. Методы развития гибкости ( креативного ) мышления. III . Заключение. IV . Список литературы. Приложения.
Слайд 3
«Высшей степенью мудрости человечества является умение приспосабливаться к любым обстоятельствам». Дени Дидро
Слайд 4
Ускорение темпа жизни, значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий в сфере образовательной деятельности требуют от современного школьника гибкого реагирования на постоянно изменяющиеся условия учебной среды. Поэтому, наиболее значимой и актуальной проблемой умственного развития школьников, на сегодня, является проблема развития гибкости мышления, его активности, самостоятельности.
Слайд 5
Цель исследования : изучение проблемы развития гибкости мышления, его активности и его способов развития, в том числе, у учащихся 4-х классов, выпускников начальной школы и у учащихся 9-х классов, выпускников основной школы МОУ Павинская СОШ. Задачи: изучить понятия «гибкость мышления». о пределить методы гибкости мышления. п роанализировать полученный результат. разработать рекомендации.
Слайд 6
Объект исследования: учащиеся 4-х классов и 9-х классов МОУ Павинская СОШ. Предмет исследования : гибкость мышления у учащихся 4-х классов и 9-х классов. Гипотеза: Гибкость мышления возрастает в первые три года обучения в школе, и уменьшается в последующие годы обучения, при условии недостаточной работы над его развитием.
Слайд 7
Методы исследования : изучение и анализ литературы тестирование анализ полученных данных. Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.
Слайд 8
Гибкость мышления и его роль в жизни человека . Одним из важнейших человеческих качеств, а возможно и самым важным, является мышление. Именно благодаря своему мышлению человек способен решать стоящие перед ним задачи и справляться с возникающими у него проблемами. Мышление бывает разным. Оно может быть логическим, аналитическим, критическим, абстрактным, творческим и так далее. И в частности, оно может быть гибким. Это очень полезный вид мышления.
Слайд 9
Гибкость мышления – это умение приспосабливаться, адаптироваться, подстраиваться, выкручиваться, используя для этого свои творческие способности, умение выходить за рамки шаблонов мышления и поведения. Гибкость мышления это способность выводить различные идеи из данного источника информации, умение свободно и адекватно переносить и трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость мышления включает способность быстро перестраивать мышление с одной идеи на другую. 1.1. Сущность понятия «гибкость мышления».
Слайд 10
Проблема развития детского мышления давно привлекла внимание психологов, педагогов. 1. быстрый , легкий переход от одного класса предметов и явлений к другому ( Дж. Гилфорд ) 2. изменение подхода к задаче ( К. Шайе ) 3. «переключаемость» ( Т.В. Кудрявцев ) 4. «подвижность », «динамичность» ( А.П. Шеварев ).
Слайд 11
Известный американский психолог, Е Торренс , отмечал , что дивергентное мышление - важный элемент творческой деятельности . Проведя изучение креативного мышления, Е. Торренс получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает впервые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок, если креативное мышление продолжает развиваться.
Слайд 12
1.2. Проявление гибкости мышления Признаки наличия гибкости мышления: Альтернатива ( с пособность выбирать между несколькими имеющимися вариантами ) Творческий подход Переключение внимания Принятие ответственности Принятие чужой точки зрения
Слайд 13
1.3. Роль гибкости мышления в жизни человека. Г ибкость мышления чрезвычайно важное качество. Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Гибкое мышление помогает нам своевременно принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты.
Слайд 14
2. Практическая часть. 2.1. Исследование особенностей гибкости мышления. В исследовании особенностей гибкости мышления приняли участие учащиеся 4-х и 9-х классов МОУ Павинская СОШ. Для проведения исследования я использовала: Анкета №1 «Диагностика интеллектуального развития». Методика Л.Ф.Тихомировой. Цель: выявить уровень логического мышления, внимания, памяти учащихся 4-х классов. Анкета №2 «Гибкость мышления». Методика А.С. Лачинса . Цель: выявить уровень пластичности (гибкости) мышления учащихся 9-х классов.
Слайд 15
Класс Уровни интеллектуального развития и гибкости мышления (кол-во уч-ся, %) Очень высокий Высокий Средний Сниженный Низкий 4 «А» 15 уч. --- (0%) 8 (53%) 6 (40%) 1 (7%) ----- (0%) 4 «Б» 16 уч. --- (0%) 5 (31%) 8 (50%) 3 (19%) ----- (0%) Всего из 31 уч. --- (0%) 13 (42%) 14 (45%) 4 (13%) ----- (0%)
Слайд 16
Результаты теста по выявлению уровня интеллектуального развития и готовности к переходу в среднее звено учащихся 4-х классов показали, что 42 % показали высокий уровень интеллектуального развития, 45 % показали средний уровень интеллектуального развития. Низкий уровень в классах не выявлен. Данные результаты свидетельствуют о высоком уровне гибкости мышления у четвероклассников . Так как, в анкете присутствуют такие признаки наличия гибкости мышления, как альтернатива, творческий подход, переключение внимания (27 из 31 учащегося, что составляет 87%)
Слайд 17
Коэффициент креативной гибкости мышления в пределах от 0,5 до 1 Коэффициент креативной гибкости мышления в пределах меньше 0,5 9 «А» (12 ч) 5 (42%) 7 (58%) 9 «Б» (14 ч) 6 (43%) 8 (57%) Всего (26 ч) 11 (42%) 15 (58%)
Слайд 18
Результаты теста по выявлению коэффициента гибкости и креативности мышления у учащихся 9-х классов показали, что только 42 % показали высокий уровень коэффициента гибкости и креативности мышления, в 4-х классах – 87%. Сниженная гибкость мышления наблюдается у 58 % учащихся 9-х классов. Таким образом, в начале своего исследования, я, опираясь на труды российских и зарубежных ученых, предположила, что гибкость мышления возрастает в первые три года обучения в школе, и уменьшается в последующие годы обучения, при условии недостаточной работы над его развитием. В результате своего исследования я доказала, что моя гипотеза оказалась верна .
Слайд 19
Следовательно, можно предположить, что данная категория выпускников иногда может демонстрировать в новых ситуациях трудности в нахождении вариативных путей решения проблем, но уже в знакомой ситуации может ориентироваться достаточно успешно. В связи с этим возникает вопрос о необходимости развития гибкости мышления у учащихся 9-х классов, как способ позитивной социализации в современных реалиях.
Слайд 20
2.2. Рекомендации по развитию гибкости мышления. Чтобы восстановить быстрое и естественное течение ваших мыслей и развить гибкость ума используйте несколько тактических приемов : Внимательно следить за появлением ограничивающих стереотипов; Серьезно отнестись к пересмотру некоторых своих принципов и убеждений; Забыть о прошлых победах и поражениях. Первое, с чего можно начать развитие гибкости ума, — тренировать память, внимание, быстроту мыслительных реакций. Для этого существуют специальные методы и упражнения.
Слайд 21
Методы развития гибкости ( креативного ) мышления: « Мозговой штурм» (генерирование новых идей) « Метод гирлянд ассоциаций» (слова и ассоциации) « Метод маленьких человечков» (дробление проблемы на множество «крохотных человечков») « Метод контрольных вопросов» (правильно поставленные наводящие вопросы) « Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно
Слайд 22
Методика «Шесть шляп мышления» это простой и удобный инструмент, чтобы научить ребенка: работать с информацией; использовать информацию; находить выгоды и возможности; использовать интуицию; критически анализировать проблемы; генерировать творческие идеи; организовывать свое мышление; взаимодействовать в группе; организовывать общение с другими детьми; цивилизованно отстаивать свою точку зрения.
Слайд 24
Методику «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно я апробировала во время проведения классного часа в 4А классе.
Слайд 26
Вывод: Само по себе развитие гибкости мышления не происходит, его нужно развивать и тренировать . Развитие гибкости мышления полностью зависит от самого человека. Нужно понимать, что развить гибкость ума за несколько дней сложно. Именно поэтому нужно применять специальные упражнения регулярно. Развив гибкость мышления и сделав свой ум более подвижным, мы сможем сохранять трезвость ума и спокойствие духа даже в самых тяжелых и стремительно меняющихся ситуациях. Таким образом, цель и задачи исследование достигнуты, гипотеза подтверждена. Развить гибкость ума можно, надо только знать, как это сделать и проявить настойчивость в достижении цели.
Слайд 1
Методы развития креативного мышленияСлайд 2
«Шесть шляп мышления » Эдвард де Боно
Слайд 3
Почему именно шляпы? « Шляпа прикрывает голову, а значит наши мысли » (учащиеся) «Человек, выходя из дома, может надеть то одну шляпу, то другую. Также когда он говорит, он должен думать, правильно выражать свои чувства, как бы надевать разные шляпы » (учащиеся) «Головной убор часто показывает, какую социальную роль мы играем в данный момент. Но важнее всего, что шляпу можно легко снять, и надеть» (Эдвард де Боно ) «Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание » (Эдвард де Боно )
Слайд 4
Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный вид мышления Мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета Меняются шляпы, меняются и роли – режимы Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы рассмотреть проблему с разных точек зрения, с разных сторон
Слайд 5
Символика шляп
Слайд 6
Красная шляпа: эмоции, чувства и интуиция Цвет символизирует гнев, внутреннее напряжение В красной шляпе появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Слайд 7
Желтая шляпа: позитивное мышление, логический позитив, преимущества, выгода Цвет солнечный, жизнеутверждающий Требует переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи Задаются вопросы: Почему это стоит делать? Каковы преимущества? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?
Слайд 8
Черная шляпа: осторожность и критика Цвет мрачный и недобрый В черной шляпе проявляется осторожность Помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы Задаются вопросы: Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
Слайд 9
Зеленая шляпа: креативность Цвет свежей листвы, изобилия, плодородия Символизирует творческое начало и расцвет новых идей Дает возможность создавать новые идеи, модифицировать уже существующие, искать альтернативы, исследовать возможности Задаются вопросы: Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Как можно ещё по-другому решить эту проблему?
Слайд 10
Белая шляпа: информация, факты Используется для того, чтобы направить внимание на информацию Рассматриваются только факты Задаются вопросы: Что мы уже знаем? Какой мы обладаем информацией? Каких данных недостаточно? Какая еще информация нам необходима и как нам ее получить ?
Слайд 11
Синяя шляпа: обобщение и управление процессом Цвет неба Связь с организацией и управлением, контролем и оценкой собственной деятельности П редназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы Осуществляется рефлексия по поводу всего мыслительного процесса Подводится итог проделанной работы Намечаются следующие шаги Задаются вопросы: - Чего мы достигли? - Что нужно делать дальше?
Слайд 12
Методика «Шесть шляп мышления» это простой и удобный инструмент, чтобы научиться ребенка работать с информацией и спользовать информацию находить выгоды и возможности использовать интуицию критически анализировать проблемы генерировать творческие идеи организовывать свое мышление взаимодействовать в группе о рганизовывать общение с другими детьми цивилизованно отстаивать свою точку зрения
Слайд 13
Правила использования метода Каждый участник использует шляпы по очереди. Не стоит устраивать беспорядок. Шляпы использовать крайне избирательно, тщательно выбирая момент для каждой из них. До того, как участник наденет какую-то шляпу, и по окончании процесса он обсуждает проблемы в обычном режиме. Помните , что красная шляпа помогает разрядить обстановку. Результат обсуждений зависит от того, как участники умеют пользоваться тем или иным видом мышления. Работа заканчивается в тот момент, когда участники наденут на себя все шляпы.
Слайд 14
Рекомендации по применению метода Процесс начинается с подбора участников. Хороший вариант — шесть человек. Можно брать больше или меньше. Это зависит от решаемой проблемы. Ведущий знакомит присутствующих друг с другом, объясняет, как и над чем они будут работать. Участники по очереди надевают на себя шляпы, рассматривая поставленную перед ними задачу с разных сторон. Шляпы могут быть настоящими. Как вариант — «надевать» их виртуально. Можно высказывать любые идеи, не ограничивая себя никакими рамками. Все сказанное рекомендуется записывать на доске или на диктофон.
Слайд 15
Алгоритм работы с методом Постановка проблемной ситуации Распределение цветов «головных уборов». Способы распределения: по желанию с помощью жеребьевки с помощью случайного или намеренного разделения на группы по особенностям мышления Подготовка в группах общей точки зрения по вопросу с учетом назначенных ролей Озвучивание и обсуждение получившихся предположений Подведение итогов обсуждения Рефлексия
Слайд 16
Заданная ситуация : сказка «Курочка Ряба». Ученикам предлагается рассказать сказку по-новому, в зависимости от цвета шляп. Белая — деловая речь, много терминов, точных фактов. Например: «Курица по кличке Ряба родилась в 2021 году и уже через 6 месяцев приобрела репродуктивную способность. Хозяева курицы — дед по имени Иванов Петр Алексеевич и его супруга Иванова Антонина Семеновна…». Желтая — в сказке должно быть много эпитетов, сравнений. Здесь употребляется речь художественная и образная. Черная — вполне возможно предложить составить сказку в стиле «детские страшилки». Красная — чувственная сказка. Это может быть сказка в стихах. Зеленая — креатив. Сказка должна иметь самый неожиданный конец. Или предложить рассказать сказку с использованием жаргона, либо представить ее в жанре пантомимы. Синяя — делает выводы .
Слайд 17
Вы не можете израсходовать креативность. Чем больше вы её используете, тем больше у вас её становится. Майя Энджелоу
Слайд 18
Спасибо за внимание !
Цветок или сорняк?
Весенняя гроза
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лиса и волк
В поисках капитана Гранта