Материал знакомит с понятием "читательская грамотность", с особенностями формирования читательской грамотности на уроках английского языка
Особенности формирования читательской грамотности на уроках английского языка.
Подготовила Антропова С. А.,
учитель английского языка
МБОУ СОШ №6
г. Радужный
В настоящее время иностранный язык все в большей мере становится средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием международных научных, экономических, социальных, культурных связей.
Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи. Работа над развитием у учащихся этих видов речевой деятельности осуществляется на протяжении всего периода обучения.
На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников в 2018 году можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во время переноса данных знаний в реальные жизненные ситуации, а также показывают сравнительно невысокий уровень развития функциональной грамотности.
В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.
Функциональная грамотность — это готовность и способность к решению проблемы. Функциональная грамотность — это не новые знания.
В первую очередь — это компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученным знания по разным предметам и жизненный опыт.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся:
Для формирования читательской грамотности на уроках иностранного языка можно использовать упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов: сплошные (статьи, эссе, рассказы, письма), несплошные (таблицы, графики), смешанные (информация располагается как в сплошном, так и не в сплошном формате), составные (например, несколько сайтов разных туристических компаний), а также с использованием разных ситуаций (составляющих заданий): личных (личные письма, биография), учебных (школьный учебник), общественных (официальные документы, блоги.
При формировании читательской грамотности выделяют три группы читательских умений:
Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
.При работе с иноязычными текстами формируются те же навыки, что и при чтении текстов на родном языке (читательская зоркость, грамотность, умение формулировать свою речь четко и логично, анализировать и др.). Однако, отличительной особенностью формирования читательской грамотности на уроках английского языка является другая языковая среда, совершенно не знакомая ученику. Помимо основной задачи общего понимания смысла текста и извлечения из него необходимой информации, перед учеником стоит первоочередная задача перевода слов на родной язык и определение грамматического времени, в котором ведется повествование. Поэтому важнейшим умением, которое надо формировать с самого начала обучения смысловому чтению на ИЯ является осознание того, что иноязычные тексты можно читать по-разному, адаптируя под поставленные цели (или решаемые коммуникативные задачи) вид чтения, применяемые приемы и скорость чтения. Наиболее распространенными видами чтения признаются следующие:
• Ознакомительное чтение (еxtensive reading)
• Изучающее чтение (intensive reading)
• Просмотровое чтение (skimming)
• Поисковое чтение (scanning)
Для формирования и развития читательской грамотности учителю необходимо подобрать либо составить соответствующие задания. Применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Приложение №1.
Литература и источники:
Слайд 1
Особенности формирования читательской грамотности на уроках английского языка . Подготовила Антропова Светлана Анатольевна, учитель английского языка МБОУ СОШ №6Слайд 2
Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи
Слайд 3
Функциональная грамотность — это готовность и способность к решению проблемы. Функциональная грамотность — это не новые знания. В первую очередь — это компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученным знания по разным предметам и жизненный опыт.
Слайд 4
Формирование читательской грамотности Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста; Умение интегрировать и интерпретировать информацию; Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте
Слайд 6
Группы читательских умений Ориентация в содержании текста Преобразование и интерпретация текста Оценка информации
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Пустой колос голову кверху носит
Две снежинки
Филимоновская игрушка
Сказка "Дятел, заяц и медведь"