Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность актуальна в дошкольном возрасте. В этот период жизни активно формируются познавательные способности, межличностное общение, социально значимые качества, которые в дальнейшем входят в основу учебной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
https://disk.yandex.ru/i/ehJ3XOKwfaJEAQ | 23.01 КБ |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №50
Проект «Формирование коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей 4-5 лет»
Подготовила и провела
Воспитатель
Тамара Васильевна Харя
г.о. Химки
2021г.
Актуальность проблемы
Актуальность проекта заключается в том, что при реализации его решается одна из основных проблем дошкольного образования. Проблема эта - необходимость комплексного воздействия на каждого ребенка в детском саду, ребенок индивидуален каждый: по – своему. Вы прекрасно знаете, что в этот период жизни активно формируются познавательные способности, межличностное общение, социально значимые качества - это в дальнейшем входит в основу учебной деятельности ребенка.
Общение играет основную роль в процессе ведущей деятельности дошкольников. Оно не просто формирует, но и перестраивает отдельные психические процессы и способствует проявлению основных личностных новообразований.
Большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые.
Но есть и такие дети, которые испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это проявляется во взаимодействии ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, в ролевой игре, в самостоятельной деятельности. В дальнейшем негативно отражается на характере и деятельности самого ребенка в общении с взрослым, со сверстниками. Проект призван научить управлять не только процессами формирования эмоционально-личностной и коммуникативной сфер дошкольника, но и помочь развитию познавательных способностей, формированию нравственных качеств, средствами театрализованной деятельности. Ребенок проигрывает различные ситуации со сверстниками, играя разные роли, обретая при этом коммуникативный опыт.
Таким образом, для педагогов театрализованная деятельность дает дополнительные возможности в плане воспитания и развития детей с ОВЗ.
Цель проекта: Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ средствами театрализованной деятельности. (Работаем по ФГОС).
Задачи проекта:
- развивать коммуникативные навыки детей;
- раскрывать творческий потенциал детей;
- формировать у детей представление о сказке, как литературном жанре;
- формировать у дошкольников понятие о нравственных категориях и принципах морали;
- развивать навыки общения в процессе театрализованных и развивающих играх;
- формировать у детей передавать характер героев с помощью жестов, мимики и других выразительных средств;
- развивать чувство языка, словарный запас, стилистическое богатство речи;
- способствовать раннему формированию положительного опыта общения ребенка с окружающим миром.
Характеристика базы проекта: Проект представляет собой работу по формированию коммуникативных навыков у детей в процессе постановки театрализованного досуга «По дороге сказок».
Проект рекомендован для реализации с сентября – февраль (в течение 6 месяцев).
Этапы и сроки проведения проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь);
2. Основной этап (октябрь - январь);
3. Заключительный этап (февраль)
Формы работы и виды деятельности:
Организованная деятельность;
· НОД
· Дидактические и театрализованные игры, упражнения;
· Индивидуальные творческие задания;
· Сочинение сказок, придумывание историй;
· Художественно-продуктивная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей
· Игровая и продуктивная деятельность
Совместная деятельность с родителями
Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ
· Мастер – классы
· Консультации
· Оформление выставок работ детей, совместного творчества детей и их родителей;
· фотовыставки;
· Поездки в театр и фото-экскурсии;
· Подготовка атрибутов и костюмов;
· Проведение театрализованных представлений;
· Досуги, тематические развлечения и праздники.
Участники проекта: дети, воспитатели, логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 этап подготовительный
- выбор темы проекта;
- постановка цели, задач;
- диагностика детей;
- подбор методической литературы,
- подбор наглядного материала,
- подбор художественной литературы,
- мультипликационной продукции,
- музыкального сопровождения, реквизита.
2 этап – практический
- знакомство с текстом сказок, проведение беседы и обсуждение произведений;
- разучивание пальчиковых гимнастик;
- придумывание сказки «Как Цыпленок муки наелся»;
- придумывание сказки «Колобок» с открытым концом;
- Сюжетно – ролевые игры «Семья идет в театр», «Парикмахерская» и др.
- просмотр мультипликационных сказок «Колобок»: «Теремок», «Три медведя», «Кот, петух и лиса» и др. дома с родителями;
- распределение ролей в спектакле, обсуждение сценария;
- повторное чтение сказок дома, изготовление костюмов;
- экскурсии в театр «Наш дом», г. о. Химки;
- экскурсии в городскую библиотеку;
- проведение игр на тему «Коммуникативные игры»
- проведение игр по развитию речи (формирование диалогической речи);
- репетиции театрализованного занятия;
- совместное изготовление (иллюстрирование) книги «Теремок»;
- участие в театральном фестивале.
- анализ результатов проекта по формированию коммуникативных навыков у детей средствами театрализованной деятельности;
- анализ театральной постановки «По дороге сказок» по русским народным сказкам;
- оформление книги «Теремок».
Практическая значимость проекта
Проект реализует общеобразовательные и воспитательные задачи. Знания, полученные детьми в процессе обучения, носят прочный, устойчивый характер. Речь детей расширяется, обогащается и активизируется.
Участники образовательного процесса готовы к дальнейшему творческому развитию. По завершении проекта работа над формированием коммуникативных навыков не прекращается.
Обогащается предметно - развивающая среда, развивается сотрудничество с педагогами других групп, родителями, сотрудничество других образовательных учреждений, библиотеки.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует активизации коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Полученные результаты
Театрализованная деятельность способствовала эмоциональному раскрепощению ребенка, помогла установить контакт между ребенком и взрослым, развила речь, обогатила эмоциональную сферу.
Повысился уровень социально - коммуникативного развития воспитанников (восприятие литературных произведений, осмысление, переживание, сочувствие и содействие главным героям) и т. д.
Анализ результатов проекта
Критерии уровня развития коммуникативных навыков
у детей 4-5 лет
Уровни сформированности навыка:
Астрономический календарь. Март, 2019
Басня "Море и река"
Злая мать и добрая тётя
Пейзаж
Шелковая горка
Комментарии
Формирование коммуникативных
Формирование коммуникативных умений- важная часть воспитательно- образовательный работы педагога. Здорово!
Интересная и важная тема.
Интересная и важная тема. Театрализованная деятельность формирует целый комплекс навыков, в том числе коммуникативные.