Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Сам термин «этика» (от древнегреческого ethika, ethos – нрав, привычка) ввел в научный оборот Аристотель, написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика».
Работа участвовала в Конкурсе презентаций и методических разработок всероссийского уровня с международным участием "Открытые ладони-осень 2020" в номинации "Презентация к внеклассному мероприятию" . Работе присвоен Диплом первой степени (ОЛ-О-2020-078 от 31 октября 2020 года)
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_etapy_stanovleniya_etiki.pptx | 727.42 КБ |
Слайд 1
Подготовила: Блохина Валентина Александровна Группа пса – 23а Исторические этапы становления этикиСлайд 2
Что такое «этика»? Первоначально под этикой (греч. « еthos » – « этос ») понималось дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. Начался процесс формирования этики в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии и Китае. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции и обычаи. Возникала потребность в формировании новых идеалов и регулирования отношений между людьми. В это время и появилась этика.
Слайд 3
Аристотель (384–322 гг. до н.э.) Термин «этика» ввел в научный оборот Аристотель, для обозначения особой области исследования – «практической философии», в которой главной задачей было научить человека достойной и правильной жизни. Словом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества.
Слайд 4
Античная этика Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) – мудрость, рассудительность, сообразительность; этические (связанные с деятельностью воли) – мужество, уравновешенность, щедрость. Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности.
Слайд 6
Античная этика Античная этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.
Слайд 7
Средневековая этика Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. В ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу. Этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного учения: об источнике и природе морали; об критериях нравственности; о назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале; о добре и зле. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер.
Слайд 8
Этика эпохи Возрождения Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье. Одной из таких идей был антропоцентризм, то есть то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Однако влияние церкви на сознание общества по–прежнему оставалось значительным. Центральным понятием этики эпохи Возрождения является гуманизм.
Слайд 9
Этика Нового времени Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. На пути разрешения этих противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.
Слайд 10
Мыслители Нового времени Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы.
Слайд 11
Этика современной философии По Иммануилу Канту, этика – наука лишь о должном (идеальном), а не о том, что есть. Она должна искать свои основания не в природе или бытии человека, а в чистых идеалистических постулатах разума. Попытка Иммануила Канта выделить специфический предмет этики (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обусловленности морали. Иммануил Кант (22.04.1724–12.02.1804)
Слайд 12
Этика современной философии Марксистская этика отвергает противопоставление «чисто теоретического» и «практического». Предмет марксистской этики включает: философский анализ природы, сущности и функций морали; нормативную этику, исследующую проблемы критерия, принципов, норм, категорий определенной моральной системы. Карл Маркс (05.05.1818–14.03.1883)
Слайд 13
Этика современной философии В начале ХХ века возникает метаэтика , которая полностью отказалась от нормативных притязаний, она не учит людей, как надо жить, но только описывает особенности «морального языка» как специфического феномена. Английский философ Джордж Эдвард Мур подверг критике традиционную этику, как покоящуюся на натуралистической ошибке, заключающейся в попытках идеалистических определений таких понятий, как добро, идеал, долг, которые неопределимы по его мнению. Джордж Эдвард Мур (04.11.1873–24.10.1958)
О путнике
Для чего нужна астрономия?
Без сердца что поймём?
Золотая хохлома
Серебряное копытце