Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру.
Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым последствием ига было углубление разобщения Руси и обособления отдельных ее частей.
Однако при всех тяжелых для Руси последствиях золотоордынское нашествие на Руси имело и некоторые особенности, способствовавшие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест.
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_drevnerusskoy_kultury_v_period_mongolo-tatarskogo_zavoevaniya.pptx | 1.89 МБ |
Слайд 1
Кризис древнерусской культуры в период монголо–татарского завоевания Подготовила: Блохина Валентина Александровна Студент ФНО, группа ПСА – 23а Научный руководитель: Згоржельский Сергей Петрович, кандидат исторических наук, заместитель декана факультета непрерывного образования по учебной и методической работе, профессор кафедры культурологии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»Слайд 2
В результате нашествия монголо–татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины XII века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел.
Слайд 3
За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо–татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу XIV века. Кроме того, борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились. Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.
Слайд 4
С другой стороны, монголо–татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси. C самого начала нашествия монголо – татар на Русь, церковь была на стороне имеющих власть. У церкви были земли, но они были гораздо меньше и беднее земель князей. По пришествии монголов на Русь церковь терпела убытки и разорение, но они не сравнимы с теми богатствами и размерами тех земель, которое получило духовенство при хане Золотой Орды. Церковь была довольна: князья терпят убытки, русские люди ищут приюта у церквей, больше стали вспоминать о подаяниях и милостынях. Но, однако, в период упада Золотой Орды и монгольского ига церковь, предвидя усиление Москвы поддержало стремление народа вернуть свою свободу и снова перешла на сторону Руси.
Слайд 5
Устное народное творчество Руси Вместе с тем важнейшим жанром литературы в XIII веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире: Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе. Второй цикл былин – Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов. Главные герои – Садко, Василий Буслаевич. Другие жанры появляются в XIV веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания – повести–сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска – юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей.
Слайд 6
Начало книгопечатания на Руси Конец XV века связан с завершением формирования великорусской народности. Сложился язык, отличающийся от церковнославянского. Господствующим стал московский диалект. С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях. Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах. И с этой целью митрополит Макарий при поддержке Ивана IV инициировал книгопечатание. В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга – Апостол. В 1574 году во Львове издается первая русская азбука. Типография работала в основном на нужду церкви.
Слайд 7
Литература Руси В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо–западным рубежам земли русской: «Повесть о житие Александра Невского». Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники православной веры и Руси. Воинская повесть задонщина , составленная Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве. Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы. Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. В жанре светской литературы написано «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.
Слайд 8
Летопись Начиная со второй половины XIII века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко–Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры: Москва, Тверь. Со второй половины XIV века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция (права князей) с её идеями объединения земель вокруг Москвы. В середине XV века появляется краткая всемирная история – хронограф .
Слайд 9
Домострой Домострой – норма религиозного и этического поведения в повседневной жизни. Куда входили правила воспитания детей, советы по ведению хозяйства. Составитель Домостроя – священник Сильвестр. Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи. Необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием – Великие Четьи – Пшней (чтения на каждый день) – 12 томное собрание книг. Было предназначено для личного чтения. Оно фактически вобрало в себя всю существующую на Руси литературу, в том числе еретическую, и подвергло её религиозно–назидательно толкованию.
Слайд 10
Живопись Руси Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к XIV – XV векам достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев. В конце XIV – начале XV века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семёном Черным – росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399). Великим русским художником, творившим в этот период, является Андрей Рублёв. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице – Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи – икона Троица. В конце XV века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.
Слайд 11
Архитектура Руси В XIV – XVI веке в связи с централизацией государства украшается Москва. При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. В 1479 году удачно завершено возведение главного храма русского государства – Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена гранитовая палата для приема иностранных посольств. Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси. Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве.
Слайд 12
Об определённой общности культуры свидетельствуют памятники зодчества, живописи, скульптуры, при всех их особенностях обладающие устойчивыми чертами стиля, характерного для творчества русских зодчих, иконописцев, ювелиров. По всем русским городам и землям передавались бродячими певцами и сказителями былины и песни, предания и сказки. Создававшиеся в Киеве или Новгороде, Чернигове или Переяславле литературные произведения читались и распространялись в разных областях Русской земли.
Солдатская шинель
Заколдованная буква
Флейта и Ветер
"Разделите так, как делили работу..."
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка