Аннотация к индивидуальному проекту: В работе описывается религия как традиционная форма мировоззрения, освоение окружающего мира в которой производится человеком на основе удвоения мира на мир «естественный» и «сверхъестественный». Религия описывается как формализованная политическая структура, созданная сообществом, которое следует определенному набору духовных, мистических или философских учений. Автор рассматривает одну из главных религий - ислам, который в свою очередь, имеет такую особенность как разветвление религиозного мировоззрения, отражающегося по-разному в суннитской и шиитской культуре.
На тему индивидуального проекта была опубликована научная статья, которая размещена в сборнике статей Международной научно-практической конференции "НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ". Ссылка на сборник: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2020/01/МК-696-1.pdf
Работе присвоен Диплом I степени в секции "Культурология".
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_proekt_religioznaya_kultura_wecompress.com_.docx | 956.98 КБ |
religiya_kak_forma_mirovozzreniya_i_fenomen_kultury.pptx | 2.75 МБ |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине Обществознание
«Религия как форма мировоззрения и феномен культуры»
Руководитель: Выполнила
Архипова Ирина Анатольевна, студентка 13 группы
старший преподаватель кафедры ПСА 40.02.03 специальность общеобразовательной дисциплины Блохина Валентина Александровна
Дата представления работы Работа защищена
_________ 2020 г. _________ 2020 г.
Оценка ________
Подпись _______
Москва, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. История возникновения религиозной культуры. Основные
религии ……………………………………………………………………………5
Глава 2. Ислам. Основные черты и традиции …………………………………11
2.1. Ислам как образ жизни и веры ……………………………………...11
2.2. Отражение основных аспектов религиозного мышления в
культуре шиитов и суннитов …………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ …….22
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..24
ВВЕДЕНИЕ
Всем известно, что религия играет значимую роль в жизни государства и всего общества. Религия – одна из древнейших форм массового сознания. В жизни того или иного общества религия определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культурой, традициями, влиянием смежных социально-политических образований.
Религия понимается нами как традиционная форма мировоззрения, освоение окружающего мира в которой производится человеком на основе удвоения мира на мир «естественный» и «сверхъестественный». Вера в сверхъестественное является способом существования религиозного сознания, проявляется в особой внутренней динамике переживаний. Внешней, социально значимой формой выражения религии, является утвердившаяся система религиозного сознания, религиозных институтов, культа, религиозных личностей и групп, их материальной базы составляющих религиозную культуру.
Религия состоит из верований, действий и институтов, которые предполагают существование сверхъестественных сущностей с силой действия, или безналичными силами, или процессами, обладающими моральной целью. Религия часто описывается как формализованная политическая структура, созданная сообществом, которое следует определенному набору духовных, мистических или философских учений.
Религия является общим термином, используемым в большинстве современных европейских языков для обозначения всех концепций, касающихся веры в Бога или богов, а также других духовных существ.
В современном обществе религия воспринимается как личностный религиозный опыт, определяемый структурой религиозного сознания с одной стороны, и в качестве основания для культурно-цивилизационной идентификации, в качестве культурной традиции, с другой стороны. Но не стоит забывать и о том, что религия является одним из важнейших аспектов в нормализации государственно-церковных отношениях, под влиянием которых формируется представление о религии в обществе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что религия была и остается важным фактором в развитии любой цивилизации и является неотъемлемым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры и общества. Одной из главных религий является ислам, который в свою очередь, имеет такую особенность как разветвление религиозного мировоззрения, отражающегося по-разному в суннитской и шиитской культуре.
Цель исследования – показать, чем отличается суннизм и шиизм в рамках одной религии - ислам.
Объектом исследования выступает мировая религия – ислам.
Предметом исследования – особенности ислама в целом, а также особенности суннитской и шиитской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Для решения поставленных задач используются теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы включают анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы включают наблюдение и сравнение.
Глава 1. История возникновения религиозной культуры.
Основные религии
Словосочетание «религиозная культура» состоит из двух тесно взаимосвязанных слов «религия» и «культура», но на самом деле они различны по своей природе и определению.
По мнению британского учёного М. Арнольда «религия - это нравственное поведение с оттенком эмоций». И. Кант рассматривает религию как «признание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей». Суть религии, по мнению Х. Гёффдина, кроется «в сохранении ценностей общества»[1].
Такие ученые как Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Ницше видели в религии проявление невежества и легковерия, иллюзию. «Бог - это только внешнее проявление стремлений главного человека вне человеческого существа». По мнению, К. Маркса социальная тревожность является причиной религиозного отчуждения, проецируя человеческий идеал в воображаемый мир. Религия оказывает успокаивающее и наркотическое действие по сравнению с жалкой реальностью. Поэтому религия - это иллюзорное решение, а не реальное решение трудностей и избавление от страданий жизни. З. Фрейд утверждал, что религия – это навязчивый невроз человечества, в котором Бог выступает ментальным образом отца, под защиту которого человек себя ставит. Для Э. Дюркгейма «религия как проявление общества, предшествующего каждому человеку, и выражение его норм и ценностей»[2].
Слово «религия» в эпоху Просвещения заменило понятие «вера, вероисповедание». Р.А. Бурко и Е.А. Брагина в своей работе описывают религию «как совокупность идей, настроений, действий и организаций, связанных с верой в сверхъестественное. Религия является составной частью духовной культуры человечества, которая является формой отражения материальной культуры в сознании человека»[3].
Все эти понятия дают различные представления о религии, но многие ученые сходятся во мнении, что религия почти всегда выступает верой в Бога или богов, и других духовных существ. Иными словами, религия – это совокупность культурных систем, систем верований и мировоззрений, которая устанавливает символы, связывающие человечество с духовностью, иногда, с моральными ценностями.
Понятие «культура» не имеет универсального определения, но принято считать, что культура отражается в языке, одежде, инструментах, используемых людьми, а также в манере взаимодействия, характерной для разных народов.
Французский ученый Э. Бенвенист называет культурой «человеческую среду, все то, что помимо выполнения биологических функций придает человеческой жизни и деятельности форму, смысл и содержание»[4].
По мнению американского психолога Х. Триандинса, «культура - это совокупность созданных человеком объективных и субъективных элементов, которые в прошлом повышали вероятность выживания и приводили к удовлетворению участников экологической ниши, и таким образом становились общими для тех, кто мог общаться друг с другом, потому что у них был общий язык и они жили в одно и то же время, и в одном месте»[5].
Л.И. Гришаева и Л.В. Цурикова под культурой понимают совокупность проявлений деятельности человека в различных областях его жизни: исторической, индивидуальной, общественной, практической, эстетической, теоретической, мифической, религиозной и пр.[6] Культуру можно определить как убеждения и действия определенной группы людей, на которые влияют различные факторы. Культура включает в себя символы и знания, которые придают связность обществу и оказывают влияние на форму религии, а религия в свою очередь влияет на образ жизни человека, его ценности, в том числе и материальные, которые получают религиозный смысл.
Религия является центральным фактором в формировании культуры. Благодаря существованию религии происходит обогащение всей системы культуры в целом. И если отказать религии в существовании, культура потеряет свои важнейшие функции. На этой основе возникает религиозная культура, имеющая определенное понимание Бога, формируя систему культовых и обрядовых действий, ценностных иерархией, создавая различные символы, памятники[7].
Религиозная культура человечества представляет собой совокупный идеальный материал, имеющий свою уникальную историю и множество отличительных черт. Важной частью как религиозной, так и духовной культуры в целом является система ценностей, которая во многом определяется соответствующими религиозными представлениями, придающими нравственное значение определенным культурным элементам общества. Из этого следует, что религиозная культура является ядром человеческой структуры.
Сущностью религиозной культуры является восприятие человеком взаимосвязи мира реального, познаваемого и мира сверхъестественного, непознаваемого, но вместе с тем, крайне желаемого, в стремлении к единению человека с его материализованным идеалом.
Таким образом, религиозную культуру можно представить как совокупность существующих в религии методов и средств реализации бытия человека, которые воплощаются в религиозной деятельности и отражены в ее результатах, несущих религиозные ценности и идеи, передаваемых и усваиваемых новыми поколениями.
С древних времен людям было свойственно верить в богов, и они имели свои верования и религию. С развитием человеческой цивилизации развивалась и религия, сейчас более семи миллиардов человек живут на нашей планете, и большинство из них являются частью какой-то религии. Некоторые религии схожи между собой, а другие – разные как день и ночь. Некоторые религии очень популярны, а другие – едва сохранились как простые воспоминания.
На сегодняшний день в мире существует три основные религии, которые имеют наибольшее количество сторонников (адептов). Этими религиями являются буддизм, христианство и ислам (см. Приложение А)[8].
Буддизм возник в северо-восточной Индии между концом 6-го века и началом 4-го века до н.э., и является самой старой из основных мировых религий. Основоположником буддизма считается принц Сиддхартха Гаутама («Будда»)[9]. Будда считается выдающимся человеком, но не богом. Слово Будда означает «просветленный», путь к просветлению достигается путем использования морали, медитации и мудрости. Буддисты часто медитируют, потому что верят, что это помогает пробудить истину. Некоторые ученые считают буддизм не организованной религией, а скорее «образом жизни» или «духовной традицией». Последователи буддизма могут поклоняться в храмах или в своих собственных домах, почитая священные тексты и писания. Самые важные учения Будды, известных как «Четыре Благородные Истины», являются существенными для понимания религии.
Христианство – это самая большая религия в мире, основана на учении Иисуса Христа и имеющая более 2 миллиардов последователей по всему миру.
Существует три основные ветви христианства – католическая церковь, Церковь Англии и Православная Церковь.
Католическая церковь является ветвью Христианской Церкви, которая принимает папу в качестве своего лидера и базируется в Ватикане в Риме. Церковь Англии – это английская ветвь западной христианской церкви, которая объединяет католическую и протестантскую традиции, отвергает власть папы и имеет монарха в качестве своего титульного главы. Православная Церковь – это христианская церковь, происходящая из грекоязычной Церкви Византийской империи, не принимающая авторитет римского папы и использующая сложные и древние формы служения.
Библия, христианская священная книга, делится на Ветхий и Новый Заветы. Части Писания, содержащиеся в Ветхом Завете, также являются священными для еврейского и мусульманского народов. Ветхий Завет – это первая часть христианской Библии, состоящая из тридцати девяти книг и приблизительно соответствующая еврейской Библии. Новый Завет – это вторая часть христианской Библии, написанная первоначально на греческом языке и отражающая жизнь и учение Христа и его первых последователей.
Ислам является второй по величине религией в мире после христианства. Ученые датируют создание Ислама в VII веке, что делает его самым молодым из основных мировых религий. Ислам начался в Мекке, в Современной Саудовской Аравии, во времена жизни пророка Мухаммеда. Сегодня эта вера быстро распространяется по всему миру.
Последователи ислама известны как мусульмане, в то время как Бог упоминается как Аллах. Религия управляется пятью столпами веры, которым, как ожидается, будут следовать все мусульмане. Столпы включают в себя веру и подчинение Аллаху, практику ежедневной молитвы, милостыню и заботу о нуждающихся. Большинство мусульманских общин имеют по крайней мере одну мечеть для молитвы. Эти учения содержатся в Коране, священной книге ислама, и многие мусульмане изучают арабские сутры, или стихи Корана для использования в молитве. Коран был составлен последователями Мухаммеда, которые хотели записать его откровения. Сама книга считается священной для мусульман, которые относятся к Корану с особым почтением.
Таким образом, сейчас существуют три основные мировые религии (Буддизм, Христианство и Ислам). Эти религии подразумевают довольно сложное понятие, включающее в себя некую мифологию, культовую деятельность, религиозные институты, формы взаимоотношений между верующими и религиозными организациями.
Глава 2. Ислам. Основные черты и традиции
2.1. Ислам как образ жизни и веры
Ислам - это «тотальный образ жизни». Он обеспечивает руководство во всех сферах жизни, от индивидуальной чистоты, правил торговли, до структуры и политики общества. Ислам никогда не может быть отделен от социальной, политической или экономической жизни, поскольку религия обеспечивает моральное руководство для каждого действия, которое предпринимает человек. Первичным актом веры является стремление реализовать волю Бога как в частной, так и в общественной жизни. Мусульмане видят, что они сами, а также мир вокруг них, должны быть в полном подчинении Богу и его воле. Более того, они знают, что эта концепция его правления должна быть установлена на земле, чтобы создать справедливое общество. Подобно иудеям и христианам до них, мусульмане были призваны к заветным отношениям с Богом, что делает их сообществом верующих, которые должны служить примером для других народов, создавая моральный социальный порядок[10].
На протяжении всей истории быть мусульманином означало не только принадлежать к религиозной общине единоверцев, но и жить в соответствии с исламским правом. Считается, что исламское право является продолжением абсолютного суверенитета Бога.
Ислам, главная мировая религия, провозглашенная пророком Мухаммедом в Аравии в 7 веке н. э. Аллах рассматривается, как единственный Бог-Творец, поддерживающий и восстанавливающий мир. Воля Аллаха, которой должны подчиняться люди, становится известной через священные писания - Коран, который Аллах открыл своему посланнику Мухаммеду, он был написан на арабском языке в течение 30 лет после смерти Мухаммеда. Мусульмане верят, что он содержит буквальное Слово Бога.
Исламские практики сосредоточены на пяти столпах Ислама – вера, молитва, пост, паломничество в Мекку и милостыня[11]. Все исламские праздники отмечаются по лунному исламскому календарю.
Мусульмане должны молиться пять раз в день в определенное время - намаз: перед восходом солнца, в середине дня, ближе к вечеру, на закате и ночью. По возможности мужчины должны молиться в мечети, женщины могут молиться дома. Верующие молятся в одиночестве или в окружении других, они молятся дома или на работе, в парках и мечетях (см. Приложение Б). Мусульмане рассматривают молитву как духовный и физический акт, с различными стоянием, наклоном и простиранием позы, символизирующие преданность Богу. Перед каждой молитвой совершается ритуальное омовение, называемое «Вуду». «Процесс включает в себя мытье лица, рук и ног». Вуду символизирует состояние физической и духовной чистоты, необходимое для того, чтобы предстать перед Богом. Мусульмане верят, что Аллах уберет свою защиту от человека, который намеренно пропускает свои обязательные молитвы. «Пророк Мухаммад сказал: Если вы не можете молиться стоя, то молитесь сидя. Если вы не можете молиться сидя, то молитесь лежа; если вы не можете молиться глазами, то это лучше, чем не молиться вообще».
Каждый год, соответствующий девятому месяцу лунного календаря, мусульмане проводят месяц в дневном посте. Это соблюдение называется «Рамадан». С рассвета до заката в течение этого месяца мусульмане воздерживаются от еды, питья, курения и секса. Этот пост является чрезвычайно важным аспектом мусульманской веры: по сути, он является одним из пяти столпов Ислама .
Каждый год в течение исламского месяца «Зуль-Хиджха» миллионы мусульман совершают ежегодное паломничество в Мекку, Саудовская Аравия, место рождения Мухаммеда. Это паломничество известно как Хадж, и является одним из пяти «столпов» Ислама. Во время девятого дня хаджа, самого священного дня в Исламе, паломники собираются на равнине Арафат, чтобы просить милости Божьей, а мусульмане в других местах постятся в этот день (см. Приложение В). Мусульмане всего мира собираются в мечетях на молитву солидарности.
После завершения хаджа мусульмане всего мира отмечают особый праздник под названием «Курбан-Байрам» (праздник жертвоприношения). В первое утро Курбан-байрама мусульмане всего мира посещают утренние молитвы в своих местных мечетях. За молитвами следуют визиты к родным и близким, обмен приветствиями и подарками. Во время празднования Курбан-байрама мусульмане вспоминают испытания Авраама, сами же убивают животное, такое как баран, верблюд или коза. Мусульмане убивают животных, произнося имя Аллаха во время резни. Мясо от жертвоприношения Курбан-байрама в основном раздают другим. Одна треть съедается родными и ближайшими родственниками, одна треть отдается друзьям, и одна треть - бедным.
Кроме этих двух основных обрядов и соответствующих им торжеств, других общепризнанных исламских праздников не существует.
Начиная с VII века ислам разделил мировоззрение народа на суннитскую и шиитскую культуры. Произошло это из-за противоречий в вопросе передачи верховной власти, сразу же после смерти пророка Мухаммеда, не оставившего никаких распоряжений на данный счёт. Шиизм предлагал наследственный принцип. Суннизм – право голоса общины, избиравшей религиозного и светского предводителя[12].
Шииты настаивали на том, что власть должна переходить по праву крови, поскольку только родственник может прикоснуться к благодати, ниспосланной на пророка. Представители течения избрали новым имамом двоюродного брата Мухаммеда, возлагая на него надежды по восстановлению справедливости в общине. Согласно легенде, Мухаммед назвал шиитами тех, кто последует за его братом.
Али ибн Абу Талиб правил всего пять лет и не смог за это время достичь заметных улучшений, поскольку верховную власть приходилось защищать и отстаивать. Однако в среде шиитов имам Али пользуется большим авторитетом и почётом: приверженцы направления добавляют в Коран суру, посвящённую пророку Мухаммеду и имаму Али («Два светила»).
После убийства первого шиитского имама власть была передана сыновьям Али от дочери Мухаммеда. Их участь оказалась также трагической, однако они положили начало шиитской династии имамов, просуществовавшей до XII века.
В настоящее время шиизм является государственной религией Ирана – число последователей составляет примерно 90 % всего населения. В Ираке и Йемене примерно половина жителей придерживаются шиизма. Заметно влияние шиитов также и в Ливане.
Суннизм – это второй вариант разрешения вопроса власти в Исламе. Принято считать, суннизм – это религия книжной традиции и подчинения религиозной общине, а сунниты – это последователи Сунны. Сунна дословно переводится как «образец», «пример» и полностью называется «Сунна посланника Аллаха». Это письменный текст, состоящий из рассказов о делах и словах Мухаммеда. Функционально он дополняет Коран, поскольку истинное значение Сунны – иллюстрация обычаев и традиций благородной старины (см. Приложение Г). Суннизм – это как раз и есть следование благочестивым нормам, установленным древними текстами[13].
В настоящее время суннизм – наиболее распространённое течение ислама, охватывающее около 90 % всех мусульман.
Таким образом, основное различие шиитов и суннитов – это вопрос об источнике власти. Первые полагаются на авторитет осенённого божественной волей по праву родства, вторые – на традицию и решение общины. Для суннитов первостепенное значение имеет написанное в Коране, Сунне и некоторых других источниках. На их базе были сформулированы основные идейные принципы, верность которым означает следование истинной вере.
Различие направлений проявляется также в том, что для шиитов светская и духовная власть не может быть разделена и концентрируется в руках одного лидера. Сунниты выступают за разделение духовной и политической сфер влияния.
Существует также разница в отправлении обрядов у шиитов и суннитов. Хотя молятся и те и другие по 5 раз на дню, однако положение рук у них различается. Также у шиитов, существует традиция самобичевания, не принятая у суннитов.
Следует отметить, что шиизм и суннизм на сегодняшний день являются наиболее распространёнными течениями ислама.
2.2. Отражение основных аспектов религиозного мышления в
культуре шиитов и суннитов
Раскол между суннитским и шиитским Исламом произошел в 632 году после смерти исламского пророка Мухаммеда, который возник из-за разногласий по поводу того, кто должен сменить Мухаммеда на посту Халифа Ислама. Сунниты считали, что Абу Бакр, отец жены Мухаммеда и личный друг, должен возглавить мусульман благодаря консенсусу среди мусульманской общины. Шииты верили, что Али ибн Аби Талиб, двоюродный брат и зять Мухаммеда, был избран Мухаммедом в качестве его преемника.
То, как эти две группы рассматривают себя, показано в их названиях. Слово «суннитский» происходит от «Ахль аль-Сунна» или «люди пути», предполагая, что они следуют традициям, установленным учениями и привычками Мухаммеда. Шиит происходит от «Ши'Ат Али», что означает «партия Али» и предполагает их связь с родословной Мухаммеда.
Две трети всех мусульман во всем мире живут в 10 странах (см. Приложение Д. Из этих 10 стран шесть находятся в Азии (Индонезия, Пакистан, Индия, Бангладеш, Иран и Турция), три-в Северной Африке (Египет, Алжир и Марокко) и одна-в странах Африки к югу от Сахары (Нигерия).
Согласно исследованиям форума Pew Research Center, из общего числа мусульманского населения 10-13% составляют мусульмане-шииты и 87-90% - мусульмане-сунниты. Большинство шиитов (от 68% до 80%) живут всего в четырех странах: Иран, Пакистан, Индия и Ирак. В Ираке, Индии и Пакистане проживает по меньшей мере 16 миллионов шиитов. Между тем, многие другие страны имеют большое суннитское большинство, включая Египет, Иорданию и Саудовскую Аравию.[14]
Как суннитские, так и шиитские мусульмане принимают Коран и учение пророка Мухаммеда как основу своей религии. Многие их традиции совпадают: они постятся во время Рамадана и совершают паломничество в священный город Мекку. Однако их взгляды на то, как следовать вере, имеют некоторые заметные различия, которые представлены Таблице 2.1.
Таблица 2.1
Различия между суннитскими и шиитскими мусульманами
Сунниты | Шииты |
- почитают Cунну в полном объеме; | - Cунну воспринимают как священное писание только в той части, где описывается жизнь Пророка; |
- считают день Ашура* праздничным; | - считают этот день поминальным; |
- в их толковании брак должен быть одним, как завещал Пророк Мухаммед; | - количество браков не ограничивается; |
- местами паломничества являются Мекка и Медина; | - отправляются в паломничество в Мекку, Эн-Наджаф и в Кербелу; |
- обязаны совершать в день не менее пяти намазов. | - считают достаточным совершением трех намазов. |
*В день Ашура шииты вспоминают мученическую смерть Хусейна, внука Мухаммеда. Даже сегодня можно наблюдать как некоторые шииты отмечают эту дату с песнями и даже наносят друг другу кровоточащие раны. Сунниты же в этот день проводят обычный траурный день.
Сунниты, как правило, больше внимания уделяют толкованию Исламского Священного Писания, например, в то время как шииты следуют указаниям религиозных лидеров. Такие разногласия не являются критичными и принципиальными, однако в большинстве случаев они до сих пор не могут быть принятыми ни теми, ни другими. Большинство конфликтов, которыми сегодня охвачен Ближний Восток и регион Персидского залива, имеет религиозные корни. Шиитский Иран всесторонне поддерживает шиитские общины в Йемене и в Сирии. Саудовская Аравия наоборот, всячески поддерживает режимы суннитского толка.
Американский эксперт по экономике Кимберли Амадео утверждает, что «конфликт между суннитами и шиитами часто изображается как строго религиозный. Но это также экономическая битва между Ираном и Саудовской Аравией за то, кто будет контролировать Ормузский пролив. Это проход в Персидском заливе, через который проходит 20% мировой нефти»[15].
Следует отметить, что Соединенные Штаты обычно вступают в союз со странами, возглавляемыми суннитами, чтобы сохранить свои отношения с крупнейшим в мире экспортером нефти-Саудовской Аравией. Но она объединилась с шиитами в Иракской войне, чтобы свергнуть Саддама Хусейна.
Суннитско-шиитский раскол осложняется националистическим расколом между ближневосточными странами. Арабы происходят из Османской империи, которая существовала с 15 по 20 век. Иран, напротив, ведет свое происхождение от персидской Империи 16-го века[16].
Фундаменталистские группировки как суннитов, так и шиитов пропагандируют терроризм (см. Приложения Е). Они верят в джихад. То есть священная война велась как снаружи, против неверных, так и внутри, против личных слабостей.
«Аль-Каида» - суннитская террористическая организация. Эта группа хочет заменить нефундаменталистские правительства авторитарными исламскими государствами, управляемыми религиозным законом, называемым шариатом. Они считают, что шииты хотят уничтожить Ислам и воссоздать Персидскую империю. Для них восстановление Палестины путем ликвидации Израиля считается священным делом. Они осуждают тех, кто не согласен с узкими суннитскими верованиями. Следует отметить, что группировка «Аль-Каида» напала на Соединенные Штаты 11 сентября 2001 г.[17]
Группировка «Исламское государство» - сунниты, претендующие на территории Ирака, Ливана и Сирии. Они зарабатывают деньги, продавая дешевую нефть на «своей» земле. Эта группа возникла из «Аль-Каиды» в Ираке. Они считают, что имеют право убивать или порабощать всех несуннитов. Им противостоит сирийское руководство во главе с поддерживаемым Россией Асадом, а также курды в Ираке, Турции и Сирии.
«ХАМАС» - Суннитские Палестинцы. Они намерены устранить Израиль и восстановить Палестинскую страну. Иран его поддерживает.
«Хезболла» - поддерживаемый Ираном шиитский защитник в Ливане. Эта группа в настоящее время привлекательна даже для суннитов, потому что она побила израильские нападения в Ливане в 2000 году. Она также провела успешные ракетные обстрелы Хайфы и других городов. Недавно «Хезболла» направила боевиков в Сирию при поддержке Ирана. Аль-Каида беспокоится, что это восстановит Персидскую империю.
«Братья-Мусульмане» – международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в Египте в 1928 году Хасаном аль-банной для развития сетей, благотворительности и распространения веры. Она превратилась в зонтичную организацию для исламистских группировок в Сирии, Судане, Иордании, Кувейте, Йемене, Ливии и Ираке.
Не стоит также забывать про случайные попытки преодолеть шиитско-суннитский раскол, которые предпринимались еще до наступления Нового времени. Так в 1743 году иранский Надер-Шах предпринял попытку сближения через соглашение шиитских (в основном иранских) и суннитских (в основном ханафитских) ученых, результатом чего стал документ, в котором первые согласились отказаться от обычая проклинать первых трех халифов, а вторые согласились признать двенадцатилетний шиизм школой исламской мысли.[18]
В начале 20-го века (1911-1936 гг.) ливанский шиитский моджахед Абд аль-Хусейн Шараф ад-Дин поддерживал переписку в том же духе с ректором Азхар Салимом аль-Бишри. Рашид Рида, редактор журнала «суннитское возрождение Аль-Манар», встретился на всеобщем Исламском Конгрессе в Иерусалиме в 1931 года с Иракским шиитским юристом Мухаммадом аль-Хусейном аль-Кашифом Аль-Гитой и выразил свою поддержку сближению.
Исламское возрождение и стремление к Исламскому единству 20-го века дали толчок стремлению к суннитско-шиитскому сближению. Причиной сближения стало формирование в Каире (1946 и до 1972 года) Джамаат ат-такриб («группа сближения») под руководством иранского шиитского ученого Мухаммеда таки Кумми, с целью объединить различные школы и узаконить шиитов в качестве отдельного Джафари школа.[19]
Преобладающим тоном в суннитско-шиитских отношениях остается один из взаимных упреков, начиная от исторических обвинений в измене до обвинений в массовых убийствах, предательстве и сотрудничестве с врагами мусульман.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного мною исследования, можно сделать следующие выводы:
Суннитский и шиитский ислам являются двумя крупнейшими ветвями ислама со значительным сходством, а также серьезными различиями между их верованиями. Рассмотрим некоторые из них:
- шииты полагаются на авторитет осенённого божественной волей по праву родства, сунниты – на традицию и решение общины;
- для суннитов первостепенное значение имеет написанное в Коране, Сунне и некоторых других источниках. На их базе были сформулированы основные идейные принципы, верность которым означает следование истинной вере;
- для шиитов светская и духовная власть не может быть разделена и концентрируется в руках одного лидера. Сунниты выступают за разделение духовной и политической сфер влияния;
- существует также разница в отправлении обрядов у шиитов и суннитов. Хотя молятся и те и другие по 5 раз на дню, однако положение рук у них различается (когда сунниты молятся, они опускаются на колени так, что их голова касается молитвенного коврика. Шииты, однако, опускаются на колени так, чтобы их голова касалась голой земли или небольшого глиняного блока, взятого из святого места). Также у шиитов, существует традиция самобичевания, не принятая у суннитов.
- последователи суннитов считают, что их пророк Мухаммад не назначил конкретного преемника до своей смерти. После значительных дебатов, последователи суннитов выбрали в качестве своего религиозного лидера одного из тестей Мухаммеда и его близкого друга Абу Бакра Сиддика. Сунниты считают, что имам, занимающий важное положение в Исламе, является формальным лидером молитвы.
- последователи шиитов верят, что их пророк Мухаммад избрал своим преемником Али ибн Аби Талиба, своего зятя. Их имамы являются центральными фигурами и лидерами общины в шиитской вере, они являются совершенным проявлением Бога.
Это раннее разделение между последователями ислама привело к дополнительным отчетливым различиям между ними. Со временем шииты стали придавать все большее значение конкретным хадисам и суннитской литературе, склоняясь к тем, которые были написаны семьей и близкими сподвижниками Пророка. Однако суннитская религия придавала одинаковое значение всей исламской литературе. Это различие привело к различному пониманию исламского права между этими двумя понятиями. Последователи шиизма также посещают и почитают святыни прошлых имамов, святых и ученых. В глазах многих суннитов это богохульство равносильно поклонению другим божествам.
Суннитская ветвь является на сегодняшний день самой крупной и составляет 89-90% от всех последователей, они расположены по всему миру. Шииты составляют лишь от 10% до 13% от общего числа мусульманского населения.
В заключение следует отметить, что сегодня отношения между шиитами и суннитами продолжают оставаться напряженными. Там, где сунниты составляют большинство и удерживают политическую власть, шииты, как правило, живут в плохих условиях. Поэтому подобные исследования позволяют понять психологию данного религиозного учения и выработать правильное к нему отношение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы:
Приложения
Приложение А
Мировые религии |
Приложение Б
Самые красивые мечети в мире
Мече́ть (араб. «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение. Мечеть служит местом сбора мусульман для совершения коллективных молитв. Кроме этого, мечети могут являться местами собрания народа, обучения основам исламской религии и т. д. |
Приложение В
Мусульмане собирались в Мекке для совершения хаджа Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой – ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане во время молитвы.[20] |
Приложение Г
Коран – священная книга мусульман Как единая книга Коран был составлен после смерти Мухаммеда, до этого он существовал в виде отдельных сур, как написанных на бумаге, так и выученных наизусть сподвижниками. Коран состоит из 114 сур, каждая из которых содержит одно откровение. Сура «Аль-Фатиха» является первой сурой Священного Корана. Её название в переводе с арабского означает «Открывающая Книгу», так как она является не только первой по порядку расположения в Коране, но и первой сурой, ниспосланной целиком. |
Приложение Д
Страны с наибольшим числом мусульман (по оценкам 2009 года)[21]
Страны | Мусульманское население | Процент от общего числа населения (%) |
Индонезия | 202,867,000 | 88,2 |
Пакистан | 174,082,000 | 96,3 |
Индия | 160,945,000 | 13,4 |
Бангладеш | 145,312,000 | 89,6 |
Египет | 78,513,000 | 94,6 |
Нигерия | 78,056,000 | 50,4 |
Иран | 73,777,000 | 99,4 |
Турция* | 73,619,000 | ≈ 98 |
Алжир | 34,199,000 | 98,0 |
Марокко* | 31,993,000 | ≈ 99 |
*Данные по Турции и Марокко получены главным образом из общих демографических обследований, которые менее надежны, чем переписи или крупномасштабные демографические и медицинские обследования для оценки соотношения меньшинства и большинства. В результате доля мусульманского населения в этих двух странах округляется до ближайшего целого числа. |
Приложение Е
[1] Галушкина А.Ю. К вопросу об определении понятия «религия» в западном религиоведении // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18075 (дата обращения: 15.11.2019).
[2] Oxford Research Encyclopedias [Электронный ресурс]. URL: https://oxfordre.com/communication/view/10. (дата обращения: 16.11.2019).
[3] Бурко Р.А., Брагина Е.А. Религия как форма духовной культуры // Молодой ученый. – 2014. - № 7. – С. 651-653.
[4] Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. - С. 30.
[5] Triandis H. Culture and Social Behavior / Harry C. Triandis. — McGraw-Hill, Inc., 1994. — P. 19.
[6] Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2006. - С. 17.
[7] Дохаева А.Б. Религиозные и научные аспекты культуры // теория и практика общественного развития. – 2014.- № 4. – С. 25-26.
[8] Ситдикова А.Р. Основные религии мира // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 12-3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-religii-mira (дата обращения: 18.11.2019).
[9] Там же.
[10] Федотова М.Г. Разновидности исламского проекта в системной трансформации общества // Вестник Пермский университета, 2017. Выпуск 1. – С. 123-129.
[11] Садохин А.П. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – С. 290.
[12] Чикризова О.С. К вопросу о методологии изучения суннито-шиитских взаимоотношений // Вестник Российского университета дружба народов, 2015, том 15, № 3. – С. 74-78.
[13] Садохин А.П. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 975 с. (С. 291).
[14] Тейлор А. 5 фактов о суннитах и шиитах, которые помогают разобраться в саудовско-иранском кризисе // The Washington Post. – 2016. [Электронный ресурс].URL: https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2016/01/05/5 (дата обращения: 01.01.2020).
[15] Кимберли А. Конфликт суннитов и шиитов //World Economy. – 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalance.com/sunni-shiite-split-3305550 (дата обращения: 01.01.2020).
[16] Кимберли А. Конфликт суннитов и шиитов //World Economy. – 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thebalance.com/sunni-shiite-split-3305550 (дата обращения: 01.01.2020).
[17] Кимберли А. Как теракты 11 сентября влияют на экономику Сегодня // FINANCIAL CRISIS. – 2019. [Электронный ресурс].URL: https://www.thebalance.com/how-the-9-11(дата обращения: 01.01.2020).
[18] Шмуэль Бар, Сунниты и шииты: между сближением и конфликтом // Hudson Unstitute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hudson.org/research/9842 (дата обращения: 01.01.2020).
[19] Шмуэль Бар, Сунниты и шииты: между сближением и конфликтом // Hudson Unstitute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hudson.org/research/9842 (дата обращения: 01.01.2020).
[20] Кааба (араб. букв. «куб») – общеарабское святилище, представляющее собой кубическую постройку, в стену которой был вмурован черный камень – метеорит, особо почитаемый всеми арабами.
[21] Форум исследовательского центра Pew Research Center по религии и общественной жизни * картирование мирового мусульманского населения, октябрь 2009 г.
Слайд 1
Религия как форма мировоззрения и феномен культуры Выполнила: Блохина Валентина Александровна, группа ПСА – 13а Научный руководитель: Архипова Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры общеобразовательной дисциплиныСлайд 2
Актуальность данного исследования заключается в том, что религия была и остается важным фактором в развитии любой цивилизации и является неотъемлемым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры и общества. Одной из главных религий является ислам, который в свою очередь, имеет такую особенность как разветвление религиозного мировоззрения, отражающегося по-разному в суннитской и шиитской культуре. Цель исследования – показать, чем отличается суннизм и шиизм в рамках одной религии – ислам. Объектом исследования выступает мировая религия – ислам. Предметом исследования – особенности ислама в целом, а также особенности суннитской и шиитской культуры.
Слайд 3
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Ислам является одной из наиболее распространенных религий и в переводе с арабского означает «покорность». Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман. «Коран» в переводе с арабского означает «чтение вслух». Полумесяц со звездой – служит символом ислама
Слайд 4
Коран – священная книга мусульман Сура «Аль-Фатиха» является первой сурой Священного Корана. Коран состоит из 114 сур, каждая из которых содержит одно откровение Её название в переводе с арабского означает «Открывающая Книгу» , так как она является не только первой по порядку расположения в Коране, но и первой сурой, ниспосланной целиком.
Слайд 5
Исламские практики сосредоточены на пяти столпах Ислама – вера, молитва, пост, паломничество в Мекку и милостыня. Мечеть Бадшахи , Лахор (Пакистан) Нам а́ з – это обязательная ежедневная пятикратная молитва у мусульман
Слайд 6
Пост в месяц Рамадан – это обязанность всех мусульман Мусульманину следует начинать пост, когда в его мечети прочитали первый в Рамадане ночной намаз – тар а́ вих . Категории людей, которым можно воздержаться от поста, тщательно прописаны в исламских книгах.
Слайд 7
В течение исламского месяца « Зуль-Хиджха » миллионы мусульман совершают ежегодное паломничество в Мекку, Саудовская Аравия. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой – ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане во время молитвы. * Кааба (араб. букв. «куб») – общеарабское святилище, представляющее собой кубическую постройку, в стену которой был вмурован черный камень.
Слайд 8
После завершения хаджа мусульмане всего мира отмечают праздник под названием « Курбан –Байрам » (праздник разговенья), который означает завершение поста в месяце Рамадан. Празднование Ураза–байрама в Москве Жертвоприношение в день праздника Ид–аль– Адха ( Курбан –Байрам ) является обрядом Ислама. Жертвой может быть баран, овца, верблюд или же бык.
Слайд 9
Начиная с VII века ислам разделил мировоззрение народа на суннитскую и шиитскую культуры Сунниты Шииты - почитают Сунну в полном объеме; - Сунну воспринимают как священное писание только в той части, где описывается жизнь Пророка; - считают день Ашура* праздничным; - считают этот день поминальным; - в их толковании брак должен быть одним, как завещал Пророк Мухаммед; - количество браков не ограничивается; - местами паломничества являются Мекка и Медина; - отправляются в паломничество в Мекку, Эн – Наджаф и в Кербелу; - обязаны совершать в день не менее пяти намазов. - считают достаточным совершением трех намазов. * В день Ашура шииты вспоминают мученическую смерть Хусейна, внука Мухаммеда, отмечая эту дату с песнями и даже наносят друг другу кровоточащие раны. Сунниты же в этот день проводят обычный траурный день.
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Рисуют дети водопад
Фильм "Золушка"
Какая бывает зима
Соленая снежинка