На берегу Волги, примерно в 170 км от Москвы, расположился небольшой городок Калязин, ведущий свою историю с XII века.
История крохотного городка Калязин накрепко связана с Волгой. Мощной русской реке Калязин обязан и своим появлением - и своей гибелью. Волга давала городу жизнь много веков подряд.
Вложение | Размер |
---|---|
kalyazin.docx | 37.95 КБ |
kalyazin.docx | 2.05 МБ |
Калязин – старинный город на юго–востоке Тверской области, центр Калязинского района на границе с Московской и Ярославской областями, а также с Кашинским и Кимрским районами.
Площадь района – 1,8 тысяч квадратных километров.
Численность населения 26,9 тысяч человек. В городе проживает 15,5 тысяч жителей.
С юго–запада на восток район пересекает река Волга, принимающая здесь два крупных притока: Нерль и Жабню. Калязин находится в 169 километрах от Москвы и в 187 километрах от своего областного центра Твери.
Современные панорама Калязина известны жителям России, стоящей посреди волжских вод колокольней, оставшейся от затопленного ансамбля Николаевского собора. В 30–е годы XX века при создании Угличского водохранилища Калязин потерял свой исторический центр, с монастырём и церквами, торговой площадью, набережной, рядом городских улиц и домов.
С тех пор современный город раскинулся на правом берегу Волги, делающей поворот напротив в Заречной части города (Свистухи) в сторону города Углича, а также по обоим берегам реки Жабни.
В устье Жабни располагалось первое известное поселение на месте современного Калязина – Никола–на–Жабне, возникновение которого исследователи относят к XI–XII векам. На месте нынешней затопленной колокольни в старину стоял монастырь, носивший то же название, но со временем прекративший своё существование.
Напротив этого монастыря – «Никола на Жабне» – в XV веке (не ранее 1434 года) монахом Кашинского Клобукова монастыря Макарием (в миру Матвей Васильевич Кожин) была основана обитатель, получившая название Троицкой, во имя Живоначальной Троицы, а по имени основателя она долгое время называлась Макарьевской.
Со временем Троицкая обитатель превратилась в один из самых богатых и влиятельных монастырей в округе, хотя он и был не единственный в Тверском княжестве. В 1764 году при утверждении штатов он был отнесён к первоклассным монастырям и в степенной лестницы занял одиннадцатое место.
Монастырь получал большое количество земельных вкладов по «жалованным» грамотам, ему приносили драгоценные дары. В монастырь делали пожертвования окрестные вотчинники, епископа, великие князья и княгини, русские цари. Последние имели благоволение к обитатели, что выражалось в редком посещении оной. Калязинский монастырь посещали Иван Грозный, его мать Елена Глинская, Борис Годунов, царь Алексей Михайлович, Пётр Великий, императрица Екатерина II.
В 1609 году Троицкий монастырь стал на время центром освободительного движения Русского государства от польско-литовских захватчиков. Здесь раскинул свой стан предводитель русского воинства, князь Михаил Васильевич Скопин–Шуйский, летом того же года им была одержана победа в сражении над неприятелем. Участники той исторической битвы, пушки XVII века, сохранились до настоящего времени. Они и сейчас, как грозные стражи, стоят при входе в городской краеведческий музей.
Однако уже в 1610 году монастырь был разрушен и сожжён поляками. Монастырские строения тогда в основном были деревянными, кроме двух каменных храмов: Троицкого собора (1521–1526) и Борисоглебской церкви (1525–1530).
Весь комплекс монастыря состоял из пяти храмов XVI–XIX веков, среди которых особую ценность представлял Троицкий собор, расписанный лучшими русскими мастерами, среди которых известны имена Василия Ильина, Ивана Феофилатова, Симеона Авраамова, Ивана Самойлова и других.
Фрески Троицкого монастыря относят к кругу московской школы живописи XVII века. В 1937–1938 годы в связи с разбором монастыря фрески снимали со стен храмов. Одна из них, фресками «Страшный суд», находится сейчас в экспозиции музея.
Кроме Троицкого собора на территории монастыря были Сретенская церковь (бывшая Борисоглебская), церковь во имя преподобного чудотворца Макария Калязинского, церковь во имя Алексея – человека Божия, Успенская церковь и корпуса: братский, настоятельный и наместничий. Монастырь был опоясан каменной крепостной стеной с башнями, построенной кашинскими мастерами Шарутиными в 1644–1648 годы, о чём свидетельствуют каменные «столбцы» с надписями, выставленные в экспозициях музея.
01.06.1920 год – Троицкий монастырь был закрыт, на его территории в разное время размещались: Дом отдыха Московского электрозавода, пионерский лагерь, а в конце 1920–х годов его стенах открылся Историко–краеведческий музей.
В связи с созданием Угличского водохранилища ансамбль монастыря был взорван и разобран в 1939–1940 годы. Вместе с ним под водой оказалась вся заволжской сторона (бывшая Подмонастырская слобода) с храмом Рождества Христова (1708) и Крестовоздвиженской церковью (1794).
В настоящее время на этом месте можно увидеть поросшие деревьями и кустарником острова, называемые в народе Монастырскими. В 2001 году на островах началось воссоздание угловой юго–восточной башни монастыря на сохранившемся там фундаменте. С её постройкой предполагалось разместить в ней часовню во имя преподобного Макария – основателя Троицкой обитатели.
В 1775 году Калязин становится уездным городом, объединившись три поселения: Подмонастырскую (Калязинскому), Никольскую слободы и село Пирогово. Указ об учреждении города Калязина был издан Екатериной II. В 1776 году императрицей был утвержден его регулярный план застройки, по которому основные длинные улицы располагались параллельно Волге, перпендикулярно пересекаясь короткими улицами. Центр города находился на правом берегу Волги, где на площади стоял Николаевский собор (1694), рядом церковь Иоанна Предтечи (1792) и торговые ряды. Ансамбль Николаевского собора в 1796–1800 годы дополнился пятиярусной, высотой 35 сажен, колокольней, построенной умельцами–крестьянами помещика Василия Фёдоровича Ушакова. Под сводами Николаевского собора украшали одиннадцать колоколов, самый большой из которых весил 501 пуд. Под сводами Николаевского собора бывали цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) с братом Владимиром. Другая часть города (бывшая Никольская слобода) при создании водохранилища было частично затоплено, вследствие чего были утрачены Николаевский собор, церковь Иоанна Предтечи, торговая площадь, гостиный двор, набережная с каменными домами, улица с купеческим особняками.
Въезжая в город со стороны Москвы, сразу попадаешь на улицу Карла Маркса (бывшую Московскую), остаток второй части старого города (бывший Никольской слободы). Раньше эта улица начиналась от торговой площади Николаевского собора и, удаляясь от Волги, продолжалось дорогой на Троице–Сергиеву лавру и на Москву.
Приближаясь к городу по этой дороге, нужно пересечь железнодорожный переезд и мост через реку Пуду, с правой стороны улицы виднеется Вознесенская церковь (1783), которая ранее относилась к приходу Николаевского собора. Особым почитанием прихожан в Вознесенской церкви пользовалась Тихвинская икона Божией Матери XVIII века, представлявшая собой точный список с Чудотворной иконы Тихвинской мужского монастыря в Тихвине. По имени этой иконы весь храм называли Тихвинским. Это название бытует и до сих пор. При церкви было кладбище, где находились захоронения священнослужителей, калязинских купцов и мещан. Здесь нашёл свой последний приют яркий проповедник и публицист Иван Степанович Белюстин, послуживший почти полвека в Николаевском соборе. В середине 30–х годов XX века кладбище было закрыто, а площадка отведена под городской стадион. В настоящее время Вознесенская церковь стоит в лесах, ведутся работы по восстановлению храма, трапезная уже открыта для богослужений.
Следуя дальше по улице Карла Маркса по направлению к Волге, невольно обращаешь внимание на каменные дома – остатки старой городской застройки. С левой стороны, сразу за городским садом, выделяется здание из красного кирпича со смотровой башней (дом № 22/20).
Оно было построено в 1881–1883 годы по решению Городской думы как Общественный дом. С 1883 года в нём располагалось городское училище, здесь же находились земская управа и жандармско–полицейское управление. В настоящее время помещение занимает Городская основная общественная школа.
На противоположной стороне улицы стоит двухэтажный особняк из красного кирпича (дом № 19), где с 1841 по 1880 год находилось уездное училище, законноучителем в нём работал о. Иоанн (Белюстин). С 1883 года в этом доме размещалась частная женская гимназия под попечительством Клавдии Алексеевна Зубовой (из рода Полежаевых – представителей калязинского купечества, известных своей семейной традицией благотворительности). Сегодня здесь находится Дом детского творчества.
Движемся дальше по улице. Справа – ряд бывших купеческих домов. Два здания XIX века, ближайшие к перекрестку (дом № 11/13), принадлежали братьям Обуховым. Рядом с жилым двухэтажным домом, в небольшом одноэтажном угловом здании размещалось Акцизное свечное заведение Сергея и Константина Обуховых, которое работало до 1929 года.
Напротив – угловое здание (дом № 12/15), которое в XIX веке принадлежало купцам Ляховым. В начале XX века в нём располагалась Городская дума, в 1908–1918 годы – частная женская гимназия, последней попечительницей которой была Е.С.Стратоницкая. В настоящее время здесь располагается Калязинское педагогическое училище.
Спускаемся вниз, к реке, пересекая улицу Ленина (бывшая Тверскую) по мощенной булыжником мостовой. На углу слева стоит дом XIX века, принадлежавший купцам Тишковым (улица Карла Маркса, дом № 10/10). Напротив – дом Полежаевых (дом № 7), занимавшихся хлебной торговлею в Калязине и за пределами Тверской губернии. Полежаевы в период с 1839 по 1851 год исполняли обязанности городского головы, были произведены в потомственное почётное гражданство города Калязина, являлись купцами первой гильдии. В 1903 году в своём жилом доме открыли Низшее механико–техническое училище. Оба здания выдержаны в стиле позднего классицизма.
К наиболее ранним каменным постройками можно отнести следующий за домом Полежаевых на той же стороне улицы, в котором находилась до недавнего времени вечерняя средняя школа (дом №5). Он принадлежал купцам Коровкиным, крупным домовладельцам и землевладельцам. Один из них, Иван Алексеевич Коровин, с 1898 по 1917 год занимал пост городского головы.
По левой стороне улицы в бывших купеческих домах теперь находятся муниципальные учреждения и жилой фонд. Так, два здания занимают Центральная районная (дом №6) и детская (дом №8) библиотеки. Это дома купцов Семёновых и Коровкиных. О некоторых представителях этих семейства известно следующее. Иван Семёнович Семёнов – владелец крахмального завода в Калязине и 775 десятин земли в уезде, при помощи земства он построил начальное училище в селе Констатинове, затратив 4 тысяч рублей. В доме №8 в начале XX века жила семья Голубиных. Мария Никитична Голубина (урождённая Коровкина) получила этот дом от своего отца в приданое.
Крайний, стоящий у самой воды дом XIX века, в архитектуре которого наблюдается сочетание черт барокко и раннего классицизма, – бывшая собственность Рыжковых (дом №1). Они занимались торговлей в Калязине, Кимрах и селе Троице–Нерли, имели торговое предприятие мануфактуры под фирмой «Торговый дом братьев Рыжковых».
Здесь улица обрывается. Отсюда, с берега, у кромки воды, где кончается улица, наилучший вид на колокольню. Сфотографировать её считает своим долгом каждый, побывавший в Калязине.
В этой части города можно побродить по улицам, ближайшим к реке. То тут, то там встречаются благородно стареющие дома.
На длинной улице, вытянувшейся вдоль Волги, улице Ленина (бывшая Тверской), в доме №36 находится старейшее учебное заведение города – Калязинский машиностроительный техникум. Здание построено в 1905 году для Низшего механическо-технического училища, которому тогда же было присвоено имя действительного статского советника Николая Михайловича Полежаева.
В дореволюционном Калязине своей благотворительностью отличались не только купцы Полежаевы.
Известны купеческие фамилии Калязина: Коровкины, Охлобыстины, Канбины, Свешниковы, Овчинниковы, Стуловы, Шишкины, Обуховы и многие другие. Они жертвовали на погорельцев, строили и содержали богодельни и приюты, раздавали еду и одежду нуждающимся. Благодаря им строились, ремонтировались, обновлялись, наполнялись драгоценной утварью городские храмы.
На территории Калязинского уезда находились многочисленные частновладельческие усадьбы. Из них наиболее известны поместья дворян Салтыковых в селе Спас-Угол, из рода которых вышел великий русский писатель Михаил Евграфович Салтыков–Щедрин, являвшийся и вице–губернатором Твери, Юрьевых в Поняках, Фонвизиных в деревне Ново–Окатово, Кожуховых в селе Губино, Шубинских в деревнях Калабриево и Базулино, Ушаковых в селе Никитском и многие другие. Из рода Ушаковых, например, Василий Фёдорович Ушаков, уже упоминавшийся, заказал строительство той самой колокольни, что теперь стоит в воде. Он являлся родным дедом Екатерины и Елизаветы Ушаковых – современниц Александра Сергеевича Пушкина. За старшей из сестёр, Екатериной Николаевной, ухаживал великий поэт, ей он посвящал свои стихи и, по местному преданию, приезжал в село Никитское в ту пору, когда был увлечён ею.
В наше время калязинцы ежегодно отмечают Пушкинские праздники поэзии в селе Никитском. В 2003 году здесь была построена и освящена часовню Казанской Божией Матери благодаря энтузиазму жителя города Александру Алексеевичу Колосова.
Чтобы более подробно познакомиться с городом, его богатейшей историей, нужно поехать на Заречье (Свистуху). Это бывшее село Пирогово, позднее Свистушенская слобода, третья часть города. Здесь находится Краеведческий музей. Попасть на Заречье можно, переехав мост через Жабню, соединяющий две части Калязина.
С 1937 года городской музей (площадь Ногина, дом №1) находится в бывшей Богоявленской церкви (1781). У истоков музейного дела в городе Калязине стоял Иван Фёдорович Никольский, основавший его в 1920 году и проработавший в нём 52 года, до 1972–го. Иван Фёдорович Никольский посвятил свою жизнь сбору, хранению, тщательному изучению всего, что связано с историей калязинской земли. Благодаря его самоотверженному труду музей располагает интереснейшими коллекциями церковной утвари, живописи, графики, нумизматики, мебели, предметов быта, археологии. Экспозиция музея сегодня охватывает большой исторический период, рассказывает посетителям о калязинской земле и её обитателях от юрского периода до второй половины XX века.
Начало музейным коллекциям положили вещи, переданные сюда после закрытия Троицкого монастыря. Сегодня эта коллекция, хранящая память об утраченном монастыре, о калязинском преподобном Макарии Чудотворце, – гордость не только музея, но и жителей города.
В 2002 году музею было присвоено имя его основателя – Ивана Фёдоровича Никольского. В 2005 году музею исполнилось 85 лет. За эти годы здесь накоплен обширный материал. Калязинский краеведческий музей имени Ивана Фёдоровича Никольского радует посетителей не только многоплановой постоянно действующей и дополняющейся экспозицией, но и разнообразными выставками.
Неподалёку от музея (улица Полевая, дом №22) находится Введенская церковь (1882), которая была прописана к Богоявленской. Введенская кладбищенская церковь была построена на средства купца Охлобыстина. В храме сохранилась памятная плита с надписью: «Строителю храма Введения», установленная в ознаменование его заслуг перед церковью. Возле церкви сохранилось кладбище, где захоронены представители калязинского казачества, священнослужители и другие люди. Сейчас это действующая церковь, в которой находится частица мощей преподобного Макария Калязинского.
На высоком берегу Жабни, на заречной части города, сохранился уголок старой застройки XVIII – начала XIX века. Одноэтажный каменный особняк (улица Вагжанова, дом 26) представляет собой образец местного толкования столичных стилей. Это дом князей Шехонских – представителей ярославского древнего княжеского рода.
Композиция фасада дома с большим фронтоном вполне классическая, но коротенькие пилястры завершаются по–барочному полуколоннами по углам фронтона. Наличники же окон представляют собой вольное толкование мотивов барокко.
До настоящего времени на Заречье сохранились старые корпуса земской больницы (улица Тургенева, дом 32), основанной в Калязине в 1867 году. Первым врачом в ней был Андрей Павлович Никитский.
Памятники гражданской архитектуры улетели на многих улицах города, по которым так приятно неторопливо бродить пешком.
Как и у любого старого города, у Калязина своя особенная судьба. Облик города во многом зависит от людей. Именно они строят город, создают его богатства, вместе с ним переживают успехи и радости, терпят унижения и разорения. Калязинская земля во все времена славилась своими умельцами. Широкое развитие в прошлых веках здесь получили кузнечное, валяльное, кружевное и многие другие ремесла. О талантах местных мастеров говорят изделия, образцы золотного шитья, сохранившиеся в коллекциях музея. Большинство церковных облачений XVII – XVIII веков из местных храмов были украшены золотым и серебряным кружевом, плетенным на коклюшках.
В конце 20–х – начале 30–х годов XX века в Калязине создавались первые артели: сапожная «Кожобувь», портновская «Красный швейник», валяльная «Красный Октябрь», апрель кружевниц «Ударница». Многие из них потом стали фабриками.
Сегодня в городе преобладает лёгкая перерабатывающая промышленность: пять швейных предприятий, «Калязинобувь», фабрика валяной обуви. Есть хлебокомбинат, маслосырозавод, льнозаводы.
Сохранены традиции кружевоплетения: созданы авторская школа и ведутся мастер–классы по плетению на коклюшках. В городе и районе работает районный Дом культуры и 24 сельских, Центральная библиотечная система с 25–ю филиалами, Дом ремёсел, кинотеатр «Радуга», Дом детского творчества.
В Калязинском районе 40 образовательных учреждений, из них 23 – на селе. Есть Детско–юношеская спортивная школа.
В 1995 году в городе открылось художественное отделение в Детской школе искусства (с 1999 года – Калязинская художественная школа). В 2003 году она получила звание лауреата Международного конкурса «Вифлеемская звезда 2003».
В том же году в городе было создано муниципальное унитарное предприятие «Туристическая фирма «Городок».
Своим трудом калязинцы способствуют процветанию города. Жизнь маленького провинциального городка на Волге продолжается.
Местные жители привыкли к волжскому приволью, аромату разнотравья и здешнему воздуху. Приезжие, особенно живущие в больших городах люди, отмечают, что воздух здесь мягок и душист. Близость к «большой» воде доставляет удовольствие, делает Калязин не просто красивым, а идеальным местом для отдыха.
Здесь можно подучить яркие впечатления от уголков местной природы, от завораживающего волжского простора, от знакомства с городом в целом.
И хотя все лучшее, что было в нём покрыто водой, но зеленеет дальние берега, виднеются Монастырские острова высится над водой калязинская достопримечательность.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАЛЯЗИН!
Денис-изобретатель (отрывок)
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Осенняя паутина
Сказочные цветы за 15 минут
Смородинка