What is sport? And what is its role in young people's life?
Вложение | Размер |
---|---|
sport_in_young_peoples_life.doc | 73.5 КБ |
Sport in Young People’s Life
by Magamed Mahmudov
It’s a well-known fact that “health is above wealth”. But do we understand it right? Do all of us appreciate their own health? And what should be done to make people realise that we can’t enjoy our life if we aren’t healthy.
To my mind, people should understand this very simple truth in their childhood and follow the rules of healthy lifestyle all the time.
I’ve been researching this problem and this article represents the results of my work.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Спорт в жизни молодёжи
1.2 Молодежная политика государства в области физкультуры и спорта 7-8
Глава 2 Спорт в жизни школьников
2.1 Исследование вовлеченности обучающихся школы
в спортивную деятельность 9-11
2.2 Спорт в моей жизни 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Введение
Проблема сохранения здоровья населения особенно актуальна в современном обществе, отличающемся негативной характеристикой основных демографических показателей наряду с прогрессирующим распространением алкоголизма, нарко- и токсикомании и других заболеваний.
Мировой опыт показывает, что именно физическая культура и спорт в комплексе обладают универсальной способностью решать проблемы повышения уровня здоровья населения. Поэтому развитие физической культуры и спорта, в том числе как аспект молодежной политики, является одним из приоритетных направлений социальной политики любого современного развитого государства.
Однако согласно отечественным и зарубежным исследованиям состояние здоровья населения и основные демографические показатели имеют негативные тенденции.
Цель данной работы – попытаться определить причины существующего противоречия между желаемыми и существующими показателями здоровья населения, выявить проблемы реализации молодежной политики в области физкультуры и спорта на примере обучающихся моей школы.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
- определение роли спорта в современном обществе,
- описание молодежной политики государства в области физкультуры и спорта,
- проведение социологического опроса среди обучающихся школы и анализ полученных данных
1.1 Роль спорта в современном обществе
Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе.
В рабовладельческом обществе максимального развития спорт достиг в Древней Греции, именно там возникли и получили большую популярность спортивные состязания и спортивные игры.
Знакомство с элементами спорта у граждан Древней Греции начиналось с самого детства. В гимназиях и палестрах они обучались не только грамоте, поэзии, музыке и рисованию, но и занимались физическими упражнениями, участвовали в гимнастических состязаниях.
Для греков целью такого воспитания было благо государства, общества. Каждый афинянин должен был настолько развить себя, чтобы он мог приносить обществу наибольшую пользу и наименьший вред. Идеалом, к которому стремилась вся система воспитания, была "калогатия", - соединение в одном лице нравственного и физического совершенства. [3; 56]
До конца XVIII века спорт рассматривался, главным образом, как времяпровождение, развлечение. Спорт в современном его понимании получил распространение во всем мире только в течение XIX и первых двух десятилетий XX века.
Пройдя долгий путь многовекового развития, в наши дни спорт - это сложное и многогранное социальное явление.
Он представляет собой одну из самостоятельных социальных подсистем, которая обладает своими ценностями, функциями, закономерностями развития. Однако, обладая относительной самостоятельностью (автономностью), эта подсистема не существует изолированно от других подсистем общества, государства. Спорт тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и т.п.
Причем, между данными социальными подсистемами существуют весьма многообразные и сложные взаимосвязи и взаимоотношения.
В настоящее время не вызывает сомнения факт вовлечения государства в спорт.
Причины вовлечения государства в спортивную сферу и приобщения человека к спорту весьма разнообразны. В их основе лежит удовлетворение и развитие определенных потребностей личности и общества. Их реализация осуществляется через различные виды деятельности, специфичные преимущественно для спорта, как одного из компонентов физической культуры. В процессе осуществления этих видов деятельности и раскрывается роль, значение спорта для индивида и общества, т.е. его социальные функции.
[ 3; 78]
Согласно толковому словарю Ожегова спорт – это составная часть физической культуры, комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам, система и организация таких соревнований.[ 4]
То есть спорт в широком смысле это не только соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней, но и межчеловеческие отношения и нормы, присущие этой деятельности.
Физическая культура и спорт посредством физических упражнений воздействуют на людей, своеобразным образом подготавливая их к жизни и труду, используя естественные силы природы и весь комплекс факторов
( режим труда и отдыха, гигиена), определяющих состояние здоровья человека и уровень его общей и специальной физической подготовки.
В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дается такое определение понятия «здоровье», которое определяет его как «такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». [5]
Для того, чтобы оценить показатели состояния здоровья российского населения, предлагаем обратиться к данным, представленным в справочнике «Здоровье России». Автор книги, знаменитый хирург и президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», Лео Бакерия утверждает, что по уровню смертности Россия относится к странам с наивысшим уровнем смертности, и это является ее главной демографической особенностью. Основными причинами смертности являются болезни системы кровообращения. Причем, около четверти смертей от сердечно-сосудистых болезней связана с злоупотреблением алкоголем и курением. [1; 15 ]
Таким образом, в условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни граждан.
Понимание того, что будущее страны определяется здоровьем его населения, и в первую очередь, здоровьем молодого поколения, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества, активному использованию физкультуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.
Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностйе и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта – это наименее затратный и наиболее эффективный способ морального и физического оздоровления нации. [2; 3]
Так как фундамент здоровья и здорового образа жизни закладывается в раннем возрасте, главным объектом, на который должно быть направлено воздействие, является молодежь.
Анализируя законодательную базу, можно выделить ряд нормативно-правовых актов, определяющих молодежную политику государства в области физкультуры и спорта.
Основа развития физической культуры и спорта в стране заложена в Конституции РФ. Так, в статье 41 провозглашено, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта.
Помимо этого, регламентирующую роль в области политики государства в сфере физической культуры и спорта, выполняет Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (действующая редакция, 2016). Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России, создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения. [6 ]
Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.
2.1 Исследование вовлеченности обучающихся школы
в спортивную деятельность.
Цель данной работы – попытаться определить причины существующего противоречия между желаемыми и существующими показателями здоровья населения, выявить проблемы реализации молодежной политики в области физкультуры и спорта на примере обучающихся школы.
Для этого мною был проведен социологический опрос среди школьников моего учебного заведения. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов:
Нами были опрошены 56 учащихся в возрасте от 12 до 17 лет.
Опрос проводился анонимно, но с указанием пола и возраста опрашиваемых.
Хотя абсолютно все опрашиваемые согласились с важностью занятий спортом, только 10 человек ( 18%) не только указали, что занимаются спортом, но и смогли точно написать вид спорта.
На наш взгляд это свидетельствует о том, что респонденты четко ощущают социальное одобрение занятий спортом и, стремясь соответствовать общественным ожиданиям, менее критично оценивают свою деятельность. Они склонны сознательно или намеренно путать другие увлечения с занятиями спортом. ( «театральные кружки», «музыкальная школа» и т.д.)
Более того, отвечая на дополнительные, имеющие целью уточнить и проверить информацию, вопросы о месте и частоте занятий спортом, многие респонденты указывали на то, что занятия спортом для них состоят в « уроках физической культуры в школе», «занимались спортом в прошлом», « занимаются дома». Только 2 человека (3.6%) указали, что они не занимаются спортом.
Среди указанных видов спорта преобладают боевые искусства (айкидо, рукопашный бой, бокс, смешанные единоборства) – более половины указавших точный вид спорта. Так же популярными являются занятия в фитнес центрах, плавание, футбол и хоккей.
Во вредных привычках смогли признаться далеко не все из тех, кто действительно им подвержен. Можно быть уверенным в том, что контекст вопроса о «вредных привычках» создал у опрашиваемых ощущение их социального неодобрения, в связи с чем вопрос был проигнорирован.
Анализируя полученные данные, можно прийти к следующим выводам:
- спорт в сознании молодежи воспринимается как дань моде, как некий маркер социального статуса, что в определенной степени приводит к приоритету внешней атрибутики над внутренним содержанием понятия «спорт»,
- знакомство со спортом происходит в основном через систему образования, главным образом через занятия физической культурой в школе, оставляя за пределами взаимодействия семью,
- «социальное давление» может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на индивида в вопросе выбора здорового образа жизни.
Таким образом, можно сделать следующие заключение, что молодежная политика государства как на федеральном, так и на местном уровне должна быть основана не на осуществлении социального давления, а быть направлена на расширение предоставляемых доступных вариантов приобщения к массовому спорту детей с самого юного возраста.
Формирование здорового образа жизни и полезных привычек должно быть основано на ярких положительных примерах и начинаться в семье.
2.2 Спорт в моей жизни.
Спорт играет значительную роль в моей жизни. Можно сказать, что спорт сформировал меня как личность.
Дело в том, что в моей семье спорт считается неотъемлемой частью жизни.
Самым ярким примером для подражания для меня является мой дядя -Хайбулаев Тагир Камалудинович.
Он – Чемпион Олимпийских игр в Лондоне (2012год), Чемпион мира и Европы по дзюдо.
Я занимаюсь спортом с раннего детства. С 7 лет я начал заниматься боксом, а позже моим увлечением стали смешанные единоборства.
Считаю, что главное в спорте это то, что он учит самодисциплине и стойкости.
Заключение
Целью работы было определить причины существующего противоречия между желаемыми и существующими показателями здоровья населения, выявить проблемы реализации молодежной политики в области физкультуры и спорта на примере обучающихся школы.
Для достижения данной цели в данной работе была определена роль спорта в современном обществе, дано описание молодежной политики государства в области физкультуры и спорта, и проведен социологический опрос среди обучающихся школы.
Анализируя полученные данные, были получены следующие выводы:
- спорт в сознании молодежи часто воспринимается как дань моде, как некий маркер социального статуса, что в определенной степени приводит к приоритету внешней атрибутики над внутренним содержанием понятия «спорт»,
- знакомство со спортом происходит в основном через систему образования, главным образом через занятия физической культурой в школе, оставляя за пределами взаимодействия семью,
- «социальное давление» может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на индивида в вопросе выбора здорового образа жизни.
Таким образом, можно сделать следующие заключение, что молодежная политика государства как на федеральном, так и на местном уровне должна быть основана не на осуществлении социального давления, а быть направлена на расширение предоставляемых доступных вариантов приобщения к массовому спорту детей с самого юного возраста.
Формирование здорового образа жизни и полезных привычек должно быть основано на ярких положительных примерах из жизни и начинаться в семье.
Список использованной литературы
1. Здоровье России / Под ред. Л.А.Бокерия.- М.: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2014
2. Исаев А.А. Спортивная политика России/ А.А. Исаев. – М.: Советский спорт, 2008
3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры - М.: Советский спорт, 2010
4. Словарь русского языка под редакцией Ожегова – URL:
http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/33545]Дата обращения 4.12.2016
5. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения – URL:
http://docs.cntd.ru/document/901977493 Дата обращения 4.12.2016
6.ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ Дата обращения 4.12.2016
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Лепесток и цветок
Мороз и заяц
Лист Мёбиуса
Иван Васильевич меняет профессию