корельская дымовая роспись
В Карелии издавна жили мастера, владевшие искусством росписи по дереву. С их творчеством нас знакомят расписные прялки, шкафчики, солонки, ковши и многие другие предметы утвари. Лесные богатства Карелии позволяли широко использовать дерево для изготовления разнообразных предметов быта. Основа композиции росписей – «древо жизни». Главные смыслы его – вечность жизни, плодородие, счастье.
Вложение | Размер |
---|---|
korelskaya_domovaya_rospis._istoriya.docx | 939.77 КБ |
Корельская домовая роспись
В Карелии издавна жили мастера, владевшие искусством росписи по дереву. С их творчеством нас знакомят расписные прялки, шкафчики, солонки, ковши и многие другие предметы утвари. Лесные богатства Карелии позволяли широко использовать дерево для изготовления разнообразных предметов быта.
Работы старых мастеров.
Основа композиции росписей – «древо жизни». Главные смыслы его – вечность жизни, плодородие, счастье. Изображение «древа жизни» несет добрые пожелания, радость, укрепляет духовные силы.
Особенности духовного склада и характера, свойственные народу Карелии, выражались в большой эмоциональной выразительности композиций – в устремленности ввысь силуэтов прялок, в типичном для орнамента движении вверх, по вертикали.
Основным законом живописной системы Карелии была роспись по цветным фонам (зеленым, синим, голубым, зеленовато-серым), на которых ярко светятся красные, розовые, голубые и оранжевые цветы. Использование природных красителей, изготовлявшихся из местных пород камня и цветных глин, приучало мастеров Карелии к сдержанной цветовой гамме и умению пользоваться ограниченным количеством красок. Для росписи мастера использовали природные красители из местных пород камня, коры деревьев, трав, цветов, семян, ягод. Роспись, выполняемая, в основном, на клеевых растворах, приготовлявшихся из смолы лиственницы или вишни, была близка темперной живописи. Красители определяли довольно сдержанную цветовую гамму: зеленые, коричневые, черные, серые тона. Любимые краски карел – киноварь и голубец (красная и синяя) – приобретались на русских ярмарках в больших городах.
Основным рабочим инструментом росписи являлась кисть. Для Поморья, Пудожья, Заонежья характерны росписи с мотивами растительного орнамента, для Олонецкого, Пряжинского районов – геометрического орнамента.
Карельская роспись – свободная кистевая роспись, исполнялась без нанесения контурного рисунка. Композиция росписи создавалась широкими мазками, «оживками» и «движками».
На рисунках 3,4:
1- Колокольчик
2 -Сложная роза
3 - Ягоды
4 - Шиповник
5 - Тюльпан
6 - Бутон
7 - Простая роза
8 - Современная сложная роза
Современная карельская роспись более яркая по цвету, в ней используется большое количество элементов. Современные мастера уделяют большое внимание развитию традиций народного декоративно-прикладного искусства. Был создан творческий комбинат «Карельские сувениры». К сожалению, сейчас, после закрытия предприятия, то, что было наработано художниками комбината «Карельские сувениры», безвозвратно уходит.
Народные традиции не должны быть утрачены. Я думаю, что карельская роспись будет сохранена в декоративном искусстве и предметах быта, будет радовать людей своими необычными яркими красками, напоминая о русских песнях, о волшебной сказке, чтобы не прерывалась связь веков.
Мне всегда было интересно, как выглядит знаменитая КИНОВАРЬ – красная краска древнерусских икон, буквиц, интерьерных росписей и живописи. Точнее, исходный минерал для краски. И вот недавно в одном из музеев вдруг встречается этот камешек:
Киноварь собственной персоной! Даже химическая формула имеется. Алые бока, посередине примеси – от них зависит конечный оттенок пигмента. Видите искры по всему "телу" минерала? Это вкрапления пирита или колчедана. Чем меньше примесей – тем чище цвет, тем больше похож на цвет крови, ярко-алый, холодный. Чем больше примесей – тем теплее оттенок, морковный, коричневый.
Краска на основе сульфида ртути становится обязательной в отечественной иконописи с XII века, в масляной живописи – с XVIII. Широко использовали киноварь и при создании фресок. В общем, в русских интерьерах без неё было не обойтись.
Икона "Борис и Глеб". XIV век. Как нарядны одежды князей, загляденье!
Вначале минерал добывали на рудниках, потом научились синтезировать путём соединения ртути, серы и щёлочи. Промышленное производство начинается с 1785 года. Сейчас иконописцы тоже работают с натуральными пигментами, поэтому сияющая киноварь по-прежнему присутствует в русских интерьерах.
Икона "Архангел Михаил". XIV век. Фрагмент. И тут глаз не оторвать. Глубокий, мощный, светоносный оттенок!
ГОЛУБЕЦ, синяя минеральная краска, смесь гидрата окиси меди с углекислым кальцием. Краска получается из раствора медного купороса приливанием раствора хлористого кальция с примесью известкового молока. По выделении зеленого осадка - основной окиси меди - для полноты реакции добавляют раствор поташа с известковым молоком. В зависимости от содержания извести получают светлый или темный тон краски. В продажу голубец поступает в виде теста (синяя в тесте) или же в виде сухого порошка; сушку производят сухим воздухом, чтобы избежать образования окиси меди, придающей краске грязный тон. Голубец имеет красивый тон, не изменяющийся при окраске с известью; в практике применяется для разбелов как клеевая краска.
Использованные интернет-ресурсы для доклада:
1.Энциклопедия технологий и мастерства. Технологии и ремесла. Карельская роспись. http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-03.htm
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
За еду птицы готовы собирать мусор
Как я избавился от обидчивости
Ледяная внучка
Лягушка-путешественница
Комментарии
Спасибо за информацию.
Спасибо за информацию.