Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для небольшой станицы такой, как наша Егорлыкская, значение школы особенно велико. Она является не только образовательным учреждением, она – культурный центр. В последнее время роль школы в жизни общества имеет огромное значение в формировании подрастающего поколения. Поколения, которому принадлежит будущее.
На наш взгляд, каждый уважающий себя человек должен, да и не просто должен, а обязан знать не только историю своей страны и малой Родины, но и историю образовательного учреждения, в котором учится.
Тема данной работы выбрана не случайно,
Егорлыкской средней школе № 1 в 2014-2015 учебном году исполняется 150 лет.
В связи с этой знаменательной датой, мне хотелось бы восстановить ключевые и значимые факты из её истории.
Я решила собрать материал о нашей школе, который будет рассказывать всем последующим учащимся о первой школе в истории станицы Егорлыкской.
Мною была определена следующая цель исследования:
выявить особенности истории нашей школы и определить её значимость для нашей станицы.
Для достижения этой цели я поставили следующие задачи:
- изучить краеведческий материал по развитию образования в нашей станице;
- обобщить материал по истории школы, собранный в школьном историко-краеведческом музее;
- записать воспоминания ветеранов, проживающих в нашей станице и работающих в нашей школе;
- узнать о судьбах выпускников разных лет.
В своей работе я исходила из следующей гипотезы:
образование играет важную роль в жизни страны и в судьбе каждого человека; система подготовки молодых поколений в нашей стране постоянно развивается, совершенствуется, возрастают требования к профессиональным качествам педагогов.
Объектом исследования является Егорлыкская средняя общеобразовательная школы № 1, педагогическая деятельность учителей школы, судьбы выпускников.
В ходе проведения исследовательской работы использовались следующие методы:
Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в следующем:
Новизна исследования заключается в систематизации имеющегося в музее школы материала об истории нашего образовательного учреждения, в пополнении экспозиции школьного музея новыми материалами об истории школы в юбилейный год.
По существу, с первых лет строительства станицы, на неё свалилась тяжесть различного рода повинностей: надо было снабжать продовольствием передвигающие по тракту в сторону Кавказа и обратно - войска, согреть и уложить на отдых людей, заготовить впрок необходимое количество овса и сена для лошадей, содержать в исправности дороги, мосты.
Большие трудности были и почтовыми перевозками. В течение 30 лет в станице не было ни постоялого двора, ни почтового отделения. Только в 1840 году был построен для этих целей дом, который и ныне используется как сортировочный пункт почтовой корреспонденции.
Постепенно разрасталась станица, появились деревянные дома, так в 1822 их уже было 142.
Церковь была сооружена ещё в 1811 году, была она деревянной, без колокольни. В 1827 году вместо неё была построена церковь на каменном фундаменте и с колокольней (здание не сохранилось). А вот учебного заведения в станице к этому времени не было никакого. Царское правительство не было заинтересовано в обучении и просвещении простого народа.
И лишь только после отмены крепостного права жители многих населённых пунктов, особенно глубинки, начали осознавать необходимость грамоты для своих детей.
II. Появление школы в станице.
В 1864 году «станичный сход принял приговор с желательностью иметь в станице приходское училище»
21-го марта 1865 года наказной атаман разрешил директору Училищ открыть в станице Егорлыкской Училище.
Помещения не было. Сотник Черников пожертвовал комнату, но не было учителя. Вскоре им стал священник Байдренков, окончивший Ставропольскую духовную семинарию. При открытии Училища в нём было 18 учеников, но через два месяца в нём уже было 45 детей. Это были дети войскового сословия и дети купцов.
И это произошло только через 56 лет с момента основания станицы. В это время станица уже насчитывала 2500 жителей. В конце xix века начинается строительство женского училища, а при церкви организуется школа грамоты.
Училище не имело учебников, библиотек, газет, журналов. Читались молитвы, псалтырь, «часослов», «Евангелие». Годовой бюджет был очень скуден. В основном училище существовало за счет пожертвований. Что ж, и тогда были спонсоры. В 1900 году в станице уже было три учебных заведений: а) мужское приходское Училище-93 человек б) женское приходское Училище- 48 человек, в) Церковная школа грамоты- 23 человека.
Иногородние дети не обучались. Но и в казачьих семьях 76% детей в школу не ходило.
Известный всему миру оружейник Токарев Ф.В. вспоминал после окончания 1 класса. Отец сказал: «Походил зиму и будя, ты казак, а не генерал. Больше казаку и не требуется, будешь помогать по хозяйству и в степу».
Ошибался отец – а сын-то стал и генералом и Героем, известным всему миру человеком.
В 1910 году во всех училищах обучались уже 340 учеников.
Министерская школа располагалась в здании, ныне АТС, она имела 4 класса с числом уч-ся 100 человек. Приходская женская школа до 1908 года находилась на втором этаже дома Александровых (ныне узел связи), затем – занимало здание, ныне столовая школы. Все эти здания построены в 1898 году.
Женские школы работали только зимой.
В Егорлыке церковно-приходская школа размещалась в здании, ныне учебно-производственный комбинат, школа имела 3 класса, заведовал дьякон Ивлиев.
После окончания гражданской войны в донских станицах создаются школы крестьянской молодежи. Такая школа появилась в ст. Егорлыкской в 1924 году. Создалась она на базе существовавшей тогда профтехшколы. Первым ее директором был Бондарев Вениамин Филиппович, одной из учительниц работала в ней Мария Михайловна Бортник, будущая учительница СШ №1. Сотня молодых крестьянских парней и девушек дала путевку в жизнь эта школа. С 1932 года школы крестьянской молодежи стали именоваться школами колхозной молодежи.
В 1930 году Советское правительство выносит постановление о введении обязательного начального обучения. Огромным препятствием его выполнения являлась острая нехватка педагогических кадров.
Народный комиссариат просвещения разрешил использовать в качестве учителей начальных классов, лиц, окончивших семилетки, а также лиц, окончивших гимназии в царское время.
Учителями назначались 16-18-летние парни и девушки, прошедшие краткосрочные курсы и обязавшиеся учиться заочно в педагогических техникумах.
Вот имена этих первопроходцев: Окунь Мария Семёновна, Костюков Григорий Семёнович, Кислица Михаил Афанасьевич, Ролик Евгения Иосифовна, Боровая Надежда Семёновна, Роговенко Наталья Михайловна и др.
Нередко можно было наблюдать такую картину, когда вечером, в бедной избе или в приспособленном классе, при свете керосиновой лампы, а то и лучины - сидели крестьяне - бородачи и крестьянки и старательно по слогам читали и писали незатейливые слова. За период с 1920 по 1940 год в стране было обучено грамоте 50 миллионов взрослых людей, в нашем Районе было обучено свыше 5 тысяч неграмотных.
В 1935 году в Ростовской области произошло разукрупнение районов. Из бывшего Мечётинского района выделилась территория с центром в станице Егорлыкской. Так образовался новый район – Егорлыкский!!!
В этом же году ШКМ была реорганизована в среднюю общеобразовательную школу. Так, на 18-м году Советской власти в станице появилась средняя школа.
Первым директором её был назначен Панченко Александр Степанович, до этого работавший в школе колхозной молодёжи.
В период становления школы – как школы средней, во второй половине 30-х годов было немало споров – какой ей быть? Политехнической, с производственным уклоном или ещё какой? Остановились на варианте – общеобразовательной средней. В 1938 году нарком просвещения Тюркин ввёл аттестацию учителей. Ведь в те годы мало кто имел соответствующее образование. Даже в начальных классах не все имели образование за педагогический техникум. Многие учителя поступили на заочные отделения техникумов, учительских и педагогических институтов. А те, кто не хотел или не имел возможности учиться, отсеивались, уходили из школ. Оставшимся на педагогической работе было нелегко. Сочетать учёбу и добросовестно трудиться – далеко не всем удавалось. В те далёкие 30-е годы мы, естественно, не могли иметь во всех средних школах полноценные педагогические кадры. Но среди них было много энтузиастов, подвижников, преданных педагогическому делу. Одним из них был учитель математики Егорлыкской средней школы №1 – Филатов Георгий Иванович. Работал он в старших классах. Учащиеся не знали, какое учебное заведение он окончил, но математика поглотила всех нас целиком, авторитет его был непререкаем.
Лишь только после войны стало известно, что он, участник войны, вернувшись с фронта, оформляется на заочное обучение в учительский институт.
Оказывается, в 1935 году. Окончив Азовскую школу – девятилетку, он прошёл краткосрочные курсы при ОБЛОНО и был направлен учителем математики ЕСШ №1.
Заочное обучение прервала война, и лишь после окончания её, учитель решил продолжать заочное обучение.
Учитель без образования, но какой он был! И так, самородки в деле образования были и тогда! Разные были и будут учителя. Одни - и с высшим образованием, а уроки - спать хочется, а другие - без оного, а уроки - заслушаешься и невольно проникаешься уважением к учителю.
Но трудности были не только с кадрами. Егорлыкская СШ№ 1 не имела типового здания. Учащиеся размещались в шести, разбросанных по станице, зданиях.
Два здания из них вообще были непригодны для нормальных занятий. В довоенное и послевоенное время в станице не было тротуаров, в ненастное время года – грязь непролазная, здания отапливались чаще всего недоброкачественным углём, в зимнее время ни температурный, ни санитарный режимы не выдерживались. Во второй смене последние уроки приходилось очень часто проводить при свете керосиновых ламп, т.к. станичная электростанция работала с перебоями.
Первый выпуск из Егорлыкской Средней школы состоялся в июне 1939 года, в нем было 16 человек, из них 11 – юноши.
Пять выпускников получили аттестаты с отличием – Курплов Валентин, Курносов Иван, Негрейко Филлип, Ермилова Клавдия, Битков Владимир. Подобные свидетельства давали их владельцам право поступать без экзаменов в любое высшее учебное заведение на территории нашей страны – без экзаменов.
Все выпускники до единого – поступили в институты и военные Училища.
III. Начало Великой отечественной войны
Жаль, что вскоре начавшаяся война прервала на многие годы мирную жизнь. Уйдут выпускники вместе со своими учителями – сначала в ряды РККА, а затем и на фронты Отечественной войны.
Из учащихся и учителей погибло 30 человек. Особенно пострадали – третий по счету «огненный» 1941 года и 1942 –года выпуски.
Предвоенный «Огненный» выпуск состоялся 15 июня 1941 г. за неделю до начала Отечественной войны. Накануне торжественного вечера, посвященного «огненному» выпуску - из Москвы пришла радостная весть наш земляк, известный всему миру изобретатель отечественного оружия, Герой Социалистического труда, генерал- майор Токарев Федор Васильевич прислал в адрес Егорлыкской СШ №1 1000 (одну тысячу) рублей – на премии учащимся и нужды школы.
Премии были вручены отличникам учебы Овчарову Н., Федотову В., Герасименко П. Кроме того премия была вручена лучшему активисту в деле допризывной подготовки – Яценко Николаю. Так они стали первыми, своего рода, лауреатами Токаревской премии.
Молодые, красивые, полные радостных мечтаний, они шли навстречу июньскому рассвету. Но никто из них тогда не знал, не думал, что всего через несколько часов светлый мир их молодости безжалостным перечеркнет черное слово – «Война»!
Уже через несколько дней многих из них провожали родители, девушки – на фронт…
А через неделю началась Великая Отечественная война. Все юноши этого выпуска вскоре получили из военкомата повестки о призыве в армию.
Здесь погибло и пропало без вести – 25 человек. Этим 17-18 – летним ребятам досчитались самые тяжелые участки боев: Западный, Северо – Западный фронт и Миус – фронт.
Об этих трагических событиях конца 1941 – года и начала 42–го года поведал один из очевидцев, оставшийся в живых, Павлюков Василий, житель ст. Егорлыкской.
«Я хорошо помню предвоенные годы. Они были насыщены сугубо патриотическими лозунгами:
«Мы чужой Земли не хотим, но и своей ни одного вершка не отдадим никому,» «если враг не сдается, его уничтожают», «воевать будем только на чужой территории», и т. д. Все взрослое население, особенно, молодежь, воспитывались в духе преданности идеалам Октября, что в действительности сыграло очень важную роль в деле победы над фашизмом. В школах усиленно изучалось военное дело, занятия велись по противохимической защите, санитарной обороне, сдавались нормы на значки ГТО, ПВХО, ГСО и «ворошиловский стрелок». Занятия вели инструкторы Кривошеев Федор Захарович, Снежко Михаил Васильевич, военрук школы Шпигарь Василий Прохорович, медсестры районной больницы. В приспособленном спортзале школы велись занятия по гимнастике, акробатике, отрабатывались занятия на перекладине. Мирное лето 1941 года не предвещало никаких военных тревог. Мы пребывали в умиротворении.
«Когда началась Отечественная война мне и многим моим товарищам было по 17 лет. Все мы горели желанием попасть на фронт.
20 октября 1941 года я получил повестку из райвоенкомата – явиться на призывной пункт. Явившись на сбор, я увидел почти всех своих соучеников: Снеговского Семена, Бугрова Ивана, Золотовского Михаила, Софронова Владимира и других ребят. У всех за плечами были котомки. В 16.00 того же дня родственники с заплаканными глазами проводили нас в «путь – Дорогу» - вспоминал Битков В.М.
Судьба многих из них оказалась трагичной:
Из 92 призванных на фронт Отечественной войны погибло и пропало без вести- 36 человек.
А тем, кому посчастливилось выжить в войне - возвратились домой израненными контуженными, обмороженные-инвалидами войны.
Вскоре все это дало о себе знать. И многие ушли в мир иной раньше времени.
На начало 2004 года из бывших учащихся - Участников Отечественной войны, в живых осталось 13 человек.
В невероятно трудных условиях пришлось работать школе после оккупации станицы и в послевоенные годы. В станице было разрушено при бомбежке здание ж-д школы, разобрано двухэтажное здание строящейся средней школы; здание № 2 (ныне УПК) использовалось немцами под конюшню, здание № 3 (ныне АТС) превращено в ДЗОТ, все учебное оборудование, мебель, сожжено. Руководство школы – директор Семендяев С.И., Рудановская Е.М., учителя Бортник М.М., демобилизованный воин-физрук Романенко А.М. с помощью населения сумели отремонтировать здания и создать сносные условия для занятий.
В 1954 г. в станице было построено Типовое здание школы на 480 мест. Построено оно на фундаменте бывшей станичной церкви, а посему оно негласно освящено.
Несмотря на большие трудности, уже в конце февраля школа № 1 стала функционировать. Не хватало учителей. Наполняемость учащимися, особенно, в старших классах, была очень слабой.
Так, в 8-10-х классах было по 12-15 учащихся. Большинство детей по окончании 7-го класса, уходили в ФЗУ, техникумы, ПТУ. Частично это объяснялось тяжелыми материальным положением многих семей; ведь чуть ли не в каждой семье с фронта, после войны, не возвращался отец, или сын.
IV. Воспоминания учеников о школе
Когда я прочитала книгу В.М. Биткова «Краткая история Егорлыкской школы №1» я была долгое время под впечатлением. А главное поняла, что наша школа самая лучшая, с большим историческим прошлым. Какие трудности она преодолевала на пути становления, каких высот достигла к своему 150-летнему юбилею. Огромное количество выпускников своим трудом не посрамили свою малую Родину и родительскую честь, стали известными - видными деятелями, известными учеными, военнослужащими, врачами, учителями, спортсменами, чемпионами мира и т.д.
Слепнев Владимир Григорьевич – выпускник 1971 г. Ныне – Государственный Советник I класса при администрации президента РФ.- Где бы я ни был за по-следние 30 лет (на службе, в атомных подлодках, в отделе налоговой инспекции или в Банке внешней торговли России), я всегда думал о малой Родине: «Малая Родина ныне не близкая, мне не хватает тебя, Егорлыкская».
Окунь Раиса – выпускница 1953 года, школу окончила с Серебряной медалью.
- Прошло более 50 лет, А Я ДО СИХ ПОР ХРАНЮ, СВЕТЛУЮ ПАМЯТЬ О ШКОЛЕ. Школу с таким преподавательским составом, который был в те годы, с трудом можно найти среди городских школ. Помимо прекрасных знаний, которые мы вынесли из школы, мы получили и основы культуры. Ведь многие, даже, «троечники, поступили в Московские ВУЗы».
Битков Владимир Михайлович, выпускник школы № 1 1939 года, бывший Завуч и директор ЕСОШ № 1.
«Если бывшие выпускники, по истечении 65 лет, помнят всех своих учителей по фамилии, имени и отчеству – школа заслуживает самой высокой оценки».
Пустой колос голову кверху носит
Пятёрки
Весёлые польки для детей
Ёжикина Радость
Красочные картины Джастина Геффри