Программа «Орлята России» разработана для младших школьников и направлена на формирование у обучающихся ключевых базовых ценностей:
Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие. Эти ценности помогают формировать личность детей, помогая им развивать понимание важности общения с окружающими и сохранения здоровья. В программе воспитания эти ценности прослеживаются.
Тема: «Организация детского движения «Орлята России» как способ реализации программы воспитания»
Педагог-организатор Мингалеева Альфия Гумерзяновна,МБОУ СОШ №7,г.Сургут, ХМАО-Югра
Орлята России — это организация, основанная в рамках Российского движения детей и молодежи «Движение первых», которая занимается формированием социально-значимых ценностей у младших школьников.
Программа «Орлята России» разработана для младших школьников и направлена на формирование у обучающихся ключевых базовых ценностей:
Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие. Эти ценности помогают формировать личность детей, помогая им развивать понимание важности общения с окружающими и сохранения здоровья. В программе воспитания эти ценности прослеживаются.
Цель - развитие социальной активности, формирование социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе нравственно-этических ценностей, воспитание культуры общения, воспитание у школьников любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Деятельность направлена на удовлетворение потребностей младших школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением школьников.
Исходя из цели определяет следующие задачи:
• приобретение обучающимися элементарных социальных знаний об обустройстве мира и общества, о человеке, природе, одобряемых и неодобряемых формах поведения, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
• формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества, формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом.
• получение школьником опыта самостоятельного социального действия, формирование элементарных социальных умений и навыков, позволяющих самостоятельно действовать в социальном мире в дружественном окружении (класса, группы, команды, параллели класса).
Главными отличительными чертами в нашей школе является всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старшеклассников в организации деятельности младших.
Программа включает реализацию различных треков: Орлёнок-эрудит, Орлёнок-доброволец, Орлёнок-мастер, Орлёнок-спортсмен, Орлёнок-хранитель исторической памяти, Орлёнок-эколог, Орлёнок-лидер.
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, классные руководители первоначально решают вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в сентябре-октябре сначала проводились игровые занятия, целью которых является привитие культуры поведения в классе, внедрение в поведение обучающегося норм и правил коллективной деятельности, выявление индивидуальных возможностей и интересов ребёнка, формирование устойчивых навыков к саморазвитию, самопознанию.
Треки программы «Орлята России» соответствуют базовым принципам рабочей программы воспитания школы и не требуют вносить изменения в действующую в школе программу.
Каждый трек имеет своей целью вовлечение детей в коллективную развивающую социально значимую деятельность для развития у обучающихся соответствующих духовно-нравственных ценностей, гражданственности
Первым треком является Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
Реализация Программы начинается с данного трека, который позволяет актуализировать, приобрести опыт совместной деятельности в коллективе, что необходимо в начале учебного года. Также занятия трека позволят выявить первичную оценку уровня сплочённости класса и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп.
В начальных классах этот трек проводим в начале учебного года, чтобы собрать детей, организовать и настроить на работу. Логотип – человечек, идущий по лестнице вверх, как символ того, что дети должны расти, идти вверх и развиваться. Главная цель трека – формирование лидерских качеств и умения работать в команде. Программа Орлят не предусматривает соревновательных моментов, того, чтобы мы говорили: «Ты лучший в классе» или « Мы плохо сработали». Мы всегда рассматриваем класс во временном развитии: какими мы были, какими стали и какими хотим быть в будущем. Здесь важно донести до детей мысль: сплоченность класса помогает нам развиваться в лучшую сторону. Ценен не лидер, стремящийся к первенству, а именно команда, дружба. Лидер не может быть без класса, без команды.
Главная задача – сплоченность класса и совместная деятельность в коллективно-творческих делах: это в начале учебного года выбор актива класса самоуправления, выбор командира для участия в смотре строя и песни, спортивных соревнованиях между классами, когда ребята выбирают своего командира сами.
Трек «Орлёнок –Эрудит».
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека - конверт-копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, т.п.В этот период дети познакомились с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной, разгадывали кроссворды, ребусы, (День Герба РФ) , ходили в школьную и городскую библиотеку, были участниками дистанционной Всероссийской олимпиады по изучению правил дорожного движения. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота
Символ трека - Круг Добра
В рамках данного трека, размышляли, кто такой доброволец, педагоги с детьми играли в игру «Доброе сердце» (Дети стоят в круге, передают сердечко и говорят: У меня доброе сердце, потому что… У него доброе сердце, потому что…), на протяжении учебного периода все ребят являются участниками благотворительных акций «Письмо Защитнику Отечества»,«Подари тепло солдату» по сбору теплых вещей и баночек для окопных свечей, «Сладкое письмо солдату»,когда ребята писали письма и прикладывали шоколадку, «Подари книгу», «Акция «Крышечки» «Варежка добра» -варежки обереги и омулеты добра, акции «Зимняя кладовая» по сбору овощей для животных эколого-биологического центра, Акция «Покорми птиц»-изготовили кормушки для птиц.
Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека – Шкатулка мастера
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Активное участие в турнире по шахматам- воспитывает уверенность в себе, стремление к победе. Экскурсии учащихся школы в «Автогородок», занятия в отряде ЮИД «Дорожный патруль» знакомят ребят с профессией дорожно-патрульной службы, занятия по изучению правил дорожного движения и встречи с сотрудниками Госавтоинспекции города Сургута – тесное знакомство с профессией инспекторов полиции, экскурсии в Пажарную часть №41 –дает полное представление о профессии пожарной службы. Ко дню пожилого человека совместно с волонтерами отряда «Юные жуковцы» ребята были организаторами мастер-класса для ветеранов войны и труда Горвоенкомата по изготовлению цветов. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» совпали с подготовкой к Новому году. Дети делали новогодние поделки (снежинки, новогодние ангелы, гирлянды для оформления классов, готовили новогодние представления в классе, шили обереги для военнослужищих СВО-сердечки, варежки добра- омулеты, изготавливали открытки ко « Дню Отца», открытки к городским акциям по профилактике ДТП«Наш папа лучше всех», «Мамы рулят», открытки для женщин- ветеранов Горвоенкомата к 8Марта. Особый творческий талант ребята показали во время конкурса чтецов ко Дню Матери, «Колокола мужества», и к 8Марта, приняли активное участие в концертных программах,
Трек «Орлёнок - Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни
Символ трека - ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни)
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в разный период года: утренние зарядки между занятиями, оздоровительные физминутки, веселые игровые переменки со старшеклассниками, спортивные семейные соревнования ко Дню Отца, семейные соревнования посвященные 23 февраля, лыжные прогулки на воздухе, чтобы минимизировать воздействие гиподинамического кризиса середины учебного года.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина
Символ трека – альбом «Мы - хранители»
В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Были организованы встречи с ветеранами Горвоенкомата по теме «Блокадный Ленинград» , «Дети войны», «Мой семейный архив» совершены экскурсии в музей 512 зенитно-ракетного полка. Особое внимание к семейном архиву, традициям и обычаям семьи было уделено проведению Фестиваля национальных культур «Палитра национальностей», о мастерстве и художественному творчеству членов семей учащихся рассказала выставка «Волшебные мамины руки».
Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина
Символ трека – Рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на экскурсию и занятия в Эколого-биологический центр. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акции «Посади дерево» с посадками деревьев первоклассников и выпускников на территории школы, акция «Кормушка», акция «Добрые крышечки», а так же по сбору отработанных батареек, макулатуры, полиэтиленовых пакетов, акция «Дай лапу» по сбору корма для животных и « Зимняя кладовая» сбор овощей для зоопарка Эколого-биолгического центра.
Каждый трек имеет своей целью вовлечение детей в коллективную развивающую социально значимую деятельность для развития у обучающихся соответствующих духовно-нравственных ценностей.
Что даёт участие в Программе?
Ребенку
Cтановиться социально-активной личностью;
Формируется мировоззрения на основе базовых национальных ценностей;
Педагогу
Вместе с классом — единая команда!
Повышает свою квалификацию
Родителю
Открытость воспитательного процессаПроявление интереса к деятельности и успехам своего ребёнка.
Ночная стрельба
Кактусы из сада камней
Пчёлки на разведках
Одеяльце
3 загадки Солнечной системы