Участвуя в волонтёрской деятельности, школьники получают ценный опыт работы, который в дальнейшем поможет им в выборе специальности и, возможно, станет отправной точкой их будущей профессии.
Вложение | Размер |
---|---|
mingaleeva_ag_surgut_staya_motivatsiya_i_podderzhka_volontera-shkolnika_.docx | 31.74 КБ |
Педагог-организатор Мингалеева Альфия Гумерзяновна, МБОУ СОШ №7,
г. Сургут, ХМАО-Югра
Тема
«Мотивация и поддержка волонтёра-школьника в волонтёрской деятельности в школе»
Лев Николаевич Толстой говорил:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»
Миллионы людей добровольно делают добро. Их зовут, когда нужна помощь. Они находятся именно там, где они действительно нужны. Они романтики, они легки на подъем. Они готовы быть где угодно, чтобы делать то, что надо. Их называют волонтерами. Так и наши школьники-подростки. Мир их наполнен добротой и дружелюбием и эти качества нами, руководителями, необходимо поддерживать, готовые к безвозмездной социально -значимой работе.
Школьники готовы поддерживать экологию родного края, заботиться о беспризорных животных, участвуют в уборке территории школы.
Мы понимаем, что эти качества и присуще волонтёрской работе – это участие в практической деятельности, которая даёт возможность проявить себя, развить навыки общения, чувство ответственности, умение работать в команде, способность убеждать, принимать позицию оппонента.
Участвуя в волонтёрской деятельности, школьники получают ценный опыт работы, который в дальнейшем поможет им в выборе специальности и, возможно, станет отправной точкой их будущей профессии.
Ребенок приходит в школу, включается в школьный процесс через школьные законы-это правила поведения в школе, должны в классе выполнять те или иные правила. Его окружают старшеклассники, которые с первых дней с утра сопровождают первоклассников в кабинеты, а на переменах стараются их заинтересовать различными играми, обучают правилам игры, потому что игра-это дело серьезное, увлекают познавательными загадками, учат их разгадывать кроссворды, а именно актив старшеклассников-это волонтеры, помогающие социализироваться первокласснику в образовательном учреждении.
Не каждому дано умение работать с детьми и увлечь их делами за перемену, поэтому есть занятия, на которых старшеклассники получают навыки ведущих не только игровых программ, но и концертных.
Волонтёрство требует определённой эмоциональной и физической зрелости. А начать знакомство с общественно полезной деятельностью можно уже в детстве. В нашей школе участие в добровольческих акциях можно принимать всей семьёй: дети младшего и среднего школьного возраста могут постепенно приобщаться к разным активностям бок о бок с родителями, а подростки смогут проявить больше самостоятельности как сопровождающие процесс.
Например, в нашей школе ученики начальной школы являются активными волонтерами отряда ЮИД «Дорожный патруль», где ребята с первого класса вместе с родителями выходят на патрулирование, а дальше по мере взросления, мы с 5 класса принимаем ребят в отряд «Юные жуковцы» и родители уже знают, чем ребята занимаются. Вот с 2020 года организована группа родителей «Семейный патруль» который начался с пяти человек и на сегодняшний день уже их 45 активных участников. И по мере свободного времени родители с детьми выходят в рейд.
Праздник «Золотая осень». Именно в нем волонтеры отряда «Юные жуковцы» пробуют себя в качестве ведущих. Проходят по классам, рассказывают о проведении ярмарки и акцентируют внимание на том, что на ярмарке могут принимать участие и родители. Ребята могут продавать по самым низким ценам любые дары с садов, кулинарные изделия и на вырученные деньги класс приобретает овощи , кедровые орехи и уносят в Эколого-биологический центр. В этом же году к 4 октября-Ко Всемирному дню защиты животных 32 класса смогли принести осенние дары, волонтеры собрали все воедино и централизованно с помощью своих же родителей отнесли овощи так же в эколого-биологический центр. Сами на переменах дежурили в штабе волонтеров, сами отмечали какой класс принес, расфосовали по коробкам и 4 и 6 октября передали сотрудникам мини зоопарка.
Участие в Благотворительных акциях таких как, «Помоги братьям меньшим», «Зимняя кладовая» , «Кормушка», помощь региональному общественному движению «Дай лапу» уже в школе считается обычным делом.
Сегодня в наше не спокойное время волонтеры отряда «Юные жуковцы» с момента вступления в жуковское движение понимают, что основное направление деятельности-это духовно-нравственное, патриотическое воспитание и работают в данном направлении через разные формы деятельности.
Совместное участие родителей с детьми как в экологических акциях, в дальнейшем становятся активными помощниками в иных конкурсах, таких как по изучению семейного архива, например, как семья Бурлака,участник Окружного конкурса «Моя родословная».А далее совместно со старшеклассниками Артем становится участником конкурса «История в новом формате», основой тематики которой является биография его прадеда, «Биография прадеда в истории блокадного Ленинграда».
Много лет члены волонтерского движения посещали ветеранов Великой Отечественной войны на дому. И в копилке волонтеров жуковсого движения сохранился архив с фотографиями ветеранов участников исторических событий, проживавшие в городе Сургуте. При желании доставить радость общения кому-то из пожилых людей и просто отправить поздравительную открытку на праздник, так это делают ребята нашей школы для Городсого Совета ветеранов войны и труда.
Волонтеры являются организаторами мероприятий разного уровня: от участия в митингах, до организации фестивалей патриотичесой песни, в котором принимают участие практически все классы. Так же организация фестиваля национальных семей с участием всех членов семьи. И начинают ребята с себя, а каким образом они могут оказать помощь в реализации фестиваля: или ты участник, или ты организатор, или ты во время мероприятий помогаешь в реализации данной программы: дежурные в коридоре, в актовом зале, в кабинетах, где готовятся к выступлению участники.
С помощью волонтеров нашей школы проходили в учебном учреждении региональные фестивали технической направленности «JUNIOR SKILLS», а так же региональные турниры по шахматам .
А ежегодные выборы ученического самоуправления школы так же требует организованного проведения, так как именно сейчас ребенок учится выбирать, брать на себя ответственность в выборе кандидата, которому он будет доверять и с кем им в дальнейшем работать, организовывая школьное дело. И ребята понимают, что они востребованы и нужны. И именно активное участие ребят с начальных классов в общественном деле вместе с родителями укрепляют их внутреннюю уверенность в том, что они нужны и могут чем-то помочь, а становясь старшеклассниками уже превносят в жизнь школы свои планы.
Чем волонтёрство полезно для детей
Как руководитель волонтёрской деятельности в школе ясно понимаю, что именно с раннего возраста надо вложить в душу ребенка чувство быть нужным для людей- развивать в ребёнке чувство солидарности, прививать понимание ответственности за своё сообщество. Простая идея: мы живём вместе, а значит, делим ответственность за общее благополучие, помогаем друг другу и решаем глобальные вопросы сообща.
Помогая высаживать растения на школьной территории совместно с родителями и первоклассниками, ухаживая за животными или выпекая печенье для благотворительной ярмарки, участвуя в профилактических акциях вместе с родителями по профилактике ДТП на дорогах города, собирая в семье крышечки и батарейки школьники с гордостью объявляют, что это они с родителями и с бабушками вместе собирали ради благого дела. Таким образом мы и помогаем нашим школьникам приобрести полезные практические навыки и познакомиться с разными сферами деятельности. Мы понимаем, что волонтёрство даёт много возможностей узнать больше о мире.
Ребята пробуют себя в качестве ведущих, организаторов тематических перемен, в период работы школьных лагерей становятся участниками отряда вожатых и оказывают большую помощь воспитателям отряда и самому педагогу-организатору, например, в открытии смены лагеря и организации мероприятий по темам дня. Ответственность и чувство быть полезным и значимым в школьной работе повышают самооценку и чувство собственной компетентности волонтера.
Участвуя в волонтерской деятельности школы, уже имея первичный опыт работы, волонтеры становятся участниками муниципального конкурса «Юный доброволец» как среди добровольческих отрядов, так и в личных конкурсах. Три года подряд имеют лидирующие места и это радует. Если хотя бы зажечь хоть одну звездочку, то она зажжет тех, кто рядом.
Вы спросите, мол, а с чего все- таки начать? Как привлечь ребенка к волонтерской деятельности?
- показать видеоролик о волонтерстве своего отряда;
- на встрече с будущими волонтерами дать слово добровольцам, которые поделятся своими впечатлениями об участии в мероприятиях, с какими трудностями или положительными моментами они столкнулись;
- предложить записаться в волонтеры, предоставив бланк, а для тех, кто
сомневается, написать свои контакты.
Одним из современных способов привлечения волонтеров является размещение информации в Интернете. Для привлечения волонтеров посредством интернет-ресурсов важно:
-предоставить ребятам ссылку на сайт, для самостоятельного рассмотрения информации, чтобы ребята прочли и смогли бы познакомиться с деятельностью и других школ, чтобы они поняли, что добровольческой деятельностью занимаются уже многие его сверстники;
- вести сайт (или группу в социальных сетях) волонтерской организации;
- использовать яркие баннеры;
- при публикации конкретного по содержанию и небольшого по размеру
сообщения сопровождать его интересными фотографиями, имеющими отношение к деятельности волонтерской организации;
- создать открытую группу в социальных сетях, в альбомы которой помещать
привлекательные фотографии, видеоролики и заметки о проведенных мероприятиях;
- публиковать на собственной личной страничке в социальной сети фотографии, видеоролики, имеющие отношение к участию в волонтерской деятельности друзей, одноклассников.
Если волонтеру интересно дело, в котором он принимает участие, он обязательно привлечет своего друга.
Древнегреческий писатель и философ Лу́ций Ме́стрий ПЛУТАРХ писал так:
«Ученик-это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь!»
Разлука
А теперь — мультфильм
Домик зимней ночью
Почта
Как нарисовать ветку ели?