Анисимова Елена

сайт учителя музыки и МХК

Музыка - душа Человека

Профессия: учитель музыки

Профессиональные интересы: преподаю музыку и МХК

Увлечения: искусство, музыка, рукоделие

Регион: Москва

Населенный пункт: Москва

Место работы: ГБОУ лицей 1589

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/anisimova-elena-petrovna
«Учитель живет до тех пор, пока он учится, когда он перестает учиться, в нем умирает учитель»
К. Д. Ушинский

 

Если в музыкальной школе урок и его составляющие исходят от индивидуальных способностей и возможностей ученика,  то  в общеобразовательной школе необходимо гибкое сочетание индивидуального образовательного подхода с общим. Ведь отбора способных учеников нет и быть не может. Здесь важно дать как общие знания о музыке, так и  развить музыкальные способности каждого.  За годы работы учитель даёт тысячи уроков и к каждому нужно тщательно готовиться, чтобы не только эстетически развивать учеников, но и самому получать радость от своего труда. На мой взгляд, работа учителя должна быть научно организована. Должен  присутствовать управленческий цикл, т.е. учитель как управленец направляет процесс  развития и становления личности.Вот основные этапы этой  работы:   

1.                 Учитель ставит перед собой определённые цели стратегические – воспитать всесторонне развитую личность, имеющую определённые знания, умения, навыки.

2.                 Тактические задачи. Каждый класс (возраст) своеобразен и необходимо это учитывать, находить индивидуальные подходы для решения каких либо целей.

3.                 После  анализа: что дано, что в наличии на данный момент, какие исходные возможности, разрабатывается план действий – достаточно подробный и конкретный.

4.                 Исполнение этого плана (принципы, подходы, методы) с коррекцией в процессе деятельности.

5.                 Анализ результатов деятельности. Успех или неуспех и в чём причина неуспеха. Неудавшийся урок, просчёты, ошибки подчас долго не дают покоя, заставляют вновь и вновь мысленно возвращаться и искать причины, породившие неудачу. Оценка любых результатов.

6.                 Выход на новую цель. 

О себе

Учитель музыки и мировой художественной культуры, а так же концертмейстер в общеобразовательной школе До этого преподавала в музыкальной школе фортепиано и хор. Училась в музыкальной школе 8 лет, 4 года в музыкальном училище по классу фортепиано и 5 лет в педагогическом институте на музыкальном факультете. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классическая литература. Люблю Николая Васильевича Гоголя ( к тому же мы с ним земляки, я этим горжусь), люблю перечитывать басни Крылова.

Мой взгляд на мир

Мир постоянно должен меняться - это надо понять и принять. 

Моё портфолио

 

Самопрезентация «Мой профессиональный выбор»

Я, Анисимова Елена Петровна, преподаватель музыки в общеобразовательной школе №320. Общий педагогический стаж -15 лет. Кроме музыки, преподаю уроки мхк. На мой взгляд, если в музыкальной школе урок и его составляющие исходят от индивидуальных способностей и возможностей ученика,  то  в общеобразовательной школе необходимо гибкое сочетание индивидуального образовательного подхода с общим. Ведь отбора способных учеников нет и быть не может. Здесь важно дать как общие знания о музыке, так и  развить музыкальные способности каждого.

За годы работы учитель даёт тысячи уроков и к каждому нужно тщательно готовиться, чтобы не только эстетически развивать учеников, но и самому получать радость от своего труда. На мой взгляд, работа учителя должна быть научно организована. Должен  присутствовать управленческий цикл, т.е. учитель как управленец направляет процесс  развития и становления личности. Вот основные этапы этой  работы:   

1.                 Учитель ставит перед собой определённые цели стратегические – воспитать всесторонне развитую личность, имеющую определённые знания, умения, навыки.

2.                 Тактические задачи. Каждый класс (возраст) своеобразен и необходимо это учитывать, находить индивидуальные подходы для решения каких либо целей.

3.                 После  анализа: что дано, что в наличии на данный момент, какие исходные возможности, разрабатывается план действий – достаточно подробный и конкретный.

4.                 Исполнение этого плана (принципы, подходы, методы) с коррекцией в процессе деятельности.

5.                 Анализ результатов деятельности. Успех или неуспех и в чём причина неуспеха. Неудавшийся урок, просчёты, ошибки подчас долго не дают покоя, заставляют вновь и вновь мысленно возвращаться и искать причины, породившие неудачу. Оценка любых результатов.

6.                 Выход на новую цель.

Начну, пожалуй, с особенностей уроков музыки в младшей школе. Не всегда дети приходят в 1 класс после детского сада, где они получают определённые первые навыки пения в коллективе, движения под музыку, первый опыт  музыкальных выступлений.   Знакомясь с первоклассниками, я стараюсь  выявить степень музыкальных способностей, уровня общей музыкальной культуры. По моему мнению, урок музыки как самый эмоциональный урок в школе, может помочь ребёнку адаптироваться в непривычной для него среде.

Урок в младшей школе должен включать в себя различные  виды  музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, слушание музыки. Несмотря на общие черты, каждый урок музыки должен быть своеобразным и неповторимым. В нём всё должно быть продумано.

При построении урока я стараюсь учитывать не только особенности каждого класса, но и то, после какого предмета идёт урок музыки. Вывод, к которому я пришла – структура урока музыки должна быть достаточно гибкой. Урок должен проходить по продуманному плану, но в результате совместной деятельности учителя и учащихся (а это всегда живой процесс, который нельзя предусмотреть), требуется иногда перестроить урок на ходу (корректировать).

 

Виды деятельности, которые я использую на уроках музыки:

Творческие задания

 - в игровой форме. Ведь для ребёнка познание мира проходит через игру. Творческие возможности детей полнее раскрываются в непринуждённой увлекательной обстановке. Например, творческие задания на развитие чувства лада, чувства ритма:

1.                 Музыкальное приветствие учителя с учениками: «Прозвенел звонок» - «Добрый день», «Начался урок» - «Добрый день», на ступенях мажорного трезвучия предложить ученикам спеть свой ответ, меняя лад, ритм в зависимости от содержания ответа: «пасмурный день» (минор), «солнечный день» (мажор), «снежный день» и т.д.  

2.                 Сочинить «Птичьи песенки»,загадки, звуковые сигналы (машины, поезда) на усвоенных ступенях лада: 5, 3, 5, 1, 5, 7 ступени лада. (кто в лесу поёт ку-ку?)

3.                 Найти разные варианты окончания музыкальной фразы (доведение до тоники). Это задание не только развивает ладовое чувство, но и развивает представление о принципе вариационности.

4.                 Сочинить выразительные фразы в характере марша, польки, колыбельной. Среди ладовых интонаций ребёнок выбирает те, которые , по его мнению, наиболее соответствуют образу. Можно провести в форме игры «угадайка»: подготовить карточки с рисунками (марширующие солдатики, танцующая пара, девочка, убаюкивающая куклу и т.д.). ознакомить класс с содержанием карточек. Затем их кладут на стол обратной стороной. Одному ученику предлагается выбрать карточку и сочинить мелодию. Дети слушают товарища и определяют, какую карточку он взял, а также оценивают качество выполнения задания. Важно, что учитель должен не допускать насмешек, порицания со стороны товарищей, если что-либо не получается. Также со своей стороны тактично корректировать, помогать.

5.                 Использование в обучении загадок, кроссвордов.

Хоровое пение          

 Необходимо освоить основные правила звукоизвлечения: правильное дыхание (работать над этим лучше в процессе разучивания песен, попевок). Учитель должен сам показать, как активный вдох, задержка дыхания и постепенное его расходование помогут спеть красивым звуком, объяснить, что нужно сидеть прямо при пении, не поднимая плеч. На конкретных примерах объяснять важные правила о том, что нельзя разрывать     слова в пении, что есть определённые правила пения окончаний слов: «я» поём как «а» в слове «веселимся»; слово «улыбнулась» исполняем без «ь», твёрдо; шипящие поём тише в конце слова; нельзя позволять переходить на крик в пении, если музыка требует исполнения «форте!» и т.д. последовательность разучивания:

1.                 Вступительное слово, беседа. Цель – создать эмоциональный настрой.

2.                 Показ произведения учителем. Показ в записи (можно сравнить, если показываются 2 варианта).

3.                 Показать нотную запись, чтобы быстрее запомнить движение мелодии, нагляднее.

4.                 Определить характер, выразительные средства. Это выявляет, насколько уч-ся поняли произведение.

5.                 Разучивание по фрагментам. Учитель рукой показывает высоту звуков, используя лесенку. Работа над ритмом, интонацией. Исполнение куплета целиком.

6.                 Исполнение всей песни, предварительно продумав исполнительский план (развитие, динамика, кульминация).  При разучивании стараюсь рассаживать поющих детей с непоющими, чтобы неинтонирующие дети подтягивались, выверяли интонацию.

Развитие чувства ритма

Его формированию способствуют музыкально-ритмические движения, игра на простейших ритмических инструментах. Особенно на начальных этапах муз. воспитания. Начинать развивать музыкально-ритмическое чувство желательно с заданий, выполняя которые дети должны передать (на шумовых инструментах) равномерную пульсацию метрических долей маршевой музыки (педагог исполняет на ф-но). Можно привести аналогию с биением человеческого сердца. Можно напомнить ребятам, что нечёткие удары пульса говорят о болезни человека. О музыке  так сказать нельзя, но если нарушать ритм, то характер произведения изменится (марш будет неудобен для строевого движения ). Можно использовать такие упражнения с шумовыми инструментами:

1.                 Инструментальное сопровождениек муз. приветствию. ( - «Дети, добрый день», ответ: «Добрый день, добрый день»).

2.                 Игра «Эхо»,в которой учитель исполняет на ф-но мотив песни, а дети отвечают повторением ритмической фигуры этого  мотива на своих инструментах. ( «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»)

Как только школьники усвоят и смогут различать долгие и короткие звуки, можно разнообразить сопровождение различным ритмическим движением. Делить на 2-3 группы с разным музыкально-ритмическим сопровождением. Предлагать ученикам самим сочинить ритмические мотивы. Можно предложить ученикам «прочесть» ритмический рисунок песен по фигуркам, прохлопывая в ладоши. Можно сочинить рассказ о семье. Фигурки – мама и ребёнок.

Дети могут также самостоятельно изобразить графически ритмическое движение мелодии и звуковысотное  с помощью кружочков, чёрточек. Для этого удобнее использовать «лесенку». Как только школьники усвоят и начнут различать долгие и короткие звуки, можно использовать музыкальные произведения и сопровождать пение  ритмической игрой на инструментах. Песня «Лиса»: - «Уж как шла лиса по травке, нашла азбуку в канавке. Села Лиска на пенёк и читала весь денёк».

Музыкально-ритмические движения

В младшей школе детям очень важно использовать движение на уроках музыки. С помощью хлопков и притопов можно передавать ритмический рисунок музыки. Так, в 1 классе, на уроке по теме хор, хоровод, обязательно нужно попробовать поводить хороводы, при этом реагируя на музыку: на куплет хоровод движется в одну сторону, на припев – в другую. На 2 куплет дети сходятся – расходятся в круг, припев – по кругу и т.д. Это поможет различать отдельные музыкальные фразы. Можно разучить простую «ковырялочку», поводить хороводы, с пением: «Заинька, попляши! Серенький, попляши!»

Музыкальное восприятие

Одна из важнейших задач урока музыки – развитие музыкального восприятия музыки. Ведь слушать музыку и слышать её – не одно и то же. Здесь важно  использовать художественно ценные произведения. Ведь та так называемая субкультура, которая потоком валится с экранов телевизора и радио, сама вползёт ребёнку в уши. А чтобы любить классическую музыку, необходимо прежде всего её понимать и иметь музыкальные знания и навыки, воспитывать музыкальный вкус. Необходимо активизировать восприятие

через движение (подобрать соответствующее мелодии движение рук или показать движением игру того или иного инструмента),

через вокализацию тем (повторить голосом услышанную основную тему музыкального произведения), а также умение рассуждать о музыкальных образах, сравнивать муз. образы.  

Из опыта работы могу сказать, что в младшей школе муз. произведения по времени не должны быть слишком длинными. Обязательно потом анализировать – наряду с комплексом выразительных средств выявить основную мысль произведения, настроение, дать эстетическую оценку. Учитель обязательно подводит к осознанию содержания произведения : дать сведения о эпохе, композиторе, истории создания музыки.

Использование технических средств обучения.

Конечно, необходимо и важно использовать в обучении технические новинки. Урок от этого станет только качественнее, красочнее, лучше. Важно  при этом знать меру. На уроках я использую компьютер (удобно быстро находить нужный музыкальный материал, составлять музыкальные викторины). Кроме того, если необходимо найти важную информацию, на помощь приходит Интернет. Можно разнообразить урок, оформив его красочными слайдами. Но никогда ни один компьютер не заменит живого звука, поэтому без инструмента никак не обойтись.  

Отдельно хочется сказать о последней существующей «тенденции», а скорее проблеме современного урока – это мобильные телефоны. Сколько замечаний и записей в дневник не пиши, а всё равно замечаешь в руках у ребёнка на уроке этот предмет, да ещё и наушники! И вот здесь учитель музыки имеет некое преимущество перед другими предметниками. Я постаралась во благо использовать эту «игрушку». Как только появился формат мр3, настало большое облегчение. Первое время передавала через Bluetoothодному ученику муз. файл (кстати, с классической популярной музыкой), а они потом друг другу. Детям поначалу был интересен сам процесс. Да и поневоле послушают хотя бы раз. Это один из способов познания   классики. И слушают после урока! А сейчас прогресс делает своё – возможностей общаться появилось больше, в том же Интернете: сайты, социальные сети, форумы и т. д.

Немаловажно, что все школьные выступления в концертах и спектаклях записываем на видео и потом создаю целые настоящие фильмы с титрами, комментариями. Дети с нетерпением ждут выхода очередной «серии», где у них, безусловно, главная роль. Обсуждаем, что получилось, что можно было сыграть или спеть лучше.

Внеклассная деятельность.

Периодически уже в младшей школе проводятся праздники. А в 3-4 классе уже  можно даже браться за серьёзную постановку. К примеру, детской оперы «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.  Стараюсь  охватить как можно больше ребят. К примеру, «непоющий» ребёнок, который имеет большое желание участвовать, может сыграть роль Петуха, у которой нет вокальной партии, а только слова. В подготовке участвуют все: кто-то готовит декорации, помогает с костюмами, рисуют афишу. Со всеми детьми разучивается «Песня козлят» и во время исполнения из зала артистам подпевают зрители-одноклассники. Подробнее о создании разновозрастных музыкальных коллективов можно ознакомиться в моих изданных статьях и книге «Стучимся в ваши сердца».

Хочется закончить своё выступление словами, которые , как мне кажется, наиболее полно выражают моё творческое кредо и, посмею сказать, каждого учителя музыки в школе. Это цитата  музыкального критика и композитора 19 века Александра Николаевича Серова, который в одной из своих критических статей писал: « Искусство только тогда может процветать, когда для него подготовлена почва… Не всем быть художниками – но любить и понимать искусство могут и должны все!». 

Мои публикации:
Материалы к аттестации
Разное
Добавить грамоту в портфолио