Методические рекомендации по планированию деятельности школьного методического объединения. Составитель : методист Чупина Л.А.

Чупина Людмила Александровна

На этих рекомендациях основана вся работа нашего ШМО учителей английского языка ГБОУ лицея №329.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_recomendatsii.docx108.07 КБ

Предварительный просмотр:

         

            Составитель: методист ШМО учителей английского языка Чупина Л.А.

    Работа руководителя методического объединения строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый учебный год, плана проведения городских, районных и общешкольных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы школы на текущий год. В соответствии со стоящими перед МО задачами, работа МО включает:

  1. работу над единой методической темой образовательного учреждения;
  2. проведение заседаний МО;
  3. выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО;
  4. знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО;
  5. подготовку и проведение предметных недель;
  6. подготовку и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
  7. проведение и подготовку учащихся к интеллектуальным марафонам, олимпиадам, конкурсам;
  8. подготовку и проведение внеклассных мероприятий;
  9. посещение учебных, факультативных и элективных занятий.

Работу методического объединения регламентируют следующие нормативные документы:

  1. приказ об открытии МО;
  2. приказ о назначении на должность руководителя МО;
  3. положение о МО;
  4. должностная инструкция руководителя МО;
  5. функциональные обязанности учителей МО.

Для успешной работы МО необходимо иметь следующие документы:

  1. анализ работы за прошедший год;
  2. план работы на текущий учебный год;
  3. банк данных об учителях МО (возраст, образование, специальность, общий и педагогический стаж, квалификационная категория, награды, звание);
  4. сведения о темах  самообразования;
  5.  перспективный план аттестации учителей;
  6.  перспективный план повышения квалификации;
  7.  график проведения контроля уровня сформированности умений в монологической, диалогической речи, аудировании, чтении, письме, лексико-грамматических навыков;
  8.  адреса профессионального опыта;
  9.  план проведения предметной недели;
  10.  график проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов и т.д.;
  11.  график проведения открытых уроков и мероприятий;
  12.  календарно-тематическое планирование;
  13.  план работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО;
  14.  информационные и аналитические справки, диагностика;
  15.  протоколы заседаний МО.

     Планирование работы МО начинается с выбора методической темы. Далее определяется цель и основные задачи, составляется план работы. План обсуждается на методическом совете и утверждается директором школы.

     Основными задачами МО при организации и проведении методической работы являются:

  1. Обеспечивать высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
  2. Совершенствовать комплекс знаний учителей (повышать профессиональную квалификацию учителей в процессе самообразования, на курсах при ИУУ, во время зарубежных поездок…)
  3. Выявлять, обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей.
  4. Организовывать работу по оказанию помощи молодым специалистам опытными преподавателями, а также педагогам в период аттестации.
  5. Совершенствовать работу учителей на основе личностно-ориентированного обучения с разными категориями учащихся.
  6. Внедрять в учебный процесс учебно-методические и дидактические материалы, программное обеспечение автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения, информационно-библиотечных систем.
  7. Сосредоточить основные усилия МО на создании прочной базы знаний учащихся на ранней стадии обучения, на подготовке учащихся к ЕГЭ и успешному поступлению в ВУЗы.
  8. Формировать у учащихся высокие духовно-нравственные качества на уроках иностранного языка.
  9. Организовывать взаимодействие с другими учебными заведениями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования.
  10.  Повышать качество проведения занятий в условиях модернизации и развития учебно-материальной базы школы в соответствии с содержанием учебных планов и программ, задачами по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.

Для того чтобы каждый учебный год проходил целенаправленно и плодотворно, в начале учебного года необходимо заранее продумывать и планировать комплекс необходимых для этих целей мероприятий:  

  1. уточнение недельной нагрузки учителей МО и выявление вакансий;
  2. собеседование с молодыми специалистами и выбор наставников;
  3. собеседование с вновь прибывшими учителями;
  4. уточнение списков учителей, подавших заявления на повышение квалификационной категории;
  5. подготовку кабинетов иностранного языка к новому учебному году;
  6. участие в педагогическом совете;
  7. корректировку плана работы МО на новый учебный год.

В работе МО выделяются следующие направления:

  1.  аналитическая деятельность;
  2. информационная деятельность;
  3. организационно-методическая деятельность;
  4. консультационная деятельность.

Аналитическая деятельность включает в себя:

  1. мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;
  2. диагностику мотивированности педагогов на профессиональное развитие и саморазвитие;
  3. изучение степени удовлетворенности организацией методической работы;
  4. изучение профессиональных и культуроведческих потребностей членов МО;
  5. создание портфолио учителей.

Информационная деятельность – это:

  1. формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической и т.д.);
  2. ознакомление с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
  3. информирование педагогов о содержании образовательных программ, о новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
  4. изучение государственного стандарта общего образования;
  5. приобщение педагогов к опыту инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогических работников;
  6. создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.

 

 Организационно-методическая деятельность предполагает:

  1. изучение запросов, прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации учителей;
  2. организацию работы МО;
  3. организацию и проведение конкурсов, олимпиад, предметной недели;
  4. организацию и проведение

            а) педагогических мастерских,

            б) семинаров – практикумов,      

  1. разработку авторских программ элективных курсов для предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений
  2.  обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
  3. координацию методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием.

Консультационная деятельность заключается 

--- в организации консультаций

  1. для членов МО,
  2. для учащихся, занимающихся  научной или творческой   деятельностью,
  3. для учащихся, готовящихся к итоговой аттестации,
  4. для молодых специалистов,
  5. для родителей по вопросам обучения и воспитания детей,

--- в популяризации результатов новейших педагогических и психологических  исследований.

Центральное место в планировании работы МО занимает учебно-воспитательная работа. Она предполагает:

  1. проверку наличия учебников у учащихся;
  2. определение списка учителей для индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем;
  3. составление графика контроля;
  4. уточнение календарно-тематических планов;
  5. подготовку и проведение олимпиад, конкурсов и т.п. в рамках предметной недели;
  6. составление списков учащихся для сдачи экзаменов по выбору;
  7. отчеты учителей об успеваемости учащихся, о выполнении программ;
  8. проведение итоговой аттестации выпускных классов.

Одним из важных методических мероприятий являются заседания методического объединения, проводимые 4 раза в год в установленные для этого дни. На них следует обсуждать вопросы организации и хода учебно-воспитательного процесса, работу учителей и учащихся по усвоению преподаваемого предмета. Важными темами для обсуждения являются совершенствование структуры и содержания учебных программ и тематических планов, методика проведения занятий, повышение эффективности и качества всех видов занятий, совершенствование учебно-материальной базы, подготовка молодых специалистов, повышение квалификации. На заседаниях МО также рассматриваются тексты и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. На каждом заседании ведутся протоколы, где указывается следующее:

  1. план заседания;
  2. краткое изложение выступлений;
  3. принятые решения.

Одним из разделов плана работы МО являются сведения об учителях МО. Они позволяют отслеживать усилия всех представителей МО, их прогресс и достижения, а также  необходимость повышения квалификации на курсах при АППО.

Ежегодно следует планировать контроль речевой компетенции учащихся. Для этой цели составляется график проведения контроля. Каждый учитель отчитывается перед руководителем МО о проведенном контроле.

Особое место в работе МО занимает неделя иностранного языка, которую всегда с нетерпением ожидают как учителя, так и дети, т.к. участие ребят в различных мероприятиях развивает их творческие способности, что позволяет каждому ученику, независимо от его успеваемости, проявить себя. Учителя планируют, подготавливают и проводят  ряд мероприятий согласно плану проведения предметной недели.

В течение года планируется проведение недели педагогического мастерства или фестиваля педагогических и методических идей. Целью данных мероприятий является знакомство с передовыми находками, творческими достижениями учителей, открытие дороги педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулирование развития инициативы и творчества педагогов.

В конце учебного года проводится анализ деятельности МО.


 

Комментарии

Миляева Виктория Владимировна

Людмила Александровна, спасибо за рекомендации. Ознакомилась с интересом, поняла, что в работе наших МО есть много общего.

Чупина Людмила Александровна

Спасибо, Виктория Владимировна.