Главные вкладки
Ахметова Елена Анатьльевна
сайт учителя начальных классов
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: информационные технологии в деятельности учителя начальных классов
Увлечения: чтение книг
Страна: Казахстан
Населенный пункт: с Кулан Турара рыскуловского района
Место работы: сш № 2
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/akhmetova-elena-anatolevnaДва великих предназначения есть на земле – материнство и учительство… Мне повезло: я – мама, и я – учитель!
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.
На вопрос, что Вам приносит радость? – я даю ответ: мне радость приносит, прежде всего, моя семья, мои дети, и, конечно же, моя работа. Мне радостно от того, что дети общаются со мной, что я им нужна и как педагог, и как человек. Истоки моей сегодняшней радости в том, что я могу внести свой вклад в культурное воспитание человека.
- Все мы родом из детства. Сколько бы ни прошло лет, чего бы ни было в нашей жизни. Мы снова возвращаемся в него, а значит в школу.
Я с самого детства твёрдо знала, что стану педагогом. Учитель – это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед учеником.
Уверена, что сделала правильный выбор. Это так здорово – видеть ясные глаза детей, радостные улыбки слышать их звонкий смех, держать за теплые ручонки и ощущать, как тепло их рук передаётся мне, согревает душу.
И в этом помогает воображаемая лесенка: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. Мои ученики – это мои дети.
Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле. А ещё нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – «владеть сердцами своих учеников».
Я считаю, что все мои ученики "звездные", только одна звездочка горит ярче, другая стесняется раскрыться, поэтому ее надо приободрить, похвалить! Учитель эти звезды зажигает!
О себе
ФИО Ахметова Елена Анатольевна.
Дата рождения 18 июня 1971 год.
Образование Высшее.
Что, где и когда закончила Таласский Государственный Университет им Арабаева
Специальность Педагогика и методика начального образования. Учитель начальных классов
Стаж работы 20 лет
Год поступления в данное учреждение 2009г
Курсы повышения квалификации 11.08.06 «Методологические основы 12- летнего образования»
Класс 3 класс
Технология Развивающее обучение с элементами информационно- коммуникационных технологий
Тема Организация процесса обучения на основе современных информационно- коммуникационных технологий
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Все произведения, где есть жажда поиска и открытий.
Мой взгляд на мир
Нужно любить жизнь, любить близких, свою работу, свой дом, свою планету. Они неповторяются, поэтому бесценны.
Мои достижения
2001г-благодарность районного отдела образования «За творческую работу в области образования и воспитания подрастающего поколения»
2002г- благодарность управлении образования акима жамбылской области «За большой личный вклад в развитие системы образования и активное участие в общественной жизни Жамбылской области»
2004г- грамота жамбылской областной организации профсоюзных работников «За вклад в отраслевую профсоюзную организацию»
2005г- почётная грамота «За долголетний и плодотворный труд в воспитании и обучении подрастающего поколения»
2006г- почётная грамота районного отдела образования «Гран при за авторскую работу»
2006г-Почётная грамота областного института повышения квалификации учителей «За содержательную работу на августовской конференции»
2006г- почётная грамота районногоотдела образования «За творческий труд в системе образования»
Моё портфолио
Педагогическая концепция
Тема опыта. Ведущая педагогическая идея.
1.Тема опыта:« Организация процесса обучения на основе современных информационно- коммуникационных технологий»
Идея: развитие интеллектуальных способностей каждого ребенка на основе интерактивных форм обучения на уроках .
Ориентируясь на:
1)проводимые в обществе реформы и изменившийся в соответствии с реформами социальный заказ,
2) противоречие: интеллектуально-развитая личность и дефицит форм развития интеллекта,
учитель начальных классов ставит перед собой следующие цели и задачи:
Цель: в результате обучения и воспитания ребенок должен сформироваться как интеллектуально – развитая, социально – ориентированная, физически – здоровая личность, способная к самоопределению и самореализации.
Реализация цели будет проходить через решение следующих задач:
Задачи:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие интеллектуальных способностей школьников;
- повышение мотивации к обучению;
- создание наиболее благоприятных условий для сохранения и совершенствования психического и физического здоровья детей.
2. Условия возникновения, становления опыта.
Сш № 2 С Кулан Т Рыскуловского района
Учитель высшей категории Ахметова Е А
Класс 3
В классе 26 учеников
Наш класс адаптивный – это класс со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные дети и обычные, а также нуждающиеся в педагогической поддержке.
3.Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность опыта определяется противоречиями, сложившимися в современной начальной школе.
В современной школе активно внедряются различные развивающие программы обучения, которые, в определённой мере, решают задачи интеллектуального развития учащихся, но большинство школьников обучаются в рамках традиционных учебных программ, развивающий эффект которых, к сожалению, низок.
С другой стороны, широкому распространению развивающих систем обучения препятствуют, прежде всего, высокие требования к материально-технической базе, а также необходимость специальной достаточно длительной психолого-педагогической подготовки учителей.
В последнее время специалисты отмечают увеличения числа детей с трудностями в обучении, создаваемые в первую очередь недостаточным уровнем их интеллектуального развития, что тесно связано с социальной ситуацией развития ребёнка с одной стороны, а с другой тем, что школа как социальный институт предъявляет ребёнку вполне определённые требования, и отклонения от этих требований в любую сторону могут значительно осложнить жизнь школьника.
Вступительная беседа с учителем, психологом и диагностика готовности к школе
далеко не всегда позволяют увидеть «отклонения детей от установленных рамок», оно проявляется к концу 1-2 класса, когда отсутствие какого-либо продвижения в обучении становится очевидным. Причин этому несколько: сниженный уровень интеллекта, когда недоразвитость понятийного мышления маскируется разговорчивостью и хорошей памятью, резкая дисгармоничность интеллектуального развития и развитие вербальных характеристик интеллекта (крайние визуалы и кинестетики по Р. Бендлеру и Д.Гриндеру), лёгкая органика, нарушающая внимание и зрительно-моторную координацию.
Исходя из вышесказанного, актуальнымизадачами в рамках школьного обучения являются:
- оказание действенной психологической помощи в рамках традиционной системы обучения путем вооружения педагогов знаниями о закономерностях умственного и социального развития и причинах его нарушения.
- своевременное и информативное диагностирование особенностей умственного и личностного развития детей.
- создание оптимальных условий для включения всех участников педагогического процесса (родителей, учащихся, учителей, психолога, администрации) в деятельность интеллектуального развития младших школьников на основе интерактивных форм обучения на уроках и во внеурочное время.
- разработка практических рекомендаций для учителя по отслеживанию интеллектуального развития младших школьников.
4. Теоретическая база опыта.
Теоретической базой опыта являются:
1.Теоретические аспекты изучения проблемы умственного развития младших школьников.
- Общие подходы к проблеме умственного развития (Теплов Б.М., Мерлин В.С., Небылицин В.А., Блонский П.П., Выготский Л.С.)
- Теоретические основы интеллекта(Дружинин В.Н., Штерм В, Ж. Пиаже, Гилфорд Дж,)
- Причины отклонений в умственном развитии детей школьного возраста.(Павлов И.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.М.)
- Особенности умственного развития младшего школьного возраста (Лейтерс Н.С, Запорожец А.В.,Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)
2.Проблема взаимоотношения обучения и развития. (Выготский Л.С., Галперин П.Я., Занков Л.В., Эльконин Д.Б), понятия зоны ближайшего и зоны актуального развития.
3.Теория поэтапного формирования умственных действий(Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Талызин Н.Ф.)
Одним из направлений исследований в работе является медико-психолого-педагогическое изучение детей с целью коррекционного на них воздействия через интерактивные формы работы.
Всякое обучение в качестве необходимой предпосылки требует зрелости определенных психических функций, что определяется естественной динамикой возрастного развития, одни дети развиваются быстрее, а другие медленнее.
Формирование психики ребенка непосредственно связанно с темпами роста и созревания его головного мозга, но еще Л.С. Выготский, не отрицал тесной связи между созреванием нервной системы и психическим развитием, акцентировал внимание на том, что это, тем не менее, два различных процесса, связи между которыми многовариантны, но не взаимооднозначны.
Психическое развитие проходит в большей степени под влиянием внешних факторов: системы обучения и воспитания, особенностей общения и индивидуальной активности ребенка.
По признанию психологов интеллектуальное развитие – центральное звено в развитии психики ребенка. Чем выше уровень сформированности мыслительной деятельности учащихся, тем глубже и содержательнее усвоение знаний и многограннее структура личности. (Блонский П.П.).
Какой же смысл современной психологии вкладывает в понятие «умственное развитие»?
Умственное развитие включает в себя познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение и творчество.
Умственное развитие – совокупность знаний, умений и набора умственных действий, сформированных в процессе приобретения этих знаний и умений, характеристика способов, форм и содержания мышления человека. По отношению к интеллекту умственное развитие выступает как динамичная система (качественные и количественные изменения интеллекта) .
Каждый ребенок достигает определенного уровня умственного развития, который зависит от уровня интеллекта, а также социальных условий и способов обучения.
Интеллект – общая способность, которая позволяет функционировать в новых, непривычных условиях или универсальная адаптивная способность, при помощи которой достигается равновесие индивида со средой. (В.Штерн).
Многие отечественные психологи придерживаются точки зрения, что между уровнем умственного развития и способами обучения существует прямая связь, т.е. мышлению можно обучать (Кабанова, Матюшкин, Давыдов).
Обучаемость характеризует способности детей и зависит от форм и методов обучения.
Для описания данной системы была изучена литература (см п. библиография)
5.Новизна.
Интерактивное обучение– инструмент освоения нового опыта. Углублённая работа с опытом – характерная черта интерактивного обучения. Источником новизны при интерактивном обучении является преобразование имеющегося опыта.
Достоинства интеллектуального развития младших школьников на основе интерактивных форм обучения на уроках и во внеурочное время.
- Обращение к личному опыту учащихся.
- Активность участников педагогического процесса.
- Разумное сочетание теории и практики.
- Взаимообогащение опыта участников.
- Возможность использования нового опыта.
- Лёгкость восприятия, усвоения.
- Творчество участников.
- Возможность личного роста.
- Многообразие точек зрения.
- Взаимопонимание участников.
- Шлифовка мастерства учителя.
В качестве неоспоримых основных достоинств интерактивного обучения по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, по моему мнению, является высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроке и во внеурочное время на основе интерактивных форм обучения предусматривает реализацию ряда новых принципов проведения уроков. К таким принципам, наряду с общепринятыми, относятся следующие:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка предполагает, что учитель использует во время учебно-воспитательной работы такие интерактивные формы и методы, подбирает и составляет такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств. Набор их может быть различен, но в количественном плане – не менее 4. Например, развитие словесно-логического мышления, внимания, памяти, речевых способностей.
2.Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведении уроков, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных, неординарных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность и совершенствуются интеллектуальные качества.
3. Принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения в процессе всех или большинства выполняемых ими заданий. Эффективность реализации этого принципа зависит от учителя, который таким образом построит урок и сформулирует задания, что детям необходимо будет обосновывать свое точку зрения, свой вариант решения.
4. Эффективное выполнение выше перечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Психологическая свобода, атмосфера тепла, сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребенка, его мнению, точки зрения и доверия предоставит ему возможность утвердится в поиске новых идей и новых знаний.
Таким образом, интерактивные формы обучения создают следующие условия для интеллектуального развития, для развития гибкости мышления младших школьников:
обеспечение благоприятной атмосферы, предоставление ученику свободы выбора области приложения сил и способов деятельности; обогащение обучающей среды разнообразными новыми предметами и стимулами; работа детей в центрах обучения, поиск альтернативных подходов к решению учебных задач; углубленное изучение предметов и явлений окружающего мира; поощрения максимальной вовлеченности в совместную деятельность и высказывания оригинальных идей.
6. Технология опыта.
Исходя из целей и задач педагогической деятельности (см. п.1) для наибольшей эффективности учебно-воспитательной работы по интеллектуальному развитию младших школьников применяю интерактивные формы обучения и воспитания.
Интерактивное обучение.
Интерактивное обучение в переводе с английского обозначает научение, основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащихся служит центральным источником учебного познания (Козина Е.В.).
В традиционном обучении ведущий (тренер, учитель) выполняет роль «фильтра» пропускающего через себя всю учебную информацию, в интерактивном - роль помощника в работе, одного из источников информации.
По сравнению с традиционным в активном обучении меняется и взаимодействие с учителем, его активность уступает место активности учащихся, его задачи – создать условия для их инициативы.
В таком обучении учащиеся выступают не пассивными «обучаемыми», а полноправными участниками, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Источником новизны является преобразование имеющегося опыта. Углубленная работа с опытом – характерная черта активного обучения.
Интерактивные формы организации учебного процесса.
1. Статичные пары (пары постоянного состава).
2. Пары сменного состава.
3. Статичные группы (группы постоянного состава).
4. Мигрирующие группы (группы находящиеся в движении).
5. Метод проектов.
1. Статичные пары (пары постоянного состава).
Начиная с первого класса, учитель учит детей работать в парах постоянного состава, когда небольшое задание выполняют два ученика по очереди или совместно, затем сверяют результаты друг с другом или со справочным материалом.
Цели использования данной формы работы:
- Проведение взаимопроверки, взаимодиктанта, чтения в парах.
- Изучение детьми алгоритмов парной работы.
- Усвоение детьми « правил дружной работы ».
- Развитие интеллекта учащихся.
- Подготовка учеников к работе в парах сменного состава.
2. Пары сменного состава.
Освоив работу в статичной паре, учитель обучает детей новой активной форме работы – в паре сменного состава.
Цель данной формы работы.
- Повторить, закрепить пройденный материал.
- Подготовить к изучению нового материала.
- Развивать интеллектуальные способности детей.
Обучает детей работе в парах сменного состава на разных уроках и вне урока.
3. Статичные группы ( Группы постоянного состава ).
Группа.
Гомогенная Гетерогенная
( Однородная по уровню (Разнородная по уровню учебных
учебных успехов). успехов).
4. Мигрирующие группы (находящиеся в движении).
Каждая группа «Мини-лаборатория». Дети находятся в поиске истины, решения проблем.
Хорошо такая форма работы зарекомендовала себя на уроках обучения грамоте, литературного чтения, трудового обучения и природоведения, когда дети проводили опыты, например, по теме «Свойства воды».
5. Метод проектов- ориентированн не на интеграцию фактических знаний, а на их применении и приобретении новых, путём самообразования.
При выполнении проектной работы учащиеся попадают в среду неопределённости, но именно это активизирует их познавательную деятельность
В целом, по наблюдениям учителя и детским отзывам, данный проект нашёл значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению задач интеллектуального развития.
Методы работы:
- Наглядный (натуральная, образная, символическая, условно-графическая наглядность, ТСО.)
- Словесный (объяснения, рассказ, беседа, дискуссия, диалог, палеолог.)
- Практический (практические работы, записи, наблюдения, упражнения, игры, работы с книгой, работа на ПК и т.д.)
Развивающее содержание.
Урок – основная форма работы. Согласно теме и цели каждого урока стараюсь подобрать содержание, направленное на развитие операций сравнения, сопоставления, раскрытия причинно- следственных связей, умения думать и рассуждать нестандартно.
Для развития умения думать и рассуждать нестандартно предлагаю вопросы и задания, когда дети должны встать на место героев изучаемого произведения, изменить концовку произведения, предложить свой вариант поведения в данной ситуации, основанный на личном опыте детей.
Для развития наглядно образного мышления на уроках применяю наглядность.
Для развития таких мыслительных операций как сравнение и соотнесение применяю карточки с заданиями.
Для нравственного воспитания стараюсь задавать такие вопросы, чтобы воздействовать на чувства детей. Развивающее содержание пытаюсь умело вложить в интерактивное обучение.
Обратная связь.
На уроках и во внеурочных занятиях осуществляется обратная связь через диалог учащихся с учителем, через палеолог, т.е. совместное изыскание истинны. Обратная связь осуществляется с помощью кивка головы, мимики, жестов.
Характеристика взаимоотношений с учащимися.
На всех уроках и внеклассных мероприятиях пытаюсь, чтобы присутствовал не авторитарный и не попустительский, а демократический стиль общения. Чтобы мы все вместе переживали, думали рассуждали, сравнивали и анализировали.
Мониторинг
Отслеживание результатов выполненной работы на уроках провожу через анализ ответов детей на заданные мной вопросы, через анализ рабочих тетрадей, через анализ листов индивидуальных достижений, через шкалы интереса, трудности, успеха (Г.Цукерман), через барометр настроения, через фиксацию интереса к уроку у учащихся при подведении итогов.
Автором определен перечень возможных организационных мероприятий по психолого- педагогическому просвещению родителей, учителей, администрации и созданию условий для вовлечения всех участников педагогического процесса в деятельность по интеллектуальному развитию младших школьников.
Участники педагогического процесса
Ученик:
1.Диагностика школьной зрелости.
2.Состояние здоровья.
3.Интелектуальные возможности ребенка(методика определения КИ Г,Вильсон, Д.Гриллз.)
4.Диагностика уровня школьной мотивации.
5.Диагностика уровня воспитанности.
6. Диагностика уровня адаптированности к условиям систематического обучения.
7. Самооценка работы по шкалам.
Учитель:
1.Изучение нормативно – правовой базы.
2.Теоретические семинары по данной теме.
3.Практические семинары.
- «Преемственность в работе ДОУ и школы».
- «Анализ результатов диагностики школьной зрелости».
- «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья младших школьников».
- «Оценка уровня адаптированности учащегося. Направления коррекционной работы».
4.Индивидуальное консультирование учителей психологом ООШ № 3.
5.Заседания ШМО учителей начальной школы по вопросам интеллектуального развития младших школьников.
Родители:
1.Лекторий для родителей будущих первоклассников «Школьная зрелость детей».
2.Родительские собрания : «Проблемы адаптации первоклассников к условиям систематического обучения», «Психофизические особенности развития детей 6-7 лет».
3.Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики.
- Школьной зрелости;
- Адаптированности к условиям систематического обучения;
- Индивидуального стиля взаимоотношений в семье;
- Уровня школьной мотивации;
- Интеллектуального развития ребенка;
4.Анкетирование родителей:
- Школьная зрелость ребенка в оценке родителей;
- Адаптированности первоклассника в оценке родителей;
5.Индивидуальные формы работы по запросам родителей.
Администрация:
1.Организация курсовой подготовки учителей по проблеме в ИУУ.
2.Организация изучения нормативно-правовой базы.
3.Организация и проведение:
- Теоретических семинаров;
- Семинаров – практикумов;
- Педагогических советов, МО;
- Родительских собраний;
4.Организация работы медико – психолого - педагогической комиссии.
5.Посещение и аспектный анализ уроков.
6.Организация школы для будущих первоклассников «Росточек».
Направленность современного начального обучения на развитие личности ребенка обуславливает существенные особенности подхода к изучению результативности деятельности учащихся начальной школы. Они проявляются, прежде всего, в многосторонности изучения учащихся, а именно: изучение не только успешность усвоения учащимися программного материала, но и физическое и эмоциональное благополучие детей, их продвижение в интеллектуальном развитии от класса к классу, сохранение и укрепление психического здоровья, сознание необходимости самоанализа, самоконтроля, самооценки, хода своего учения и развития.
7. Результативность.
Созданная и реализуемая система интеллектуального развития младших школьников на основе интерактивных форм обучения на уроках и во внеурочное время, способствует созданию образовательной среды, обеспечивающей эмоционально – ценностное, социально-личностное развитие ребенка, сохранение его индивидуальности, психического и физического здоровья.
Выпускники начальной школы успешно адаптируются при переходе в основную школу. Анализ результатов учебной деятельности учащихся 5-х классов свидетельствует о стабильности и сохранении качества знаний выпускников начальной школы.
Модель организации работы в классе.
Для реализации своей темы я внесла некоторые изменения в форму организации учебного процесса.
Суть состоит в том, что урок построен таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в учебный процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала, означает, что каждый вносит свой особый вклад, идёт обмен мнениями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность.
Такую форму организации учебного процесса я назвала «Школа радости»
Классную комнату поделила на зоны:
- зона встречи и отдыха
- учебная зона (учебные парты)
- зона информации (у доски)
- зона любознаек (справочная литература, словари и т д)
- зона доверия (учительский стол)
- зона творчества (выставка творческих работ учащихся)
- Ученики класса делятся на две группы (куда входят как слабые так и сильные учащиеся). Состав групп меняется каждую неделю.
- Каждая учебная неделя имеет свой девиз, согласованный с темами календарного планирования по предметам.
- В начале учебного дня психологический настрой (учитель тепло и радушно встречает своих учеников, давая почувствовать каждому, что он ожидаем и любим)
Формы проведения уроков:
- интегрированный урок
- бинарный урок
- творческая мастерская
- урок фестиваль
- работа в центрах
- урок- соревнование
- урок КВН
- круглый стол
- комбинированный урок
- урок- сказка
- нестандартные уроки
Разработки открытых уроков
Урок – игра по русскому языку во 2 классе «Признаки однокоренных слов»
Цели:
1. Закреплять умение подбирать и распознавать однокоренные слова.
2. Развивать мышление, внимание, память, речь учащихся.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитофон;
диски с записями музыки;
мультимедийная презентация к уроку
перфокарты, круг – сигналы, карточки – помощницы (для учащихся).
Ход урока.
Организационный момент
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Учитель:Встаньте ровно. Представьте себе, что вы смотритесь в зеркало. Спинка прямая, плечи расправлены, взгляд внимательный.
- Садитесь.
- Представьте себе, что вы удобно сидите в кресле и приготовились смотреть по телевизору фильм. Но его почему-то не показывают. Вместо этого звучит прекрасная музыка.
- Какое у вас настроение?
- Улыбнитесь друг другу.
Актуализация опорных знаний.
- А вместе с вами улыбается и весенняя тучка. Её капельки принесли нам буквы.(в е с н а)
- На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные)
- Разделите согласные на две группы.
- Дайте характеристику этим звукам.
- Составьте слово из всех букв, которые записаны на капельках.
- Какая орфограмма в слове? Подберите устно проверочное слово.
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Вот видите, нас услышало солнышкои выглянуло из-за тучки.
Весна, весна, пришла весна!
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепёке
С поднятой гордо головой
Расцвёл подснежник голубой
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку.
(на слайде появляются цветы)
- О каком цветке вы услышали?
- Запишите слово подснежник с новой строки.
- Почему их так назвали?
- Так как мы выполнили первое задание быстро, то вместе с цветочком появляетсяи буква – ц.
- Для того чтобы прочитать слово, которое зашифровано на цветочках, нужно хорошо работать на уроке.
(Чтение отрывка о ручье учеником.)
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Слово ручьи запишите на этой же строке. Объясните правописание этого слова.
- А солнышко светит всё ярче и ярче. Прочитайте слово. (вкатра ) А вот и травка молодая и зелёная. Запишите это слово рядом со словом ручьи.
подснежник ручьи травка
Назовите орфограмму в слове.
- Как проверить парную согласную в корне слова?
(на слайде появляются рисунки ручья, травки. На траве написаны слова: цветок, апрельский, снежок, ломает)
Прочитайте слова. Составьте из них предложение.
Комментированное письмо.
Апрельский цветок ломает снежок.
Синтаксический разбор предложения.
(на цветке появляется буква ы)
Словарная работа.
- С приходом весны всё пробуждается. А вот и первые гости.
- Прочитаем слова. (дьвемед, лиас, па+ет-а+ух, за+…ц, лисчика)
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Запишите слова с непроверяемой гласной самостоятельно.
- Проверим с помощью круга-сигнала, правильно ли вы написали эти слова. (для учеников 3 ряда слова записаны на карточке-помощнице: м…дведь, п…тух, за…яц)
(появляется буква л)
Формулирование темы и цели урока.
- Запишите слова лиса и лисичка через запятую на другой строке.
- Какую букву вы вставили? Почему? Докажите.
- Кого ещё можно назвать лисой?
- Мимикой покажите выражение лица у человека, которого так мы называем.
- Что общего у слов лиса и лисичка?
- Как можно назвать эти два слова? Почему?
- Подберите ещё однокоренное слово к словам лиса и лисичка, запишите его, выделите корень.
- Каковы же признаки однокоренных слов? (на слайде появляется опора)
признаки однокоренных слов
1.общее значение
2.общий корень
- Какова же тема нашего урока?
- Сегодня мы будем учиться подбирать и распознавать однокоренные слова и находить в них корень.
(появляется буква о)
Инсценировка.
Ты кто?
Я- гусь, я -гусыня, мы – гусенята, а я -их родственница – гусеница.
Так ли это? Докажи.
- Почему слово гусеница лишнее?
- Назовите признаки однокоренных слов. (рисунки гусей, гусенят появляются на слайде)
- Запишите только однокоренные слова. Подберите ещё однокоренные слова к ним.
(появляется буква д)
Так же как и у кустов
Корень есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
- Какой корень в этих словах? Выделите его.
Физминутка
В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как Солнце. Оно несёт тепло всем-всем
- Посмотрите на картину. Что изменилось? (На слайде появилась берёза)
Закрепление нового материала.
- Что вы знаете о берёзе?
- Какую пользу она приносит?
- А ещё берёза нужна для изготовления туесков. Что это такое?
Об этом давайте узнаем из словарей или энциклопедии. Самостоятельная работа
(словари и энциклопедия находятся на столах учеников)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Какие родственные слова можно подобрать к слову берёза? (берёзка, берёзовый, березняки, берёзонька)
- Почему эти слова родственные? Назовите корень слова.
- К какой части речи относится слово берёзовый?
- Подберите к нему имя существительное.
- Объясните смысл пословицы «И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут
- Каким способом можно добыть сок?(Прослушивание отрывка из песни «Берёзовый сок»)
- Какое настроение вызвала у вас эта песня?
- Ребята, будьте добрее, не губите природу!
- А чтобы поднять вам настроение, цветок дарит вам ещё одну букву – м
Работа в парах
- Под воздействием тепла на берёзе появился лист. Давайте послушаем, слышны ли какие звуки. А чтобы деревце зашумело, надо выполнить задание.
Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства,
Однокоренные подбери слова.
- У вас на листочках написан корень слова. Подберите одно однокоренное слово. Слова запишите на листочках.
3 ряд работу выполняет в парах, 1 и 2 - самостоятельно. Если задание выполните правильно, листик прикрепим на дерево. (корни: бег, лес, нёс, сад, ход, труд, глаз, род, хлеб, снег, лёд, лист).
Физминутка
Исполнение 1 куплета песни «Во поле берёза стояла» с движениями.(1куплет)
(появляется буква о)
- Как вы понимаете выражение « дерево шумит»? Что вы при этом чувствуете?
- Что же говорят вам цветы?
- А вот что скажет вам весенняя природа, мы узнаем чуть позже.
Выборочное письмо.
- Поднимите руки, кому нравится, когда в классе шумно?
Шум работать нам мешает.
Шум нас всех ведь раздражает!
От шума голова болит,
Так зачем же шум шумит?
- Выпишите однокоренные слова в этом четверостишии. Определите корень слова.
- Будут ли слова шум и от шума однокоренными? Почему?
- Давайте послушаем тишину. (появляется буква б)
Творческая работа.(звучит музыка)
- В начале урока у нас из капелек появилось слово «весна». Подходит ли это название к нашей картине? Как по-другому можно озаглавить её?
- Сейчас мы будем писать заметку в газету о весне. Название можно подобрать своё.
- Какой сейчас месяц? Подберите к слову апрель рифму. (апрель-капель)
- Зарифмуйте эти слова.
На дворе стоит апрель.
Началась уже капель.
Запись предложений под диктовку(буква о открывается)
- Начало мини – сочинения у всех будет одинаковое.
- У ребят 1 ряда – задание от хитрой лисы. Предложение записано по методике Б.Эдигея.
Напистула дннаядолгож навес.
- У ребят 3 ряда – задание от трусливого зайчика: вставить пропущенные буквы.
Наступила д…лгожданная в…сна.
- У ребят 2 ряда - задание от медведя: из слов составить предложение. Наступила долгожданная навес.
- Продолжен
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты