Гиниятуллина Айсылу Фагиловна

Методическая работа

Профессия: методист

Профессиональные интересы: Образовательное

Увлечения: Художественная литература

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: пгт.Апастово

Место работы: Отдел образования Апастовского района

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/aisilu

О себе

Методист отдела образования.Стаж работы 5 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Художественная литература

Мои достижения

 
       Закон РТ «О государственных языках и других языках в Республике Татарстан» и  государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» перед образовательными организациями  района ставят задачи по подготовке учащихся к жизни в многонациональной среде, в мире без насилия, с уважением к другим народам. Введение ФГОС в свою очередь перед национальным образованием ставит следующие задачи:
- формирование основы для   понимания особенностей разных культур и  воспитания уважения к ним;
- сознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей  родного языков и т. д.
         Охват детей-татар с обучением на родном языке составляет   56 % (в прошлом 2013-2014 учебном году этот показатель составлял 58 %). Во всех образовательных организациях татарский язык изучают как родной или как государственный. Обучение татарскому языку и литературе ведется  по трем направлениям (соответственно по разным программам и учебникам): татарский язык и литература для татарских школ, татарский язык и литература для детей татар  русских школ, татарский язык для русскоязычных детей  Педагогические коллективы школ района, понимая значимость развития системы национального образования, направляют усилия на решение основных проблем преподавания татарского языка и литературы. С 1 сентября 2014 года  в школах проводились дополнительные часы на изучение родного языка. Всего по трем языковым направлениям (русский язык, татарский язык, чувашский язык)  1028 учащихся в 88 группах получили дополнительную подготовку .
       Наряду с изучением государственных языков  59  детей чувашской национальности изучают родной язык.
     В дошкольных образовательных организациях в 34 из 36 учебно-воспитательная работа ведется на татарском языке. Охват воспитанием и обучением на татарском языке-97%. Во всех функционирующих ДОУ ведется обучение татарскому языку и во всех  ДОУ с татарским языком воспитания ведутся занятия по русскому языку.  
    Обучение и воспитание детей осуществляются по утвержденным программам, учебникам МО и Н РТ и РФ.
 
      В районе в 2014-2015 учебном году фунционировало всего 22 общеобразовательных организаций. Количество татарских школ составляет 6 средних и  7 основных, 5 начальных школ в виде филиалов средних и основных образовательных организаций. Количество смешанных (татарско-русских) школ составляет 4, русских  5.
Образовательные организации на 2014/15 учебный год
 
    В районе 24 кабинета  татарского языка и литературы, 2 кабинета чувашского языка, соответствующие современным требованиям, где соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, техника безопасности; эстетично оформленные и с богатой творческой лабораторией. Почти все кабинеты обеспечены интерактивной доской, ноутбуками, доступом в Интернет.
       Все образовательные организации района обеспечены учителями предметниками с обучением на родном языке. На сегодняшний день преподают 42 учителя татарского языка и литературы (2 учителя чувашского языка и литературы). Из них специалистов   татарского языка и литературы с высшим педагогическим образованием 42. (100%),  8 учителей имеют высшую квалификационную категорию,  32 учителя- I квалификационную категорию, 2- II квалификационную категорию;  из 2-х учителей  чувашского языка и литературы  1 -имеет высшую квалификационную категорию.
 
    Состояние обучения  татарского языку и литературе определяется в итогах  четверных, полугодовых контрольных срезов знаний, и плановых республиканских мониторинговых исследований. 
    По итогам 2014-2015 учебного года показатели качества и успеваемости следующие:
-успеваемость по татарскому языку и литературе составляет -100%:
-качество по татарскому языку- 71,5;
    -по татарской литературе- 73,8
 В  мониторинговых исследованиях по татарскому языку для учащихся 4 классов по району участвовало 172 ученика.
               Результаты  мониторинговых исследований в 4 классах 
   Результат  исследований  по татарскому языку в 4 классе  превышают средне республиканский показатель. Хорошие результаты обязывают держать высокую планку. Поэтому перед преподавателями начальных классов поставлена цель: подготовить каждого ученика к мониторинговым обследованиям 2015 – 2016 учебного года, нацелить их на высокие результаты.
   Ежегодно учащиеся 9 классов  участвуют в едином республиканском тестировании по татарскому языку. В 2014-2015 учебном году по району всего участвовало 220 учащихся .
Результаты ЕРТ в 9 классах
   По показателю среднего процента выполнения  районный превышает республиканский,  однако 2 ученика (Апастовская СОШ, Большекокузская СОШ) , то есть 0,9 % из общего числа участников не смогли сдать базовый уровень. На следующий учебный год каждому образовательному учреждению необходимо утвердить  план по подготовке к ЕРТ, в школьном и районном уровне запланировать проведение пробных, диагностических тестирований с последующим рефлексивным анализом в рамках ШМО и РМО опадающих тем и заданий, провести семинары-практикумы.
 
   Результаты  мониторинговых исследований в 11 классах
 
Показатели качества по мониторинговым исследованиям  11 класса составляет -98,14%
  В 2014-2015 учебном году по татарскому языку ЕРЭ сдавали 5 учащихся. Средние показатели по проценту выполнения  составляет по району 77,2 %, по республике 74,78%. 
    На следующий учебный год предстоит сохранить высокие результаты как по ЕРТ , так и по ЕРЭ.
    Работа с одаренными детьми, охват олимпиадным движением и результаты участия в республиканском этапе являются одним из главных критериев успешности развития национального образования. В 2014-2015 учебном году в  муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по татарскому языку и литературе,  чувашскому языку и литературе по итогам определились 25  призеров. Охват олимпиадным движением составил 8 % . Это говорит о слабой организации подготовки к олимпиаде в школах района в целом. Нет системности,  недостаточно ведется  индивидуальная работа с одарёнными детьми, недостаточная работа с дополнительной литературой по предметам, слабый  контроль за подготовкой к олимпиаде в школе со стороны администрации.
     Наиболее высокие результаты показали учащиеся Большекокузской, Каратунской, Апастовской, Табар-Черкийской СОШ. Очень низкий результат  показали учащиеся Староюмралинской СОШ, Бакрчинской СОШ, Кабы-Коприйской ООШ.
       Результаты участия в республиканском этапе также не утешительны. По татарскому языку лишь одна ученица (Каратунская СОШ) смогла стать победителем. Если в 2013-2014 году призерами стали 5 учащихся, то в этом году призеров нет.
   Который год подряд в республиканской олимпиаде по чувашскому языку учащиеся Табар-Черкийской СОШ занимают призовые места. . В Межрегиональном этапе 2 ученика стали победителями Безусловно, в этом огромная заслуга системной и целенаправленной работы учителя чувашского языка Волкова Валерия Ивановича и его опыт является бесценным примером для других педагогов района.
 
Анализы республиканских олимпиад.
 
   В Международной олимпиаде по татарскому языку в заочном туре участвовали ученики трех ОУ района: Большекокузская СОШ, Каратунская СОШ,  Кильдуразовская ООШ, но к сожалению на очный тур ученики из нашего района пройти не смогли.   В республиканской олимпиаде  по Истории Татарстана ученикам района также не удалось пройти порог заочного этапа.                                                                     
    По итогам муниципального и республиканского этапов Всероссийской олимпиады школьников  руководителям ОУ были определены следующие рекомендации :
Провести полный анализ  всех  этапов олимпиады по общеобразовательным предметам.
2.Развивать  и поддерживать одаренных  детей через систему   факультативов, кружков.( наставничество, индивидуальные образовательные программы).
4.Разработать  систему морального и материального поощрения одаренных детей.
5. Более активно использовать олимпиадные задания в учебном процессе; 
 6. Активнее привлекать обучающихся к использованию дополнительной литературы;
7.Продолжить работу по развитию навыков исследовательской работы.
Руководителям РМО :    1.Проанализировать результаты муниципального и республиканского этапа Олимпиады  на заседании РМО, дать рекомендации по дальнейшей работе  с  детьми, участвующими  в олимпиадном движении.
2.Внести поправки в план работы   РМО по данному направлению. 
      
   Традиционные республиканские и межрегиональные мероприятия как научно-практическая конференция имени К.Насыйри, имени Г.Ибраһимова, «Мин татарча сөйләшәм”, творческий конкурс “Илһам”, , “Сөйкемле шүрәле”, конкурс чтецов имени Г.Тукая, III межрегиональная научно-практическая конференция «Шәҗәрәләр – нәсел агачы» и т.д. являются тем поприщем, где учащиеся нашего района также активно участвуют и показывают неплохие результаты.  На уровне начальных классов  в таких конкурсах по языкознанию, как “Зирәк тиен”, “Йомшак керпе”, «Чувашская ласточка – языкознание для всех» наши ученики и в этом году стали победителями.  Среди учащихся 5-11 классов учащиеся  Азбабинской СОШ в конференции имени Т.Миннуллина заняли 1 место, в Vреспубликанской конференции “Я выбираю село”ученица Табар-Черкийской СОШ заняла 2 место, в конкурсе чтецов “Туган телем –серле тел”ученик данной школы удостоен диплома 2 степени, в республиканском конкурсе “Китап-белем чишмәсе” ученица Кабы-Коприйской ООШ  заняла 2 место, ученица Азбабинской СОШ в конференции имени Каюма Насыйри  удостоилась диплома 3 степени, ежегодном межведомственном конкурсе в этом учебном году ученица Бишевской СОШ заняла 3 место. Однако в таких значимых конкурсах как «Мин татарча сөйләшәм”, “Илһам”, в научно-исследовательской конференции школьников на языках народов Российской Федерации наши ученики призовых мест не смогли занять . В связи с этим в новом учебном году педагогам при подготовке учащихся  к конкурсам необходимо будет отойти от шаблонности, обращения внимания к одним и тем же ученикам,  а подойти к данной работе более творчески, креативно.
     В целом педагогами района осуществляется большая работа по совершенствованию методического уровня учителя. В целях реализации задачи обеспечение совершенствования урока как основной формы учебно-воспитательного процесса, свое педагогическое мастерство учителя повышают через семинары, открытые уроки и мероприятия, мастер-классы, проект-презентации. Необходимо отметить, что на рабочих семинарах приоритетным направлением было использование интерактивных форм обучения, мультимедийных средств, проектной технологии. Наши учителя делятся опытом работы с учителями республики, систематически печатают разработки уроков и элективных курсов в журналах, в газетах «Мәгариф”, “Фән һәм мәктәп”, “Ачык дәрес”. Учителя родных языков активно участвуют в районном этапе традиционных конкурсов  «Учитель года», «Классный руководитель года», «Конкурс методических разработок».  «Мастер-класс»  учителей татарского языка и литературы .  Учитель татарского языка и литературы Апастовской СОШ Гумерова Рания Ахатовна защищала честь района в зональном этапе конкурса “Учитель года”. К сожалению,  в республиканском этапе конкурса “Мастер-класс” учителя родных языков победных результатов достичь не смогли. На следующий учебный год педагогам предстоит провести целенаправленную работу ( сбор методических разработок, введение в практику проведение видеосъемок уроков, размещение опыта своего труда в школьных и личных сайтах и т.д.) по достижению значимых результатов. Также они - участники всероссийских, республиканских научно-практических конференций, выставок, конкурсов. 
      Планово осуществляется курсовая подготовка и переподготовка учителей родного языка и литературы. Учителя татарского языка и литературы проходят повышение квалификации в ИРО и КФУ, а учителя чувашского языка и литературы – в Чувашском республиканском институте образования в г. Чебоксары. 
         Он-айн-школа «Ана теле»- дистанционная образовательная программа для всех желающих изучить татарский язык стартовала с 1 февраля 2013 года. На сегодняшний день по данной программе 14 русскоязычных педагогов и 1 воспитатель района  завершили свое обучение.
    Работа по обновлению содержания образования, освоению новых технологий, использование инновационных технологий, анализ педагогической деятельности, повышение уровня квалификации учителей, проблемы преемственности  организуются через деятельность  методических объединений.  В течение года в  районе работало методическое объединение учителей татарского языка и литературы. Все кустовые методические объединения учителей родного языка работают по утвержденному годовому плану, основываясь на комплексную программу практических мероприятий по реализации Закона РТ «О языках народов Республики Татарстан»
 Традиционными формами работы методического объединения были семинары – практикумы, творческие и педагогические мастерские, круглые столы, научно – практические конференции, конкурсы, деловые игры, которые позволили как обучающимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.  МО продолжило работу по внедрению новых современных технологий в преподавании татарского языка и литературы, совершенствованию форм и методов обучения. Темы семинаров актуальны, носили обучающий характер. Каждое занятие семинара помимо теоретической части сопровождалось открытыми уроками и выступлениями из опыта работы. На  семинарах опытные учителя демонстрируют свое мастерство, делятся наработанным материалом. Учителя уделяют большое внимание технологии деятельностного метода обучения, личностно - ориентированной технологии, новым информационным, проектным, здоровье сберегающим технологиям. Педагоги стараются мобилизовать свой потенциал в поиске новых подходов к развитию личности каждого ребенка. 
     Важное значение в развитии национального самосознания отводится системе воспитательной работы, основанной на принципах народной педагогики, содержание и методы которой учитывают национальные, направленные на формирование установок толерантного сознания, межэтнического согласия и сотрудничества, дружбы народов, пропаганды духовных ценностей народов России: месячник родного языка, «Декады татарского языка», «Декады русского языка», «Декады чувашского языка», классные часы, тематические вечера, конкурсы творческих работ, фестивали художественной самодеятельности. Был разработан годовой план работы деятельности в  школах и детских садах по развитию национального образования. Помимо традиционных мероприятий проведены, такие как: литературно-художественные, музыкальные вечера, фольклорные праздники, конкурсы сценариев и разработок. Мероприятия проходят на татарском, русском, чувашском, английских языках.
 В данном направлении в 2014-2015 учебном году предстоит оживить работу базовым ресурсным центрам по национальному  образованию : МБОУ  «Мурзинская средняя  общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района Республики Татарстан и МБДОУ «Апастовский детский сад общеразвивающего вида «Радуга» Апастовского муниципального района Республики Татарстан.
В летнюю смену межрегиональных лагерей  с языковым профилем  по татарскому языку «Болгар» и «Костер» из 3 школ района  участвовали 13 учащихся.
         В целях реализации Соглашения о сотрудничестве в области образования установлена связь с Пензенской областью и Республикой Чувашия, а именно со средней школой села Старый Карлыган Лопатинского района и со средней школой села Кошки-Кулики Яльчикского района. Ведется работа по обмену опытом между учителями татарского языка и литературы, учащиеся участвуют в совместных конкурсах  фестивалях,  научно-практичеких конференциях, форумах. В 2015-2016 учебном году планируется расширить круг сотрудничества: подписать Соглашение о сотрудничестве с 6 муниципальными органами образования Пензенской области, с последующим прикреплением школ с этнокультурным (татарским) компонентом содержания образования к школам района.
       Таким образом,   основными результатами деятельности по развитию национальной системы образования стало развитие национальной школы, совершенствование преподавания татарского языка и литературы, чувашского языка и литературы, сохранение количества обучающихся на родном языке, расширение и укрепление межнациональных связей.
        Основные задачи на 2015-16 учебный год:
    1.Создание условий для сохранения, изучения и развития государственных языков РТ и других языков.
2.Обеспечение функционирования целостной системы национального образования в соответствии с принципами общей стратегии развития образования.
3. Оживить работу с одаренными детьми, вести целенаправленную подготовительную работу к районному и республиканскому, Международному этапу олимпиады по татарскому языку и литературе.
4. Продолжить  систематическую подготовку к диагностическому тестированию 4 классов, ЕРТ, ЕРЭ.
5. Повысить результативность участия в республиканских, межрегиональных конкурсах как профессионального уровня , так и среди учащихся.
6. Задача методической службы - помочь учителям овладеть техникой получения  информации и на этой основе переходить к методической помощи по широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и ФГОС.
      В целом совершенствование системы национального образования и воспитания в районе, основанной на изучении истории, культуры, национальных традиций и обычаев народов РТ в  соответствии с основными законами, реализовывается через создание необходимых условий для обучения на родном языке, для сохранения и всестороннего развития родного языка, а также через обеспечение свободы выбора использования языка общения, возможность развивать свой язык, традиции и соблюдать обычаи своей веры, передавать их из поколения в поколения.
 
 
 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: